Научная статья на тему 'Совершенствование внеаудиторной самостоятельной работы студентов при подготовке кадров для системы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Совершенствование внеаудиторной самостоятельной работы студентов при подготовке кадров для системы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование внеаудиторной самостоятельной работы студентов при подготовке кадров для системы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.33

Макарова О.В. ГОУ ВПО ОГУ, г. Орел

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Обеспечение устойчивого и динамичного развития российской системы специального образования актуализирует проблему совершенствования подготовки и переподготовки кадров, в том числе для образовательно-коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения слуха.

Модернизация высшего педагогического образования предполагает повышение эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов в условиях значительного увеличения времени на данный вид учебной работы: в ГОС ВПО (2005) количество часов на аудиторные занятия (лекции, практические занятия и др.) и внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине распределяется примерно поровну. При такой организации образовательного процесса совершенствование системы внеаудиторной самостоятельной работы студентов становится одной из приоритетных задач, решение которой содействует качественной подготовке будущего специалиста, включая глубокие профессиональные знания, умения и навыки, развитие таких качеств личности, как стремление к самообразованию, саморазвитию, способности к проектированию собственной образовательной деятельности, творческого роста.

Подготовка специалиста по специальности 031600 - Сурдопедагогика предполагает овладение педагогической системой развития слухового восприятия, формирования устной речи (ее восприятия и воспроизведения) у лиц с нарушениями слуха, разработанной в трудах И.Г. Багровой, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, И.В. Королевой, Е.П. Кузьмичевой, Э.И. Леонгард, Е.П. Микшиной, Э.В. Мироновой, Л.П. Назаровой, Л.В. Неймана, Т.В. Пелымской, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, Н.И. Шелгуновой, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхниной и др. Поэтому учебная дисциплина «Методика развития слухового восприятия» является одной из профилирующих в системе подготовки сурдопедагогических кадров. В учебных пособиях для студентов содержатся определенные вопросы и задания для самостоятельной работы по данной дисциплине (Л.П. Назарова, 2001; Л.А. Плуталова, 2004). Однако проблема организации и содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов по курсу «Методика развития слухового восприятия» на основе современных научно-методических подходов к данному виду учебной работы в вузе, предусматривающей опосредованное управление преподавателем познавательной деятельностью обучающихся, разработана недостаточно. В научно-методической литературе не определены педагогические условия, содействующие совершенствованию внеаудиторной самостоятельной работы по данной учебной дисциплине. В опубликованных заданиях не в полной мере учитываются требования последовательного включения в систему работы по теме (разделу) различных типов и видов заданий в соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся с учетом уровня знаний. Не разработаны также вопросы изучения готовности студентов к данному виду учебной работы по дисциплине «Методика развития слухового восприятия», систематического контроля преподавателем усвоения учебного материала студентами при реализации его оценочной, обучающей и воспитывающей функций, а также самоконтроля усвоения обучающимися учебного материала на основе формирующего тестирования как условия качественного образования, эффективной самоорганизации учебного процесса. Таким образом, имеется реальное противоречие между значимостью эффективной внеаудиторной самостоятельной работы для качественного усвоения студентами курса «Методика развития слухового восприятия» и недостаточной разработанностью вопросов ее организации и содержания.

Решение указанного противоречия определило проблему исследования: каковы педагогические условия совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика развития слухового восприятия», влияние их комплексной реализации на формирование профессиональной компетенции будущего сурдопедагога в области развития слухового восприятия у лиц, имеющих нарушения слуха.

Гипотеза исследования состояла в том, что успешному усвоению студентами дисциплины «Методика развития слухового восприятия» содействует совершенствование внеаудиторной самостоятельной работы, предусматривающее комплексную реализацию следующих педагогических условий:

- выявление готовности обучающихся к данному виду учебной работы на основе изучения их знаний по дисциплинам предшествующей подготовки, необходимых для данного курса, отношения к организации и содержанию внеаудиторной работы;

- последовательное включение в содержание работы по каждой теме различных типов и видов заданий с учетом характера познавательной деятельности обучающихся;

- введение систематического самоконтроля как условия более качественного усвоения знаний, эффективной самоорганизации учебного процесса;

- осуществление систематического контроля преподавателем усвоения учебного материала студентами при реализации его оценочной, обучающей и воспитывающей функций.

Педагогический эксперимент проводился на базе факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» (ОГУ), дефектологического факультета ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), а также на факультете переподготовки специалистов по дефектологии (ФПС) ГОУ ВПО МПГУ.

