Образовательные программы
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные географы и путешественники»
Рупасов
Сергей Валерьевич,
педагог дополнительного образования Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, г. Москва
1. Пояснительная записка
Полноценное развитие человека невозможно без знаний, направленных на взаимодействие с окружающей природной средой. Этот комплекс включает в себя такие науки, как биология, экология, география, ландшафтоведение, геология, этнография и ряд других. Неотъемлемой частью познания окружающей среды являются умения и навыки, связанные с техникой проведения исследований и основами жизнеобеспечения в условиях дикой природы.
В советское время дополнительное обучение детей в области географии и биологии постоянно развивалось и популяризировалось. Последний всплеск педагогической активности в этом направлении приходится на 1980-90 гг. Именно в это время было создано большое число программ дополнительного образования, соответствующих эколого-биологической и естественно-научной направленности с упором на учебно-исследовательскую деятельность. К сожалению, начало нового века ознаменовалось резким снижением востребованности объединений, работающих по программам дополнительного образования в области биологии и географии.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся многоаспектной картины окружающего мира и культуры исследовательской деятельности путем обучения их полевой географии и основам туризма. Задачи программы: обучающие:
• расширить и углубить знания обучающихся в рамках традиционных географических и эколого-биологических дисциплин;
• сформировать базовые знания, необходимые для решения творческих задач при дальнейшей возможной профессиональной деятельности в сфере географии, туризма, медицины, экологии, полевой биологии;
• научить:
- принципам ведения исследовательской деятельности
Рупасов Сергей Валерьевич
и методам проведения исследований в разных областях наук о природе;
- проведению исследований в условиях дикой природы;
- самостоятельно выполнять учебно-исследовательские работы, формулировать проблему, цель и задачи исследования, подбирать адекватные методы исследования, обрабатывать материал и делать корректные выводы;
- определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
- подбирать методы и способы решения поставленных задач;
- правилам оформления исследовательской работы и отчета о выполнении проекта.
развивающие:
• раскрыть творческий потенциал каждого отдельно взятого обучающегося и способствовать дальнейшему развитию и становлению исследовательских и творческих способностей личности;
• способствовать укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
• сформировать целостное представление о природе нашей планеты и России;
• развить кругозор обучающихся за счет приобретения ими знаний, не входящих в рамки традиционно изучаемых географических, биологических и смежных дисциплин;
• развить
- умение обобщать и классифицировать изученный материал, делать выводы;
- наблюдательность и умение поддерживать произвольное внимание;
- навыки самостоятельного планирования, выполнения исследовательских задач и обработки полученного материала;
- навыки публичных выступлений: корректного ведения научной дискуссии, защиты учебно-исследовательских и проектных работ, самостоятельного проведения экскурсий и т.д.;
- эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы;
воспитательные:
• сформировать у обучающихся сознательную учебную мотивацию;
• воспитать бережное отношение к природе;
• повысить стремление к самообразованию и познанию окружающего мира;
• развить коммуникабельность и другие качества личности, необходимые для общения в коллективе;
Образовательные программы
1 Речь идет о программах наших коллег: «Трампеодор» (автор -А.В, Цветков, Н.Г. Иванова), «Топография» (авторы -А.С. Писарев, С.В. Ру-пасов), «Гидропоника» (авторы - А.Т. Шульгин, А.И. Косарев), реализуемых в Доме научно-технического творчества молодежи (филиал Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества).
• выстроить активную жизненную позицию и способствовать формированию исследовательской субъектной позиции личности.
Актуальность программы и ее педагогическая целесообразность заключаются в том, что в отличие от школьного курса географии и биологии, с их загруженностью теорией и почти полным отсутствием практики, настоящая программа дает обучающимся возможность осваивать материал путем самостоятельных исследований, выездных занятий на местности. Кроме того, в ее основе лежит реализация идеи непрерывного географического и экологического образования и воспитания детей и подростков на протяжении длительного периода времени; создания условий для развития социально востребованных, в том числе коммуникативных, качеств личности; создания условий для развития исследовательских способностей и творческого потенциала обучающихся с помощью учебно-исследовательской деятельности.
Отличительные особенности программы. Все большую роль в деле обучения и воспитания молодежи приобретает самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся. Не стоит на месте и само молодое поколение. За последние годы значительно изменились социально-профессиональный заказ, мотивация обучающихся, уровень информатизации общества и возможности усвоения знаний - умений - навыков (ЗУН). Все это обуславливает необходимость создания принципиально нового авторского проекта - программы дополнительного образования «Юные географы и путешественники». Она представляет собой многолетний курс, реализующий идею непрерывного географического и экологического образования на основе авторского подхода к сочетанию различных естественно-научных дисциплин и их содержания, включения в программу модулей, рассчитанных на развитие навыков коммуникации и жизнеобеспечения в полевых условиях и т.д. Принципиальным ее отличием от сходных программ естественно-научной и эколого-биологической направленности1 является комплексный подход в изучении естественно-научных дисциплин и туристической техники, а также четкая ориентированность на учебно-исследовательскую деятельность обучающихся по ней детей. В соответствии с этим, в программе заложено значительное количество практических часов, разделы спланированы с учетом упора на самостоятельные работы. Продолжительность реализации программы соответствует идее непрерывного географического и экологического образования и позволяет обучающимся проходить в течение трех лет фактически непрерывный курс подготовки, связующим звеном модулей которого являются ориентированность на изучение природы посредством путешествий и учебно-исследовательская деятельность.
Рупасов Сергей Валерьевич
Возраст детей и сроки реализации программы, наполняемость учебных групп. Программа рассчитана на детей в возрасте 9-16 лет. Срок реализации программы три года. Объем программы - 324 часа в год. Исследовательские технологии и методики, применяемые при реализации программы «Юные географы и путешественники», выездной характер занятий и долгосрочность реализации программы требуют следующего наполнения учебных групп: первого года - не менее 15 обучающихся; второго года обучения - не менее 12 обучающихся; третьего года обучения - не менее 10 обучающихся.
