Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП'

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАКТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / REACTIVE AND PERSONAL ANXIETY / ADAPTATION / MOTIVATIONAL ACTIVITY / EMOTIONAL STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева, Меликова Насиба Хурсандовна, Арабзода Сарвиноз Нозировна

Цель исследования. Изучить психофизиологические параметры межличностных отношений, характеризующих устойчивость студентов к эмоциональному стрессу с разработкой оптимальных критериев оценки мотивационной деятельности студентов и академических групп. Материалы и методы исследований. Для достижения данной цели было обследовано 480 студентов и 52 академические группы. Типы межличностного отношения определяли по соотношению реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности с использованием теста Спилбергера адаптированный Ханиным Ю.Л. (1981). По соотношению показателей ЛТ и РТ были выделены 4 группы студентов. При изучении мотивационной деятельности академических групп нами выделено 4 группы. Результаты исследований и их обсуждение. Анализ ЛТ показывает, что наибольшее количество обследованных с умеренным уровнем тревожности - они адаптированы к новым условиям и стабильные в достижение своей цели. У 40% обследованных отмечается высокий уровень ЛТ, что свидетельствует о склонности их к невротическим срывам. У большинства обследованных студентов отмечается умеренная РТ, что свидетельствует о стабильности и уверенности студентов в достижении мотивационной деятельности. Эти студенты имеют адекватную реакцию на эмоциональный стресс. У каждого третьего из обследованных отмечается низкий уровень РТ, что свидетельствует об отсутствии реакции на стресс. Анализ соотношения РТ и ЛТ академических групп показывает, что лишь в каждой 10-й группе и в каждой пятой группе отмечается низкий уровень показателей РТ и ЛТ, что отражает слабую мотивационную деятельность к стрессовой ситуации. Заключение. Анализ реактивной и личностной тревожности показал, что каждый второй студент имеет низкую самооценку к деятельности и склоны к срывам. Лишь каждый шестой студент уверен в себе, у которых отмечается стабильность нервных процессов, адекватная реакция на любой стресс и высокая степень самооценки мотивационной деятельности. Анализ соотношения реактивной и личностной тревожности показывают, что в каждой второй академической группе отмечается склонность к нервным срывам при неблагоприятных психоэмоциональных ситуациях. Лишь в каждой 10-й из обследованных групп отмечается благоприятный микроклимат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева, Меликова Насиба Хурсандовна, Арабзода Сарвиноз Нозировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF ANXIETY IN FORECASTING MOTIVATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AND ACADEMIC GROUPS

Purpose of the study. To study the psychophysiological parameters of interpersonal relations characterizing the stability of students to emotional stress with the development of optimal criteria for evaluating the motivational activity of students and academic groups. Materials and research methods. To achieve this goal were surveyed 480 students and 52 academic groups. The types of interpersonal relationships were determined by the ratio of reactive (RA) and personal (PA) anxiety using the Spielberger test adapted by KhaninU.L. (1981). According to the ratio of PA and RA, 4 groups of students were identified. During studying the motivational activities of academic groups we identified 4 groups. Research results and discussion. The analysis of PA shows that the greatest number of surveyed with a moderate level of anxiety - they are adapted to new conditions and stable in achieving their goal. 40% of the examined patients had a high level of RA, which indicates their tendency to neurotic breakdowns. Most of the surveyed students have moderate RA, which indicates the stability and confidence of students in achieving motivational activity. These students have an adequate response to emotional stress. One out of every three surveyed has a low level of RA, which indicates a lack of response to stress. Analysis of the ratio of RA and PA of academic groups shows that only in every 10th group and in every fifth group there is a low level of PA and RA indicates, which reflects a weak motivational activity towards a stressful situation. Conclusion Analysis of reactive and personal anxiety showed that every second student has a low self-esteem to the activity and is prone to disruption. Only every sixth student is confident in himself, who have marked stability of nervous processes, an adequate reaction to any stress and a high degree of self-assessment of motivational activity. Analysis of the ratio of reactive and personal anxiety show that in every second academic group there is a tendency to nervous breakdowns in adverse psychoemotional situations. Only in every 10th of the surveyed groups there is a favorable microclimate. Keywords: reactive and personal anxiety, adaptation, motivational activity, emotional stress.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП»

Вопросы педагогики в медицинских

УДК: 612.821

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ

доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан ОНОЮ Ю 0000-0003-4665-546Х ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА доктор медицинских наук, заведующая кафедрой нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан. ОНОЮ Ю 0000-0001-9310-7699 МЕЛИКОВА НАСИБА ХУРСАНДОВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры патологической физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан. ОНОЮ Ю 0000-0003-3393-5681

АРАБЗОДА САРВИНОЗ НОЗИРОВНА старший преподаватель кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан.

