Научная статья на тему 'К вопросу об организации профильного обучения учащихся средней общеобразовательной школы'

К вопросу об организации профильного обучения учащихся средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / РЫНОК ТРУДА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апет Юлия Васильевна

В данной статье предлагается комплекс мер, реализация которых позволит повысить эффективность организации профильного обучения учащихся средних общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации профильного обучения учащихся средней общеобразовательной школы»

УДК 373.5

Апет Юлия Васильевна

Ассистент кафедры педагогического мастерства Магнитогорского государственного университета, [email protected], Магнитогорск

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Apet Julia Vasilievna

An assistant at the department of teaching skills at Magnitogorsk State University, apetaa@ mail.ru, Magnitogorsk

TO THE ISSUE OF THE ORGANIZATION OF THE PROFILE EDUCATION FOR THE MIDDLE SCHOOL PUPILS

Сложившаяся в настоящее время ситуация на российском рынке труда может быть охарактеризована резким изменением структуры спроса на многие профессии. Все более востребованы рабочие специальности и профессии, не требующие длительной образовательной подготовки. Эта тенденция находится в явном противоречии с намерениями выпускников школ, которые в массе своей ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высший уровень профессионального образования.

Согласно образовательной структуре запросов работодателей Урала, востребованы специалисты: 29,7% - с высшим образованием, 21,7% - со средне-специальным образованием, 42,3% - с начальным профессиональным образованием [5, с. 5].

По данным службы занятости г. Магнитогорска, работодатели наиболее заинтересованы в специалистах рабочих профессий - это 70% из числа имеющихся вакансий, из них 60% - мужские, 10% - женские. 30% составляют административно-управленческие вакансии, причем необходимы специалисты с опытом работы.

Рыночные отношения с жесткой конкуренцией требуют от работника высокого профессионализма, предприимчивости, творческой активности, умения быстро приспосабливаться к меняющимся условиям труда.

Для успешной социализации, перспективного трудоустройства и адаптации к новым условиям труда российской молодежи необходимо осознать, что образование, специальность, квалификация - это капитал для инвестирования, и поэтому стремиться сознательно выбирать свой индивидуальный образовательный путь в соответствии с профессиональными интересами, способностями и возможностями. Этому способствует введение в современное школьное образование профильного обучения, создающего реальные условия подготовки школьников к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, к их ориентации на конкретные «меню профессиональных карьер».

270

В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» под профильным обучением понимается «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [3, с. 6].

В нашем исследовании под профильным обучением понимается форма дифференцированного обучения по интересам, соответствующего проектируемой профессии, склонностям и способностям учащихся. Это звено системы непрерывного образования, позволяющее обеспечить объективное самоопределение выпускников, а также соответствующую подготовку, необходимую для продолжения выбранного профессионального образования.

Эксперимент по профилированию школ, начавшийся в 2002 г., к настоящему времени принес ряд положительных результатов: разработаны возможные направления профильного обучения, примерные учебные планы для основных профилей (естественно-математического, гуманитарного и др.), определены структура и содержание предпрофильной подготовки, апробированы возможные формы организации профильного обучения и др.

В прогрессе проведения опытно-экспериментальной работы по организации профильного обучения учащихся средней общеобразовательной школы нами учитывались:

- потребности рынка труда, профессиональные интересы, возможности и способности учащихся при выборе школой профиля обучения;

-достаточный уровень ресурсного обеспечения (кадрового, нормативноправового, организационно-методического) профильного обучения;

- сопровождение процесса профильного обучения старшеклассников эффективной психолого-педагогической поддержкой.

Остановимся на рассмотрении указанных выше положений.

Школа, как и любая другая организация, представляет собой открытую социальную систему. Это означает, что на ее функционирование и конечный продукт влияют разнообразные факторы.

К числу таких факторов можно отнести региональный и городской рынок труда, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, учащихся и их родителей.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития системы образования является ориентация деятельности образовательных учреждений всех уровней на прогнозируемые и ситуационные потребности рынка труда.

Задача современной школы в условиях внедрения профильного обучения - дать базовые знания и навыки (компетенции), необходимые работнику определенной сферы профессиональной деятельности, осуществляя при этом подготовку старшеклассников к продолжению образования по интересующей специальности.

С этой точки зрения учреждению среднего общего образования необходимо: производить исследование рынка труда для определения наиболее востребованных и перспективных профессий; формировать образовательные профили в соответствии с потребностями рынка; привлекать к социальному партнерству потенциальных потребителей образовательных услуг; вести активную профориентационную работу, организовывать профессиональные пробы для учащихся; активно взаимодействовать с учреждениями дополнительного и профессионального образования; осуществлять ориентацию системы образовательного учреждения на максимальное удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг.

