Научная статья на тему 'Влияние внеаудиторной работы на развитие профессионального самоопределения у студентов с нарушением слуха'

Влияние внеаудиторной работы на развитие профессионального самоопределения у студентов с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / внеаудиторная деятельность / система работы по профориентации / professional self-determination / extracurricular activities / career guidance system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Траулько Елена Владимировна, Галеева Владлена Владимировна

В статье приведены результаты проведенного исследования по развитию профессионального самоопределения у студентов с нарушением слуха, обучающихся по программам среднего профессионального образования во внеаудиторной деятельности. Описана система диагностических методик, которая наиболее полно выявляет актуальный уровень профессионального самоопределения у студентов; описана сама система педагогической работы, которая включает этапы, направления, приемы, методы и формы по включению студентов с нарушением слуха во внеаудиторную деятельность. Приведены данные первичного обследования и контрольного эксперимента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Траулько Елена Владимировна, Галеева Владлена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXTRACURRICULAR WORK ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENT

The article presents the study’s results on the students’ professional self-determination development with hearing dissemble who are enrolled in secondary special education programs in extracurricular activities. A system of diagnostic techniques that most accurately identifies the current level of students’ professional self-determination is described. And the system of pedagogical work itself is described, which includes various stages, directions, techniques, methods and forms for involving students with hearing impairment in extracurricular activities. The data of the initial survey and control experiment are presented

Текст научной работы на тему «Влияние внеаудиторной работы на развитие профессионального самоопределения у студентов с нарушением слуха»

УДК 374.1

ВЛИЯНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Траулько Елена Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет», заместитель директора института социальных технологий и реабилитации по учебно-методической работе, e_traulko @mail. ru.

Галеева Владлена Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», магистрант 2 курса по направлению «Коррекционно- педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи», Институт Детства, кафедра логопедии и детской речи, Vladlenavladlena1996@mail.ru.

Аннотация. В статье приведены результаты проведенного исследования по развитию профессионального самоопределения у студентов с нарушением слуха, обучающихся по программам среднего профессионального образования во внеаудиторной деятельности. Описана система диагностических методик, которая наиболее полно выявляет актуальный уровень профессионального самоопределения у студентов; описана сама система педагогической работы, которая включает этапы, направления, приемы, методы и формы по включению студентов с нарушением слуха во внеаудиторную деятельность. Приведены данные первичного обследования и контрольного эксперимента.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, внеаудиторная деятельность, система работы по профориентации.

INFLUENCE OF EXTRACURRICULAR WORK ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN STUDENTS WITH

HEARING IMPAIRMENT

Elena Traulko.

Russia, Novosibirsk, vice-director in academical-methodological work of the Institute of social technologies and rehabilitation of FSBEI of Higher School «Novosibirsk State Technical University», e_traulko@mail.ru.

Vladlena Galeeva.

Russia, Novosibirsk, the 3-year master's student, studying in the direction of "Correctional and pedagogical support of education and upbringing of children with hearing and speech disorders" of the FSBEI of higher education "Novosibirsk State

Pedagogical University". MGPEI "Kindergarten No. 281 of the combined type", teacher-speech therapist.Vladlenavladlena1996@mail.ru.

Abstract. The article presents the study's results on the students' professional self-determination development with hearing dissemble who are enrolled in secondary special education programs in extracurricular activities. A system of diagnostic techniques that most accurately identifies the current level of students' professional self-determination is described. And the system of pedagogical work itself is described, which includes various stages, directions, techniques, methods and forms for involving students with hearing impairment in extracurricular activities. The data of the initial survey and control experiment are presented.

Keywords: professional self-determination, extracurricular activities, career guidance system.

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития

В педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Теоретические основы организации профориентационной работы описаны Е А. Климовым, В. В. Ярошенко, Н. С. Пряжниковым.

Подготовка к профессиональной деятельности студентов с нарушением слуха, являясь одним из важнейших аспектов их социальной адаптации и комплексной реабилитации, способствует формированию положительного отношения, интереса и готовности к труду как основе жизнедеятельности, источника саморазвития личности, реализации заложенных возможностей. В процессе профессиональной реабилитации у таких лиц происходит коррекция и компенсация имеющихся нарушений, развиваются личностные качества, способности и возможности с учетом уровня их реабилитационного потенциала и трудового прогноза.

