Научная статья на тему 'Критерии, показатели и индикаторы продуктивности деятельности образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ'

Критерии, показатели и индикаторы продуктивности деятельности образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / CRITERIA / ИНДИКАТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / PRODUCTIVITY EDUCATIONAL ORGANIZATION / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / ТРУДОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / EMPLOYMENT ORIENTATION / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / DISABILITIES / PERSONAL FULFILLMENT / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикбулатова Альбина Ахатовна, Петрова Елена Алексеевна, Морозова Инна Григорьевна

В статье представлены результаты исследования по оценке продуктивности образовательной организации в части трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ. Также представлен разработанный комплекс критериев, показателей и индикаторов продуктивности деятельности образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бикбулатова Альбина Ахатовна, Петрова Елена Алексеевна, Морозова Инна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Criteria and Indicators of Productivity of Educational Organization of Labor and Vocational Guidance of Persons with Disabilities

The article presents the results of a study to assess the efficiency of the educational organization of the employment and vocational guidance of persons with disabilities. Also presented developed a set of criteria, indicators and productivity indicators of activity of educational organization of labor and vocational guidance of persons with disabilities and the HIA are attributable to different nosology.

Текст научной работы на тему «Критерии, показатели и индикаторы продуктивности деятельности образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ»

20/7/2

А. А. Бикбулатова, Е. А. Петрова, И. Г. Морозова

УДК 316

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ ПРОДУКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТРУДОВОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

П о данным Организации Объединенных Наций, около 10% мирового населения являются инвалидами, это примерно 650 млн человек. При этом, по данным Программы развития ООН (ПРООН), на долю развивающихся стран, к числу которых относится Россия, приходится более 80 % инвалидов, т. е. более 500 млн человек [15]. По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2016 года в России имеют статус «инвалид» 12 751 человек из 146 519 населения, что составляет примерно 8,8 % населения. При этом доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет только 20,5 % [8]. Несмотря на незначительное снижение общей численности инвалидов в период 2014-2016 гг., количество детей с инвалидностью неуклонно растет: с 519 тысяч в 2010 году до 617 тысяч в 2016 г. [8]. Проблема увеличения числа детей с инвалидностью обусловила включение мер по снижению уровня инвалидности и повышению качества жизни граждан с инвалидностью в Стратегию национальной безопасности РФ [14].

Исторический опыт свидетельствует о том, что именно трудовая и профессиональная ре-

ализация является эффективным способом решения не только материальных, но и большинства социально-психологических проблем людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В связи с этим современная государственная политика должна быть направлена не столько на материальное обеспечение, сколько на организацию занятости инвалидов, которая невозможна без эффективной трудовой и профессиональной ориентации [11, с. 265].

На основе сравнительного изучения отечественного и зарубежного опыта в России проектируется система трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ. Важнейшими вопросами создания системы инклюзивного образования являются координация и взаимодействие вузов, осуществляющих обучение инвалидов и лиц с ОВЗ. С целью решения данных проблем Минобрнауки России создает сеть Ресурсных учебно-методических центров (далее - РУМЦ) на базе вузов Российской Федерации. В Российском государственном социальном университете (РГСУ) создан РУМЦ, осуществляющий разработку методологической базы и технологию осуществления трудового и профессионального ориентирования инвалидов и лиц с ОВЗ. Цель деятельности РУМЦ РГСУ - повышение доступности и качества высшего образования, а также развитие и реализация эффективной системы профориентации среди людей с инвалидностью и ОВЗ.

Реальные достижения в этой области для лиц с инвалидностью и ОВЗ невозможны без системного контроля и измерения результатов. Мониторинг деятельности образовательных организаций и региональных ресурсных центров по трудовой и профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью в полной мере обеспечит возможность создания гибкой системы. Кроме того, необходимость сбора мониторинговых результатов продиктована потребностью создания общей базы данных, характеризующих деятельность образовательных организаций и региональных ресурсных центров по трудовому и профессио-

нальному ориентированию лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также прогнозирования развития системы на уровне мировых трендов.

Таким образом, актуальность разработки критериев, показателей и индикаторов продуктивности деятельности образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям (слабовидящим, слепым, слабослышащим, глухим, лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата), продиктована необходимостью отслеживания состояния и развития системы, повышением ответственности руководителей образовательных организаций и региональных ресурсных центров трудового и профессионального ориентирования за соблюдение законодательных норм.

