Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ'

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА / ИННОВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мордвинова Е.А.

В статье описывается опыт разработки программы экспериментальной площадки в школе, с помощью которой организуется инновационная деятельность в школе и к которой привлекаются основные субъекты учебно-воспитательного процесса, социальные партнеры школы, а также используется научно-методический потенциал профилирующей кафедры педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ»

14. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. / Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений// Молодой ученый. - 2012.- № 6.- С . 417-420.

15. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья//Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 7. - С. 9-12.

16. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Культура здоровья - важнейший компонент народного образования // Здоровьесберегающее образование. - 2013.-№1(29). - С. 88-94.

17. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников (на примере ГОУ прогимназия № 698 «Пансион»). Духовные горизонты детства: материалы ХУП Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства».(21-23 апреля 2010) -СПб.: Изд-во Политех. ун-та. 2010. С.504-508.

18. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Основы формирования культуры здоровья в педагогическом образовании. В кн.: Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты. Материалы международной конференции, посвященной 10-летию кафедры БЖ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. 27-28.11.13. Ярославль 2013.- С. 155-159.

19. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья в педагогическом образовании// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. -2014. - № 2.

20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1971. - С. 87.

Мордвинова Е.А., к.п. наук доцент кафедры соц. педагогики, псих. и метод. нач. образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Россия, г.Самара ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ Аннотация: В статье описывается опыт разработки программы экспериментальной площадки в школе, с помощью которой организуется инновационная деятельность в школе и к которой привлекаются основные субъекты учебно-воспитательного процесса, социальные партнеры школы, а также используется научно-методический потенциал профилирующей кафедры педагогического вуза.

Ключевые слова: программа эксперимента, инновация, профессиональное самоопределение, ключевая компетенция выпускника школы.

Для российского образования наступило время эксперимента и внедрения педагогических инноваций, которые неразрывно связаны с модернизацией образования в соответствии с новыми ФГОС, как в средней, так и в высшей школе. Сегодня государственная политика в области образования направлена на стимулирование творчества и инновационной деятельности педагогов. Открытие на базе общеобразовательного учреждения (далее - ОУ) экспериментальной площадки вуза по той или иной актуальной теме, т.е работа ОУ в экспериментальном режиме, влечет за собой планомерное совершенствование содержания, методов обучения и воспитания школьников, повышение квалификации учителей, организацию психолого-педагогического просвещения родителей, а также систематическую научно-методическую помощь коллегам по реализации программы эксперимента со стороны профессорско-преподавательского состава профилирующей кафедры педагогического вуза.

Кроме того, стабильное функционирование и дальнейшее развитие ОУ - сложный многофакторный процесс, успех протекания которого зависит от умения правильно определить стратегию развития ОУ на несколько лет вперед, когда определяются круг проблем, которые необходимо решить за эти годы, чтобы достигнуть запланированных образовательных результатов, другими словами, надо знать, что, как и когда надо изменить и внедрить в существующую образовательную практику, чтобы сделать ее лучше и эффективнее.

В связи с этим становится очевидным, что открытие экспериментальной площадки в школе с четко прописанной программой реализацией эксперимента - это один из способов развития ОУ, это внедрение научно разработанной модели организации инновационной деятельности в школе.

При разработке программы экспериментальной площадки в ОУ необходимо учитывать общие особенности модели организации инновационной деятельности. Эффективность программы

экспериментальной площадки во многом обуславливается соблюдением последовательности основных этапов эксперимента (или этапов экспериментально-исследовательского цикла) [3], [4]. За первым, подготовительным этапом, закреплены функции: диагностическая, прогностическая, проектировочная, организационная. Существенной характеристикой прогностической функции является разработка программы эксперимента. За вторым, практическим, - деятельностная и аналитическая функции. На третьем, обобщающем этапе, реализуется контрольно-корректирующая функция. На последнем пятом, внедренческом, этапе -социализация. Следование логике научного исследования, соблюдение этапов его процедуры, документирование всех шагов и оформление результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы.

В качестве модели организации инновационной деятельности в школе приведем пример разработанной программы экспериментальной площадки «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся».

Актуальность темы.

В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Составная часть социализации - профессиональное самоопределение, умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности, осуществлять жизненный и профессиональный выбор. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование такой ключевой компетенции у выпускника современной общеобразовательной школы как, умение осуществлять профессиональный (и шире - жизненный) выбор.

Для этого необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем социального воспитания в аспекте профессионального самоопределения детей (на пропедевтическом уровне в начальной школе) и подростков (в основной школе в связи с предпрофильным и профильным обучением); выявление особенностей формирования социального самосознания; разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать условия для основ профессионального становления и самореализации личности, решить важную проблему самоопределения подростка в системе жизненных ценностей, его социализации.