Формы и режим занятий. Теоретические и практические занятия проводятся один раз в неделю три часа (с перерывом на 15 мин каждый час: отдых, проветривание помещений и т.д.) в учебном кабинете. Они включают в себя как изучение теории на лекциях и семинарах, так и практические занятия в лабораторных условиях (техника туризма, работа с определителями, техника оказания первой доврачебной помощи, изучение и составление коллекций и т. п.). Программа также включает интенсивный практический курс выездных занятий экскурсий (4 часа - один раз в две недели) в естественно-научные музеи и однодневных выездов (8 часов один раз в две недели) на особо охраняемые природные территории (ООПТ). Тематика экскурсий и выездов определяется конкретной темой в учебно-тематическом плане.
Для программы разработаны требования к уровню знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся в ходе ее реализации, а также формы проведения зачетных занятий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты освоения первого года обучения
Обучающиеся:
• расширят свои знания в рамках традиционных географических и эколого-биологических дисциплин;
• ознакомятся с принципами организации путешествий и обеспечения жизнедеятельности при проведении полевых работ;
• освоят технику туризма и выживания в полевых условиях;
• получат базовые навыки проведения полевых исследовательских работ в условиях дикой природы;
• научатся работе с литературными источниками, правилам составления реферативных работ, получат опыт представления своей работы в устном или стендовом выступлении.
Ожидаемые результаты освоения программы второго года обучения
Обучающиеся:
• получат знания об экологии птиц и млекопитающих Средней полосы европейской части России, научатся работать с определителями;
Образовательные программы
• научатся находить и определять следы жизнедеятельности животных в природе;
• научатся проводить учеты животных в рамках подготовки учебно-исследовательских и научных работ;
• научатся самостоятельного планировать и выполнять исследовательские задачи и обрабатывать полученный материал;
• укрепят навыки публичных выступлений: корректного ведения научной дискуссии, защиты учебно-исследовательских и проектных работ, самостоятельного проведения экскурсий и т.д.
Ожидаемые результаты освоения программы третьего года обучения
Обучающиеся:
• получат знания о:
- законах экологии особи, популяционной экологии и био-геоценологии;
- основах анатомии, правилах оказания первой доврачебной помощи и профилактики травм и заболеваний в полевых условиях;
• получат навыки подготовки и написания исследовательских работ;
• научатся оказывать первую доврачебную помощь в полевых условиях,
• освоят:
- методики проведения исследований в предметной области географии и биологии;
- методы математической и статистической обработки материала;
- различные способы представления проведенного исследования (стендовые и устные доклады, электронные презентации и т.п.).
Формы контроля усвоения материала и подведения итогов освоения программы
Текущий контроль ЗУН обучающихся осуществляется педагогом по окончании изучения каждого раздела в виде зачетного занятия. Он направлен на проверку ЗУН по конкретным разделам. При поведении зачетного занятия используются следующие критерии оценки освоения материала разделов программы:
• низкая степень освоения: обучающийся затрудняется с ответами на большинство вопросов по теоретической части раздела, не способен продемонстрировать практические умения и навыки (например, правильно собрать рюкзак, поставить палатку, определить следы животного, выполнить геоботаническое описание, оказать доврачебную медицинскую помощь и т.п.);
Рупасов Сергей Валерьевич
• удовлетворительная степень освоения: обучающийся правильно отвечает не менее чем на половину теоретических вопросов, демонстрирует практические умения и навыки по программе;
• отличная степень освоения: обучающийся правильно отвечает на большинство теоретических вопросов, обладает практическими умениями и навыками по конкретному разделу программы, а также проявляет творческий подход, активность и самостоятельность при их демонстрации.
Обобщающий контроль проводится в конце каждого учебного года и заключается в анализе исследовательских и проектных работ, выполненных обучающимися в ходе реализации программы. При этом используются следующие критерии оценки, которые зависят от года обучения:
• низкая степень освоения программы: обучающийся не понимает основных принципов выполнения проектной и исследовательской работы, не владеет методами, необходимыми для их выполнения, не может поставить цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• удовлетворительная степень освоения: обучающийся в общем владеет методами исследовательской работы, может поставить цель и сформулировать задачи проектной и исследовательской работы, может корректно собрать и обработать результаты исследования, оформить и представить их на конференциях, конкурсах и защите своей работы на итоговых занятиях учебной группы. Но при этом на различных этапах создания проектной или исследовательской работы обучающийся нуждается в помощи педагога и демонстрирует недостаточную самостоятельность;
• отличная степень освоения: обучающийся способен самостоятельно выполнить проектную или исследовательскую работу, корректно выбрать и применить соответствующие методы исследования, поставить цель и задачи, сформулировать выводы, оформить результаты и доложить о них на конференциях, конкурсах проектных и исследовательских работ, защите своей работы на итоговых занятиях учебной группы.
Подведением итогов реализации программы является участие обучающихся в различных выставках, в соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях и конкурсах с исследовательскими и проектными работами, подготовленными в ходе реализации программы.
Итоговая аттестация проводится согласно Положению об аттестации обучающихся в МГДД(Ю)Т с выдачей удостоверений и свидетельств об успешном освоении программы.
2. Учебно-тематические планы
УТП группы первого года обучения
№ Название темы Количество часов
теоретических практических выездных экскурсии-онных всего
1 Вводное занятие 3 - - - 3
2 Ориентирование на местности 12 3 24 16 55
3 Что такое проектная деятельность и научное исследование? 5 4 - - 9
4 Методика прокладывания маршрута 9 3 16 8 36
5 Оборудование укрытий и стоянки 12 3 16 8 39
6 Обеспечение пищей и водой 13 20 12 45
7 Личное снаряжение и гигиена 9 3 16 4 32
8 Действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций 9 - 8 4 21
9 Живые организмы, которые могут представлять опасность для человека 12 - 16 8 36
10 Фотосъемка в полевых условиях 9 - 24 12 45
11 Итоговое занятие 3 - - - 3
Всего часов 96 16 140 72 324
Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие. Знакомство с группой. Введение в курс первого года обучения. Основные требования техники безопасности. Значение курса для развития знаний и представлений о мире, его практическая ценность.
