УДК 612.015
Н.З. Кайгородова, А.С. Эйдукайтис, М.В. Яценко,
И.А. Аканина, Н В. Сысолина, Е.А. Шарлаева Психофизиологические и морфофункциональные особенности организма школьников, лимитирующие успешность обучения в школе
Одной из актуальных проблем современного образования является значительное снижение здоровья школьников за период их пребывания в школе. Причин этого явления несколько. Однако а схожих условиях одни учащиеся не только более успешно справляются с программой обучения, но при этом сохраняется и их здоровье, у других - наоборот. Известно, что неуспевающий ученик - это неадаптированный к школе ученик. Причин дезадаптации много, но прежде всего это индивидуально-типологические, психологические, психофизиологические, морфофункпиональные и коммуникативные особенности детей. При этом, если оценка психических особенностей осуществляется при поступлении ребенка в школу или при переходе к профильному обучению, то оценка психофизиологических и морфофункциональиых характеристик чаще всего отсутствует. В то же время именно эти характеристики позволяют прогнозировать такие особенности учащихся как резервные возможности организма, утомляемость, уровень обучаемости и сохранности здоровья ребенка при обучении. Уже накоплен определенный опыт в данном направлении. Однако до сих пор нет единого подхода, не выделены прогностически значимые психофизиологические и морфофункциональные особенности организмов, которые могли бы широко использоваться на практике [1, 2, 3].
Одним из показателей успешной адаптации детей к школе является успеваемость. В связи с этим актуальным является поиск критериев функционального состояния орга1шзма школьников, позволяющих прогнозировать их успешность обучения. В связи со сказанным целью данной работы явилось сравнительное исследование исходного состояния и особенностей годовой динамики морфофункциональных и психофизиологических характеристик в группах первоклассников с различной успеваемостью [4].
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе школ-гимназий №25 и 123 г. Барнаула. Было проведено по два замера в 1У97/98, в 1998/99 учебных годах.
Обследовано всего около 300 детей. Дети были разделены на 3 группы по успеваемости
в кинце 1-го года обучения: слабо успевающие (на 3,0-3,5 балла), хорошо успевающие (на 3,6~4,5 балла), отлично успевающие (на 4,6-5 балла). Исследование включало в себя изучение состояния организма первоклассников в начале учебного года и в конце третьей четверти. При этом оценивались: уровень и гармоничность физического развития методом сигма льных отклонений, резервные возможности организма с помощью функциональной пробы на задержку дыхания, состояние гемодинамики по частоте сердечных сокращений и показателям артериального давления, состояние дыхательной системы по спирометрии, особенности нервных процессов по теппинг-тесту, умственная работоспособность и внимание по корректурной пробе, функциональная асимметрия мозга, особенности познавательной сферы и мотивированности учащихся [4J.
Для выявления влияния анамнеза на эффективность адаптации детей к шкапе проводили анкетирование родителей. Эта анкета разработана Ивановским НИИ материнства и детства Минздрава РФ.
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. При этом осуществлялись: оценка достоверности различий по t-критерию Стьюдента и корреляционный анализ по критерию Пирсона.
Для этих целей использовалась электронная таблица Microsoft Excel
Результаты и их обсуждение. На основе результатов анкетирования испыгуемые (дети первых классов в возрасте 6~7 лет) были разделены на три группы: благоприятные (66% детей), средне благоприятные (29% детей) и неблагоприятные (5% детей) к адаптации к школе по анамнезу.
Критерием эффективной адаптации детей к школе является учебная успеваемость [4). Поэтому выделенные группы сравнивали по успеваемости в конце первого класса (табл. 1). Как можно видеть, дети из неблагоприятной по анамнезу группы учатся хуже, чем дети из благоприятной и среднеблагоприятной групп.
Для выявления значимых для прогноза успеваемости показателей состояния организма
Психофизиологические и морфофункциональные особенности организма.
