Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CAREER GUIDANCE / PEOPLE WITH THE PROBLEMS OF HEARING / RESOURCE TRAINING CENTER / INDEPENDENT PROFESSIONAL CHOICE / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЦА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / РЕСУРСНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкова Aлёна Васильевна, Брук Жанна Юрьевна, Патрушева Инга Валерьевна

В статье представлено исследование, целью которого стало выявление психолого-педагогических условий и обоснование модели профориентации лиц с нарушением слуха с использованием ресурсов учебно-методического центра. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Тюменского государственного университета, при участии членов Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" с врожденным или приобретенным нарушением слуха. По результатам опытно-экспериментальной работы у участников наблюдается повышение общей готовности к осознанному и самостоятельному профессиональному выбору, отмечается положительная динамика сформированности внутренней мотивации, уровня автономности и собственной активности в профессиональном выборе, осуществляемом на основе знаний о профессиях, рекомендуемых для людей с инвалидностью по слуху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюкова Aлёна Васильевна, Брук Жанна Юрьевна, Патрушева Инга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career guidance for people with the problems of hearing: psychological and pedagogical conditions and resources

The article presents the survey which purpose was to identify the psychological and pedagogical conditions and justification of the vocational guidance model for people with the problems of hearing, using the resources of the training center. Pilot work was carried out in the Resource center for training students with Disabilities at the Tyumen State University, the study involved members of the Tyumen regional branch of the All-Russian public organization of the disabled "All-Russian Society of the Deaf" with congenital or acquired hearing impairment. According to the results of the experimental work, the participants showed an increase in the general readiness for an informed and independent professional choice; there was a positive dynamics in the formation of internal motivation, the level of autonomy and their own activity in professional choice, based on knowledge of professions recommended for people with hearing disabilities.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ»

губернии (XIX- начало XX вв.). Какуказывалось выше, при общности условий, данная истори-ко-педагогическая модель обретает практический смысл в современных реалиях развития педагогического образования в Республике Крым.

Литература:

1. Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. - М. : ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.

2. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия "педагогические условия": сущность, классификация // General and Professional Education. - 2012. - №1. -С. 8-14.

3. Куракин А.Т. Системный подход в исследовании педагогических явлений / А.Т. Куракин, Л.И. Новикова. - М., 1969. - 29 с.

4. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Павлов. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

5. Платонова Р.И. Моделирование в научно - педагогических исследованиях // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - №3 (20). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-v-nauchno-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 13.05.2019).

6. Юдина Н.П. Моделирование в историко-педа-гогическом исследовании // Историко-педагоги-ческий журнал. - 2015. - № 1. - С. 88-105.

7. Юдина Н.П. Моделирование в историко-педа-гогическом исследовании // Методология педагогики: понятийный аспект: монографический сборник научных трудов / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: ИЭТ, 2014. - Вып. 1.

т

1-й

о си

-0 Q-

Ш <

СО

со

CAREER GUIDANCE FOR PEOPLE WITH THE PROBLEMS OF HEARING: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL , CONDITIONS AND RESOURCES

Kostyukova Alena Vasilievna, Specialist of Resource and Training Center Bruk Zhanna Yuryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Patrusheva inga Valeryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor institute of Psychology and Pedagogical Sciences, Tyumen State University, Tyumen

The article presents the survey which purpose was to identify the psychological and pedagogical conditions and justification of the vocational guidance model for people with the problems of hearing, using the resources of the training center. Pilot work was carried out in the Resource center for training students with Disabilities at the Tyumen State University, the study involved members of the Tyumen regional branch of the All-Russian public organization of the disabled "AH-Russian Society of the Deaf" with congenital or acquired hearing impairment. According to the results of the experimental work, the participants showed an increase in the general readiness for an informed and independent professional choice; there was a positive dynamics in the formation of internal motivation, the level of autonomy and their own activity in professional choice, based on knowledge of professions recommended for people with hearing disabilities.

Keywords: career guidance; people with the problems of hearing; resource training center; independent professional choice.

=S% KJ^ Г

s

273

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ*

В статье представлено исследование, целью которого стало выявление психолого-педагогических условий и обоснование модели профориентации лиц с нарушением слуха с использованием ресурсов учебно-методического центра. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Тюменского государственного университета, при участии членов Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" с врожденным или приобретенным нарушением слуха. По результатам опытно-экспериментальной работы у участников наблюдается повышение общей готовности к осознанному и самостоятельному профессиональному выбору, отмечается положительная динамика сформированноети внутренней мотивации, уровня автономности и собственной активности в профессиональном выборе, осуществляемом на основе знаний о профессиях, рекомендуемых для людей с инвалидностью по слуху.