Профессиональное самоопределение во внеаудиторной деятельности обеспечивается педагогической помощью обучающимся. У студентов возникает дилемма: свободой выбора практических занятий, с широкими возможностями использования свободного времени и отсутствием самостоятельности в выборе занятий, несформированностью соответствующих умений и навыков самопознания и включения в деятельность, отсутствием критического отношения к окружающему и самому себе как субъекту профессионального самоопределения [1].

При выявлении особенностей внеаудиторной работы можно выделить направления, указывающие на важность профессионализации (Т.В. Степура, О.С. Яцышина, Н.Н. Азизходжаева, А.Н. Утехина). Поскольку внеаудиторная работа не связана рамками обязательной программы, ее формы, содержание

зависят от запросов и интересов студентов. Часть авторов считают, что такого вида работу следует рассматривать как средство социализации студентов, иначе говоря, она считается общественно направленной деятельностью будущего специалиста. Г. В. Балахничева под внеаудиторной работой понимает вечера, клубы, диспуты, экскурсии [2].

Нами было организовано исследование уровня и особенностей развития профессионального самоопределения студентов с нарушением слуха во внеаудиторной деятельности через систему педагогической работы.

Значимость проведенного исследования проблем развития профессионального самоопределения студентов с нарушением слуха, осваивающих программы среднего профессионального образования состоит в определении уровня и особенностей профессионального самоопределения студентов на первом курсе обучения и после реализации системы педагогической работы, предполагающей активное участие студентов в различных внеаудиторных мероприятиях.

Целью исследования было - создание и апробация системы педагогической работы по развитию профессионального самоопределения студентов с нарушением слуха во внеаудиторной деятельности.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Подобрать диагностические методики для определения уровня профессионального самоопределения и адаптировать их для студентов с нарушением слуха.

3. Проанализировать результаты диагностических исследований у студентов с нарушением слуха и выявить закономерности и причины низкого развития профессионального самоопределения в условиях образовательной организации.

4. Разработать и апробировать педагогическую систему внеаудиторной деятельности студентов с нарушением слуха, направленную на развитие профессионального самоопределения с учетом физических особенностей и природных склонностей студентов.

5. Доказать эффективность разработанной системы педагогической работы. Для первичной диагностики была разработана система, которая включала

следующие методики:

1. Дифференциально-диагностическийопросник (ДДО) Е. А. Климова.

Целью методики является выявление предрасположенности человека к определенным типам профессий. Студентам предлагается опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений, нужно выбрать только одно суждение под каждой цифрой.

Оценка результата: в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е. А. Климова: человек -природа; человек - техника; человек - человек; человек - знаковая техника, знаковый образ; человек - художественный образ.

Также эта методика будет использована в оценке осознания необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

2. Интервью проходило во внеучебное время в свободной форме.

3. Анкета студента была составлена таким образом, чтобы в ней отражалась наиболее полная картина выбора студентом данного направления.

4. Анализ экзаменационных ведомостей по профильным предметам образовательной программы для оценки успеваемости студента и его знаний предметной стороны профессиональной деятельности.

5. Методика «Мотивация обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина. В методике имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

6. Методика, направленная на определение силы воли Р. С. Немова.

Тест состоит из 20 суждений. На каждое из суждений предусмотрено несколько альтернативных ответов. За каждый ответ студент получает балл, которые позже подсчитываются.

7. Анализ портфолио студентов для получения данных об участии студентов во внеаудиторной деятельности.

Для проведения исследования со студентами с нарушением слуха учитывались использовались следующие рекомендации:

1. Необходимо использование всех видов речи (устной, письменной, дактильной, жестовой) в психологическом исследовании.

2. Время выполнения теста указывается, рекомендуется сообщать о правилах исправления ошибок и поведении при выполнении заданий.

3. Рекомендуется оказывать помощь испытуемым в объяснении незнакомых слов, понятий, терминов, используя различные формы речи. Особенно это касается заданий, где надо иметь специальные знания, которые могут быть получены не из школьных программ, а из практики общения, чтения.