2. Ориентирование на местности. Магнитные поля. Работа с компасом. Движение Земли и Луны. Звездное небо. Обучение ориентированию по часам. Ориентирование по таксационным знакам. Ориентированные по сторонам света биологические объекты. Ориентирование по рельефу местности. Действия в случае потери ориентации. Работа с картой. Работа с космоснимками. Работа со спутниковыми навигаторами.
Практическая работа: работа с компасом и спутниковым навигатором, определение азимута.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - ориентирование по компасу, часам, солнцу, квартальным столбам.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - ориентирование по карте, космоснимкам. Геокешинг. Использование спутниковых навигаторов.
3. Что такое проектная деятельность и научное исследование? Различия проектной и исследовательской деятельности. Основные методы проектных и исследовательских работ. Оборудование, инвентарь, экипировка.
Типы проектов. Типы исследований: полевые (маршрутные, стационарные), лабораторные. Методы исследования:
Рупасов Сергей Валерьевич
маршрутный метод, методы пробных площадей, пробных площадок и т.п. Экспедиционные поездки и особенности организации исследовательской деятельности в полевых условиях.
Практическая работа: Отработка приемов обращения с экспедиционным оборудованием и экипировкой.
4. Методика прокладывания маршрута. Определение расстояний глазомерно и по картографическим материалам. Местность и оценка ее проходимости. Физические возможности человека и скорость движения. Прокладывание маршрута с использованием картографических материалов и спутниковых навигаторов. Препятствия для передвижения по местности (водные преграды, болота, каменистые и скалистые участки, подъемы и спуски, завалы, заросли и т.п.) и методы их преодоления. Различные типы плавсредств.
Практическая работа: работа с картой и космоснимками, прокладывание маршрута, определение расстояний.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк -определение расстояний, выбор маршрута с учетом проходимости местности.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - прокладывание маршрута, спортивное ориентирование, техника преодоления лесных завалов, ручьев, оврагов и заболоченных участков.
5. Оборудование укрытий и стоянки. Типы укрытий. Палатки различных конструкций. Возведение укрытий в разное время года. Выбор места для стоянки. Обустройство стоянки, кострови-ща, водозаборника и т.п. Обеспечение топливом. Разведение огня. Типы костров. Использование горелок и печек различного типа.
Практическая работа: постановка палаток разного типа.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - постановка палаток различных типов.
Образовательные программы
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - установка и разбор палаток различных типов и тентов.
6. Обеспечение пищей и водой. Пищевой рацион в различных вариантах полевых условий. Расчет калорийности, состава и объема суточного рациона. Приготовление пищи в полевых условиях. Обеспечение чистой пресной водой в разных вариантах полевых, в том числе экстремальных условий. Обеззараживание воды. Самостоятельная добыча пропитания в условиях дикой природы. Съедобные растения и беспозвоночные животные. Охота и рыбная ловля.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - техника ловли рыбы, съедобные растения.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - очистка воды, съедобные растения.
7. Личное снаряжение и гигиена. Одежда и обувь в разных условиях. Осветительные приборы. Топоры, пилы, ножи, лопаты для выполнения различных работ. Средства гигиены, профилактика заболеваний различной этиологии. Ремонтные наборы и проведение ремонта укрытий, плавсредств и т.п. Спасательное снаряжение. Снаряжение для путешествий в горных условиях. Снаряжение для переноски грузов. Вязание узлов.
Практическая работа: игра «Кораблекрушение»; практика по вязанию узлов.
Экскурсионное занятие: экскурсия в Битцевский парк - применение обуви разного типа в походной практике.
Выездное занятие: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - ремонт туристического снаряжения в полевых условиях.
8. Действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Типы чрезвычайных ситуаций: ливневые дожди, ураганы, экстремальные температурные условия, потеря ориентации, землетрясение, транспортные аварии, агрессивно настроенные люди. Алгоритм действий в различных ситуациях.
Экскурсионное занятие: экскурсия в Битцевский парк - отработка действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Выездное занятие: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - отработка действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
9. Живые организмы, которые могут представлять опасность для человека. Крупные млекопитающие. Ядовитые змеи. Жалящие, кусающие и кровососущие членистоногие. Паразиты. Хищные рыбы. Алгоритм действий при встрече. Профилактика агрессии и заражения. Защитные мероприятия и лечение.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - профилактика укусов клещей и кровососущих насекомых.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - отработка действий в случае возможной встречи с крупными животными, профилактика паразитарных заболе-
10. Фотосъемка в полевых условиях. Характеристики фото и видеоаппаратуры, подходящей для использования в полевых условиях. Основы художественной и документальной фотографии и видеосъемки. Съемка ландшафтных пейзажей. Репортажная съемка рабочих моментов. Съемка материалов исследования. Обработка полученных изображений. Основы работы с фотографиями в программе Photoshop.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк -практическая пейзажная фотосъемка.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - практическая съемка растений и животных, корреспондентская съемка.
11. Итоговое занятие. Проверка полученных знаний. Обсуждение результатов работы за год.