Таблица 1
Количество детей (%) с разным уровнем успеваемости
Г руипы Успеваемость
< 3.5 3,6 - 4.5 >4,5
Благоприятные 33% 57% 10%
Срсдиеблпгонриятныс 47% 47% 6%
Неблагоприятные 60% 40% 0%
Таблица 2 Значимые коэффициенты корреляции успеваемости с характеристиками исходного состояния организма первоклассников в целом по группе (гкр. = У,25)
Рост ИБ ИП ВЗД ПР С ПТ ГН у Л УМ
и.25 -0,32 0.2У -0.36 -0.32 0.25 и.28 0,34 0,26 о,з:
Обозначения: ИБ - индекс Брока; ИП - индекс Пинье; ВЗД - время задержки дыхания, ПР - показатель реакции сердечного ритма; С - скорость умственной работоспособности; ПТ - показатель точности; ГН - уровень развития графических навыков, У А - умственная активность; УМ - учебная мотивированность.
первоклассников был проведен корреляционный анализ. Полученные данные (табл. 2) свидетельствуют, что в целом по группе обследованных первоклассников значимые связи успеваемости были выявлены по показателям роста, индекса Брока, отражающего отклонение веса от нормы, индекса Пинье, отражающего тип морфоконституции, времени задержки дыхания и реакции сердечно-сосудистой системы на функциональную пробу, скорости и точности умственной работы, уровня развития графических навыков, умственной активности и учебной мотивации.
При этом чем больше рост, меньше вес, выше кардиореспираторные резервы, больше скорость и точность работы, сильнее нервная система, лучше развиты графические навыки, выше умственная активность и учебная мотивированность, тем выше успеваемость.
На следующем этапе работы была проведена оценка различий морфофункциональных и психофизиологических показателей исходного состояния организма в группах хорошо и слабо успевающих первоклассников. Полученные данные свидетельствуют (см. табл. 3), что отклонения физического развития как в сторону более высокого, так и в сторону более низкого уровня, по-видимому, являются фактором риска снижения успеваемости. Хотя полученные данные воспроизводились, эта особенность
Таблица 3
Уровень физического развития первоклассников в зависимости от успеваемости в начале учебного года (%)
Уроинь физического рщвипш Группы л с геи
. II 3.6-4.5 4,6-5,0
1997/9* 1998/90 1997/98 1998/99 1997^8 1998/99
Высоким _ 34 13 37 7,7 12.5
Средний 90 53 87 59 92.3 87.5
Ниікмй 10 12.5 4
организма не являлась определяющей в прогнозировании успешности обучения.
Анализ количественных характеристик умственной работоспособности обнаружил (табл. 4),
Таблица 4
Соотношение исходных уровней умственной работоспособности и внимания в группах детей с различной успеваемостью (%)
Показатели Группы детей
3.0-3,5 3.6-4.5 4.6-5,0
Высокие показатели 40* 60 81.3*
Низкая точность 60* 40 6,2*
* Различия достоверны (р<и,05). что в группе отличников у большинства детей данные характеристики были выше среднего уровня (81,3%).
Таким образом, оценка некоторых показателей в исходном состоянии позволяет прогнозировать успешность обучения (а значит, успешность адаптации) школьника.
Хорошая обучаемость может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями [11. В данной работе определяли силу нервных процессов по теппинг-тесту и функциональную асимметрию мозга. Как можно видеть из таблицы 5, отлично успевающие учащиеся характеризовались более сильной нервной системой (50%).
Таблица 5
Показатель силы нервных процессов в группах детей с различной успеваемостью (%)
Сила нервных процессов п эумпы детей
3.0-3,5 3,6-4.5 4.6-5.0
Высокая - 20 50
Средняя 40 60 50
Низкая 60 20
Коэффициент праворукости у отличников был в пределах от 60 до 80%. При этом как его высокие значения (> 80%), свидетельствующие о доминирующей праворукости во всех моторных функциях, так и его низкие значения (< 40%) являлись фактором риска снижения успеваемости.