Цель статьи - представление результатов исследования по разработке критериев, показателей и индикаторов продуктивности деятельности образовательной организации в части трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям.

Разработка и обоснование критериев и показателей оценки эффективности и качества профориентационной работы и образовательного процесса в целом относится к числу наиболее сложных и неразработанных теоретических проблем. Это объясняется отсутствием теории оценочной деятельности, несогласованностью понятийного аппарата, трудностями с определением общей стратегии разработки основ конструирования критериального аппарата, необъективностью оценки качества реальных достижений.

В рамках проводимого исследования с целью выявления критериев, показателей и индикаторов, характеризующих продуктивность деятельности образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ, используемых в образовательных организациях РФ, был проведен опрос организаций, реализующих программы трудовой и профессиональной ориентации, а также обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ. Опрос прово-

дился в период с 01.09.2016 г. по 30.09.2016 г. РУМЦ ФГБОУ ВО РГСУ. В исследовании приняли участие 93 образовательные организации разных типов из 23 регионов РФ. Территориальное распределение участников исследования: из Москвы - 11; из МО - 12; из других регионов - 73.

В рамках исследования были заданы следующие вопросы:

1. Каковы, по Вашему мнению, критерии осуществления эффективной работы организации по трудовому и профессиональному ориентированию инвалидов и лиц с ОВЗ?

2. Каковы, по Вашему мнению, показатели осуществления эффективной работы организации по трудовому и профессиональному ориентированию инвалидов и лиц с ОВЗ?

3. Каковы, по Вашему мнению, индикаторы осуществления эффективной работы организации по трудовому и профессиональному ориентированию инвалидов и лиц с ОВЗ?

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большинство специалистов неверно дифференцирует понятия «критерий», «показатель» и «индикатор». Продуктивная деятельность образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям, должна строиться с учетом единого понимания критериев, показателей и индикаторов, которые в дальнейшем могут быть заложены в модель мониторинга. Таким образом, для выявления и разработки критериев, показателей и индикаторов продуктивности деятельности образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям, необходимо остановиться на характеристике данных понятий.

Понятие «критерий» происходит от греческого «kriterюn» - признак, служащий основой оценки [4]. Иными словами, под «критерием» следует понимать признак, на основании которого производится оценка.

Совокупность критериев, на основании которых проводится оценка, образует систему критериев. Таким образом, под системой

критериев следует понимать совокупность нормативов, стандартов, установленную экспертным, экспериментальным и другими методами, отвечающую требованиям (как должно быть) и учитывающую сложившиеся условия социальной действительности (что имеется в настоящее время), при которой поддерживается нормальное и обеспечивается наиболее благоприятное функционирование всех элементов системы [6, с. 89].

Большой толковый словарь определяет понятие «показатель» как «... способ: представления хода свойств; развития чего-либо в виде цифровых данных» [3, с. 1007].

Социальный показатель в структуре содержит а) в своей величине, степени развития (изменений) социального объекта (явления, процесса) выражает качественно-оценочную характеристику состояний объекта, его признаков, свойств, черт; б) в величине и степени развития указывает на меру интенсивности, другие особенности проявления качества [1, с. 91].

Соотношение понятий «показатель» и «индикатор» весьма неоднозначно. Отечественные авторы А. С. Белкин, М. Л. Агранович, Е. В. Ткаченко и др. говорят об отсутствии отличий между этими понятиями [1; 7; 13]. Однако большинство исследователей склоняется к мнению, что понятия «показатель» и «индикатор» не тождественны.

Трактовка понятия «индикатор» также неоднозначна. Понятие «индикатор» пришло в социальные науки из технических, где характеризовалось как прибор (устройство), отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого технического процесса или объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком. В социальном измерении нахождение индикаторов представляет специальную системную задачу. Поиск индикатора осуществляется в контексте принятой теории (парадигмы), где отражены существенные свойства, признаки, черты, а следовательно, и параметры данного явления, отличающие его от всех других явлений. Именно свойства, признаки, черты, характеризующие данное явление в целом,

выступают в качестве показателя, а их измерение как свидетельство конкретного состояния изучаемого объекта требует соответствующих индикаторов [12, с. 40].

