Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты профориентации детей с нарушением слуха'

Социально-педагогические аспекты профориентации детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атурова Татьяна Андреевна, Рюмина Юлия Николаевна

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты профориентационной работы с детьми с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical aspects of career counseling of children with hearing impairment

The article describes the theoretical and practical aspects of vocational guidance work with children with hearing impairments.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты профориентации детей с нарушением слуха»

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПОИСК

УДК 376

Т.А. Атурова, Ю.Н. Рюмина, Г. Шадринск

Социально-педагогические аспекты профориентации детей с

нарушением слуха

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты профориентационной работы с детьми с нарушением слуха.

Профориентация, дети с нарушением слуха.

T.A. Aturova, YU.N. Ryumina, Shadrinsk

Socio-pedagogical aspects of career counseling of children with

hearing impairment

The article describes the theoretical and practical aspects of vocational guidance work with children with hearing impairments.

Keywords: career guidance, children with hearing impairment.

Перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток не слышащих студентов. Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности.

Вопрос о выборе профессии решается обучающимися с нарушением слуха обычно раньше, чем слышащими. Это объясняется тем, что специальная школа и родители детей с нарушением слуха рано начинают психологически готовить их к выбору профессии, в частности той, которой эти дети обучаются в школьных мастерских. У старшеклассников формируется определенное отношение ко многим известным им профессиям, вместе с тем они начинают серьезно задумываться о возможности для себя заниматься тем или иным видом труда. И хотя дефекты слуха

накладывают своеобразный отпечаток на профессиональное самоопределение глухого и слабослышащего старшеклассника, профессиональные интересы глухих значительно шире тех возможностей, которые представляет им существующая система профессионального образования. У обучающихся воспитанников заметна тенденция к получению современных промышленных специальностей и профессий, связанных с интеллектуальными видами труда. Повышенный в последнее время уровень общего образования глухих и слабослышащих предоставляет им такую возможность[1].

Однако учащиеся, даже старших классов не располагают в достаточной мере сведениями о характере и содержании существующих специальностей и о тех сферах деятельности, где они могут трудиться. Вместе с тем относительно часто профессиональные притязания глухих не соответствуют их возможностям. Несмотря на то, что с годами обучения у детей с нарушениями слуха начинают звучать мотивы, свидетельствующие о понимании общественной значимости выбранной ими специальности, и сами интересы делаются более устойчивыми, это еще не дает оснований для утверждения о сформированный их профессиональных интересов.

Степень выраженности слухового дефекта принципиально влияет на построение профессиональных планов. С одной стороны, не слышащие старшеклассники в большей степени фиксированы на своем слуховом дефекте, и видят в нем основную причину, которая вообще не дает им возможности заниматься профессиональной деятельностью. С другой стороны, зачастую не слышащие учащиеся относятся к своему дефекту некритически. Уровень притязаний школьников с нарушением слуха не всегда адекватен их возможностям. Иногда учащиеся с нарушением слуха выбирают для себя виды труда, недоступные им вследствие потери слуха. Не слышащие воспитанники в целом ориентированы на иную нишу профессиональной деятельности, по сравнению с выпускниками общеобразовательных школ. Степень выраженности слухового дефекта существенно изменяет круг профессиональных ориентаций. В связи с этим одной из основных задач про ориентационной работы с обучающимися с нарушенным слухом является формирование профессиональных интересов ребят, при котором должно предусматриваться согласование притязаний не слышащих подростков с реальными возможностями получения соответствующего образования.

Для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся с недостатками слуха было успешным, в специальных коррекционных школах для не слышащих детей, по мнению Власовой должна быть разработана интегративная целевая программа по профориентации и планированию карьеры учащихся, сквозная на все годы обучения, охватывающая разных специалистов (педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков), а также включающая взаимодействие с профессиональными учебными заведениями, центрами профориентации, службой занятости, специализированными предприятиями, реабилитационными учреждениями. В процессе решения проблемы профессиональной ориентации дети с нарушением слуха следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения. Это вызвано тремя обстоятельствами:

во-первых, дети с нарушениями слуха (в большей степени глухие) обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;

во-вторых, недостаточное развитие словесной речи не слышащих учащихся затрудняет получение информации о профессиях;

в-третьих, нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для учащихся массовых школ [2].

В профориентационной работе дети с нарушением слуха учащимися можно выделить две составляющие: психологическую и педагогическую. Большая роль в самоопределении подростков в выборе профессии принадлежит развитию, активизации творческой познавательной деятельности как в субъективном отношении (развитие психологических компонентов личности, определяющих готовность к выбору), так и в объективном — определение психолого-педагогических факторов и средств формирования профессиональной готовности. Работа идет от выбора к самоопределению. Профессиональной ориентаций у человека нет, практически можно достичь профессиональных успехов в любой деятельности при наличии сильного желания. Здесь важна осознанность выбора. Готовность молодежи к сознательному выбору профессии определяется ее информированностью о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.

