В.П. Полуянов
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Постановка задачи. В Украине произошло реформирование системы социальной защиты населения, которая была преобразована в систему социального страхования. Эта трансформация требует более тщательного планирования бюджетов вновь созданных фондов, поскольку они были выделены из государственного бюджета в самостоятельные
государственные организации,
действующие на принципах
самоокупаемости и по законам страхового рынка.
Анализ публикаций. Законодательство Украины в области социального страхования дает исчерпывающий перечень страховых событий в данной сфере, а также прав и обязанностей как страховых фондов, так и застрахованных лиц. Основные принципы социального страхования реализованы в Украине на базе «Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании" [8]. Ряд законодательных актов уточняет особенности реализации этих принципов в практической деятельности органов, составляющих систему государственного социального страхования. Это:
Закон Украины об
общеобязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые послужили причиной потери
трудоспособности [2];
Закон Украины об
общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и
расходами, обусловленными рождением и погребением [3];
Закон Украины о государственных социальных стандартах и
государственных социальных гарантиях [6];
ряд законодательных актов в области пенсионного страхования.
Законодательно определены и источники формирования
соответствующих страховых фондов:
Закон Украины о размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального
страхования [4];
Закон Украины о страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые послужили причиной потери
трудоспособности [5];
ряд других законодательных и нормативных актов.
Основные принципы работы фондов социального страхования освещены
в работах Г.А. Волощук, Ю.В. Пасичник, Н.В. Прямухиной [1], И.И. Кичко [7], монографии В. Федосова, В. Опарина и С. Левочкина [13]. Однако ни законодательные акты, ни отдельные публикации исследователей не дают основания утверждать, что проблема прогнозирования бюджетов отдельных фондов является на сегодня решенной. Об этом косвенно свидетельствует и ряд публикаций, предлагающих изменить основные подходы к формированию бюджетов фондов социального
) Полуянов Владимир Петрович - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой. Автомобильно-дорожный институт Донецкого национального технического университета, Горловка.
ISSN 1562-109X
страхования (см. например статью В. Парнюк [9]).
Цель статьи заключается в обосновании возможности практического применения методов статистического прогнозирования для расчета бюджета Фонда социального страхования на предстоящий краткосрочный период.
Как известно, действующим на сегодня в Украине законодательством в данной области предусмотрено функционирование Пенсионного фонда
Суммарный бюджет фондов социального страхования составлял в 20012004 гг. соответственно 12,7; 15,2; 13,7; 15,2% к произведенному в каждому году ВВП. В пересчете на одного жителя Украины в год это составляло в 2001 г. -538, 2002 г. - 719, 2003 г. - 773, 2004 г. -1113 грн.
Структура доходной и расходной части бюджетов Фондов представлена в табл. 2. Из данной таблицы видно, что доходная часть бюджетов фондов на 80% определяется соответствующими
страховыми платежами, которые на основании действующего
Украины, Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонда социального страхования на случай безработицы. Эти фонды обладают внушительными средствами, источники формирования и направления расходования которых показаны в табл. 1 на основании [12, 55].
законодательства осуществляют
субъекты предпринимательской
деятельности. Более 90% собранных средств фонды направляют на выплаты, связанные с наступлением определенного для каждого фонда страхового события. Следует отметить, что соотношение расходной и доходной частей бюджетов фондов (без учета переходящего остатка) не по всем годам исследуемого периода складывалось благоприятно. Так, если в 2001 и 2003 гг. расходная часть составляла соответственно 94,23 и 99,44% от доходной, то в 2002 и 2004 гг. это соотношение составило 100,79 и
Таблица 1. Финансовая деятельность внебюджетных фондов, млн. грн.
