Научная статья на тему 'Системный анализ вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях информационного стресса и корригирующие возможности спелеоклиматотерапии'

Системный анализ вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях информационного стресса и корригирующие возможности спелеоклиматотерапии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
579
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЛЕОКЛИМАТОТЕРАПИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / SPELEOKLIMATOTERAPIYA / INFORMATION STRESS / HEART RATE VARIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дорохов Е. В., Горбатенко Н. П., Яковлев В. Н., Япрынцева О. А.

В статье представлены результаты исследования влияния хронического информационного стресса, связанного с процессом обучения в медицинском вузе, на показатели вегетативного гомеостаза, а также возможности спелеоклиматотерапии, как метода немедикаментозной коррекции психоэмоционального стресса. В исследовании участвовало 158 студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко, в возрасте 17-21 год, находящихся под воздействием информационной нагрузки, связанной с процессом обучения. Для изучения вегетативных проявлений информационного стресса был использован метод вариационного анализа ритма сердца, включая вариационную пульсометрию и спектральный анализ ритма сердца. Полученные данные свидетельствуют о том, что постоянное воздействие психоэмоционального информационного стресса приводит к избыточной активации стресс-реализующих систем, о чем свидетельствует увеличение показателей вариабельности сердечного ритма: амплитуды моды, мощности вол низкой частоты, нормализованного индекса мощности волн низкой частоты и вагосим-патического индекса. Десятидневный курс спелеоклиматотерапии приводит снижению вегетативных, проявлений хронического стресса, что позволяет рекомендовать данный метод в качестве профилактики дизрегуляторных состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дорохов Е. В., Горбатенко Н. П., Яковлев В. Н., Япрынцева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS OF HEART RATE VARIABILITY OF STUDENTS IN THE STRESS OF INFORMATION AND OPPORTUNITIES SPELEOKLIMATOTERAPII

There are presented results of research of influence of chronic informational stress, which bound to process of training at medical high school indicators of a vegetative homeostasis and also possibility of speleoclimatotherapy, as a method of non-drug correction of psychoemotional stress in the article. 158 students of VSMA of N.N. Burdenko are aged of 17-21, being under the influence of an informational load, which bound to process of training, are taken part in the research. The method of the variation analysis of a heart rhythm, including variation pulsometry and spectral analysis of a heart rhythm, was used for research of vegetative implications of informational stress. The obtained information testifies that constant influence of psychoemotional informational stress leads to superfluous activation stress-realizing systems to what testifies increase of indicators of variability of a heart rhythm, such as an amplitude of a mode, a power of low frequency waves, normalized index of a power low frequency waves and a vagosympathic index. The ten-day course of speleoclimatotherapy results to depression of vegetative implications of a chronic stress, what allows to recommend this method as prevention of dysre-gulative conditions.

Текст научной работы на тему «Системный анализ вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях информационного стресса и корригирующие возможности спелеоклиматотерапии»

показателей реактивной тревожности (РТ) (р=0,03), отражающей реакцию студентов на стрессовую ситуацию, ЛТ (р=0,04), индекса тревоги (ИТ) (р<0,00002), в том числе его аффективного компонента (АИ) (р=0,005), отражающего психологическое состояние и соматического компонента (СИ) (р=0,003), отражающего влияние повышенной тревожности на функционирование внутренних органов. Также после курса спелеоклиматотерапии отмечалось снижение индекса депрессии (ИД) (р=0,02) (табл.1).

Таблица 1

Влияние спелеоклиматотерапии на психологическое состояние студентов при прохождении курса спелеоклиматотерапии

Показатель До курса СПТ После курса СПТ

Реактивная тревожность 41,22 ± 2,00 35,93 ± 2,04 *

Личностная тревожность 48,11 ± 1,70 43,93 ± 1,61 *

Индекс тревоги 42,59 ± 1,89 36,53 ± 1,46 ***

Аффективный индекс 11,53 ±0,60 8,94 ± 0,44 ***

Соматический индекс 31,06 ± 1,40 27,59 ± 1,15 **

Индекс депрессии 40,26 ± 1,44 35,97 ± 1,21 **

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01 *** - р<0,001 по сравнению с исходным состоянием

Таблица 2

Изменение показателей простой зрительно-моторной реакции у студентов при прохождении курса спелеоклиматотерапии

Показатель До курса СПТ После курса СПТ

Уровень активации ЦНС 2,86 ± 0,18 3,36 ± 0,27

Среднее время реакции, мс 236,80 ± 8,18 217,07 ± 7,67 *

Уровень быстродействия ЦНС 2,93 ± 0,16 3,64 ± 0,29 *

Уровень стабильности реакций 3,07 ± 0,25 2,79 ± 0,21

Суммарное число ошибок 4,86 ± 0,64 3,36 ± 0,60

Примечание: * - р<0,05 по сравнению с исходным состоянием.

