Научная статья на тему 'Дополнительная общеобразовательная программа «Научный ландшафт»'

Дополнительная общеобразовательная программа «Научный ландшафт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Светлана Сергеевна

В статье изложена дополнительная общеобразовательная программа обучения школьников исследовательской деятельности на предметном материале краеведения. Дано обоснование актуальности данной программы, выбора в качестве области изучения истории родного края. Обозначены цели, задачи программы, охарактеризованы основные формы и методы работы, ожидаемые результаты и способы их проверки. Подробно описанное содержание программы разворачивается не по алгоритму изучения предмета, а согласно логике создания исследования, имеющего для школьника личностный смысл. Дополнительная общеобразовательная программа разработана с целью обучения исследовательской деятельности школьников 14–17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительная общеобразовательная программа «Научный ландшафт»»

Зубова Светлана Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная программа «Научный ландшафт

В статье изложена дополнительная общеобразовательная программа обучения школьников исследовательской деятельности на предметном материале краеведения. Дано обоснование актуальности данной программы, выбора в качестве области изучения истории родного края. Обозначены цели, задачи программы, охарактеризованы основные формы и методы работы, ожидаемые результаты и способы их проверки. Подробно описанное содержание программы разворачивается не по алгоритму изучения предмета, а согласно логике создания исследования, имеющего для школьника личностный смысл. Дополнительная общеобразовательная программа разработана с целью обучения исследовательской деятельности школьников 14-17 лет.

»

Природа изначально наделила человека способностью к исследованию. В современном стремительно меняющемся мире исследование рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, а как неотъемлемая черта успешной личности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Но эту способность необходимо развивать. Поэтому программа подготовки школьников к исследовательской деятельности, обучающая их умениям и навыкам исследовательского поиска, является весьма актуальной. Итогом обучения по данной программе становится формирование у учащихся нового понимания окружающего мира, особенного типа мышления - исследовательского, творческого.

В методической литературе рядом с терминами, характеризующими исследовательскую деятельность, часто стоят словосочетания «способные дети», «одаренные дети» - именно для таких детей и создаются специальные программы. Но если мы имеем в виду исследовательскую деятельность как образовательную технологию, то подразумеваем, что с ее помощью любой учащийся -ярко одаренный или не выделяющийся, со своим уровнем физического, психического, интеллектуального развития - может сменить позицию «ведомого» на позицию активного субъекта деятельности, самоутвердиться в исследовании. Соблюдение принципа добровольности занятий обучающихся, возможность выбора области и темы исследования, максимальная самостоятельность ученика в процессе работы позволяют в итоге выйти на индивидуальную траекторию развития.

Любое ученическое исследование проходит под руководством педагога, который помогает определить его направле-

Зубова

Светлана Сергеевна,

педагог дополнительного образования высшей категории Центра детско-юношеского творчества «Аист», с. Туруханск Красноярского края

ние, корректирует цели и задачи, определяет совместно с учеником алгоритм работы и выступает консультантом.

Данная программа отвечает возрастным особенностям учащихся старшего школьного возраста, социальному заказу общества, определяемому изменением спроса на профессиональную подготовку кадров.

Исследования по программе проводятся в области краеведения, которое дает богатый материал для работы, предоставляет возможность совершить много открытий. Кроме того, краеведение позволяет усилить социокультурные и психологические смыслы исследовательской деятельности и является:

• путем повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков;

• инструментом становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок;

• способом профориентации и начальной профессиональной подготовки, в задачи которых входят построение непрерывного образования, отбор талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;

• средством обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождения в мир культуры путем приобщения к традициям научного сообщества (прежде всего - формирования собственной позиции по отношению к явлениям окружающего мира). Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана: эффективной социализации, историко-патриотического и сословного воспитания (в конечном счёте, задачами передачи культуры социума от поколения к поколению).

Цель дополнительной общеобразовательной программы -развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся старшего школьного возраста путём приобретения опыта реализации исследования. Задачи программы:

• научить методологии самостоятельного научного исследования;

• развить рефлексивное мышление, способствовать формированию аналитического подхода, становлению субъект-ности;

• ввести учащихся в мир культуры в процессе освоения принятых в научном сообществе способов и норм деятельности, восприятия на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества; формировать интерес к истории России и малой родины, способствовать осознанию личной и общественной значимости образования (знаний).

