Научная статья на тему 'Психофизиологические и морфофункциональные особенности организма школьников, лимитирующие успешность обучения в школе'

Психофизиологические и морфофункциональные особенности организма школьников, лимитирующие успешность обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кайгородова Надежда Захаровна, Эйдукайтис Андрей Станиславович, Яценко Михаил Владимирович, Аканина Ирина Александровна, Сысолина Наталья Владимировна

Исследуемые первоклассники 6-7 лет были разделены по успеваемости на три группы: отлично (средний балл от 4,6 до 5,0), хорошо (средний балл от 3,6 до 4,5) и слабо (средний балл от 3,0 до 3,5) успевающие. Указанные группы сравнивались по их психофизиологическим и морфофункциональным показателям. В результате было выяснено, что сравниваемые группы различались по исходному состоянию организма, причем в группе отлично успевающих учащихся большее количество детей были среднего уровня физического развития, с хорошими кардиореспираторными резервами, сильной нервной системой, с более высокими показателями умственной работоспособности, чем в других группах; умственная работоспособность увеличивалась к концу года во всех группах, но в большей степени у отличников, что связано с их хорошей обучаемостью; у отличников в меньшей степени выражено умственное утомление в конце учебного года, чем в других группах, что может быть связано с исходно более благоприятными показателями состояния организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кайгородова Надежда Захаровна, Эйдукайтис Андрей Станиславович, Яценко Михаил Владимирович, Аканина Ирина Александровна, Сысолина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PHYSIOLOGICAL AND MORPHO-FUNCTIONAL CHILDREN ORGANISM PARTICULARITIES THAT DETERMINE SUCCESS OF SCHOOL STUDYING

Investigated children (6-7 year old) were divided in accordance of their school marks on 3 groups: "excellent" (average mark from 4,6 to 5,0), "good" (average mark from 3,6 to 4,5) and "poor" (average mark from 3,0 to 3,5). Specified groups were compared upon their psycho-physiological and morpho-functional factors. As a result was realized that compared groups were distinguished on the source condition of organism, moreover in the "excellent" group greater amount of children have an average physical development level, with good cardio-respiratoric reserves, strong nervous system, with more high mental work capacity, than in the other groups; mental work capacity grow in all groups by year end, but in greater degree in the "excellent" group; at the school year end the "excellent" children group tired mentally in less degree, than the other groups.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические и морфофункциональные особенности организма школьников, лимитирующие успешность обучения в школе»

УДК 612.015

Н.З. Кайгородова, А.С. Эйдукайтис, М.В. Яценко,

И.А. Аканина, Н В. Сысолина, Е.А. Шарлаева Психофизиологические и морфофункциональные особенности организма школьников, лимитирующие успешность обучения в школе

Одной из актуальных проблем современного образования является значительное снижение здоровья школьников за период их пребывания в школе. Причин этого явления несколько. Однако а схожих условиях одни учащиеся не только более успешно справляются с программой обучения, но при этом сохраняется и их здоровье, у других - наоборот. Известно, что неуспевающий ученик - это неадаптированный к школе ученик. Причин дезадаптации много, но прежде всего это индивидуально-типологические, психологические, психофизиологические, морфофункпиональные и коммуникативные особенности детей. При этом, если оценка психических особенностей осуществляется при поступлении ребенка в школу или при переходе к профильному обучению, то оценка психофизиологических и морфофункциональиых характеристик чаще всего отсутствует. В то же время именно эти характеристики позволяют прогнозировать такие особенности учащихся как резервные возможности организма, утомляемость, уровень обучаемости и сохранности здоровья ребенка при обучении. Уже накоплен определенный опыт в данном направлении. Однако до сих пор нет единого подхода, не выделены прогностически значимые психофизиологические и морфофункциональные особенности организмов, которые могли бы широко использоваться на практике [1, 2, 3].

Одним из показателей успешной адаптации детей к школе является успеваемость. В связи с этим актуальным является поиск критериев функционального состояния орга1шзма школьников, позволяющих прогнозировать их успешность обучения. В связи со сказанным целью данной работы явилось сравнительное исследование исходного состояния и особенностей годовой динамики морфофункциональных и психофизиологических характеристик в группах первоклассников с различной успеваемостью [4].

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе школ-гимназий №25 и 123 г. Барнаула. Было проведено по два замера в 1У97/98, в 1998/99 учебных годах.

