Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа студентов в системе специального образования'

Внеаудиторная работа студентов в системе специального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа студентов в системе специального образования»

Редакционная почта

163

жание общепедагогической подготовки студентов, предполагает определение базовых дидактических единиц в соответствии с факторами, условиями и особенностями образования личности и спецификой наук (научных отраслей), взаимодействующих с педагогикой.

На этом пути отечественная педагогическая школа может постепенно перейти от одностороннего обучения педагогике к

формированию профессионализма своих выпускников на основе межнаучных связей.

Литература

1. Фролов И.Т. Многомерный образ челове-

ка: комплексное междисциплинарное исследование человека / Отв. ред. И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. - М., 2001.

2. Человек // Философско-энциклопедичес-

кий словарь. - М., 2000.

Внеаудиторная работа студентов в системе специального образования

О. МАКАРОВА, ст. преподаватель Орловский государственный университет

Развитие российской системы специального образования актуализирует проблему совершенствования подготовки и переподготовки кадров, в том числе для образовательно-коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения слуха.

В ГОС ВПО (2005) количество часов на аудиторные занятия (лекции, практические занятия и др.) и внеаудиторную самостоятельную работу по каждой дисциплине распределяется примерно поровну. При такой организации образовательного процесса совершенствование системы внеаудиторной самостоятельной работы студентов становится одной из приоритетных задач, решение которой содействует качественной подготовке будущего специалиста, включая развитие таких качеств личности, как стремление к самообразованию, саморазвитию, способность к проектированию собственной образовательной деятельности, творческого роста.

Подготовка специалиста по специальности 031600 «Сурдопедагогика» предполагает овладение педагогической системой развития слухового восприятия, формирования устной речи (ее восприятия и воспро-

изведения) у лиц с нарушениями слуха. Поэтому учебная дисциплина «Методика развития слухового восприятия» является одной из профилирующих в системе подготовки сурдопедагогических кадров. В учебных пособиях для студентов содержится ряд вопросов и заданий для самостоятельной работы по данной дисциплине, однако проблема организации и содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов по курсу на основе современных научно-методических подходов к данному виду учебной работы в вузе, предусматривающему опосредованное управление преподавателем познавательной деятельностью обучающихся, разработана недостаточно. В научно-методической литературе не определены и педагогические условия, содействующие совершенствованию внеаудиторной самостоятельной работы по данной учебной дисциплине. Таким образом, имеется реальное противоречие между значимостью эффективной внеаудиторной самостоятельной работы для качественного усвоения студентами курса «Методика развития слухового восприятия» и недостаточной разработанностью вопросов ее организации и содержания.

164 Высшее образование в России • № 10, 2006

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что успешному усвоению студентами дисциплины «Методика развития слухового восприятия» способствует совершенствование внеаудиторной самостоятельной работы, предусматривающее комплексную реализацию следующих педагогических условий:

• выявление готовности обучающихся к данному виду учебной работы на основе изучения их знаний по дисциплинам предшествующей подготовки, отношения к организации и содержанию внеаудиторной работы;

• последовательное включение в содержание работы по каждой теме различных типов и видов заданий с учетом характера познавательной деятельности обучающихся;

• введение систематического самоконтроля как условия более качественного усвоения знаний, эффективной самоорганизации учебного процесса;

• систематический контроль преподавателем усвоения учебного материала студентами при реализации его оценочной, обучающей и воспитывающей функций.

Педагогический эксперимент проводился на базе факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета и дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.

Особенности отношения студентов к проведению внеаудиторной самостоятельной работы изучались в условиях анонимного анкетирования: выявлялись мотивы выполнения данного вида учебной работы, содержание выполняемых заданий, интенсивность, продолжительность и место проведения, методическая оснащенность, возможности использования компьютерных технологий.

