Научная статья на тему 'Учебная программа секции научного общества учащихся «Экология и биология»'

Учебная программа секции научного общества учащихся «Экология и биология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Видягина Людмила Васильевна, Ляпкова Нина Ивановна, Румянцева Анжела Владимировна

Данная программа дополнительного образования детей стала лауреатом конкурса методических разработок, проводимого нашим журналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Видягина Людмила Васильевна, Ляпкова Нина Ивановна, Румянцева Анжела Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа секции научного общества учащихся «Экология и биология»»

Учебная программа секции научного общества учащихся «Экология и биология

»

Данная программа дополнительного образования детей стала лауреатом конкурса методических разработок, проводимого нашим журналом.

На современном этапе стратегическая цель образования в России - развитие творческих способностей детей, их самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Гуманизация образования как путь достижения цели предполагает максимальную персонификацию и дифференциацию обучения и воспитания детей. Одним из перспективных средств развития познавательной мотивации учащихся является учебно-исследовательская деятельность. Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Важно не только приобщить подростка к процессу исследования, но и научить его этому.

Школа не может удовлетворить в полной мере спектр образовательных интересов личности и темпы ее развития, поэтому обучение подростков по специальным программам в рамках научных обществ учащихся в дополнительном образовании является актуальным направлением деятельности педагогов. Прежде всего, это предполагает широкую возможность практической и самостоятельной работы, а также углубление теоретических знаний по определенной теме, выбираемой обучающимся.

Большой интерес учащиеся проявляют к изучению природных комплексов и анализу экологического состояния естественной и преобразованной окружающей среды. Учебный курс по программе секции «Экология и биология» позволяет учащимся не только изучить общие принципы исследовательской деятельности, но и освоить особенности методов исследования по биологии и экологии, использовать полученные знания при оценке

Видягина

Людмила Васильевна,

Ляпкова

Нина Ивановна,

Румянцева

Анжела Владимировна,

педагоги дополнительного образования, МОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой», г. Череповец Вологодской области

Конкурс образовательных разработок

экологического состояния окружающей среды и грамотно обработать полученный материал исследования. Это необходимо для успешности в исследовательской деятельности этого направления.

Цель программы - способствовать формированию личности подростка посредством его самореализации в ходе учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию.

2. Привлечение школьников к научно-исследовательской, экспериментальной деятельности.

3. Формирование навыков научного и самостоятельного поиска, лабораторных и полевых исследований, основ экологического туризма.

4. Оказание помощи школьникам в профессиональном выборе.

5. Повышение престижа образования школьников.

6. Изучение природы родного края, городской среды обитания, путей их рационального использования и охраны.

Направленность программы: естественно-научная.

Уровень освоения программы: предпрофессиональный.

Содержание курса и организация учебного процесса

Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов и учащихся колледжей, увлеченных биологией, опытами, экологическими исследованиями и стремящихся к самостоятельной экспериментально-опытнической работе. Срок реализации программы - 3 года. Возможно дальнейшее обучение для глубокого изучения предмета исследования. По данному учебному курсу могут продолжать обучение студенты высших учебных заведений профильных специальностей до 21 года, являющиеся выпускниками секции «Экология и биология», для завершения работы по теме своего исследования.

Программа предусматривает индивидуальную работу педагога с учеником, при этом учитывается общее развитие, индивидуальные особенности и интересы каждого. Индивидуальные занятия педагога с учащимися проводятся в объеме 1 час в неделю. Формы индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от темы их исследований. Учащиеся свободны в выборе темы. Групповые лекционные и практические занятия продолжительностью 3 часа проводятся по дням свободным от занятий в школе (суббота - воскресенье).

В тематическом плане отражено спиральное построение содержания занятий по годам обучения, что предполагает углубление знаний темы, отработку умений и навыков исследовательской деятельности обучающегося. Количество учебных часов, отведенных на каждую тему, ежегодно учитывает индивидуальную исследовательскую работу.