Обследовано всего около 300 детей. Дети были разделены на 3 группы по успеваемости

в кинце 1-го года обучения: слабо успевающие (на 3,0-3,5 балла), хорошо успевающие (на 3,6~4,5 балла), отлично успевающие (на 4,6-5 балла). Исследование включало в себя изучение состояния организма первоклассников в начале учебного года и в конце третьей четверти. При этом оценивались: уровень и гармоничность физического развития методом сигма льных отклонений, резервные возможности организма с помощью функциональной пробы на задержку дыхания, состояние гемодинамики по частоте сердечных сокращений и показателям артериального давления, состояние дыхательной системы по спирометрии, особенности нервных процессов по теппинг-тесту, умственная работоспособность и внимание по корректурной пробе, функциональная асимметрия мозга, особенности познавательной сферы и мотивированности учащихся [4J.

Для выявления влияния анамнеза на эффективность адаптации детей к шкапе проводили анкетирование родителей. Эта анкета разработана Ивановским НИИ материнства и детства Минздрава РФ.

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. При этом осуществлялись: оценка достоверности различий по t-критерию Стьюдента и корреляционный анализ по критерию Пирсона.

Для этих целей использовалась электронная таблица Microsoft Excel

Результаты и их обсуждение. На основе результатов анкетирования испыгуемые (дети первых классов в возрасте 6~7 лет) были разделены на три группы: благоприятные (66% детей), средне благоприятные (29% детей) и неблагоприятные (5% детей) к адаптации к школе по анамнезу.

Критерием эффективной адаптации детей к школе является учебная успеваемость [4). Поэтому выделенные группы сравнивали по успеваемости в конце первого класса (табл. 1). Как можно видеть, дети из неблагоприятной по анамнезу группы учатся хуже, чем дети из благоприятной и среднеблагоприятной групп.

Для выявления значимых для прогноза успеваемости показателей состояния организма

Психофизиологические и морфофункциональные особенности организма.

Таблица 1

Количество детей (%) с разным уровнем успеваемости

Г руипы Успеваемость

< 3.5 3,6 - 4.5 >4,5

Благоприятные 33% 57% 10%

Срсдиеблпгонриятныс 47% 47% 6%

Неблагоприятные 60% 40% 0%

Таблица 2 Значимые коэффициенты корреляции успеваемости с характеристиками исходного состояния организма первоклассников в целом по группе (гкр. = У,25)

Рост ИБ ИП ВЗД ПР С ПТ ГН у Л УМ

и.25 -0,32 0.2У -0.36 -0.32 0.25 и.28 0,34 0,26 о,з:

Обозначения: ИБ - индекс Брока; ИП - индекс Пинье; ВЗД - время задержки дыхания, ПР - показатель реакции сердечного ритма; С - скорость умственной работоспособности; ПТ - показатель точности; ГН - уровень развития графических навыков, У А - умственная активность; УМ - учебная мотивированность.

первоклассников был проведен корреляционный анализ. Полученные данные (табл. 2) свидетельствуют, что в целом по группе обследованных первоклассников значимые связи успеваемости были выявлены по показателям роста, индекса Брока, отражающего отклонение веса от нормы, индекса Пинье, отражающего тип морфоконституции, времени задержки дыхания и реакции сердечно-сосудистой системы на функциональную пробу, скорости и точности умственной работы, уровня развития графических навыков, умственной активности и учебной мотивации.

При этом чем больше рост, меньше вес, выше кардиореспираторные резервы, больше скорость и точность работы, сильнее нервная система, лучше развиты графические навыки, выше умственная активность и учебная мотивированность, тем выше успеваемость.

На следующем этапе работы была проведена оценка различий морфофункциональных и психофизиологических показателей исходного состояния организма в группах хорошо и слабо успевающих первоклассников. Полученные данные свидетельствуют (см. табл. 3), что отклонения физического развития как в сторону более высокого, так и в сторону более низкого уровня, по-видимому, являются фактором риска снижения успеваемости. Хотя полученные данные воспроизводились, эта особенность

Таблица 3

Уровень физического развития первоклассников в зависимости от успеваемости в начале учебного года (%)

Уроинь физического рщвипш Группы л с геи

. II 3.6-4.5 4,6-5,0

1997/9* 1998/90 1997/98 1998/99 1997^8 1998/99

Высоким _ 34 13 37 7,7 12.5

Средний 90 53 87 59 92.3 87.5

Ниікмй 10 12.5 4

организма не являлась определяющей в прогнозировании успешности обучения.

Анализ количественных характеристик умственной работоспособности обнаружил (табл. 4),

Таблица 4

Соотношение исходных уровней умственной работоспособности и внимания в группах детей с различной успеваемостью (%)

Показатели Группы детей

3.0-3,5 3.6-4.5 4.6-5,0

Высокие показатели 40* 60 81.3*

Низкая точность 60* 40 6,2*

* Различия достоверны (р<и,05). что в группе отличников у большинства детей данные характеристики были выше среднего уровня (81,3%).

