Научная статья на тему 'УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ'

УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / АКТИВНОСТЬ СИМПАТОАДРЕНАЛОВОЙ СИСТЕМЫ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева

Количественная характеристика степени активности симпатоадреналовой системы при помощи основных статистических показателей вариативности сердечного ритма у студентов второго курса в процессе обучения и при эмоциональном стрессе показывает, что в процессе обучения сохраняется достаточно большое количество лиц с высокой и повышенной активностью симпатоадреналовой системы, количество которых резко увеличивается при эмоциональном стрессе. Выявление повышенной и высокой активности симпатоадреналовой системы позволяет своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению истощения стресс-реализующих систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH LEVELS IN STUDENTS WITH EMOTIONAL STRESS

The quantitative characterization of the degree of activity of the sympathoadrenal system using the main statistical indicators of heart rate variability in second-year students in the course of study and in emotional stress shows that a sufficiently large number of persons with high and increased activity of the sympathoadrenal system are preserved in the process of training, the number of which increases sharply during emotional stress. Detection of increased and high activity of the sympathoadrenal system allows timely preventive measures to prevent depletion of stress-implementing systems.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ»

УДК: 378.147; 378.6

УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ

СТРЕССЕ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ

доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан ORCID ID 0000-0003-4665-546X ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА доктор медицинских наук, заведующая кафедрой нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан.

ORCID ID 0000-0001-9310-7699 АННОТАЦИЯ

Количественная характеристика степени активности симпатоадреналовой системы при помощи основных статистических показателей вариативности сердечного ритма у студентов второго курса в процессе обучения и при эмоциональном стрессе показывает, что в процессе обучения сохраняется достаточно большое количество лиц с высокой и повышенной активностью симпатоадреналовой системы, количество которых резко увеличивается при эмоциональном стрессе. Выявление повышенной и высокой активности симпатоадреналовой системы позволяет своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению истощения стресс-реализующих систем.

Ключевые слова: эмоциональный стресс, активность симпатоадре-наловой системы, обучение студентов

HEALTH LEVELS IN STUDENTS WITH EMOTIONAL STRESS

SHUKUROV FIRUZ ABDUFATTOYEVICH

doctor of medical sciences, professor of department of normal physiology of the Tajik state medical university of Abu Ali Ibni Sino, Dushanbe, the Republic of

Tajikistan ORCID ID 0000-0003-4665-546X HALIMOVA FARIZA TURSUNBAEVA Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of Normal Physiology of

Tajik State Medical University named after Abu Ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699 ABSTRACT

The quantitative characterization of the degree of activity of the sympathoadrenal system using the main statistical indicators of heart rate variability in second-year students in the course of study and in emotional stress shows that a sufficiently large number of persons with high and increased activity of the sympathoadrenal system are preserved in the process of training, the number of which increases sharply during emotional stress. Detection of increased and high activity of the sympathoadrenal system allows timely preventive measures to prevent depletion of stress-implementing systems.

Keywords: emotional stress, activity of sympathoadrenal system, student training

Актуальность. Студенты в процессе обучения испытывают затруднение в удовлетворении жизненно важных психосоциальных потребностей - [3], что приводит к эмоциональному стрессу, оказывающий всестороннее влияние на жизнедеятельность организма и подрывающий его здоровье - [1, 2, 4, 5, 6, 7]. Для сохранения высокого уровня здоровья и профилактики отрицательных воздействий на студентов возникает необходимость в разработке количественных критериев, определяющих признаки истощения функциональных систем, возникающие за счёт чрезмерно повышенной активности симпатоадреналовой системы - САС.

Цель исследования Целью данного исследования явилось изучить возможности использования статистических показателей вариативности сердечного ритма для оценки уровней здоровья при эмоциональном стрессе.

Материал и методы Методика и материал исследования. Нами проведено исследование 190 студентов в процессе обучения и за 20-30 мин до проведения итоговых занятий. Состояние автономной нервной системы и активность симпатоадреналовой системы изучали при помощи математического анализа сердечного ритма. С этой целью всем обследованным записывали ЭКГ в I отведении с использованием кардиоинтервалографа (КИГ) и биомыши в течении 2 мин. с последующим автоматическим анализом программой «Варикард-2,51».