Основываясь на уже полученных эколого-биологических знаниях, учащиеся могут решать общебиологические и экологические вопросы в ходе эксперимента или полевых исследований. Поэтому обучающиеся в Научном обществе учащихся (НОУ) участвуют в экспедициях и профильных экологических лагерях, где отрабатываются методики полевых исследований и собирается материал по заранее намеченным темам. Учащиеся овладевают основами туризма, кроме биологии затрагивают вопросы, изучаемые химией, географией, историей. Если выбранная тема связана с экспериментами и наблюдениями над домашними животными и комнатными растениями, то исследовательская деятельность учащихся осуществляется на базе уголка живой природы или теплицы ДДЮТ. На этом этапе обучения учащимся необходимо дать знания по общей экологии, что и предусматривается программой. Большое внимание уделяется развитию у учащихся способности к наблюдениям, логическому мышлению, самостоятельности при выполнении работы и обработке собранного материала исследований. Необходимо научить ребят работать с научной литературой, уметь сопоставлять данные своих исследований с уже обнародованными. Это может быть беседа, постановка эксперимента, полевая практика с выходом в природу или работа в архиве. Часть исследовательских работ предполагают экспедиционную форму сбора материала, поэтому заранее планируются учебно-методические и исследовательские экспедиции. Основные формы групповой работы: лекция, практическое занятие, экскурсия в природу (с целью овладения методиками полевых наблюдений и исследований).

Педагоги секции «Биология и экология» предлагают ребятам опытническую и исследовательскую деятельность по различным направлениям:

• полевая экология;

• экспериментальная зоология на базе живого уголка ДДЮТ;

• экспериментальная ботаника на базе теплицы ДДЮТ. Учащиеся должны овладеть следующим минимумом методик полевых исследований:

• методики учета различных систематических групп животных;

• методики наблюдений за суточной активностью животных на примере птиц;

• геоботанические описания природного комплекса;

Конкурс образовательных разработок

• методики исследования растений;

• методика сбора и оформления гербария и коллекций (лишайников, насекомых);

• методики биоиндикации и биотестирования загрязнения окружающей среды (растительные и животные организмы лишайники, сосна, липа, плодово-ягодные кустарники, ряска, дафнии и т. д.);

• методики определения антропогенной изменённости природного комплекса (в том числе рекреационной нагрузки и биологической активности почвы);

В связи с большим количеством часов самостоятельной практической работы учащихся, в том числе полевой и с техническими средствами, ежегодно повторяется курс по технике безопасности.

Программой предусмотрены занятия по подготовке обучающихся к публичному выступлению. Они ориентированы на формирование культуры публичного выступления: технику произношения, выразительность и экспрессивность речи, умение держаться на аудитории и учитывать ее особенности. Обучающимся предоставляется возможность познакомиться с элементарными разминками артикуляционного аппарата, упражнениями для четкого и правильного произношения звуков, приемами саморегуляции состояния. Работа организуется в форме тренинга в интерактивном ключе. Большое внимание отводится психологической подготовке. В рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся, входящих в состав НОУ, во Дворце проходят социально-психологические тренинги «Мои сильные стороны», «Включи свою мечту». Они ориентированы на старшеклассников, как имеющих опыт участия в конференциях и конкурсах, так и новичков. Занятия, организованные в тренинговой форме, позволяют создать условия для развития коммуникативных навыков, для самораскрытия обучающихся, а также способствуют отработке умений и навыков эффективного поведения, поиску способов разрешения сложных жизненных ситуаций. Такие занятия проводятся по специальным учебным курсам.

Модель организации образовательной деятельности в рамках данного курса носит личностно-ориентированный характер и предполагает использование элементов следующих педагогических технологий: развивающее обучение, проблемное обучение, совместного научного исследования, рефлексивные и здоровье сберегающие технологии, ТРИЗ, информационно-коммуникационные технологии и др.