Средства фондов 2001 2002 2003 2004
Остатки средств на начало отчетного периода 1824,5 3229,1 2987,5 3183,8
Поступления 24120,9 31149,7 33679,4 49247,7
из бюджетов Украины 2525,8 2826,3 2113 6161,6
от предприятий и организаций 19010,1 24011 27902,5 38271,3
от граждан 1388,6 1556,5 1919,5 2484,4
прочие поступления 1196,4 2755,9 1744,4 2330,4
Расходы 22728,5 31395,6 33489,6 51062,6
на основной вид деятельности 20520,6 28916,9 30824,1 47489,5
на содержание аппарата управления 515,9 784,9 851,3 1152,4
платежи в бюджеты Украины 5,2 6,1 7,6 6,3
на финансирование государственных
учреждений 2,1 1,8 3,1 2,4
капитальные вложения и капитальный
ремонт 186 321,2 270,4 340,1
на прочие цели 1498,7 1364,7 1533,1 2071,9
Остатки средств на конец отчетного периода 3216,9 2983,2 3177,3 1368,9
103,69%. Учитывая условия
функционирования, правление каждого фонда обязано проводить тщательное прогнозирование расходной части бюджета с тем, чтобы принять меры к
Таблица 2. Структура доходов и расходов внебюджетных фондов, млн.грн.
соответствующему наполнению его доходной части. Применяющаяся в большинстве случаев практика планирова-
Средства фондов 2001 2002 2003 2004
Поступления 100,00 100,00 100,00 100,00
из бюджетов Украины 10,47 9,07 6,27 12,51
от предприятий и организаций 78,81 77,08 82,85 77,71
от граждан 5,76 5,00 5,70 5,04
прочие поступления 4,96 8,85 5,18 4,73
Расходы 100,00 100,00 100,00 100,00
на основной вид деятельности 90,29 92,10 92,04 93,00
на содержание аппарата управления 2,27 2,50 2,54 2,26
платежи в бюджеты Украины 0,02 0,02 0,02 0,01
на финансирование государственных учреждений 0,01 0,01 0,01 0,00
капитальные вложения и капитальный
ремонт 0,82 1,02 0,81 0,67
на прочие цели 6,59 4,35 4,58 4,06
ния «от достигнутого» далеко не всегда приводит к желаемому результату, о чем свидетельствует превышение расходной части бюджетов над доходной. Вместе с тем статистикой разработаны достаточно эффективные методы прогнозирования, применение которых для планирования бюджета предложено в настоящей статье.
Нами рассматриваются некоторые особенности работы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тем не менее полученные выводы с определенными коррективами могут быть распространены и на вопросы организации планирования и
прогнозирования деятельности
остальных фондов.
К сожалению, статистические данные, публикуемые в ежегодниках, не позволяют напрямую получить информацию о финансовой деятельности каждого фонда в отдельности, но имеющиеся в распоряжении данные
позволяют сделать некоторые выводы. В табл. 3 приведены статистические данные, характеризующие в Украине травматизм, связанный с производством.
Несмотря на то, что данные о количестве пострадавших как в абсолютном выражении, так и в расчете на тысячу работающих имеют явную тенденцию к снижению, тем не менее количество человеко-дней
нетрудоспособности в пересчете на одного пострадавшего демонстрирует увеличение к 2004 г. по сравнению с 1985 г. в 1,64 раза. Напомним о том, что обязательные отчисления в фонд для предпринимателей связаны с размером фонда оплаты труда, а для отдельных граждан - с размером их заработной платы. Это обязывает при планировании учитывать как фактор изменения базы для отчислений в фонды, так и фактор изменения условий труда работников.
Не последнюю роль в формировании бюджетов отделений
исполнительных дирекций фонда играет и региональный фактор, связанный с наличием в их регионе производств с опасными и вредными условиями труда. Покажем это на примере информации, доступной из статистических
ежегодников Украины. Так, в табл. 4
Таблица 3. Травматизм, связанный с производством [12, 500]
Пострадавшие 1985 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004
Тыс. чел.