ОНОЮ Ю 0000-0003-2910-7680

АННОТАЦИЯ

Цель исследования. Изучить психофизиологические параметры межличностных отношений, характеризующих устойчивость студентов к эмоциональному стрессу с разработкой оптимальных критериев оценки мотивационной деятельности студентов и академических групп.

Материалы и методы исследований. Для достижения данной цели было обследовано 480 студентов и 52 академические группы. Типы межличностного отношения определяли по соотношению реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности с использованием теста Спилбергера адаптированный Ханиным Ю.Л. (1981). По соотношению показателей ЛТ и РТ были выделены 4 группы студентов. При изучении мотивационной деятельности академических групп нами выделено 4 группы.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ ЛТ показывает, что наибольшее количество обследованных с умеренным уровнем тревожности - они адаптированы к новым условиям и стабильные в достижение своей цели. У 40% обследованных отмечается высокий уровень ЛТ, что свидетельствует о склонности их к невротическим срывам. У большинства обследованных студентов отмечается умеренная РТ, что свидетельствует о стабильности и уверенности студентов в достижении мотивационной деятельности. Эти студенты имеют адекватную реакцию на эмоциональный стресс. У каждого третьего из обследованных отмечается низкий уровень РТ, что свидетельствует об отсутствии реакции на стресс.

Анализ соотношения РТ и ЛТ академических групп показывает, что лишь в каждой 10-й группе и в каждой пятой группе отмечается низкий уровень показателей РТ и ЛТ, что

отражает слабую мотивационную деятельность к стрессовой ситуации.

Заключение. Анализ реактивной и личностной тревожности показал, что каждый второй студент имеет низкую самооценку к деятельности и склоны к срывам. Лишь каждый шестой студент уверен в себе, у которых отмечается стабильность нервных процессов, адекватная реакция на любой стресс и высокая степень самооценки мотивационной деятельности. Анализ соотношения реактивной и личностной тревожности показывают, что в каждой второй академической группе отмечается склонность к нервным срывам при неблагоприятных психоэмоциональных ситуациях. Лишь в каждой 10-й из обследованных групп отмечается благоприятный микроклимат.

Ключевые слова: реактивная и личностная тревожность, адаптация, мотивационная деятельность, эмоциональный стресс

LEVEL OF ANXIETY IN FORECASTING MOTIVATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AND ACADEMIC GROUPS

SHUKUROV FIRUZ ABDUFA TTOEVICH

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology of Tajik State Medical University named after Abu ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan.

ORCID ID 0000-0003-4665-546X HALIMOVA FARIZA TURSUNBAEVA Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of Normal Physiology of Tajik State Medical University named after Abu ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan.

ORCID ID 0000-0001-9310-7699 MELIKOVA NASIBA HURSANDOVNA PhD, Associate Professor of Pathological Physiology, Tajik State

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №4 - июль-август (44) 2020

Medical University named alter Abu ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0000-0003-3393-5681 ARABZODA SARVINOZ NOZIROVNA senior lecturer at the Department of Normal Physiology of Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0000-0003-2910-7680 ABSTRACT

Purpose of the study. To study the psychophysiological parameters of interpersonal relations characterizing the stability of students to emotional stress with the development of optimal criteria for evaluating the motivational activity of students and academic groups.

Materials and research methods. To achieve this goal were surveyed 480 students and 52 academic groups. The types of interpersonal relationships were determined by the ratio of reactive (RA) and personal (PA) anxiety using the Spielberger test adapted by KhaninU.L. (1981). According to the ratio of PA and RA, 4 groups of students were identified. During studying the motivational activities of academic groups we identified 4 groups.