Таким образом, в рамках проводимого исследования приняты следующие определения: «критерий» - это признак, на основании которого производится оценка; «показатель» -это определяемая характеристика, по которой можно судить о состоянии чего-либо; это наблюдаемый измеритель критерия; «индикатор» - это инструмент измерения, дающий возможность конкретизации того или иного показателя, наглядный оценщик состояния объекта, отдельных его свойств и признаков.

Наиболее унифицированной и удобной для использования версией является группировка критериев, целевых показателей и индикаторов в единый базовый комплекс. При этом важно, чтобы получаемые в ходе мониторинга количественные результаты имели прогностические решения и давали возможность для разработки аналитических материалов по оптимизации системы трудового и профессионального ориентирования.

В исследовании С. В. Хохловой [17, с. 76] продуктивность деятельности образовательной организации представлена как единая система, состоящая из качества результатов, качества функционирования и качества условий. При этом все три компонента тесно взаимосвязаны (рис. 1), что обеспечивает комплексный подход к оценке продуктивности.

Рисунок 1. Компоненты продуктивности деятельности образовательной организации и их взаимосвязь

Исходя из вышесказанного, а также из логики системного содержания деятельности образовательных организаций по трудовому

и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям (слабовидящим, слепым, слабослышащим, глухим, лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата), структурными компонентами критериев при их разработке выступили условия, процесс и результаты трудового и профессионального ориентирования. Внутри каждого сегмента были определены критерии, показатели и индикаторы. В итоге каждый критерий анализируется через ряд выделенных показателей, которые, в свою очередь, подкрепляются индикаторами.

В основу разработки легли методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн); методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах [10].

Кроме того, комплекс критериев, показателей и индикаторов разработан с учетом положений статей 42, 66 и 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [16].

Все критерии были разделены на три группы:

1. Условия реализации трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным но-зологиям (слабовидящим, слепым, слабослышащим, глухим, лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

2. Процессы реализации трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным но-зологиям (слабовидящим, слепым, слабослышащим, глухим, лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

3. Результаты реализации трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным

нозологиям (слабовидящим, слепым, слабослышащим, глухим, лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Моделирование критериев и показателей, отражающих результаты трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, было основано на анализе количественных показателей реализации программ трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, системы их трудоустройства и постдипломного сопровождения.

По итогам проведенного исследования произведена группировка критериев и показателей в единый базовый комплекс (таблица 1), который опирается на четкие и понятные в расчете индикаторы, имеющие, в первую очередь, количественную основу.

Следует отметить, что эксперты, принявшие участие в исследовании, при разработке данного комплекса критериев, показателей и индикаторов ставили своей задачей создать методологию оценки каждого из показателей, которая в рамках пилотного мониторинга может быть проверена на возможность получения итоговых значений и оценки достижения запланированных данных. Данный комплекс критериев, показателей и индикаторов не является абсолютным. Он может быть дополнен новыми содержаниями и компонентами. Содержание некоторых критериев и показателей может быть изменено в соответствии с поставленными задачами и условиями.

В основу разработки был заложен комплексный подход с учетом модели деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Критерии, показатели и индикаторы были сгруппированы в три блока: условия, процесс и результаты профориентационной работы.

Предложенный комплекс критериев, показателей и индикаторов может быть включен в проектирование форм мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по трудо-

20/7/2

Таблица 1.

Комплекс критериев, показателей и индикаторов продуктивности деятельности образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц

с инвалидностью и ОВЗ

№ Критерий Показатель Индикатор

1. Условия реализации трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям (слабовидящим, слепым, слабослышащим, глухим, лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

1.1.1. Расходы на формирование доступной (безбарьерной) среды Удельный вес расходов на формирование доступной (безбарьерной) среды в образовательной организации в общем объеме расходов

Расходы на одного абитуриента / студента с ОВЗ

1.1.2. 1.1. Финансово- экономическое обеспечение Расходы на обеспечение техническими средствам трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ Удельный вес расходов на обеспечение техническими средствам трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ

трудового и профессионального Расходы на одного абитуриента / студента с ОВЗ

1.1.3. ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ Расходы на кадровое сопровождение трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ Удельный вес расходов на кадровое сопровождение трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ

Расходы на одного абитуриента / студента с ОВЗ

1.1.4. Расходы на методическое сопровождение трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ Удельный вес расходов на методическое сопровождение трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ

Расходы на одного абитуриента / студента с ОВЗ

1.2.1. 1.2. Обеспеченность деятельности образовательной организации трудовому и Наличие Положения, регламентирующие работу по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ, размещены на официальном сайте вуза