Эффективность образовательной деятельности подростка по данной программе отслеживается в течение всех лет обучения. Основными методами оценки способностей и

личностных качеств обучающихся являются адаптированные варианты опросников по Е.Е. Туник и В.П. Опутниковой, касающиеся детской одаренности [27]. Периодичность отслеживания результатов проходит не менее двух раз в год и заносится в журнал мониторинга динамики успешности обучения в НОУ.

Конечный результат деятельности каждого члена группы НОУ фиксируется в виде доклада (сообщения), реферативной работы, эксперимента с анализом и обобщением результатов, исследовательской работы. Сообщение или доклад по работе обязательно заслушивается на заседании секции, лучшие работы участвуют в научно-практических конференциях (городских, областных, российских).

Работа в секции проводится по разным направлениям исследований с учетом интересов учащихся. В связи с большим разнообразием тем научно-практических работ учащихся составляется индивидуальный план на каждого члена НОУ.

Учебно-тематический план. Первый год обучения

№ Тема Количество часов

Всего Теория Практическая часть

В учебном классе На местности

1 Вводное занятие по технике безопасности 1 1

2 Исследовательская работа и её особенности. Структура работы 1 1

3 Этапы исследовательской работы 50

Подготовительный этап 25 15 8 2

Основной этап исследования 15 10 5

Заключительный этап 10 5 5

4 Индивидуальная работа педагога с обучающимися по теме исследования 36 36 часов - место работы зависит от выбранной темы

5 Самостоятельная работа обучающихся по теме исследования 72 72 часа - место работы зависит от выбранной темы

6 Подготовка к публичному выступлению 20 3 17

7 Полевая экологическая практика, занятия по основам туризма 36 6 30

Итого: 266 41 175

Конкурс образовательных разработок

Вводное занятие по технике безопасности

Правила противопожарной безопасности. Правила пользования техническими средствами обучения, увеличительной техникой (микроскопами). Правила поведения на выезде в транспорте. Правила поведения и техника безопасности во время полевой практики (работа на учебно-опытном участке; выход в лес, на водоем, на оживленную улицу города). Правила поведения во время массовых мероприятий.

Исследовательская работа и её особенности

Виды творческих работ. Классификация исследовательских работ. Требования к научной работе.

Этапы исследовательской работы Подготовительный этап

Выбор направления и темы исследования. Основания для выбора (актуальность исследования, выявление проблемы). Основные ошибки в формулировке тем исследования.

Постановка цели и задач исследования. Виды поставленных задач. Грамотность формулировки цели и задач исследования.

Выбор методов и методик исследования. Основные требования и ошибки в использовании методик, в том числе к безопасности проведения исследовательской работы. Многообразие методов научного исследования живой природы. Особенности зоологических объектов исследования и методов их изучения. Методы изучения различных систематических групп животных, в том числе этологические. Требования к сбору и оформлению коллекций. Методы изучения экологического состояния окружающей среды. Методы биоиндикации и биотестирования загрязнения окружающей среды с помощью животных организмов. Методики определения антропогенной измененности природного комплекса (в том числе рекреационной нагрузки).

Изучение теории и истории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях (обзор литературы). Анализ специальной литературы, информации по изучаемой проблеме. Работа с каталогами в библиотеках. Оформление реферативной части исследовательской работы и библиографического списка литературы. Грамотность использования литературных данных, в том числе интернет-источника, и ссылки на них в текущей исследовательской работе.

Основной этап исследования

Составление плана исследования. Сбор материала и принципы работы. Соблюдение техники безопасности во

время выполнения практической работы по сбору материала исследования. Требования к ведению полевых дневников и рабочих тетрадей.

Экскурсионно-полевой выход в природу для отработки выбранного метода исследования. Лабораторно-эксперимен-тальная работа на базе уголка живой природы для отработки экспериментальных методов исследования.

Характеристика района исследования.

