Научная статья на тему 'Использование тестирования в процессе высшего профессионального образования (на примере подготовки сурдопедагогических кадров)'

Использование тестирования в процессе высшего профессионального образования (на примере подготовки сурдопедагогических кадров) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / ВИДЫ ЗАДАНИЙ / САМОПРОВЕРКА / КОЭФФИЦИЕНТ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / TESTING / TYPES OF TASKS / SELF-TESTING / FACTOR OF MASTERING KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яхнина Е. З., Макарова О. В.

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на изучение качества освоения студентами дисциплин, связанных с методиками развития восприятия и воспроизведения устной речи при широком использовании заданий тестового характера в различных видах учебной работы и на разных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яхнина Е. З., Макарова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TESTING IN THE PROCESS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION (ON THE SUBJECT OF TRAINING SPECIALISTS IN DEAF-AND-DUMB PEDAGOGY)

The article presents the results of a pedagogical experiment aimed at the analysis of the quality of students' mastering the subjects which are connected with the methods of development and reproduction of oral speech with extensive use of testing in various types of academic work and at different stages of training.

Текст научной работы на тему «Использование тестирования в процессе высшего профессионального образования (на примере подготовки сурдопедагогических кадров)»

Е.З. ЯХНИНА, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сурдопедагогики ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Тел. 8 916 551 9789;yaez@mail.ru

О.В. МАКАРОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Орловского государственного университета Тел.: 8(4862) 72-15-15; 8 920 284 7630; olimp@orel.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере подготовки сурдопедагогических кадров)

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на изучение качества освоения студентами дисциплин, связанных с методиками развития восприятия и воспроизведения устной речи при широком использовании заданий тестового характера в различных видах учебной работы и на разных этапах обучения.

Ключевые слова: тестирование, виды заданий, самопроверка, коэффициент усвоения знаний.

Развитие современного общества и происходящие изменения в системе образования определяются гуманистическими приоритетами. В условиях признания личности каждого человека как высшей ценности и его права на реализацию своих возможностей повышается значимость дальнейшего развития комплексной системы медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии. Эти процессы связаны с ростом потребности в квалифицированных специалистах в области специальной педагогики, включая подготовку сурдопедагогических кадров, способных к педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, социально-педагогической деятельности, подготовленных к осуществлению самых разных аспектов социальной адаптации и реабилитации лиц с нарушениями слуха.

Важной областью профессиональной компетенции сурдопедагога является владение педагогической диагностикой нарушений слуха в системе комплексного медико-педагогического обследования слуховой функции у детей начиная с младенческого возраста и взрослых, педагогическими методиками развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи (с помощью электроакустической аппаратуры), формирования произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих детей. Профессиональными знаниями, умениями и навыками в этой области студенты овладевают прежде всего при изучении учебных дисциплин предметного блока «Методика развития слухового восприятия», «Методика обучения устной речи с фонетической ритмикой», «Музыкально-ритмические занятия».

В процессе преподавания дисциплин, связанных с методиками развития восприятия и воспроизведения устной речи, в различных видах учебной работы и на разных этапах обучения весьма широко используются задания тестового характера:

• в начале изучения учебной дисциплины при выявлении у обучающихся знаний учебного материала дисциплин предшествующей подготовки, необходимых для усвоения нового курса;

• в процессе систематической внеаудиторной самостоятельной работы для осуществления студентами самоконтроля усвоения учебного материала;

© Е.З. Яхнина, О.В. Макарова

• в комплексной системе контрольных мероприятий усвоения учебного материала студентами, проводимых преподавателем.