Количество людей с утратой
трудоспособности на один рабочий день и больше и со
смертельным исходом 130 140 80,5 34,3 33,9 27,8 25,7 23,3
В том числе со смертельным
исходом 3 2,6 2 1,2 3 1,2 1,1 1,1
Количество чел.-дней
нетрудоспособности 2874 3182 2122 1029 893 860 839
На 1000 работающих
Количество людей с утратой
трудоспособности на один рабочий день и больше и со
смертельным исходом 5,5 6,2 4,5 2,6 2,7 2,3 2,1 0,9
В том числе со смертельным
исходом 0,13 0,12 0,12 0,1 0,11 0,1 0,09 0,09
Количество чел.-дней
нетрудоспособности 122 141 118 81,3 72,7 71,9 70,2
На одного пострадавшего
Количество чел.-дней
нетрудоспособности 22 22,8 26,4 30,3 32,1 33,5 36,1
Таблица 4. Количество людей, травмированных на производстве, тыс. чел [12, 501]
Область 1985 1990 1995 2000 2003 2004
1 2 3 4 5 6 7
Украина 130,3 139,6 80,5 34,3 25,7 23,3
Автономная Республика Крым 3,3 3,0 1,0 0,5 0,5 0,6
Винницкая 4,4 3,5 1,6 0,5 0,5 0,5
Волынская 2,0 2,0 1,2 0,6 0,5 0,5
Днепропетровская 9,3 8,3 5,9 2,5 2,3 2,1
Донецкая 29,5 40,1 31,5 12,9 8,6 7,6
Житомирская 3,0 2,7 1,4 0,4 0,4 0,4
Закарпатская 1,1 1,0 0,2 0,2 0,1 0,1
Запорожская 5,4 5,4 2,4 1,0 1,0 0,9
Ивано-Франковская 1,4 1,2 0,4 0,2 0,2 0,3
Киевская 3,8 4,0 1,5 0,4 0,5 0,5
представлена информация о количестве пострадавших на производстве в разрезе отдельных областей Украины. В табл. 5 эти же данные нормированы на тысячу работающих.
Кировоградская 3,5 3,2 1,4 0,6 0,4 0,4
Луганская 16,9 20,7 12,7 6,3 3,7 3,3
Львовская 2,9 2,7 1,6 1,8 0,9 0,7
Николаевская 2,6 2,7 1,4 0,5 0,3 0,3
Одесская 5,7 5,0 1,5 0,5 0,7 0,5
Полтавская 3,7 4,0 1,9 0,7 0,5 0,5
Ровненская 1,9 2,3 1,0 0,2 0,3 0,2
Окончание табл. 4
1 2 3 4 5 6 7
Сумская 4,6 4,3 2,0 0,7 0,6 0,6
Тернопольская 2,3 1,8 0,7 0,2 0,2 0,2
Харьковская 7,5 7,1 2,5 0,9 0,9 0,8
Херсонская 3,3 3,0 1,3 0,4 0,4 0,3
Хмельницкая 2,1 2,4 1,2 0,5 0,4 0,3
Черкасская 2,8 2,2 1,0 0,4 0,3 0,3
Черновицкая 0,9 0,9 0,3 0,1 0,1 0,1
Черниговская 3,0 3,1 1,6 0,5 0,4 0,3
г. Киев 3,4 3,0 1,1 0,7 0,9 0,9
г. Севастополь 0,2 0,1 0,1 0,1
Таблица 5. Количество людей, травмированных на производстве
в расчете на 1000 работающих [12, 501]
Область 1985 1990 1995 2000 2003 2004
Украина 5,5 6,2 4,5 2,6 2,1 1,9
Автономная Республика Крым 3,1 2,9 1,4 1,1 1,2 1,3
Винницкая 5,2 4,2 2,3 1,0 1,2 1,2
Волынская 4,4 4,4 3,4 2,1 2,3 2,2
Днепропетровская 5,3 5,0 3,9 2,3 2,1 2,0
Донецкая 12,2 17,3 16,7 9,3 6,6 5,8
Житомирская 4,3 4,1 2,6 0,9 1,3 1,3
Закарпатская 2,3 2,0 0,6 0,7 0,6 0,6
Запорожская 5,4 5,6 2,9 1,6 1,8 1,7
Ивано-Франковская 2,3 2,1 0,9 0,6 0,9 1,1
Киевская 4,8 5,3 2,7 1,0 1,2 1,2
Кировоградская 6,2 5,8 3,1 1,9 1,4 1,5
Луганская 12,3 16,1 12,6 9,1 6,0 5,4
Львовская 2,3 2,2 1,6 2,5 1,4 1,1
Николаевская 4,1 4,4 2,7 1,4 1,1 0,9
Одесская 4,6 4,4 1,8 1,0 1,1 0,8
Полтавская 4,5 4,9 3,0 1,4 1,3 1,1
Ровненская 3,8 4,7 2,3 0,8 1,1 1,0
Сумская 6,9 6,5 3,7 1,8 1,9 1,9
Тернопольская 4,5 3,6 1,8 0,6 0,7 0,8
Харьковская 5,2 5,3 2,3 1,1 1,2 1,1
Херсонская 5,6 5,3 3,0 1,5 1,5 1,3