Фиксация и предварительная камеральная обработка данных материала исследования (наблюдения, практическая полевая и лабораторная работа, постановка опыта и проведение эксперимента; сведение данных в таблицы, статистическая обработка материала исследования, построение графиков и диаграмм).

Требования к объему собранного материала, достоверности данных. Математическая обработка материала исследования.

Анализ и обобщение полученных результатов (обсуждение результатов исследований). Однозначность результатов исследования. Соответствие выводов по работе задачам исследования.

Текстовое оформление результатов исследовательской работы. Виды оформления (отчет, доклад) и их отличительные особенности. Основные требования к оформлению исследовательской работы (доклада). Структура исследовательской работы и особенности содержания её разделов. Приложения к докладу и основные требования к их оформлению.

Этика научного исследования. Корректное использование начинающим исследователем литературных источников.

Заключительный этап

Подготовка тезисов по исследовательской работе и основные требования к их содержанию.

Публичное представление результатов исследования. Виды представлений доклада (выступление с тезисами по докладу, стендовое оформление доклада, статья). Подготовка на-глядностей для представления доклада. Компьютерная презентация. Памятка выступающему с докладом перед публикой.

Индивидуальная работа педагога с обучающимися

Консультации с педагогом, научным руководителем работы, по индивидуальной теме обучающегося проводятся как в учебном классе, так и на местности.

Самостоятельная работа обучающихся

Сбор материала. Фиксация и предварительная камеральная обработка данных материала исследования (наблюдения, практическая полевая и лабораторная работа, постановка

Конкурс образовательных разработок

опыта и проведение эксперимента; сведение данных в таблицы, статистическая обработка материала исследования, построение графиков и диаграмм). Работа со специальной и научной литературой. Текстовое оформление результатов исследовательской работы.

Подготовка к публичному выступлению

Занятия по отработке правильной речи. Упражнения для разминки артикуляционного аппарата, для четкого произношения звуков. Памятка выступающему перед аудиторией. Социально-психологический тренинг уверенного поведения.

Полевая экологическая практика, занятия по основам туризма

Освоение методов исследований и основы туризма во время многодневных экспедиций и однодневных полевых выходов.

Учебно-тематический план. Второй год обучения

№ Тема Количество часов

Всего Теория Практическая часть

В учебном классе На местности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Вводное занятие по технике безопасности 1 1

2 Лекционный курс по экологии и биологии 20 20

3 Этапы исследовательской работы 31

Подготовительный этап 5 5

Основной этап исследования 16 6 10

Заключительный этап 10 5 5

4 Индивидуальная работа педагога с обучающимися 36 36 часов - место работы зависит от выбранной темы

5 Самостоятельная работа обучающихся 72 72 часа - место работы зависит от выбранной темы

6 Подготовка к публичному выступлению 20 3 17

7 Полевая экологическая практика, занятия по основам туризма 36 6 30

Итого: 247 41 175

Вводное занятие по технике безопасности

Правила противопожарной безопасности. Правила пользования техническими средствами обучения. Правила поведения на выезде в транспорте. Правила поведения и техника безопасности во время полевой практики (работа на учебно-опытном участке; выход в лес, на водоем, на оживленную улицу города). Правила поведения во время массовых мероприятий.

Лекционный курс по экологии и биологии

1. Экология как наука (Место экологии в научном знании).

2. Общая характеристика природной зоны (южная тайга). Природа Вологодской области.

3. Особо охраняемые территории Вологодчины. Редкие и охраняемые животные и растения Вологодской области.

4. Существование вида в природе. Структура популяций.

5. Биогеоценоз. Структура биогеоценозов.

6. Особенности городских биогеоценозов.

7. Растительный компонент биогеоценозов.

8. Животный компонент биогеоценозов.

9. Цепи питания. Экологическая пирамида.

10. Характеристика абиотических факторов.

Этапы исследовательской работы Подготовительный этап

Изучение теории и истории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях (обзор специальной и научной литературы). Анализ специальной литературы, информации по изучаемой проблеме. Работа с каталогами в библиотеках. Обработка интернет-источников. Оформление реферативной части исследовательской работы и библиографического списка литературы.