1.2.2. профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ Наличие плана мероприятий развития трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ +/-

№ Критерий Показатель Индикатор

1.3.1. 1.3.2. 1.3. Доступность среды Доступность среды для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Доступность среды для лиц с нарушениями зрения

1.3.3. 1.3.1. образовательной организации для лиц с инвалидностью и ОВЗ Доступность среды для лиц с нарушениями слуха Доступность среды для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Удельный вес помещений образовательной организации (%)

1.3.2. Доступность среды для лиц с нарушениями зрения

1.4.1. Наличие отдела (структурного подразделения) по трудовому и профессиональному ориентированию с ОВЗ и инвалидностью

1.4.2. Наличие ответственного за организацию трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидность и ОВЗ +/-

1.4.3. 1.4. Обеспеченность Наличие специалистов, осуществляющих трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ +/-

- процесса трудового и профессионального Из них:

1.4.4. Наличие профконсультантов

1.4.5. ориентирования лиц с инвалидностью Наличие педагогов-психологов

1.4.6. и ОВЗ кадрами Наличие специалистов

1.4.7. Наличие специалистов по техническим и программным средствам

1.4.8. Наличие сурдопедагогов Численность специалистов в штате вуза, обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью

1.4.9. Наличие переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчик)

1.4.10. Наличие тифлопедагогов

1.4.11. Наличие тьюторов

1.4.12. Наличие ассистентов-помощников

1.4.13. Наличие других специалистов

20/7/2

№ Критерий Показатель Индикатор

Количество специалистов, имею-

щих квалификацию по трудовому и профессиональному ориентиро-

вания лиц с инвалидностью и ОВЗ

1.4.14. 1.4. Обеспеченность процесса трудового и профессионального ориентирования лиц Уровень образования специалистов, осуществляющих трудовое и профессиональное Удельный вес специалистов, имеющих квалификацию по трудовому и профессиональному ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ (%)

с инвалидностью и ОВЗ кадрами ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ Количество специалистов, повысивших квалификацию в течение 3-х лет

Удельный вес специалистов,

повысивших квалификацию

в течение 3-х лет (%)

- Для лиц с нарушениями зрения:

1.5.1. Наличие брайлевской техники +/-

1.5.2. Наличие электронных луп +/-

1.5.3. Наличие видеоувеличителей +/-

Наличие программ

1.5.4. не визуального доступа к информации +/-

1.5.5. Наличие иных технических средств +/-

- Для лиц с нарушениями слуха:

1.5.6. 1.5. Обеспечение Наличие звукоусиливающей аппаратуры +/-

1.5.7. процесса трудового и профессионального Наличие мультимедийных средств для лиц +/-

ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ техническими с нарушениями слуха

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.5.8. Наличие иных технических средств +/-

- средствами по Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

разным нозологиям Наличие

1.5.9. специализированной компьютерной техникой +/-

1.5.10. Наличие специального программного обеспечения +/-

Наличие альтернативных

1.5.11. устройств ввода информации +/-

1.5.12. Наличие иных технических средств +/-

- Для лиц других нозологических групп:

1.5.13. Наличие иных технических средств +/-

№ Критерий Показатель Индикатор

1.6.1. 1.6. Методическая поддержка трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ Проведение семинаров/ вебинаров по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ Количество семинаров / вебинаров

Количество участников

1.6.2. Проведение конференций по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ Количество конференций

Количество участников

1.6.1.

Наличие публикаций по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ Количество публикаций

2. Процессы реализации трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ относимых к разным нозологиям (слабовидящим, слепым, слабослышащим, глухим, лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

2.1.1. 2.1. Профессиональное информирование лиц с инвалидностью и ОВЗ относимых к разным нозологиям Проведение информационных кампаний Количество мероприятий

Количество участников

Количество участников с инвалидностью и ОВЗ

2.1.2. Профессиональное информирование на сайте Количество публикаций

2.1.3. Издание информационных материалов Тираж

2.2.1. 2.2. Профессиональное консультирование лиц с инвалидностью и ОВЗ относимых к разным нозологиям Профессиональное консультирование лиц с нарушениями зрения Количество

Удельный вес (%)

2.2.2. Профессиональное консультирование лиц с нарушениями слуха Количество

Удельный вес (%)

2.2.3. Профессиональное консультирование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Количество