На современном этапе тестирование признано одним из эффективных способов проверки знаний. Использование педагогических тестов способствует реализации всех функций контроля, отвечает его основным принципам, создает условия для повышения качества обучения, усиления мотивации студентов к качественному образованию, открывает новые возможности индивидуализации образовательного процесса. С помощью тестирования выявляются уровень знаний, недостатки в подготовке обучающихся, принимаются управленческие решения, направленные на совершенствование учебного процесса. Важное значение придается введению в процесс внеаудиторной самостоятельной работы систематической целенаправленной самопроверки студентами усвоения учебного материала, самокоррекции своей деятельности на основе применения разноуровневых устных и письменных тестовых заданий (Е.Л. Белкин, В.П. Беспалько, И.Н. Медведева, Ю.М. Нейман, В.Г. Царева, Ю.А. Цицельская, В.А. Худяков, М.Б. Челышкова, Ю.С. Шалова и др.).

В теории управления познавательной деятельностью обучающихся важное значение придается установлению исходного состояния управляемого объекта (обучаемого), что предполагает выявление с помощью специальных методик уровня его знаний по основным учебным элементам предшествующего этапа обучения, необходимых для усвоения новой учебной информации. В научно-методической литературе подчеркивается значимость изучения так называемых «остаточных знаний» у студентов, необходимых для усвоения нового учебного материала, т.к. они могут быть недостаточно глубоко усвоены или забыты (Е.Л. Белкин, Ю.Г. Кислякова, Н.Ф. Талызина и др.).

При разработке содержания контрольных работ, направленных на выявление у обучающихся знаний учебного материала дисциплин предшествующей подготовки, необходимых для усвоения новых курсов, связанных с методиками формирования устной речи, развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, учитывалось системно-модульное построение процесса вузовского образования. Изучение учебных дисциплин предметного блока «Методика обучения устной речи с фонетической ритмикой», «Методика развития слухового восприятия», «Музыкально-ритмические занятия» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических, а также общепрофессиональных дисциплин (прежде всего «Философии», «Русского языка и культуры речи», «Психологии», «Коррекционной педагоги-

ки с основами социальной психологии», «Основ нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Невропатологии», «Клиники интеллектуальных нарушений», «Анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения», «Специальной педагогики», «Специальной психологии», «Психолингвистики»), дисциплин предшествующей предметной подготовки («Сурдопедагогика», «Дошкольная сурдопедагогика», «Сурдопсихоло-гия», «Аудиология и слухопротезирование»).

Письменные контрольные работы включали задания тестового характера закрытой формы. При разработке заданий формулировалась основная часть, содержащая постановку проблемы, и несколько вариантов готовых ответов. При этом задания, в которых только один правильный ответ или несколько в контрольных работах, были представлены в случайной последовательности. При разработке заданий учитывалась необходимость устранения всякой двусмысленности и неясности формулировок. Основная часть заданий формулировалась предельно кратко, в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов. Задания формулировались с помощью простых синтаксических конструкций, в основной текст вводилось не более одного придаточного предложения; из текста заданий исключались все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки; основная часть заданий освобождалась от всякого нерелевантного для данной проблемы материала. В ответах не использовались слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т. д., а также выражения «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т. п., способствующие угадыванию правильного ответа; все ответы совпадали по конструкции и грамматическим согласованиям с основной частью задания; номер места для правильного ответа выбирался в случайном порядке. В вариантах ответов использовались дистракторы - неправильные, но похожие на правильные и потому правдоподобные ответы; все дистракторы к каждому заданию равновероятно привлекательны для испытуемых, не знающих правильного ответа; ни один из дистракторов не являлся частично правильным ответом, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный ответ, из числа неправильных исключались ответы, вытекающие один из другого, и задания, выясняющие мнение студента по какому-либо вопросу (В.П. Беспалько, 1977, G.H. Roid, Т^. На1ас1упа, 1982, М.Б. Челышкова, Б.А. Савельев, 1995).

При формулировании вопросов использовалась общепринятая терминология из учебников и учебно-методических пособий, а также других видов научно-методической литературы, рекомен-

дованных Министерством образования и науки Российской Федерации для обучения студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 050713 «Сурдопедагогика» за последние 5 лет.

