Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов'

Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СТЕПЕНЬ ПРОДУКТИВНОСТИ / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / MENTAL PERFORMANCE / DEGREE OF PRODUCTIVITY / STUDENT PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева, Арабзода Сарвиноз Назировна

Изучали умственную работоспособность (У/Р) по 75 закономерностям различной сложности с определением количества просмотренных закономерностей, правильно выполненных заданий, коэффициента точности и скорости выполнения задания. Определяли степень продуктивности (V): повышенная, умеренная, низкая и очень низкая. Полученные результаты продуктивности сравнивали с успеваемостью студентов (плохо, средней, хорошо успевающие). Отмечено, что у наибольшего количества обследованных среди плохо успевающих студентов отмечается низкая и очень низкая продуктивность, среди средне успевающих умеренная и низкая, а среди хорошо успевающих повышенная и высокая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева, Арабзода Сарвиноз Назировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN MENTAL OPERATION INDICATORS AND ACHIEVEMENT

We studied mental performance (M/ P) according to 75 patterns of varying complexity with the determination of the number of patterns viewed, correctly completed tasks, accuracy factor and speed of the task. The degree of productivity (V) was determined: increased, moderate, low and very low. The results of productivity were compared with students' performance (poor, average, good grades). It was noted that the largest number of students surveyed among poorly performing students showed low and very low productivity, among medium-performing students moderate and low, and among those who were successful high and high.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов»

Вопросы педагогики в медицинских

ВУЗах

УДК: 612;616.89

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ

СТУДЕНТОВ ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан- ОНОЮ Ю 0000-0003-4665-546Х ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА доктор медицинских наук, заведующая кафедрой нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан. ОНОЮ Ю 0000-0001-9310-7699 АРАБЗОДА САРВИНОЗ НАЗИРОВНА ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, Таджикистан, город Душанбе

ОНОЮ Ю 0000-0003-2910-7680 АННОТАЦИЯ

Изучали умственную работоспособность (У/Р) по 75 закономерностям различной сложности с определением количества просмотренных закономерностей, правильно выполненных заданий, коэффициента точности и скорости выполнения задания. Определяли степень продуктивности (V): повышенная, умеренная, низкая и очень низкая. Полученные результаты продук-

тивности сравнивали с успеваемостью студентов (плохо, средней, хорошо успевающие). Отмечено, что у наибольшего количества обследованных среди плохо успевающих студентов отмечается низкая и очень низкая продуктивность, среди средне успевающих - умеренная и низкая, а среди хорошо успевающих -повышенная и высокая.

Ключевые слова: умственная работоспособность, степень продуктивности, успеваемость студентов.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN MENTAL OPERATION INDICATORS AND ACHIEVEMENT

SHUKUROV FIRUZ ABDUFA TTOEVICH

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology of the Tajik State Medical University have neither Abuali ibni Sino, Dushanbe, Republic Tajikistan. ORCID ID 0000-0003-4665-546X

KHALIMOVA FARIZA TURSUNBAYEVNA doctor of medical sciences, the manager of department of normal physiology of the Tajik State Medical University have neither Abuali ibni Sino, Dushanbe, Republic Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699

ARABZODA SARVINOZ NAZIROVNA assistant of the Department of Normal Physiology of the Tajik State Medical University have neither Abuali ibni Sino, Dushanbe, Republic

Tajikistan. ORCID ID 0000-0003-2910-7680 ABSTRACT

We studied mental performance (M/ P) according to 75 patterns of varying complexity with the determination of the number of patterns viewed, correctly completed tasks, accuracy factor and speed of the task. The degree of productivity (V) was determined: increased, moderate, low and very low. The results of productivity were compared with students' performance (poor, average, good grades). It was noted that the largest

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3 - май-июнь (43) 2020

number of students surveyed among poorly performing students showed low and very low productivity, among medium-performing students -moderate and low, and among those who were successful - high and high.

Key words: mental performance, degree of productivity, student performance.