УДК 37.047 ВАК РФ 13.00.08

© Костюкова A.B., 2019 © БрукЖ.Ю., 2019 © Патрушева И.В., 2019

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00373 А "Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования".

Ключевые слова: профориентация;лица с нарушениями слуха; ресурсный учебно-методический центр; самостоятельный профессиональный выбор.

I

ш S

О ш

< а

ш

* * *

274

КОСТЮКОВА Алёна Васильевна, специалист Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

БРУК Жанна Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики детства

ПА ТРУШЕВА Инга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общей и социальной педагогики

Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень

Процессы модернизации образовательной системы в Российской Федерации, в частности, интенсивное развитие инклюзивного образования, обуславливают необходимость эффективной профессиональной подготовки и дальнейшего профессионального развития лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Особое значение профессиональный труд, отвечающий возможностям личности и государства, имеет для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе лиц с нарушением слуха. Для данной категории граждан трудовая деятельность служит одним из средств реабилитации, способствует накоплению социального опыта, является основным фактором успешной интеграции в общество. Поэтому очень важной и актуальной задачей образования выступает своевременная профессиональная ориентация людей с нарушением слуха, призванная максимально содействовать адекватному профессиональному выбору, а в дальнейшем, эффективному трудоустройству и самореализации в жизни. Анализ исследований по проблеме различий (гетерогенности) показывает, что ведущая идея сегодня - "отыскать ресурсы развития человека" [6], в том числе и в сфере профессиональной деятельности.

Отечественные сурдопедагоги, уделяя большое внимание вопросам профессионально-трудовой подготовки, определению профилей трудовой подготовки и перечня рекомендуемых профессий, анализу отношения глухих к профессиям, труду и социально-трудовой адаптации выпускников с нарушением слуха, касались и вопросов профориентации. Однако, по мнению В.В. Засенко, многие вопросы профориентации глухих требуют дальнейшей теоретической и практической разработки [7].

Задачу профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ взяли на себя ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), создаваемые в Российской Федерации с 2016 года с целью развития инклюзивного высшего образования в вузах страны через осуществление сетевого взаимодействия.

РУМЦ содействуют образовательным организациям высшего образования в создании специальныхусловий, направленных на обеспечение доступности высшего образования инвалидам и лицам с ОВЗ по всем направлениям подготовки (специальностям), в том числе, и на основе использования электронного образования и современных дистанционных образовательных технологий.

Данное исследование выполнено с целью выявления психолого-педагогических условий и обоснования модели профориентации лиц с нарушением слуха с использованием ресурсов РУМЦ.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что, если на базе РУМЦ реализуется модель профориентации лиц с нарушением слуха на основе следующих условий:

- учет психофизиологических и индивидуальных особенностей лиц с нарушением слуха при профессиональном консультировании (степень нарушения слуха, скорость обработки информации, особенности личностного развития);

- адаптация форм профориентационной работы (использование специальных технических средств обучения для лиц с наруше-

нием слуха, организация процесса профориентации с сопровождением переводчика жес-тового языка, использование наглядности и активных видов деятельности);

- комплексный характер взаимодействия и использования ресурсов (использование каровых, материально-технических, методических ресурсов центра и взаимодействие с общественными организациями), то это будет способствовать успешному профессиональному самоопределению лиц с нарушением слуха, а именно - осведомленности о доступных и востребованных профессиях, развитию внутренних мотивов выбора профессии, осознанности и автономности в выборе профессии, сформированности навыков планирования карьеры.

Анализ научной литературы доказывает повышение внимания ученых к проблеме профориентации людей с ОВЗ. Вопросы профессионального самоопределения, обучения и профориентации неслышащих представлены в работах отечественных и зарубежных исследователей: Д.Ю. Алексеевских, Н.И. Букун, А.П. Гозова, В.В. Засенко, Р. Seamans, R. Sparrow [1; 4; 5; 7; 15; 16].

В общетеоретическом контексте понятие "профориентация" наиболее полно описал Н.С. Пряжников, как "системную и комплексную помощь личности в профессиональных выборах и планировании карьеры" [12,16].

