Научная статья на тему 'ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИО-НАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева

В статье проанализированы психоэмоциональные признаки стресса у студентов медицинских высших учебных заведений в процессе обучения. Отмечено, что лишь у каждого 15-го обследованного студента отмечается высокая степень умственной работоспособности и у каждого седьмого - очень низкая. Динамика различной степени показателей умственной работоспособности показывает, что у наибольшего количества обследованных среди плохо успевающих отмечается низкая и очень низкая умственная работоспособность, среди средне успевающих - умеренная и низкая, а среди хорошо успевающих - повышенная и высокая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOEMOTIONAL SIGNS OF STUDENT STRESS IN LEARNING

The article analyzes psychoemotional signs of stress in students of medical higher educational institutions in the process of study. It is noted that only every 15th student examined has a high degree of mental efficiency and every seventh has a very low. The dynamics of various degrees of mental performance indicators show that the largest number of examined among poorly performing people has low and very low mental performance, among middle performing people - moderate and low, and among well performing people - increased and high

Текст научной работы на тему «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК: 378.147; 378.6

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ

доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан

ORCID ID 0000-0003-4665-546X ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА доктор медицинских наук, заведующая кафедрой нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан.

ORCID ID 0000-0001-9310-7699 АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы психоэмоциональные признаки стресса у студентов медицинских высших учебных заведений в процессе обучения. Отмечено, что лишь у каждого 15-го обследованного студента отмечается высокая степень умственной работоспособности и у каждого седьмого -очень низкая. Динамика различной степени показателей умственной работоспособности показывает, что у наибольшего количества обследованных среди плохо успевающих отмечается низкая и очень низкая умственная работоспособность, среди средне успевающих - умеренная и низкая, а среди хорошо успевающих - повышенная и высокая.

Ключевые слова: умственная работоспособность, психоэмоциональные стрессы, процесс обучения, успеваемость студентов.

PSYCHOEMOTIONAL SIGNS OF STUDENT STRESS IN LEARNING

SHUKUROV FIRUZ ABDUFATTOYEVICH

doctor of medical sciences, professor of department of normal physiology of the Tajik state medical university of Abu Ali Ibni Sino, Dushanbe, the Republic of

Tajikistan ORCID ID 0000-0003-4665-546X HALIMOVA FARIZA TURSUNBAEVA Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of Normal Physiology of Tajik State Medical University named after Abu Ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of

Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699 ABSTRACT

The article analyzes psychoemotional signs of stress in students of medical higher educational institutions in the process of study. It is noted that only every 15th student examined has a high degree of mental efficiency and every seventh has a very low. The dynamics of various degrees of mental performance indicators show that the largest number of examined among poorly performing people has low and very low mental performance, among middle performing people - moderate and low, and among well performing people - increased and high.

Key words: mental performance, psychoemotional stresses, learning process, student performance.

Студенты в процессе обучения испытывают затруднение в удовлетворении жизненно важных психосоциальных потребностей - [4], что приводит к эмоциональному стрессу, оказывающий всестороннее влияние на жизнедеятельность организма и подрывающий его здоровье - [1, 3, 6, 7]. Один из физиологических симптомов стресса - это когнитивные признаки, включающие в себя нерешительность, проблемы с памятью, невозможность сосредоточиться, видение все негативным, тревожность мыслей, проблемы с ясным мышлением, потеря объективности. Выраженность этих признаков можно оценить продуктивностью умственной работоспособности (УР) студентов, которая зависит от их личностных свойств, определяющих вегетативный статус и основные параметры поведения - [2, 5]. УР увеличивает активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, которая обеспечивает эндокринный и вегетативный компоненты эмоций. В результате этого увеличивается тонус симпатического отдела АНС, повышается синтез катехоламинов и кортикостероидов. В связи с этим показатели УР могут быть одним из критериев оценки эмоционального стресса и психической адаптации.

Целью нашего исследования явилось изучение когнитивных признаков стресса по продуктивности умственно работоспособности.

