Научная статья на тему 'Проектная и исследовательская деятельность учащихся: дидактическое сопровождение'

Проектная и исследовательская деятельность учащихся: дидактическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новожилова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная и исследовательская деятельность учащихся: дидактическое сопровождение»

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

М.М. Новожилова

Опыт проведения на базе нашей школы окружной конференции научно-исследовательских и проектных работ учащихся негосударственных и государственных образовательных учреждений убеждает в необходимости длительной и многогранной подготовительной работы. В границах подготовительного этапа конференции могут разрабатываться пакеты программно-методического обеспечения, создаваться материально-технические и финансовые условия, формироваться кадровое сопровождение и т.д.

Учитывая рамочный формат статьи научного журнала, остановимся только на одном, но весьма важном моменте этой подготовительной рабо-46 ты. Его суть заключается, с одной стороны, в подготовке минимума теоретико-инструктивной информации, потенциально востребованной учащимися, которые осуществляют исследование или создают проект, с другой стороны, в повышении соответствующих блоков профессиональной компетентности педагогов, выступающих в качестве консультантов и руководителей исследований или проектов. Ведь очевидно, что если для многих учащихся разработка проекта является новым видом работы, то для целого ряда педагогов роль научного руководителя или консультанта во многом является инновационной. Ведь диле-

тантизм в этой работе может не просто привести к сиюминутной разработке «лжепроектов» в виде рефератов, но и навсегда дискредитировать в глазах учащихся и учителей этот вид учебно-познавательной деятельности, обладающий огромным обучающим, воспитывающим и развивающим потенциалом.

Поэтому одним из возможных вариантов пакетирования востребованной теоретико-инструктивной информации и «выращивания» из школьных учителей достаточно квалифицированных научных руководителей и консультантов может стать коллективное формирование, длительное обсуждение и обязательное внедрение в образовательный процесс дидактических рекомендаций по разработке учебного проекта и исследования. Эти рекомендации должны стать общими правилами игры как для учащихся, так и для педагогов, при осуществлении и консультировании проектной и исследовательской деятельности. Они призваны доступно и, самое главное, без искажений донести до учащихся азбучные азы научного исследования, разработки и воплощения проекта. Атрибутивным признаком разработки данных рекомендаций является обязательное вовлечение педагогов школы во все этапы этого процесса: создание и обсуждение проекта содержания рекомендаций; поиск, разработка и обсуждение понятийного поля, инструкций, алгоритмов и памяток;

ПреподавательШ_

ВЕК

1 / 2008

формирование и обсуждение единого варианта текста рекомендаций; использование данных рекомендаций при научном руководстве и консультировании ученических исследований и проектов. Критическое обсуждение различных версий алгоритмов, терминов, поиск своих корректных формулировок, их обсуждение и утверждение будут, несомненно, способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в этом вопросе.

В течение учебного года в нашей школе была организована работа по формированию, обсуждению и апробации пилотного (от англ. pilot — экспериментальный) варианта подобных рекомендаций. Своеобразным эпиграфом к данным рекомендациям, получившим при публикации название «От замысла к открытию», могут стать слова Галилео Галилея: «Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие». Пилотный (пробный, экспериментальный, прорывный, стартовый, разведывательный) характер данных рекомендаций по работе над проектом позволил представить только контур будущих дидактических материалов.

В основу архитектоники рекомендаций была положена логика научного исследования: от определения проблемы до публичной презентации ее решения. Назовем и кратко представим абрис содержания только основных разделов.

1. Барьер и трамплин исследования. В данной части определение проблемы рассматривается как начало исследования. Особое внимание уделено значимости проблемы для исследования и корректности ее форму-

лировки, предполагающей указание условий и требований проблемы. Не случайно один из гносеологических постулатов гласит: «То, как Вы определите проблему, ограничивает Ваши возможности ее решения». Действительно, глубокий анализ проблемных ситуаций, продуманность, рельефность и корректность формулировок проблемы являются необходимым условием ее эффективного решения. Кибернетик с мировым именем Уильям Росс Эшби обращал внимание на то, что, когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения. Таким образом, проблема трактуется не просто как трудноразрешимая задача, как иногда считают, хотя в буквальном переводе с греческого это действительно так. Проблема — это несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы.

2. Как найти интересную тему для проекта? В этой части названы, обоснованы и проиллюстрированы основные требования к выбору темы исследования. Например:

• Важно, чтобы тема была инте- 47 ресна для учащегося не только на текущий момент, но и была востребована

в будущем, тогда он на практике сумеет реализовать полученные знания в выбранной отрасли деятельности.

• Тема должна быть актуальна, то есть отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества.

• Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, то есть можно найти достаточно источников информации, в школе имеется требуемое оборудование.

