Научная статья на тему 'АКТИВНОСТЬ СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ'

АКТИВНОСТЬ СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ РИТМОГРАММЫ / CORRELATION RHYTHMOGRAM / СИГМА / SIGMA / МОДА / MODE / АМПЛИТУДА МОДЫ / AMPLITUDE MODE / ИНДЕКС НАПРЯЖЕНИЯ / STRESS INDEX / СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩАЯ СИСТЕМА / STRESS-REALIZING SYSTEM

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Арабзода С.Н., Шукуров Ф.А.

Изучали активность стресс-реализующей системы по степени напряжения регуляторных механизмов у студентов в процессе их обучения. Степень активности стресс-реализующей системы оценивали при помощи основных статистических показателей математического анализа сердечного ритма (среднеквадратичное отклонение, моду, амплитуду моды, индекс напряжения и корреляционные ритмограммы). Показано, что данные показатели можно использовать для количественной оценки активности стресс-реализующей системы с учетом индивидуальных особенностей организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Арабзода С.Н., Шукуров Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF STRESS-REALIZING SYSTEM IN STUDENTS DURING THE PROCESS OF EDUCATION

We were studying the activity of stress-realizing system by the degree of stress of regulatory mechanisms in students during their education. The degree of the activity of stress-realizing system was assessed with the main statistical indicators of mathematical analyses of heart rate (standard deviation, mode, amplitude mode, stress index and the correlation rhythmogram). It is shown that these indicators can be used for quantitative evaluation of activity of stress-realizing system with individual peculiarities of the organism.

Текст научной работы на тему «АКТИВНОСТЬ СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 612;616.89

АРАБЗОДА С.Н., ШУКУРОВ Ф.А.

АКТИВНОСТЬ СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

Кафедра нормальной физиологии ТГМУ им. Абуали ибни Сино

Изучали активность стресс-реализующей системы по степени напряжения регуля-торных механизмов у студентов в процессе их обучения. Степень активности стресс-реализующей системы оценивали при помощи основных статистических показателей математического анализа сердечного ритма (среднеквадратичное отклонение, моду, амплитуду моды, индекс напряжения и корреляционные ритмограммы). Показано, что данные показатели можно использовать для количественной оценки активности стресс-реализующей системы с учетом индивидуальных особенностей организма.

Ключевые слова: корреляционные ритмограммы; сигма, мода, амплитуда моды, индекс напряжения, стресс-реализующая система.

ARABZODA S.N., SHUKUROV F.A.

ACTIVITY OF STRESS-REALIZING SYSTEM IN STUDENTS DURING THE PROCESS OF EDUCATION

We were studying the activity of stress-realizing system by the degree of stress of regulatory mechanisms in students during their education. The degree of the activity of stress-realizing system was assessed with the main statistical indicators of mathematical analyses of heart rate (standard deviation, mode, amplitude mode, stress index and the correlation rhythmogram). It is shown that these indicators can be used for quantitative evaluation of activity of stress-realizing system with individual peculiarities of the organism.

Key words: correlation rhythmogram, sigma, mode, amplitude mode, stress index, stress-realizing system.

Актуальность. В процессе адаптации симпатического и парасимпатического отде-человека к действию любого стресса необхо- лов АНС является метод последовательного димо своевременно диагностировать донозо- попарного анализа интервалов RR с постро-логическое состояние, при котором актив- ением корреляционных ритмограмм [2]. ность стресс реализующей системы превы- Кроме того, данная методика позволяет су-шает функциональный резерв. Дальнейшее дить об адаптационно-приспособительной действие стресса вызывают патологические деятельности индивидуума при действии изменения. Известно, что по соотношению стресса, оценивать его функциональные ре-отделов автономной нервной системы (АНС) зервы [3, 4]. Используя данную методику, можно оценить активность стресс реализу- можно обнаружить не только изменения веющей системы [1]. Одним из объективных гетативных функций, но и индивидуально методов определения типов взаимодействия оценить уровень напряжения этих функций,

Арабзода С. Н. - ассистент кафедры нормальной физиологии ТГМУ, E -mail: fshukurov@yandex. ru лизующей системы

т.е. судить о степени активности стресс реа-

Цель исследования. Изучение количественной характеристики активности стресс-реализующей системы у студентов в процессе их обучения.

Материал и методы исследования. Нами было обследованы 240 студентов второго курса медицинского университета им. Абуали ибни Сино. Активность стресс-реализующей системы оценивали по степени напряжения регуляторных механизмов. Для этого всем обследованным регистрировали 2-минутную запись ЭКГ на кардиоинтерва-лографе с автоматической обработкой по специальной компьютерной программе. Из статистических показателей сердечного ритма нами изучались: среднеквадратичное отклонение - с, наиболее часто встречающийся интервал в динамическом ряду кардиоин-тервалов - мода (Мо), частота встречаемости моды от всей совокупности кардиоинтерва-лов, выраженная в процентах, - амплитуда моды (АМо), комплексный показатель, отражающий степень напряжения регуляции синусового ритма, выраженный в условных единицах, - индекс напряжения (ИН). с по-

строением корреляционных ритмограмм (КРГ).