Хмельницкая 2,9 3,4 2,1 1,2 1,0 1,0
Черкасская 3,9 3,2 1,7 0,9 0,9 0,9
Черновицкая 2,4 2,4 1,0 0,4 0,7 0,8
Черниговская 4,6 5,2 3,2 1,3 1,4 1,0
г. Киев 2,4 2,3 1,4 1,1 1,0 0,9
г. Севастополь 1,5 1,3 2,0 1,7
Приведенные в табл. 4 и 5 статистические данные были
пересчитаны таким образом, чтобы они отражали удельный вес количества пострадавших по каждой области относительно общего числа
пострадавших по всей Украине. Чтобы доказать взаимосвязь (или отсутствие таковой) между условиями труда на производстве и количеством
пострадавших, были использованы данные о выбросе вредных веществ в атмосферу, приведенные в табл. 6. Информация в табл. 6 получена на основании обобщения статистических
данных [12, 547-549]. Эти сведения также были пересчитаны таким образом, чтобы получить удельный вес каждой области в суммарных выбросах по Украине за соответствующий год. Использование данного показателя для характеристики условий труда объясняется тем, что производство, наносящее вред окружающей среде, не может не наносить вред и самому работнику, задействованному в его обслуживании. Кроме того, именно этот показатель доступен широкому кругу
исследователей, так как он публикуется в статистических ежегодниках.
Таблица 6. Выбросы вредных веществ стационарными загрязнения в атмосферу по регионам, тыс.
Область 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004
Украина 9439 5687 3959 4055 4075 4088 4152
Автономная Республика Крым 315,9 83,7 33,5 32,6 31,7 42,2 35,1
Винницкая 180,2 127 80,1 71,7 57,8 59,4 76,8
Волынская 33,9 15,3 10,3 8,7 7,6 6,6 8,5
Днепропетровская 2170 1031 783,6 848,6 888,6 834 873,9
Донецкая 2539 2137 1590 1589 1581 1577 1598
Житомирская 84,8 30,6 12,3 13,1 12,7 16 19,7
Закарпатская 38,2 13,2 7,7 7,8 7,8 12,5 9,6
Запорожская 587,5 268,8 231,2 233,3 233,5 235,8 230,5
Ивано-Франковская 403,3 271,7 141,0 143,8 149,0 181,3 176,6
Киевская 219,9 122,6 80,8 87,4 93,0 75,3 78,8
Кировоградская 171,7 84,3 44,7 47,2 36,9 28,8 29,4
Луганская 862,3 578,1 429,0 439,6 438,5 479,1 453,0
Львовская 271,9 124,6 108,6 114,5 97,8 96,1 89,9
Николаевская 98,6 34,6 11,4 13,3 15,4 15,4 22,2
Одесская 129,0 42,9 23,2 20,8 24,7 26,4 29,2
Полтавская 220,7 126,2 60,4 64,9 71,8 68,0 72,4
Ровненская 63,5 25,3 14,1 14,9 15,3 16,8 15,8
Сумская 117,8 42,5 26,3 30,5 29,0 27,8 30,2
Тернопольская 71,6 21,9 9,2 9,6 9,3 10,3 12,6
Харьковская 355,9 241,2 143,7 156,1 151,6 148,3 148,0
источниками т
Херсонская 74,7 37,5 11,6 10,1 9,3 9,3 8,7
Хмельницкая 125,2 54,4 18,4 18,7 22,3 18,0 16,9
Черкасская 129,7 63,6 28,8 26,0 29,3 36,7 34,8
Черновицкая 25,9 10,3 4,1 4,6 5,6 6,0 4,8
Черниговская 81,6 38,8 20,2 18,2 21,6 26,1 37,9
г. Киев 54,7 53,3 32,6 27,8 31,6 31,6 34,8
г. Севастополь 11,3 6,9 2,6 2,3 2,6 3,2 3,5
На рис. 1 приведено
корреляционное уравнение и
соответствующий график, которые
указывают на достаточно тесную
линейную корреляционную связь между количеством несчастных случаев на производстве и условиями труда работников.