Социальное становление личности учащегося на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность, построить карьеру, быть успешным в профессии, в жизни. Традиционные и новые профессии все больше начинает рассматриваться как средство для построения жизненного успеха, а также становятся средством для нахождения с помощью профессии учащимися своего места в российском обществе. Таким образом, в период, современного изменяющегося общества и динамичных общественных процессов, необходимо разработать современные подходы к формированию профессионального самоопределения учащихся, отвечающие изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку. Задача школы - создание условий для профессионального самоопределения выпускника.

Школа и общество - объективно коэволюционирующие системы. И для обеспечения коэволюции школа должна моделировать процессы, происходящие в обществе, в том числе действие универсальных законов, которые имеют место на всех этапах его развития. Освоив модель, учащиеся

смогут проецировать систему универсальных законов на актуальное состояние общества, обнаруживать различные аспекты личностного проявления в многообразии социальных связей и способов их взаимодействия, прогнозировать будущее, смогут самоопределиться в выборе профессии.

Далее под профессиональным самоопределением (далее - ПС) мы будем понимать «активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса» [1, 325]. В своих работах Н.С.Пряжников подчеркивает неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Он считает, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [2, 32], т.е. профессиональное самоопределение неразрывно связано с профессиональным становлением личности.

Основные моменты процесса профессионального становления:

1. ПС - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром ПС является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. ПС осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация ПС личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. ПС является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: информационно-справочные, просветительские; диагностические (в идеале - помощь в самопознании); морально-эмоциональная поддержка обучающихся; помощь в выборе, в принятии решения.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения -постепенно сформировать у учащихся внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Опыт зарубежных образовательных учреждений, в частности - в «Международной сети европейских продуктивных школ» (ШЕРБ), а также

опыт работы школьных экспериментальных площадок г.Москвы, г.Челябинска и др., наталкивает нас на процесс соединения допрофессиональной и профессиональной подготовки, профессиональной ориентации молодежи средствами ИКТ, социально-ориентированной деятельности на уроках и во внеурочной практики учащихся.

Таким образом, организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в школе -взаимодействие всех вовлеченных субъектов: обучающихся и их семей; администрации, учителей, кл.руководителей, педагогов дополнительного образования; социальных партнеров школы (вузы, организации, предприятия), а также: учреждений дополнительного образования различной направленности; специализированных профориентационных

(государственных и негосударственных) учреждений; органов управления образованием; предприятий экономической сферы.

В современной системе общего среднего образования России возникли следующие противоречия:

- между содержанием среднего образования, определяемым стандартами первого и второго поколения и практически отсутствием в нем содержания, определяющего активную социализацию учащихся в аспекте их профессионального самоопределения, что определяет повышение качества трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономической конкуренции;

- между необходимостью решения проблем активной социализации, профессионального и личностного самоопределения учащихся, и отсутствием условий для активной социализации учащихся, организационно-педагогогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся и психолого-педагогической помощи выпускнику школы.

Кроме этого, слабо просматриваются связи между образовательными учреждениями и социумом (другими образовательными учреждениями, бюджетными организациями, центром занятости населения и др.), программно-целевое взаимодействие с которыми обеспечивало бы успешное формирование учащихся к профессиональному самоопределению, в том числе и социальную практику учащихся, что явилось бы фундаментом активной социализации учащихся.

Таким образом, актуальность заявленной темы эксперимента вытекает из: 1) потребностей общеобразовательной школы в разработке системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся; 2) недостаточной теоретической и научно-методической разработанности проблемы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях внедрения ФГОС второго поколения в общеобразовательную школу.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили необходимым основанием для определения темы экспериментальной деятельности.

Идея эксперимента:

1. Апробация личностно-ориентированного, деятельностного, ценностного и контекстного подходов к профессиональному самоопределению учащихся через внедрение современных научных достижений в учебно-воспитательный процесс школы для повышения его эффективности и создание организационно-педагогических условий профессионального самоопределения учащихся, направленных на становление их субъектной позиции, формирование социально-профессиональной мобильности, способности ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации.

2. Осуществление комплексной профориентационной работы всеми субъектами, участвующими в организационно-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения учащихся.

3. Возможность трансформирования накопленного и систематизированного педагогического опыта по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся, накопленного за годы эксперимента в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ г.о.Самара.

Объект эксперимента: процесс профессионального самоопределения учащихся МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара.

Предмет эксперимента: организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся как ключевой компетенции выпускника школы.