Е.А. Климов предлагает толковать профориентацию (в контексте профконсультации) как "ориентирование" школьника (оптанта), а профессиональное самоопределение как "самоориентирование" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [8].

Исходя из сущности понятия, "профессиональное самоопределение характеризуется осознанностью и самостоятельностью в построении своего профессионального развития" [13]. При этом, как отмечают исследователи, "основными затруднениями в процессе профессионального самоопределения лиц с нарушением слуха являются: незнание своих возможностей и ограничений; неадекватность самооценки в плане профессионального образования и дальнейшего трудоустройства; недостаточная информированность о спектре доступных профессий, реальном производстве, характеристиках выбираемых профессий и предъявляемых ими требований к человеку, о возможностях получения профессии; недостаточная социальная адаптированность и сформированность необходимых социальных навыков; несформированность общей готов-

ности к труду и трудовой установки, инфантильность, низкий уровень активности в плане будущего профессионального обучения и трудоустройства" [13].

Поэтому в процессе профориентации лиц с нарушением слуха следует выбирать формы работы в соответствии с их возможностями и потребностями и учитывать следующие индивидуальные особенности:

1. Степень нарушения слуха. Большую долю лице нарушением слуха составляют слабослышащие люди, которые пользуются слуховым аппаратом, вследствие чего полностью воспринимают информацию на слух и владеют устной речью. Процесс профконсультации предполагает построение процесса взаимодействия на слухозрительной основе с использованием аудиовизуальных, сурдотехничес-ких, а также специфических средств, таких, как дактилология и жестовая речь, которые используются в качестве вспомогательного средства, облегчающего восприятие речи. Предъявление информации должно предполагать полисенсорный характер ее восприятия лицом с нарушением слуха. Видеоинформация может сопровождаться бегущей строкой или сурдопереводом. Наглядно-действенные средства и приемы помогают формированию представлений и понятий, установлению причинно-следственных связей тех или иных явлений, обозначению межпредметных связей. Для данной категории профконсультант может использовать устную форму подачи материала, однако стоит помнить, что информацию следует подавать в максимально понятной форме, сопровождая наглядной информацией и объяснениями. Также необходимо обратить особое внимание на артикуляцию, так как слабослышащие и глухие люди могут пользоваться чтением по губам для понимания речи говорящего, вследствие чего необходимо всегда находиться в поле зрения глухого человека и общаться с ним на уровне глаз. Для глухих людей необходимо предоставить возможность выбора способа коммуникации с профкон-сультантом - это может быть переписка или сопровождение консультации сурдопереводчиком [3].

2. Скорость обработки информации. У глухих и слабослышащих людей достаточно сильно перегружается зрительный канал восприятия, что замедляет процесс восприятия информации. Оптимальным вариантом представления информации для инвалидов по слуху является сочетание всех видов речи:жесто-вой, дактильной, устной и письменной. При

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

276

этом необходимо адаптировать материал, исключив длинные предложения. Также для облегчения восприятия информации следует использовать следующие приемы: использование цветовой наглядности,дозирование информации, исключение лишних слов и информации, использование повторений. Часто люди с нарушением слуха стараются не демонстрировать непонимания материала, поэтому стоит использовать многократные повторения и объяснения с использованием простых формулировок, максимально упрощать информацию. Необходимость вжестовом переводе вызвана трудностью зрительного восприятия речи людьми с нарушением слуха путем чтения с губ. Для надежного восприятия материала, переданного в устной форме, когда каждое слово существенно для понимания, необходимо обеспечить точное восприятие устных сообщений. Достоинство жестового перевода заключается также в том, что переводчики передают аудитории содержание сообщений со скоростью их произнесения [3].

3. Особенности личностного развития. Часто наряду с нарушением слуха люди данной категории обладают низкой самооценкой, неуверенностью в себе, недоверием к окружающим, пессимизмом и т.д., поэтому для проф-консультанта очень важно наладить контакт и установить доверительные отношения с консультируемым. При профконсультировании стоит применять методы снятия тревожности и эмоционального напряжения, развития способностей уверенного поведения [10].

4. Стереотипность мышления. Для преодоления стереотипности мышления и повторения одних и тех же действий рекомендуется применять упражнения и методы, развивающие спонтанность и креативность.