Удельный вес (%)

2.2.4. Профессиональное консультирование лиц других нозологических групп Количество

Удельный вес (%)

- 2.3. Адаптация программ трудовой и профессиональной ориентации для лиц с инвалидностью и ОВЗ относимых к разным нозологиям Наличие выбора методов профессионального и трудового ориентирования, доступных:

2.3.1. Для лиц с нарушениями зрения +/-

2.3.2. Для лиц с нарушениями слуха +/-

2.3.3. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата +/-

20/7/2

№ Критерий Показатель Индикатор

2.3.4. 2.3. Адаптация программ трудовой и профессиональной ориентации для лиц с инвалидностью и ОВЗ относимых к разным нозологиям Для лиц других нозологических групп +/-

- Наличие адаптированного стимульного материала:

2.3.5. Для лиц с нарушениями зрения +/-

2.3.6. Для лиц с нарушениями слуха +/-

2.3.7. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата +/-

2.3.8. Для лиц других нозологических групп +/-

- 2.4. Реализация программ трудовой и профессиональной ориентации для лиц с инвалидностью и ОВЗ относимых к разным нозологиям Численность лиц с инвалидностью и ОВЗ, прошедших программу профессиональной ориентации из них:

2.4.1. Лиц с нарушениями зрения Количество

Удельный вес (%)

2.4.2. Лиц с нарушениями слуха Количество

Удельный вес (%)

2.4.3. .Лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Количество

Удельный вес (%)

2.4.4. Лиц других нозологических групп Количество

Удельный вес (%)

- Численность лиц с инвалидностью и ОВЗ, прошедших программу трудовой ориентации из них:

2.4.5. Лиц с нарушениями зрения Количество

Удельный вес (%)

2.4.6. Лиц с нарушениями слуха Количество

Удельный вес (%)

2.4.7. Лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Количество

Удельный вес (%)

2.4.8. Лиц других нозологических групп Количество

Удельный вес (%)

- 2.5. Качество организации процесса трудового и профессионального ориентирования и сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ Количество лиц с ОВЗ и инвалидностью, получающих:

2.5.1. Психолого-педагогическое сопровождение Количество

Удельный вес (%)

2.5.2. Медицинское сопровождение Количество

Удельный вес (%)

2.5.3. Тьюторинг Количество

Удельный вес (%)

2.5.4. Иное сопровождение Количество

Удельный вес (%)

2.5.5. Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами профессиональной и трудовой ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью +/-

№ Критерий Показатель Индикатор

3. Результаты реализации трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ относимых к разным нозологиям (слабовидящим, слепым, слабослышащим, глухим, лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

3.1.1. 3.1. Результаты трудового и профессионального ориентирования и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью Численность абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ, успешно прошедших программу профессиональной ориентации Количество Удельный вес (%)

3.1.2. Численность абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ, прошедших программу трудовой и профессиональной ориентации поступивших в образовательные организации Количество Удельный вес (%)

3.1.3. Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ, успешно прошедших программу трудовой и профессиональной ориентации Количество Удельный вес (%)

3.1.4. Численность лиц с инвалидностью и ОВЗ, прошедших программу трудовой и профессиональной ориентации, участвующих в конкурсах профессионального мастерства Количество Удельный вес (%) Результат

3.2.1. 3.2. Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью Создан и функционирует отдел по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью +/-

3.2.2. Наличие штатной единицы, выполняющей обязанности по сопровождению трудоустройства инвалидов +/-

3.2.3. Количество программ трудоустройства выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью Количество

3.2.4. Численность трудоустроенных выпускников вуза из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ Количество

3.2.5. Численность выпускников вуза с инвалидностью и ОВЗ, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года с ОВЗ и инвалидностью Удельный вес (%)

3.2.6. Численность выпускников с ОВЗ и инвалидностью, трудоустроившихся по специальности в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общем числе выпускников предыдущего года Удельный вес (%)

3.3.1. 3.3. Обеспеченность сопровождения трудовой адаптации выпускников с инвалидностью и ОВЗ Утверждена программа постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение (не менее 3-х лет после окончания вуза) +/-

20/7/2

вому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования по оценке продуктивности образовательной организации в части трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ. Также представлен разработанный комплекс критериев, показателей и индикаторов продуктивности деятельности образовательной организации по трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям.

Ключевые слова: критерии, показатели, индикаторы, продуктивность деятельности образовательной организации, профориентация, трудовая ориентация, инвалидность.