Анализ показателей простой зрительно-моторной реакции показал, что при прохождении курса спелеоклиматотерапии наблюдалось достоверное снижение среднего времени реакции (р=0,02) и повышение уровня быстродействия (р=0,02). Показатели уровня активации ЦНС имели тенденцию к повышению, а суммарное число ошибок - к снижению (табл. 2).

При анализе полученных результатов было отмечено, что до курса спелеоклиматотерапии у большинства исследуемых студентов отмечался высокий уровень личностной тревожности, связанной с психоэмоциональным напряжением, вызванным хроническим информационным стрессом. Так же наблюдалось повышение уровня депрессии. После курса спелеоклиматотерапии наблюдалось достоверное снижение всех показателей психологического состояния студентов, что может быть интерпретировано как снижение уровня психоэмоционального стресса. Также после курса спелеоклиматотерапии повышались показатели времени простой зрительно-момторной реакции и уровень быстродействия ЦНС, что свидетельствует о повышение уровня функционирования ЦНС, работоспособности, внимания и снижении степени утомления.

Заключение. Для повышения эффективности умственного труда студентов важным фактором является ускорение адаптации к учебному процессу. Адаптация определяет не только успешность обучения студентов, но и их здоровье. Стресс, возникающий в результате напряженной учебной деятельности, приводит к формированию функциональных изменений, таких как повышение тревожности, развитие утомления, снижения работоспособности и внимания [2]. Современная медицина, в целях мобилизации внутренних резервов организма а, следовательно, повышения его адаптогенных возможностей, предлагает немедикаментозный метод - метод спелеоклиматотерапии. В основе положительного психологического воздействия спелеоклимата лежит как адаптация организма, так и воздействие ионов магния и положительная эмоциональная реакция на особую красоту помещения спелеокамеры. Огромное значение магния заключается в том, что он служит естественным антистрессовым фактором, тормозит развитие процессов возбуждения в центральной нервной системе и снижает чувствительность организма к внешним воздействиям, облегчает симптомы беспокойства и раздражительности [11]. Полученные результаты позволяют рекомендовать метод спелеоклиматотерапии в качестве немедикаментозного метода психокоррекции и использовать его с целью повышения адаптации лиц, находящихся в условиях стресса.

Литература

1. Провинция: качество жизни и здоровье студентов / И.Б. Ушаков [и др].— М.-Воронеж: Издательство «Истоки», 2002.- 151 с.

2. Здоровье студентов / Под ред. Н.А. Агаджаняна.- М., 1997.- 199 с.

3. Бодров, В А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров.- М.: Per Se, 2000.- 351 c.

4. Хананашвили, ММ. Биологически положительный и отрицательный психогенный (информационный) стресс / М.М. Хананашвили // Дизрегуляционная патология / под. ред. Г.Н. Крыжановского.- М.: Медицина, 2002.- C. 295-306.

5. Фаустов, А.С. Фрагменты психогигиены /

А.С. Фаустов.- Воронеж: Истоки, 2005.- 168 с.

6. Верихова, Л.А. Спелеотерапия в России / Л.А. Верихова.-Пермь, 2000.- 270 с.

7. Лечение в спелеоклиматической камере из натуральных калийно-магниевых солей верхнекамского месторождения. Методические рекомендации / А.М. Рычкова [и др.] // Лечение в сильви-нитовой спелеоклиматической камере «Палеозойский грот».- М.: АСВОМЕД; ООО «Медафарм Сити», 2005.- С. 18- 37.

8. Малявин, А.Г. Протокол медицинских испытаний оборудования галоклиматических лечебных палат и камер с использованием природной калийно-натриевой соли - сильвинита Верхнекамского месторождения, проведенных в РНЦМР и ФТ / А.Г. Малявин, И.В. Ксенофонтова, А.Н. Анисимкина // Лечение в сильвинитовой спелеоклиматической камере «Палеозойский грот».- М.: АСВОМЕД; ООО Медафарм Сити, 2005.- С. 16-17.