Зубова Светлана Сергеевна

Характеристика контингента учащихся: старшеклассники 14-17 лет. Ведущий вид деятельности в этой возрастной группе -учебно-профессиональнаядеятельность;направлениеработы-развитие мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сфер. Таким образом, в стремлении старшеклассника написать исследовательскую работу могут сочетаться личный и социально значимый интерес.

Условия приёма обучающихся по программе: желание школьников вне зависимости от уровня обученности и степени владения методами научного познания.

Место реализации дополнительной общеобразовательной программы - село Туруханск Красноярского края. Занятия проводятся в ЦДЮТ «Аист», секции «Краеведение» научного общества учащихся.

Особенности содержания дополнительной общеобразовательной программы. Итогом работы учащихся являются исследовательские проекты. На краеведческом материале (изучения важнейших исторических событий и явлений на региональном уровне, вклада в исторический процесс отдельных людей) школьники знакомятся с теми стандартами, которые приняты в научной литературе, поскольку к учебно-исследовательской работе предъявляются, по существу, те же требования, что и к любой научной статье или отчету. Индивидуальная исследовательская работа может начинаться после ознакомления учащихся с теоретическими и практическими разделами учебного плана. Подготовка к всероссийским конкурсам проходит после участия в районной научно-практической конференции или краевом форуме «Молодежь и наука» (при условии прохождения дистанционного тура форума). Работа направляется для участия во всероссийских конкурсах в следующем учебном году, поскольку дистанционные туры проходят чаще всего до 10-15 января.

Программа рассчитана на 72 учебных часа в течение одного года обучения. На организационно-подготовительном и технологическом этапах занятия проходят один раз в неделю по два часа (30 часов), на всех последующих этапах - два раза в неделю по одному часу (42 часа) из расчёта 36 учебных недель. План индивидуальной работы составлен для одного учащегося. В учебно-тематическом плане программы - шесть разделов.

Основные формы и методы работы с обучающимися: групповые занятия на организационно-подготовительном и технологическом этапах, групповой тренинг на презентативном этапе, индивидуальные занятия на всех остальных этапах обучения. Теоретический материал чередуется с практической работой. На индивидуальных практических занятиях знания конкретизируются в исследовательском проекте, развиваются соответствующие компетенции и навыки. Технология - исследовательская деятельность учащихся.

Ожидаемые итоги:

• соответствие результата (исследовательской работы учащегося) нормам проведения исследования;

• развитие у учащихся умения видеть и выделять проблему, формирование способности к рефлексивному мышлению, повышение уровня познавательной мотивации, становление авторской позиции и др.

Формальный результат - это исследовательская работа учащегося и ее презентация в форме доклада или сообщения, а также участие в конкурсах (районных, краевых и всероссийских).

По окончании обучения учащимся вручается документ ЦДЮТ «Аист» (сертификат, свидетельство и т.п.).

Способы проверки ожидаемых результатов: способ проверки в цикле занятий на развитие интеллектуальных умений - это повторное тестирование для оценки нереализованного интеллектуального потенциала. В остальных разделах итоги отдельно не подводятся. Промежуточный контроль проходит в виде собеседования. Определяющим параметром для проверки ожидаемых результатов является воспроизводство условий для самостоятельного выбора учащимся на разных стадиях цикла: целей и задач, объекта исследования, гипотез. Учащиеся выбирают из нескольких возможных вариантов, анализируют основания для своего выбора, что способствует развитию рефлексии. В случае сильной регламентации исследовательского цикла в виде подробно разработанных заданий по работе на каждом этапе и проверки их выполнения, самостоятельное исследование заменяется репродуктивной учебной работой.

Учебно-тематический план

№ Наименование разделов, тем

1 Организационно-подготовительный этап: • оценка нереализованного интеллектуального потенциала учащихся. Первое из занятий, направленных на развитие интеллектуальных умений учащихся; • занятия, направленные на развитие интеллектуальных умений учащихся. Повторная оценка нереализованного интеллектуального потенциала учащихся; • обзорная лекция по истории Туруханского района. Виды исследовательских работ. Выбор каждым учащимся направленности, проблемы исследования и темы работы. Оформление титульного листа работы

2 Технологический этап: • основные структурные элементы исследовательской работы. Выбор предмета и объекта исследования. Обоснование актуальности исследования. Определение цели и задач исследования; • принцип «одной капли»: информационная база исследований. Источниковая база. Особенности работы с историческими источниками. Разработка ориентировочной (черновой) структуры (содержания) текста исследовательской работы. Формулирование рабочей гипотезы. Подбор и освоение методов исследования; • посещение библиотеки. Формирование параграфа «Обзор литературы»; • формирование главы «Историческая справка» по предмету исследования; • правила проведения и техника записи интервью. Встречи с информантами; • особенности анализа устных и вещественных источников, полученных в работе с информантами. Собеседование для уточнения уровня полученных на технологическом этапе знаний.