4. Обязательно проводить инструктирование перед началом тестирования и в ходе тестирования. Обязательно проверить, как понята инструкция. Давать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальных тестах.

5. При адаптации инструкций, вопросов вербальных заданий учитывать лингвистические особенности глухих и слабослышащих, максимально сохраняя при этом назначение и диагностические возможности психодиагностического инструментария. Формулировки инструкций и заданий должны быть лаконичными, с несложными синтаксическими конструкциями.

6. Впредложении не более 11-15 слов, не должно быть неопределенных, двусмысленных формулировок. В словесных обозначениях не должны пересекаться понятия, чтобы в одном понятии не содержалась часть другого.

Первичная диагностика уровня профессионального самоопределения студентов с нарушением слуха проводилась среди учащихся I курса института

социальных технологий и реабилитации ФГБОУ ВО «НГТУ». У студентов имеется сенсоневральная тугоухость П-1У степени, что подтверждено медицинскими документами. Некоторые студенты слухопротезированы моноурально, а некоторые - биноурально, 5 студентов имеют кохлеарный имплантат. 14 студентов владеют активной речью, а 6 студентов общаются с помощью русского жестового языка и дактилирования, но владеют навыком считывания с губ. На основе результатов диагностического исследования студенты были распределены на 2 группы: экспериментальную и контрольную. Уровень развития профессионального самоопределения студентов экспериментальной группы ниже, чем у студентов контрольной группы, что подтверждается математической обработкой данных.

Учитывая актуальные нормативно-правовые акты по профориентационной работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья, опираясь на исследования и разработки по профориентационной работе с обучающимися с нарушением слуха Н.С. Пряжникова, А.П. Гозовой, и других, а также на исследования и рекомендации по организации внеаудиторной работы ГВ. Балахничевой, Т. С. Дергач, Т.В. Степура, С.И. Панченко, исходя из результатов комплексной первичной диагностики актуального уровня развития профессионального самоопределения студентов с нарушением слуха, нами был систематизирован план занятий для развития профессионального самоопределения студентов.

Была спроектирована система педагогической работы по развитию профессионального самоопределения, включающая занятия во время проведения кураторского часа и внеаудиторную деятельность. В основу были заложены задачи по реализации профориентационной работы среди студентов с нарушением слуха, учитывая их индивидуальные особенности, а также задачи по развитию слухового восприятия и профессиональной лексики.

Нами были выделены следующие этапы педагогической работы:

1. информационно-подготовительный этап;

2. основной этап;

3. заключительный этап.

В соответствии с принципом комплексного подхода к организации педагогической работы по развитию профессионального самоопределения были привлечены преподаватели - предметники, администрация института, шефы (студенты старшего курса), работодатели.

Система педагогической работы, включающая направления, методы, приемы и формы работы, представлена в таблице 1.

Таблица 1 .

Система педагогической работы по развитию профессионального самоопределения»

Информационно-подготовительный этап

Диагностическое направление Информативное направление

Методы и приемы

- профдиагностика; - беседа;

- анкетирование; - игры на знакомство;

- самообследование; - игры на сплочение; - показ презентаций по темам.

Основной этап:

Информативное направление Коррекционное направление Экскурсия

Методы и приемы работы

- профконсультации; - развитие слухового - экскурсии;

- просмотр медиафайлов; восприятия; - посещение выставок.

- мастерклассы. - развитие лексико-

грамматических категории

связной речи;

- развитие импрессивной

стороны речи.

Кружковое направление Профессиональные пробы Создание портфолио

- знакомство с сайтом вуза; - профконсультации; - сбор информации о

- соревнования; - профессиональные своих достижениях;

- семинары; чемпионаты ; - ведение личной

- конференции; - олимпиады; страницы студента на

- конкурсы; - стажировки. сайте вуза.

- творческая деятельность.

Заключительный этап

Диагностическое направление Информативное направление

Методы и приемы

- профдиагностика; - беседа;

- анкетирование; - обсуждение студенческих портфолио

- самообследование;

- рефлексия.

