Научная статья на тему 'ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АКТИВНОСТИ СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩИХ СИСТЕМ ПО КОРРЕЛЯЦИОННЫМ РИТМОГРАММАМ'

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АКТИВНОСТИ СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩИХ СИСТЕМ ПО КОРРЕЛЯЦИОННЫМ РИТМОГРАММАМ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корреляционные ритмограммы / эмо-циональные стрессы у студентов / учебный процесс / correlation rhythmograms / emotional stress in students / educational process

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаевна, Кароматов Иномджон Джураевич

Все полученные корреляционные ритмограммы у обследованных мы разделили на на 4 типа: I IV, каждый из которых отражает ту или иную степень активности стресс-реализующей системы – наименьшая активность симпатоадреналовой системы отмечается при первом типе и наибольшая – при 4 типе корреляционных ритмограмм. Для студентов с первым типом характерно состояние организма с достаточно высоким функциональным резервом, при котором среднестатистическое колебание психофизиологических параметров организма способны удерживать живую систему в пределах своего морфофункционального оптимума. Для студентов со вторым и третьим типами кор-реляционных ритмограмм характерно состояние, при котором поддержание гомеостаза происходит за счет различной степени выраженности напряжения регуляторных механизмов с повышением активности симпатоадреналовой и других систем организма. Таким образом, по мере приближения к IV типу корреляционных ритмограмм увеличивается степень активности стресс-реализующих систем. Лишь у каждого пятого обследованного в процессе обучения отмечается оптимальное соотношение во взаимодействии отделов автономной нервной системы и в четыре раза уменьшается количество этих лиц при эмоциональном стрессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаевна, Кароматов Иномджон Джураевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTIVE CRITERIA FOR THE ACTIVITY OF STRESS-REALIZING SYSTEMS BY CORRELATION RHYTHMOGRAMS

We divided all obtained correlation rhythmograms in the examined into 4 types: I IV, each of which reflects one or another degree of activity of the stress-implementing system the least activity of the sympathoadrenal system is noted with the first type and the greatest with 4 types of correlation rhythmograms. Students with the first type are characterized by a state of the body with a sufficiently high functional reserve, in which the average fluctuation of the psychophysiological parameters of the body is able to keep the living system within its morphofunctional optimum. Students with the second and third types of correlation rhythmograms are characterized by a state in which homeostasis is maintained due to varying degrees of tension in regulatory mechanisms with an increase in the activity of sympathoadrenal and other body systems. Thus, as we approach the IV type of correlation rhythmograms, the degree of activity of stress-realizing systems increases. Only every fifth person examined during the training process has an optimal ratio in the interaction of the departments of the autonomous nervous system and the number of these persons decreases four times with emotional stress.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АКТИВНОСТИ СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩИХ СИСТЕМ ПО КОРРЕЛЯЦИОННЫМ РИТМОГРАММАМ»

УДК: 612.017.2+ 612.171.1

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АКТИВНОСТИ СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩИХ СИСТЕМ ПО КОРРЕЛЯЦИОННЫМ

РИТМОГРАММАМ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан ORCID Ю 0000-0003-4665-546Х ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВНА доктор медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан. ORCЮ Ю 0000-0001-9310-7699 КАРОМАТОВ ИНОМДЖОН ДЖУРАЕВИЧ руководитель медицинского центра «Магия здоровья», ассистент кафедры народной медицины и профессиональных болезней Бухарского государственного медицинского института. Город Бухара. Республика Узбекистан.

ОИОЮ Ю 0000-0002-2162-9823 АННОТАЦИЯ

Все полученные корреляционные ритмограммы у обследованных мы разделили на на 4 типа: I - IV, каждый из которых отражает ту или иную степень активности стресс-реализующей системы - наименьшая активность симпатоадреналовой системы отмечается при первом типе и наибольшая - при 4 типе корреляционных ритмограмм. Для студентов с первым типом характерно состояние организма с достаточно высоким функциональным резервом, при котором среднестатистическое колебание психофизиологических параметров организма способны удержи-

вать живую систему в пределах своего морфофункционального оптимума. Для студентов со вторым и третьим типами корреляционных ритмограмм характерно состояние, при котором поддержание гомеостаза происходит за счет различной степени выраженности напряжения регуляторных механизмов с повышением активности симпатоадреналовой и других систем организма. Таким образом, по мере приближения к IV типу корреляционных ритмограмм увеличивается степень активности стресс-реализующих систем. Лишь у каждого пятого обследованного в процессе обучения отмечается оптимальное соотношение во взаимодействии отделов автономной нервной системы и в четыре раза уменьшается количество этих лиц при эмоциональном стрессе.