Research results and discussion. The analysis of PA shows that the greatest number of surveyed with a moderate level of anxiety - they are adapted to new conditions and stable in achieving their goal. 40% of the examined patients had a high level of RA, which indicates their tendency to neurotic breakdowns. Most of the surveyed students have moderate RA, which indicates the stability and confidence of students in achieving motivational activity. These students have an adequate response to emotional stress. One out of every three surveyed has a low level of RA, which indicates a lack of response to stress.

Analysis of the ratio of RA and PA of academic groups shows that only in every 10th group and in every filth group there is a low level ofPA

andRA indicates, which reflects a weak motivational activity towards a stressful situation.

Conclusion Analysis of reactive and personal anxiety showed that every second student has a low self-esteem to the activity and is prone to disruption. Only every sixth student is confident in himself, who have marked stability of nervous processes, an adequate reaction to any stress and a high degree of self-assessment of motivational activity. Analysis of the ratio of reactive and personal anxiety show that in every second academic group there is a tendency to nervous breakdowns in adverse psychoemotional situations. Only in every 10th of the surveyed groups there is a favorable microclimate.

Keywords: reactive and personal anxiety, adaptation, motivational activity, emotional stress.

АКАДЕМИК ГУРУХЛАРДА ТАЛАБАЛАР МОТИВАЦИОН ФАОЛЯТИНИ БАХ.ОЛАШДА БЕЗОВТАЛИК ДАРАЖАСИ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФА ТТОЕВИЧ

Тиббиёт фанлари доктори, нормал физиология кафедраси профессори, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0000-0003-4665-546X ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА Тиббиёт фанлари доктори, нормал физиология кафедраси мудири, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0000-0001-9310-7699 МЕЛИКОВА НАСИБА ХУРСАНДОВНА Тиббиёт фанлари номзоди, патологик физиология кафедраси доценти, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон

давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси. ORCID ID 0000-0003-3393-5681 АРАБЗОДА САРВИНОЗ НАЗИРОВНА нормал физиология кафедраси ассистенти, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.

АННОТАЦИЯ

Тадцицот мацсади: талабаларнинг эмоционал стрессга чидамлилигини характерловчи шахслар уртасидаги психофизио-логик курсаткичларни урганиш ва академик гуруцларда талабалар мотивацион фаолятини бацолашнинг оптимал мезонларини ишлаб чициш.

Материал ва усуллар: мацсадга эришиш учун 52 та академик гуруц ва 480 та талаба урганиб чицилди. Шахслар орасидаги муносабатлар реактив ва шахс безовталиги типида Ю.Л. Ханин (1981 й) томонидан мослаштирилган Спилбергер тести орцали утказилди. Реактив ва шахс безовталиги буйича талабалар 4 гуруцга ажратилди. Академик гуруцлардаги мотивацион фаолият-ни урганиш учун хам 4 та гуруц ажратилди.

Тадцицот натижалари ва уларнинг муцокамаси. Шахс безовталигини тацлил цилиш шуни курсатдики, купчилик урганганларда меъёрий безовталик аницланди ва улар янги шароит, мацсадга эришиш учун мослашувчанлиги цайд этилди. 40% текширилганларда шахс безовталигининг юкори даражаси аницланди ва уларнинг невротик цолатларга мойиллиги борлиги аницланди. Купчилик талабаларда нисбий реактив безовталик кузатилди, бу эса уларнинг ишончи ва мацсадга эришиши кучлилигидан далолат беради. Улар эмоционал стрессга адекват жавоб цайтаради. %ар учинчи текширилувчида реактив безовта-

ликнинг паст даражаси кузатилди, уларда стрессга реакция йуцлигидан далолат беради.

Хулоса. Реактив ва шахс безовталигини тацлил цилиш х,ар иккинчи талаба узига паст ба%о бериши ва жиззакиликка мойиллиги борлигини курсатди. %ар олтинчи талаба узига ишонган, нерв жараёнлари нормада, %ар цандай стресс цолатига адекват жавоб бериши цайд этилди.

Калит сузлар: реактив ва шахс безовталиги, мослашиш, мотивацион фаолият, эмоционал стресс

Актуальность. В процессе подготовки квалифицированного специалиста, на современного студента обрушиваются значительные информационные нагрузки, неизбежно требующие повышения работоспособности студенческой молодежи. Успешное решение задач по подготовке высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья молодых людей - [1]. Проблема здоровья студентов в настоящее время является актуальной и важной в системе здравоохранения - [4, 9, 12]. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку несовершенный режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности - [5, 7]. В зависимости от степени такой дисгармонии соотношения параметров физиологических показателей при действии чрезмерного стресса возникают напряжение, перенапряжение и срыв адаптационных процессов - [6, 10].

