13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 376.3 МАКАРОВА О.В.
доцент, кандидат педагогических наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, E-mail: [email protected]
UDC 376.3 MAKAROVA O.V.
associate professor, candidate of pedagogical sciences, Orel
State University E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ*
INCREASE IN EFFICIENCY OF OUT-OF-CLASS INDEPENDENT WORK IN THE SYSTEM OF PREPARATION OF DEFEKTOLOGICHESKY SHOTS
В статье представлено содержание и организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Социальная реабилитация лиц с проблемами в развитии», разработанное на основе комплексной реализации педагогических условий, способствующих ее активизации, повышению качества дефектологического образования.
Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
The article presents the content and organization of extracurricular independent work of students in the study of the discipline «Social rehabilitation ofpersons with developmental problems», developed on the basis of a comprehensive implementation of pedagogical conditions contributing to its activation, improving the quality of defectological education.
Keywords: out-of-class independent work, social rehabilitation of children with disabilities.
Приоритетной задачей повышения эффективности профессионального образования является совершенствование внеаудиторной самостоятельной работы студентов как условия наиболее полноценного формирования профессиональной компетенции, развития ценностно-смыслового отношения к будущей профессии, активизации самообразования и саморазвития, рефлексивной культуры, способности к проектированию собственной образовательной деятельности.
В процессе педагогического эксперимента, проведенного на базе института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», а также медицинского центра «Сакара» г. Орла разработан комплексный подход к совершенствованию внеаудиторной самостоятельной работы студентов в системе формирования у них профессиональной компетенции в одной из важнейших областей дефектологии - социальной реабилитации лиц с проблемами в развитии.
Научно обосновано и экспериментально доказано, что повышению качества дефектологического образования в данной области способствует комплексная реализация следующих педагогических условий активизации самостоятельной работы студентов:
• изучение знаний обучающихся, полученных в процессе предшествующей профессиональной подготовки и необходимых для освоения нового курса, устранение выявленных недостатков;
• использование в процессе работы по каждой теме
различных видов заданий, учитывающих структуру познавательной деятельности, включая задания тестового характера;
• своевременное освоение обучающимися содержания каждой темы на основе рекомендаций преподавателя по результатам систематического контроля;
• практическое освоение умений и навыков [2].
Результаты педагогического эксперимента свидетельствовали о высоком качестве освоения содержания дисциплины студентами и целесообразности внедрения разработанного подхода в систему подготовки магистров по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии. Это предполагает, что в начале изучения нового курса проводится контрольная работа, направленная на проверку, так называемых, «остаточных знаний» по дисциплинам предшествующей подготовки, необходимых для освоения содержания нового курса. Контрольную работу студенты выполняют фронтально на первом практическом занятии, заполняя специальные бланки, включающие задания тестового характера. При обработке полученных результатов определяется коэффициент усвоения знаний каждым студентом по контрольной в целом и по частям на основе тестового метода, разработанного В.П. Беспалько (1977) [1]. Проводится качественный анализ, предполагающий выявление вопросов, вызвавших затруднения у испытуемых, на основе которого разрабатываются типичные задания для
* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.
© Макарова О.В. © Makarova O.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (80), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 80. 2018
внеаудиторной самостоятельной работы, направленные на устранение пробелов в знаниях.
Эффективное проведение внеаудиторной самостоятельной работы обеспечивается не только выполнением традиционных заданий, но и систематическим самоконтролем усвоения учебного материала студентами при использовании специально разработанных разноуровневых заданий тестового характера. Предусматривается последовательное выполнение заданий, соответствующих четырем уровням усвоения. Отбор содержания учебного материала для тестовых заданий осуществляется с учетом требований необходимости и достаточности объема информации в соответствии с уровнем развития науки и практики, преемственности с аудиторными занятиями (лекциями, практическими занятиями), внутрипредметной и межпредметной значимости изучаемых тем [2].
Освоение умений и навыков обеспечивается проведением внеаудиторной самостоятельной работы на базе практического учреждения.