I Зубова Светлана Сергеевна

3 Написание исследовательской работы учащимся (индивидуальный план). Этапы работы над исследованием. Поддержка учащегося педагогом: • глава «Введение»; • глава «Методика исследования»; • глава «Историческая справка». Параграф «Обзор литературы»; • раздел «Результаты исследования» (согласно плану исследования). Анализ полученных результатов на основе методов исследования; • формулирование выводов; • глава «Заключение»; • оформление списка литературы, проверка правильности оформления научно-справочного аппарата; • составление приложений с фактографическим материалом. Работа над второй страницей - «Содержание работы» (оглавление работы в соответствии с её реальным содержанием - уточнение названий глав и параграфов, состава приложений); • вычитывание текста

4 Презентационный этап: • работа над тезисами выступления; • подготовка презентации к тезисам; • выступление на конференции НОУ в ЦДЮТ « Аист»

5 Рефлексивный этап: • рефлексия выступления на конференции и результатов исследования

6 Подготовка к конкурсам исследовательских работ краевого и всероссийского уровней (согласно положениям о конкурсах)

7 Заключительное занятие

Содержание программы

Основные понятия: актуальность темы, гипотеза, доклад, задачи, информанты, исследование, корректность методики, методы исследования, объект исследования, предмет исследования, проблема, реферат, сообщение, тема, цель.

Принцип построения программы: образовательный процесс строится не в логике учебного предмета (краеведение), а согласно логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию. Такой деятельностью является для учащегося написание исследовательской работы. Поэтому программа построена как последовательность создания исследовательской работы с иллюстрацией конкретных задачах в определенной образовательной области (краеведение) и предполагает дополнительную теоретическую и практическую подготовку учащихся, необходимую для выполнения исследовательской работы, включает индивидуальный план выполнения работы, который предусматривает работу по структурным единицам исследования. Такие структурные единицы (введение, методика исследования, историческая справка, результаты исследования, выводы, заключение и т.д.) являются общими для всех работ. Планирование же конкретных тем и, следовательно, конкретного наполнения единиц невозможно, так как ученики самостоятельно выбирают темы исследования. За счёт осознания возможности творческой реализации, претворения своего замысла в реальность для учащихся создается ситуация самоопределения.

Реализуется цепочка:

• инициация стремления к постановке исследовательских задач (включая предпочтения учащегося в определенной области знания, объекта исследования и др.);

• предоставление различных средств решения исследовательских задач (методик и предметов исследования);

• контроль соблюдения норм проведения исследовательской деятельности;

• предоставление возможности презентации результатов;

• инициация рефлексии.

Описание каждой темы

1. Организационно-подготовительный этап

1.1. Оценка нереализованного интеллектуального потенциала учащихся. Первое из занятий, направленных на развитие интеллектуальных умений учащихся «Словарь парадоксальных определений» В. Кротова.

Практика. Тестирование с целью прогнозирования успехов в деятельности, в которой проявляется вербальное мышление человека. Знакомство со «Словарем парадоксальных определений». Задание на доказательство или опровержение. Рефлексия.

1.2. Занятие на развитие интеллектуальных умений учащихся «Словарь парадоксальных определений», «лингвистические умения».

Практика. Анализ трудностей, возникших при парадоксальном толковании группы слов. Парад домашних творческих достижений. Авторское завершение фразы. Распределение слов по группам под общим понятием. Нахождение антонимов слова. Составление рассказало требованиям к структуре с предложенными словами.

1.3. Занятие на развитие интеллектуальных умений учащихся: «лингвистические умения», «ассоциативное мышление».

Практика. Творческий диктант. Анализ выполнения диктанта. Лингвистические этюды. Мини-опрос. Расшифровка предложения. Сочинение «Сказки на новый лад». Выступление от имени сказочного героя.

1.4. Занятие на развитие интеллектуальных умений учащихся «оригинальность мышления», «развитие дикции, произношения и речевых умений».

Практика. Подготовка выступления «Великий автор великих сказок». Устные вопросы персонажам сказки. Мораль сказки «Красная шапочка». Написать эту сказку в стиле разных авторов. Просмотр эпизодов из кинофильма «Карнавал» о работе героини над улучшением своей дикции. Игра «Вступительный экзамен в театральный институт». Рефлексия.

