Научная статья на тему 'Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 10-х классов'

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 10-х классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Васильевна

Предлагаемая вниманию читателей статья содержит программу курса, призванного обучить школьников основам исследовательской деятельности. В пояснительной записке изложены цели и задачи курса, перечень знаний и умений, которыми старшеклассники должны овладеть в ходе изучения материала программы. В статье приведено подробное учебно-тематическое планирование, изложено содержание курса, есть подробные методические рекомендации по проведению занятий. Данный курс предназначен для учащихся 10-го класса. Может быть адаптирован для учеников основной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 10-х классов»

Методические разработки и рекомендации

Конкурс методических разработок

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 10-х классов

Смирнова

Елена Васильевна,

учитель химии, биологии МОУ «Вохтожская СОШ № 2» Грязовецкого муниципального района Вологодской области

Предлагаемая вниманию читателей статья содержит программу курса, призванного обучить школьников основам исследовательской деятельности. В пояснительной записке изложены цели и задачи курса, перечень знаний и умений, которыми старшеклассники должны овладеть в ходе изучения материала программы. В статье приведено подробное учебно-тематическое планирование, изложено содержание курса, есть подробные методические рекомендации по проведению занятий. Данный курс предназначен для учащихся 10-го класса. Может быть адаптирован для учеников основной школы.

Пояснительная записка

Сегодня не нужно убеждать педагогов и старшеклассников в необходимости формирования и развития учебно-познавательной компетентности в процессе обучения в школе -это уже прописная истина. Ещё русский педагог и философ XX века С.И. Гессен писал, что «...задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее (усовершенствование ума как чисто психической способности возможно вообще только в известных очень узких границах), но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению. Развитой ум - это не просто сильный ум, это ум научно-образованный, воспринявший в себя научную культуру, умеющий подчинять произвол своего мышления объективным требованиям метода...». Подобные мысли и потребность выпускников в начальных знаниях по исследованию стали основанием для написания этого курса.

Содержание элективного курса нацелено на ознакомление обучающихся с процессом работы над рефератом, исследованием, проектом, с техникой публичного выступления и предполагает различные формы деятельности: индивидуальную, групповую, фронтальную. Занятия построены по типу лекций, практикумов, тренингов, дискуссий и ориентированы на создание собственных исследовательских работ обучающихся.

Цель: создание условий для повышения эффективности исследовательской деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

• познакомить обучающихся с теорией ведения исследовательской деятельности;

• научить определять основные элементы исследовательской работы;

• сформировать умения и навыки исследовательского труда;

• обучить технологии подготовки и технике публичного выступления.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

• основные понятия, относящиеся к научной деятельности;

• принципы построения самостоятельной работы;

• основы библиографии и мастерства публичного выступления;

• особенности планирования и подготовки мультимедийной презентации. Обучающиеся должны уметь:

• вычленять и называть элементы научной деятельности;

• анализировать источники информации;

• планировать свои выступления с учётом выбранной цели, особенности аудитории;

• применять различные методы познания для ведения учебного исследования;

• выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. Продолжительность элективного курса - 17 учебных часов. Курс завершается защитой индивидуальной исследовательской работы.

Учебно-тематический план

№ Тема Количество часов

1 Введение. Наука. Типы исследований 1

2 Научный аппарат 5

2.1. Креативность. Умение видеть проблему 1

2.2. Требования к выбору и формулировке темы 1

2.3. Актуальность и практическая значимость исследования 1

2.4. Объект и предмет исследования 1

2.5. Цель,задачи,гипотеза исследования 1

3 Методы научных исследований 2

3.1. Классификация методов, их характеристика 1

3.2. Навыки исследовательского поведения 1

4 Обзор информационных источников 3

4.1. Источники информации 1

4.2. Поиск информации в сети Интернет 1

4.3. Составление и оформление списка литературы 1

5 Оформление работы 2

5.1. Требования к оформлению исследовательской работы 1

5.2. Рецензия. Правила рецензирования 1

6 Публичное выступление 4

6.1. Технология подготовки публичного выступления 1

6.2. Особенности планирования и подготовки мультимедийной презентации 1

6.3. Техника публичного выступления 1

6.4. Защита исследовательской работы 1

Всего 17 часов

Содержание курса

«Для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела» Френсис Бэкон

Тема 1. Введение

Наука (точные, естественные, гуманитарные, возникшие на стыке областей знаний), исследовательская деятельность. Литературный обзор, реферат, исследование, проект, иххарактеристика.