Исходя из того, что профильное обучение по содержанию, структуре и организации учебного процесса должно максимально учитывать интересы, способности и дальнейшие жизненные планы учащихся (в первую очередь будущие профессиональные намерения и намерения продолжения образования), школа, моделируя структуру и содержание профильного образования должна исходить из потребностей учащихся. Эта задача может быть решена через организацию предпрофильной подготовки, которая должна базироваться на комплексной диагностике учащихся.

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы выбор учащимся направления дальнейшего обучения и, как следствие, сферы профессиональной деятельности, был объективен. Поскольку в противном случае это может привести к потере у подростка интереса к изучаемым дисциплинам, переутомлению, снижению успеваемости и т. д. Подобная задача может быть решена через организацию своевременной профильной и профессиональной ориентации.

При организации профильного обучения необходимо учитывать и немаловажное мнение родителей, являющихся одним из участников образовательного процесса. Согласно исследованию С. А. Писаревой, представление об «идеальной» школе у родителей сформулировано под влиянием современной социальной ситуации и основывается на их мнениях о предполагаемых результатах ее деятельности («самое главное - высокий результат») и условиях обучения детей («главное, чтобы ребенку было хорошо в школе») [4, с. 11].

Профильная школа может обеспечить выполнение поставленных требований при условии тесного взаимодействия родителей со школой. Для этого образовательному учреждению необходимо: проводить информационно-разъяснительную работу о целях, задачах и преимуществах введения профильного обучения; изучать образовательные потребности учащихся и их родителей с целью формирования профиля обучения; мотивировать родителей к оказанию помощи детям при выборе профиля обучения в соответствии с психологическими и психо-физиологическими особенностями; организовывать дни открытых дверей, родительские конференции, ярмар-ки-презентации образовательных услуг и т. д. с целью приобщения родителей к жизни школы, включения их в систему профильного обучения.

Важным аспектом при выборе школой профиля обучения являются ее образовательные возможности. Другими словами, школа должна осознавать, насколько готовы к инновационной деятельности педагоги, учащиеся, родители; насколько соответствует учебно-методическое оснащение и кадровая подготовка предъявляемым требованиям; существует ли возможность взаимодействия с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования и т. д.

Профилизация обучения предполагает изменение роли учителя с наставника на консультанта, тьютора, сопровождающего ученика на пути социального, профессионального и культурного самоопределения в целом.

Как следует из Концепции профильного обучения, «педагог, работающий в профильных классах, должен не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специальности своей деятельности, но и соблюдать вариативность содержания образования, уметь проектировать индивидуальные образовательные траектории обучаемых; формировать компетенции, необходимые для продолжения образования в соответствующей сфере будущей профессиональной деятельности; обладать способностью и готовностью вводить в образовательный процесс интерактивные, деятельностные компоненты» [3, с. 11].

Сейчас на преподавателя профильной школы возлагаются такие функции как консультирование индивидуальных учебных планов, координирование базовых, профильных, элективных курсов, коррекция преподаваемого курса, руководство учебными, исследовательскими проектами, разработка элективных программ и методических материалов.

Кроме того, перед учителем встает задача - ключевая, с нашей точки зрения, - оказания учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда.

Кадровая политика в школах должна быть направлена на создание условий, при которых возможна учебно-методическая помощь школе преподавателями дополнительного и высшего профессионального образования. Привлечение последних к проведению учебных занятий обеспечит повышенную подготовку по базисному компоненту образования и профильную подготовку по специальностям университета. К тому же, сотрудники вуза и сферы дополнительного образования могут участвовать и в разработке школьной учебно-методической документации профильного обучения (индивидуального учебного плана, программ, учебных пособий, дидактических и методических материалов для учителей и учащихся), а также в совместной научной и научно-методической работе, направленной на повышение качества образовательного процесса.

Необходимость проведения подобных мероприятий подтверждают данные, полученные в результате проведенного нами исследования: 47% опрошенных учителей отмечают недостаток учебной литературы по профильному обучению. Более 60% испытывают затруднения при разработке элективных курсов.

Под организационно-методическим обеспечением профильного обучения мы понимаем обеспечение образовательного процесса достаточным уровнем учебно-методических разработок, внедрение разнообразных форм и методов организации профильного обучения, расширение набора учебных курсов по выбору в соответствии с реальными образовательными потребностями учащихся.

