Научная статья на тему 'Доступная среда в повседневной жизни студенческой молодежи с ОВЗ'

Доступная среда в повседневной жизни студенческой молодежи с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
368
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коренюгина Т.Ю., Кузнецова Н.Д.

Обсуждаются проблемы доступной среды для молодежи с ОВЗ, получающей профессиональное образование в провинциальном городе. Рассматриваются социальные потребности и их удовлетворение при организации повседневной жизни студенческой молодежи с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коренюгина Т.Ю., Кузнецова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступная среда в повседневной жизни студенческой молодежи с ОВЗ»

Коренюгина Т. Ю.

преподаватель психологии, факультет инноватики и организации производства, ЮРГПУ(НПИ)

им. М.И. Платова г. Новочеркасск, Россия Кузнецова Н. Д.

студентка, факультет инноватики и организации производства, ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова

г. Новочеркасск, Россия

ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ОВЗ

Обсуждаются проблемы доступной среды для молодежи с ОВЗ, получающей профессиональное образование в провинциальном городе. Рассматриваются социальные потребности и их удовлетворение при организации повседневной жизни студенческой молодежи с инвалидностью.

Ключевые слова: молодежь с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), доступная среда, организация повседневной жизни, социальные потребности, удовлетворенность

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России проживает около 12,5 млн людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [2], включая молодежь. В процессе социализации неудовлетворение базовых социальных и социально-психологических потребностей молодежи, связанное с ограничением количества социальных связей, дефицитом общения, заботы о других людях и внимания к себе, участия в различных видах социальной деятельности, приводит к возникновению у молодежи с ОВЗ затруднений в организации повседневной жизни и самореализации (в том числе в профессиональной среде) [1].

Социальная депривация молодых инвалидов влечет за собой не только нарушение процесса становления личностных качеств, но и сокращение шансов для эффективного трудоустройства и достижения высокого социально-экономического статуса. По данным Росстата, на 2016 г. доля работа- 63 -

ющих инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, составляла всего 20,5% от общего количества трудоспособного населения с ОВЗ [2].

В целях обеспечения равных возможностей создание доступной среды для молодежи с ОВЗ является первостепенной задачей любого развитого общества и актуальным направлением молодежной и социальной политики российского государства. Несмотря на реализацию государственной молодежной политики в сфере работы с молодыми инвалидами, прослеживается недостаточная эффективность работы в этой области. Это актуализирует необходимость изучения проблем организации доступной среды для студенческой молодежи с ОВЗ, рассматриваемой в контексте воспроизводства трудового потенциала российской экономики.

Доступная среда - это совокупность условий и требований к создаваемой человеком информационной и окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура), позволяющей беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию, а также к социальному окружению, позволяющему людям с ограниченными возможностями здоровья иметь равные права в обеспечении качества повседневной жизни.

Повседневная жизнь - это жизнь человека, включающая различные ее стороны, в целостной динамике ее ежедневного развития. В целостной картине жизни человека можно выделить три основных сферы его деятельности - трудовую, се-мейно-бытовую и досуговую, которые неразрывно связаны между собой. Активное функционирование в данных видах деятельности - это залог самореализации человека и удовлетворения его базовых социальных потребностей.

Наше исследование, посвященное изучению доступности городской среды для организации повседневной жизни студенческой молодежи, проводилось в г. Новочеркасске Ростовской области. В исследовании приняли участие 135 студентов с ОВЗ, обучающихся в Новочеркасском технологическом техникуме-

интернате, и 20 студентов с ОВЗ, обучающихся в ЮжноРоссийском государственном политехническом универси-тете (НПИ) имени М.И. Платова. Все респонденты имели группы инвалидности по различным заболеваниям (табл. 1).

Таблица 1. Характер инвалидизирующих заболеваний

Заболевания Юноши Девушки Всего

чел. % чел. % чел %

слуха 22 33 34 38 56 35

зрения 11 17 14 16 25 15

опорно-двигательного аппарата 15 22 14 16 29 18

внутренних органов и эндокринной системы 17 26 26 29 43 28

центральной нервной системы (ЦНС) 1 2 1 1 2 2

Всего 66 100 89 100 155 100

Из них 44% юношей и 27% девушек имеют II группу инвалидности, 56% юношей и 73% девушек - III группу инвалидности.

Методом однократного анонимного письменного опроса по авторской методике, разработанной в соответствии с целями исследования и прошедшей экспертную оценку, были получены следующие результаты.