В анкетировании участвовали 100 студентов. Полученные данные свидетельствовали о сознательном отношении всех респондентов к проведению внеаудиторной самостоятельной работы: ни один студент

не указал, что посещение только аудиторных занятий обеспечивает достаточный уровень подготовки. Основными мотивами проведения внеаудиторной самостоятельной работы являлись: заинтересованность в получении глубоких знаний, овладении профессиональными умениями и навыками (97,5%), необходимость выполнения заданий преподавателя (95%) и подготовки к итоговой аттестации (90,7%), а также получения стипендии (48%), у небольшой части (13%) — оказание помощи собственным детям с нарушениями слуха. Студенты отметили, что в процессе внеаудиторной самостоятельной работы они выполняют в основном традиционные задания, включая анализ научно-методической литературы, изучение школьной документации, подготовку докладов, составление конспектов, разработку дидактических материалов и др. Результаты анкетирования свидетельствовали также о том, что время, затрачиваемое респондентами на внеаудиторную самостоятельную работу, не соответствует учебному плану. Только четверть опрошенных студентов указали, что занимаются внеаудиторной самостоятельной работой ежедневно (1—2 часа), 67% студентов занимаются 1—2 часа несколько раз в неделю, 8% студентов — перед экзаменом (зачетом). Это приводит к чрезмерной нагрузке в период сессии: 47% студентов отметили, что занимаются в этот период более 6 часов в день.

Организация обучающего эксперимента предполагала систематическое проведение различных контрольных мероприятий, включая целенаправленный оперативный текущий и периодический контроль усвоения студентами учебного материала по теме (разделу) при использовании специально разработанных заданий тестового характера. Эти проверки проводились на каждом практическом занятии и занимали 15—20 минут. При проведении проверок реализовывались оценочная, обучающая и воспитывающая функции контроля, по результатам которого с учетом коэффициента усвоения знаний каждым испытуемым прово-

Редакционная почта

165

дились индивидуальные консультации, при необходимости — повторные контрольные работы.

Эксперимент включал письменную контрольную работу по всем разделам программы и устный экзамен. Результаты обучающего эксперимента оценивались также при проведении опроса руководителей педагогической практикой (методиста и учителей).

По результатам педагогической практики средний балл по группе испытуемых составил 4,9 при незначительном разбросе. Руководителями отмечалось, что у студентов сформированы основные знания, умения и навыки в области развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, заинтересованное, творческое отношение к практической работе.

И. СЛЕПЦОВА, соискатель Педагогическая академия последипломного образования

Успех модернизации образования в регионе в значительной степени определяется кадровым потенциалом муниципальной системы образования. В этом контексте выделяется роль среднего профессионального образования (СПО), которое, в отличие от общего и высшего, развивается в тесном взаимодействии со сферой труда и направлено на подготовку специалистов-практиков.

Одинцовский филиал Московского областного педколледжа является показательным образовательным учреждением СПО в районе и регионе, целенаправленно реализующим социальный заказ на подготовку специалистов. Мы считаем, что целесообразно провести реорганизацию филиала в самостоятельное образовательное учреждение среднего профессионального образования — «Одинцовский муниципальный педагогический колледж», способный эффективно осуществлять подготовку кадровых ресурсов на базе системы мониторинга текущих и перспективных потребностей региона в квалифицированных педагогических кадрах.

Одинцовский муниципальный педагогический колледж в соответствии с организационно-правовым статусом должен представлять собой самостоятельное образова-

Модель

инновационного

колледжа

тельное учреждение СПО повышенного уровня (или структурное подразделение муниципального университета), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров и обеспечивающее студентам повышенный уровень квалификации.

Его деятельность должна отвечать следующим требованиям:

1) соответствовать организационноправовому статусу колледжа, выпускать специалистов высокой квалификации, ориентированных на практическую деятельность и успешную профессиональную карьеру в муниципальных образовательных учреждениях района;

2) осуществлять инновационную деятельность по основным направлениям воспитательно-образовательной работы, апробацию новых идей, инноваций по различным аспектам деятельности системы СПО;

3) стать структурным звеном открытой сетевой организации профильного обучения, получить статус экспериментальной площадки для проведения инновационной деятельности и стать одним из опорных учреждений в процессе модернизации образования в районе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.