Большое внимание исследователи уделяют проблеме степени выраженности психоэмоционального напряжения, что является одной из основных причин развития ряда заболеваний сердечнососудистой и нервной системы студентов - [2, 3]. Известно, что

слишком высокая мотивированность (большая разница между уровнем притязаний и возможностями организма) также ухудшает деятельность, как и чрезмерно низкая, снижающая заинтересованность человека в результатах своей деятельности. При выраженной степени эмоционального стресса происходит истощение функциональных систем и в конечном итоге, ухудшается состояние здоровья. Известно, что несоответствие стресса функциональным резервам организма может быть причиной развития психосоматических заболеваний - [7, 8]. Исследование закономерностей психической адаптации позволяет выявить значимые связи между эффективностью этой адаптации, её особенностям и состоянием психического гомеостаза - [11, 13]. Несомненный интерес представляет изучение взаимосвязи успешности обучения с индивидуально-типологическими и личностными характеристиками - [14]. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная способность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Значительное отклонение от уровня умеренной тревожности требует особого внимания.

Основным стимулом появления тревоги является «страх неудачи», несущих угрозу самоуважению личности преимущественно в межличностных отношениях. Существует оптимальный уровень тревожности, при котором достигается наибольшая устойчивая деятельность - [13].

Анализ литературы ближнего и дальнего зарубежья показывает, что в настоящее время еще недостаточно изучены вопросы межличностного отношения студентов при внутригрупповом исследовании. Практически отсутствуют исследования по комплекс-ному изучению психофизиологических параметров, межличностных отношений, что могли быть основой для разработки оптимальных критериев оценки мотивационной деятельности студентов. Этот

пробел в изучении здоровье студентов может быть восполнен изучением личностной и реактивной тревожности с выявлением различных межличностных отношений. Такой подход раскрывает новые возможности в оптимизации укомплектования академических групп, и своевременном выявлении донозологических состояний, обусловленных несоответствием степени тревожности и функциональными резервами организма - [15].

Цель исследования. Изучить психофизиологические параметры межличностных отношений, характеризующих устойчивость студентов к эмоциональному стрессу с разработкой оптимальных критериев оценки мотивационной деятельности студентов и академических групп.

Материалы и методы исследования. Для достижения данной цели было обследовано 480 студентов и 52 академические группы. Типы межличностного отношения определяли по соотношению реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности с использованием теста Спилбергера адаптированный Ханиным Ю.Л. (1981). Определяли три уровня изменений РТ и ЛТ: низкий уровень, свидетельствующий о низкой мотивации; умеренный уровень -оптимальная мотивация, направленная на успешность деятельности; высокая тревожность - склонность к нервным срывам, выражающаяся неадекватной реакцией на стресс. По соотношению показателей ЛТ и РТ были выделены 4 группы студентов: 1 группа -студенты, у которых показатели РТ гораздо выше, чем показатели ЛТ с высокой мотивированностью и нарушением адекватности к деятельности; 2 группа - студенты, у которых показатели РТ меньше ЛТ с низкой мотивированностью и высокой склонностью к срывам; 3 группа - студенты, у которых показатели РТ и ЛТ высокие с выраженным проявлением невротических симптомов и нестабильностью нервных процессов; 4 группа - студенты, у которых пока-

затели РТ и ЛТ умеренные, выражена стабильность нервных процессов и уверенные в себе студенты. При изучении мотива-ционной деятельности академических групп нами выделено 4 группы: 1гр. - с превалирование уровня ЛТ, над РТ; 2 группа - с превалирование уровня РТ, над ЛТ; 3 группа - с умеренным уровнем показателей ЛТ и РТ; 4 группа - с низким уровнем показателей РТ и ЛТ.

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты личностной тревожности отражены на рис. 1.