В системе профессиональной ориентации выделяют несколько основных форм: профессиональное просвещение; профессиональная консультация; профессиональный отбор; профессиональная адаптация.

Традиционные формы работы также используются и при организации профориентации лиц с нарушением слуха, однако необходимо учитывать особенности данной категории лиц и адаптировать некоторые аспекты профориентационной работы.

Например, при организации и проведении групповых мероприятий (урок, игра, беседа, групповая диагностика, экскурсия и др.) следует учитывать специфику каждого и адаптировать представление информации для всех участников консультирования: организовы-

вать сопровождение мероприятия переводчиком жестового языка, использовать специальные технические средства обучения коллективного пользования - звукоусиливающее оборудование, индукционные системы. В случае с организацией групповых занятий с глухими и слабослышащими стоит отказаться от пассивных форм работы и обратить внимание на организацию активных занятий, так как активные формы проведения занятий обеспечивают динамику процесса профориентации и способствуют более эффективному усвоению материала участниками занятия. Желательно привлекать на групповые занятия специалистов с нарушением слуха, которые могут рассказать о своем профессиональном развитии, успехах, что положительно повлияет на формирование мотивации к выбору профессии у детей с нарушением слуха.

Индивидуальные занятия - беседа, консультация, индивидуальная диагностика - более предпочтительные формы для организации профориентации лиц с нарушением слуха. Следует использовать эти формы в соответствии с индивидуальными особенностями консультируемого, а также применять специальные технические средства для облегчения коммуникации. Эффективным при проведении индивидуальной диагностики будет сопровождение процесса консультации переводчиком жестового языка, так как многие формулировки вопросов анкеты необходимо представлять в адаптированном, упрощенном формате.

Реализация вышеперечисленных условий возможна при использовании ресурсов РУМЦ и партнерства с общественными организациями инвалидов, в частности, с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих". Комплексный характер профориентационной работы заключается в консолидации кадровых, материально-технических и методических ресурсов центра и общественной организации.

Описанные выше условия легли в основу разработки модели профориентации лиц с нарушением слуха с использованием ресурсов РУМЦ.

При построении модели учитывались: психолого-педагогические особенности профессионального самоопределения лиц с нарушением слуха; направления профориентации (Н.С. Пряжников); критерии оценки профессиональной готовности (А.П. Чернявская).

Схематично модель профориентации лиц с нарушением слуха представлена на рисунке 1.

Модель профориентации лиц с нарушением слуха в условиях РУМЦ

} формирование Ж формированием ''Л

внутренних мотивов, вь развитие шк

осознанности и в навыков Ш

автономности в в планирования Ш

выборе профессии Щ карьеры Я

Социальная адаптация

(организационно- \ Псвхолого->педагогические условия

Г педагогический блок/

Р Содержательно- \ 1 методический блок / Направления профориентации

Критерии оценивания

учет индивидуальных психофизиологических особенностей

степень нарушенииспуи скорость еброботкн информации особенности вичностнсж) развития

ИСПОПЫОВаНИеСТСО организация перевода ¡нестовдго язык. НСПОПЬЗОВЯНИе актнвныл {ид:? ДЙЯТеПЫЙСТН

Информацнйкнскпрлеочнае Проф^сион^л псикодизпвдтка Морально-эмоциональная поддержка личности Помощь в принятии решения

Помощь в пианироеанни перспектив профессионального развития

Степень осознания своих возможностей Степень осведомленности отрудмой деятеяьнкти характер мотивации "выбору профессии Информпромкнрсть О востребованности профессии в регионе Уровень сформированное™ социальные компетенций

Рисунок 1 - Модель профориентации лиц с нарушением слуха в условиях РУМЦ

Модель включает следующие компоненты: целевой, организационно-педагогический, содержательно-методический и оценочный блоки. Рассмотрим каждый из них подробнее.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Учитывая описанные выше трудности в выборе профессии, которые испытывают люди с нарушением слуха, работа по профориентации будет нацелена на:

- формирование осведомленности о мире профессий, в частности, о доступных и актуальных профессиях для людей с нарушением слуха;

- развитие внутренних мотивов, осознанности и автономности в выборе профессии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование и развитие навыков планирования карьеры;

- социальную адаптацию, формирование необходимых социальных навыков.