Например:

Аудиологическое исследование, основанное на регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов показано

А: новорожденным

В: детям, у которых не удается выработать условную двигательную реакцию

С: школьникам с тяжелыми нарушениями слуха D: взрослым глухим и слабослышащим Назовите принципы обучения языку глухих детей, выделенные Л.П. Носковой А: наглядный В: генетический С: деятельностный D: структурно-семантический Герц - это единица измерения А:давления В: частоты колебаний С: интенсивности звука D: амплитуды звукового давления Студенты специально не готовились к выполнению контрольной работы, которая проводится на первом практическом занятии по данной дисциплине. Предложенные задания студенты выполняли фронтально письменно 45-50 минут. В процессе проверки соблюдались следующие требования: проверка начиналась только после того, как преподаватель убеждался, что процедура выполнения заданий студентам понятна; студентам не позволялось разговаривать во время выполнения заданий; преподаватель не отвечал на их вопросы, а также не сообщал дополнительную специальную информацию после того, как начато выполнение заданий. Перед проведением контрольной работы преподаватель разъяснял ее значимость, побуждая студентов к продуманным ответам, к качественному выполнению заданий. Студентам объяснялись правила заполнения бланков, на конкретных примерах рассматривались варианты их заполнения. Специально разъяснялись способы исправления допущенных ошибок, сообщался временной ресурс выполнения заданий.

При обработке полученных результатов определялся прежде всего коэффициент усвоения знаний каждым студентом по контрольной в целом и по частям (например, заданий из курса «Аудиология и слухопротезирование»), а также проводился качественный анализ, предполагающий выявление вопросов, вызвавших затруднения у испытуемых, на основе которого разрабатывались типичные задания для внеаудиторной самостоятельной работы, направленные на устранение пробелов в знаниях.

Коэффициент усвоения знаний каждым испытуемым определяется на основе тестового метода оценивания знаний, разработанного В.П. Беспалько. Доказано, что при Ка > 0,7 процесс обучения на данном этапе можно считать завершенным. При усвоении знаний с коэффициентом Ка < 0,7 процесс обучения не является завершенным (В.П. Беспалько, 1977).

По результатам выполнения проверочной работы при Ка < 0,7 студенты получали индивидуальные рекомендации по подготовке к повторной контрольной работе, которая включала не только задания, вызвавшие затруднения, но и содержательно связанные с ними дополнительные вопросы по данному разделу курса. Обязательным условием обучения являлось достижение уровня Ка > 0,7 за повторную контрольную работу.

В дальнейшем тестовые задания использовались в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов и при текущей и итоговой проверке преподавателем усвоения ими учебного материала.

Подчеркнем, что в условиях модернизации системы высшего педагогического образования приоритетной задачей является повышение эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов - одного из ведущих видов их учебной деятельности в вузе. Внеаудиторная самостоятельная работа способствует формированию профессиональной компетенции будущего специалиста на основе глубоких и прочных знаний, умений и навыков, ценностно-смыслового отношения к будущей профессии, развитию у студентов умений ориентироваться в стремительном потоке информации, самостоятельности, инициативы, стремления к самообразованию и саморазвитию, развитию рефлексивной культуры, способности к проектированию собственной образовательной деятельности, творческого роста (С.И. Архангельский, Е.Л. Белкин, Л.М. Ванюшкина, А.А. Вербицкий, М.Г. Гарунов, А.Е. Жуков, В.И. Загвязинский, В.А. Козаков, В.В. Краевский, М.М. Левина, В.Я. Ляудис, В.Л. Матросов, Р.А. Низамов, Н.Д. Никан-дров, А.П. Огаркова, П.И. Пидкасистый, В.И. Попова, В.А. Сластенин и др.).

Учитывая значимость внеаудиторной самостоятельной работы студентов в системе образования в вузе, в последние годы значительно увеличено количество часов на данный вид учебной работы. В Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (2005) на внеаудиторную самостоятельную работу отводится половина учебного времени.

