Научная статья на тему 'Профориентация - фактор успешного профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Профориентация - фактор успешного профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентация - фактор успешного профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

за профориентацию в образовательных организациях разных типов и родителями, привлечение внимания со стороны взрослых, общественности к вопросам профессиональной ориентации, организация социального и частно-государственного партнерства в решении вопросов организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [2, с. 48].

Таким образом, каждый регион Сибири имеет свои особенности содействия профессиональному становлению обучающихся, в результате которого выпускники осознанно подходят к выбору профессии, впоследствии успешно осваивают ее, создают собственный бизнес в таких сферах, как парикмахерское искусство, фермерское хозяйство, строительство, торговля, юриспруденция и других, что свидетельствует не только об их успешном профессиональном становлении, но и об успешности их социализации в обществе.

Поскольку сегодня в регионах Сибири имеется положительный опыт содействия профессиональному становлению обучающихся, необходимо обобщать и масштабировать его, внедрять новые технологии, позволяющие развивать, формировать у обучающихся компетенции будущего.

1. Живага А. Ю. Теоретико-методологические особенности исследования системы профессиональной ориентации молодежи // Социология власти. — 2007. — № 2. — С. 78-80.

2. Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образовании в России и за рубежом. — 2014. — 2(14). — С. 47-48.

3. Ковалева Л. Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры: дис. канд. пед. наук. — Томск, 2000. — С. 174-177.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

н. А. Фесикова, методист Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово

С. А. Двалишвили, преподаватель С. А. Шауфлер, мастер производственного обучения

Одна из главных задач профессионального образования — подготовка обучающихся к дальнейшей самостоятельной жизни и их максимально полноценной интеграции в общество. Образовательные организации, занимающиеся профессиональной подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к трудовой деятельности, несут двойную ответственность. В данном случае профессиональное самоопределение — проблема не только для самих обучающихся, но и для учреждений. Подготовить квалифицированного рабочего для современного рынка труда не такая простая задача, как кажется. С каждым годом меняется характер труда, возрастает его

н. А. Фесикова

С. А. Двалишвили

С. А. Шауфлер

интенсивность, от рабочего требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Прогресс производственной сферы создает определенные трудности для лиц с ОВЗ.

Контингент обучающихся ГПОУ г. Кемерово — выпускники коррекционных школ и школ-интернатов VIII вида с интеллектуальным нарушением здоровья. Поэтому наш педагогический

коллектив не только обучает ремеслу, но и реализует систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию.

Конкуренция на рынке труда диктует свои правила. Развитие современных технических средств и технологий вынуждают искать новые формы профориентационной работы. Решение проблемы мы видим в разноплановости данной деятельности: занятия, профессиональные пробы, мероприятия, экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий и т.д. Профориентационная работа дает необходимый объем знаний о социально-экономических и психофизиологических характеристиках профессий.

Задача профориентационной работы — развивать у обучающихся профессиональный интерес, воспитывать трудолюбие и ответственность, инициативу и самостоятельность, они должны уметь соотносить требования, предъявляемые профессией, с собственными индивидуальными особенностями и способностями, что крайне важно для наших обучающихся.

С недавних пор в учебный план по профессиям был введен адаптационно-реабилитационный курс, дисциплины которого напрямую связаны с профориентацией: социально-сре-довая адаптация; социально-профессиональная адаптация; психология делового общения. Кроме того, мы практикуем проведение мастер-классов по профессиям для обучающихся, Дня открытых дверей для учеников коррекци-онных школ и интернатов VIII вида, выездные мероприятия в общеобразовательные школы. Школьники не испытывают робости и стеснения, когда с ними общаются практически сверстники. Завязывается непринужденная беседа, появляется интерес в общении, можно узнать то, что не всегда спросишь у взрослого, педагога. Обучающиеся, в свою очередь, рассказывают о своей профессии, делятся знаниями и умениями, показывают готовые изделия, изготовленные ими, помогают школьникам освоить несложные трудовые навыки по профессии.

В беседе со школьниками подтверждается актуальность проблемы профессиональной ориентации и самоопределения.

Долгое время считалось, что серьезно отнестись к вопросу выбора профессии школьник должен к годам 16-17, находясь в стадии взросления. Вовлеченные в круговорот сдачи экзаменов в школе, подростки не всегда готовы вовремя сделать правильный выбор профессии, оценить свои возможности. Они мало знают об особен-

ностях той или иной профессии, о возможностях и карьерном росте. Все это приводит к неосознанному выбору, в большинстве случаев — навязанному родителями, друзьями либо рекламой. При выборе профессии часто преобладают материальные мотивы (зарплата, престижность) или косвенные (местонахождение учебного заведения). Но такой подход нерезультативен, так как увеличивает число «разочаровавшихся» в профессии.

