Научная статья на тему 'Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения'

Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛАБИЛЬНОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / ANXIETY / LABILITY / STABILITY / STUDENT PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева, Арабзода Сарвиноз Назировна

Изучали степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения. Тревожность и эмоциональную лабильность определяли по цветовому тесту Люшера. Нами выделено четыре степени тревожности, а по эмоциональной лабильности студенты разделены на эмоционально лабильных и стабильных. Показано, что каждый третий из обследованных студентов, обучаясь на втором курсе имеют повышенную и высокую тревожность, что свидетельствует о том, что они недостаточно адаптированы. Среди студентов с высокой тревожностью юношей в 1,6 раза больше чем девушек. Среди плохо успевающих студентов с высокой тревожностью значительно преобладают юноши (91%). У каждого второго среди хорошо успевающих студентов отмечается нормальная тревожность. Среди плохо успевающих студентов в три раза больше с повышенной и высокой степенью тревожности. Среди обследованных 2/3 составляют эмоционально лабильные студенты. Среди эмоционально стабильных студентов отсутствуют лица с повышенной и высокой тревожностью, в то время как среди эмоционально лабильных 1/3 с повышенной и высокой степенью тревожности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева, Арабзода Сарвиноз Назировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT'S ANXIETY AND EMOTIONAL LABILITY DURING THEIR TRAINING

We studied the degree of anxiety and emotional lability in students during their training. Anxiety and emotional lability were determined by the Luscher color test. We have identified four degrees of anxiety, and according to emotional lability, students are divided into emotionally labile and stable. It is shown that every third of the examined students, studying in the second year, have increased and high anxiety, which indicates that they are not adapted enough. Among students with high anxiety, boys are 1.6 times more than girls. Among poorly performing students with high anxiety, young men predominate (91%). One out of every two students who are doing well has normal anxiety. Among poorly performing students, three times more with an increased and high degree of anxiety. Among the examined 2/3 are emotionally labile students. Among emotionally stable students, there are no persons with increased and high anxiety, while among emotionally labile 1/3 with an increased and high degree of anxiety

Текст научной работы на тему «Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения»

УДК: 612; 616.89

СТЕПЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ

доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан- ОНОЮ Ю 0000-0003-4665-546Х ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА доктор медицинских наук, заведующая кафедрой нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан. ОНОЮ Ю 0000-0001-9310-7699 АРАБЗОДА САРВИНОЗ НАЗИРОВНА ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, Таджикистан, город Душанбе

ОНОЮ Ю 0000-0003-2910-7680 АННОТАЦИЯ

Изучали степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения. Тревожность и эмоциональную лабильность определяли по цветовому тесту Люшера. Нами выделено четыре степени тревожности, а по эмоциональной лабильности студенты разделены на эмоционально лабильных и стабильных. Показано, что каждый третий из обследованных студентов, обучаясь на втором курсе имеют повышенную и высокую тревожность, что свидетельствует о том, что они недостаточно адаптированы. Среди студентов с высокой тревожностью юношей в 1,6 раза больше чем девушек. Среди плохо

успевающих студентов с высокой тревожностью значительно преобладают юноши (91%). У каждого второго среди хорошо успевающих студентов отмечается нормальная тревожность. Среди плохо успевающих студентов в три раза больше с повышенной и высокой степенью тревожности. Среди обследованных 2/3 составляют эмоционально лабильные студенты. Среди эмоционально стабильных студентов отсутствуют лица с повышенной и высокой тревожностью, в то время как среди эмоционально лабильных 1/3 с повышенной и высокой степенью тревожности

Ключевые слова: тревожность, лабильность, стабильность, успеваемость студентов.