8 н о о К
<и ^ ч
о
¡Г «
<и
I?
Ю ёо
О 8 «
ев К О
и
<и а о
<и «
3® ев
3
к
-а
Ч <и Ч
20
о &
ев К
X
3 10
4
у = 0,7645х + 0,8721
R2 = 0,9018 ______
♦ ^^^
♦ —* Л^г
5 10 15 20 25 30 35
Удельный вес региона в общем объеме выбросов в атмосферу, %
40
Рис. 1. Взаимосвязь количества несчастных случаев, связанных с производством, и уровня выбросов вредных веществ в атмосферу по данным 2003 г.
Коэффициент детерминации,
несколько превышающий 0,9, указывает на тот факт, что количество несчастных случаев на производстве более чем на 90% определяется соответствующими условиями труда. Этот факт должен означать, что соответствующие предприятия должны компенсировать возникающие риски в работе Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Соответствие данного вывода фактическому состоянию дел исследовано с помощью корреляционного метода по данным 2003 г. Поскольку базой для отчислений в социальные фонды установлен фонд заработной платы, была построена корреляционная зависимость между средней заработной платой по региону и удельным весом количества пострадавших в общей
численности пострадавших по Украине. Соответствующая связь нами не была обнаружена, о чем свидетельствуют данные на рис. 2. Коэффициент детерминации, равный 0,16, указывает, что только на 16% средний уровень заработной платы определяет удельный вес пострадавших. Это еще раз подтверждает необходимость
тщательного планирования средств с целью их оперативного
перераспределения по отделениям исполнительной дирекции фонда.
Изучение особенностей работы на примере одного из отделений исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний позволило установить, что организационная структура отделения не предусматривает наличие в штатном расписании специалиста по
0
0
0
планированию и прогнозированию. В эффективные связи с этим требуются не сложные, но
300 400 500 600 700 800
Средняя заработная плата по региону, грн.
Рис. 2. Взаимосвязь количества несчастных случаев, связанных с производством, и средней заработной платы по региону по данным 2003 г.
методики такого планирования, доступные для практического
использования.
Предлагается для планирования бюджета фонда использовать методы статистического прогнозирования. При этом исходим из того, что из отчетных данных о деятельности фонда за предыдущие периоды можно построить динамический ряд. Как известно, каждый уровень такого ряда отражает действие сложившихся факторов. Если исходить из предположения, что сила и направление действия этих факторов обладают определенной
инерционностью, то можно построить соответствующее трендовое уравнение. Использование такого уравнения позволит рассчитать соответствующее значение трендовой функции на определенный период в будущем.
Методы статистического
прогнозирования достаточно хорошо известны [13]. Однако есть два
обстоятельства, которые ограничивают их использование в практической деятельности предприятия. Во-первых, в специализированной литературе сложно найти полный алгоритм расчетов. Во-вторых, частичное применение обычно ограничивается применением одной трендовой функции. В данном случае была использована схема алгоритма статистического прогнозирования,
описание которой дано в работах автора [10; 11]. Каждый уровень динамического ряда условно представляется состоящим из четырех составляющих: трендовой, сезонной, случайной и циклической. Любая из этих составляющих формируется под воздействием свойственных только ей факторов, которые имеют различную природу. Поэтому эти составляющие
прогнозируются отдельно, что и предусматривает схема алгоритма прогнозирования.
Используя указанный алгоритм и В табл. 7 представлен исходный
исходный динамический ряд об динамический ряд, по уровням которого использовании расходной части бюджета осуществлялось прогнозирование. фонда за предыдущие три года, нами был сделан прогноз на 2006 г.
Таблица 7. Страховые выплаты пострадавшим (членам их семей) по отделению исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, тыс. грн.
