Научная статья на тему 'Индивидуальное здоровье юношей-подростков, обучающихся в средней школе'

Индивидуальное здоровье юношей-подростков, обучающихся в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
517
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЮНОШИ / ВЫПУСКНЫЕ КЛАССЫ / PHYSICAL DEVELOPMENT / MENTAL HEALTH / SOMATIC HEALTH / GRADUATING CLASSES / YOUNG MEN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зарытовская Н. В., Калмыкова А. С.

Исследовали психическое здоровье, физическое развитие, физиологические константы, соматическое здоровье и хроническую заболеваемость школьников выпускных классов в возрасте 16 (63 подростка) и 17 (82 подростка) лет. Преобладающим типом характера у 17-летних подростков является гипертимный, у 16летних лабильный и интровертированный. Большинство обследованных юношей экстраверты, эмоционально стабильные с умеренным полезным уровнем ситуативной и личностной тревожности. Более 70% юношей проявили высокую социальную адаптацию и низкую вегетативную лабильность. У юношей 17 лет наблюдаются ретардационные процессы, проявляющиеся в средненизком и среднем темпах физического развития и дисгармоничности. Большая часть подростков имеет средний и выше среднего уровень соматического здоровья и жизненного индекса, что характеризует хорошие функциональные, адаптационные возможности кардиореспираторной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUAL HEALTH OF MALE TEENAGERS STUDYING AT SECONDARY SCHOOL

Mental health, physical development, physiological constants, somatic health and chronic case rates were studied in graduating-class schoolboys aged 16 (n = 63) and 17 (n = 82) years. The prevailing temperament in 17-year-old teenagers was hyperthymic and that in 16-year-olds was labile and introverted. The majority of the surveyed young men were extroverts, emotionally stable with a moderate useful level of situational and personal anxiety. More than 70.0% of the young men showed high social adaptation and low autonomic lability. 17-year-old young men had retarded processes as shown by moderate-low and moderate rates of physical development and disharmony. The most of teenagers had moderate and above-moderate levels of somatic health and a vital index that characterizes good functional, adaptive capacities of the cardiorespiratory system.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное здоровье юношей-подростков, обучающихся в средней школе»

О Н. В. ЗАРЫТОВСКАЯ, А. С. КАЛМЫКОВА, 2012 УДК 613.956:371.7-053.6

Н. В. Зарытовская, А. С. Калмыкова

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЮНОШЕй-ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

в средней школе

ГОУ ВПО Ставропольская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ

Исследовали психическое здоровье, физическое развитие, физиологические константы, соматическое здоровье и хроническую заболеваемость школьников выпускных классов в возрасте 16 (63 подростка) и 17 (82 подростка) лет. Преобладающим типом характера у 17-летних подростков является гипертимный, у 16летних - лабильный и интровертированный. Большинство обследованных юношей экстраверты, эмоционально стабильные с умеренным полезным уровнем ситуативной и личностной тревожности. Более 70% юношей проявили высокую социальную адаптацию и низкую вегетативную лабильность. У юношей 17 лет наблюдаются ретардационные процессы, проявляющиеся в средненизком и среднем темпах физического развития и дисгармоничности. Большая часть подростков имеет средний и выше среднего уровень соматического здоровья и жизненного индекса, что характеризует хорошие функциональные, адаптационные возможности кардиореспираторной системы.

Ключевые слова: физическое развитие, психическое здоровье, соматическое здоровье, юноши, выпускные классы

N. V Zarytovskaya, A. S. Kalmykova - THE INDIVIDUAL HEALTH OF MALE TEENAGERS STUDYING AT SECONDARY SCHOOL

Stavropol State Medical Academy, Ministry of Health and Social Development of Russia, Stavropol

Mental health, physical development, physiological constants, somatic health and chronic case rates were studied in graduating-class schoolboys aged 16 (n = 63) and 17 (n = 82) years. The prevailing temperament in 17-year-old teenagers was hyperthymic and that in 16-year-olds was labile and introverted. The majority of the surveyed young men were extroverts, emotionally stable with a moderate useful level of situational and personal anxiety. More than 70.0% of the young men showed high social adaptation and low autonomic lability. 17-year-old young men had retarded processes as shown by moderate-low and moderate rates ofphysical development and disharmony. The most of teenagers had moderate and above-moderate levels of somatic health and a vital index that characterizes good functional, adaptive capacities of the cardiorespiratory system.