Таким образом, оценка некоторых показателей в исходном состоянии позволяет прогнозировать успешность обучения (а значит, успешность адаптации) школьника.

Хорошая обучаемость может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями [11. В данной работе определяли силу нервных процессов по теппинг-тесту и функциональную асимметрию мозга. Как можно видеть из таблицы 5, отлично успевающие учащиеся характеризовались более сильной нервной системой (50%).

Таблица 5

Показатель силы нервных процессов в группах детей с различной успеваемостью (%)

Сила нервных процессов п эумпы детей

3.0-3,5 3,6-4.5 4.6-5.0

Высокая - 20 50

Средняя 40 60 50

Низкая 60 20

Коэффициент праворукости у отличников был в пределах от 60 до 80%. При этом как его высокие значения (> 80%), свидетельствующие о доминирующей праворукости во всех моторных функциях, так и его низкие значения (< 40%) являлись фактором риска снижения успеваемости.

Резервные возможности организма свидетельствуют о состоянии здоровья ребенка. Индивидуальный анализ показал (табл. 6), что в

Таблица 6

Процентное распределение кардиореспиратор-ного резерва (по показателю реакции) у первоклассников с различной успеваемостью

КярлмиреслиратйрныП peiepe Г|>М1пы детей

3.-3.5 3.<М,5 4.Ь-5.0

|997А»8 1998/99 1997/9Я 1998/99 1997/98 1Ч9Ч/99

Нищим 18,2 13.04 I

СрслииИ 63,6 62,5 52.1 29 54,5 56.7

Высокий 18.2» 37.5 34.8 60.4 45.4* •13.3

* Различия достоверны (р<0,05),

группе отлично успевающих в 1997/98 учебном году исходно кардиореспираторные резервы были выше (45,4%), чем в группе слабо успевающих (18,2%)). В 1998/99 учебном году различия были недостоверны.

Сравнительный анализ состояния систем кровообращения и дыхания в сравниваемых группах в исходном состоянии существенных различий не выявил.

Таким образом, сравниваемые группы первоклассников различались по исходному состоянию организма: в группе отлично успевающих большее количество детей имели средний уровень физического развития, с хорошими кардиореспираторными резервами, с сильной нервной системой, с высокими показателями умственной работоспособности и внимания и коэффициентом функциональной асимметрии в пределах от 60 до 80%.

Эффективная учебная деятельность может быть связана с повышенной функциональной стоимостью, что способствует развитию утомления учащихся [3]. Для проверки этого предположения была предпринята попытка сравнительного анализа состояния организма

первоклассников с разной успеваемостью в конце третьей четверти.

Результаты анализа выраженности утомления в конце третьей четверти представлены в таблице 7.

Таблица 7

Анализ выраженности утомления у первоклассников с различной успеваемостью (%)

Утомленно Группы детсЛ

3 0 3.5 3.6-4.5 4 6 5.0

1997/98 1998/99 1997/98 1998/99 1997/98 1998/99

Нет утомления 43.5* 67 8 50 66.6 75* 81.:

Утилеинс 1 ст 43,5* 25 40,6 23 и* 18:7

Утимлсмне 2 ст 13 7.1 9.3 10.2 16.6

* Различия достоверны (р<0,05)

Как можно видеть, в меньшей степени утомление выражено в группе отлично успевающих учащихся в (1997/98 уч. г. - 75%, 1998/99 уч. г. ~ 81,2%), а большей степени - в остальных группах, что свидетельствует о лучшей адаптиро-ванности детей первой группы.

Выводы

1. Сравниваемые группы различались по исходному состоянию организма первоклассников. При этом в группе отлично успевающих учащихся большее количество детей были среднего уровня физического развития, с хорошими кардиореспираторными резервами, сильной нервной системой, с более высокими показателями умственной работоспособности, с благоприятным и среднеприятным анамнезом.

2. У отличников в меньшей степени выражено умственное утомление в конце учебного года, чем в других группах, что может быть связано с исходно более благоприятными показателями состояния организма.

Литература

1. Анисова Е.А., Блинова Н.Г., Каган Е.С., Шаба-шева С.В. Влияние психической и биологической готовности к оПучению на адаптацию первоклассников к школе // Валеология. 1999. №4.

2. Гайдученя Л И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия. 1990. Вып. 1.

3. Глаэычев О.С., Гавриков К.В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций пер-

воклассников в процессе их адаптации к школе // Физиилогия человека. 1992. Т. 1Н. №6.

4. Олешко Т.С., Каправова С.В., Олешко С.Б. Учет психофизиологических особенностей учащихся при формировании успешной учебной деятельности в начальной школе // Валеология. 1997. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.