9. Клинико-экспериментальное обоснование применения спелеотерапии при нейро-циркуляторной дистонии: метод. рекомендации / сост. Н. М. Хатиашвили.- Тбилиси, 1987.- 7 с.

10. Устройство психофизиологического тестирования

УПФТ- 1/30- «ПСИХОФИЗИОЛОГ»: метод. справочник.-

Таганрог, 2004.- 78 с.

11. Спасов, АА. Магний в медицинской практике / А. А Сапов.- Волгоград, 2000.- С. 24-31.

SPELEOTHERAPY INFLUENCE ON PSYCHOEMOTIONAL, PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF STUDENTS IN THE ELRAINGN PORECSS

N.P. GORBATENKO, E.V. DOROCHOV, V.N. YAKOVLEV, E.A.PAVLOVA

Voronezh State Medical Academy after N.N. Burdenko

Our research is directed to adaptogenic capability studying of speleotherapy, as a method a non-pharmacological correction of psy-choemotional andpsychophysiological students state, which is connected with a chronic informational stress nfluence. The sample included 185 students of VSMA named after N. N. Burdenko (age 1721 years). Students were under the informational capacity, which was related with learning process. In our research we determined Spiel-berger-Khanin's level of a situational and personal alarm, Zug's index of alarm and depression. We recorded indicators of a simple visual-motor reaction. Our results showed decreasing of level psycho-emotional tension and degree fatigue . Our results showed increasing of level efficiency and attention after speleotherapy course. Our data testify about positive adaptogenic effect of this method and allows us to recommend this method for a prophylactic medicine using.

Key words: speleotherapy, alarm, depression, information

stress.

УДК: 616.12-009.3 + 616.89-008.19 + 615.834.477.8.001.5-057.875

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА И КОРРИГИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЛЕОКЛИМАТОТЕРАПИИ

Е.В. ДОРОХОВ, Н.П. ГОРБАТЕНКО, В.Н. ЯКОВЛЕВ, О.А. ЯПРЫНЦЕВА*

В статье представлены результаты исследования влияния хронического информационного стресса, связанного с процессом обучения в медицинском вузе, на показатели вегетативного гомеостаза, а также возможности спелеоклиматотерапии, как метода немедикаментозной

* Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко,

394066, г. Воронеж, ул. Отуденческая, д.10

коррекции психоэмоционального стресса. В исследовании участвовало 158 студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко, в возрасте 17-21 год, находящихся под воздействием информационной нагрузки, связанной с процессом обучения. Для изучения вегетативных проявлений информационного стресса был использован метод вариационного анализа ритма сердца, включая вариационную пульсометрию и спектральный анализ ритма сердца. Полученные данные свидетельствуют о том, что постоянное воздействие психоэмоционального информационного стресса приводит к избыточной активации стресс-реализующих систем, о чем свидетельствует увеличение показателей вариабельности сердечного ритма: амплитуды моды, мощности вол низкой частоты, нормализованного индекса мощности волн низкой частоты и вагосим-патического индекса. Десятидневный курс спелеоклиматотерапии приводит снижению вегетативных, проявлений хронического стресса, что позволяет рекомендовать данный метод в качестве профилактики дизрегуляторных состояний.

Ключевые слова: спелеоклиматотерапия, информационный стресс, вариабельность сердечного ритма.

В статье представлены результаты изучения влияния хронического информационного стресса на показатели вегетативного гомеостаза студентов в различные периоды учебного года. Было изучено влияние спелеоклиматотерапии на показатели вариабельности сердечного ритма студентов медицинской академии в условиях информационной нагрузки. Полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня вегетативных проявлений информационного стресса после курса спелеоклиматотерапии, в связи с чем, данный метод может быть рекомендован как немедикаментозный метод коррекции и профилактики расстройств, вызванных психоэмоциональным стрессом.

Студенты составляют особую социальную группу населения не только по возрасту, специфическим условиям труда, быта и отдыха, но и по тому, что они относятся к группе повышенного риска вследствие высокого и длительного психоэмоционального напряжения. Влияние учебной нагрузки на студентов первых двух лет обучения в вузе сопровождается выраженной картиной изменений психофизиологических реакций, характерных для воздействия психоэмоционального стресса. Развитие дезадаптивных состояний ведет к снижению неспецифической резистентности организма и увеличивает риск возникновения заболеваний [1].