Констатирующий эксперимент включал 50 заданий тестового характера закрытой формы, направленных на выявление у испытуемых знаний учебного материала по дисциплинам предшествующей предметной подготовки, необходимых им для усвоения курса «Методика развития слухового восприятия». В контрольной работе вопросы из разных учебных дисциплин были представлены в случайной последовательности, одинаковой для всех испытуемых. При формулировании заданий использовалась общепринятая терминология из учебно-методических пособий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

В констатирующем эксперименте участвовали 83 студента. Контрольная работа проводилась на начало экспериментального обучения, испытуемые специально не готовились к ее выполнению. Предложенные задания они выполняли фронтально письменно в течение 60 минут после того, как экспериментатор убеждался, что процедура проверки им понятна. В процессе анализа полученных результатов определялся коэффициент усвоения знаний каждым испытуемым (по контрольной в целом и по ее частям) (В.П. Беспалько, 1977), среднее арифметическое значение коэффициента усвоения знаний по группе, среднеквадратичное отклонение значения коэффициента усвоения (по контрольной в целом и по ее частям), а также сопоставлялись результаты тестирования и оценки, полученные при итоговой аттестации по данным дисциплинам на первом - втором курсах.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что большинство испытуемых (89,2 %) выполнили контрольную работу с коэффициентом усвоения знаний К > 0,7, что свидетельствовало, по данным В.П. Беспалько, об их готовности к усвоению нового содержания на основе полученных знаний (среднее арифметическое значение коэффициента усвоения знаний по группе

К = 0,79). При этом выявлены определенные индивидуальные различия в качестве усвоения знаний (среднеквадратичное отклонение значения коэффициента усвоения знаний по группе 0,07). В процессе анализа полученных данных выявлены особенности выполнения заданий по каждой учебной дисциплине предшествующей предметной подготовки, а также вопросы, вызвавшие затруднения у большинства испытуемых, что учтено в заданиях для внеаудиторной самостоятельной работы, направленных на преодоление имеющихся пробелов в знаниях.

При сопоставлении результатов тестирования и оценок, полученных при итоговой аттестации на экзаменах по данным дисциплинам, оказалось, только у трети испытуемых результаты констатирующего эксперимента и экзаменационные оценки совпали; у большинства испытуемых результаты выполнения контрольных заданий оказались на один балл ниже. У студентов, получивших по итоговой аттестации оценку «удовлетворительно», коэффициент усвоения знаний К < 0,7, что не позволяет им усваивать новое содержание. Отметим, что у студентов, обучавшихся в ОГУ и на дефектологическом факультете МПГУ, получены близкие результаты констатирующего эксперимента.

По результатам констатирующего эксперимента испытуемые, уровень знаний которых К < 0,7, получали индивидуальные рекомендации по подготовке к повторной контрольной работе, которая включала не только задания, вызвавшие затруднения, но содержательно связанные с ними дополнительные вопросы по данному разделу курса. Обязательным условием являлось достижение уровня К > 0,7 за повторную контрольную работу.

Результаты констатирующего эксперимента позволили доказать необходимость изучения знаний студентов по дисциплинам предшествующей предметной подготовки, необходимых для усвоения нового курса, своевременного устранения выявленных недостатков знаний как одного из педагогических условий эффективного образовательного процесса.

Особенности отношения студентов к проведению внеаудиторной самостоятельной работы изучались в условиях анонимного анкетирования: выявлялись мотивы выполнения данного вида учебной работы, содержание выполняемых заданий, интенсивность, продолжительность и место проведения; методическая оснащенность; возможности использования компьютерных технологий.