Результаты исследования и их обсуждение. Известно, что чем больше активность стресс-реализующей системы, тем стабильнее ритм работы сердца, т.е. меньше вариативность кардиоинтервалов в динамическом ряду, что в нашем случае выражается величиной среднеквадратичного отклонения. Анализируя среднеквадратичное отклонение, нами выделено 4 группы испытуемых со следующими градациями: 0,03 и менее; от 0,04 до 0,05; от 0,06 до 0,07; 0,08 и более (табл.1). Из таблицы видно, что при эмоциональном стрессе (экзамен) численность студентов со значением с 0,08 и более заметно уменьшается с 20,0% на фоне до 5,8%; та же тенденция наблюдается в группе со значением с 0,06-0,07. При эмоциональном стрессе более чем в 2 раза увеличивается количество студентов с минимальным значением среднеквадратичного отклонения 0,03 и менее, а, значит, и с максимальной активностью стресс-реализующей системы: 10,0% и 26,6% соответственно.

Таблица 1

Среднеквадратичное отклонение (с) длительности кардиоциклов у студентов

на экзамене и на фоне обучения

Градации 0,03 и менее 0,04 - 0,05 0,06 - 0,07 0,08 и более

Фон 10% 43,3% 26,7% 20,0%

Экзамен 26,6% 50,7% 16,9% 5,8%

Анализируя моду, мы распределили всех студентов на 5 групп со следующими значениями этого показателя: 1,0с и более; 0,86-0,99с; 0,75-0,85с; 0,67-0,74с; 0,66с и менее (табл. 2). С увеличением значения моды уменьшается степень активности стресс-реализующей системы. Из таблицы видно, что в каждой из первых четырех групп чис-

ленность студентов при эмоциональном стрессе значительно меньше, чем на фоне обучения. Так, группа студентов с наибольшим значением моды - 1,0с и более - при эмоциональном стрессе почти в 8 раз меньше, чем в процессе обучения. Существенно увеличивается количество студентов со значением моды 0,66с и менее: с 11,6% на фоне

обучения до 63% на экзамене. В этом мы ви- сти стресс-реализующей системы. дим отражение явно возрастающей активно-

Таблица 2

Распределение Моды - Мо (с) у студентов на экзамене и на фоне обучения

Градации 1,0 и более 0,86-0,99 0,75-0,85 0,67-0,74 0,66 и менее

Фон 10,0% 26,7% 28,3% 23,3% 11,6%

Экзамен 1,3% 2,6% 11,7% 21,4% 63%

Амплитуда моды и индекс напряжения являются относительными показателями и в отличие от моды и среднеквадратичного отклонения находятся в прямой зависимости от активности стресс реализующей системы: чем больше значение АМо и ИН, тем больше ак-

Распределение студентов по группам с разл

тивность стресс реализующей системы, отражающей индивидуальные особенности адаптации. Для анализа данных по АМо мы выделили следующие 5 групп: 20% и менее; 2130%; 31-40%; 41-50%; 51% и более (табл. 3).

Таблица 3

ными значениями амплитуды моды - АМо

Градации 20 и менее 21-30 31-40 41-50 51и более

Фон 11,7% 30,0% 36,7% 20,0% 1,6%

Экзамен 2,6% 19,5% 36,4% 26,6% 14,9%

Из таблицы видно, что на экзамене проявляется тенденция к снижению числа студентов с наименьшими и умеренными значениями амплитуды моды, к увеличению числа студентов с высокими ее значениями. Изменения значений амплитуды моды, полученные нами в результате исследований, можно интерпретировать как отражение нарастающей активности стресс-

реализующей системы в период экзаменов.

Распределение студентов с различны

Одним из наиболее удобных и наглядных показателей, используемых для оценки степени напряжения регуляторных механизмов, является комплексный показатель, включающий 3 основных статистических показателя (Мо, Амо и ЛЯЯ), - индекс напряжения (ИН). Полученные нами данные ИН мы разделили на следующие 5 групп: 50 единиц и менее; 51-100 единиц; 101-200; 201-300; 301 единиц и более (табл.4).