Наиболее важную роль в развитии психоэмоционального стресса играют первичные расстройства в вентромедиальном отделе гипоталамуса, базальнолатеральной области миндалины, перегородке и ретикулярной формации. Рассогласование в деятельности этих структур приводит к изменению нормального функционирования сердечнососудистой системы, желудочнокишечного тракта, свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы. Одним из важнейших механизмов адаптации к стрессовым ситуациям является активация регулирующих систем. Эти системы, обеспечивающие регуляцию развивающейся стресс-реакции, получили название стресс-реализующих и стресс-лимитирующих. Стресс-реализующие системы внутри организма приводят к активации адренергической и гипофизарно-адреналовой систем, которые, в конечном счете, формируют функциональные системы, ответственные за адаптацию [2].

Эмоционально-вегетативно-эндокринные реакции на острый или хронический стресс являются нормальным физиологическим ответом организма и не могут считаться патологическими. Однако избыточная неадекватная выраженность реакций, длительность и частота их на фоне хронического стресса, нарушение адаптационных возможностей человека являются уже патологическими, основу клинических проявлений которых составляет психовегетативный синдром [3].

С внедрением в практическую кардиологию математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) стало возможным избирательно определять вклад симпатического и парасимпатического отделов в регуляцию процессов функционирования организма человека. Известно, что изменение ритма сердечных сокращений - обязательная реакция организма на любую нагрузку: физическую, умственную, психоэмоциональную. В связи с этим, вегетативный тонус вегетативной нервной системы (ВНС) рассматривают как одну из важных индивидуальных характеристик, формирующих тип реагирования организма на воздействие факторов среды, в том числе учебных нагрузок [4].

В связи с этим изучение стресс-индуцированных изменений физиологических систем и поиск немедикаментозных методов их профилактики и коррекции представляется весьма актуальным. Одним из немедикаментозных методов воздействия на организм человека является спелеоклиматотерапия - использование спе-

цифического микроклимата сильвинитовых пещер в лечебных и профилактических целях. Механизм действия спелеоклиматотерапии основан на феномене перекрестной адаптации, который заключается в формировании долговременной адаптации микроклимату спелеокамеры и сопровождается повышением резистентности к действию других стрессорных факторов [5].

Цель исследования — изучить стресс-индуцированные изменения показателей вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях информационного стресса, а также оценить корригирующие возможности спелеоклиматотерапии в отношении этих изменений.

Материалы и методы исследования. Спелеотерапия - использование специфического микроклимата пещер, шахт, горных выработок в лечебных целях. Спелеоклиматотерапия - метод лечения и профилактики различных заболеваний, подразумевающий моделирование микроклимата сильвинитовых пещер в наземных условиях. Помещения, в которых происходит моделирование сильвинитового микроклимата, носят название спелеок-лиматических камер. Микроклиматом называют совокупность физических, химических, биологических и психологических факторов среды, действующих на человека. В основе влияния пещерного микроклимата на организм лежит принцип гормезиса. Этот принцип основан на биологическом законе Арндта-Шульца, согласно которому ответная реакция на раздражитель определяется его интенсивностью. При этом воздействие определенного диапазона интенсивности вызывает активацию деятельности внутренних органов, причем, максимум активации соответствует средней силе воздействия. Этот диапазон интенсивности воздействия носит название «зоны гормезиса» [6,7].

Для оценки функционального состояния ВНС по параметрам ритма сердечной деятельности, а также оценки общего функционального состояния использовался метод вариабельности сердечного ритма [8]. Исследование вариабельности ритма сердца проводилось с помощью устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 - «ПСИХОФИЗИОЛОГ», которое регистрирует электрокардиографический сигнал в I отведении с помощью специальных датчиков, входящих в комплект прибора. Стандартное время регистрации электрокардиограммы прибором составляло 5 минут, что соответствует рекомендуемой длительности регистрации («кратковременная запись») [9].

Студенты были разделены на две группы: контрольную, в которую вошли 52 человека, и экспериментальную, составившую 106 человека. Студенты контрольной группы были обследованы однократно в начале учебного года, что подразумевало отсутствие действия хронического информационного стресса, связанного с учебным процессом. Студенты экспериментальной группы были разделены на 4 подгруппы: осеннюю, зимнюю, весеннюю и летнюю для изучения динамики показателей вегетативного статуса в течение учебного года и были обследованы трижды: до курса спелеоклиматотерапии, на 3-4 день и после курса спелеоклиматотерапии. Курс спелеоклиматотерапии составлял 10 двух часовых сеансов во второй половине дня в одно и то же время, студенты размещались в шезлонгах в положении полулежа.