Основной этап исследования

Сбор материала по темам исследовательских работ полевого и экспериментального характера. Соблюдение техники безопасности во время выполнения практической работы по сбору материала исследования.

Анализ и обобщение полученных результатов (обсуждение результатов исследований). Однозначность результатов исследования. Статистическая обработка материалов исследования. Соответствие выводов по работе задачам исследования. Консультация со специалистами по темам исследования.

Текстовое оформление результатов исследовательской работы. Приложения к докладу и основные требования к их оформлению.

Конкурс образовательных разработок

Заключительный этап

Подготовка тезисов по исследовательской работе и основные требования к их содержанию.

Публичное представление результатов исследования. Виды представлений доклада (выступление с тезисами по докладу, стендовое оформление доклада, статья). Подготовка наглядностей для представления доклада. Компьютерная презентация.

Этика научного исследования. Формы выражения благодарностей автором за помощь в сборе и обработке материала исследования.

Подготовка статей по результатам исследований

Индивидуальная работа педагога с обучающимися

Консультации с педагогом, научным руководителем работы по индивидуальной теме обучающегося проводятся как в учебном классе, так и на местности. Консультация у специалистов по темам исследования.

Самостоятельная работа обучающихся

Сбор материала по теме исследования. Фиксация и предварительная камеральная обработка данных материала исследования (наблюдения, практическая полевая и лабораторная работа, постановка опыта и проведение эксперимента; сведение данных в таблицы, статистическая обработка материала исследования, построение графиков и диаграмм). Работа со специальной и научной литературой. Текстовое оформление результатов исследовательской работы.

Подготовка к публичному выступлению

Занятия по отработке правильной речи. Упражнения для разминки артикуляционного аппарата, для четкого произношения звуков. Приемы саморегуляции состояния. Памятка выступающему перед аудиторией. Социально-психологический тренинг уверенного поведения.

Полевая экологическая практика, занятия по основам туризма

Освоение методов исследований и основы туризма во время многодневных экспедиций и однодневных полевых выходов.

Учебно-тематический план. Третий год обучения

№ Тема Количество часов

Всего Теория Практическая часть

В учебном классе На местности

1 Вводное занятие по технике безопасности 1 1

2 Лекционный курс по экологии и биологии 20 20

3 Этапы исследовательской работы 31

Подготовительный этап 5 5

Основной этап исследования 10 10

Заключительный этап 16 16

4 Индивидуальная работа педагога с обучающимися 36 36 часов - место работы зависит от выбранной темы

5 Самостоятельная работа обучающихся 72 72 часа - место работы зависит от выбранной темы

6 Занятия по риторике, подготовка к публичному выступлению, психологический тренинг 20 3 17

7 Полевая экологическая практика, занятия по основам туризма 36 6 30

Итого: 247 30 186

Вводное занятие по технике безопасности

Правила противопожарной безопасности. Правила пользования техническими средствами обучения. Правила поведения на выезде в транспорте. Правила поведения и техника безопасности во время полевой практики (работа на учебно-опытном участке; выход в лес, на водоем, на оживленную улицу города). Правила поведения во время массовых мероприятий.

Лекционный курс по экологии и биологии

1. Антропогенное влияние на окружающую среду.

2. Мониторинг состояния окружающей среды.

3. Методы математической обработки данных исследований.

4. Гигиенические проблемы экологии и задачи гигиены окружающей среды

5. Каким воздухом мы дышим?

Конкурс образовательных разработок

6. Экологическое состояние водоемов и качество воды.

7. Почва - кожа Земли.

8. Гигиена детей и подростков.

9. Экология и быт.

10. Принципы здорового питания.

Этапы исследовательской работы Подготовительный этап

Работа со специальной и научной литературой по изучаемой проблеме. Анализ рекомендаций специалистов по теме исследования.