Профессиональная ориентация представляет собой комплекс психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на подготовку к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, на основе учета его способностей, склонностей, интересов, знаний и потребности в специалистах в регионе и в обществе в целом [3]. По сути, профориентация-это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения детей. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Важную роль в успешной профессиональной ориентации играет социальный педагог и педагог психолог. В их обязанности входит помочь в первую очередь адаптироваться в обществе. Помочь в выборе профессий, в которой они с могут работать, и развиваться; формирование положительного отношения к себе, осознание своей индивидуальности, готовность реализовать себя в будущей профессий, проведение бесед с родителями.

Основной целью профориентационной работы дети с нарушением слуха учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. В процессе проведения профориентационных мероприятий решаются следующие психолого-педагогические задачи [4]:

-расширение знаний учащихся о мире профессий, а также формирование умения ориентироваться в этих знаниях;

-определение структуры наиболее развитых способностей учащихся с недостатками слуха с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, прогнозирования возможных мер содействия в приобретении будущей профессии;

-формирование у учащихся адекватного понимания своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей;

-выработка умений: соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда; оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования;

Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.[5]

Таким образом, изучая теоретические и практические аспекты профессиональной ориентации детей с нарушением слуха, мы сформулировали проблему следующим образом. С одной стороны - необходимость социально-педагогической и психологической поддержки профессионального самоопределения детей данной категории, а с другой - неопределенность представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях выбора профессии; недостаток информированности учащихся о мире профессий, в том числе в нашей области.

В связи с этим нами разработан и апробируется проект профориентационной работы учащихся специальной школы для детей с нарушением слуха.

Цель проекта: создание эффективной системы профессионального сопровождения и профориентации учащихся с нарушениями слуха в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.

Планируемая деятельность в рамках предлагаемого проекта способствует решить следующие задачи:

- расширить представления учащихся с нарушениями слуха о современном мире профессий;

- содействовать профессиональному самоопределению учащихся с нарушениями

слуха;

- формировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализаций себя в будущей профессий;

- ознакомление учащихся с нарушениями слуха с возможностями образовательных учреждений города, области в получении профессионального образования.

Целевая группа: дети с нарушением слуха, глухие или слабооглохшие в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе-интернате № 11 I, V вида.

Планируемые этапы достижения цели деятельности в рамках проекта.

На подготовительном (диагностическом) этапе работы организуется информационное сопровождение проекта, проводятся диагностические мероприятия по выявлению особенностей профессионального самоопределения детей с нарушением слуха устанавливается сотрудничество со школьниками и преподавателями.

На основном этапе реализации проекта реализуются основные мероприятия профессиональной ориентации учащихся с нарушением слуха. Параллельно ведется работа по созданию индивидуальных портфолио учащихся. В качестве основных мероприятий на этом этапе планируется: оформление стендов о профессиях, проведение классных часов экскурсий на предприятия, экскурсий в образовательные учреждения, фестиваль профессий.

На заключительном этапе осуществляется повторная диагностика с целью анализа результатов деятельности, подводятся итоги проделанной работы.

Оценка эффективности проекта осуществляется по следующим критериям:

- наличие представлений учащихся с нарушением слуха о профессиях, которые есть в современном мире;

- формирующееся профессиональное самоопределении учащихся с нарушением слуха;

- положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности, готовность реализовать себя в будущей профессий;

- знание возможностей образовательных учреждений города, области в получении профессии учащимися с нарушением слуха.

Ожидаемые результаты:

- расширения круга знаний о мире профессий;

- профессиональные самоопределения учащихся с нарушением слуха;

- формирование положительного отношения к себе, осознание своей индивидуальности, реализация себя в будущей профессий;

- знакомство учащихся с нарушением слуха, с возможностями образовательных учреждений города, области в получений профессионального образования;

Предполагаемые трудности, негативные эффекты, связанные с реализацией проекта: несогласия участия школьников в участий проекта; недостаточное количество школьников которые будут заинтересованы в проведений проекта; не отзывчивость родителей; несогласия работников предприятия на участия в проекте.

Сегодня особенно остро встает вопрос о профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями здоровья, об улучшении качества работы по профориентации обучающихся с нарушениями слуха с тем, чтобы они могли быть востребованы в обществе. Большую роль в этом играет социальный педагог, который направляет детей с нарушением слуха в общество, помогает адаптироваться, дает советы о какой- либо профессий, которая подходит ребенку. Проводит беседы с родителями, поддерживает их, дает рекомендаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова, Т.А. Ребенок с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Власова. - М. : Просвещение, 2003. - 95 с.

2. Гозова, А.П. Вариативные формы образования детей с трудностями обучения в массовых школах // Дефектология / А.П. Гозова. - М. : Просвещение, 1995.

3. Лапшин, В.А. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитий // Основы дефектологий / В.А. Лапшин. - М. : Просвещение, 2005. - 65 с.

4. Никитина, М.И. Сурдопедагогика : учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Никитина. - М. : Академия, 2005. - 67 с.

5. Пузанов, Б.П. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях // Коррекционная педагогика / Б.П. Пузанов. - М. : Просвещение, 2006. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.