Наиболее посещаемыми в повседневной жизни являются продуктовые магазины и торговые центры (14% респондентов посещают их ежедневно, 86% делают еженедельные закупки). Торговые центры с непродовольственными товарами 27% респондентов посещают 1 раз в неделю (эти посещения не столько вызваны бытовыми потребностями, сколько являются видом досуговой практики), 52% респондентов 1 раз в месяц, 18% несколько раз в году для удовлетворения бытовых нужд. 70% опрошенных ежемесячно пользуются услугами ближайших отделений банков.

В медицинские учреждения (поликлиники, аптеки) 41% студенческой молодежи с ОВЗ обращается ежегодно, 23% про-

ходят лечение каждый месяц, 4% - еженедельно. Частота обращений в медицинские учреждения зависит от степени ин-валидизации респондентов и характера заболевания. Наиболее часто проходят лечение молодые люди с тяжелыми заболеваниями внутренних органов и эндокринной системы, а также с заболеваниями ЦНС (опухоль мозга).

Один раз в год (после подтверждения инвалидности) молодые люди с ОВЗ обращаются в многофункциональные центры и пенсионный фонд для переоформления документов на социальные льготы. В ЕРКЦ, горводоканал, горгаз и иные службы жилищно-коммунального хозяйства обращается один раз в несколько лет не более 10% молодежи с ОВЗ (это проживающие самостоятельно, не в общежитии, студенты в возрасте старше 25 лет). Отделения УФМС посещают 20-летние респонденты для оформления паспорта. В полицию и Администрацию города для разрешения личных проблем обращались однократно не более 10% опрошенных. Почтой пользуются не чаще 1 раза в год около 30% респондентов.

Для организации культурно-досуговой деятельности с различной частотой молодежь с ОВЗ посещает учреждения культуры и спортивные сооружения (табл. 2).

Таблица 2. Посещение учреждений культуры и спортивных сооружений

Учреждения / организации 1 раз в год 1 раз в месяц 1 раз в неделю

Учреждения культуры

Кинотеатры 52% 24%

Театры 22% 4%

Музеи 8% 3%

Библиотеки 15% 36% 18%

Спортивные сооружения

Ледовый дворец 57% 14%

Бассейн 19% 7%

Спортзал 3%

Организации общественного питания

Кафе, организации сети быстрого питания 12% 24%

Мы попросили оценить доступность посещаемых молодежью с ОВЗ учреждений и организаций по 10-балльной шкале. В среднем мы получили следующие результаты (рис. 1).

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

23%

29%

Г

I

22%

13% 13%

9%

4%

11% 11%

11%

6%

3%

4%

2% 2% п Ж.

3%

9%

4%

2% 3% 2% 3%

27%

\

□ Девушки

V V

^ ^ ^ ^

Рисунок 1. Удовлетворенность доступностью посещаемых учреждений юношами и девушками с ОВЗ

Наибольшую удовлетворенность доступностью учреждений высказали молодые люди с заболеваниями внутренних органов и эндокринной системы, а наименьшую - с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрения. В качестве недостатков молодежью с заболеваниями опорно-двигательного аппарата были отмечены отсутствие пандусов или слишком высокий угол их наклона, отсутствие грузовых лифтов и подъемников, подъездных тротуаров, поручней и перил, узкие дверные проемы. Слабовидящие студенты отметили отсутствие тактильных плит и плохое освещение. Наиболее доступными для молодежи с ОВЗ оказались административные учреждения и аптеки.

Доступность транспорта в провинциальных городах также остается низкой (рис. 2). Обращает на себя внимание, что маломобильные группы населения не имеют возможности пользоваться необорудованным общественным транспортом. Все 18% респондентов-колясочников вынуждены в любые точки города добираться на своих колясках.

Рисунок 2. Способы передвижения по городу (в %)

Каким образом преодолевают трудности студенты с ОВЗ в ситуации недостаточной доступности городской среды? 48% юношей и 55% девушек обращаются за помощью к родственникам и друзьям, по 33% юношей и девушек используют телефон и Интернет, 9% студентов, обучающихся в техникуме, прибегают к помощи социального педагога. В вузах нет должностей социальных педагогов, не развита система тьюторской помощи. Студенты полагаются на само- и взаимопомощь. Подавляющее большинство респондентов отмечают серьезные сложности, которые приходится преодолевать при записи по телефону или через Интернет к врачам муниципальных учреждений здравоохранения.

Недостаточно организованная пространственная среда провинциального города оказывает влияние на социальную дезинтеграцию студентов с ОВЗ. Они назвали себя одинокими, несмотря на включенность в различные формальные и неформальные социальные объединения (табл. 3).