Основной этап исследования

Сбор материала по теме исследования. Соблюдение техники безопасности во время выполнения практической работы по сбору материала исследования.

Анализ и обобщение полученных результатов (обсуждение результатов исследований). Статистическая обработка материалов исследования. Использование методов математической обработки полученных данных исследований. Соответствие выводов по работе задачам исследования.

Текстовое оформление результатов соответственно структуре исследовательской работы. Оформление приложений к докладу. Выявление перспектив дальнейшей работы по темам исследования.

Заключительный этап

Подготовка тезисов по исследовательской работе. Подготовка статей по результатам исследований.

Публичное представление результатов исследования на конференциях разного уровня. Виды представлений доклада (выступление с тезисами по докладу, стендовое оформление доклада, статья). Подготовка наглядностей для представления доклада. Компьютерная презентация.

Этика поведения при обсуждении докладов юных исследователей на конференциях и творческих конкурсах, оппонирование (особенности составления вопросов и ответов, умение слушать и высказывать мнение). Этика взаимоотношений юного исследователя и экспертов. Отработка этики поведения на занятии по заслушиванию отчетных работ.

Индивидуальная работа педагога с обучающимися

Консультации с педагогом, научным руководителем работы, по индивидуальной теме обучающегося. Подготовка к участию в конференциях и исследовательских конкурсах разного уровня (заочные и очные туры).

Самостоятельная работа обучающихся

Сбор материала исследования. Фиксация и камеральная обработка данных материала исследования (наблюдения, практическая полевая и лабораторная работа, постановка опыта и проведение эксперимента; сведение данных в таблицы, статистическая обработка материала исследования, построение графиков и диаграмм). Работа со специальной и научной литературой. Текстовое оформление результатов исследовательской работы. Подготовка тезисов и статей по результатам исследований.

Подготовка к публичному выступлению.

Занятия по отработке правильной речи. Упражнения для разминки артикуляционного аппарата, для четкого произношения звуков. Приемы саморегуляции состояния. Социально-психологический тренинг уверенного поведения.

Полевая экологическая практика, занятия по основам туризма

Освоение методов исследований и основы туризма во время многодневных экспедиций и однодневных полевых выходов. Я

Литература для совместной работы педагога и обучаемого

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 80 с.

2. Богданов П.В. Сбор, препаровка и реставрация насекомых для музейных энтомологических коллекций. - М.: Государственный Дарвиновский музей, 2001. - 30 с.

3. Болотова Н.Л., Белова Ю.Н., Шабунов А.А. Методики полевых исследований по фауне Вологодской области. - Вологда: Легия, 2003. - 36 с.

4. Борейко В.Е. Охрана вековых деревьев. Издание 2-е, дополненное. Серия: Охрана дикой природы, вып. 22. - Киевский эколого-куль-турный центр, 2001. - 96 с.

5. Брунов В.В. Учебно-полевая практика по зоологии и экологии в городе: Методические рекомендации. Серия «Практическая экология для школьников и студентов». Издание 2-е. Вологда, 2002.

6. Выявление и изучение школьниками природных объектов, подлежащих охране. Вологда: ВГПИ, изд-во «Русь», 1994. - 69 с.

7. Гербарное дело: Справочное руководство (пер. с англ.). - Кью: Королевский ботанический сад, 1995. - 341 с.

8. Гигиена и экология человека: Учебник для студ.сред.проф.учеб.за-ведений /Н.А.Матвеева, А.В.Леонов, М.П.Грачева и др.; Под ред. Н.А.Матвеевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Даддингтон К. Эволюционная ботаника. - М.: изд-во «Мир», 1972 - 300 с.

10. Дунаев Е.А. Методы эколого-энтомологических исследований. - М.: МосгорСЮН, 1997. - 44 с.

11. Душенков В.М., Макаров К.В. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведе-ний. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 256 с.

Конкурс образовательных разработок

12. Изучение популяций животных в целях мониторинга /под ред. проф. Л.А. Коробейниковой. - Вологда, 1999. - 32 с.