ТАЛАБАЛАР АКЛИЙ КОБИЛИЯТИ ВА УЗЛАШТИРИШ КУРСАТКИЧЛАРИНИНГ КИЁСИЙ ХАРАКТЕРИСТИКАМ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФА ТТОЕВИЧ

Тиббиёт фанлари доктори, нормал физиология кафедраси профессори, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0000-0003-4665-546X ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА Тиббиёт фанлари доктори, нормал физиология кафедраси мудири, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0000-0001-9310-7699 АРАБЗОДА САРВИНОЗ НАЗИРОВНА нормал физиология кафедраси ассистенти, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0000-0003-2910-7680 АННОТАЦИЯ

Талабаларнинг ацлий цобилияти 75 цоидага мувофиц машцларни тугри бажариши, аниц бажариш коеффициенти ва машцларни бажариш тезлигига асосланиб бацоланди. Самарадорлик даражаси аницланди: юцори, урта, паст ва ута паст. Олинган натижалар талабаларнинг узлаштириши (ёмон, уртача, яхши) билан таццосланди. Ёмон узлаштирувчи талабаларда

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3 - май-июнь (43) 2020

самарадорлик паст ва жуда паст, уртача узлаштирувчиларда уртача ва паст самарадорлик, яхши узлаштирувчиларда юцори самарадорлик к>айд этилди.

Калит сузлар: ацлий цобилият, самарадорлик даражаси, талабаларнинг узлаштириши

Актуальность. Установлено, что выраженность реакций организма на различные виды учебной деятельности существенно зависит от их личностных свойств, что определяет формирование внешних характеристик поведения, его вегетативного обеспечения и структуры мотивационных установок - [1, 2]. Эмоциональный стресс разрушает общество, подрывает психическое здоровье, оказывает губительное влияние на многие функции человека - [3, 4, 6]. Большое внимание исследователи уделяют проблеме степени выраженности психоэмоционального напряжения, что является одной из основных причин развития ряда заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы студентов - [5]. Вегетативные сдвиги, возникающие при эмоциональном возбуждении, направлены на мобилизацию ресурсов организма для выхода из трудного положения. Они мобилизуют не только ресурсы для усиления физической и интеллектуальной активности, но и для усиления функции защитных систем организма. Умственный труд, связанный с нервно-эмоциональным напряжением, увеличивает активность гипоталамо-гипофизарно-адренало-вой системы, обеспечивающей мобилизацию вегетативных компонентов эмоций. Показатели умственной работоспособности могут быть одним из критериев оценки психической адаптации.

Целью исследования явилось изучение сравнительной характеристики показателей умственной работоспособности и успеваемости у студентов в процессе их обучения.

Методы и материал исследования. Нами было обследованы 190 студентов второго курса медицинского университета. Умственную работоспособность определяли по специальным тестам, составленным на кафедре нормальной физиологии ТГМУ. Каждый тест состоял из различной сложности закономерностей, который студент должен определить в течение 3 мин. Всего было 75 закономерностей. Определяли следующие показатели: количество просмотренных закономерностей (М), количество правильно выполненных заданий (N), количество допущенных ошибок (неправильно выполненных и пропущенных), коэффициент точности по соотношению N/М (А) и скорость выполнения задания (V). Учитывая большой разброс показателей УР, мы выделили 5 градаций по N, А и V: высокая степень продуктивности У/Р (1ст), повышенная степень продуктивности (11ст), умеренная степень продуктивности (IIIст), низкая степень продуктивнеости (IV) и очень низкая степень продуктивности (V). По успеваемости всех обследованных раздели на плохо успевающие (ПУ), средне успевающие (СУ) и хорошо успевающие (ХУ).