50 1

о4 45 -

СО О 40 -

н

X о 35 -

ч ^ 30 -

о 25 -

о со 20 -

н

о о 15 -

У 10 -

ц о 5 -

0 -

1 АЛ Й ■ -1 -

38,9

-м о

7 1

08 3,5 2,9

0,8 -1 Т---1---1-1- 1

I (10-19) II (20-30) III (31-45) IV (46-56) V (57->)

группа

□ В процессе обучения □ Эмоциональный стресс

Рис. 1. Личностная тревожность студентов на фоне обучения и при эмоциональном стрессе Из рисунка видно, что наибольшее количество обследованных

(47% в процессе обучения и 39% при эмоциональном стрессе)) с

умеренным уровнем тревожности - это лица адаптированы к новым

условиям и стабильные в достижение своей цели. Высокий уровень

ЛТ отмечается у 41,6% обследованных в процессе обучения и у

46,9% при эмоциональном стрессе, что свидетельствует о

склонности к невротическим срывам. Практически отсутствую лица

(4,3% в процессе обучения и 2,9% при эмоциональном стрессе) с

низким уровнем личностной тревожности. У обследованных с очень высокой тревожностью (7,1% в процессе обучения и 11,3% при эмоциональном стрессе) отмечается высокий уровень невротического срыва. Результаты реактивной тревожности отражены на рис.2.

60

§ 50

I-

§ 40 ^

° 30

о

т

Б 20

о

У

| 10 о

11,2

ба

I (10-19)

37,1

21,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(20-30)

52,8

43,1

III (31-45) группа

16,2

7,8

2,9

0,8

X

IV (46-56) V (57->)

□ В процессе обучения □ Эмоциональный стресс

0

Рис. 2. Реактивная тревожность студентов на фоне обучения и при эмоциональном стрессе Из рисунка видно, что у большинства обследованных студентов

в процессе обучения (52,8%) отмечается умеренная РТ, что

свидетельствует о стабильности и уверенности студентов в

достижении мотивационной деятельности. При эмоциональном

количество их снижается до 43%. Эти студенты имеют адекватную

реакцию на эмоциональный стресс. От 28% (в процессе обучения) до

38% (при эмоциональном стрессе) обследованных имеют низкий

уровень РТ, что свидетельствует об отсутствии реакции на стресс.

Следует отметить, что высокий уровень РТ имеется у 19% (в

процессе обучения) и у 8,6% обследованных (при эмоциональном

стрессе), что свидетельствует о низкой мотивационной

деятельности, и низком уровне самооценки, что приводит к снижению мотивационной деятельности к обучению.

Результаты соотношений РТ и ЛТ отражены в табл.1

Таблица1

Распределение студентов по соотношению показателей РТ

и ЛТ

Группы Количество %

1 34 7,1

2 256 53,3

3 112 23,3

4 78 16,3

Итого 480 100

Из таблицы видно, что что каждый второй студент (53%) имеет низкую самооценку к деятельности и склоны к срывам. Лишь каждый шестой студент (16%) уверен в себе, у которых отмечается стабильность нервных процессов, адекватная реакция на любой стресс и высокая степень самооценки мотивационной деятельности. Обращает на себя внимание, что у каждого 4-5-го студента (23%) отмечается проявление невротических симптомов, проявляющихся нестабильностью нервных процессов и высоким психо-эмоциональ-ным напряжением, что может вызвать нервный срыв в любой ситуации. Заметим, что у незначительной части студентов (3%) отмечен большой разрыв между показателями ЛТ и РТ (низкий показатель РТ и высокий ЛТ). Это указывает на неадекватность реакции, на ситуацию и является показателем активного вытеснения личностных характеристик с целью показать себя «в лучшем свете».

Результаты внутригруппового исследования отражены в табл. 2

Из таблицы видно, что 43% обследованных групп относятся к 1 группе. Эти группы имеют склонность к нервным срывам при неблагоприятных психоэмоциональных ситуациях. Лишь в каждой 10-й обследованной группе (10%) отмечается умеренный уровень

показателей РТ и ЛТ, что указывает на благоприятный микроклимат в этих группах.

Таблица 2

Распределение уровней РТ и ЛТ при внутригрупповом

исследовании

Уровни ЛТ и РТ Количество групп %

1 21 43

2 7 13,5

3 5 10

4 10 20

13,5% обследованных групп относятся ко второй группе. В этих группах отмечается адекватная мотивационная деятельность у студентов. В каждой пятой группе (20%) отмечается низкий уровень показателей РТ и ЛТ, что отражает слабую мотивационную деятельность к стрессовой ситуации.