Организационно-педагогический блок модели включает в себя следующие специальные психолого-педагогические условия, определяющие успешность процесса профориентации лиц с нарушением слуха: учет индивидуальных психофизиологических особенностей при профконсультировании; адаптация форм про-фориентационной работы.

Содержательно-методический блок представлен такими направлениями профориента-ционной работы с людьми с нарушением слуха, как:

- информационно-справочное: ознакомление с Атласом профессий, разработанным в

рамках деятельности всеми РУМЦ, с требованиями к состоянию здоровья по выбранной профессии, возможностями трудоустройства, перспективами профессионального роста и карьеры, с "Историями успеха" - историями профессиональных достижений людей с нарушением слуха;

- профессиональная психодиагностика: изучение особенностей здоровья посредством анализа медицинской документации, обследование личностных характеристик (профессиональные интересы и склонности), изучение мотивов выбора профессии, готовности к выбору профессии;

- морально-эмоциональная поддержка самоопределяющейся личности: укрепление уверенности и осознанности при выборе профессии, формирование внутренних мотивов выбора профессии;

- помощь в принятии решения: помощь в осознании своих потребностей, особенностей и способностей, построении процесса индивидуального профконсультирования на основе полученных данныхдля формирования уверенности в правильности профессионального выбора;

- помощь в планировании перспектив профессионального развития: составлении программ самоподготовки, формировании траектории личностного роста, развитие готовности к осознанному построению и реализации плана своего профессионального развития.

В соответствии сданными направлениями в профконсультационной работе используются следующие методы: профессиограммы, встречи с представителями профессий, профо-риентационные игры, беседы-интервью, тренинг, консультация,составление индивидуального профессионального плана.

Оценочный блок модели предполагает проведение повторной диагностики и сравнение результатов обследования. Эффективность модели профориентации следует оценивать по следующим критериям:

- когнитивно-профессиональный: совокупность необходимых знаний о предполагаемой профессии; информированность о содержании профессии; осознание своих возможностей и соотнесение их с требованиями профессии;

оэ

1-й

о си

-0 0-

ш <

со со

кд7 Г Ё

277

- мотивационный: характеризуется автономным и сознательным характером действий, потребностью в самопознании и саморазвитии;

- деятельностный: совокупность необходимых умений индивида для овладения выбираемой профессии,социального взаимодействия и успешной трудовой адаптации.

Таким образом, предполагается, что реализация модели профориентации лиц с нарушением слуха в условиях РУМЦ будет способствовать достижению следующих результатов: осведомленности о доступных и востребованных профессиях; наличию внутренних мотивов выбора профессии; осознанности и автономности в выборе профессии; сформированности навыков планирования карьеры.

Таблица 1 - Описание выборки исследования

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Тюменского государственного университета (РУМЦ ТюмГУ). В эксперименте принимало участие 12 членов Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" от 18 до 22 лет с врожденным или приобретенным нарушением слуха, по отношению к которым проводилась профориентация. Организация эксперимента осуществлялась при сопровождении

переводчика русского жестового языка РУМЦ ТюмГУ. Описание экспериментальной группы представлено в таблице 1 (см. выше).

В исследовании приняло участие 60% мо-лодыхлюдей и 40% девушек с нарушением слуха, из них большинство - 30% в возрасте 19 лет. На данный момент всем людям с нарушением слуха присваивается 3-я группа инвалидности, но степень нарушения слуха варьируется от I до IV: 40% - лица со II степенью тугоухости (умеренная потеря слуха), 16% - лица с III степенью тугоухости (тяжелая потеря слуха), 25% - лица с IV степенью тугоухости (глубокая потеря слуха), 1 человек имеет полную потерю слуха (глухота) и использует для общения только жестовый язык. 50% испытуемых окончили общеобразовательную школу, 25% - коррек-ционную школу, 1 испытуемый имеет незаконченное высшее образование, 1 - среднее профессиональное образование. 100% испытуемых владеют русскимжестовым языком, слуховой аппарат используют 60% испытуемых.

Для проведения диагностического исследования были выбраны следующие методики: "Мотивы-выбора профессии" (Р.В. Овчарова); "Профессиональная готовность" (А.П. Чернявская); "Дифференциал ьно-диа гностический опросник" (ДДО) (Е.А. Климов).

Результаты определения склонности испытуемых копределеннымтипам профессий по методике ДДО представлены на рисунке 2.