Совершенствование внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплинам, связанным с методиками развития восприятия и воспроизведения устной речи, предполагает систематическое, последовательное использование

различных типов и видов заданий, разработанных с учетом характера познавательной деятельности обучаемых в соответствии с уровнем знаний, принципов необходимости и достаточности учебной информации в соответствии с достижениями науки и практики, внутри- и межпредметных связей при системно-модульном подходе к образовательному процессу, целесообразности преимущественного включения заданий, ориентированных на будущую практическую деятельность выпускника.

Эффективное проведение внеаудиторной самостоятельной работы обеспечивается не только выполнением традиционных заданий, но и систематическим самоконтролем усвоения учебного материала студентами при использовании специально разработанных разноуровневых заданий тестового характера. Применение формирующего тестирования с целью качественного овладения обучающимися необходимыми знаниями, умениями и навыками, установления обратной связи в процессе самопроверки является необходимым условием прочного усвоения ими учебного материала при своевременном выявлении недостатков в знаниях и столь же своевременном их устранении, повышению сознательности студентов, развитию рефлексивной культуры учителя как субъекта педагогической деятельности.

Отбор содержания учебного материала для тестовых заданий осуществлялся с учетом требований необходимости и достаточности объема информации в соответствии с уровнем развития науки и практики, преемственности с аудиторными занятиями (лекциями, практическими занятиями), внутрипредметной и межпредметной значимости изучаемых тем. Содержание заданий включало информацию, позволяющую студентам осуществить перенос сформированных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность.

В процессе внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплинам, связанным с методиками развития восприятия и воспроизведения устной речи, в содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов последовательно включались различные типы и виды заданий, учитывающие характер познавательной деятельности обучаемых в соответствии с уровнем знаний. В процессе выполнения внеаудиторных самостоятельных работ студентами они представлены в строгой последовательности, что обусловлено характером познавательной деятельности обучаемых на разных этапах обучения в соответствии с уровнями усвоения знаний (Е.Л. Белкин, В.П. Беспалько).

Тестовые задания применялись для самопроверки студентами знаний первого и второго уровней. При формировании знаний первого уровня познавательная деятельность обучающихся заключается в закреплении основных положений рас-

сматриваемых методик при повторении учебного материала на основе предложенного преподавателем алгоритма их деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Типичные задания включают работу с учебной и научно-методической литературой, различные виды чтения соответствующих глав из книг, статей, различные виды конспектирования, устные и письменные ответы на вопросы, составление терминологических словарей, библиографии и др.

Для проведения студентами оперативной самопроверки усвоения учебного материала использовались следующие виды заданий тестового характера, соответствующие первому уровню знаний по классификации В.П. Беспалько (1977):

• задания, направленные на опознавание объектов, явлений и понятий (выбор из альтернативы «да» - «нет»),

• различение объектов, явлений и понятий (выбор из нескольких вариантов ответов, включающих верные и ошибочные),

• классификацию объектов, явлений и понятий (соотнесение нескольких признаков с несколькими объектами, явлениями и понятиями).

Например.

Верно ли утверждение

На индивидуальных занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида начиная с VI класса каждый новый текст предлагается сразу на слух.

Да

Нет

Выберите правильный ответ

На основании данных диагностического обследования на начальном этапе коррекционной работы оцените степень снижения слуха детей 1,5-3 лет (по классификации Н.Д. Шматко, Т.В. Пелым-ской, 2003):

реагируют на звучание низкочастотных игрушек на большом расстоянии (2,5-5 м); среднечастотных - значительно ближе к уху; высокочастотные игрушки не слышат; воспринимают звучание голоса разговорной громкости на расстоянии до 0,3 м от ушной раковины; снижение тонального слуха на уровне 85-100 дБ при диапазоне воспринимаемых частот до 2000-8000 Гц.