Зубова Светлана Сергеевна

1.5. Занятие на развитие интеллектуальных умений учащихся «развитие дикции, произношения и речевых умений», «логическое мышление, языковая догадка».

Практика. Чтение и анализ отрывков из литературных произведений «Пигмалион» Б. Шоу и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова (сравнение речи Элизы Дулитл и Эллочки-людоедочки). Обобщение понятий более широким определением (с аргументацией). Объяснение цитаты. Игра «Испорченный телефон». Рисованные тесты.

1.6. Занятие на развитие интеллектуальных умений учащихся. «Проблема». Повторная оценка нереализованного интеллектуального потенциалаучащихся.

Практика. Обсуждение значимости занятий для развития интеллектуальных умений. Лепка из пластилина образа мешающей проблемы. Незаконченное предложение «Чтобы решить свою проблему, я должен...». «Корзина проблем». Повторное тестирование с целью обнаружения изменений в прогнозировании деятельности, в которой проявляется вербальное мышление человека.

1.7. Обзорная лекция по истории Туруханского района. Виды исследовательских работ. Выбор каждым учащимся направленности, проблемы исследования и темы работы. Оформление титульного листа работы.

Теория. Инициирование стремления к постановке исследовательских задач. Выделение ряда вопросов, которые могут породить исследование. Отличие исследовательской работы от исследовательского реферата и исследовательского проекта на примерах работ выпускников коллектива. Объединение исследовательских работ по краеведению в блоки комплексного характера и историко-культурной направленности. Проблема как противоречие. Понятие «проблема» в разных словарях.

Практика: выбор направленности, проблемы и темы будущего исследования. Условия выбора: интерес, правильная самооценка, обеспеченность исходным материалом. Формулирование проблемы. Требования к формулировке темы: задаёт направление исследования, отражает суть работы, содержит название объекта, его местонахождение, временной период. Оформление титульного листа работы.

2. Технологический этап

2.1. Основные структурные единицы исследовательской работы. Выбор предмета и объекта исследования. Обоснование актуальности исследования. Определение цели и задач исследования.

Теория. Понятие о разделах, главах, параграфах, объекте и предмете исследования, актуальности исследования. Уровень цели: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Ключевые слова и фразы для уровня цели: установить, показать взаимосвязь, выбрать вариант, сравнить, предположить закономерность, оценить проблемуи т.д. Взаимосвязь цели и задач.

Практика. Выбор предмета и объекта изучения с опорой на реальные возможности исследования, получения достоверных результатов; выбор осуществляется из нескольких вариантов. Формулирование цели исследования по выбранной теме с использованием ключевых слов и фраз; выбор из нескольких вариантов. Корректировка выбора предмета и объекта исследования на основе сформулированной цели. Определение конкретных задач исследования в форме домашнего задания с последующей презентацией.

2.2. Принцип «одной капли»: информационная база исследований. Источниковая база. Особенности работы с историческими источниками. Разработка ориентировочной (черновой) структуры (содержания) текста исследовательской работы. Формулирование рабочей гипотезы. Подбор и освоение методов исследования.

Теория. Отражение проблем исследования в небольшом объёме (как в капле воды). Информационная база исследований: законодательные акты, научные источники, статистические источники, периодическая печать, электронные ресурсы, локальные нормативные акты. Виды источников: устные, письменные, вещественные - их значение для полноценного анализа явления, новизны выводов. Исторические источники: архивные документы, дневники, письма, воспоминания, фотодокументы; особенности работы с ними. Гипотеза - личная версия исследователя, ее жёсткая связь с поставленной целью работы, значение гипотезы для последовательного выполнения этапов работы. Гипотеза - истинное или ложное утверждение, проверяемое в ходе исследования. Методология научного исследования - один из важнейших показателей уровня исследовательской культуры. Требования к методике исследования: методологическая корректность, соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике краеведческого исследования, соответствие целям и задачам, предполагаемому объёму и характеру исследования.

Практика. Презентация учащимися домашнего задания -определение задач исследования. Обозначение основных структурных разделов (сколько и каких разделов, ориентировочные названия всех глав и параграфов). Выдвижение гипотезы из нескольких версий. Подбор и освоение методов и приемов исследования (индукция, дедукция, аналог, сопоставление, сравнение, противопоставление, выделение нового и др.).

2.3. Посещение библиотеки. Формирование параграфа «Обзор литературы».