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты продуктивности умственной работоспособности отражены в табл. 1

Таблица 1

Распределение показателей умственной работоспособности по

степени продуктивности

Степень У/Р Показатели У/Р

N A V

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

I 13 6,8 14 7,4 35 18,4

II 35 18,4 84 44,2 40 21,0

III 67 35,3 35 18,4 53 28,0

IV 45 23,7 29 15,3 32 17,0

V 30 15,8 28 14,7 30 15,6

Из таблицы видно, что по правильно просмотренным знакам высокая степень продуктивности (60 и более) отмечается лишь у 6,8% обследованных. Повышенную степень продуктивности показали 18,4% из числа обследованных. У наибольшего количества обследованных отмечается умеренная степень продуктивности (35,3%). Каждый четвертый из обследованных (23,4%) имеют низкую и каждый шестой (15,8%) очень низкую степень продуктивности. Из числа обследованных студентов с наибольшим коэффициентом точности (1,0) всего 7,4%. По данному показателю наибольшее количество обследованных с повышенной степенью продуктивности (44,2%). Каждый третий из обследованных имеет низкую (15,3%) и очень низкую (14,7%) степень продуктивности. Наибольшая скорость правильного выполнения задания (15 значений в мин. и более -высокая степень продуктивности) отмечается у 18,4% обследованных. У наибольшего количества обследованных (28%) отмечается средняя степень продуктивности по скорости выполнения задания. У каждого пятого из обследованных (21%) отмечается повышенная степень продуктивности умственной работоспособности по скорости выполнения задания. Более, чем у 1/3 обследованных отмечается низкая (17%) и очень низкая (15,6%) степень продуктивности умственной работоспособности по скорости выполнения задания.

Таким образом, высокая степень продуктивности по всем показателям умственной работоспособности отмечается лишь у каждого 15-го обследованного (от 6,8% до 18,4%). Очень низкая

степень продуктивности по всем показателям умственной работоспособности отмечается у каждого 7-го из обследованных студентов.

Результаты показателей умственной работоспособности (У/Р) по разным степеням продуктивности среди плохо успевающих студентов (ПУ) отражены в табл. 2

Таблица 2

Показатели У/Р в зависимости от степени продуктивности

среди ПУ студентов

У/Р I (%) II (%) III (%) IV (%) V (%)

N 4,3 14,9 23,4 29,8 27,7

А 2,2 23,4 19,1 25,5 29,8

V 12,8 19,1 25,5 19,1 23,4

Из таблицы видно, что среди плохо успевающих студентов по всем показателям умственной работоспособности наибольшее количество обследованных с низкой (29,8% по количеству правильно выполненной работы, 25,5% по коэффициенту точности выполнения работы и 19,1% по скорости правильного выполнения задания) и очень низкой (27,7% по количеству правильно выполненной работы, 29,8% по коэффициенту точности выполнения работы и 23,4% по скорости правильного выполнения задания) степени продуктивности. Незначительное количество студентов с высокой (от 2,2% по коэффициенту точности до 12,8% по скорости правильно выполненного задания) и повышенной (от 14,9% по правильно выполненному заданию до 23,4% по коэффициенту точности) степени продуктивности.

Результаты показателей умственной работоспособности по разным степеням среди средне успевающих студентов отражены в табл. 3

Таблица 3

Показатели У/Р в зависимости от степени среди СУ студентов

У/Р I (%) II (%) III (%) IV (%) V (%)

N 3,2 10,8 34,4 33,3 18,3

А 4,3 16,1 46,2 18,3 15,1

V 8,6 12,9 33,3 24,7 20,4

Из таблицы видно, что среди средне успевающих студентов по всем показателям умственной работоспособности наибольшее количество обследованных с умеренной степенью продуктивности (34,4% по количеству правильно выполненной работы, 46,2% по коэффициенту точности выполнения работы и 33,3% по скорости правильного выполнения задания). Наименьшее количество обследованных по всем показателям У/Р с высокой степенью продуктивности (3,2% по количеству правильно выполненной работы, 4,3% по коэффициенту точности выполнения работы и 8,6% по скорости правильного выполнения задания). У каждого второго из обследованных по правильно выполненному заданию (51,6%) и по скорости выполнения правильного задания (45,1%) и более 1/3 обследованных по коэффициенту точности (33,4%) отмечается низкая и очень низкая степень продуктивности.

Результаты показателей умственной работоспособности по разным степеням среди хорошо успевающих студентов отражены в табл. 4.