Материалы и методы исследования. Для оценки умственной работоспособности (УР) исследовали 190 студентов с использованием тестов с закономерностями различной сложности, разработанные на кафедре. По результатам тестирования определяли следующие показатели: количество просмотренных закономерностей (М), правильно выполненных заданий (N),

допущенных ошибок, коэффициент точности по соотношению N/М (А) и скорость выполнения задания (V). Учитывая большой разброс показателей УР, мы выделили 5 градаций по N, А и V: высокая и повышенная степень продуктивности (I), умеренная степень продуктивности (II), низкая степень и очень низкая степень продуктивности (III). По успеваемости всех обследованных разделили на плохо успевающие (ПУ), среднеуспевающие (СУ) и хорошо успевающие (ХУ).

Результаты исследования и их обсуждение. Наши исследования показывают, что в среднем правильно выполненных заданий составляло 27,6; коэффициент точности составлял 0,64; средняя скорость выполнения заданий 9,2 заданий/мин. Результаты показывают на значительный разброс показателей: наибольшее количество правильно выполненных заданий (N) от 60 до 75, а наименьшее - 10 и менее; наибольший коэффициент точности (А) составлял 1, а - наименьший менее 0,3; наибольшая скорость выполнения задания (V) 15 и более заданий/мин, а наименьшая - менее 6 заданий/мин. В связи с вышеизложенным мы выделили 3 градаций по N, А и V: I, II, III. По успеваемости всех обследованных разделили на плохо успевающих (ПУ), среднеуспевающих (СУ) и хорошо успевающих (ХУ). Результаты продуктивности умственной работоспособности отражены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение показателей умственной работоспособности по степени

продуктивности

Степень У/Р Показатели У/Р (%)

N A V Ср. знач

I 25,2 51,6 39,4 38,6

II 35,3 18,4 28,0 27,2

III 39,5 30,0 32,6 34,1

Результаты показывают, что по правильно просмотренным знакам высокая и высокая степень продуктивности отмечается у каждого четвёртого из обследованных. У большего количества обследованных отмечается умеренная степень продуктивности (35,3%). У достаточно большого количества обследованных (39,5%) отмечается низкая (23,4%) и очень низкая (15,8%) степень продуктивности. Из числа обследованных студентов с высоким коэффициентом точности наибольшее количество обследованных с высокой

повышенной степенью продуктивности (51,6%). Каждый третий из обследованных имеет низкую и очень низкую степень продуктивности. С очень низким коэффициентом точности (0,29 и меньше) 14,7%. Высокая и повышенная скорость правильного выполнения задания отмечается у 39,4% обследованных. У достаточного количества обследованных (28%) отмечается средняя степень продуктивности по скорости выполнения задания. Более, чем у 1/3 обследованных отмечается низкая (17%) и очень низкая (15,6%) степень продуктивности умственной работоспособности по скорости выполнения задания. По усредненным значениям правильно выполненных заданий, коэффициента точности и скорости выполнения заданий отмечено, что лишь у каждого 10-го из обследованных отмечается высокая и у 1/3 - повышенная степень продуктивности умственной работоспособности.

У 1/3 обследованных отмечается умеренная степень продуктивности, у 34,1% обследованных отмечается низкая (18,7%) и очень низкая (15,4%) степень продуктивности УР. Таким образом, по среднему показателю УР нами отмечено, что лишь у каждого 10 обследованного студента отмечается высокая степень УР и у каждого седьмого очень низкая.

Результаты показателей умственной работоспособности (У/Р) по разным степеням продуктивности среди плохоуспевающих студентов (ПУ) отражены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели У/Р в зависимости от степени продуктивности среди ПУ

студентов (%)

У/Р I II III

N 19,2 23,4 57,5

A 25,6 19,1 55,3

V 31,9 25,5 42,5

Ср. 25,5 22,7 51,8

Из таблицы видно, что среди плохо успевающих студентов по всем показателям умственной работоспособности наибольшее количество обследованных с низкой и очень низкой степени продуктивности. Незначительное количество студентов с высокой (от 2,2% по коэффициенту точности до 12,8% по скорости правильно выполненного задания) и повышенной

(от 14,9% по правильно выполненному заданию до 23,4% по коэффициенту точности) степени продуктивности. По усредненным значениям правильно выполненных заданий, коэффициента точности и скорости выполнения заданий отмечено, что более S обследованных (51,8%) среди ПУ с низкой (24,8%) и очень низкой (27%) степенью продуктивности УР и лишь 6,4% - с высокой.