УТП группы второго года обучения
№ Название темы Количество часов
теоретических практических выездных экскурсии-онных всего
1 Вводное занятие 3 - - - 3
2 Основы биогеографии и систематики животных 12 - 8 8 28
3 Подготовительный период в исследовательской (проектной) работе 2 6 - - 8
4 Способы локомоции животных 3 - 8 - 11
5 Следы жизнедеятельности животных. Следы животных разных биогеографических зон. Методы тропления животных. Методы учебно-исследовательской работы 3 8 4 15
6 Следы жизнедеятельности млекопитающих из отрядов насекомоядных и рукокрылых. Зоогео-графические особенности распространения и методы изучения насекомоядных и рукокрылых 4 8 4 16
7 Следы жизнедеятельности млекопитающих из отрядов грызунов и зайцеобразных. Зоогеогра-фические особенности распространения и методы изучения грызунов и зайцеобразных 9 3 8 8 28
8 Следы жизнедеятельности млекопитающих из отряда хищных. Зоогеографические особенности распространения и методы изучения представителей отряда хищных 9 3 16 8 36
9 Следы жизнедеятельности млекопитающих из отряда копытных. Зоогеографические особенности распространения и методы изучения копытных 9 3 24 12 48
10 Следы жизнедеятельности птиц. Методы изучения птиц в природе 9 3 16 8 36
11 Следы жизнедеятельности рептилий, амфибий и рыб 6 - 8 4 18
12 Следы жизнедеятельности некоторых беспозвоночных животных 9 - 16 8 33
13 Принципы работы с собранным материалом 2 2 - - 4
/
14 Принципы и методы коллектирования 2 2 8 4 16
15 Принципы работы с определителями 3 2 8 4 17
16 Подготовка к конференции 2 2 - - 4
17 Итоговое занятие 3 - - - 3
Всего часов 90 26 136 72 324
Содержание программы второго года обучения
1. Вводное занятие. Обсуждение результатов летней экспедиции, планов на текущий учебный год. Техника безопасности. Введение в курс второго года обучения. Значение курса для развития знаний и представлений о мире, его практическая ценность.
2. Основы систематики животных. Краткий курс систематики живых организмов. Таксоны и номенклатура. Систематика позвоночных животных.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Зоологический музей МГУ - систематика животных.
Выездные занятия: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - систематическое положение животных, встреченных на выезде.
3. Подготовительный период в исследовательской (проектной) работе. Планирование и выбор темы и цели исследования (проекта). Формулирование задач. Типы задач. Планирование и выбор методики исследования. Регистрация данных (основные правила ведения записей при наблюдении в полевых условиях и в лабораторных экспериментах).
Практическая работа: Планирование собственной проектной или исследовательской работы.
4. Способы локомоции животных. Типы перемещения и строение конечностей у животных: сходства и различия. Понятие о стопоходящих, пальцеходящих и фалангоходящих животных. Различные аллюры.
Выездные занятия: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - изучение следов животных для определения способа их передвижения.
5. Следы жизнедеятельности животных. Методы тро-пления животных. Методы учебно-исследовательской работы. Понятие о следах жизнедеятельности животных: отпечатки лап, погрызы, поеди, лежки, гнезда, норы, тропы и т.д. Следы жизнедеятельности животных разных систематических групп. Методы тропления животных: тропление в след и в пяту. Тро-пление как способ сбора научного материала при исследовании поведения животных. Знание отпечатков лап животных - основа проведения Зимнего маршрутного учета (ЗМУ). Методы относительного учета численности животных. Методы обработки учетных данных.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - различные следы жизнедеятельности животных.
Рупасов Сергей Валерьевич
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - тропление животных.
6. Следы жизнедеятельности млекопитающих из отрядов насекомоядных и рукокрылых. Зоогеографические особенности распространения и методы изучения насекомоядных и рукокрылых. Экология и география распространения ряда представителей отрядов насекомоядных и рукокрылых, характерных для средней полосы европейской части России. В тему входят занятия по определению, троплению, отлову, изучению питания и наблюдению за животными в естественной среде.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - следы кротов, бурозубок.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - поиск мест дневки летучих мышей разных видов, работа с живоловками.
7. Следы жизнедеятельности млекопитающих из отрядов грызунов и зайцеобразных. Зоогеографические особенности распространения и методы изучения грызунов и зайцеобразных. Экология и география распространения ряда представителей большого отряда грызунов, характерных для средней полосы европейской части России. В тему входят занятия по определению, троплению, скрадыванию и наблюдению за животными в естественной среде.
Практическая работа: самостоятельное определение следов жизнедеятельности грызунов и зайцеобразных по коллекционным и фотографическим материалам.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - следы мелких грызунов и зайцев.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - следы бобра, ондатры, водяной плевки, тропление зайцев, работа с живоловками.
8. Следы жизнедеятельности млекопитающих из отряда хищных. Зоогеографические особенности распространения
Образовательные программы
и методы изучения представителей отряда хищных. Экология и география распространения ряда представителей отряда хищных, характерных для средней полосы европейской части России. В тему входят занятия по определению, троплению, скрадыванию, основам промысла и наблюдению за животными в естественной среде.
Практическая работа: самостоятельное определение следов жизнедеятельности хищных млекопитающих по коллекционным и фотографическим материалам.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - следы псовых и мелких куньих.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - следы куньих; тропление ласки, горностая, лисицы; норы лисицы, енотовидной собаки и барсука.
9. Следы жизнедеятельности млекопитающих из отряда копытных. Зоогеографические особенности распространения и методы изучения копытных. Подробное изучение экологии и географии распространения ряда представителей отряда копытных, характерных для средней полосы Европейской России. В тему входят занятия по определению, троплению, биотехническим мероприятиям.
Практическая работа: самостоятельное определение следов жизнедеятельности копытных по коллекционным и фотографическим материалам.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - следы кабанов, тропление, изучение питания.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - следы лосей, косуль и пятнистых оленей; сравнительное изучение их питания в зимний период; оборудование подкормочных площадок и солонцов.
10. Следы жизнедеятельности птиц. Методы изучения птиц в природе. Подробное изучение экологии представителей различных отрядов, входящих в класс птиц. В тему входят занятия по определению в природе, наблюдению за птицами в естественной среде, поиску гнезд и изучению гнездовой биологии.
Практическая работа: самостоятельное определение следов жизнедеятельности птиц по коллекционным и фотографическим материалам.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - наблюдения за кормлением воробьиных птиц, поиск гнезд.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - следы жизнедеятельности воробьиных, тетеревиных и дятлов; поиск гнезд.