Практика. Изучение требований к оформлению научно-справочного аппарата. Поиск материалов для исторического

Зубова Светлана Сергеевна

исследования, оформления заявки в архив. Адресный подбор литературы в соответствии с рабочим планом исследования. Определение того, что уже известно в рамках выбранной научной тематики. Уяснение основных терминов, понятий, сравнение взглядов разных авторов на проблему.

2.4. Формирование главы «Историческая справка» по предмету исследования.

Теория. Наполнение исторической справки материалами информационной базы исследований. Оформление научно-справочного аппарата. Составление текста исторической справки.

2.5. Правила проведения и техника записи интервью.

Практика. Подготовка учащихся к работе с информантами, изучение текста памятки, её обсуждение по вопросам. Пробное интервью. Способы записи интервью.

2.6. Встречи с информантами. Сбор материала для исследования (устные и вещественные источники).

2.7. Особенности анализа устных и вещественных источников, полученных в работе с информантами. Собеседование по освоению технологического этапа.

Теория. Понятие анализа. Виды анализа как приёма научного мышления: мысленное расчленение целого на части, анализ общих свойств предметов и отношений, разделение класса предметов на подклассы.

Практика. Выбор видов анализа для конкретных исследований на основе рефлексии, определение особенностей анализа исторических источников. Собеседование для выяснения уровня понимания методологии исследования.

3. Написание исследовательской работы учащимся (индивидуальный план). Этапы работы над исследованием. Аналитический характер поддержки учащегося педагогом

3.1. Практика педагогической поддержки работы учащегося ознакомление с методикой создания текста работы по принципу наращивания; помощь ученику в оценке соответствия написанного текста запланированному, в усовершенствовании работы при сохранении авторского подхода к теме, в осознании того, что он хотел бы узнать нового о предмете и о себе; контроль правильности оформления текста (последовательность частей, нормы изложения предметного результата, список литературы и источников).

4. Презентационный этап

4.1. Работа над тезисами выступления.

Теория. Законы устной речи, варианты подготовки тезисов. Приёмы привлечения и поддержания внимания аудитории в ходе выступления; ответы на вопросы; поведение оратора в аудитории.

Практика. Составление базы тезисов с обозначением основных блоков работы.

Домашнее задание: корректировка тезисов.

4.2. Работа над тезисами выступления.

Практика. Тренинг с выходом на коллективное обсуждение работы, самооценка выступления.

4.3. Подготовка презентации к тезисам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теория. Назначение презентации - наглядное представление объёмов, методов и результатов проделанной научно-исследовательской работы. Использование в презентации современных изобразительных и технических средств (стенды, таблицы, схемы, графики, мультимедиапроекция и др.). Требования к компьютерной презентации: примерный состав слайдов, шрифт, изложение содержания слайдов своими словами, минимальное применение анимации.

Практика: проект слайдовой презентации.

4.4. Подготовка презентации к тезисам.

Практика.. Презентация слайдов в соотнесении с тезисами.

4.5. Выступление наконференции НОУв ЦДЮТ «Аист».

5. Рефлексивный этап

5.1. Рефлексия выступления на конференции и результатов исследования.

6. Подготовка к участию в конкурсах исследовательских работ краевого и всероссийского уровней

6.1. Изучение положения о конкурсе.

Домашнее задание: подготовить проект изменений текста в соответствии с положением о конкурсе.

6.2. Проверка текста конкурсной работы.

6.3. Проектработы надистанционный тур конкурса.

Домашнее задание: подготовка работы на дистанционный

тур.

6.4. Рассмотрение проекта работы для дистанционного тура.

6.5. Методика и практика подготовки стендовой информации: замысел проекта стенда.

6.6. Методика и практика подготовки доклада по материалам работы (с соблюдением требований регламента). Беседа о нормах ведения научной дискуссии при предъявлении и обсуждении доклада.

7. Заключительное занятие

Коллективное творческое дело.

Результативность программы

Ожидаемые результаты программы.

Компетенции учащихся: выбирать собственную траекторию образования, решать учебные и самообразовательные пробле-

Зубова Светлана Сергеевна

мы, связывать воедино и использовать отдельные фрагменты знания, извлекать пользу из образовательного опыта.

Знания: методов исследования, содержательных и организационных этапов исследовательской деятельности, методики написания исследовательской работы; углубление знаний по истории и краеведению в целом.

Умения: выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; вписать собственное исследование в предметный и содержательный контекст избранной области знания; обозначить основания, смысл и технологию организации коммуникации на разных позициях при проведении работы (с руководителем, информантами, родителями и др.); оформлять результаты исследования при помощи современных изобразительных и технических средств; владеть постановкой целей и задач исследования; работать с документами и архивными материалами, с разными источниками исследований; вести поиск вспомогательной информации, пользуясь различными источниками, видеть логические связи.