Месяц 2003 2004 2005
Январь 2109,2 2460,8 2704,2
Февраль 2289,6 2671,1 2935,3
Март 2335,8 2725,0 2994,6
Апрель 2588,9 3020,4 3319,1
Май 2733,1 3188,6 3504,0
Июнь 2843,7 3317,7 3645,8
Июль 2804,8 3272,3 3595,9
Август 2765,9 3226,9 3546,0
Сентябрь 2589,0 3020,5 3319,2
Октябрь 2581,6 3011,8 3309,7
Ноябрь 2728,7 3183,4 3498,3
Декабрь 3012,5 3514,6 3862,2
Всего 31382,7 36613,2 40234,3
Для исходного ряда было проведено сглаживание с
использованием скользящей средней с шагом 3. В табл. 8 показан результат расчета средних абсолютных приростов по двум половинам сглаженного динамического ряда; установлено, что для данного ряда может быть
использована линейная трендовая функция. Такой вывод сделан на основании того, что фактическое значение критерия Стьюдента, равное 0,96, меньше критического для вероятности 0,95. Это показано в табл. 9.
Таблица 8. Расчет средних цепных абсолютных приростов
Месяц 2003 2004 2004 2005
первая половина ряда вторая половина ряда
Январь -19,2 -82,7
Февраль -95,8 -173,3
Март 159,9 186,5 205,0
Апрель 147,8 172,5 189,5
Май 169,3 197,6 217,1
Июнь 72,0 84,0 92,3
Июль 10,9 12,8 14,0
Август -84,9 -99,1 -108,9
Сентябрь -74,4 -86,8 -95,4
Таблица 9. Расчет среднего квадратичного отклонения цепных абсолютных приростов
Октябрь -12,4 -14,5 -15,9
Ноябрь 141,2 164,7 181,0
Декабрь -40,3 -102,6
Средний абсолютный прирост значение по первой половине значение по второй половине
63,4 17,5
Месяц 2003 2004 2004 2005
первая половина вторая половина
Январь 6820,9 10037,3
Февраль 25357,1 36415,7
Март 9307,8 15160,1 35160,2
Апрель 7127,9 11895,7 29605,1
Май 11217,9 17992,7 39844,2
Июнь 73,0 421,7 5591,2
Июль 2754,9 22,4 12,0
Август 22002,0 13583,4 15963,2
Сентябрь 18997,5 10878,2 12742,9
Октябрь 5749,1 1021,1 1114,7
Ноябрь 6045,0 21671,6 26732,7
Декабрь 10749,0 14409,1
Показатели значение по первой половине значение по второй половине
Среднее квадратичное отклонение 103,6 127,1
Средняя ошибка среднего изменения 24,41 29,17
Средняя случайная ошибка разности 38,04
Фактическое значение критерия Стьюдента 0,96
Были рассчитаны параметры уравнения линейного тренда: Y = 3009,4 +16,1.
На следующем этапе был построен динамический ряд отклонений фактических значений сглаженного ряда от теоретических, рассчитанных по линейному тренду. Исследование этого ряда с помощью метода поворотных точек Кендалла показало, что ряд обладает свойством долгопериодических циклических колебаний с периодом колебаний, близким к одному году. Это позволило рассчитать параметры уравнения Фурье для аппроксимации данных колебаний. Расчет был сделан
для 10 первых гармоник. Сравнение результатов расчета по минимальной остаточной дисперсии позволило выбрать для использования в окончательном прогнозе уравнение с одной гармоникой:
Yt = 17,1^ р - 16,2мп /.
Окончательный прогноз построен как сумма прогноза по линейному тренду и по уравнению Фурье с одной гармоникой. Результаты этого прогноза приведены в табл. 10. На рис. 3 представлен график фактических значений выплат из Фонда социального страхования, исследуемого в данной работе, и соответствующих
теоретических значений, полученных в результате проведенных расчетов. Из графика видна достаточно высокая точность аппроксимации. Расчет также подтвердил высокую точность построенной модели, которая определена
Выводы. Данный алгоритм реализован в среде MS Excel, что дает возможность его использования без длительной подготовки пользователей в практической деятельности отделений фонда.
на уровне 1,5%.
Таблица 10. Суммарный прогноз осуществления страховых выплат по отделению исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, тыс. грн.