STUDENT'S ANXIETY AND EMOTIONAL LABILITY DURING THEIR

TRAINING

SHUKUROV FIRUZ ABDUFA TTOEVICH

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology of the Tajik State Medical University have neither Abuali ibni Sino, Dushanbe, Republic Tajikistan. ORCID ID 0000-0003-4665-546X

KHALIMOVA FARIZA TURSUNBAYEVNA doctor of medical sciences, the manager of department of normal physiology of the Tajik State Medical University have neither Abuali ibni Sino, Dushanbe, Republic Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699

ARABZODA SARVINOZ NAZIROVNA assistant of the Department of Normal Physiology of the Tajik State Medical University have neither Abuali ibni Sino, Dushanbe, Republic

Tajikistan. ORCID ID 0000-0003-2910-7680 ABSTRACT

We studied the degree of anxiety and emotional lability in students during their training. Anxiety and emotional lability were determined by the Luscher color test. We have identified four degrees of anxiety, and

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3 - май-июнь (43) 2020

according to emotional lability, students are divided into emotionally labile and stable. It is shown that every third of the examined students, studying in the second year, have increased and high anxiety, which indicates that they are not adapted enough. Among students with high anxiety, boys are 1.6 times more than girls. Among poorly performing students with high anxiety, young men predominate (91%). One out of every two students who are doing well has normal anxiety. Among poorly performing students, three times more with an increased and high degree of anxiety. Among the examined 2/3 are emotionally labile students. Among emotionally stable students, there are no persons with increased and high anxiety, while among emotionally labile 1/3 with an increased and high degree of anxiety

Key words: anxiety, lability, stability, student performance

ТАЛАБАЛАРНИНГ ТАЪЛИМ ОЛИШ ЖАРАЁНИДА БЕЗОВТАЛИК ВА ЭМОЦИОНАЛ ЛАБИЛЛИК ДАРАЖАСИ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФА ТТОЕВИЧ

Тиббиёт фанлари доктори, нормал физиология кафедраси профессори, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0000-0003-4665-546X ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА Тиббиёт фанлари доктори, нормал физиология кафедраси мудири, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0000-0001-9310-7699 АРАБЗОДА САРВИНОЗ НАЗИРОВНА нормал физиология кафедраси ассистенти, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3 - май-июнь (43) 2020

ORCID Ю 0000-0003-2910-7680 АННОТАЦИЯ

Талабаларнинг таълим олиш жараёнида уларнинг безовталик ва эмоционал лабиллик даражаси урганилди. Бу Люшернинг ранг тести орцали аницланди. Биз безовталикнинг 4 та даражасини ажратдик. Эмоционал цолат эса лабил ва стабил гуруцларга ажратилди. 2 курсда тацсил олаётган цар учинчи талабада юцори даражадаги безовталик кузатилди, бу эса уларнинг етарли даражада мослашмаганидан дарак беради. Безовта йигитлар сони цизларга нисбатан 1,6 бараварга куп. Шунингдек, ёмон узлаштирувчи юцори безовталикка эга талабалар орасида йигитлар 91% ни ташкил цилади. Яхши узлаштирувчи талабаларнинг цар иккинчисида нормал безовталик кузатилди. Ёмон узлаштирувчи талабалар орасида юцори даражадаги безовталик 3 марта куп учрайди. Текширилган талабаларнинг 2/3 цисми эмоционал лабил цисобланади. Эмоционал стабил талабалар орасида юцори безовталик кузатилмайди, эмоционал лабил талабаларнинг эса 1/3 цисмида юцори безовталик аницланди.

Калит сузлар: безовталик, лабиллик, стабиллик, талабалар узлаштириши

Актуальность. Определенный уровень тревожности -естественная и обязательная способность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги» - [3]. Значительное отклонение от уровня умеренной тревожности требует особого внимания. Основным стимулом появления тревоги является «страх неудачи», несущих угрозу самоуважению личности преимущественно в межличностных отношениях. Тревожность характеризуется не только степенью мотивационного напряжения, но и дефицитом информации и всегда