Тема 2. Научный аппарат

Творческие способности, пути их развития. Основные требования к выбору темы исследования. Актуальность исследования, его практическая значимость. Определение ведущих понятий научно-исследовательской деятельности: объектная область, объект, предмет исследования, тема, проблема, гипотеза, цель и задачи.

Тема 3. Методы научных исследований

Понятие «метод». Общие и специальные методы. Классификация методов. Деление общих методов на группы:

• методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

• методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному);

• математические методы (статистический, метод визуализации данных (функции, графики и т.д.);

• специальные методы.

Тема 4. Обзор информационных источников

Методы ознакомления с источниками информации. Литература общего характера. Узкоспециализированная литература. Интернет. Поисковые системы. Типы чтения: просмотровое, ознакомительное (выборочное), изучающее. Правила использования цитат. Правила оформления спискалитературы.

Смирнова Елена Васильевна

Тема 5. Оформление работы

Этапы проведения работы: собственно исследование (технологический этап), аналитический этап. Теоретическое обоснование уже имеющейся информации. Составление рабочего плана (подготовка и проведение работы, инвентарь, формы фиксации первичной обработки результатов и анализ деятельности). Формы представления работы: текст научного сочинения, статья или тезисы, доклад, сообщение, отчет и т.п. Оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы (введение, основная часть, заключение, литература). Написание рецензии.

Тема 6. Публичное выступление

Анализ предполагаемой аудитории. Планирование выступления. Правила оформления компьютерной презентации. Понятие о логической структуре мультимедийной презентации. Подбор слайдов. Устное описание слайда. Иллюстрации к работе. Анимация слайдов. Оформление электронной версии работы. Психологические аспекты публичного выступления. Логика построения выступления. Имидж выступающего.

Методические рекомендации

Потребность в этих рекомендациях у вас возникнет при появлении первых трудностей в преподавании курса, особенно при нехватке необходимого теоретического материала. Я надеюсь, что найденный мной материал поможет вам сэкономить столь необходимое время. В процессе изучения курса целесообразно проведение одного - двух тестирований. Кроме того, итоги обучения подводятся после завершения ученического реферата, исследования или проекта.

Изучение темы 1: «Введение»

Проблемы, рассматриваемые в теме:

1. Различия между рефератом, исследованием, проектом.

2. Последовательность действий в процессе работы над рефератом, исследованием, проектом.

Учебные цели: научиться определять целесообразность выбора типа исследования.

Дидактическое оснащение: реферативные, исследовательские работы и проекты обучающихся разных лет. Рекомендации по изучению темы:

1. Понятие «наука». Классификация наук (точные, естественные, гуманитарные, на стыке областей знаний). Современное состояние научных исследований в России.

2. Обсудить с учащимися понятия «реферат», «исследование», «проект». Показать отличие литературного обзора от реферата.

Реферат Исследование Проект

Суть работы Выбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему Направлено на получение новых научных знаний Создание чего-то нового, не существовавшего ранее

Особенности Нет развернутых доказательств, сравнения,рассуждений, оценок; отвечает на вопрос о том, что нового содержится в тексте Выполнение эксперимента и интерпретация полученных данных Может быть ориентирован на воплощение в жизнь или являться представлением о том, как необходимо решать проблему

3. Предложить обучающимся несколько тем, на примере которых они должны самостоятельно определить целесообразность выбора типа исследования. Например: Декоративно-прикладное искусство Вологодчины. Создание ШеЬ-сайта.

Влияние спорта на опорно-двигательную систему. Выращивание кристаллов. Ландшафтная архитектура. География любовных сюжетов. Моя родословная.

4. Предложить обучающимся схему работы Над рефератом:

1) определение объектной области и предмета исследования;

2) выбор и формулировка темы;

3) определение цели написания реферата;

4) составление плана;

5) изучение литературы;

6) классификация материала;

7) анализ собранного материала;

8) оформление реферата;

9) защита.

Над исследованием:

определение объектной области и предмета исследования; выбор темы исследования, её актуальность; выработка гипотезы;

формулирование цели и задач исследования; составление плана; сбор и обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов; подготовка отчёта; защита. Над проектом:

1) постановкапроблемы;

2) выдвижение гипотез;

3) планирование деятельности по реализации проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) сбор информации;

5) структурирование информации;

6) изготовление продукта;

7) презентация проекта;

8) самооценка и самоанализ.