Формирующий эксперимент заключался в апробировании модели профориентации лиц с нарушением слуха в условиях РУМЦ ТюмГУ. Для этого была разработана программа профориентации, направленная на формирование осведомленности о мире профессий, формирование и развитие внутренних мотивов, осознанности и автономности профессионального выбора, формирование и развитие навыков планирования профессионального развития и социальную адаптацию лиц с нарушением слуха.

№ п/п Пал Возраст Группа инвалид ности Степень нарушения слуха (тугоухости) Образование

1. Мужской 19 3 группа Глубокая потеря слуха (IV степень тугоухости) Специальная коррекционная общеобразовательная школа

2. Мужской 21 3 группа Глубокая потеря слуха (IV степень тугоухости) Специальная коррекционная общеобразовательная школа

3. Мужской 22 3 группа III степень Общеобразовательная школа

4. Мужской 18 3 группа III степень Общеобразовательная школа

5. Мужской 20 3 группа III степень Специальная коррекционная общеобразовательная школа

6. Мужской 20 3 группа II степень Общеобразовательная школа

7. Мужской 20 3 группа Глухота Коррекционная школа

8. Женский 19 3 группа II степень Среднее профессиональное образование

9. Женский 19 3 группа II степень Общеобразовательная школа

10. Женский 19 3 группа III степень Общеобразовательная школа

11. Женский 21 3 группа II степень Общеобразовательная школа

12. Женский 22 3 группа II степень Незаконченное высшее образование

г \ 1

1 25% \

■ Склонность к профессии "человек-человек" » Склонность к профессии "человек-природа" » Склонность к профессии "человек-техника"

■ Склонность к профессии "человек-знаковая система"

■ Склонность к профессии "человек-художественный оВраз"

Рисунок2- Результаты исследования профессиональных интересов лиц с нарушением слуха по методике Е.А. Климова, п=12 чел.

Программа реализовывалась на основе принципов:

- дифференцированного и индивидуального подхода (организация профориентации в зависимости от возраста, степени нарушения слуха, интересов);

- диалогичности (организация профориентации и консультирования как процесса обмена информацией и диалога, способствующего положительной динамике процесса понимания, формирования собственного мнения и отношения к выбору профессии);

- коммуникативной направленности (формирование навыков общения и взаимодействия, моделирование ситуаций взаимодействия).

В соответствии с моделью разработанная программа включает следующие формы и методы организации профориентационной работы: беседы; игры и тренинги; встречи со специалистами; индивидуальные консультации и др.

План мероприятий, проведенных с целью профориентации лиц с нарушением слуха, представлен в таблице 2.

Также в ходе эксперимента был разработан и реализован социальный проект "Форум глухих и слабослышащих "Новый смысл - 2018", поддержанный в грантовом конкурсе "Моя идея" (г. Тюмень, 2018). Цель проекта - создание условий для профориентации и социали-

зации лиц с нарушением слуха. В команду проекта вошли специалисты РУМЦ ТюмГУ и студенты различных направлений подготовки. Мероприятия в рамках проекта стали частью программы профориентации лиц с нарушением слуха.

Таким образом, по результатам формирующего эксперимента было организовано и проведено: 5 профориентационных встреч со специалистами (2 из которых проведены со специалистами с нарушением слуха); 12 индивидуальных экскурсий в РУМЦ ТюмГУ; 3 профо-риентационные игры; 3 тренинга различной направленности; 36 индивидуальных проф-консультаций.

Таблица 2 - План мероприятий программы профориентации лиц с нарушением слуха в условиях РУМЦ

Блок Цель Мероприятие

Информационно-просветительский Расширение представлений людей с нарушением слуха о мире профессий, консультирование по вопросам получения высшего образования, ознакомление с условиями обучения в ТюмГУ Встреча со специалистами в различных сферах (экономика, искусство, социальное предпринимательство)

Встреча с художником с нарушением слуха

Индивидуальные экскурсии в РУМЦ ТюмГУ

под руководством сурдопереводчика РУМЦ ТюмГУ

Профориентационная игра «Подарок»

Профориентационная игра «Цепочка профессий»

Индивидуальные консультации

Диагностический Выявление индивидуальных склонностей и способностей Индивидуальная консультация: диагностика интересов,склонностей и способностей Анализ медицинской документации

Адаптационный Развитие уверенности в себе, лидерских компетенции Тренинг «А вот и Я»

Тренинг под руководством мотивационного тренера с нарушением слуха

Тренинг «Сотворение мира»

Индивидуальные консультации по вопросам получения высшего образования в ТюмГУ

Помощь в принятии решения Развитие навыков принятия решений Индивидуальные консультации

Профориентационная игра «Кто есть кто?