В анкетировании участвовали 100 студентов. Полученные данные свидетельствовали о сознательном отношении всех респондентов к проведению внеаудиторной самостоятельной работы: ни один студент не указал, что посещение только аудиторных занятий обеспечивает достаточный уровень подготовки. Основными мотивами проведения внеаудиторной самостоятельной работы являлись заинтересованность в глубоких знаниях, в овладении профессиональными умениями и навыками (97,5 % респондентов), необходимость выполнения заданий преподавателя (95 % респондентов) и подготовки к итоговой аттестации (90,7 % респондентов), а также получения стипендии (48 % респондентов), у небольшой части (13 % респондентов) - оказание помощи собственным детям с нарушениями слуха. Студенты отметили, что в процессе внеаудиторной самостоятельной работы выполняют в основном традиционные задания, включая анализ научно-методической литературы, школьной документации, подготовку докладов, составление конспектов, разработку дидактических материалов и др. При этом 62 % студентов не считают, что должны проявлять инициативу в данном виде учебной работы. Результаты анкетирования свидетельствовали также о том, что время, затрачиваемое респондентами на внеаудиторную самостоятельную работу, не соответствует учебному плану. Только четверть опрошенных студентов указали, что занимаются внеаудиторной самостоятельной работой ежедневно (1 -2 часа), 67 % студентов занимаются 1 -2 часа несколько раз в неделю, 8 % студентов - перед экзаменом (зачетом). Это приводит к чрезмерной нагрузке в период сессии: 47 % студентов отметили, что занимаются в этот период более 6 часов в день. Большинство респондентов считают, что владеют компьютерными технологиями (программами Word, Excel и др.), что свидетельствует о возможности широкого использования в вузах новых образовательных средств. Одной из основных причин, не позволяющих полноценно проводить внеаудиторную самостоятельную работу, 80 % респондентов отметили недостаточность времени в связи с различными причинами (необходимость совмещения учебы и работы, получение дополнительного образования, особенности проведения досуга и др.). При этом значительных расхождений в ответах между респондентами разных факультетов и вузов не выявлено.

Эти данные позволили получить важную информацию о проведении студентами внеаудиторной самостоятельной работы, подтверждающую необходимость совершенствования ее организации и содержания. В экспериментальной группе результаты анкетирования были обсуждены с целью формирования у студентов более сознательного отношения к данному виду учебной работы.

При разработке содержания и методики обучающего эксперимента учитывались теоретические основы организации и содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе, основные положения системы развития слухового восприятия у лиц с нарушениями слуха, цели, задачи, организация и содержание учебной дисциплины «Методика развития слухового восприятия».

При разработке содержания внеаудиторной самостоятельной работы учитывались требования необходимости и достаточности объема информации в соответствии с уровнем развития науки и практики, преемственности с аудиторными занятиями (лекциями, практическими занятиями), внутрипредметной и межпредметной значимости изучаемых тем, а также трудоемкости выполнения студентами заданий, выявляемой в том числе с помощью анонимного анкетирования.

В процессе обучающего эксперимента в систему внеаудиторной самостоятельной работы студентов последовательно включались специально разработанные типы и виды заданий, учитывающие характер познавательной деятельности обучаемых в соответствии с уровнем знаний (ЕЛ. Белкин, Л.П. Коренев, Н.А. Теребулина, 1989; В.Г. Орловский, 1996; И.В. Харитонов, 1996). Важное значение придавалось введению систематического самоконтроля как условия более качественного усвоения знаний, эффективной самоорганизации учебного процесса.

При выполнении самостоятельных работ первого типа, направленных на формирование знаний первого уровня, познавательная деятельность обучающихся заключалась в закреплении основных положений методики развития слухового восприятия при повторении учебного материала на основе предложенного преподавателем алгоритма деятельности и посылок к этой деятельности, содержащихся в условии задания. Наряду с традиционными видами внеаудиторных самостоятельных работ - конспектирование, анализ научно-методической литературы и др. - использовались задания тестового характера для самопроверки знаний, направленные на опознавание объектов, явлений и понятий (выбор из альтернативы «да» - «нет»), их различение (выбор из нескольких вариантов

ответов, включающих верные и ошибочные) и классификацию (соотнесение нескольких признаков с несколькими объектами, явлениями и понятиями).

При выполнении самостоятельных работ второго типа, направленных на формирование знаний второго уровня, познавательная деятельность студентов заключалась в воспроизведении по памяти учебной информации, прямом использовании усвоенного учебного материала или частичном его преобразовании для интерпретации определенных фактов, обоснования выводов, формулирования собственных предложений, а также для выполнения заданий практического характера. В обучающем эксперименте использовались следующие виды заданий: анализ программно-методической документации, результатов аудиолого-педагогической диагностики нарушенной слуховой функции, динамического изучения восприятия устной речи детей разного возраста с нарушениями слуха; методический разбор типичных фрагментов специальных индивидуальных, групповых и фронтальных занятий, а также организации и содержания работы по развитию слухового восприятия на уроках и занятиях, во внеурочное время; самостоятельная разработка по предложенному преподавателем образцу фрагментов занятий и уроков, речевого материала, видов упражнений, дидактических материалов и др. В процессе самоконтроля усвоения учебного материала студентами использовались специально разработанные задания тестового характера, соответствующие второму типу внеаудиторных самостоятельных работ: подстановки (содержащие в своей формулировке косвенную подсказку в виде пропущенного слова, фразы, формулы, определенного признака или элемента деятельности), конструктивные задания (не содержащие такой подсказки и предполагающие самостоятельный развернутый ответ), установление правильной последовательности (действий, процессов, элементов и др., представленных в задании в случайном порядке), типовые задачи, предполагающие применение известных студентам формул, методических приемов и др. для их решения.