Результаты и их обсуждение. Анализ показателей вариабельности сердечного ритма показал, что в течение учебного года наблюдалось увеличение показателей амплитуды моды, отражающей активность симпатического отела ВНС (р=0,022) индекса напряжения, или стресс-индекса (р=0,016). Причем, в зимней и летней подгруппах данные показатели превышала таковые в контрольной группе. В весенней подгруппе наблюдалось достоверное снижение величины индекса напряжения по сравнению с зимней подгруппой (р=0,01), что вероятно связано с благоприятным воздействием каникул на психофизиологическое состояние студентов. Этот факт может рассматриваться как свидетельство повышения проявления вегетативных признаков информационного стресса в процессе обучения и, особенно в период экзаменов.

Показатели вариационного размаха, отражающего активность парасимпатического отдела ВНС, и показатели общей мощности волн, характеризующей адаптивные возможности сердечнососудистой системы и стрессоустойчивости в зимней и летней подгруппе достоверно снижались по сравнению с таковыми показателями в контрольной группе (р=0,002, р=0,01 и р=0,03, р=0,02, соответственно), что свидетельствует о снижение активности парасимпатического отдела ВНС в течение учебного года. Мощность волн высокой частоты, отражающей активность парасимпатического отдела ВНС, достоверно снижалась к концу учебного

года (р=0,02). В зимний и летний периоды наблюдались резкие достоверные снижения данного показателя, относительно контрольной группы (р=0,006 и р=0,001, соответственно). Следует отметить достоверное повышение мощности волн высокой частоты, отражающей активность парасимпатического отдела ВНС. в весенней подгруппе, что, вероятно, связано с влиянием отдыха на организм студентов в период каникул (р=0,01). В течение учебного года наблюдалось достоверное повышение нормированного индекса мощности волн низкой частоты, отражающего активность кардиостимулирующего и вазоконстрикторного центров продолговатого мозга (р=0,001). Показатели нормированного индекса мощности волн высокой частоты, отражающего активность пара-симатического кардиоингибирующего центра продолговатого мозга снижались в течение учебного года. Так, в зимней и летней подгруппах наблюдались более низкие значения данного показателя по сравнению с таковыми в контрольной группе (р=0,04 и р=0,003, соответственно). Показатели вагосимпатического индекса, характеризующего баланс симпатического и парасимпатического отделов ВНС, достоверно повышались в течение учебного года (р=0,008). Причем, в летней подгруппе данный показатель значительно превышал таковой в контрольной группе (р=0,005). Следует отметить, что в зимней и в летней подгруппах данный показатель превышал верхнюю границу диапазона нормы.

Таким образом, все вышеизложенные изменения показателей вариабельности сердечного студентов экспериментальной группы в течение учебного года, свидетельствуют о возрастании вегетативных признаков стресса, что подтверждает наличие информационного стресса в процессе обучения. Следует отметить, что особо выраженное проявление стрессовых реакций наблюдалось в зимней и летней подгруппах, что, вероятно, связано с экзаменами в данные периоды учебного года.

При прохождении курса спелеоклиматотерапии наблюдалось снижение активности симпатического отдела ВНС, что выражалось в уменьшении средних значений амплитуды моды (р=0,04) и индекса напряжения (р=0,005). Показатели, отражающие активность парасимпатического отдела ВНС, такие как вариационный размах (р=0,006) и общая мощность волн (р=0,03), характеризующая адаптивные возможности сердечнососудистой системы, наоборот возрастали. Такая динамика показателей вегетативного статуса при прохождении курса спелеоклиматотерапии свидетельствует о снижении активности стресс-реализующих систем.

В связи с разнонаправленной динамикой некоторых показателей вариабельности сердечного ритма, нами было сделано предположение, что влияние спелеоклиматотерапии зависит от исходного вегетативного статуса студентов. Для реализации данной задачи студенты экспериментальной группы были разделены на три подгруппы по величине вагосимпатического индекса (ЬР/ИР): ваготоники, нормотоники и симпатотоники.