Помощь в планировании перспектив развития Развитие навыков планирования Индивидуальные консультации

ОЭ

»-и

О СХ1

-0 0-

ш <

со со

к^ Г Ё

279

Для оценки эффективности реализованной программы было проведено повторное исследование уровня сформированности профессиональных интересов лиц с нарушением слуха с использованием аналогичных методик, а также произведен сравнительный анализ полученных результатов, представленный в таблице 3.

Анализ данных по методике "Мотивы выбора профессии" демонстрирует положительную динамику выделенных критериев. По итогам контрольного исследования мотивов выбора профессии лиц с нарушением слуха показатель "внутренние мотивы выбора профессии" увеличился на 33%, что говорит о повышении уровня осознанности, руководства индивиду-

альными потребностями и интересами при выборе профессии. На наш взгляд, этому способствовали проведенные специалистами индивидуальные консультации, направленные на развитие самопознания и осознания своих особенностей и возможностей. Также более высокая осведомленность о профессиях позволяет соотнести знания о профессии с индивидуальными возможностями и сформировать внутреннюю мотивацию к выбору профессии, что подтверждает эффективность информационно-просветительского блока программы.

Таблица 3 - Сравнительные результаты профессионального самоопределения лиц с нарушением слуха на констатирующем и контрольном этапах исследования

Таким образом, по итогам контрольного этапа исследования отмечается преимущественное повышение результатов по критерию "сформированность внутренней мотивации к выбору профессии". Это может быть связано с более высоким уровнем осознания своих особенностей и возможностей, а также информированностью о требованиях профессии, что развивает интерес к трудовой деятельности и уверенность в своих силах. Результаты методики "Профессиональная готовность" показывают динамику изменения уровня автономности при выборе профессии, что обусловлено более развитым по сравнению с констатирующим этапом умением самостоятельно формулировать цель, знанием о возможностях ее достижения. Положительная динамика по критерию "информированность" демонстрирует успех организации работы информационно-просветительского направления, что позволило сформировать представление о профессиях у лиц с нарушением слуха. Отдельно стоит отметить встречи со специалистами с нарушением слуха в рамках данного направления. Улучшение показателей по критериям "принятие решений" и "планирование" может быть связано с резуль-

татами профконсультационной работы, которая позволила индивидуально подойти к развитию уверенности в своих возможностях, организовать сопровождение профессионального планирования и формирования навыков планирования своего развития и карьеры.

В целом по результатам опытно-экспериментальной работы наблюдается повышение общей готовности участников программы к осознанному и самостоятельному профессиональному выбору. Важным результатом стало развитие независимости от мнения со стороны, повышение собственной активности в профессиональном выборе на основе знания особенностей различных профессий, рекомендуемых для людей с инвалидностью по слуху, требований и условий их освоения, умение анализировать различные варианты для принятия решений, что позволяет говорить об эффективности разработанной модели и заложенных в ней психолого-педагогических условий профориентации лиц с нарушением слуха.

Литература:

1. Алексеевских Д.Ю. Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях клубной работы: дис. канд. пед. наук. - М., 2004. - 258 с.

2. Балакирева Э.В. Профессиологический подход к педагогическому образованию / Э.В. Балакирева. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 255 с.

3. Борытко H. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / H. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, 2001. -181 с.

4. Букун Н.И. Основы трудовой деятельности при нарушениях слуха / отв. ред. А. П. Гозова. - НИИ педагогики. - Кишинев : Штиинца, 1988. - 202 с.

5. Гозова А.П. Обучение и воспитание глухих учащихся в процессе профессиональной подготовки / А.П. Гозова. - СПб. : Питер, 2009. - 54 с.

6. Грауман О., Брук Ж.Ю. Педагогика многообразия: практика развития в сетевом взаимодействии (на примере Германии) // Стратегии и практики развития инклюзивной культуры в пространстве региона: материалы форума с международным участием. - Тюмень, 2019. - С. 23-30.