Еще сложнее выглядит эта проблема для учащихся коррекционных школ VIII вида. Выбор для них суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им профессий. И тогда наша задача — с учетом возможностей обучающихся содействовать развитию их способностей к рекомендуемым видам труда для дальнейшего трудоустройства.

Образовательные учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой лиц с ОВЗ, конечно же, заинтересованы в обучающихся, уже сориентированных на профессии, по которым готовят в учреждении. Сложность заключается в том что, информация о профессиях в рекламных брошюрах, на выездных мероприятиях и ознакомительных выступлениях представителей образовательных учреждений недостаточная для профессионального самоопределения выпускников школ.

Для решения обозначенной проблемы в ГПОУ г. Кемерово появилась еще одна форма профориентационной работы. Был разработан комплекс мероприятий по ранней профориентации — регулярные профессиональные пробы, творческие проекты, деятельность которых направлена на более глубокое знакомство школьников с профессиями. Каждый школьник может примерить на себя ту или иную профессию.

Для более продуктивной работы была организована группа обучающихся второго курса, которые создали свой проект «Волшебный сундук с профессиями». Обучающиеся для школьников 7-9-х классов выступают в качестве наставников при формировании осознанного выбора профессии.

Преодоление коммуникативных барьеров в вопросах выбора профессии позволит вовлечь в работу большее количество школьников, чем планировалось раннее. Надеемся, что регулярные мастер-классы по профессиям «портной», «вышивальщица», «обувщик по ремонту обуви», а также профессиональные пробы активизируют интерес у участников этих занятий и помогут ребятам максимально точно определиться с будущей профессией. Наставническая дея-

тельность способствует формированию и развитию трудовых и личностных качеств не только у школьников, но и у самих наставников-обуча-ющихся. Участие в практических занятиях поможет выявить творческие данные и наклонности школьников к тем или иным видам деятельности, что в свою очередь позволит им на ранних стадиях включиться в процесс профессиональной адаптации, приспособиться к условиям и требованиям выбираемой профессии.

В работе группы наставников активно участвует коллектив театра моды «Вариация», который привлекает школьников к созданию и демон-

страции коллекций одежды. Каждый участник проекта получает большую самостоятельность и свободу в выборе задач, вида занятия, уровня сложности и т.п.

Весь комплекс мероприятий по профориента-ционной деятельности образовательного учреждения направлен на формирование не навязываемого, а осознанного выбора профессии школьниками в более ранний период; мотивацию и закрепление интереса к профессии как у школьников, так и наставников для более успешного трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

О ПЛАНИРОВАНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Е. В. Понамарева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Профориентацион-ной работе в профессиональных образовательных организациях (ПОО) в настоящее время уделяется значительное внимание. Отличительная особенность профориентаци-онной работы в ПОО от аналогично деятельности в образовательных организациях других типов — ее направленность как на «своих» студентов и их родителей и педагогов, так на обучающихся (и их родителей) и педагогов других образовательных организаций (школы, детские сады и т. д.).

Для того чтобы профориентационная работа была максимально результативной, необходимо тщательно планировать данную деятельность. Одно из наиболее точных, на наш взгляд, определений понятия «планирование» представлено в словаре социального педагога, где оно трактуется как форма проектирования педагогических систем, процессов, сущность которого заключается в выборе задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учащихся и педагогов в определенной их последовательности. Следовательно, план профори-ентационной работы в ПОО должен включать мероприятия, направленные на решение проф-

ориентационных задач по следующим направлениям:

— профориентация обучающихся общеобразовательных организаций, целью которой является знакомство обучающихся с ПОО (профессии/специальности, по которым ведется подготовка, условия поступления и обучения); формирование мотивации к получению образования в ПОО;

— сопровождение профессионального самоопределения студентов 1-го курса с целью адаптации к ПОО и формирования у них устойчивой профессиональной направленности;

— сопровождение профессионального самоопределения студентов средних курсов с целью развития специальных способностей и профессионально важных качеств;

— профориентационная работа по содействию адаптации выпускников к рынку труда и трудоустройству по полученной профессии.

План составляется с учетом системности, комплексности, преемственности, индивидуально-возрастных особенностей, включенности родителей в профориентационную работу, социального партнерства. В соответствии с приоритетными направлениями работы планируются мероприятия (с указанием специалистов, ответственных за их реализацию). При выборе форм, методов профориентационной работы предпочтение следует отдавать практико-ориентированным (проектная деятельность,

«ОБРАЗОВАнИЕ. КАРЬЕРА. общество» № 2 (61) 2019

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.