Смирнова Елена Васильевна

Изучение темы 2: «Научный аппарат»

Проблемы, рассматриваемые в теме:

1. Как правильно сформулировать тему исследования.

2. Как ставятся цель и задачи исследования.

Учебные цели: познакомиться с научным аппаратом исследования.

Дидактическое оснащение: реферативные, исследовательские работы и проекты учащихся разных лет.

В данной части определение проблемы рассматривается как начало исследования. Проводятся тренинги на определение креативности. Особое внимание уделяется значимости проблемы, корректности ее постановки.

Даются рекомендации по выбору темы исследования. Виды тем («фантастические», эмпирические, теоретические). Правила выбора темы (должна быть посильна учащемуся, интересна, оригинальна). Формулирование цели. Цель - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь. Например, определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификации и т.д.

Формулировка задачи - это утверждение того, что необходимо сделать. Задачи - конкретизация пути достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Их необходимо тщательно продумать, поскольку путь их решения определяет содержание глав исследования.

Особо важно обратить внимание детей на описание актуальности темы, её значимости. Актуальность исследования определяется тем, отвечает ли оно насущной потребности практики и заполнят ли полученные результаты пробел в науке или при рассматривании этой проблемы с непривычной стороны.

При определении объекта и предмета исследования подчёркивается, что предмет - это не фрагмент, отрезанный от объекта, не его часть, а способ или аспект его рассмотрения. Определяя объект исследования, необходимо ответить на вопрос о том, что рассматривается. Устанавливая предмет - на вопрос о том, как будет рассматриваться объект именно в данном исследовании, ибо предмет обозначает аспект рассмотрения объекта. Предмет исследования определяет точку зрения на объект, акцентирует присущие ему отношения, аспекты, функции, которые будут изучаться. В связи с этим объект всегда объективен, а предмет субъективен.

Изучение темы 3: «Методы научных исследований»

Проблемы, рассматриваемые в теме: 1. Как выбрать метод исследования, с помощью которого можно достичь цели.

2. От чего зависит конечный результат научной деятельности.

Учебные цели: познакомиться с методами исследования (упрощенная классификация); научиться определять методы исследования, вспомнить навыки исследовательского поведения.

Дидактическое оснащение: реферативные, исследовательские работы и проекты учащихся разных лет.

Поставив цель и определив задачи, необходимо отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования. Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические, математические. Приведем их краткую характеристику. Эмпирические методы:

1. Наблюдение дает первичную информацию об объекте. Это активный познавательный процесс. Наблюдения должны информировать о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Виды: структурированное, неструктурированное, полевое, лабораторное, непосредственное, опосредованное.

2. Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.

3. Эксперимент - это частный случай наблюдения, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств. Важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

4. Анкетирование - метод опроса посредством самостоятельного заполнения респондентом опросного листа по указанным в нём правилам. Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.

5. Моделирование - это материальные и мысленно представленные объекты.

Существует два типа моделей: вещественные (допускают предметное преобразование) и мысленные. К первому типу относятся:

1) модели, отображающие пространственные особенности объектов (макеты);

2) модели, имеющие физическое сходство с оригиналом (например, модель плотины);

3) математические и кибернетические модели, отражающие структурные свойства объектов.

Ко второму типу относятся:

1) образные (чертежи, рисунки, шары и так далее);

2) знаковые модели (алгебраические и химические формулы);

3) наглядность модели;

4) модели в экспериментах.

Теоретические методы: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование.

1. Сравнение является наиболее распространенным методом исследования. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, есть путь к познанию закономерностей и законов. Сходство - это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие - это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого.

2. Анализ и синтез - это противоположно направленные, но неразрывно связанные и дополняющие друг друга способы познания.

Ъ. Обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Выделяют индуктивное и дедуктивное обобщение. 4. Классификация предполагает деление рода (класса) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род. Существуют классификации по видообразующему признаку и дихотомические. Классификацию можно проводить на основе существенных признаков (естественная) и несущественных признаков (искусственная).

Математические методы: статистические, методы и модели теории графов и сетевого моделирования; методы и модели динамического программирования; метод визуализации данных (функции, графики).

Специальные методы: картографический, исторический, страноведческий и другие.

Изучение темы 4: «Обзор информационных источников»

Проблемы, рассматриваемые в теме:

1. Существуют ли эффективные способы работы с литературой?

2. Этика цитирования научной литературы.

3. Как правильно оформить список рекомендуемой литературы.