Key words: physical development, mental health, somatic health, young men, graduating classes

Важнейшим элементом мониторинга состояния здоровья подрастающего поколения является наблюдение за индивидуальным здоровьем, которое определяется физическим развитием, биологическим созреванием, адаптационными способностями и психическим здоровьем юношей в возрасте 15-17 лет. Это обусловлено прежде всего возрастающими физическими и психическими нагрузками, связанными с окончанием школы и последующим выбором профессии. Физическое развитие определяет жизненный потенциал юношей. На возрастной промежуток 15-17 лет приходится «второй перекрест ростовых кривых» и «пубертатный скачок роста», связанные с половым созреванием мальчиков [9]. Возрастает общая заболеваемость, увеличивается число подростков, имеющих гиперплазию щитовидной железы, синдром дисплазии соединительной ткани, в том числе сердца [7], заболевания костно-мышечной системы. До 30% школьников в связи с состоянием здоровья имеют ограничения в выборе профессии [4]. Адаптационные возможности юношей укладываются в концепцию практически здорового человека, т. е. обнаруженные отклонения, характерные для нозологических состояний, существенно не влияют на самочувствие и работоспособность [8]. Одним из главных параметров индивидуального здоровья является соматическое, позволяющее на донозологических этапах выявить стадию адаптационного процесса на

Зарытовская Н. В. - канд. мед. наук, доц. каф. пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии (leda54@mail.ru); Калмыкова А. С. - д-р мед. наук, проф., зав. каф. пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии (kangeline@mail.ru)

пути от здоровья к болезни. Оптимальный «безопасный» уровень здоровья, на котором не регистрируются манифестированные формы хронических неинфекционных заболеваний, оценивается при помощи экспресс-метода, основанного на связи между уровнем аэробных способностей и физиологическими резервами. Однако при выходе человека из «безопасной зоны» здоровья даже без изменения условий существования проявляется феномен «саморазвития» патологического процесса [1].

Целью исследования явилось изучение индивидуального здоровья подростков выпускных классов с разработкой физиологических и гомеостатических констант организма для ранней донозологической диагностики отклонений роста, оценки эффективности оздоровительных программ.

материалы и методы

В исследовании приняло участие 145 юношей в воз расте 16 (63 человека) и 17 (82 человека) лет, обучающихся в средней школе. Исследование проводили осенью в рамках профилактического осмотра поперечным методом. Для оценки типа акцентуации характера применяли модифицированный патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков (сокращенный вариант А. Е. Личко). Уровень ситуативной и личностной тревожности оценивали по Спилбергеру, степень нейротизма и принадлежность к экстра-интровертам - по Айзенку, уровень притязаний и самооценки школьников - по методике Дембо-Рубинштейн в модификации A. M. Прихожан. Для оценки социальной адаптирован-ности (коммуникабельности, лидерства) и вегетативной устойчивости (лабильности системы терморегуляции,

83

гиена и санитария

2/2012

тревожности) использовали тесты М. Гавлиновой [3]. Функциональное состояние оценивали по вегетативному индексу Кердо (ВИК) вегетативный гомеостаз организма - по величине индекса межсистемных взаимоотношений Хильдебранта. Для оценки интегрированного показателя уровня физического здоровья использовали экспресс-оценку, состоящую из суммы баллов 5 табличных региональных значений индексов Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой и Руфье [2]. Отдельно оценивали жизненный индекс, определяющий состояние респираторной системы. Достоверность различий определяли с помощью критерия Стьюдента. Для определения доверительных границ долей (процентов) использовали метод углового преобразования Фишера [5].