11. Следы жизнедеятельности рептилий, амфибий, и рыб. Следы жизнедеятельности и экология пресмыкающихся и земноводных, обитающих в европейской части России. Следы жизнедеятельности и некоторые черты экологии пресноводных рыб.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - наблюдения за живородящими и прыткими ящерицами, различными видами лягушек и жаб.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - следы живородящей и прыткой ящериц, веретеницы, ужа обыкновенного. Наблюдения, определение и следы жизнедеятельности лягушек, жаб и тритонов различных видов.
12. Следы жизнедеятельности некоторых беспозвоночных животных. Следы жизнедеятельности и черты экологии некоторых беспозвоночных (галлы, раковины моллюсков, ходы короедов, гнезда пауков, отпечатки лап крупных жесткокрылых и т.п.).
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - наблюдения за поведением и следы жизнедеятельноси жесткокрылых и перепончатокрылых насекомых, паукообразных.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - экология и определение моллюсков различных видов; определение вводов короедов по форме ходов.
13. Принципы работы с собранным материалом. Обработка данных полевых наблюдений и лабораторных опытов (ведение полевого дневника; составление картотек, таблиц, диаграмм и гистограмм; особенности обработки иллюстративного материала и т.д.).
Практическая работа: обработка данных собственного исследования.
14. Принципы и методы коллектирования. Методика сбора и оформления коллекций природных объектов (чучела, тушки, шкурки, гербарии, оологические, остеологические, капрологиче-ские, энтомологические, геологические коллекции и т.д.). Способы коллектирования следов жизнедеятельности животных.
Практическая работа: самостоятельное оформление коллекции следов жизнедеятельности животных, гербария, энтомологической коллекции.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - сбор гербария.
Выездные занятия: Выезды в национальный парк «Лосиный остров» - сбор коллекции следов жизнедеятельности животных.
15. Принципы работы с определителями. Тезовые определители и гайды.
Практическая работа: определение растений и животных с помощью тезовых определителей. Определение с помощью различных определителей млекопитающих и птиц, а также следов их жизнедеятельности (по коллекционным материалам); определение растений по гербарным материалам.
Экскурсионные занятия: экскурсия в Битцевский парк - работа с определителями растений.
Выездные занятия: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - работа с определителями птиц и млекопитающих.
16. Подготовка к конференции. Формы представления результатов: устный доклад, устный доклад с демонстрацией материалов, письменный отчет, электронная презентация, стендовый доклад и т.п. Подготовка доклада по выполненной
работе. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии, соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Практическая работа: подготовка стенда, доклада.
17. Итоговое занятие. Обсуждение результатов работы за год. Проверка полученных знаний. Выбор тем учебно-исследовательских работ для летней практики.
УТП группы третьего года обучения.
№ Название темы Количество часов
теоретических практических выездных экскурси-ионных всего
1 Вводное занятие 3 - - - 3
2 Законы и основные понятия биогеографии и экологии 9 - 16 8 33
3 Экология живых организмов 12 - 16 16 44
4 Как оформить результаты исследований (проектов)? 3 3 - - 6
5 Методики исследований в географии и биологии 3 - - - 3
6 Популяционная экология. Видообразование 12 - 32 12 56
7 Биогеценология. Природные зоны. 12 - 32 16 60
8 Методы математической и статистической обработки материала 3 3 - - 6
9 Введение в курс «Первая доврачебная медицинская помощь и действия в чрезвычайных ситуациях» 3 - 8 - 11
10 Основы анатомии и физиологии человека 9 - - - 9
11 Оказание первой доврачебной помощи при травмах 6 3 8 4 21
12 Оказание первой доврачебной помощи при внутренних заболеваниях 6 3 8 4 21
13 Оказание помощи при зоогенных травмах и заболеваниях 3 - - - 3
14 Правила транспортировки и эвакуации пострадавших 3 3 8 4 18
15 Виды чрезвычайных ситуаций и действия в случае их возникновения 9 - 8 4 21
16 Подготовка к конференции 3 3 - - 6
17 Итоговое занятие 3 - - - 3
Всего часов 102 18 136 68 324
Содержание программы третьего года обучения
1. Вводное занятие. Обсуждение результатов летней экспедиции, планов на текущий учебный год. Техника безопасности.
2. Законы и основные понятия экологии и биогеографии. Экологические факторы. Понятие экологического оптимума, пессимума, лимитирующего фактора. Ареалы живых организмов. Видообразование.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Дарвиновский музей -законы экологии; понятие о биогеографии и экологии животных и растений.
Выездные занятия: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - экология и распространение растений и животных; экологические факторы.
3. Экология живых организмов. Хищничество, паразитизм, симбиоз, комменсализм, нейтрализм, конкуренция и другие виды взаимодействия между организмами. Онтогенез. Стадии онтогенеза у разных групп организмов. Методы изучения онтогенеза.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Дарвиновский музей, Зоологический музей МГУ, Тимирязевский музей - онтогенез различных групп организмов, типы отношений между организмами.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - экологические особенности хищных, травоядных и всеядных животных, экология различных видов растений, взаимоотношения между организмами.
4. Как оформить результаты исследований (проектов)? Внешнее оформление и язык. Правила написания исследовательских работ. Структура и общий план работы. Работа с литературными источниками. Ссылки на литературу и оформление библиографического списка использованной литературы. Оформление проекта (исследовательской работы). Подготовка докладов и их тезисов, стендовых докладов.
Практическая работа: подготовка проекта по выполнению исследовательской работы.
5. Методики исследований в географии и биологии. Методы учета позвоночных животных. Методы изучения поведения животных. Описание рельефа и структуры ландшафта. Методы геоботанических описаний. Работа с определителями. Методики изучения почвенного покрова. Методы исследования беспозвоночных животных.