После курса спелеоклиматотерапии в подгруппе ваготони-ков наблюдалось повышение показателей мощности волн низкой частоты (р=0,009), нормированного индекса мощности волн низкой частоты (р=0,00002) и вагосимпатического индекса (р=0,00001), которые отражают активность симпатического отдела ВНС. Тогда как показатели, отражающие активность парасимпатического отдела ВНС: мощность волн высокой частоты (р=0,02) и нормированный индекс (р=0,0002) мощности волн высокой частоты, наоборот, уменьшались (табл. 1).

Таблица 1

Изменение показателей вариабельности сердечного ритма при прохождении курса спелеоклиматотерапии у ваготоников

Показатель До курса СПТ 3-4 день СПТ После курса СПТ

Мощность волн низкой частоты, ЬБ (мс2) 2197,93±259,33 2758,95±503,33 4155,97±672,02**

Мощность волн высокой частоты, НБ (мс2) 4785,71±515,01 5599,14±1394,65 3715,21±853,92 *

Нормированный индекс ЬБ, (%) 21,96±1,18 27,39±1,76 ** 35,71±2,59 ***

Нормированный индекс НБ, (%) 48,52±2,50 39,35±3,25 * 29,23±2,63 ***

Вагосимпатический индекс, ЬБ/НБ 0,48±0,03 1,08±0,25 ** 1,78±0,28 ***

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 по сравнению с исходным состоянием

В подгруппе нормотоников, после курса спелеоклиматотерапии наблюдалось снижение показателей амплитуды моды

(р=0,003) и индекса напряжения (р=0,02), отражающих активность симпатического отдела ВНС. Следует отметить, что показатели индекса напряжения на 3-4 день спелеоклиматотерапии имели тенденцию к повышению, что, вероятно, связано со стрессогенным воздействием микроклимата спелеокамеры и адаптацией к нему. Однако, некоторые показатели активности симпатического отдела ВНС, такие как мощность волн низкой частоты (р=0,002), нормализованный индекс мощности волн низкой частоты (р=0,01) и вагосимпатический индекс (р=0,0007) после курса спелеоклиматотерапии увеличивались (табл. 2).

Таблица 2

Изменение показателей вариабельности сердечного ритма при прохождении курса спелеоклиматотерапии (СПТ) у нормотоников

Показатель До курса СПТ 3-4 день СПТ После курса СПТ

Амплитуда моды, АМо (%) 40,19±1,92 38,75±2,04 33,91±1,47 **

Индекс напряжения регуляторных систем, ИН (у.е.) 93,23±11,48 105,08±16,94 68,00±8,47 *

Общая мощность волн, ТР (мс2) 6138,25±745,26 7093,90±861,71 8061,27±853,82 *

Мощность волн низкой частоты, ЬБ (мс2) 1992,96±248,19 2265,28±307,33 3035,83±319,38***

Нормированный индекс, ЬРпогш (%) 32,10±1,18 31,96±1,49 39,08±2,03 *

Нормированный индекс, НБпогш (%) 30,53±1,47 27,82±2,45 27,03±2,25 *

Вагосимпатический индекс, ЬБ/НБ 1,09±0,04 1,65±0,20 ** 2,03±0,27 ***

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 по сравнению с исходным состоянием

Увеличение активности симпатического отдела ВНС в подгруппах ваготоников и нормотоников вероятно связано с формированием процессов адаптации к новому микроклимату спелеокамеры и не усиливает имеющихся стрессорных проявлений информационной нагрузки. Этот факт подтверждается увеличением общей мощности волн, отражающих адаптивные возможности сердечнососудистой системы организма в обеих подгруппах (р=0,01 и р=0,004, соответственно). В литературе такое явление известно как «феномен перекрестной резистентности», согласно которому, воздействие одного стрессора, увеличивает устойчивость организма к действию другого стрессора [11]. Таким образом, можно предположить, что активация симпатоадреналовой системы после курса спелеоклиматотерапии обусловлена мобилизацией регуляторных систем, сопровождающей процесс адаптации к микроклимату спелеокамеры и не является признаком дизрегуляторных изменений.

В подгруппе симпатотоников после курса спелеоклиматотерапии отмечалось снижение показателей индекса напряжения (р=0,02) и вагосимпатического индекса (р=0,02), отражающих активность симпатического отдела ВНС, а также увеличение показателей вариационного размаха (р=0,003), мощности волн высокой частоты (р=0,02) и нормированного индекса мощности волн высокой частоты (р=0,006), отражающих активность парасимпатического отдела ВНС, что свидетельствует о восстановлении вегетативного статуса, нарушенного воздействием информационной нагрузки. Следует отметить, что на 3-4 день спелеоклиматотерапии наблюдалось увеличение показателей индекса напряжения (р=0,003), что, вероятно, связано с начальным стрес-сорным воздействием микроклимата спелеокамеры на организм студентов (табл. 3).