Результаты и обсуждение

Преобладающим типом характера среди школьников 16 и 17 лет был гипертимный - 44,1% случаев. Гипер-тимные подростки отличались хорошим настроением и имели высокий жизненный тонус. Среди других типов акцентуации у школьников 16 лет встречались лабильный (11%) и интравертированый (1%), а среди 17-летних - неустойчивый (12,7%). Лабильный тип характеризовался крайней изменчивостью настроения, чрезмерной эмоциональностью, которая сочеталась с вегетативной лабильностью. Интравертированные подростки отличались замкнутостью, неумением убеждать других своими словами. Другие типы акцентуации встречались реже. Большинство (66,2%) юношей - экстраверты, открытые и общительные. К интровертам, более погруженным в себя и свои переживания, относились 18,6% школьников, а к амбивалентам - 15,2%. Уровень нейротизма превышал 13 баллов у 27,7% обследованных, 72,3% юношей были эмоционально стабильны. Показатель полезной ситуативной тревожности колебался в диапазоне от 30 до 44 баллов у 57,9% подростков, личностной - в диапазоне от 30 до 40 баллов у 59,3% подростков. Высокая реактивная тревожность, характеризующаяся напряжением, беспокойством, озабоченностью, была свойственна 10,5% школьников, а низкая - 30,2%. Высокий показатель личностной тревожности появлялся у юношей при неадекватной, на их взгляд, оценке компетенции и престижа самого подростка. При оценке уровня притязаний 40,7% школьников показали критичное отношение к себе; некритично относятся к собственным возможностям, преувеличивая свои силы, 59,3% опрошенных. Умение правильно оценивать результаты своей деятельности выявили 38,4% обследованных, 61,6% проявили личностную незрелость, неумение прислушиваться к замечаниям и оценкам окружающих. При оценке социальной адаптированности (коммуникабельности, лидерства) низкий ее уровень выявлен у 13,8% подростков. У 25,5% школьников, большую часть из которых составили юноши с высокой личностной тревожностью и лабильной акцентуацией личности, зарегистрирован также и низкий уровень вегетативной устойчивости (лабильности системы терморегуляции, тревожности). Среди всех обследованных не выявлено подростков с плохими показателями по обеим шкалам опросника, что указывает на благоприятное течение адаптации и нормальную вегетативную устойчивость.

Другим компонентом индивидуального здоровья является физическое развитие. В возрасте 16 лет средние показатели роста составили 175,2 ± 1,5 см, массы тела - 61,5 ± 0,8 кг, окружности

грудной клетки (ОГК) - 83,1 ± 1,2 см. В возрасте 17 лет - 178,8 ± 1,3 см, 65,5 ± 1 кг и 86,1 ± 1,1 соответственно (р < 0,05 по всем показателям). Гармоничных подростков было 75,8% человек, у остальных (24,2%) наблюдалась дисгармоничность физического развития, которая была обусловлена дефицитом массы тела (у 13,6%) и ее избытком (у 10,6%). Г армоничность физического развития подтвердили и региональные нормативы индексов стении, Кетле I и Кетле II (табл. 1), распределение показателей которых соответствует нормальному. Темпы физического развития определяли у 110 юношей, имевших гармоничное развитие. Выявлено, что низкий темп развития был характерен для 28,2% подростков, средненизкий - для 42,7%, средний - для 8,2%, средневысокий - для 9,1% и гетерохронный - для 11,8% подростков. Во II квартиле располагается 70,9% показателей темпа физического развития подростков, что указывает на наличие децеле-рационного процесса, протекающего в нашем регионе. Развитие 20% юношей соответствовало характеристикам акселерационного процесса, средняя прибавка в росте у них составила 3,7 см. При определении биологического возраста установлено, что 73,8% подростков уже достигли полного полового развития, а у 26,2% продолжается развитие вторичных половых признаков в виде роста усов, бороды. В последние десятилетия установлено, что дети и подростки склонны к гипотонии [6]. Однако у современных юношей 16 и 17 лет, проживающих в Ставрополе, показатели АД соответствовали норме. Значения систолического АД независимо от возраста и темпа физического развития находились на уровне 118,2 ± 1,9 мм рт. ст., диастолического АД - 74,2 ± 1,5 мм рт. ст., частота сердечных сокращений была равна 81,2 ± 2,9 в 1 мин, частота дыхания - 18,5 ± 0,5 в 1 мин. Показатели жизненной емкости легких у 16- и 17-летних подростков составили соответственно 3101,4 ± 122,5, 3587,3 ± 122,5 мл (р < 0,05. Из всех обследованных по уровню ВИК 7 и 10,5% юношей были соответственно нормо- и эйтониками, 38,2% - ваготониками, а 44,3% - симпато-тониками. Значительное число подростков, имеющих ваготонию, обусловлено тем, что в этом возрасте продолжается интенсивный рост ударного и минутного объемов кровообращения. Значения индекса Хильдебранта свидетельствовали о нормальных межсистемных (кардиореспираторных) взаимоотношениях у 70,9% мальчиков и составили в среднем 4,3-4,4 усл. ед., а у остальных (29,1%) превышали 4,8 усл. ед., указывая на рассогласование в функционировании кардиореспираторной системы подростка. Уровень систолического объема сердца составил 64,3 ± 1,4 мл, а минутный объем крови - 5,2