В процессе проведения внеаудиторной самостоятельной работы в медицинском центре «Сакара» г Орла студенты под руководством специалистов подбирали методы и методики для диагностики развития, общения и деятельности детей разных возрастов, составляли диагностические программы, проводили психолого-педагогическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проектировали индивидуальные маршруты развития, образования, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения, овладевали методами и технологиями, позволяющими решать диагностические и коррекционные задачи в образовании, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ.
Создать программу для ребенка, построенную с учетом его индивидуальных особенностей, затруднений и сильных сторон, невозможно без детальной оценки начального уровня его развития. Студентов знакомили с несколькими тестами и опросниками: Vinland (Шкала адаптивного поведения «Вайнлэнд») и ABAS («Эбас, Система тестирования адаптивного поведения»), которые являются стандартизированными тестами для определения базового уровня адаптивного поведения ребенка. Кроме стандартизированных тестов студенты работали с не стандартизированными опросниками, которые использует поведенческий специалист. В отличие от Vinland и ABAS, где ответы даются на основании того, что интервьюированный уже знает о ребенке, эти нестандартизированные опросники требуют проведения определенных занятий с ребенком и предъявления разнообразных материалов, чтобы понять, сформи-
рован тот или иной навык. Данные занятия закрепляли умения студентов проводить психолого-педагогическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опросник ADDLS-R, Assessment of Basic Learning and Skills, Reuised («Эйблс», Опросник базовых учебных и вербальных способностей, дополненный) и VB-MAPP, Verbal Behauior Milestones Assessment and Placement Program («ВиБи-Мэпп», Опросник вербального поведения) помогали студентам выявить затруднения ребенка и определить какие навыки следует формировать в первую очередь. После оценки начального развития ребенка студенты составляли обучающие программы, которые в первую очередь были направлены на формирование и развитие самых необходимых в повседневной жизни навыков: общение, социализация, умение играть. Студенты учились использовать данные наблюдения, опросников и интервью с людьми, окружающими ребенка, а также данные, полученные в ходе применения стандартизированных тестов.
Создание индивидуальной программы включает совместную работу многих специалистов: специалист по моторному развитию, логопед, дефектолог и др., что позволило сформировать у студентов умение работать в команде.
Студенты знакомились с наиболее успешными и научно обоснованными подходами развития и коррекции поведения особых детей. Многочисленные техники, стратегии, методологические приемы, которые осваивали студенты, позволят будущему специалисту улучить качество жизни детей, стать более самостоятельными, вне зависимости от того, сколько ему лет, и вне зависимости от того, насколько серьезны сложности развития. Студенты на практике видели, что ежедневная и многочасовая работа позволяет достичь продвижения: каждый ребенок может сделать маленький шаг вперед, приближаясь к нашей заветной цели - самостоятельной жизни среди других людей.
Итоговой контроль предполагает проведение письменной контрольной работы, включающей задания тестового характера по всем разделам программы, предусматривающих воспроизведение учебного материала или его применение для решения типовых педагогических задач - подстановки, конструктивные задания, установление правильной последовательности и др., а также проведения экзамена с учетом современных требований к данному виду аттестации студентов в вузе с обязательным включением в каждый билет не только вопросов теоретического и методического характера, но и практических заданий.
Реализация разработанного комплексного подхода к активизации самостоятельной работы студентов является одним из условий высокого качества дефектологического образования.
Библиографический список
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем . -Воронеж, 1977. 304 с.
2. Макарова О.В. Активизация самостоятельной работы студентов как средство повышения качества сурдопедагогического образования : на примере изучения методики развития слухового восприятия : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03. Москва, 2006. 244 с.
References
1. Bespalko, V. P. Bases of the theory of pedagogical systems / Accusative of Bespalko. Voronezh, 1977. 304 p.
2. Makarova O.V. Activization of independent work of students as means of improvement of quality of surdopedagogichesky education: on the example of studying of a technique of development of acoustical perception: thesis... candidate of pedagogical sciences: 13.00.03. Moscow, 2006. 244 p.