Навыки: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, вести поиск, делать умозаключения и выводы, структурировать материал; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Становление субъектной позиции личности способность предъявить значимость выполненной работы, критически осмысливать изученный и собранный материал, публично выступать; общаться со сверстниками и взрослыми, начальниками и руководителями, ветеранами и научными сотрудниками; адаптироваться к социуму; профессионально самоопределяться, ориентироваться на поступление в высшие и специальные учебные заведения.

Опыт исследовательской деятельности при дальнейшем обучении в вузе облегчает учащимся написание курсовых работ, помогает общаться с преподавателями, проявлять себя и показывать, на что они способны, ибо любой курсовой проект в вузе -это исследовательская работа. Формы подведения итогов:

• повторный тест на оценку нереализованного интеллектуального потенциала учащихся на организационно-подготовительном этапе;

• собеседование на технологическом этапе;

• выступление на конференции на презентационном этапе;

• рефлексия выступления на рефлексивном этапе;

• участие в конкурсах разного уровня.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение:

1. Проводится специальная профессиональная подготовка педагогов или организуется регулярное содержательное взаимо-

действие с соответствующим профессиональным сообществом (педагоги проводят экскурсии в краеведческом музее в качестве внештатных сотрудников, собирают материалы для регионального отделения международного историко-просветительского благотворительного и правозащитного общества «Мемориал», участвуют в семинарах этого общества, в подготовке краеведческой литературы своего района и др.).

2. Приветствуется опыт научной работы у руководителей ученических исследований (публикации в профессиональных изданиях, выступления на семинарах и т.д.).

Система мероприятий (конференции, конкурсы, публикации, совместные работы с музеями и др.), позволяющих отметить социальную значимость достижений учащихся в области исследовательской деятельности.

Информационное обеспечение: адаптированные (самостоятельно или взятые из литературы) методики проведения исследовательской работы, соответствующие, с одной стороны, возможностям учащихся, с другой - основным нормам научного исследования.

Цифровые, учебные и другие информационные ресурсы. Тематические папки с объяснительно-иллюстративным материалом. Тексты исследовательских работ выпускников секции. Публикации текстов в сборнике Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. XXвек» (2008 год-работа «Спецпереселенцы в Туруханском районе Красноярского края») и книге «А жизнь идёт, как Енисей...» московского издательства «Возвращение» о туруханской ссылке A.C. Эфрон (2009 год - работа «Поселен-ская, поднадзорная...»). Видеопрезентации исследовательских работ выпускников. Компакт-диски материалов всероссийских конкурсов. Сборники конкурсных работ Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского (2005, 2006, 2008, 2009 годы). Сборники исследовательских работ Всероссийского исторического конкурса для старшеклассников «Человек в истории. Россия. XX век» (2005-2009 годы). Журналы «Исследовательская работашкольников» (2007).

Материально-техническое оснащение

1. Компьютер.

2. Презентационная техника. Ъ. Диктофон.

4. Флэш-карта. Ш

Учебно-методическая литература

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.

Зубова Светлана Сергеевна

2. Бруднов А.К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников. - 1996. - № 2-3. - С. 5-7.

3. ГузеевВ.В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998.

4. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсион-ности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.- С. 68-80.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.,1996.

6. ДереклееваН.И. Научно-исследовательская работав школе. -М.: Вербум-М, 2001.

7. Клёнова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. - 2005. -№1.-С. 19-22.

8. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. - М., 2006.

9. Леонтович А.В. Экспертиза исследовательской деятельности учащихся // Проектно-исследовательская деятельность: Организация. Сопровождение, опыт. Серия «Образовательные технологии». Выпуск 2. - М.: МИОО, 2005. - С. 8-17.

10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.

11. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников. - 2007. -№1.-С. 55-65, № 2. - С. 36-47.

12. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. -М., 2005.

13. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.

14. Педагогические технологии в образовательном процессе: Методические материалы. - СПб., 1995.

15. Серкин В.П. Подготовка и проведение проблемно-деловых игр. - Магадан, 1989.

16. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. - М., 2005. - С.51-58.

17. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. - М.: Генезис, 2005.

18. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подходак обучению: Учебное пособие - М.: «Ось-89», 2006.

19. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. - 2003. -№4.- С.34-45.

20. Ямбург Е.А. Школадля всех. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.