Таблица 1

Региональные показатели индексов гармоничности физического развития

Индекс Центиль

3-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 97-й

Стении 0,69 0,75 0,83 0,87 0,93 0,97 1,01

0,(58 0,74 0 ,8 0 0 , 8 3 0 , 87 0,90 0 ,9 6

Кетле II 15,98 16,97 17,87 19,53 20,98 23,56 25,8

1(5,53 1 7, 92 1 8 , 9 6 2 0 , 0 2 2 1 , 2 3 2 3 , 0 7 2 7 , 0 9

КетлеI 275 286 308 341 373 411 461

293 304 3 4 1 364 38 1 424 4 7 6

Примечание. Здесь и в табл. 2 числитель - показатель 16-летних юношей, знаменатель - 17-летних.

84

Значения индексов физического здоровья у мальчиков 16 и 17 лет

Показатель Центиль

3 10 25 50 75 90 97

Индекс Кетле 275 286 308 341 373 411 461

293 304 3 4 1 364 38 1 4 2 4 4 7 6

Индекс Ро- 67 75 83 96 105 120 127

бинсона 71 76 86 92 1 07 1 27 1 3 6

Индекс 881 940 1209 1660 2439 3049 4062

Скибинского 915* 1 0 1 2* 1 456* 1 9 6 9 * 2 5 6 0 * 3 4 7 6 * 4 0 4 7 *

Индекс 185 194 231 267 325 361 421

Шаповаловой * О с-- * 00 248* 282* 306* 382* 463*

Индекс Руфье 2 "2" 3 3 6 ОО 00 11 И 13 13 16 16

Жизненный 34 40 48 55 62 72 83

индекс 34 40 48 55 62 72 83

Примечание. * - p < 0,05 между показателями 16- и 17-летних.

± 0,2 л, что обусловлено увеличением потребления кислорода тканями организма при стрессовых ситуациях. Поскольку обучение в старших классах средней школы сопровождается эмоциональным напряжением и активацией окислительно-восстановительных процессов, то у мальчиков выявлено линейное повышение частоты сердечных сокращений и минутного объема крови.

Значения индексов Руфье, Робинсона и жизненного индекса у юношей 16 и 17 лет достоверно не отличались (р > 0,05), т. е. возможности кардиореспираторной системы для выполнения нагрузок у подростков были сопоставимы (табл. 2). В то же время выявлены достоверные отличия индексов Скибинского и Шаповаловой, определяющих устойчивость кардиореспираторной системы к гипоксии и характеризующие двигательные качества силы, быстроты и выносливости. Индекс Скибинского (устойчивость к гипоксии) был выше у 17-летних детей во всех центильных величинах (р < 0,05), тогда как индекс Шаповаловой был выше в центилях 3-25 и ниже в центилях 50-97 (р < 0,05). Возможно, это связано либо с пубертатными изменениями в организме юноши, либо с отсутствием достаточной физической нагрузки, тренированности. Индекс Кетле, определяющий развитие мышечной массы тела, больше у подростков 17 лет. Значение индекса Кетле ниже среднего выявлено у 13,6% обследованных, а выше среднего - у 10,6%, что свидетельствует о нарушении питания и соответствует числу юношей, имеющих дефицит или избыток массы тела. Показатели индекса Робинсона были средними (3 балла) и высокими (4-5 баллов) у 74,7% обследованных. Снижение устойчивости к гипоксии выявлено у 25,4% юношей, у остальных индекс Скибинского имел средние и высокие показатели. С индексом Скибинского тесно связан индекс мощности Шаповаловой. Средний (3 балла) и высокий (4-5 баллов) его уровень выявлен у 74,7% подростков, у остальных (25,3%) он имел низкий уровень или тенденцию к снижению. Следовательно, значения индексов Скибинского и Шаповаловой указывают на недостаточную тренированность и снижение функциональных возможностей кардиореспираторной системы у 1/4 части школьников. У 38,1% обследованных выявлено снижение индекса Руфье. Средние (2 балла) и высокие (3, 5 баллов) показатели этого индекса установлены у 61,9%, что указывает на высокие резервные способности кардиореспираторной системы у обследованных. Уровень физических возмож-

