Научная статья на тему 'Состояние экологического образования в школах г. Саранска'

Состояние экологического образования в школах г. Саранска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние экологического образования в школах г. Саранска»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

V

*! .*

/ * У

Ч;*

ские факторы и их характеристики; актро- потребностей производства

в мордовском регионе; народные традиции сохранения здоровья человека.

Пятая содержательная линия — человечество в биосфере,, социоприродные экосистемы: особенности взаимодействия общества и природы на территории Мордовии; характеристика народонаселения,

специфика

погенные нагрузки, оказываемые на региональные, локальные экосистемы и их последствия; меры сохранения разнообразия экосистем; идея оберегаемого подхода к экосистемам у народов Мордовии.

Четвертая содержательная линия — человек в биосфере: ашропоэкосисте-мы; характеристика природной, социальной, бытовой, производственной сред с использованием сведений локального, регионального уровней; состояние индивидуального и общественного здоровья в Мордовии; проявление противоречия между факторами среды и организмом челове- Мордовии ка; характеристика образа жизни человека, факторов поддержания здоровья населения

иовение региональных и локальных экологических проблем из-за противоречий в системе «об

:есгво экологической

— природа»; проблемы в

Мордовии; региональные аспекты концеп ции устойчивого развития; различные вы ражения экологической этики у мордов ского народа; ноосферные точки роста 1 Мордовии; агроэкосистемы Мордовии I повышение их продуктивности; урбаниза

м на территории Мордовии; компоненты, взаимодействие, устойчивость и развитие arpo- и урбоэкоситем на территории

Полагаем, что включение перечислен-

I

ных ключевых содержательных элементов в учебные программы, а также их развертывание при обучении учащихся экологии и другим дисциплинам будет способствовать повышению уровня знаний, ответственного отношения к окружающей природной среде.

СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ШКОЛАХ г. САРАНСКА

Л.А.Груи

4Q, методист ГУО г. Саранска

Школьная экология

важное

Об!

системе экологического образова

ния. Эта дисциплина призвана обеспечить достижение целей обучения, направленных на подготовку экологически грамотного человека, который понимает значение жизни как наивысшей ценности, умеет строить свои отношения с природой на основе уважения к ней, обладает экологической культурой.

Духовное оскудение человека, отчуждение его от природы привели к созданию системы ценностей общества потребления,

основными чертами котоиого ЯВЛЯЮТСЯ

которого Человек живет

эгоизм и прагматизм, человек формуле “здесь и сейчас”.

Экология — метафора эпохи. Обрести

значит получить. ответы на вопросы: кто он — человек, овладевающий силами природы? Каковы его права и обязанности по отношению и к природе, и к

смысл

самому себе? Есть ли предел этих прав? А если есть, то каков он?

У системы образования появилась новая социокультурная функция — воспроизводство в личности ценностей экогума-нигарной культуры, мировоззрения, адекватно отражающего место человека в целостной системе жизни. Предстоит расширить взгляд человека на мир, принять новую формулу бытия - “всегда и везде”, направить усилия на создание творческой индивидуальности нового типа—человека-творца, заботящегося о здоровье окружающей среды, расширяющего площади заповедников, заказников, национальных парков, рационально использующего природные ресурсы.

В школах города накоплен богатый и интересный опыт работы по экологиче-

скому образованию учащихся, осуществляемой на основе взаимосвязи учебной,

© Л. А. Грунюшкина, 2000

внеурочной и внешкольной деятельности. Система этой работы включает:

— изучение теоретических основ и закономерностей явлений природы, формирование представления о единстве и взаимосвязи природы и общества;

■— воспитание нравственных, этических и эстетических качеств личности, ответственного отношения к природе, высокой культуры общения с ней;

— выработку практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств.

Все чаще учителями используются новые активные формы работы с учащимися на уроках: защита рефератов, экологических проектов, плакатов; рецензирование научно-популярной литературы; ролевые игры, игры-путешествия и др. Во внеурочное время во многих школах действуют факультативы и кружки с экологической тематикой.

Саранская школа № 7, ныне экологический лицей, на протяжении нескольких дет является экспериментальной площадкой по апробации модели Л.В.Тарасова “Экология и диалектика” На базе этой школы функционирует республиканский общественно-образовательный центр “Зеленый мир’5' и одноименная детская экологическая организация. Зеленомиров-цы активные участники агитационной деятельности в защиту окружающей среды, В общественных местах: магазинах, поликлиниках, транспорте, подъездах домов — ими регулярно развешиваются листовки с призывами к охране природы, проводятся субботники по очистке родников, лесных массивов. Они выступают инициаторами городских и республиканских праздников, смотров, конкурсов, таких, как выставка букетов и композиций “Осенний вернисаж”, конкурс-выставка “Кошкины смотрины” и др.