Результаты исследования. Результаты исследования и их обсуждение. Среднеквадратичное отклонение (СКО), мода (Мо) и вариационный разброс (ВР) находятся в прямой зависимости от уровней здоровья и функционального резерва организма и обратно пропорционально от степени активности симпатоадреналовой системы (САС), а показатели амплитуды моды (АМо) и индекса напряжения (ИН) - наоборот. Активность САС по СКО, Мо, ВР, АМо и ИН мы разделили на 4 группы: 1гр. (некоторое превалирование парасимпатического отдела АНС, ваготония) - 0,08 и более по СКО, 1,0 и более по Мо, 0,4 и более по ВР и, 20% и менее по АМо и 50 и менее по ИН; IIг (отмечается нормотония) -0,06-0,07, 0,86-0,99, 0,21-0,39, 21%-30% и 51-100; Шгр. (повышенная активность стресс-реализующих систем) - 0,04-0,05, 0,75-0,85, 0,11-0,2, 31%-40%, и 101-200; и IV гр (высокая степень активности стресс-реализующих систем) - 0,03 и менее, 0,74 и менее, 0,1 и менее, 41% и более и 201 и более.

У каждого второго из обследованных (51 %) в процессе обучения на втором курсе отмечается высокая (12,3%) и повышенная (38,7%) степень напряжения регуляторных механизмов (активности симпатоадреналовой системы). У ] части обследованных (25,2%) отмечается координация во взаимодействии отделов автономной нервной системы и еще ] (23,8%) обследованных отмечается умеренная степень напряжения регуляторных механизмов. При ЭС в 2 раза увеличивается количество обследованных (с 12,3% до 24,2%) с высокой степенью активности симпатоадреналовой системы и в 1,3 раза увеличивается с повышенной активностью. В 3,5 раза уменьшается количество обследованных (с 25,2% до 7,2%), у которых отмечается координация во взаимодействии отделов АНС и в 1,4 раза уменьшается количество лиц умеренной степенью активности симпатоадреналовой системы.

Анализ результатов Мо показывает, что у каждого четвертого из обследованных (25,6%) в процессе обучения на втором курсе отмечается повышенная активность САС, у S отмечается высокая (13,2%) и повышенная (38,7%) степень напряжения регуляторных механизмов (активности симпатоадреналовой системы). У каждого третьего из обследованных (33,7%) отмечается координация во взаимодействии отделов автономной нервной системы и у каждого четвёртого (25,3%) отмечается умеренная степень напряжения регуляторных механизмов. У каждого седьмого из обследованных (15,4%) отмечается признаки ваготонии. При ЭС в 7,3 раза уменьшается количество лиц с признаками ваготонии (с 15,4% до 2,1%); в 3,1 раза

увеличивается количество обследованных с повышенной и высокой активностью САС (с 25,6% до 79,5%), причем, 63,4% из них с высокой активностью САС. При ЭС в 9,1 раза уменьшается количество лиц с координацией во взаимодействии отделов АНС (с 33,7% до 3,7%) и в 1,7 раза уменьшается количество обследованных с умеренной активностью САС (с 25,3% до 14,7%).

В ПО отсутствуют лица с высокой степенью активности САС. При ЭС у каждого четвертого из обследованных отмечается повышенная (17,5%) и высокая (7,3%) степень активности САС. У каждого десятого (9,8%) в ПО отмечается повышенная степень активности САС. Умеренная степень активности в ПО составляет 40,2%, а при ЭС увеличивается на 13,3%. Нормотония в ПО отмечается в 46,6% случаев, а при ЭС резко уменьшается на 24,9%.

Выводы. Таким образом, количественная характеристика степени активности САС при помощи основных статистических показателей вариативности сердечного ритма у студентов второго курса в ПО и при ЭС показывает, что в ПО сохраняется достаточно большое количество лиц с высокой и повышенной активностью САС, количество которых резко увеличивается при ЭС. Выявление повышенной и высокой активности симпатоадреналовой системы позволяет своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению истощения стресс-реализующих систем.

Список литературы:

1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.

2. Елисеева Е.В., Исакова Л.С. Социально-психологическая адаптация студентов ИГМА в условиях дистанционного обучения //Биология и интегративная медицина 2021, спец выпуск(49), 84-89.

3. Шукуров Ф.А. Адаптация, стресс и здоровье / Ф.А. Шукуров // Мат. 49-й научно-практической конф. ТГМУ «Адаптация, стресс, здоровье». - Душанбе, 2001. - С.193-204.

4. Шукуров Ф.А. Личностно-вегетативная характеристика эмоционального стресса / Ф.А. Шукуров, Ф.Т. Халимова, Н.Х. Меликова // Конференция с международным участием «Научно-методические проблемы нормальной физиологии и медицинской физики». - Москва, 2017. - С.151-152.

5. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Донозологические состояния организма //Биология и интегративная медицина 2019, 9(37), 68-80.

6. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 188-201.

7. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Бакоев Ф.С. Семиуровневая система оценки самостоятельной работы студентов один из методов формирования мотивации к изучению курса Нормальной физиологии //Биология и интегративная медицина 2021, спец выпуск(49), 248-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.