Таблица 3

Изменение показателей вариабельности сердечного ритма при прохождении курса спелеоклиматотерапии (СПТ) у симпатотоников

Показатель До курса СПТ 3-4 день СПТ После курса СПТ

Вариационный размах, (мс) 307,38±13,75 300,30±19,89 372,20±18,67 **

Индекс напряжения регуляторных систем, (у.е.) 100,29±9,16 136,48±21,53 80,48±9,16 *

Мощность волн высокой частоты, (мс2) 1129,91±190,82 1863,21±557,44 1821,45±379,12 *

Нормированный индекс, (%) 16,89±1,05 24,22±2,15 ** 24,63±2,20 **

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вагосимпатический индекс 3,02±0,39 2,02±0,28** 2,24±0,28 *

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 по сравнению с исходным состоянием

Наиболее вероятным механизмом корригирующего действия спелеоклиматотерапии в подгруппе симпатотоников является снижение избыточной активности стресс-реализующих систем в процессе адаптации к микроклимату спелеокамеры. Такая динамика показателей вегетативного статуса свидетельствует о снижении активности стресс-реализующих систем, в частности, сим-патоадреналовой системы и уменьшению концентрации гормонов - катехоламинов. Кроме того, повышение активности парасимпатического отдела ВНС свидетельствует о восстановлении баланса отделов вегетативной нервной системы.

Заключение. Стресс, возникающий в результате напряженной учебной деятельности, приводит к формированию функциональных изменений, которые могут приводить к нарушению взаимодействия между регуляторными системами и формированию дизрегуляторной патологии, «болезней адаптации», в основе которых лежит недостаточность адаптационных резервов организма [10]. Современная медицина, в целях мобилизации внутренних резервов организма а, следовательно, повышения его адаптогенных возможностей, предлагает немедикаментозный метод - метод спелеоклиматотерапии. В основе положительного корригирующего воздействия спелеоклимата лежит феномен «перекрестной адаптации» организма. Проведенное исследование показало, что вследствие долговременной адаптации к микроклимату спелеоклиматической камеры происходит стабилизация взаимоотношений внутри регулирующих систем, нарушенных действием хронического стресса. Это позволяет повысить устойчивость организма к внешним воздействиям, в том числе к действию психоэмоционального стресса. Таким образом, полученные данные позволяют рекомендовать курс спелеоклиматотерапии в качестве компонента первичной профилактики дизрегуляторных расстройств, вызванных действием хронического стресса.

Литература

1. Здоровье студентов / Под ред. Н.А. Агаджаняна. М., 1997.- 199 с.

2. Меерсон, Ф.З. Адаптация в стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова.- М.: Медицина, 1988.- 256 с.

3. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. / Под ред. А. М. Вейна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2000.- 752 с.

4. Щербатых, Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Ю.В. Щербатых; Санкт-Петербургский государственный университет.- 2001.- 32 с.

5. Меерсон, Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации / Ф.З. Меерсон.- М.: "Дело", 1993.- 138 с.

6. Верихова, Л.А. Спелеотерапия в России / Л.А. Верихова.-Пермь, 2000.- 270 с.

7. Лечение в спелеоклиматической камере из натуральных калийно-магниевых солей верхнекамского месторождения. Методические рекомендации / А. М. Рычкова [и др.] // Лечение в силь-винитовой спелеоклиматической камере «Палеозойский грот».-М.: АСВОМЕД; ООО «Медафарм Сити», 2005.- С. 18-37.

8. Баевский, Р.М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р.М. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая функциональная диагностика.- 2001.- № 3.- С. 108-127.

9. Устройство психофизиологического тестирования

УПФТ- 1/30- «ПСИХОФИЗИОЛОГ»: метод. справочник.-

Таганрог, 2004.- 78 с.

10. Парцерняк, С.А. Стресс; Вегетозы; Психосоматика / С. А. Парцерняк.- СПб., 2002.- 384 с.

11. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме: пер. с англ. / Г. Селье.- М.: Медицина, 1960.- 254 с.