Ключевые слова: корреляционные ритмограммы, эмоциональные стрессы у студентов, учебный процесс

PREDICTIVE CRITERIA FOR THE ACTIVITY OF STRESS-REALIZING SYSTEMS BY CORRELATION RHYTHMOGRAMS

SHUKUROV FIRUZ ABDUFA TTOEVICH

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology of the Tajik State Medical University named after Abu Ali Ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan ORCID ID 0000-0003-4665-546X

HALIMOVA FARIZA TURSUNBAEVNA Doctor of Medical Sciences, Assistant of the Department of Normal Physiology, Tajik State Medical University named after Abu Ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699

KAROMATOVINOMDJON DZHURAEVICH head of the medical center "Magic of Health," assistant of the department of folk medicine and professional diseases of the Bukhara State Medical Institute. City of Bukhara. Republic

of Uzbekistan. ORCID ID 0000-0002-2162-9823 ABSTRACT

We divided all obtained correlation rhythmograms in the examined into 4 types: I - IV, each of which reflects one or another degree of activity of the stress-implementing system - the least activity of the sympathoadrenal system is noted with the first type and the greatest - with 4 types of correlation rhythmograms. Students with the first type are characterized by a state of the body with a sufficiently high functional reserve, in which the average fluctuation of the psychophysiological parameters of the body is able to keep the living system within its morphofunctional optimum. Students with the second and third types of correlation rhythmograms are characterized by a state in which homeostasis is maintained due to varying degrees of tension in regulatory mechanisms with an increase in the activity of sympathoadrenal and other body systems. Thus, as we approach the IV type of correlation rhythmograms, the degree of activity of stress-realizing systems increases. Only every fifth person examined during the training process has an optimal ratio in the interaction of the departments of the autonomous nervous system and the number of these persons decreases four times with emotional stress.

Keywords: correlation rhythmograms, emotional stress in students, educational process

KORRELYATSION RITMOGRAMMALARGA MUVOFIQ STRESSNI AMALGA OSHIRUVCHI TIZIMLAR AKTIVLIGINI BASHORATLASH

MEZONLARI

SHUKUROV FIRUZ ABDUFATTOYEVICH

Tibbiyot fanlari doktori, Abu Ali Ibni Sino nomidagi Tojikiston davlat tibbiyot universiteti normal fiziologiya kafedrasi professori, Dushanbe, Tojikiston Respublikasi ORCID ID 0000-0003-4665-546X

XALIMOVA FARIZA TURSUNBAYEVNA

tibbiyot fanlari doktori, Abu Ali ibni Sino nomidagi Tojikiston davlat tibbiyot universiteti normal fiziologiya kafedrasi assistenti, Dushanbe, Tojikiston Respublikasi. ORCID ID 0000-0001-9310-7699

KAROMATOVINOMJON DJURAYEVICH "Magiya zdorovya" tibbiyot markazi rahbari, Buxoro davlat tibbiyot instituti xalq tabobati va kasb kasalliklari kafedrasi assistenti. Buxoro shahri. O'zbekiston Respublikasi. ORCID ID 0000-0002-2162-9823

ANNOTATSIYA

Biz tekshiruvchilardan olingan barcha korrelyatsiya ritmogramma-larini 4 turga ajratdik: I - IV, ularning har biri stressni amalga oshirish tizimining u yoki bu darajadagi faolligini aks ettiradi - simpatoadrenal tizimning eng kam faolligi birinchi turda kuzatiladi va 4-turdagi korrelyatsiya ritmogrammalarida eng katta. Birinchi tipdagi o'quvchilar tananing psixofiziologik parametrlarining o'rtacha statistik tebranishlari tirik tizimni morfofunksional optimal darajada ushlab turishga qodir bo'lgan yetarlicha yuqori funksional zaxiraga ega bo'lgan tananing holati bilan tavsiflanadi. Korrelyatsiya ritmogrammalarining ikkinchi va uchinchi turlari bo'lgan talabalar simpatoadrenal va boshqa tana tizimlarining faolligi oshishi bilan tartibga solish mexanizmlarida turli darajadagi kuchlanish tufayli gomeo-stazning saqlanib qoladigan holati bilan tavsiflanadi. Shunday qilib, IV turdagi korrelyatsiya ritmogrammalariga yaqinlashganda, stressni amalga oshiradigan tizimlarning faollik darajasi oshadi. O'quv jarayonida tekshi-rilgan har beshinchi odam avtonom nerv sistemasi qismlarining o'zaro ta'sirida optimal nisbatga ega va hissiy stress paytida bu shaxslar soni to'rt barobar kamayadi.