• Формулировка темы может содержать спорный момент, подразуме-

1 / 2008

Преподаватель XXI

ВЕК

вать столкновение разных точек зрения на одну проблему.

• Тема должна быть конкретна, ибо слишком объемная тема может оказаться непосильной для ее раскрытия в рамках учебного исследования.

• Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.

• Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема — это своего рода визитная карточка исследования, хотя в ходе исследования формулировка может неоднократно корректироваться.

3. «Почему?» и «для чего?» — два кита проектной работы. Актуальность исследования достигается, если оно отвечает насущной потребности практики и полученные результаты заполнят пробел в науке. Практическая значимость исследования связана с полученными в нем данными и с ис-

48 пользуемой методикой.

4. Общее и частное в исследовании. При определении объекта и предмета исследования подчеркивается, что предмет — это не кусок, отрезанный от объекта, не его часть, а способ или аспект его рассмотрения.

5. Следующие шаги... В этой части определены и подробно обоснованы пять основных этапов исследования: определение цели и задач исследования; формулирование гипотезы; определение методов исследования; планирование исследования; распределение ролей при работе в команде.

6. Обзор информационных источников — одна из составляющих прое-

ктной работы. В этой самой большой по объему части названы и прокомментированы ключевые виды литературных источников информации, основные виды чтения, важнейшие виды первичного фиксирования информации (простой и сложный планы, тезисы, конспект, пометки, выписки, цитирование письменного текста) и приоритетные виды обобщения информации (аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики). Кроме того, приведены современные правила библиографического описания литературных источников информации.

7. Эксперимент и исследование. В этой части содержатся рекомендации по планированию, выбору методов эксперимента, раскрываются требования к проведению основного (технологического) и аналитического этапов.

8. И в заключение... В этой части определены и раскрыты основные литературные жанры представления результатов исследования (доклад, научная статья, тезисы доклада, литературный обзор, стендовый доклад, научный отчет, реферат). Кроме того, представлены возможные формы и виды проектов. Исходя из того, что проектная деятельность направлена на решение какой-либо социально значимой и личностно актуальной для учащегося проблемы, то и обязательным признаком этой деятельности является полезный продукт. Это средство разрешения той проблемы, которая и стала фактически причиной реализации проекта. Разнообразие этих проблем порождает такое же разнообразие продуктов, созданных в результате осуществления проектов. Следует подчеркнуть, что результаты вы-

Преподаватель_ХК|_

ВЕК

1 / 2008

полненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть полезными и осязаемыми, готовыми к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Так, если решалась теоретическая проблема, то создается ее конкретное решение, например, в форме информационного продукта, если решалась практическая проблема, то разрабатывается конкретный продукт, готовый к потреблению.

9. Уважаемые члены комиссии!.. Эта часть раскрывает основные принципы и правила написания защитной речи, содержит рекомендации по ее произнесению. Особое внимание уделено подготовке и оформлению стендового доклада.

10. Успех презентации — залог признания и путь к номинации! Из всего возможного разнообразия форм представления результатов исследования и продуктов проектирования сделан акцент на устной защите с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в формате Power Point. Продемонстрированы достоинства и обязательные правила применения этого графического пакета для создания презентаций и слайд-фильмов.

11. Тезисы и рецензия — это тоже важно! В связи с тем, что перед конференцией традиционно печатается сборник тезисов будущих выступлений, в этой части приводятся их основные правила написания, возможная структура. Каждая публикация тезисов обычно сопровождается рецензией либо руководителя проекта или исследования, либо независимого эксперта, являющегося специалистом в определенной области. Поэтому в рекомендациях приводится не просто типовой план написания рецензии, но

и основные этические правила рецензента.

Важную роль в рекомендациях играют приложения. До сведения участников конференции научно-исследовательских и проектных работ учащихся негосударственных и государственных образовательных учреждений доводится ее положение, требования к оформлению тезисов. В качестве некоего интеллектуального результата осуществления проекта или исследования приводится «Программа общеучебных умений школьников» [1, 115-126]. Список рекомендуемой литературы по саморазвитию логических, мнемонических умений, умений учиться и творческих умений может помочь учащимся дополнить материал, содержащийся в данных рекомендациях.

Участникам четвертой ежегодной конференции, как учащимся, так и педагогам, была не просто передана стостраничная версия рекомендаций, а предложено принять участие в их обсуждении на форуме школьного сайта http://www.rosinka-school.ru/. Нам представляется, что на основе этих ре- 49 комендаций в школе может быть организована работа по изучению актуальных способов деятельности, которые учащиеся должны освоить для успешной работы над проектом. Возможно, они побудят педагогические коллективы других школ искать свои собственные версии подобных рекомендаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. — 2003. — № 8. ■

1 / 2008

Преподаватель XXI

ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.