6. Популяционная экология. Видообразование. Жизненные стратегии организмов. Понятие популяции и вида. Характеристики популяции. Динамика популяций. Географическая изменчивость. Факторы видообразования. Географическая изоляция. Динамика ареалов.
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - жизненные стратегии организмов на примере птиц и млекопитающих.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - определение границ популяций различных видов мелких млекопитающих и некоторых видов беспозвоночных животных.
7. Биогеценология. Природные зоны. Понятие о биогеографическом и ландшафтном районировании. Особенности животных, населяющих разные природные зоны. Биотоп. Эко-топ. Биоценоз. Биогеоценоз. Сообщества растений и животных. Взаимоотношения видов и особей одного вида в сообществах. Динамика сообществ, ее закономерности.
Образовательные программы
Экскурсионные занятия: экскурсии в Битцевский парк - описание экотопов и биотопов.
Выездные занятия: выезды в национальный парк «Лосиный остров» - геоботанические описания, динамика сообществ.
8. Методы математической и статистической обработки материала.
Первичная обработка и оформление результатов исследований. Статистические методы в географии и биологии. Вычисление среднего арифметического, моды. Максимальное и минимальное значения. Доверительный интервал. Коэффициент корреляции.
Практическая работа: статистическая обработка данных, собранных во время выездных занятий.
9. Введение в курс «Первая доврачебная медицинская помощь и действия в чрезвычайных ситуациях». Значение курса для развития знаний и представлений о мире, его практическая ценность.
Выездные занятия: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - отработка действий при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций.
10. Основы анатомии и физиологии человека. Сердечнососудистая, нервная, пищеварительная, дыхательная и выделительная системы. Опорно-двигательный аппарат. Терморегуляция. Возрастная физиология.
11. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Доврачебная помощь при кровотечениях, растяжениях, вывихах, переломах, ушибах, ожогах, обморожениях и прочих травмах. Наложение различных видов повязок. Изготовление шин.
Практическая работа: наложение повязок и шин.
Экскурсионные занятия: экскурсия в Битцевский парк -практика по оказанию доврачебной помощи в полевых условиях. Повязки.
Выездные занятия: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - практика по оказанию доврачебной помощи в полевых условиях. Наложение шин и повязок. Ожоги, перегревы, обморожения, ушибы.
12. Оказание первой доврачебной помощи при внутренних заболеваниях. Патология ССС. Техника проведения искусственного дыхания и массажа сердца. Первая доврачебная помощь при заболеваниях органов пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Первая помощь при нервных болезнях. Первая помощь при отравлениях и аллергических реакциях.
Практическая работа: действия при потере сознания, нарушениях работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем (с применением муляжей).
Экскурсионные занятия: экскурсия в Битцевский парк - практика по оказанию доврачебной помощи в полевых условиях. Техника действий при патологии ССС (с применением муляжей).
Рупасов Сергей Валерьевич
Выездные занятия: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - практика по оказанию доврачебной помощи в полевых условиях. Действия при нарушениях дыхания (с применением муляжей). Профилактика отравлений и аллергических реакций в полевых условиях.
13. Оказание помощи при зоогенных травмах и заболеваниях. Первая помощь при укусах позвоночных животных. Профилактика и первая помощь при укусах членистоногих (клещей, комаров, мошки, различных перепончатокрылых). Первая помощь при укусах ядовитых животных. Профилактика, диагностика и лечение гельминтозов.
14. Правила транспортировки и эвакуации пострадавших. Положение тела при различных повреждениях. Устройство носилок. Переноска пострадавших на руках. Вызов спасательных служб и перевозка пострадавших на транспортных средствах.
Экскурсионные занятия: Экскурсия в Битцевский парк - практика по транспортировке пострадавших в полевых условиях.
Выездные занятия: Выезд в национальный парк «Лосиный остров» - практика по транспортировке пострадавших в полевых условиях.
15. Виды чрезвычайных ситуаций и действия в случае их возникновения. Действия в случае землетрясений, наводнений, автокатастроф, кораблекрушений, техногенных катастроф и т.п.
Экскурсионные занятия: экскурсия в Битцевский парк - отработка действий в различных чрезвычайных ситуациях.
Выездные занятия: выезд в национальный парк «Лосиный остров» - отработка действий в различных чрезвычайных ситуациях.
16. Подготовка к конференции. Формы представления результатов: доклад, доклад с демонстрацией материалов, письменный отчет, электронная презентация, стендовый доклад и т.п. Подготовка доклада по выполненной работе. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии, соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Практическая работа: подготовка стенда, доклада.
17. Итоговое занятие. Проверка полученных знаний. Обсуждение результатов работы за год. Выбор тем учебно-исследовательских работ для летней практики. Аттестация в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в МГДД(Ю)Т. Выдача сертификатов.
3. Методическое обеспечение
3.1. Формы занятий
Программа включает в себя теоретические занятия, практические лабораторные занятия, экскурсионные и выездные заня-
Образовательные программы
тия, экспедиционно-полевую практику. Входящие в нее учебные разделы основаны на интенсивной практической подготовке с упором на выездные занятия. УТП таких разделов составляется с учетом применения методик преподавания, основанных на самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся и возросших в современных условиях способностях обучающихся к усвоению больших объемов материала. Например, главной задачей раздела «Обеспечение жизнедеятельности и работа в полевых условиях», разработанного для первого года обучения по программе, является комплексная подготовка к проведению исследовательских работ в условиях полевых исследований. Она включает в себя работу с картографическими материалами, ориентирование на местности, базовую туристическую технику, основы наблюдений за дикими животными, правила техники безопасности и т.п. Основной целью раздела «Следопыт», созданного для второго года обучения, является знакомство обучающихся с животным миром и формирование у них комплекса базовых знаний, умений и навыков, необходимых для проведения в будущем самостоятельных учебно-исследовательских биогеографических работ в условиях дикой природы. Третий год обучения по программе отводится под разделы «Оказание первой доврачебной медицинской помощи» и «Экология с основами биогеографии». В рамках этих разделов много внимания уделяется повторению тем, изучавшихся на более ранних этапах освоения программы (разделы «Обеспечение жизнедеятельности и работа в полевых условиях» и «Следопыт»). Такая преемственность разделов позволяет добиться качественного усвоения материала.