Формы работы:

- -кураторский час;

- встречи со специалистами;

- волонтерская деятельность;

- организация и участие в мероприятиях вуза;

- школа подготовки вожатых.

Работа по включению студентов во внеаудиторную деятельность началась с ознакомления студентов с возможными вариантами, который предлагал вуз, во время проведения кураторского часа. Конкретные формы и методы внеучебной деятельности студенты определяют на основе личных предпочтений:

1. Творчество: посещение кружков и студий танцев, вокала, пантомимы, театра и так далее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Спорт: профессиональные и любительские соревнования по различным видам спорта, занятия фитнесом.

3. Волонтерская деятельность: участие и организация благотворительных мероприятий.

4. Научная работа: работа в научной библиотеке, участие в олимпиадах и конференциях, посещение семинаров и курсов и так далее.

5. Профессиональная деятельность: участие в чемпионатах WORLDSKILLS, работа под супервизией специалистов учреждения.

Также это могли быть любые направления молодежных движений. Во всех перечисленных направлениях есть возможность включения студентов в совместные мероприятия подшефных организаций (детских садов и школ для детей с нарушением слуха).

Следует указать, что в организации внеаудиторной работы важно не навязать студентам-первокурсникам какую-либо деятельность, а «включить» собственное желание обучающихся участвовать в мероприятиях.

Через семь месяцев работы была проведена повторная диагностика результаты которой показали, что у студентов экспериментальной группы наблюдается качественный и количественный рост показателей уровня развития профессионального самоопределения. Это проявилось по количественному росту всех критериев оценки, включая уровень прилагаемых усилий и уровень развития мотивации к обучению.

Достоверность проведенного исследования подтверждена с помощью программы «Статистика 10.0» по критерию Вилкоксона. Диагностическое исследование в контрольной группе выявило, что эмпирическое значение Т попадает в зону незначимости: Тэмп>Ткр(0,05). Диагностическое исследование в экспериментальной группе доказало, что показатели после проведения педагогической работы превышают значения показателей до эксперимента. В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп<Ткр(0,01).

По результатам экспериментальной работы можно сделать выводы:

1. На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика уровня развития профессионального самоопределения студентов с нарушением слуха, по результатам которой были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В экспериментальной группе выявлен крайне низкий уровень развития профессионального самоопределения.

2. На основе результатов констатирующего эксперимента была спроектирована система педагогической работы по профориентации студентов с нарушением слуха.

3. Система педагогической работы по профориентации должна включать мероприятия, которые выходят за рамки учебной деятельности, но при этом имеют направленность, близкую к специальности студентов. Основными направлениями педагогической работы по развитию профессионального

самоопределения являются: информативное направление, коррекционное, экскурсионное, кружковое, профессиональные пробы, создание портфолио.

4. По результатам проведения формирующего этапа эксперимента зафиксирована положительная динамика в развитии профессионального самоопределения у студентов с нарушением слуха в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Это выразилось в следующем:

- увеличились все исследуемые количественные и качественные показатели;

- имеется положительная динамика по каждому отдельному критерию;

- студенты проявляют самостоятельную активность и сознательно участвуют во внеаудиторной деятельности.

5. Формирующий эксперимент заключался в развитии уровня профессионального самоопределения студентов с нарушением слуха средствами системы педагогической работы с учетом индивидуальных особенностей и с использованием методов и приемов внеаудиторной деятельности. Итоги контрольного исследования подтвердили эффективность проведенной педагогической работы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при проведении профориентационной работы со студентами с нарушением слуха необходима гибкая система педагогического воздействия, включающая работу с куратором и сурдопедагогом, активное участие студентов в различных внеаудиторных мероприятиях с учетом их интересов и потребностей, диагностику и мониторинг актуального уровня развития профессионального самоопределения.

Таким образом, система педагогической работы, которая включает разнообразные направления, методы, приемы и средства внеаудиторной деятельности, личностно значимые для студентов, эффективна и может быть использована для развития профессионального самоопределения студентов с нарушением слуха в ходе профессионального образования.

Библиографический список:

1. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2003. - 480с.

2. Степура Т. В. Внеучебная деятельность студентов педагогического вуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1989. - 20 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.