Таблица 3. Включенность в социальные сообщества

Объединения Юноши Девушки Всего

чел. % чел. % чел. %

Спортивные 32 48 4 4 36 23

Культурно-досуговые 0 0 24 25 24 15

Неформальные 2 4 41 46 43 27

Не принимаю участие 32 48 24 25 56 35

Всего 66 100 89 100 155 100

Юноши отдают предпочтение спортивным объединениям, а девушки - культурно-досуговым и неформальным (дружеским) сообществам. Среди юношей очень высок процент (48%) одиноких, не включенных в социальные сообщества студентов. Анализ полученных данных показывает, что студенты с ОВЗ при отсутствии доступной пространственной или социальной среды либо предпочитают оставаться в социальной изоляции, либо устанавливают отношения в ближайшем окружении (семья, узкий круг друзей, а для слабослышащих в ближайший круг входят те, кто владеет дактильным языком).

Выявлены статистически значимые гендерные различия в оценке студентами с ОВЗ отношения окружающих к ним (табл. 4).

Таблица 4. Оценка студентов с ОВЗ отношения окружающих к ним

Объединения Юноши Девушки Всего

чел. % чел. % чел. %

Хорошо (доброжелательно, с уважением) 33 50 54 60 87 56

Нормально (в рамках деловых отношений) 2 4 18 20 20 13

Равнодушно 15 22 13 15 28 18

Плохо (неуважительно, дискриминационно) 16 24 4 5 20 13

Всего 66 100 89 100 155 100

Девушки в силу большей эмпатийности более коммуникабельны, в ситуации необустроенности пространственной среды они проявляют большую способность к установлению неформальных социальных отношений в ближайшем окружении и преодолению социальной дезинтеграции. Они более высоко оценивают отношение к ним окружающих. Причины социальной дезинтеграции они видят в своих характерологических особенностях («я слишком закрытый человек», «я очень стеснительная»).

В юношеской среде выше уровень конкурентных отношений, у ребят слабее выражены социально-перцептивные способности, им сложней устанавливать доверительные отношения с окружающими. Их оценка отношения к ним окружающих носит более выраженный негативный характер. При этом ответственность за социальную дезинтеграцию юноши деперсонализируют («нет общего языка», «просто так выходит», «не получается»). В условиях социальной депривации дезинтеграция юношей проявляется в более резких формах, что требует специализированной помощи психологов и социальных педагогов для развития коммуникативных навыков студентов с ОВЗ, конструктивных форм установления межличностных и социальных отношений (в том числе в профессиональной среде), формирования личностной рефлексии, интернализации персональной ответственности за результаты жизни и деятельности, развития адекватной самооценки.

По итогам исследования можно сформулировать ряд рекомендаций, типичных для российской провинции.

1. Разработать единый пространственный дизайн города с учетом условий полной доступности зданий и сооружений для молодых людей с разными группами нозологий.

2. Обеспечить транспортные компании специально оборудованным транспортным составом с низкими платформами, удобными для погрузки инвалидных колясок студентов, следующих к месту обучения в образовательные учреждения.

3. Широко использовать информационные и телекоммуникационные технологии для обеспечения доступ- 70 -

ности административных, социальных, медицинских, образовательных, культурных и торговых учреждений и организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В учреждениях профессионального образования развивать систему тьюторства и добровольческой взаимопомощи студентам с ОВЗ для развития социальной интеграции молодых инвалидов и условно здоровой молодежи.

5. Психологам работать над формированием благоприятной социально-психологической среды в образовательных учреждениях для повышения уровня социальной активности молодежи с ОВЗ, ее самореализации, самостоятельности и адекватной самооценки.

6. Психологам, работникам культуры и спорта систематически проводить и сопровождать массовые и групповые мероприятия (например, тренинги, культурно-досуговые, спортивные и туристические мероприятия), направленные на развитие социального взаимодействия и социальной интеграции молодежи с ОВЗ и условно здоровой молодежи.

Все вышеперечисленные рекомендации будут максимально эффективны при условии, что проводимая работа будет осуществляться на всех уровнях управления городом при участии различных специалистов, участвующих в работе с молодежью с ОВЗ.

Список использованной литературы

1. Александрова Л.А. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. матер. II Междунар. научно-практич. конф. / Отв. ред. Алехина С.В. / Л.А. Александрова, А.А. Лебедева, В.В. Бобожей. - М.: МГППУ, 2013. - С. 230-234.

2. Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/.

© Коренюгина Т. Ю., Кузнецова Н. Д., 2017 - 71 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.