Как известно, эффективным обучение может бьггь только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к получению знаний. В случае преподавания экологии есть несколько путей достижения этой цели: использование игровых приемов, комплексных экскурсий и экспедиций, решение проблемных ситуаций, но, пожалуй, самым интересным можно считать летние экологические сборы. Главный

организатор, энтузиаст этого дела — В.М.Смирнов, руководитель организации

’’Зеленый мир”.

В 1999 г. 90 школьников Мордовии и Татарстана в шестой раз собрались в живописнейшем месте Симкинского заказника на биологической станции Мордовского госуниверситета. Здесь они обучались теории и практике полевых исследований, проводили учет численности растений и животных, выясняли причины ее изменения, приобретали навыки оформления и защиты исследовательского проекта и просто отдыхали, общались на лоне прекрасной природы. В последние годы учащиеся стали проявлять интерес к народному творчеству. Они записывают в местных селах и деревнях народные обряды, собирают старинную утварь. Подобная работа способствует нравственному воспитанию школьников, осуществлению связи поколений, изучению истории и культуры, традиций нашего народа.

В городской гимназии № 20 под руководством О.Е.Ручиной, действует центр экологии, членами которого проводятся исследования по проекту “Речка моего детства” Ими изучается экологическое состояние реки Саранки, протекающей по центру нашего города. Ребята вносят посильный вклад в дело спасения реки: проводят субботники пб очистке берегов, сажают деревья, вывешивают плакаты с призывом “Река Саранка просит помощи”. Они мечтают о том, что значение реки будет оценено, достоинство восстановлено, и она станет украшением города и местом отдыха горожан.

Ежегодно на базе одного из пригородных лагерей экоцентр организует экологические слеты. Участники слетов выполняют индивидуальные и групповые исследования различных природных объектов, накапливают материал к научно-практической конференции. Дважды учащиеся выезжали в Германию для изучения опыта экологического образования в этой стране. В. этом году впервые экологическим центром была организована летняя экологическая школа для одаренных детей

Интересный опыт создания пришкольных учебно-опытных участков и использования занятий, проводимых на них, для осуществления экологического образова-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

'/ '

9 '

> ' 'г ♦ і •

I

ння накоплен в школах № 6, 15, Лухов-ской, Ялтинском детском доме-школе. По-

садки д еревьев, кустарников, сочетающие -

ся с аллеями, цветниками, газонами, представляют собой гармоничную экспозицию. Пришкольный участок является базой для проведения уроков биологии, экологии, экскурсий, опытнической и исследовательской работы, летней трудовой практики В процессе экологического образова-

ния учащимися используются как традиционные методы и методические приемы, так и современные педагогические технологии. С 1995 г. ведется работа по новому направлению — “Исследовательские проекты и их роль в системе экологического образования”. Дважды в городе проходил конкурс исследовательских работ по эко-лого-этнографическому проекту “Дерево земли, на которой я живу”. Лауреаты конкурса (шк. № 3, 7, 13, 20, 22, 30, 37, 38, 39, Ялтинский детский дом) с докладами по своим работам выступили на республиканской конференции, посвященной Международному дню Земли, которая традиционно проводится 22 апреля в школе № 7.

В своих исследованиях ребята вместе с руководителями затрагивают актуальные проблемы загрязнения окружающей среды и его влияния на здоровье человека, причем изучаются местные объекта: лесные

массивы, прилегающие к городу, микрорайоны Саранска, речушки, бездомные животные и даже школьные здания Тематика работ очень разнообразна, различны и методы исследований. Выполняя сложную и кропотливую работу, требующую разносторонних знаний по всем школьным дисциплинам, учащиеся осмысливают состояние среды обитания, предлагают методы ее защиты от загрязнений и, главное, высказывают собственную точку зрения по поводу решения той или иной экологической проблемы и поиска выхода из сложившейся ситуации.

Итогом последней конференции стала встреча школьников с администрацией города. На вопросы юных горожан отвечали руководители структурных подразделений мэрии. “Мой город без экологических проблем” — обозначенная тема разговора. Конечно, все присутствующие понимали, как далеко нам до достижения этой идеи. Увы, экологических проблем в Саранске очень много. Их-то и заострили юные исследователи, опираясь на результаты про-

4

веденного соцопроса более 800 жителей города. Они хотели знать, какие меры принимаются против загрязнения воздуха, будут ли чистыми речки Инсар и Саранка, каким образом решаются на перспективу проблемы питьевой воды, предусмотрена ли в городе ливневая канализация, что делается для уменьшения на улицах города количества грузового транспорта, каково будущее городских свалок и т. д.