Таблица 4

Показатели У/Р в зависимости от степени среди ХУ студентов

У/Р I (%) II (%) III (%) IV (%) V (%)

N (50 16 36 48 - -

А 18 60 22 - -

V 42 38 20 - -

Из таблицы видно, что среди хорошо успевающих студентов по всем показателям умственной работоспособности наибольшее количество обследованных с повышенной (16% по количеству правильно выполненной работы, 18% по коэффициенту точности выполнения работы и 42% по скорости правильного выполнения задания) и с высокой (36% по количеству правильно выполненной работы, 60% по коэффициенту точности выполнения работы и 38% по скорости правильного выполнения задания) степенью продуктивности. Следует отметить, что среди хорошо успевающих студентов по всем показателям умственной работоспособности отсутствуют лица с низкой и очень низкой степенью продуктивности.

Распределение показателей высокой степени У/Р в зависимости от успеваемости отражены в табл. 5

Таблица 5

Показатели высокой степени У/Р в зависимости от успеваемости студентов

У/Р ПУ СУ ХУ;

N 15,4 23,1 61,5

А 7,1 28,6 64,3

V 17,1 22,9 60

Из таблицы видно, что по всем показателям высокой степени продуктивности У/Р наибольшее количество обследованных у хорошо успевающих: по правильно выполненным заданиям в 4 раза больше, чем среди плохо успевающих студентов и в 2,8 раза больше, чем среди среднеуспевающих; по коэффициенту точности в девять раз больше, чем среди ПУ и в 2,2 раза больше, чем среди СУ, а по скорости выполнения правильно выполненного задания в 3,5 раза больше, чем среди ПУ и в 2,6 раза больше, чем среди СУ. Все показатели У/Р среди СУ студентов выше, чем среди ПУ: по правильно выполненным заданиям в 1,5 раза, по коэффициенту точности в 4 раза, по скорости выполнения правильно выполненного задания в 1,3 раза.

Распределение показателей повышенной степени У/Р в зависимости от успеваемости отражены в табл. 6

Таблица 6

Показатели повышенной степени У/Р в зависимости от успеваемости студентов

У/Р ПУ СУ ХУ

N (35 7 20 10 28,6 18 51,4

А (84 13 15,5 30 35,7 41 48,8

V (40 9 22,5 12 30 19 47,5

Из таблицы видно, что по всем показателям повышенной степени продуктивности У/Р наибольшее количество обследованных у хорошо успевающих: по правильно выполненным заданиям в 2,5 раза больше, чем среди плохо успевающих студентов и в 1,4 раза больше, чем среди среднеуспевающих; по коэффициенту точности в 3,2 раз больше, чем среди ПУ и в 1,3 раза больше, чем среди СУ, а

по скорости выполнения правильно выполненного задания в 2,1 раза больше, чем среди ПУ и в 1,6 раза больше, чем среди СУ. Все показатели У/Р среди СУ студентов выше, чем среди ПУ: по правильно выполненным заданиям в 1,4 раза, по коэффициенту точности в 2,3 раза, по скорости выполнения правильно выполненного задания в 1,3 раза. Распределение показателей умеренной степени У/Р в зависимости от успеваемости отражены в табл. 7

Таблица 7

Показатели умеренной степени У/Р в зависимости от успеваемости студентов

У/Р ПУ СУ ХУ

N 16,4 35,8 47,8

А 25,7 31,4 42,8

V 22,6 34,0 43,4

Из таблицы видно, что по всем показателям умеренной степени продуктивности У/Р наибольшее количество обследованных у хорошо успевающих: по правильно выполненным заданиям в 3 раза больше, чем среди плохо успевающих студентов и в 1,3 раза больше, чем среди среднеуспевающих; о коэффициенту точности в 1,7 раза больше, чем среди ПУ и в 1,3 раза больше, чем среди СУ, а по скорости выполнения правильно выполненного задания в 2 раза больше, чем среди ПУ и в 1,3 раза больше, чем среди СУ. Все показатели У/Р среди СУ студентов выше, чем среди ПУ в 1,3 раза. Распределение показателей низкой степени У/Р в зависимости от успеваемости отражены в табл. 7. Из таблицы видно, что у ХУ студентов показатели с низкой степенью УР отсутствуют. По всем показателям умеренной степени продуктивности У/Р наибольшее

количество обследованных у ПУ, чем у СУ: по правильно выполненным заданиям в 2 раза, по коэффициенту точности в 1,4 раза, по скорости выполнения правильно выполненного задания в 2,5 раза больше.