Кроме того, в рамках программы реализуются учебно-исследовательские экспедиции, которые проводятся по ежегодно утверждаемым планам и включают в себя зимнюю учебно-исследовательскую экспедицию (7-14 дней), и одну-две летних учебно-исследовательских экспедиций (20-30 дней каждая), соответствующих прохождению конкретных учебных разделов.
Теоретические занятия проводятся в соответствии с УТП, который может корректироваться с учетом возраста, времени занятий в системе дополнительного образования и личной заинтересованности обучающихся, а также с учетом требований этапов развития настоящей программы. Теоретическую основу настоящей программы составляют учебные разделы по различным естественно-научным дисциплинам. Некоторые разделы, изучаемые на разных стадиях освоения программы, продолжают и дополняют друг друга, отвечают постулату постепенного, спирального накопления знаний. Например, ряд тем, затронутых в разделе «Обеспечение жизнедеятельности и работа в полевых условиях» развивается на более высоком информационном уровне в разделе «Основы самостоятельной исследовательской деятельности». Ряд других тем, рассмотрение которых начинается на первом году обучения, получают дальнейшее развитие в разделах «Следопыт»
Рупасов Сергей Валерьевич
и «Экология с основами биогеографии». Теоретические занятия, изложенные в лекциях, дополняются практическими и лабораторными формами обучения. Практика с картографическими, коллекционными, иллюстративными и иными материалами, а также проведение тренингов в игровой форме, обеспечивает практическое закрепление изучаемых тем.
Экскурсионные и выездные занятия дополняют теоретическую часть программы. Выезды и экскурсии проводятся после изучения соответствующих тем с целью расширить и закрепить пройденный материал на основе зрительных образов. Это основная часть данной формы работы. Однако привязывать экскурсии и выезды только к изучаемым темам было бы неправильно. Во-первых, не все изучаемые темы могут быть подкреплены соответствующими экскурсиями. Во-вторых, задачи программы требуют посещения самых разнообразных выставок и музеев, экспозиции которых по времени могут не соответствовать изучаемому в данный момент материалу. В-третьих, выездные занятия по ряду тем должны быть приурочены к тем или иным фенологическим периодам, которые не всегда удается совместить с изучением теоретической части.
Экспедиционно-полевая практика позволяет обучающимся на практике применить полученные знания и обеспечивает широкое знакомство с ландшафтами, животным и растительным миром. Во время экспедиций обучающиеся выполняют самостоятельные учебно-исследовательские работы.
3.2. Методы организации учебно-воспитательного процесса
Выбор методов и форм преподавания. В рамках реализации программы предполагается использовать как словесные методы, такие как рассказ, лекция, семинар, так и практические - работу с туристическим снаряжением, определителями, коллекционным материалом, картографическими материалами, другими техническими средствами обучения. Отдельное внимание на практических занятиях уделяется самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся. На теоретических занятиях основной формой являются лекции. На практических лабораторных занятиях используются формы обучения в виде семинара, самостоятельной практической работы. Во время выездных занятий и экспедиций применяется комплекс методов, включающих элементы лекционной подачи материала, практической работы с определителями и наглядными пособиями, самостоятельной исследовательской работы, обсуждения результатов в форме семинара.
Учитывая продолжительность обучения, предусмотренную настоящей программой, педагог на разных этапах ее реализации выбирает основное направление в организации деятельности конкретной учебно-исследовательской группы. Это может быть:
• продуктивно-творческая деятельность;
Образовательные программы
• организация исследовательском деятельности;
• развитие творческих способностей;
• образовательно-просветительская деятельность.
Однако следует отметить, что приоритетными для настоящей программы являются исследовательская и образовательная направленность деятельности учебных групп.
В учебных группах первого года обучения обучающиеся могут представить к защите реферат или реферативный обзор по избранной теме. Обучающиеся второго и третьего годов обучения могут развивать тему предыдущего года обучения и полностью выполнить проектно-исследовательскую работу, либо выбрать для исследования другую тему и выполнить работу по ней.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проектно-исследовательских работ на итоговом занятии учебной группы или на конференциях различного уровня.
Методическое и дидактическое обеспечение программы. В качестве методических пособий используются различные определители (животных, растений, минералов); справочники по выживанию, туристической технике и оказанию первой медицинской помощи; учебники по экологии, этнографии и ланд-шафтоведению; картографические материалы. На занятиях используется следующий раздаточный материал: гербарии;
коллекции мхов и лишайников; коллекции беспозвоночных; тушки птиц и млекопитающих; остеологические коллекции;
коллекции следов жизнедеятельности животных; наборы авторских фотографий и рисунков.
Ряд тем подается в виде компьютерных презентаций. В обучении используется ряд научно-популярных фильмов («Дикая природа» ВВС; записи программы «Диалоги о животных» и т.п.). При изучении курсов «Обеспечение жизнедеятельности и работа в полевых условиях» и «Следопыт» используются методические пособия, разработанные автором программы специально для этих курсов: «Следы жизнедеятельности животных» (основан на фотоматериалах), «Обеспечение жизнедеятельности в полевых условиях».
Техническое оснащение занятий. На занятиях используется компьютерная техника для демонстрации фотографий и учебных фильмов. Также используется соответствующий набор компьютерных программ (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Photoshop), для демонстрации наглядных материалов во время занятий и обработки данных самостоятельных исследовательских работ обучающихся. На занятиях применяются в качестве технических пособий компасы, различные картографические материалы, навигаторы, палатки, веревки, карабины и прочее туристическое снаряжение.