При выполнении самостоятельных работ третьего типа, направленных на формирование знаний третьего уровня, познавательная деятельность студентов заключалась в накоплении и проявлении нового для них опыта на базе ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Студенты самостоятельно выполняли задания, связанные прежде всего с практической деятельностью сурдопедагога -разработка конспектов уроков (занятий), календарных планов, дидактических материалов, отбор речевого материала, неречевых звучаний для развития слухового восприятия у детей, процедуры и методических приемов обследования нарушенной слуховой функции у детей разного возраста, начиная с младенческого, и взрослых и др. Важное значение придавалось творческой разработке практических материалов с учетом конкретных образовательно-коррекционных задач, индивидуальных особенностей воспитанников.

При выполнении самостоятельных работ четвертого типа, направленных на формирование знаний четвертого уровня, познавательная деятельность студентов заключалась в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении новых связей и отношений в условиях проведения экспериментальной работы по актуальным проблемам в области методики развития слухового восприятия, обобщения полученных результатов в виде докладов, в том числе в рамках студенческого научного общества, курсовых работ и др.

Методикой проведения обучающего эксперимента предусматривалось, что студенты приступали к выполнению заданий для внеаудиторной работы по теме после лекции (периода начальной организации опыта). Задания по каждой теме предлагались последовательно в соответствии с характером познавательной деятельности с учетом уровня знаний, включая тестовые задания для самопроверки усвоения учебного материала.

Организация обучающего эксперимента предполагала систематическое проведение различных контрольных мероприятий, включая целенаправленный оперативный текущий и периодический контроль усвоения студентами учебного материала по теме (разделу) при использовании специально разработанных заданий тестового характера. Эти проверки проводились на каждом практическом занятии, занимали 15-20 минут. При проведении проверок реализовывались оценочная, обучающая и воспитывающая функции контроля, по результатам которого с учетом коэффициента усвоения знаний каждым испытуемым проводились индивидуальные консультации, при необходимости повторные контрольные работы.

Контрольный эксперимент включал письменную контрольную работу по всем разделам программы (40 тестовых заданий, соответствующих второму типу самостоятельных работ) и устный экзамен. Результаты обучающего эксперимента оценивались также при проведении опроса руководителей педагогической практикой (методиста и учителей). На письменную контрольную работу отводилось 90 минут, ее процедура и проведение анализа полученных результатов

аналогичны констатирующему эксперименту. При проведении устного экзамена реализовывались все требования к данному виду аттестации студентов, билеты утверждались на заседании кафедры. Результаты педагогической практики оценивались по пятибалльной шкале.

Полученные результаты письменной контрольной работы свидетельствовали о высоком качестве выполнения испытуемыми предложенных заданий: все испытуемые усвоили содержание учебного материала с коэффициентом усвоения знаний К > 0,7 при высоком значении среднего арифметического коэффициента усвоения (0,92) и незначительном разбросе знаний (0,03). На устном экзамене все испытуемые получили оценки «хорошо» и «отлично», при этом оценку «отлично» получили 67,5 % испытуемых. При соотнесении данных о выполнении письменной контрольной работы и оценок за ответы на экзамене оказалось, что у всех студентов МПГУ и большинства студентов ОГУ оценки совпали.

По результатам педагогической практики средний балл по группе испытуемых составил 4,9 при незначительном разбросе. Руководителями педагогической практики (методистами и учителями) отмечалось, что у студентов сформированы основные знания, умения и навыки в области развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, заинтересованное, творческое отношение к практической работе.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что комплексная реализация педагогических условий совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы студентов по «Методике развития слухового восприятия» в общей системе учебной работы способствует достижению высокого качества усвоения содержания данной дисциплины обучающимися. Разработанный подход к совершенствованию внеаудиторной самостоятельной работы студентов может быть использован в процессе вузовского образования при подготовке кадров по другим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.