SUMMARY

The article presents the results of a study to assess the efficiency of the educational organization of the employment and vocational guidance of persons with disabilities. Also presented developed a set of criteria, indicators and productivity indicators of activity of educational organization of labor and vocational guidance of persons with disabilities and the HIA are attributable to different nosology.

Key words: criteria, indicators, productivity educational organization, career guidance, employment orientation, disability, disabilities, personal fulfillment, employment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, С. Н. Силина. - Шад-ринск: ШГПИ, 1998. - 298 с.

2. Бикбулатова А. А., Петрова Е. А. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями и совершенствованию профориентационной работы: учеб.-ме-тод. пособие. - М.: Изд-во РГСУ, 2016. - 143 с.

3. Большой толковый словарь русского

языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Но-ринт, 2004. - 1534 с.

4. Глоссарий [Электронный ресурс]. -URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_find.cg i?ph=%EA%F0%E8%F2%E5%F0%E8%E9&a ction.x=40&action.y=2.

5. Каштанова С. Н. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Электронный ресурс] / С. Н. Каштанова, И. Ф. Филь-ченко // Современные научные исследования и инновации. - 2016. -№ 10.

6. Макарова О. Ю. Критерии и показатели оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1-2. -С. 348-351.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс / М. Л. Агранович [и др.]. - М.: Унив. кн., 2006. -187 с.

8. Общая численность инвалидов по группам инвалидности: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ popula-tion/disabilities/#.

9. Петрова Е. А., Пчелинова В. В., Джа-фар-Заде Д. А. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие. - М.: Изд-во РГСУ, 2016. -308 с.

10. О направлении методических рекомендаций вместе с Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах: письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 № ВК-163/07.

11. Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ: коллективная монография / под ред. Е. А. Петровой. - М.: Изд-во РГСУ, 2016. - 300 с.

12. Социальные технологии: толковый словарь / отв. ред. В. Н. Иванов. - М.: Центр социальных технологий, 1995. - 257 с.

13. Ткаченко Е. В. Концепция непреры-

вного дизайн-образования / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. - М.: НИИ развития проф. образования, 2006. - 43 с.

14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669 &fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2811870 425369938#0.

15. Фактологический бюллетень по вопросам инвалидности ООН [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/rights/di sabilities/background_7.shtml.

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2013. - 134 с.

17. Хохлова С. В. Мониторинг качества школьного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2003. - 170 с.

18. Цибульникова В. Е. История внутри-школьного управления: монография / ГОУ ВПО «Московский пед. гос. ун-т». - М.: Прометей, 2011. - 207 с.

Д. В. Горобец

УДК 376.2/.3:37.064.2

ОСОБЕННОСТИ

ТЬЮТОРСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

азвитие общества предполагает уважение к каждому человеку, утверждая принцип солидарности и безопасности, обеспечиваю-

щий защиту и полное интегрирование в социум всех слоев населения и, в первую очередь, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это определено главной целью социального развития - созданием «общества для всех». Основу такого интегрирования составляет концепция целостного подхода, которая открывает путь для реализации прав и возможностей каждого человека, прежде всего, равную доступность к получению качественного образования. Создание равных возможностей для обучающихся-инвалидов означает, что каждый молодой человек имеет право на обучение, воспитание и трудоустройство вместе со своими сверстниками -не инвалидами.

В современном мире происходит модернизация всех сфер жизни, в том числе сферы образования. Как указывает З. Нигматов, меняется отношение к другим/нетипичным: люди признают их права на уникальность и уважение. Наиболее ярко подобная ситуация заявляет себя в психологии инклюзии, учитывающей индивидуальные задатки, интересы и способности молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Особенность инклюзивного образования состоит в том, что каждый студент является неповторимой и уникальной личностью со своими интересами, способностями и потребностями, требующей индивидуального подхода в процессе обучения и гибкости в использовании различных форм, методов, технологий образования, учитывающих эти особенности.

Согласно Государственной стратегии развития России до 2020 года приоритетного национального проекта «Образование», современная российская система высшего профессионального образования предусматривает изменения в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров нового поколения, которые имеют ограниченные возможности здоровья, но при этом готовы к принятию самостоятельных, ответственных решений, выработке индивидуальной траектории внутри социальной жизни, проектированию и реализации собственного образовательного маршрута, профессиональной образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.