сопровождается отрицательной эмоцией. Та мотивация, которая в данный момент окажется наиболее выраженной, а возможность удовлетворения вызвавшей ее потребности наименее вероятной, будет сопровождаться появлением наиболее сильной отрицательной эмоции - [5]. В ситуации, при которой прогнозируется минимальная возможность или абсолютная невозможность достижения цели (безвыходная ситуация), возникает длительная отрицательная эмоция с высокой степенью тревожности. Эту ситуацию К.В. Судаков назвал «конфликтной поведенческой ситуаций», при которой человек и животные длительно не могут удовлетворить свои ведущие потребности - [4]. У студентов тревожность сопровождается ухудшением качества сна по сравнению с общей популяцией людей аналогичного возраста - [2]. Особенно это касается студентов медицинских вузов, у которых учебная нагрузка в среднем в 2 раза выше, чем у студентов технических и гуманитарных вузов - [1]. В ряде работ установлено, что в среднем до 54-60% студентов-медиков имеют те или иные расстройства сна, связанные с различной степенью тревоги - [2, 7]. СТ может варьировать и изменяться во времени, как функция уровня стресса, которому подвергается индивид - [6, 9]. Тревожность возникает в ситуациях, связанных с оценочной деятельностью, например, во время экзаменов - [8]. Основным стимулом появления тревоги является «страх неудачи», несущих угрозу самоуважению личности преимущественно в межличностных отношениях - [9]. До настоящего времени недостаточно изучена взаимосвязь лабильности студентов с мотивационной деятельностью и выраженностью тревожности. Такой подход раскрывает новые возможности в оптимизации укомплектования академических групп, и своевременном выявлении донозологических состояний, обусловленных несоответствием степени тревожности и успешностью обучения.

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3 - май-июнь (43) 2020

Целью исследования явилось изучение степени тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения.

Методы и материал исследования. Нами было обследованы 187 студентов второго курса медицинского университета (106 юношей и 81 девушек). Тревожность и эмоциональную лабильность определяли по цветовому тесту Люшера. По степени тревожности нами выделено четыре группы: с нормальной тревожностью (I), умеренной степенью (II), повышенной (III) и высокой (IV). Успеваемость студентов определяли по итоговым занятиям по нормальной физиологии. При этом выделили три группы: плохо, средне и хорошо успевающие.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты степени тревожности у обследованных студентов по тесту Люшера отражены в табл. 1. Из таблицы видно, что у наибольшего количества обследованных студентов отмечается нормальная тревожность. У каждого третьего из обследованных (29,8%) отмечается умеренная тревожность. Следует отметить, что у каждого третьего из обследованных (33%) отмечается повышенная (17,6%) и высокая (15,4) тревожность.

Таблица 1

Распределение обследованных студентов по степени их

тревожности

Тревожность Количество %

I 69 37,2

II 56 29,8

III 33 17,6

IV 29 15,4

Результаты анализа тревожности у юношей и девушек среди плохо успевающих студентов отражены в табл. 2

Таблица 2

Степень тревожности у юношей и девушек среди ПУ

студентов

Степени Всего (%) Ю Д

I 33 62 38

II 28 61 39

III 22 53 47

IV 17 91 9

Из таблицы видно, что у каждого третьего из обследованных плохо успевающих студентов отмечается нормальная тревожность (у юношей на 24% больше, чем у девушек). У 39% обследованных отмечается повышенная (22%) и высокая (17%) тревожность. Следует отметить, что среди плохо успевающих студентов с высокой степенью тревожности почти все юноши (91% у юношей против 9% у девушек). Результаты анализа тревожности у юношей и девушек среди средне успевающих студентов отражены в табл. 3

Таблица 3

Степень тревожности у юношей и девушек среди СУ

студентов

Степени Всего (%) Ю Д

I 32 52 48

II 29 52 48

III 21 56 44

IV 18 43 57

Из таблицы видно, что у каждого третьего из обследованных средне успевающих студентов отмечается нормальная тревожность. Отмечается небольшая разница нормальной и умеренной

тревожности между юношами и девушками (у юношей на 4% больше, чем у девушек). У 39% обследованных отмечается повышенная (21%) и высокая (18%) тревожность. Отмечается существенная разница повышенной и высокой тревожности между юношами и девушками: у юношей на 12% больше с повышенной тревожностью, а у девушек на 14% больше с высокой тревожностью. Результаты анализа тревожности у юношей и девушек среди хорошо успевающих студентов отражены в табл. 4

Таблица 4

Степень тревожности у юношей и девушек среди ХУ

студентов

Степени Всего (%) Ю Д

I 47 55 45

II 38 69 31

III 8 - 100

IV 7 67 33

Из таблицы видно, что у наибольшего количества обследованных студентов с хорошей успеваемостью (85%) отмечается нормальная и умеренная тревожность. Причем, у каждого второго из них (47%) отмечается нормальная тревожность. Все степени тревожности, кроме повышенной, среди юношей больше, чем среди девушек (нормальной тревожности на 10%, умеренной на 38% и высокой - на 34%). Юноши с повышенной тревожностью отсутствуют. Результаты эмоциональной лабильности отражены в табл. 5.