Месяц t Прогноз по тренду в Прогноз по колебаниям Суммарный прогноз
Декабрь 2005 г. 35 3571,7 18,33 -150,7 3421,0
Январь 2006 г. 37 3603,8 18,85 -164,4 3439,5
Февраль 39 3636,0 19,37 -134,0 3502,0
Март 41 3668,1 19,90 -67,7 3600,4
Апрель 43 3700,2 20,42 16,7 3717,0
Май 45 3732,4 20,94 96,7 3829,0
Июнь 47 3764,5 21,47 150,7 3915,2
Июль 49 3796,6 21,99 164,4 3961,0
Август 51 3828,8 22,51 134,0 3962,8
Сентябрь 53 3860,9 23,04 67,7 3928,6
Октябрь 55 3893,0 23,56 -16,7 3876,3
Ноябрь 57 3925,2 24,09 -96,7 3828,5
Декабрь 59 3957,3 24,61 -150,7 3806,6
Рис. 3. График теоретических и фактических значений расходной части бюджета отделения исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В заключение отметим, что предложенные в работе подходы к статистическому прогнозированию
позволят более точно составлять соответствующие бюджеты. Это даст возможность оперативного управления имеющимися у фонда средствами для исключения задолженности фонда по предусмотренным законодательством выплатам.
Литература
1. Волощук Г.О., Паачник Ю.В., Прямухша Н.В. Фiнансовi фонди сощального спрямування в Укра'ш: бюджетш, страхов^ пенсшш. - К.: Центр навчально'1 лггератури, 2004. - 184 с.
2. Закон Укра'ни „Про загальнообов'язкове державне сощальне страхування вщ нещасного випадку на
виробницт та професшного
захворювання, яю спричинили втрату працездатносп" вщ 23 вересня 1999 року № 1105-ХГУ ^ змiн. та доп.) // Вщомосп Верховно'' Ради Укра'ни. - 1999. - № 4647. - Ст. 403.
3. Закон Укра'ни „Про загальнообов'язкове державне сощальне страхування у зв'язку з тимчасовою втратою працездатносп та витратами, зумовленими народженням та похованням" вщ 18 ачня 2001 року № 2240-ГГГ (зi змiн. та доп.) // Вщомосп Верховно'' Ради Укра'ни. - 2001. - № 14. - Ст. 71.
4. Закон Укра'ни „Про розмiр внесюв на деякi види загальнообов'язкового державного соцiального страхування" вщ 11 сiчня 2001 року № 2213-ГГГ (зi змiн. та доп.) //
Вщомосп Верховно! Ради Украши. -2001. - № 11. - Ст. 47.
5. Закон Украши „Про страховi тарифи на загальнообов'язкове державне сощальне страхування вщ нещасного випадку на виробницт та професiйного захворювання, яю спричинили втрату працездатносп" вщ 22 лютого 2001 року. № 2272-Ш (зi змiн. та доп.) // Вщомосп Верховно!' Ради Украши. - 2001. - № 17.
- Ст. 80.
6. Закон Украши „Про державш сощальш стандарти та державш сощальш гаранти" ^ змiн. та доп.) // Вщомосп Верховно" Ради Украши. -2000. - № 48. - Ст. 409.
7. Кичко 1.1. Страхування як елемент фшансового мехашзму сощального захисту // Фшанси Украши. -2005. - № 4. - С. 148-153.
8. Основи законодавства Украши про загальнообов'язкове державне сощальне страхування вщ 14 ачня 1998 року № 16/98-ВР ^ змш. та доп.) // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 1998. - № 23.
- Ст. 121.
9. Парнюк В. О необходимости изменения методологического подхода к начислению сборов в пенсионный и социальные фонды // Экономика Украины. - 2006. - № 4. - С. 16-21.
10. Полуянов В.П. Оргашзацшно-економiчний мехашзм пщвищення ефективносп пщприемств житлово-комунального господарства: Дис. ... д-ра екон. наук: 08.06.01 / НАН Украши. 1н-т економжи пром-стi. - Донецьк, 2005. -412 с.
11. Полуянов В.П. Прогнозирование потерь предприятия в связи с временной нетрудоспособностью его работников // Экономические проблемы и перспективы стабилизации экономики Украины. -Донецк: ИЭП НАН Украины, 2003. - С. 316.
12. Статистичний щорiчник Украши за 2004 рш / Держкомстат Украши. - К.: Консультант, 2005. - 591 с.
13. Федосов В., Опарш В., Льовочкш С. Фшансова реструктуризащя в Украшг проблеми i напрями / За наук. ред. В. Федосова. - К.: КНЕУ, 2002. - 387 с.
14. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - М.: Статистика, 1975. - 184 с.