А: слабослышащий со средней тугоухостью В: слабослышащий с тяжелой тугоухостью С: глухой со значительными остатками слуха D: глухой с незначительными остатками слуха Установите соответствие

1. Речевой материал, который А: опознавание воспринимается учащимися на слух в процессе специальной слуховой тренировки

2. Восприятие учащимися на слух В: различение речевого материала, знакомого

по звучанию, вне ситуации наглядного выбора

3. Восприятие учащимися на слух С: слуховой

речевого материала, знакомого словарь

по звучанию, после неоднократного предъявления образца звучания

в ситуации ограниченного наглядного выбора

4. Восприятие учащимися на слух Э: распознавание речевого материала, незнакомого

по звучанию, вне ситуации наглядноговыбора

При формировании знаний второго уровня познавательная деятельность студентов заключается в воспроизведении по памяти учебной информации, прямом использовании усвоенного учебного материала или частичном его преобразовании для интерпретации определенных фактов, обоснования выводов, формулирования собственных предложений, а также для выполнения заданий практического характера. При этом используются следующие виды заданий: анализ программно-методической документации, результатов аудиолого-педагогической диагностики нарушенной слуховой функции, обучения восприятию устной речи детей с нарушениями слуха разного возраста; методический разбор типичных фрагментов специальных индивидуальных, групповых и фронтальных занятий, а также организации и содержания работы по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи на уроках, занятиях, во внеурочное время, самостоятельная разработка по предложенному преподавателем образцу фрагментов занятий и уроков, речевого материала, видов упражнений, дидактических материалов и др.

При самопроверке студентами знаний второго уровня используются следующие виды заданий тестового характера:

• подстановки, содержащие в своей формулировке косвенную подсказку в виде пропущенного слова, фразы, формулы, определенного признака или элемента деятельности,

• конструктивные задания, не содержащие такой подсказки и предполагающие самостоятельный развернутый ответ,

• установление правильной последовательности действий, процессов, элементов и др., представленных в задании в случайном порядке,

• типовые задачи, предполагающие применение известных студентам формул, методических приемов и др. для их решения.

Например,

Дополните

Важнейшим условием организации образовательно-коррекционного процесса, развития слухового восприятия и формирования устной речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов и специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха является создание в школе и дома__________среды.

Дополните

Работа по развитию слухового восприятия у детей с нарушениями слуха направлена

Установите последовательность действий учителя

Если на фронтальном занятии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I вида после двукратного предъявления речевой материал на слух не воспринят, то материал А: записывается учителем на доске (или используется письменная табличка)

В: снова предъявляется на слух С: под руководством учителя прочитывается учащимися, учитель побуждает учеников к реализации произносительных возможностей

Э: предъявляется учителем для слухо-зритель-ного восприятия детьми

Решите сурдопедагогическую задачу Соотнесите результаты обследования восприятия глухим школьником на слух различных по фонетическому составу групп слов (списки Е.П. Кузьмичевой) и данных субъективной тональной пороговой аудиометрии (на начало обучения). Дайте рекомендации на основе анализа полученных данных.

Ученик П.: диапазон воспринимаемых частот 125-4000 Гц, различает слова первой группы.

Анализ полученных результатов_____________

При самопроверке усвоения учебного материала в случае ошибки при выполнении заданий (эталоны ответов представлены) студентам рекомендовалось повторение учебного материала по вопросу, вызвавшему затруднение, и повторная самопроверка усвоения данного материала.

Как отмечалось, тестовые задания использовались также в системе текущего и итогового контроля усвоения учебного материала студентами. При этом учитывались требования к достоверности, полноте и периодичности контроля при минимальных затратах времени. Использование заданий тестового характера как одного из видов контрольных мероприятий позволяет реализовывать оценочную, обучающую и воспитывающую функции контроля.

Текущий контроль, направленный на проверку усвоения студентами учебного материала по теме (разделу), включал тестовые задания, соответствующие первому и второму уровню знаний. При этом выполнение заданий по одной теме занимало не более 1015 минут, по разделу - не более 20-25 минут.