Таблица 4

[и значениями индекса напряжения

Градация 50 и менее 51-100 101-200 201-300 301 и более

Фон 30,0% 33,3% 30,0% 3,3% 3,3%

Экзамен 7,8% 23,4% 31,2% 25,3% 12,3%

Из таблицы видно, самой многочисленной на фоне обучения является группа студентов с ИН в пределах 51-100 единиц -33,3%, в то время как на экзамене наиболь-

шее число студентов встречается с ИН 101 -200 единиц - 31,2%.

Анализ КРГ позволил выделить четыре типа, каждый из которых отражает ту или иную степень активности стресс-

реализующей системы за счет усиления симпатического отдела АНС. Для I типа КРГ (нормотонический) характерно состояние организма с достаточно высоким функциональным резервом с отсутствием или минимально выраженным напряжением регуля-торных механизмов. II, III и IV типы КРГ (симпатикотонические) отражают различную степень активности стресс-реализующих систем: чем ближе к IV типу, тем больше активность симпатического отдела. Для лиц с IV типом КРГ характерно снижение функциональных возможностей организма с проявлением недостаточности защитно-приспособительных механизмов и неспособностью организма обеспечить оптимально адекватную изменившимся условиям среды регуляцию функциональных систем. Отмечена определенная зависимость между частотой встречаемости типов КРГ в процессе обучения и при эмоциональном стрессе, что показано в таблице 5.

Таблица 5

Частота встречаемости типов КРГ в процессе обучения и при эмоциональном стрессе

Тип I II III IV

КРГ тип тип тип тип

Фон 18,4% 13,3% 48,3% 20%

Экзамен 5,8% 13,6% 42,3% 38,3%

Из таблицы видно, что самой многочисленной на фоне обучения и на экзамене остается группа студентов с КРГ III типа. I тип КРГ, свидетельствующий о наибольшей свободе колебания длительности кардиоин-тервалов и наименьшей степени активности стресс реализующей системы, на фоне обучения встречается почти втрое чаще (р<0,01), чем на экзамене. III тип КРГ встречается на фоне чаще, чем на экзамене

(p<0,05). IV тип КРГ - самый напряженный, встречается на экзамене почти вдвое чаще (p<0,01), чем на фоне обучения. Следует отметить, что по мере удаления от 1 типа увеличивается степень напряжения регулятор-ных механизмов организма и повышается активность стресс-реализующей системы за счет симпатического отдела АНС.

Выводы

1. Сравнительный анализ типов корреляционных ритмограмм (КРГ) в процессе обучения и при эмоциональном стрессе показывает, что динамику КРГ можно использовать для оценки адаптационных возможностей организма и степени активности стресс-реализующей системы с учетом индивидуальных особенностей: по мере приближения к IV типу КРГ уменьшаются резервные возможности, наступает дискоорди-нация в отделах АНС с превалированием симпатического влияния.

2. Показана возможность количественной оценки активности стресс-реализующей системы по основным статистическим показателям сердечного ритма: уменьшение среднеквадратичного отклонения и моды, а также увеличение амплитуды моды и индекса напряжения свидетельствуют об уменьшении активности стресс-реализующей системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский Р.М. Прогнозирование на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. -289 с.

2. Нидеккер И.Г. Проблема математического анализа сердечного ритма // Физиология человека. - 1993. - Т.19, №3. - С.80-85.

3. Шукуров Ф.А. Индивидуальные особенности реакции кардиореспираторной системы у человека при адаптации к высокогорью

//Физиология человека. - 1991.- Т.17, №4.- С.32-

36

4. Шукуров Ф.А., Меликова Н.Х. Состояние автономной нервной системы, лич-

ностной и реактивной тревожности у студентов при эмоциональном стрессе. Научные труды I съезда физиологов СНГ. - Сочи, 2005. - 283 с.

АРАБЗОДА С.Н., ШУКУРОВ Ф.А.

ФАЪОЛШАВИИ СИСТЕМАИ ТАШАНУЧДМАЛИКУНАНДА ДАР ДОНИШЧУЁН ХАНГОМИ ЧАРАЁНИ ОМУЗИШ

Калимахои асосй: ритмограммаи коррелятсионй, сигма мода, индекси шиддат, системаи ташаннучамаликунанда.

Фаъолшавии системаи ташаннуцамаликунандаро аз руи дарацаи шиддатнокии механизм^ои танзимкунанда уангоми цараёни омузиш дар донишцуён омухта шуд. Дарацаи фаъолшавии системаи ташаннуцамаликунандаро бо ёрии нишондщанда^ои асосии оморй та^лили математикии набзи дил (дуршавии миёнаи квадраты, моду, амплитудаи мод, индекси шиддат ва ритмограммаи коррелятсионй) ба%о доданд. Ин нишондщанда^о барои ба^одщии мицдории фаъолшавии системаи ташануцамаликунанда аз руи назардошти хусусият^ои фардии организм метавон истифода бурд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.