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели низкой степени У/Р в зависимости от успеваемости

студентов

У/Р ПУ СУ ХУ

N 68,9 31,1 -

А 58,6 41,4 -

V 71,9 28,1 -

Распределение показателей очень низкой степени У/Р в зависимости от успеваемости отажены в табл. 8. Из таблицы видно, что у ХУ студентов показатели с очень низкой степенью УР отсутствуют. Результаты по коэффициенту точности у ПУ не отличается от таковых среди СУ. По другим показателям очень низкой степени продуктивности У/Р наибольшее количество обследованных у ПУ, чем у СУ: по правильно выполненным заданиям в 1,3 раза, по скорости выполнения правильно выполненного задания в 1,8 раза.

Таблица 8

Показатели очень низкой степени У/Р в зависимости от успеваемости студентов

У/Р ПУ СУ ХУ

N 56,7 43,3 -

А 50,0 50,0 -

V 63,3 36,7 -

Выводы

1. Высокая степень продуктивности по всем показателям умственной работоспособности отмечается лишь у каждого 15-го обследованного. Очень низкая степень продуктивности по всем показателям умственной работоспособности (количество правильно выполненного задания 10 и меньше, коэффициент точности 0, 29 и меньше и скорость выполнения задания 3 заданий/мин и меньше) отмечается у каждого 7-го из обследованных студентов.

2. Динамика различной степени показателей умственной работоспособности показывает, что у наибольшего количества обследованных среди плохо успевающих отмечается низкая и очень низкая продуктивность, среди средне успевающих - умеренная и низкая, а среди хорошо успевающих - повышенная и высокая.

3. Наибольшее количество обследованных по всем показателям У/Р среди хорошо успевающих студентов при высокой (61,5%, 64,3% и 60% соответственно), повышенной (51,4%, 48,8% и 47,5% соответственно) и умеренной (47%, 42,8% и 43,4%) степени продуктивности. Показатели У/Р с низкой и очень низкой степени продуктивности среди хорошо успевающих студентов отсутствуют.

4. Наименьшее количество обследованных по всем показателям У/Р среди ПУ студентов при высокой (15,4%, 7,1% и 17,1% соответственно), повышенной (20%, 15,5% и 22,5% соответственно) и умеренной (16,4%, 25,7% и 22,6% соответственно) степени продуктивности и наибольшее количество - с низкой (68,9%, 58,6% и 71,9% соответственно) и очень низкой (56,7%, 50% и 63,3%) степени продуктивности.

Список литературы:

1. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Воробьева О.В. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение. М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 749 с.

2. Ведяев Ф.П., Демидов В.А., Гаевский Ю.Г. Типологический анализ кардиогемодинамики у юношей и девушек в покое и в условиях эмоционального напряжения. // Физиол. человека. 1990. Т. 16. № 6. С. 113.

3. Глазачев О.С. Синдром эмоционального выгорания у студентов: поиски путей оптимизации педагогического процесса. // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011. С. 26-45.

4. Судаков К.В. Системные механизмы психической деятельности. // Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 2010. Т. 110. № 2. С. 4-14.

5. Умрюхин Е.А., Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И. Связь результативности целенаправленной деятельности с параметрами ЭЭГ студентов в ситуации экзаменационного стресса. // Психологический журнал. 2003. № 3. С. 88-94.

6. Чазов Е.И. Эмоциональные стрессы и сердечно-сосудистые заболевания. Вестн. АМН СССР. 1975. № 8. С. 3-8.

7. Юматов Е.А. и др. Ю42 Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов: Монография / Под ред. проф. Е.А. Юматова. - М.: Издательство ИТРК, 2017. — 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.