УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
О.В. МАКАРОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Орловского государственного университета Тел.: (4862) 72-15-15; 8920 284 7630; [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДЕОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЕО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОЕРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В статье представлены содержание и организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении методики развития слухового восприятия у лиц с нарушениями слуха, разработанные на основе комплексной реализации педагогических условий, способствующих ее активизации, повышению качества сурдопедагогического образования.
Ключевые слова: самостоятельная работа, подготовка кадров, педагогические условия активизации самостоятельной работы студентов.
Обеспечение устойчивого и динамичного развития российской системы специального образования актуализирует проблему совершенствования подготовки и переподготовки кадров, в том числе для образовательно-коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения слуха.
Модернизация высшего педагогического образования предполагает повышение эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов в условиях значительного увеличения времени на данный вид учебной работы: в ГОС ВПО (2005) количество часов на аудиторные занятия (лекции, практические занятия и др.) и внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине распределяется примерно поровну. При такой организации образовательного процесса совершенствование системы внеаудиторной самостоятельной работы студентов становится одной из приоритетных задач, решение которой содействует качественной подготовке будущего специалиста, включая глубокие профессиональные знания, умения и навыки, развитие таких качеств личности, как стремление к самообразованию, саморазвитию, способность к проектированию собственной образовательной деятельности, творческого роста.
В процессе педагогического эксперимента, проведенного на базе дефектологического факультета ГОУ ВПО “МПГУ”, факультета переподготовки специалистов по дефектологии ГОУ ВПО “МПГУ” и факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО “ОГУ”, разработан комплексный подход к совершенствованию внеаудиторной самостоятельной работы студентов в системе формирования у них профессиональной компетенции в одной из важнейших областей сурдопедагогики — развития слухового восприятия у лиц с нарушениями слуха. Научно обосновано и экспериментально доказано, что повышению качества сурдопедагогического образования в данной области способствует комплексная реализация следующих педагогических условий активизации самостоятельной работы студентов:
• изучение знаний обучающихся, полученных в процессе профессиональной подготовки, предшествующей изучению педагогических технологий развития слу-
ЗДОРОВЬЯ
© О.В. Макарова
хового восприятия и необходимых для освоения их содержания, устранение выявленных недостатков;
• использование в процессе работы по каждой теме, а также при самоконтроле и контроле преподавателем освоения ее содержания обучающимися различных видов заданий, учитывающих структуру познавательной деятельности, включая задания тестового характера;
• своевременное освоение обучающимися содержания каждой темы на основе рекомендаций преподавателя по результатам систематического контроля.
Это предполагает, что в начале изучения нового курса проводится контрольная работа, направленная на проверку так называемых “остаточных знаний” по дисциплинам предшествующей подготовки, необходимых для освоения содержания нового курса. Контрольную работу студенты выполняют фронтально (45-50 мин.) на первом практическом занятии, заполняя специальные бланки, включающие задания тестового характера (предварительно им разъясняются способы заполнения бланков и исправления ошибок). Контрольные задания тестового характера представлены в закрытой форме: в основной части предельно кратко, в форме утверждения формулируется постановка вопроса, которая обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного или нескольких вариантов ответов. При обработке полученных результатов определяется прежде всего коэффициент усвоения знаний каждым студентом по контрольной в целом и по частям, а также проводится качественный анализ, предполагающий выявление вопросов, вызвавших затруднения у испытуемых, на основе которого разрабатываются типичные задания для внеаудиторной самостоятельной работы, направленные на устранение пробелов в знаниях. Коэффициент усвоения знаний каждым испытуемым определяется на основе тестового метода оценивания знаний, разработанного В.П. Беспалько (1977): доказано, что при Ка > 0,7 процесс обучения на данном этапе можно считать завершенным; при усвоении знаний с коэффициентом Ка < 0,7 процесс обучения не является завершенным. По результатам выполнения проверочной работы при Ка < 0,7 студенты получают индивидуальные рекомендации по подготовке к повторной контрольной работе, которая включает не только задания, вызвавшие затруднения, но и содержательно связанные с ними дополнительные вопросы по данному разделу курса.