Гипотеза: Если создать оптимальные педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся, разработать и внедрить систему организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся (через встраивание социальной практики в учебный и воспитательный процесс и тем самым обеспечение вхождения учащихся в социальную среду, их приспособления к культурным и социологическим факторам), то произойдет успешная профессиональное самоопределение (и шире - социализация) учащегося.

Цель эксперимента: Теоретически и экспериментально обосновать целостную систему сопровождения профессионального самоопределения учащихся и методическое сопровождение программы профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты (в соответствии целями программы развития школы на 2013-2018 гг.: 1) помощь обучающимся в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности /

конкретной профессии, либо варианта дальнейшего обучения; 2) формирование и развитие компетенций, необходимых выпускнику школы для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях (компетентностный подход к организации образовательного процесса в школе). Задачи:

1. Разработка системы и реализации программы профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты.

2. Оказание психолого-педагогической помощи в составление индивидуальных образовательных траекторий для более глубокого удовлетворения интересов, развития способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов.

3. Определение и создание условий эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (кадровое обеспечение, материально-техническое, научно-методическое).

4. Формирование и развитие единой информационной научно-методической базы (системы тематических предметных, внеклассных Интернет-ресурсов различного уровня, видеоматериалов профориентационной направленности по новым и высокотехнологичным профессиям, издание специализированного методического пособия «Мир профессий от А до Я» для детей, подростков, родителей по проблеме профессионального самоопределения) в сфере поддержки профессионального самоопределения обучающихся на всех ступенях образования в соответствии с ФГОС и обеспечение их доступности субъектам образовательного процесса.

5. Уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования (варианты: в учебный и воспитательный план работы школы, дополнительное образование и др.)

6. Реструктуризация социальных связей общеобразовательной школы и социума в связи с реализацией ФГОС НОО и ООО.

7. Формирование целостного набора критериев оценивания результативности социально-профессионального самоопределения выпускников школы и внесение предложений о совершенствовании соответствующей статистики.

8. Разработка системы показателей результативности деятельности администрации, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов ДО по сопровождению профессионального

самоопределения обучающихся (дифференцированно по уровням образования, по уровням деятельности и по содержательным линиям).

9. Внедрение в практику и распространение в педагогическом сообществе достижений ОУ в области организационно-педагогического сопровождения профес.самоопределения обучающихся.

10. Повышение культуры делового взаимодействия в сфере социального партнерства с целью учета локальных изменений в потребностях рынка труда и образования, удовлетворения запроса региона в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами его социально-экономического развития.

Диагностический инструментарий:

1. Входящее, промежуточное и итоговое тестирование.

2. Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся.

3. Анкетирование, направленное на определение готовности учащихся к профессиональному самоопределению (карта наблюдения, таблица уровней готовности, соцопрос, рекомендации по переходу на более высокий уровень готовности).

4. «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению», включающий дневник профессионального самоопределения и дневник социальной практики.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

1. Уровень мотивации учащихся в рамках реализации задач допрофессиональной подготовки и профессиональной подготовки.

2. Мониторинг готовности учащихся к профессиональной деятельности на основании анализа «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению».

3. Общая высокая культура, толерантность выпускников, удовлетворенность подготовкой к продолжению образования и адаптации к современным условиям жизни, как со стороны учащихся, так и их родителей.

4. Научно-методический и творческий образовательный продукт (проектные и творческие работы).

5. Контролинг поступления учащихся в средние специальные и высшие профессиональные учебные заведенияв соответствии с моделью профессионального самоопределения.

6. Успешное обучение в учебных заведениях страны и трудоустройство.

7. Сотрудничество в системе «школа-выпускник» переписка, участие в фестивалях, коллективно-творческих делах, профориентационных классных часах, выступление в СМИ и т.д.

8. Транслируемость достигнутых результатов (возможность и

актуальность публикации материалов эксперимента), трансформирование модели в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ. Сроки эксперимента: 3 года Этапы эксперимента.

1 год эксперимента. Аналитический этап. Цель этапа: изучить отечественный и зарубежный опыт по вопросу организационно-педагогического сопровождения и условия формирования профессионального самоопределения учащихся как ключевой компетенции выпускника школы. Формирующий этап. Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию об образовательных потребностях учащихся для создания алгоритмов оперативного и стратегического управления деятельностью по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению.Аналитико-диагностический этап. Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП и выявить результативность системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся. Контрольный этап. Цель этапа: провести мониторинг первого года эксперимента, внести коррективы

2 год эксперимента. Аналитический этап. Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию по реализации и внедрению системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях реализации ФГОС НОО и ОО в ОУ; разработать программу профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты; определить условия эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (кадровое обеспечение, материально-техническое, научно-методическое). Формирующий этап. Цель этапа: оказать содействие и психолого-педагогическую помощь учащимся в решении проблемы «выбора», выстраивании собственной образовательной траектории профессионального самоопределения и социальной практики. Реализация социальной практики учащихся на основе социального партнерства через программу профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты. Аналитико-диагностический этап. Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов деятельности системы и программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся. Контрольный. Цель этапа: провести мониторинг второго года эксперимента, внести коррективы.