SYSTEM ANALYSIS OF HEART RATE VARIABILITY OF STUDENTS IN THE STRESS OF INFORMATION AND OPPORTUNITIES SPELEOKLIMATOTERAPII

E.V. DOROCHOV, N.P. GORBATENKO, V.N. YAKOVLEV,

O.A. YAPRINCHEVA

Voronezh State Médical Academy after N.N. Burdenko

There are presented results of research of influence of chronic informational stress, which bound to process of training at medical high school indicators of a vegetative homeostasis and also possibility of speleoclimatotherapy, as a method of non-drug correction of psy-

choemotional stress in the article. 158 students of VSMA of N.N. Burdenko are aged of 17-21, being under the influence of an informational load, which bound to process of training, are taken part in the research. The method of the variation analysis of a heart rhythm, including variation pulsometry and spectral analysis of a heart rhythm, was used for research of vegetative implications of informational stress. The obtained information testifies that constant influence of psychoemotional informational stress leads to superfluous activation stress-realizing systems to what testifies increase of indicators of variability of a heart rhythm, such as an amplitude of a mode, a power of low frequency waves, normalized index of a power low frequency waves and a vagosympathic index. The ten-day course of speleoclimatotherapy results to depression of vegetative implications of a chronic stress, what allows to recommend this method as prevention of dysregulative conditions.

Key words: speleoklimatoterapiya, information stress, heart rate variability.

УДК: 616.314-002+616.9-053.4

ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАРИЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ STR.MUTANS

Е.О. АЛЕШИНА, О.В. ЧУЧУПАЛ, А.В. СУЩЕНКО*

В статье представлены первые результаты исследования по диагностике раннего развития кариеса в городе Воронеже. В обследовании приняли участие 30 человек дошкольного возраста, Были исследованы утренние и вечерние показатели Str. mutans в слюне. Использование указанных новейших реактивов позволило быстро и достоверно количественно определить кариесогенный стрептококк. Использование данного метода позволяет своевременно выявлять факторы риска и проводить профилактику развития кариеса у детей младшей возрастной группы.

Ключевые слова: Кариес, Str.mutans, детский возраст, профилактика.

Накопленный в последние десятилетия опыт свидетельствует, что ведущая роль в возникновении кариеса, в том числе и у детей раннего возраста, принадлежит стрептококковой микрофлоре, в частности Streptoccocus mutans. Однако, учитывая сложный и меняющийся состав зубной бляшки, необходимо отметить, что некоторые другие микроорганизмы способны также вызывать кариес, хотя и в меньшей степени: Streptoccocus sanguis, Streptoccocus salivarius, Streptoccocus milleri, Lactobacillus, Actinomyces viscosus. Одним из важнейших биологических свойств Streptoccocus mutans является их способность прикрепляться к гладким поверхностям зубов и образовывать молочную кислоту. Адгезия к зубам обеспечивает формирование зубных бляшек этими микроорганизмами и это действие опосредованно синтезом глюкозных полимеров из сахарозы, присутствующей в пище. Образование глюкана вызывает межклеточную аггрегацию Str. mutans и других бактерий, присутствующих в бляшке. Липкий глюкановый матрикс зубной бляшки препятствует диффузии большого количества кислоты, образуемой микроорганизмами, что продлевает ее пребывание на поверхности зубов и ведет к деминерализации эмали, вызывая кариес зубов [1]. Доказано, что чаще всего инфицирование ребенка кариесогенной микрофлорой происходит преимущественно от матери или других людей, ухаживающих за ним. Уменьшение уровня Streptococcus mutans у лиц, ухаживающих за ребенком, может снизить риск развития кариеса у детей раннего возраста. Поэтому родителям рекомендуется провести санацию полости рта и тщательно ухаживать за зубами, а в случае выявления высокого уровня обсемененности зубной биопленки кариесогенной микрофлорой - местно использовать лечебно-профилактические препараты, подавляющие ее активность.

Возраст, в котором произошло инфицирование ребенка Streptococcus mutans, очень важен, так как чем раньше оно произошло, тем выше риск и интенсивность кариозного процесса. Ранее считалось, что колонизация кариесогенной микрофлоры в полости рта беззубых младенцев невозможна. Однако клинические исследования, проведенные в последние годы, показали, что Streptococcus mutans имеет способность образовывать колонии в бороздках спинки языка еще до прорезывания зубов. Вертикальная трансмиссия является не единственным способом передачи кариесогенной микрофлоры в человеческой популяции.

* Воронежская государственная медицинская академия им.Н.Н. Бурденко, 394000 г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.