Таблица 5

Сравнительная характеристика эмоциональной лабильности среди юношей и девушек

всего Ю Д

Лаб 71 55 45

Стаб 29 62 38

Из таблицы видно, что у 2/3 обследованных студентов (71%) отмечается эмоциональная лабильность и лишь у 1/3 проявляется эмоциональная стабильность. Установлено, что среди юношей количество с эмоциональной стабильностью значительно больше (на 24%), чем среди девушек. Такая же закономерность отмечается по трезультатам эмоциональной лабильности (среди юношей на 10% больше). Результаты анализа тревожности у студентов с эмоциональной лабильностью и стабильностью отражены в табл. 6.

Таблица 6

Сравнительная характеристика тревожности у обследованных с эмоциональной стабильностью (ЭС) и

лабильностью (ЭЛ)

I II III IV

ЭС 69 22 9 -

ЭЛ 15 52 17 16

Из таблицы видно, что 2/3 студентов с эмоциональной стабильностью имеют нормальную тревожность, каждый пятый (22%) среди них с умеренной тревожностью, незначительное количество лиц (9%) с повышенной тревожностью и отсутствуют лица с высокой степенью тревожности. Среди студентов с эмоциональной лабильностью у каждого второго (52%) отмечается умеренная тревожность. Среди этих обследованных у каждого шестого (16%) отмечается высокая степень тревожности. Лишь у каждого седьмого (15%) из обследованных отмечается нормальная тревожность.

Выводы

1. Каждый третий студент (33%), обучаясь на втором курсе имеют повышенную и высокую тревожность, что свидетельствует о том, что они недостаточно адаптированы. Среди студентов с высокой тревожностью юношей больше (62%), чем девушек (38%). Среди

плохо занимающихся студентов с высокой тревожностью значительно преобладают юноши (91%).

2. У каждого второго среди хорошо успевающих студентов отмечается нормальная тревожность и у 15% отмечается повышенная (8%) и высокая (7%) степень тревожности. Среди плохо успевающих студентов в три раза больше (42%) отмечается повышенная (27%) и высокая (15%) степень тревожности.

3. Среди обследованных 2/3 составляют эмоционально лабильные студенты. Среди эмоционально стабильных студентов отсутствуют лица с повышенной и высокой тревожностью, в то время как среди эмоционально лабильных 1/3 с повышенной и высокой степенью тревожности

Список литературы:

1. Глазачев О.С. Синдром эмоционального выгорания у студентов: поиски путей оптимизации педагогического процесса. // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011. С. 26-45.

2. Голенков А.В., Иванова И.Л., Куклина К.В. Петунова Е.А. Эпидемиология расстройств сна у студентов-медиков. // Вестник Чувашского университета. 2010. № 3. С. 98-102.

3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. -Л.: Медицина, 1984. -214С.

4. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - 229 с

5. Юматов Е.А. и др. Ю42 Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов: Монография / Под ред. проф. Е.А. Юматова. - М.: Издательство ИТРК, 2017. — 200 с.

6. Izard C. E. Four systems for emotion activation: cognitive and noncognitive processes. Psychol Rev. 1993 Jan; 100(1): 68-90.

7. Nogueira-Martins L.A., Fagnani Neto R., Macedo P.C. et al. The mental health of graduate students at the Federal University of Sao Paulo: a preliminary report. Brazilian J. Med. and Biol. Res. 2004, 37 (10). P. 1519-1524.

8. Seley, H. Stress without distress. New York: Hodder and Stoughton. - 1974.- 171 P.

9. Sayers B.M. Analysis of heart rate variability. - "Ergonomics", 1973, v. 16. - №1. - 17-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.