3 год эксперимента. Аналитический этап. Цель этапа: провести анкетирование участников УВП с выявления положительных и

отрицательных результатов реализации системы и программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся и развития социального партнерства ОУ. Формирующий этап. Цель этапа: создать условия для обобщения материалов «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению», включающий дневник профессионального самоопределения и дневник социальной практики.Аналитико-диагностический этап. Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов деятельности системы и программы. Контрольный этап. Цель этапа: организовать работу по программе.

Итоговый анализ: методический аудит; информационный банк.

Прогноз возможных негативных последствий

1. Пассивность социальных партнеров ОУ в оказании действенной помощи при организации эксперимента.

2. Недостаточность финансовых средств для реализации проекта.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

1. Разработка и согласование плана, договора о совместной деятельности с социальными партнерами.

2. Разработка и согласование плана и программы привлечения спонсорских средств через НКО Благотворительный фонд «Ильинка».

3. Взаимодействие со СМИ с целью привлечения внимание общественности к данной проблеме.

База эксперимента: МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза Сафонова Ф.М. г.о.Самара. В эксперименте принимают участие учащиеся 1-11 классов, классные руководители данных классов и воспитатели ГПД. Среди учащихся 9-х классов на уровень эксперимента выводится 9А класс, 9 Б класс - контрольный. В рамках экспериментальной деятельности к сотрудничеству привлекаются социальные партнеры ОУ.

Научно-методическая обеспеченность эксперимента. 1. Нормативно-правовая база: Проекты концепций профориентации и сопровождения профессионального самоопределения (на федеральном и региональном уровнях). Нормативно-правовая база МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара: Устав ОУ, Программа развития и др. локальные акты ОУ. 2. Кадровая обеспеченность: административный блок ОУ, классные руководители, воспитатели ГПД, учителя-предметники, социальный педагог, внештатный психолог, медик, педагоги дополнительного образования. 3. Курсы и обучающие семинары по теме эксперимента: КПК по теме: «Управление инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения»; семинар с педагогическим коллективом (обмен опытом); обучающие семинары для педагогического коллектива ОУ и учащихся, формирование творческих групп (в течение эксперимента); перспективный план прохождения курсовой переподготовки педагогических кадров.

Форма представления результатов эксперимента для массовой практики: 1. Оказание консультативных услуг. 2. Участие в конференциях разного уровня по теме эксперимента. 3. Проведение мастер-классов, «круглых столов» по внедрению системы и программы в образовательный процесс ОУ. 4. Разработка методического пособия «Мир профессий от А до Я» (из опыта работы ОУ).

Использованные источники:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. -4-ое издание перераб., доп. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. - 336 стр. - (Gaudesamus)

2. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — 3-е изд.,стер. — М.: Издательский центр Академия, 2007. — 496 с.

3. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. - М., 2001. - 61 с.

4. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. - М.: АПКиПРО, 2002. - 94 с.

Мукан Н.В., д.пед.н., профессор, заведующая кафедры иностранных языков

Фучила Е.Н., к.пед.н. доцент кафедры иностранных языков Национальный университет «Львовская политехника»

Украина, г. Львов КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФЕНОМЕНА ГРАМОТНОСТИ Концептуальные подходы к определению феномена грамотности и неграмотности взрослых граждан экономически развитых стран эволюционировали на протяжении столетий вместе с изменениями концепции образования в контексте социальных и культурных перемен. В современном мире «...образование действует в двух направлениях: как инструмент, который используют для содействия интеграции младшего поколения в логику существующей системы. и как практику свободы, средство, с помощью которого взрослые критически и творчески управляют действительностью и открывают для себя возможности участия в преобразовании их мира» [5, с. 82].

Очевидно, что виды и уровни навыков грамотности, необходимых для сознательного гражданства, воспитания детей и личностного роста взрослых в 1800 году отличались от тех, которые были необходимы в 1900 году и, в свою очередь, от тех, что необходимы в условиях жизнедеятельности общества в начале ХХ1 века.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понимание важности обучения на протяжении всей жизни, сформировавшееся в конце ХХ века, расширило роль и значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.