Резервные возможности организма свидетельствуют о состоянии здоровья ребенка. Индивидуальный анализ показал (табл. 6), что в
Таблица 6
Процентное распределение кардиореспиратор-ного резерва (по показателю реакции) у первоклассников с различной успеваемостью
КярлмиреслиратйрныП peiepe Г|>М1пы детей
3.-3.5 3.<М,5 4.Ь-5.0
|997А»8 1998/99 1997/9Я 1998/99 1997/98 1Ч9Ч/99
Нищим 18,2 13.04 I
СрслииИ 63,6 62,5 52.1 29 54,5 56.7
Высокий 18.2» 37.5 34.8 60.4 45.4* •13.3
* Различия достоверны (р<0,05),
группе отлично успевающих в 1997/98 учебном году исходно кардиореспираторные резервы были выше (45,4%), чем в группе слабо успевающих (18,2%)). В 1998/99 учебном году различия были недостоверны.
Сравнительный анализ состояния систем кровообращения и дыхания в сравниваемых группах в исходном состоянии существенных различий не выявил.
Таким образом, сравниваемые группы первоклассников различались по исходному состоянию организма: в группе отлично успевающих большее количество детей имели средний уровень физического развития, с хорошими кардиореспираторными резервами, с сильной нервной системой, с высокими показателями умственной работоспособности и внимания и коэффициентом функциональной асимметрии в пределах от 60 до 80%.
Эффективная учебная деятельность может быть связана с повышенной функциональной стоимостью, что способствует развитию утомления учащихся [3]. Для проверки этого предположения была предпринята попытка сравнительного анализа состояния организма
первоклассников с разной успеваемостью в конце третьей четверти.
Результаты анализа выраженности утомления в конце третьей четверти представлены в таблице 7.
Таблица 7
Анализ выраженности утомления у первоклассников с различной успеваемостью (%)
Утомленно Группы детсЛ
3 0 3.5 3.6-4.5 4 6 5.0
1997/98 1998/99 1997/98 1998/99 1997/98 1998/99
Нет утомления 43.5* 67 8 50 66.6 75* 81.:
Утилеинс 1 ст 43,5* 25 40,6 23 и* 18:7
Утимлсмне 2 ст 13 7.1 9.3 10.2 16.6
* Различия достоверны (р<0,05)
Как можно видеть, в меньшей степени утомление выражено в группе отлично успевающих учащихся в (1997/98 уч. г. - 75%, 1998/99 уч. г. ~ 81,2%), а большей степени - в остальных группах, что свидетельствует о лучшей адаптиро-ванности детей первой группы.
Выводы
1. Сравниваемые группы различались по исходному состоянию организма первоклассников. При этом в группе отлично успевающих учащихся большее количество детей были среднего уровня физического развития, с хорошими кардиореспираторными резервами, сильной нервной системой, с более высокими показателями умственной работоспособности, с благоприятным и среднеприятным анамнезом.
2. У отличников в меньшей степени выражено умственное утомление в конце учебного года, чем в других группах, что может быть связано с исходно более благоприятными показателями состояния организма.
Литература
1. Анисова Е.А., Блинова Н.Г., Каган Е.С., Шаба-шева С.В. Влияние психической и биологической готовности к оПучению на адаптацию первоклассников к школе // Валеология. 1999. №4.
2. Гайдученя Л И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия. 1990. Вып. 1.
3. Глаэычев О.С., Гавриков К.В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций пер-
воклассников в процессе их адаптации к школе // Физиилогия человека. 1992. Т. 1Н. №6.
4. Олешко Т.С., Каправова С.В., Олешко С.Б. Учет психофизиологических особенностей учащихся при формировании успешной учебной деятельности в начальной школе // Валеология. 1997. Вып. 1.