Итоговая контрольная работа проводилась в конце курса перед экзаменом, включала тестовые задания, соответствующие второму уровню знаний. На ее выполнение отводится 90 минут, включая объяснение педагога.

Контрольные мероприятия проводились на лабораторных (практических) занятиях. По результатам контрольной работы определялся коэффициент усвоения знаний каждым студентом. При усвоении знаний с коэффициентом Ка < 0,7 обучающиеся получали индивидуальные рекомендации по подготовке к повторной контрольной работе. Обязательным условием обучения являлось достижение уровня Ка > 0,7 за повторную контрольную работу, которая может проводиться в часы индивидуального консультирования.

Широкое использование заданий тестового характера в различных видах учебной работы содействует качественному усвоению студентами учебного материала, развитию у них мотивационной сферы, стремления к самообразованию и саморазвитию.

В процессе педагогического эксперимента, проведенного на базе факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», дефектологического факультета ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», а также на факультете переподготовки специалистов по дефектологии (ФПС) ГОУ ВПО «МПГУ», доказано, что комплексная реализация педагогических условий совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика развития слухового восприятия», включающих широкое использование тестирования в различ-

ных видах учебной работы и на различных этапах обучения (при выявлении готовности студентов к изучению данного курса, обеспечении систематического самоконтроля ими усвоения учебного материала, проведении систематического контроля преподавателем усвоения учебного материала обучающимися), способствует достижению высокого качества усвоения содержания данной дисциплины всеми обучающимися. Полученные результаты письменной контрольной работы свидетельствовали о высоком качестве выполнения испытуемыми предложенных заданий: все испытуемые усвоили содержание учебного материала с коэффициентом усвоения знаний Ка > 0,7 при высоком значении среднего арифметического коэффициента усвоения (0,92) и незначительном разбросе знаний (0,03). На устном экзамене все испытуемые получили оценки «хорошо» и «отлично»; при этом оценку «отлично» получили 67,5% испытуемых. По результатам педагогической практики средний балл по группе составил 4,9 при незначительном разбросе. Руководителями педагогической практики (методистами и учителями) отмечалось, что у студентов сформированы основные знания, умения и навыки в области развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, заинтересованное, творческое отношение к практической работе.

Таким образом, использование тестирования в общей системе учебной работы в вузе способствует достижению весьма высокого уровня профессиональной компетенции студентов, улучшению подготовки выпускников по специальности 050713 Сурдопедагогика.

Библиографический список

Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. -М.: МИСИС, 1987. - 167 с.

Белкин Е. Л. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в вузе: Учеб. пособие / Е. Л. Белкин, Л. П. Коренев, Н. А. Теребулина; Мин-во высш. и сред. спец. образования РСФСР ; Моск. инт приборостроения, Орловск. фил. - Орел, 1989. - 65 с.

Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж, 1977. - 304 с. Гулидов И.Н. Методика конструирования тестов / И.Н. Гулидов, А.Н. Шатун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 112 с.

Нейман Ю.М. Педагогическое тестирование как измерение: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников; Центр тестирования М-ва образования РФ. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. - 67 с.

Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н.Ф. Талызина. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

Челышкова М.Б. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе / М.Б. Челышкова, Б. А. Савельев. - М.: Исслед. центр, 1995. - 86 с. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие / М.Б. Челышкова. - М.: Логос, 2002. - 4З2 с.

E. Z. JAKHNINA, O. V. MAKAROVA

THE USE OF TESTING IN THE PROCESS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION (ON THE SUBJECT OF TRAINING SPECIALISTS IN DEAF-AND-DUMB PEDAGOGY)

The article presents the results of a pedagogical experiment aimed at the analysis of the quality of students’ mastering the subjects which are connected with the methods of development and reproduction of oral speech with extensive use of testing in various types of academic work and at different stages of training.

Key words: testing, types of tasks, self-testing, factor of mastering knowledge

1.

2.

3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.

6.

8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.