На серьезные вопросы были даны серьезные ответы. Работники мэрии отнеслись к ребятам доброжелательно и уважительно без всякой скидки на возраст. В юных исследователях они увидели граждан, которым жить в городе будущего, а возможно, и “рулить” им. В конце встречи все руководители, участвовавшие в работе круглого стола, были приняты в ряды почетных представителей экологической организации “Зеленый мир” Под занавес ученицы гимназии №20 продемонстрировали модели из коллекции “Весна—99”, сделанные исключительно из бытовых от-

ходов: упаковочного материала, пивных пробок и т. д.

Во многих школах города экологическое образование учащихся, осуществляемое на уроках, получает дальнейшее развитие во внеклассной и внешкольной работе. Ті

нно весной в городе прово-атся экологический месячник, в рамках которого в образовательных учреждениях организуются выставки поделок из природного материала, конкурсы рисунков и плакатов, экспозиции фото- и видеоматериалов, выступления экологических агитбригад, работают экологические лектории, проводятся субботники и т. д.

С целью выявления одаренных детей в городе ежегодно проходит экологическая олимпиада школьников. Сильнейшими в

этих интеллектуальных соревнованиях на протяжении ряда лет являются учащиеся школ №7, 31, 20, 37, 22, 13.

Интересная работа, включающая поиск новых форм экологического образования, ведется в тесном сотрудничестве с педагогом дополнительного образования городского дома детского творчества И. А.Дмитриевой. Результатом этой работы стало открытие экологического театра. На сегодняшний день уже есть несколько постановок спектаклей, успешно сыгранных межшкольной труппой юных актеров.

Изучение опыта работы некоторых школ в области экологического образования показывает, что процесс формирования экологических знаний и экологической культу ры учащихся эффективен в том случае, если он осуществляется при совместном участии школы и вуза. В профильных классах лицея № 7 курсы углубленного содержания по экологии преподают ученые географического и биологического факультетов МГУ им. Н.П. Огарева. Учи-

теля ждут от ученых рекомендации по улучшению довузовской экологической подготовки, новых программ по прикладной экологии для факультативных курсов, методических пособий по организации экологического практикума. Дистанция между школой и вузом может быть короткой и длинной, но с учетом нынешних взглядов на проблему “преемственности” и “сопряженности” их разрывать нельзя.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЖИТЕЛЕЙ МИКРОРАЙОНА

И.В.Мартышкина, зам. директора школы-лицея № 4 г. Рузаевка

Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает ее родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться.

Академик И.Д. Зверев

Формирование активной жизненной позиции — главная задача экологического воспитания в школе. В настоящее время очев

ли

яо, что деятельность человека стала глобальным фактором, видоизменяющим облик нашей планеты. Надвигающиеся на

человечество несчастья пробудили интерес широкой общественности к экологии. Это слово мы слышим все чаще и чаще, но пока, кажется, дальше призывов к защите окружающей среды дело не идет. Учащиеся 11-го биологического класса школы-

лицея № 4, заинтересовавшись этой проблемой, провели социологическое исследование среди жителей своего микрорайона с целью выяснить уровень их экологической культуры, экологической образованности. Всего было опрошено около 200 чел., проведено анкетирование 250 чел. Были заданы вопросы:

- Что такое, по-Вашему, экология?

- Волнуют ли Вас экологические проблемы?

- Какие изменения в окружающей среде Вы замечаете?

- Что Вы конкретно можете сделать

ения экологической обстановки

ні

для улу* в городе?

Оказалось, что только около 10 % опрошенных правильно понимают слово “экология"’. Проблемы экологии волнуют 95% из них, но лишь 45% видят решение проблемы в самих себе. Остальные рассуждают об отсутствии административной и уголовной ответственности, о недостаточном вложении финансов в эту область и т. д.

Главной задачей экологического воспитания в школе № 4 мы считаем выработ-

ку активной жизненной позиции учащихся. Мы хотим, чтобы они не просто с сожалением говорили о том, что происходит с природой, а вносили свой посильный вклад в ее сохранение и улучшение. Особенность нашей работы заключается в толе, что почти 50 % населения микрорайона, в котором расположена школа, являются родителями ее учащихся. Поэтому учительский коллектив решил, что воспитывать экологическую культуру нужно не только у детей, но и у родителей. Одно из общешкольных родительских собраний

© И.В.Мартышкина, 2000

мл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.