Kalit so'zlar: korrelyatsion ritmogrammalar, o'quvchilarda emot-sional stress, o'quvjarayoni

Актуальность. Эксперименты Селье показали, что под влиянием различных внешних воздействий возникает качественно одинаковый синдром независимо от специфики воздействий - [7]. Неспецифический характер приспособлений выражает теория Кэннона о мобилизующей роли симпатоадреналовой системы и теория Орбели об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы. Состояние организма, при котором отмечается совокупность общих неспецифических изменений Селье назвал состоянием стресса, а факторы, вызывающие это состояние - стрессорами. В современной литературе под этим термином понимают все факторы внешней или внутренней среды (стрессоры), которые вызывают стресс-реакцию, которые могут быть опасными для здоровья и целостности организма. С другой стороны, эти факторы могут повысить стрессоустойчивость и функцио-нальный резерв организма. При чрезмерно интенсивной или длительной стресс-реакции адаптация не формируется, а стресс-реакция приводит к повреждениям и нарушениям функции организма вплоть до развития целого ряда психосоматических заболеваний. Исключитель-ная роль в этом вопросе имеет определение напряжения регуляторных механизмов по состоянию автономной нервной системы с использованием показателей математического анализа сердечного ритма, из которых наиболее наглядным является построение корреляционных ритмограмм - [5, 6]. Кроме того, данная методика позволяет судить о регуляторных механизмах ССС и об адаптационно-приспособительной деятелности индивидуума, оценить его резервные возможности. Используя данную методику, можно обнаружить не только изменения вегетативных функций, но и индивидуально оценить уровень напряжения этих функций. Адаптационные возможности организма к стрессу находятся в прямой зависимости от активности симпатоадреналовой системы (САС), по которой можно

судить о перенапряжении и истощении регуляторных механизмов. Одной из задач современной физиологии адаптации является своевременное выявление степени активности симпатоадреналовой системы для своевременного проведения профилактических мероприятий по повышению функциональ-ного резерва организма и повышения стрессоустойчивости.

Из многочисленных стрессоров на студента оказывают влияние как минимум три фактора: во-первых - необходимость ускоренной обработки информации, во-вторых - зачастую отсутствует контроль над событиями, влияющими в частности на успешность их обучения и студенческую жизнь; в-третьих - неблагоприятная экологическая обстановка, свойственная нашему региону.

Многочисленными исследованиями показано, что обучения в высшей школе является одним из переломных моментов в жизни молодого человека. Множество факторов, изменяющих образ жизни и здоровье студентов, создают достаточные предпосылки для утомления обучающихся и следствием этого должно быть включение защитно-приспособительных реакций. Проблема здоровья студентов в настоя-щее время является актуальной и важной в системе здравоохранения - [1, 2]. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку несовершенный режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности - [4]. В зависимости от степени такой дисгармонии соотношения параметров физиологических показателей при действии чрезмерного стресса возникают напряжение, перенапряжение и срыв адаптационных процессов - [3].

Адаптационные возможности организма к стрессу находятся в прямой зависимости от активности симпатоадреналовой системы (САС), по которой можно судить о перенапряжении и истощении

регуляторных механизмов. Одной из задач современной физиологии адаптации является своевременное выявление степени активности симпатоадреналовой системы для своевременного проведения профилактических мероприятий по повышению уровня здоровья. В настоящее время одной из методик, определяющих индивидуальный статус САС является изучение математического анализа сердечного ритма. Для выявления индивидуальных особенностей активности САС большое диагностическое значение имеет выявление корреляционных ритмограмм (КРГ).

Целью исследования явилось изучить возможности использования корреляционных ритмограмм в оценке и прогнозировании степени активности стресс-реализующих систем

Материал и методы исследования. Нами обследовано 240 студентов в процессе обучения и при эмоциональном стрессе (во время проведения итоговых занятий и экзаменов). По данным большой совокупности кардиоинтервалов (150-200 циклов) для каждого студента определяли КРГ, графически свидетельствующих о взаимосвязи последующих и предыдущих кардиоинтервалов, а также о тонусе симпатического отдела автономной нервной системы, то есть об активности стресс-реализующей системы.