Учебные цели: познакомиться с методами работы с научной литературой; научиться работать с разными литературными источниками информации и библиотечными фондами, использовать цитаты в тексте работы; освоить правила оформления списка используемой литературы.

Дидактическое оснащение: реферативные, исследовательские работы и проекты учащихся разных лет; библиотечные карточки. Рекомендации по изучению темы:

1. Охарактеризовать виды источников информации (литературные источники, аудио-ивидеоисточники, сеть Интернет).

2. Каталог и работа с ним. Критическая оценка и проверка достоверности используемых данных из литературных источников.

3. Виды фиксированной информации (план, тезис, конспект, пометки, выписки)

4. Библиографическое описание.

5. Правила составления библиографического списка:

1) библиотечные карточки и работа с ними;

2) информационные издания;

3) библиографические указатели и списки;

4) реферативные издания и сборники;

5) экспресс-информация;

6) обзорные издания;

7) монографии.

Изучение темы 5: «Оформление работы»

Проблемы, рассматриваемые в теме:

1. Существующие формы представления материала.

2. Отличия между формами представления материала. Учебная цель: познакомиться с процессом проведения научной работы.

Дидактическое оснащение: реферативные, исследовательские работы и проекты учащихся. Рекомендации по изучению темы.

Рассказать о формах представления результатов исследовательской деятельности. Правила составления рабочего плана.

Оформление научно-исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

Дать рекомендации по размещению иллюстраций в работе (таблицы, формулы, чертёж, графики, схемы, диаграммы, фотографии).

4.

Изучение темы 6: «Публичное выступление»

Проблемы, рассматриваемые в теме:

1. Правила составления презентации.

2. Как правильно построить защиту работы.

3. Как грамотно отвечать на вопросы аудитории.

Учебные цели: усвоить правила оформления компьютерной презентации; овладеть техникой публичного выступления, отработать ораторские навыки при устном выступлении.

Дидактическое оснащение: компьютер, программа Microsoft PowerPoint, проектор, экран.

Рекомендации по изучению темы: 1. Правила оформления компьютерной презентации: подбор слайдов, иллюстраций к работе, анимация слайдов, применение программы Photoshop. Оформление электронной версии работы на дискете, диске; в режиме off-line; формат Word. Устное описание слайдов. Использование аудио-и видеомагнитофонов, письменной наглядности.

Смирнова Елена Васильевна

2. Текст устного выступления. Составление тезисов. Психологические аспекты публичного выступления. Логика построения выступления. Внешний облик и манеры выступающего. Ответы на вопросы. Советы по подготовке презентации:

1. Вступление должно быть живым, четким, сильным и оригинальным, в нем необходимо обозначить цель работы. Можно начать с риторического вопроса, короткой яркой истории, цитаты, ссылки на авторитетное лицо, шутки по теме презентации.

2. В основной части раскрываются пункты работы, подкрепляются доказательством (словесным и наглядным), подводятся промежуточные итоги. Пункты должны быть логически связаны.

3. В заключении подводятся итоги и звучит призыв к действию.

4. Язык выступления должен быть простым и естественным, говорите громко и отчетливо, не слишком быстро и не слишком медленно, избегайте речевых ошибок. Юмор поможет «расшевелить» публику и привлечь внимание, но не впадайте в дурной тон. Выступление не должно быть монотонным и излишне эмоциональным. [Ж]

Список литературы

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.: Академия, 2005.

2. Исследовательская деятельность студентов: Учебное пособие / Автор-составитель Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ъ. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель; науч.ред. Т.Н. Шамова. -2-е изд. -М.:5за знания, 2008.

4. Петунин О.В. Формы и методы работы в профильных классах // Биология в школе. - 2005. - № 3.

5. Рагозина Л.Д., Щуркова Н.Е. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся. - М.: Пед. общество России, 2002.

6. РохловВ. С. Организацияпроектнойдеятельностившколе // Биология. - 2005. - № 14.

Глоссарий (словарь основных терминов)

Актуальность - необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса познания.

Исследование - вид деятельности, направленной на получение новых знаний.

Наука - 1) процесс получения новых знаний, с учётом систематизации уже полученных результатов; 2) достоверные и упорядоченные знания.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, то есть то, на что направлено исследование.

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Предмет исследования - конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно предмет определяет тему работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема - некая противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Проект - реалистичный замысел желаемого будущего, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении.

Реферат - доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Это визитная карточка исследования. Необходимо сформулировать ее лаконично, а используемые понятия должны быть логично связаны. Формулировка темы отражает сосуществование уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.