7. Засенко В.В. Подготовка глухих учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Пособие для учителя / В. В. Засенко. - Киев : Рад. шк, 1990. -100 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. - М. : Академия, 2004. - 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Королева, И.В., Янн, П.А. Дети с нарушением слуха: Книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн. - СПб. : КАРО, 2011. - 240 с. Ю.Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи / В. Петшак// Дефектология. - 2010. - № б. - С. 18-24.

Критерий диагностики Обобщенное Обобщенное

значение на значение на Сдвиг

констатирующем контрольном этапе

этапе

Методика «Мотивы выбора профессии»

Сформированность внутренних мотивов выбора профессии 42% 75% +33%

Методика «Профессиональная готовность»

Автономность 47% 67% +20%

Информированность 55% 70% +15%

Принятие решений 24% 45% +21%

Планирование 32% 60% +28%

Эмоциональное отношение 63% 66% +3%

11. Профессиональная ориентация в системе высшего инклюзивного образования : учебное пособие / Волкова К.А., Дегтярева В.В., Дегтярева Т.Н., Сутырина М.П. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. -167 с.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

13.Старобина Е.М. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, И.Е. Кузьмина. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.-351 с.

И.Штеймарк О.В. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2008_1/Shteimark.pdf (дата обращения: 15.05.2019).

15.Seamans Р. (1996). A socio-anthropological perspective of American deaf education. Diogenes Vol. 44/3, No. 175,41 -53.

16.Sparrow R. (2005). Defending Deaf culture: the case of cochlear implants. The Journal of Political Philosophy Vol. 13, No. 2, 135 - 152.

m

i-H

о cu

-0 Q-

LQ <

CO CO

TEACHING PHILOSOPHY TO SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS

Kruchinin Sergey Vasilievich, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Lecturer, Department of Applied Mathematics and Natural Sciences, Noyabrsk Institute of OH and Gas (branch), Tyumen Industrial University, Noyabrsk

Teaching philosophy is an important component of modern secondary vocational education, regardless of the choice of students of the further trajectory of training. This discipline is important both for students of humanitarian and technical orientation. At the same time, the most important part of its teaching is the formation of a program ¡^¿^T that fits into the overall curriculum and is associated with core disciplines. Modern teaching methods involve the ' formation of a set of teaching materials adapted to the specialty, as well as questions for working at seminars and independent work of students. In addition, teaching philosophy in institutions of secondary vocational education determines the change of instrumental and terminal value orientations of students. It is important to emphasize that this change, in addition to the ideas contained in the curriculum, is significantly influenced by the personality of the teacher.

Keywords: secondary vocational education; philosophy; teaching; value orientations; training issues; teaching materials.

s

281

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Преподавание философииявляе тся важной составляющей современного среднего профессионального образования вне зависимости от выбора студентами дальнейшей траектории обучения. Данная дисциплина важна как для студентов гуманитарной, так и технической направленности. При этом, важнейшей частью ее преподавания является формирование программы, вписывающейся в общую программу обучения и связанной с профильными дисциплинами. Современные методики обучения предполагают как формирование, адаптированного под специальность, набора материалов обучения, так и вопросов для работы на семинарах и самостоятельной работы студентов. Кроме того, преподавание философии в учреждениях среднего профессионального образования детерминирует изменение инструментальных и терминальных ценностных ориентаций студентов. Важно подчеркнуть, что на данное изменение, помимо идей, содержащихся в программе обучения, существенное влияние оказывае т личность преподава теля.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; философия; преподавание; ценностные ориентации; вопросы обучения; материалы обучения.

УДК 372.8 ВАК РФ 13.00.02

© Кручинин С.В., 2019

В первую очередь необходимо различать профессионально-технические училища (ПТУ) и учреждения среднего профессионального образования (техникумы и колледжи). Так, если первые относятся к начальному профессиональному образованию, то вторые -могут являться как независимыми образовательными учреждениями, так и первой ступенью высшего профессионального образования. При этом, зачастую возникают ситуации, когда обучающийся принимает решение о выборе своей дальнейшей образовательной стратегии уже после окончания учреждения среднего профессио-

КРУЧИНИН Сергей Васильевич, кандидат философских наук, доцент, преподаватель, кафедра Прикладной математики и естественнонаучных дисциплин, Ноябрьский институт нефти и газа (филиал), Тюменский индустриальный университет, Ноябрьск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.