13. Крылов А.В. Гидробиология малых рек. Введение. - Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2006. - 110 с.

14. Максутова Н.К., Скупинова Е.А. Ландшафтный мониторинг охраняемых природных территорий /Учебное пособие. - Вологда: Полиграфист, 2003. - 120 с.

15. Магазов О.А., Магазова Л.Н. Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии: Методическое пособие. - Москва, Экосистема, 1996. - 17 с.

16. Методы изучения состояния окружающей среды /практикум по экологии, часть 1. - Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 1995. - 140 с.

17. Научное общество учащихся Дворца детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой /составитель Субботина О.В. - Череповец: ЦПК УО мэрии, 2002. - 41 с.

18. Опытническая работа с зерновыми культурами на школьных учебно-опытных участках. Методические рекомендации. //Составители Е.Ю. Бахтенко, И.А. Галиковская, ГА. Плотникова, Н.А. Пронина. -Вологда, 2003. - 37 с.

19. Опытническая работа с картофелем на пришкольных учебно-опытных участках. Методические рекомендации // Составители Е.Ю. Бахтенко, Г.А. Плотникова, Н.Н. Горина. - Вологда, 2001. - 40 с.

20. Опытническая работа с кормовыми корнеплодными культурами на школьных учебно-опытных участках: Методические рекомендации // Составители Е.Ю. Бахтенко, И.А. Галиковская, Г.А. Плотникова, Н.А. Пронина. - Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004. - 21 с.

21. Орлов Е.В., Шустов С.Б., Орлова К.А. Методические рекомендации по обследованию водоемов. - Нижний Новгород: Экологический центр «Дронт», 1994.

22. Организация научно-исследовательской деятельности: Методическое пособие для учащихся. - Ярославль: Провинциальный колледж, 2003. - 16 с.

23. Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области / под ред. Воробьева Г.А. - Вологда: Русь,1993.

24. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе: Учеб. пособие для студ. биол. фак. пед. вузов - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 200 с.

25. Правила оформления научных работ: Методические рекомендации / составитель Н.Т. Батурина. - Череповец, 2007. - 27 с.

26. Природа Вологодской области / под ред. Воробьева Г.А. - Вологда.: Издательский Дом Вологжанин, 2007.

27. Профориентация. Сборник психодиагностических методик // составитель М.Г. Пашнина, методист-психолог МОУ ДО ЦПК. - Череповец, 2005.

28. Работнов Т.А. Экспериментальная фитоценология: Учеб. пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1998. - 240 с.

29. Радченко Н.М., Шабунов А.А. Методы биоиндикации в оценке состояния окружающей среды: Учебно-методическое пособие. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. - 146 с.

30. Семенов А.А., Астафьев В.М., Чердымова З.И. Полевой практикум по экологии: Учебное пособие для студентов и учащихся старших классов. - М.: Тайдекс Ко, 2003. - 144 с.

31. Урбах В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. М., 1975.

32. Харитонов Н.П. Описание биотопов при маршрутных исследованиях/ Методические рекомендации. - М.: издание МГДТДиЮ, 1998.

33. Харитонов Н.П. К методике проведения метеорологических наблюдений. Руководство для начинающих исследователей природы. - М.: Изд. ЦСЮН, 2000. - 29 с.

34. Шабунов А.А., Радченко Н.М. Изучение озерных экосистем Вологодской области. - Вологда: ВИРО, 2003. - 160 с.

35. Шаталова Л.И. Методологическая культура научного исследования: Практ. пособие для аспир. - М.: ЗАО «Оперативное тиражирование», 2008. - 64 с.

36. Шустов С.Б., Неручев В.В., Орлов Е.В. Орнитологические исследования водоемов. /Методические рекомендации. - Нижний Новгород, 1993.