Под нормативно-правовым обеспечением профильного обучения мы понимаем формирование единого правового пространства в реализации целей и задач профильного обучения, обеспечивающего защиту и взаимодействие прав и ответственности участников образовательного процесса в системе профильного обучения.

Нормативно-правовое обеспечение представляет собой набор нормативно-правовой документации, регламентирующей требования и условия осуществления образовательной деятельности в школе, принятые учебным заведением в качестве официальных документов и согласованные с вышестоящими органами управления образованием, а также с организациями, участвующими в этой деятельности на паритетных началах.

Е. Л. Болотова, опираясь на исследования О. Г. Хомерики, М. М. Поташника, А. В. Лоренсова, выделяет примерный перечень нормативно-правового обеспечения школы с профильным обучением. В него включены: концепция и программа развития профильного обучения в школе; учредительный договор; устав; справка о состоянии, традициях, кадровом, творческом потенциале школы; протокол согласования вопросов организации профильного обучения с муниципальными органами управления образованием; договоры о сотрудничестве школы с вузом, спонсорами, научными учреждениями, различными организациями, родителями; индивидуальный учебный план; положения по программам профильного обучения, программа осуществления научно-методического управления профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействия школы и вуза; документы о финансовой самостоятельности школы; данные социологических исследований о наличии социальной потребности в школе данного профиля обучения [1, с. 105].

Таким образом, выбор конкретного профиля обучения школа делает под воздействием ряда взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют образовательный заказ на модель личности выпускника.

С введением профильного обучения в школе учащиеся достаточно рано сталкиваются с проблемой выбора образовательного маршрута, предполагающего и определенный профессиональный выбор.

Возраст ранней юности (15-17 лет) - именно тот период жизни, когда ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой у юношей и девушек развиваются профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы. Центральным компонентом социальной ситуации, в которой оказываются старшеклассники, является профессиональное самоопределение (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).

Однако, как показывают исследования Н. В. Гафуровой и В. И. Лях, личность старшего подростка находится в той степени развития, которая еще не дает ему возможности совершить оптимальный выбор профиля обучения и первичный профессиональный выбор (не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы) [2, с. 95].

В связи с этим, основная задача школы должна заключаться в оказании квалифицированной психолого-педагогической поддержки для сопровождения всего учебно-воспитательного процесса, в том числе, для формирования у подростка потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей профессиональной и личностной самореализации.

В своем исследовании под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе среднего (полного) общего образования (старшая школа) сводится к помощи в профильном и профессиональном самоопределении, поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитии временной перспективы, способности к целепола-ганию, развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости.

Профильное самоопределение - самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию, оно реализуется на этапе пред-профильной подготовки учащихся основной ступени школы средствами информационной работы, профильной ориентации, элективных курсов и др.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся профильных классов может заключаться в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике социально-психологического климата в классах, диагностике уровня удовлетворенности организацией учебного процесса. Некоторым учащимся может потребоваться психологическая помощь в ситуации неопределенности или переосмысления выбора, несоответствия выбранного профиля собственным ожиданиям.

С нашей точки зрения, необходимо осуществлять интеграцию образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-про-фессионального самоопределения; разрабатывать и внедрять программы профессиональной ориентации, такие как «Твоя будущая карьера», «Основы самопрезентации», «Введение в профессию» и др.; консультировать учащихся и родителей о наиболее востребованных в регионе профессиях, об учреждениях профессионального образования, организовывать экскурсии по ним.

При этом профориентационную работу следует направить на развитие личностной активности учащегося, переработку некритично усвоенных от

275

взрослых профессиональных планов и оценок. При условии проведения такой работы профильное обучение сможет не просто поддержать старшеклассника в его профессиональном выборе, но обеспечить формирование самой способности к сознательному самоопределению.

Библиографический список

1. Болотова, Е. Л. Управление профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействия школы и педвуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е. Л. Болотова; МПГУ. - М, 1999. - 185 с.

2. Гафурова, Н. В. Разработка и реализация предпрофильного образования в рамках сетевой модели «школа-вуз» [Текст]/ Н. В. Гафурова, В. И. Лях// Школьные технологии, - 2004. - № 5, С. 95-97.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст]// Образование в современной школе. - 2003. - № 2. - С. 6-21.

4. Писарева, С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований [Текст]/ С. А. Писарева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 89 с.

5. Ческидова, Л. Образование: выбор работодателей [Текст]/ Л. Ческидова. // Работа Урал. - 2008. - № 38. - С. 5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.