Более детальный анализ выявил у студентов скрытые резервы адаптационных механизмов, что способствует целенаправленной деятельности. Низкий и очень низкий уровень тревожности снижают самооценку личности и низкой продуктивности мотиваций к учебе. Высокий уровень тревожности увеличивает вероятность к нервным срывам и непродуктивной самооценки, следовательно, и недетали-зированный подход к учебной и творческой деятельности. Это подтверждает мотивацию студентов к успешной и продуктивной деятельности, а также к решению сложных психомоторных и логических задач.

Заключение. Анализ реактивной и личностной тревожности показал, что каждый второй студент имеет низкую самооценку к деятельности и склоны к срывам. Лишь каждый шестой студент уверен в себе, у которых отмечается стабильность нервных процессов, адекватная реакция на любой стресс и высокая степень

самооценки мотивационной деятельности. Обращает на себя внимание, что у каждого 4-го из обследованных студентов отмечается проявление невротических симптомов, проявляющихся нестабильностью нервных процессов и высоким психоэмоциональным напряжением, что может вызвать нервный срыв в любой ситуации.

Анализ соотношения реактивной и личностной тревожности показывают, что почти в каждой второй академической группе отмечается склонность к нервным срывам при неблагоприятных психоэмоциональных ситуациях. Лишь в каждой 10-й обследованной группе отмечается благоприятный микроклимат. В каждой пятой из обследованных групп отмечается слабая мотивационная деятельность к стрессовой ситуации.

Список литературы:

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Издательство РУДН, 2006, 283

2. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимодействия личности. М., Наука. 2002, 61-72.

3. Арабзода С.Н. Степень активности симпатоадреналовой системы в оценке донозологических состояний организма при эмоциональном стрессе - Научные труды V съезда физиологов СНГ, V съезда биохимиков России и конференции ADFLIM, ActaNaturae, Сочи-Дагомыс, Россия, 2016, 137

4. Арабзода С.Н., Шукуров Ф.А. Активность стрессреализующей системы у студентов в процессе их обучения //Вестник Академии медицинских наук Таджикистана 2016 №4, 19-24.

5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Медицина. -1990-206с.

6. Джергения С.Л. Сравнительная характеристика образа жизни студентов педагогического и медицинского университетов// Материалы XI Международного симпозиума "Эколого-физиологические проблемы адаптации". 27-28 января 2003 года. М.: Изд-во РУДН, 2003. 165-166

7. Лифанов Е.В., Кудрин Р.А. Результаты психофизиологической адаптации студентов с различными группами здоровья // Материалы XI Международного симпозиума "Эколого-физиоло-

гические проблемы адаптации". 27-28 января 2003 года.- М.: Изд-во РУДН, 2003, 323-324.

8. Пацевич Ю.Л. и соавт. Функциональные состояние организма студентов младших курсов //Научные труды 1-го Съезда физиологов СНГ. Т.1., С. 179. Сочи-Дагамыс, 2005.

9. Шукуров Ф.А. Оценка и прогнозирование уровней здоровья и функциональных резервов организма - //Научные труды 1 съезда физиологов СНГ Сочи, Дагомыс 2005 г т.1, 4

10. Шукуров Ф.А. Стрессоустойчивость и адаптационные возможности студентов. Научные труды IV съезда физиологов СНГ. Москва - Сочи, 2014, 266

11. Шукуров Ф.А., Арабзода С.Н. Характеристика форм агрессии и вегетативного статуса в оценке адаптационных возможностей студентов. Вестник Академии наук Таджикистана 2018, №1 (25) январь - март, 114-119

12. Шукуров Ф.А., Арабова З.У., Арабзода С.Н. Оценка и прогнозирование адаптационных возможностей студента к действию стресса// Ж. «Здоровье, демография, экология финоугорских народов» Ижевск, 2015, 59-62.

13. Шукуров Ф.А., Меликова Н.Х. Оптимальные характеристики психофизиологических параметров академической группы. Сб. научных статей 61 -й годичной научно-практической конференции ТГМУ имени Абуали ибни Сино с международным участием Душанбе 2013, 124-125.

14. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Меликова Н.Х. Личностно-вегетативная характеристика эмоционального стресса Конференция с международным участием «Научно-методические проблемы нормальной физиологии и медицинской физики», Москва, 2017.С.151-152.

15. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения - «Биология и интегративная медицина» 2020, 3 (43), 202-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.