Методическое обеспечение

№ Тема Форма организации занятий Приемы и методы Средства обеспечения Форма подведения итогов

1 Вводное занятие по технике безопасности Групповая Беседа, демонстрация Инструкции, информационные карточки, тесты Зачет

2 Лекционный курс по экологии и биологии Групповая Лекция, беседа, демонстрация, конспектирование Специальная литература, тематические папки с методразработ-ками, дидактический, раздаточный материал, мультимедийный проектор Зачеты, тестирование, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы

3 Иссле-дова-тельская работа и её особенности. Структура работы Групповая Лекция, беседа, демонстрация Специальная литература, раздаточный материал, опорно-информационные карточки Оформление исследователь-ских работ

4 Этапы исследовательской работы (подготовительный, основной, заключительный) Групповая, индивидуальная Беседа, демонстрация, экскурсии в природу. Создание ситуации творческого поиска. Эмоциональное стимулирование: постановка системы перспектив, создание ситуации творческого поиска Компьютер, компьютерные программы, специальная литература, методические разработки, специальное оборудование для исследовательских работ, в том числе лабораторное и оптические приборы, фото-аудио-видеоаппаратура. Уголок живой природы и учебная теплица* Оформление работ, тезисов, статей по теме исследования

Конкурс образовательных разработок

5 Индиви- Индиви- Беседа, демонстра- Компьютер, компью- Представле-

дуальная дуальная ция, работа с книгой, терные программы, ние иссле-

работа консульта- на компьютере, на- специальная литерату- дователь-

педагога ция блюдения, постанов- ра, методические раз- ской работы

с обуча- ка эксперимента, работки, специальное на конфе-

ющимися анализ, сравнение, оборудование для ис- ренциях,

по теме статистическая об- следовательских работ, конкурсах,

исследо- работка материала. в том числе лабора- в печати,

вания Эмоциональное торное и оптические тестирова-

стимулирование: приборы, фото-аудио- ние, зачет

создание ситуаций видеоаппаратура.

успеха (поэтапное Уголок живой природы

выполнение за- и учебная теплица

даний нарастающей

сложности)

6 Самосто- Самосто- Работа с книгой, на Компьютер, компью- Представле-

ятельная ятельная компьютере, кон- терные программы, ние иссле-

работа об- индивиду- спектирование, на- специальная литерату- дователь-

учающихся альная и блюдения, постанов- ра, методические раз- ской работы

по теме групповая ка эксперимента, работки, специальное на конфе-

исследо- работа анализ, сравнение, оборудование для ис- ренциях,

вания статистическая об- следовательских работ, конкурсах,

работка материала в том числе лабора- в печати,

Формирование торное и оптические тестирова-

ответственности и приборы, фото-аудио- ние, зачет

обязательности видеоаппаратура.

Создание ситуации Уголок живой природы

творческого поиска и учебная теплица

7 Подготов- Групповая, Беседа, демонстра- Памятки, опорные Выступле-

ка к пу- индивиду- ция, обсуждение, карты, раздаточный ние на кон-

бличному альная дискуссия, тренинг материал, мультимедиа ференциях,

выступле- Эмоциональное проектор семинарах,

нию стимулирование: круглых

создание ситуаций столах

успеха (поэтапное

выполнение за-

даний нарастающей

сложности), поощре-

ние и порицание в

обучении

8 Полевая Групповые Наблюдения, демон- Туристское снаряже- Оформле-

экологи- и индиви- страция, тренинг ние, полевые экологи- ние отчетов

ческая дуальные Создание ситуации ческие лаборатории, по результат

практика, экскурсии, творческого поиска специальное обо- экскурсий и

занятия по экспе- Эмоциональное рудование для иссле- экспедиций,

основам диции, стимулирование: по- довательских работ, участие в

туризма школы ощрение и порица- оптические приборы, туристских

практи- ние в обучении фото-аудио-видеоаппа- слетах

ческой ратура

экологии

* Уголок живой природы и учебная теплица должны быть полностью оборудованы для содержания животных и растений, а также отвечать санитарно-гигиеническим нормам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.