Таблица 2 ностей в 16 лет соответствовал нормальному у 43,9% школьников и был выше среднего у 40,2%, причем у 8,5% был высоким, что соответствовало количеству детей, занимающихся в профильных спортивных классах. В возрасте 17 лет уровень физического здоровья соответствовал нормальным значением у 39,7% обследованных был выше среднего у 41,3%, однако среди них не выявлено ни одного подростка с высоким уровнем соматического здоровья. Таким образом, можно сделать вывод, что в «безопасную зону» здоровья, где не встречаются манифестированные формы хронических заболеваний, входят 82,5% школьников. У 17,5% подростков выявлено снижение адаптационных резервов, необходимых для выполнения статической мышечной деятельности, присущей школьному обучению. Об адаптационных возможностях респираторной системы можно судить по уровню жизненного индекса, который у 31,7% подростков 16 лет и 27% -17 лет соответствовал нормальным значениям, был выше среднего и высоким у 35,1 и 47,6% соответственно. Жизненный индекс был снижен у 34% 16-летних подростков и у 18,1% 17-летних, что указывает на недостаточность оздоровительных программ, отсутствие занятий спортом части подростков, и, возможно, наличием вредных привычек.

Таким образом, преобладающим типом характера у 17-летних является гипертимный, у 16-летних - лабильный и интровертированый. Большинство обследованных юношей - экстраверты, эмоционально стабильные с умеренным уровнем ситуативной и личностной тревожности. Около половины школьников некритично оценивает свои возможности. Практически все юноши проявляют высокую социальную адаптацию и низкую вегетативную лабильность. У юношей 17 лет наблюдаются ретардационные процессы, проявляющиеся в средненизком и среднем темпах физического развития и дисгармоничности. Большая часть подростков имеют средний и выше среднего уровень соматического здоровья и жизненного индекса, что характеризует хорошие функциональные, адаптационные возможности кардиореспираторной системы.

Литер атур а

1. Апанасенко Г. Л. // Гиг. и сан. - 2004. - № 2. - С. 55-58.

2 . Бабенко Т. И., Каминский И. И. Экспресс-оценка физическо-

го здоровья школьников, условий их обучения и воспитания. Метод. рекомендации. - Ростов н/Д., 2001.

3 . Баранов А. А. Оценка здоровья детей и подростков при про-

филактических медицинских осмотрах: Руководство для врачей. - М., 2004.

4. Баранов A. A. // Педиатрия. - 2005. - № 3. - С. 4-6.

5. Зайцев В. М. Прикладная медицинская статистика. - СПб., 2003 .

6 . Калмыкова А. С., Зарытовская Н. В. // Здоровье (проблемы

теории и практики). - Ставрополь, 2001. - С. 500-502.

7 . Тарасова А. А. Особенности состояния сердца у детей при за-

болеваниях щитовидной железы: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2007.

8 . Ушаков И. Б., Вартбаронов Р. А., Усов В. М. // Гиг. и сан. -

2004. - № 2. - С. 64-68.

9 . Ямпольская Ю. А. // Педиатрия. - 2007. - № 5. - С. 69-72.

Поступила 03.05.11

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.