Выездные занятия, полевые практики и экспедиции требуют наличия индивидуального и лагерного туристического оборудования, а также специального инвентаря для проведения исследований. В таблице 1 приведен примерный список оборудования, необходимого на одну учебную группу из 12 человек, без учета наличия собственного оборудования у ряда обучающихся. щ
Таблица 1. Примерный перечень оборудования, необходимого для организации полевой практики или учебно-исследовательской экспедиции одной учебной группы в составе 10-15 обучающихся.
№ Наименование оборудования
1. Палатки дуговые четырехместные
2. Палатки дуговые двухместные
3. Тенты костровые 3 4 м
4. Тенты лагерные 4, 5, 6 м
5. Наборы котлов - 10; 7; 5; 2,5 л
6. Топоры
7. Двуручные пилы и ножовки
8. Наборы костровые
9. Саперные лопаты
10. Палатки для наблюдений за животными
11. Трапиковые живоловки
12. Портативные метеостанции
13. GPS
14. Компасы
15. Бинокли 8 х 30; 12 х 45
16. Коврики туристические
17. Спальные мешки
18. Рюкзаки 80-120 литров
19. Гербарные прессы
20. Гербарные папки
21. Комплекты-лаборатории «Пчелка-У»
22. Аптечки походные
23. Индивидуальные аптечки
Список литературы
Для педагогов
1. Бабенко В.Г., Алексеев В.Н., Дорохина Л.Н. Мифы и растения. М., 2004. 127 с.
2. Банников А.Г., Даревский И.С., Ищенко В.Г., Рустамов А.К., Щербак Н.Н. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. М., 1977. 1-415.
3. БигонМ, Харпер Дж., ТаусендК. Экология особи, популяции и сообщества. М., 1989. 667 с.
4. ВесловЕ.А. Определитель пресноводных рыб фауны СССР. М., 1977. 238 с.
5. Грюнберг Г.Ю., Лапкина Н.А., Малахов Н.В., Фельдман Е.С. Картография с основами топографии. М., 1991. 367 с.
6. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. М., 1976. 224 с.
7. Животовский Л.А. Популярная биометрия. М., 1991. 272 с.
8. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., 1991. 366 с.
9. Крускоп С.В. Млекопитающие Подмосковья. М., 2000. 172 с.
10. Курнишкова Т.В., Петров В.В. География растений с основами ботаники. М., 1987. 207 с.
11. Наумов Н.П. Экологическая структура популяций наземных позвоночных // Поведение животных: экологические и эволюционные аспекты. М., 1972. 39 с.
12. Неронов В.В. Полевая практика по геоботанике в средней полосе европейской России. М., 2002. 139 с.
13. ОдумЮ. Основы экологии. М.,1975. 268 с.
14. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяции. М.,1983. 423 с.
15. Песенко Ю.А. Принципы и методы количественного анализа в фаунистических исследованиях. М., 1982. 251 с.
16. Петров В.В., Абрамова Л.И., Баландин С.А., Березина Н.А. Общая ботаника с основами геоботаники. М., 1994. 271 с.
17. РавкинЕ.С., ЧелинцевН.Г. Методические рекомендации по комплексному маршрутному учету птиц. М.: 1990. 33 с.
18. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 2002. 640 с.
19. Реймерс И.Ф. Основные биологические понятия и термины. М., 1988. 319 с.
20. Риклефс Р. Основы общей экологии. М., 1979. 424 с.
21. Скворцов В.Э. Атлас-определитель сосудистых растений таежной зоны Европейской России. М., 2000. 567 с.
22. ФройдеМ. Животные строят. М., 1986. 216 с.
23. Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология. М., 1989. 528 с. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975. 855 с. Шилов И.А. Экология. М., 2001. 512 с. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М., 1988. 272 с. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 1989. 335 с.
Яхонтов А. А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные. М.,1982. 352 с. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Хордовые. М., 1985. 448 с.
обучающихся
Бёме Р.Л., Динец В.А., Флинт В.Е., Черенков А.С. Птицы. Энциклопедия природы России. М., 1997. 430 с. Вуд Д.Г. Гнезда, норы, логовища. М, 1993. 640 с. ВерзилинН.М. По следам Робинзона. Л., 1974. 254 с.
Рупасов Сергей Валерьевич
4. Грибы. Справочник /пер. Ф.С. Двин М., 2001. 304 с.
5. Гудков В.М. Следы зверей и птиц. М., 2007. 592 с.
6. Деревья. Справочник /пер. Н.М. Суханова М., 2004. 319 с.
7. Дунаев Е.А. Деревянистые растения Подмосковья в осеннее-зимний период, методы экологических исследований. М., 1999. 232 с.
8. Дунаев Е.А. Земноводные и пресмыкающиеся Подмосковья. М., 1999. 84 с.
9. Замятина Н.Г. Кухня Робинзона. М., 1994. 656 с.
10. Зедлаг У. Животный мир Земли. М., 1975. 265 с.
11. Иванова Н.Г. За грибами в Битцевский лес // На урок в Битцевский лес. Выпуск 3. М., 2002. С. 38-54.
12. Коротков Д.В. Зимующие птицы лесов и полей Подмосковья. М., 2006. 80 с.
13. Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. М., 1996. 498 с.
14. Новиков Г.А. Жизнь на снегу и под снегом. Л., 1981. 192 с.
15. ОшмаринП.Г., Пикунов Д.Г. Следы в природе. М., 1990. 296 с.
16. Плавильщиков Н.Н. Юному энтомологу. М., 1961. 152 с.
17. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. М., 1975. 303 с.
18. Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. М., 1988. 175 с.
19. Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири. Справочник-определитель. Екатеринбург, 2001. 605 с.
20. Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., 1989. 314 с.
21. Цветков А.В. Зимняя экология копытных млекопитающих Подмосковья. М., 2002. 76 с.
22. Цветков А.В. Простейшие способы картирования, применяемые при биологических исследованиях. Использование снегомерной съемки в организации комплексного подхода к обучению школьников // На урок в Битцевский лес. Вып. 3. М., 2002. С.18-37.