Результаты и их обсуждение. Все полученные КРГ у обследованных мы разделили на на 4 типа: I - IV, каждый из которых отражает ту или иную степень активности стресс-реализующей системы - наименьшая активность САС отмечается при первом типе и наибольшая - при 4 типе КРГ. Для студентов с первым типом (рис.1) характерно состояние организма с достаточно высоким функциональным резервом, при котором среднестатистическое колебание психофизиологических параметров организма способны удерживать живую систему в пределах своего морфофункционального оптимума. Для студентов со вторым (рис. 2) и третьим (рис 3) типами КРГ

характерно состояние, при котором поддержание гомеостаза происходит за счет различной степени выраженности напряжения регуляторных механизмов с повышением активности симпатоадре-наловой и других систем организма.

1.2| 1.1 1.0 0.9 0.8 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3

/

*у * * * * *

* * * *

* * * "к -к -к -к -к к к к к

. /........

/ .........

0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1

3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 Рис. 1. Корреляционная ритмограмма I типа

1.1 1.0 0.9 0.8 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3

. . /

* / .

* * * * * * *

/ ...........

0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1

3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 Рис. 2. Корреляционная ритмограмма II типа

1.1; 1.0 0.9 0.8 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3

/

/

* * * *

/

/

/

/

/

/

/

*

/

0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1

3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 Рис. 3 Корреляционная ритмаграмма III типа

1.0|......./________1.0|......./____

0.9|....../..........0.9|....../.....

0.8|..... / ............0.8|...........

0.7|. . . . /..............0.7|. . . . /.......

0.6|. . . * *..............0.6|. . . /........

0.5|. . /..................0.5|. . /*........

0.4|. /....................0.4|. /..........

0.3|/ ......................0.3|/ ...........

0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1

3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4

а б

Рис.4. Корреляционные ритмограммы IV типа

Для этих типов КРГ характерно состояние, при котором поддержание гомеостаза происходит за счет перенапряжения регуляторных механизмов с признаками истощения стресс-реализующих систем. Длительное пребывание при таком состоянии может наступить срыв адаптации с проявлением специфических изменений в стресс-реализующих системах.

Сравнительная характеристика частоты встречаемости типов КРГ в процессе обучения и при эмоциональном стрессе отражена в таблице.

Частота встречаемости типов КРГ у студентов в процессе обучения(ПО) и при эмоциональном стрессе (ЭС)

Тип КРГ I тип II тип III тип IV тип

ПО 21,4% 23,5% 38,3% 16,8%

ЭС 5,8% 13,6% 42,3% 38,3%

Из таблицы видно, что самой многочисленной в ПО и при ЭС остается группа студентов с КРГ III типа: 38,3% и 42,3% соответственно. I тип КРГ, как тип с оптимальным соотношением симпатического и парасимпатического отделов АНС, в ПО встречаются в 3,7 раза чаще, чем при ЭС (21,4% в ПО и 5,8% при ЭС). При ЭС на 9,9% уменьшается количество лиц с КРГ II типа (с 23,5 до 13,6%). III тип КРГ при ЭС на 4% больше, чем в процессе обучения. IV тип КРГ, отражающий высокую степень активности стресс-реализующих систем, при ЭС встречаются почти в два раза чаще, чем в процессе обучения: 16,8% в ПО и 38,3% при ЭС.

Таким образом, по мере приближения к IV типу КРГ увеличивается степень активности стресс-реализующих систем. Лишь у каждого пятого обследованного в процессе обучения отмечается оптимальное соотношение во взаимодействии отделов АНС (первый тип КРГ) и в четыре раза уменьшается количество этих лиц при ЭС. У каждого шестого из обследованных в процессе обучения отмечается высокая степень активности стресс-реализующих систем (четвертый тип КРГ) и на 21,5% увеличивается количество этих лиц при ЭС.

Список литературы:

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Издательство РУДН, -2006.- С.283

2. Арабзода С.Н., Шукуров Ф.А. Активность стрессреализующей системы у студентов в процессе их обучения //Вестник Академии медицинских наук Таджикистана №4, Душанбе 2016. С. - 19-24

3. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Психоэмоциональные признаки стресса студентов в процессе обучения //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 460-466.

4. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 188-201.

5. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 202.

6. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Уровни здоровья у студентов при эмоциональном стрессе //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 467-471.

7. Бе1уе H. Stress without distress. New York: Hodder and Stoughton. - 1974.- 171 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.