Эффективное проведение внеаудиторной самостоятельной работы обеспечивается не только выполнением традиционных заданий, но и систематическим самоконтролем усвоения учебного материала студентами при использовании специально разработанных разноуровневых заданий тестового характера. Применение формирующего тестирования с целью качественного овладения обучающимися необходимыми знаниями, умениями и навыками, установления обратной связи в процессе самопроверки является необходимым условием прочного усвоения ими учебного материала при своевременном выявлении недостатков в знаниях и столь же своевременном их устранении, повышения сознательности студентов. Предусматривается последовательное выполнение заданий, соответствующих четырем уровням усвоения (В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, 1989). На первом уровне, предусматривающем узнавание объектов (свойств, процессов) при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них (или действий с ними), используются задания, связанные с различными видами конспектирования, анализа научно-методической литературы, письменные и устные ответы на вопросы, составление библиографии и др. Задания тестового характера, соответствующие данному уровню усвоения, включают опознавание объектов, явлений и понятий (выбор из альтернативы «да» — «нет»), их различение (выбор из нескольких вариантов ответов, включающих верные и ошибочные) и классификацию (соотнесение нескольких признаков с несколькими объектами, явлениями и понятиями). На втором уровне усвоения студенты воспроизводят по памяти и применяют ранее усвоенную информацию для решения типовых задач при использовании следующих видов заданий: анализ программно-методической документации, типичных результатов аудиолого-педагогической диагностики нарушенной слуховой функции, динамического изучения восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха разного возраста; методический разбор типичных фрагментов специальных индивидуальных, групповых и фронтальных занятий, уроков и внеурочных занятий; а также разработка по предложенному преподавателем образцу фрагментов занятий и уроков, дидактических материалов и др. При тестировании применяются задания, связанные с подстановкой пропущенного слова (фразы, формулы, определенного признака или элемента деятельности), содержащие в своей формулировке косвенную подсказку; конструктивные задания, не содержащие такой подсказки и предполагающие самостоятельный развер-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
нутый ответ; установление правильной последовательности (действий, процессов, элементов и др.), представленных в задании в случайном порядке; типовые задачи, предполагающие применение известных студентам методических приемов (формул и др.) для ее решения. При разработке заданий, соответствующих третьему уровню усвоения, учитывается, что познавательная деятельность студентов при их выполнении должна носить продуктивный характер. Студенты овладевают субъективно новой информацией при выполнении заданий, связанных с разработкой конспектов занятий (уроков, речевого материала, видов упражнений и др.), на основе конкретных образовательно-коррекционных задач, результатов обследования слухоречевого развития у детей с нарушениями слуха, данных об их индивидуальных особенностях и др. На четвертом уровне усвоения студентам предлагаются творческие задания, связанные с проведением работы исследовательского характера.
Планирование заданий для самостоятельной работы осуществляется с учетом общей ее трудоемкости, объема содержания учебного материа-
ла по разделу (теме), а также средней продолжительности выполнения различных видов заданий по данным систематического анкетирования студентов. На практических занятиях проводится текущий и периодический контроль преподавателем освоения содержания дисциплины студентами, в том числе с систематическим использованием специально разработанных заданий тестового характера. При этом наиболее полно реализуется оценочная, обучающая и воспитывающая функции контроля, что способствует своевременному и качественному освоению обучающимися содержания каждой темы при обязательном достижении уровня усвоения К > 0,7, а также устранению отдельных недостатков в знаниях в условиях целенаправленного консультирования студентов преподавателем.
Реализация разработанного комплексного подхода к активизации самостоятельной работы студентов при освоении педагогических технологий развития слухового восприятия является одним из условий высокого качества сурдопедагогического образования.
O.V. MAKAROVA
IMPROVEMENT OF STUDENTS’ OUT-OF-CLASS ORIGINAL WORK DURING THE TRAINING SPECIALISTS FOR THE SYSTEM OF SPECIAL EDUCATION FOR THE PERSONS WITH LIMITED
POSSIBILITIES OF THE HEALTH
The article dwells upon the content and organization of students’ out-of-class original work In the process of the study of the methods of developing aural impression skills of the people suffering from hearing disorder, i.e. the methods that have been worked out on the basis of integrated realization of pedagogical factors contributing to stimulation and improvement of activity in the sphere of deaf-and-dumb pedagogy.
Key words: out-of-class original work, training of specialists, pedagogic factors of activating students’ out-of-class original work.