Результаты показателей работоспособности по разным степеням среди среднеуспевающих студентов (СУ) отражены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели У/Р в зависимости от степени среди СУ студентов (%)

У/Р I II III

N 14 34,4 51,6

А 20,4 46,2 33,4

V 21,5 33,3 45,1

Ср. 18,4 38 43,3

Из таблицы видно, что среди средне успевающих студентов по всем показателям умственной работоспособности наибольшее количество обследованных с умеренной, низкой и очень низкой степенью продуктивности. Наименьшее количество обследованных по всем показателям У/Р с высокой и повышенной степенью продуктивности. У каждого второго из обследованных по правильно выполненному заданию (51,6%) и по скорости выполнения правильного задания (45,1%) и более 1/3 обследованных по коэффициенту точности (33,4%) отмечается низкая и очень низкая степень продуктивности. По усредненным значениям правильно выполненных заданий, коэффициента точности и скорости выполнения заданий отмечено, что 43,3% обследованных среди СУ с низкой (25,4%) и очень низкой (17,9%), 38% с умеренной степенью продуктивности УР и лишь 5,4% с высокой. Результаты показателей работоспособности по разным степеням среди хорошо успевающих студентов (ХУ) отражены в табл. 4.

Таблица 4

Показатели У/Р в зависимости от степени среди ХУ студентов (%)

У/Р I II III

N 52 48 -

A 78 22 -

V 80 20 -

Ср. 70 30 -

Из таблицы видно, что по всем показателям умственной работоспособности наибольшее количество обследованных с повышенной и высокой степенью продуктивности. По усредненным значениям правильно выполненных заданий, коэффициента точности и скорости выполнения заданий отмечено, что 70% обследованных среди ХУ с высокой (25,3%) и повышенной (44,7%), 30% с умеренной степенью продуктивности УР. Следует отметить, что среди хорошо успевающих студентов отсутствуют лица с низкой и очень низкой степенью продуктивности У/Р.

Выводы:

1. Отмечено, что лишь у каждого 15-го обследованного студента отмечается высокая степень УР и у каждого седьмого - очень низкая.

2. Динамика различной степени показателей умственной работоспособности показывает, что у наибольшего количества обследованных среди плохо успевающих отмечается низкая и очень низкая УР, среди средне успевающих - умеренная и низкая, а среди хорошо успевающих - повышенная и высокая.

Список литературы:

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Издательство РУДН, -2006.- С.283

2. Дегтярев В.П. Роль личностных характеристик студентов в реализации различных стратегий обучения. // Материалы XI Международного симпозиума "Эколого-физиологические проблемы адаптации". 27-28 января 2003 года. - М.: изд-во РУДН, 2003. - С.161-162.

3. Халимова Ф.Т., Курбонов Ф.Ф., Курбонова А.А. Сравнительная характеристика успеваемости и психоэмоционального состояния студентов. /Научные труды VI съезда физиологов СНГ, Сочи-Дагомыс, 2019, С. 50

4. Халимова Ф.Т., Истамова З. Тревожность, экстраверсия-интроверсия и нейротизм в оценке адаптации студентов к действию стресса. Научные труды VI съезда физиологов СНГ, Сочи-Дагомыс, 2019, С. 49

5. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Донозологические состояния организма //Биология и интегративная медицина 2019, 9(37), 68-80.

6. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 188-201.

7. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 202.

8. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Меликова Н.Х., Арабзода С.Н. Уровень тревожности в прогнозировании мотивационной деятельности студентов и академических групп //Биология и интегративная медицина 2020, 4(44), 116-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.