Научная статья на тему 'Профориентационная работа со школьниками'

Профориентационная работа со школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа со школьниками»

- профориентация -

вития образовательного наставничества и наставничества для особой категории детей в образовательных организациях Кемеровской области.

1. Наставничество в профессиональном образовании / авт.-сост.: Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова,

А. Ю. Казаков, И. А. Килина и др. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. — 144 с.

2. Югфельд Е. А. Возрождение традиций наставничества как один из факторов формирования профессиональных компетенций студентов колледжа // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». — 2013. — № 10. — С. 10-14.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ

Н. А. Фесикова, методист Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово, С. А. двалишвили, преподаватель

В современном мире молодому человеку, заканчивающему школу, непросто определиться с выбором профессии. А выпускнику специализированной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сложнее вдвойне.

Сознательный и рациональный выбор профессии таким подростком — довольно редкое явление. Зачастую стереотипы влияют на профессиональный выбор подростков: другу нравится профессия, и он предложил пойти учится вместе с ним; родители настаивают на том, что именно эта профессия подходит для тебя; учебное заведение рядом с домом и т. д. Чаще их привлекает определенный образ жизни, где профессия — лишь средство достижения желаемого.

Как не ошибиться и выбрать профессию по душе с учетом физических возможностей и способностей?

Сознательный выбор профессии определяется информированностью подростков о распространенных видах труда, наиболее востребованных профессиях на сегодняшний день, требованиях, предъявляемых профессией к физическим и психическим возможностям человека. Важно правильно оценить свои данные для овладения той или иной профессией. Поэтому для решения проблемы выбора профессии обучающимися с ОВЗ необходим комплексный подход к профориентационной работе, подбор методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Социальное партнерство школ, профессиональных образовательных организаций, творческих клубов, общественных организаций, средств массовой информации — современный подход к профориентации.

Н. А. Фесикова

С. А. двалишвили

В ГПОУ г. Кемерово контингент обучающихся — выпускники с ОВЗ специализированных общеобразовательных школ VIII вида.

16 марта 2018 г. на базе учреждения прошел Фестиваль рабочих профессий. Мероприятие было проведено в рамках профориентационной работы для обучающихся специализированных школ-интернатов, детей с ОВЗ.

На фестиваль были приглашены учащиеся 8-х и 9-х классов школы-интерната № 30 и МБОУ «ОШППП № 104».

Программа фестиваля была представлена тремя популярными и востребованными профессиями на современном рынке труда города и области: обувщик по ремонту обуви, столяр строительный, вышивальщица.

Каждый из учащихся «попробовал» себя в этих профессиях. Опытные педагоги провели мастер-классы по рабочим профессиям. Помощниками педагогов были обучающиеся 1-2-го курсов.

С профессией «вышивальщица» подростков познакомила С. А. Двалишвили, преподаватель профессионального цикла. В начале знакомства состоялась беседа — экскурс в историю

профессии и демонстрация основных техник вышивания рисунка. Мастер-класс был проведен по обучению вышивке узора в технике «французский узелок». Учащиеся узнали интересные сведения о выполнении вышивки, втором ее названии — «ковровый узелок»: почему она так называется и где применяется.

Затем познакомились с работой студии дизайна, в которой занимаются обучающиеся ПОО во внеурочное время. Поучаствовали в изготовлении индивидуальной открытки в технике «Кардмейкинг», которое увлекло наших гостей. Открытка выполнялась с использованием уже вышитого узора в стиле «французский узелок», аппликаций и георгиевской ленты. Тематика открытки была выбрана в преддверии праздника — 9 Мая.

Во второй половине занятия Светлана Александровна познакомила учащихся с работой полуавтоматической вышивальной машины, с программами рисунков и техникой выполнения рисунка на вышивальной машине, что вызвало у учащихся особый интерес и желание обучаться именно по профессии «вышивальщица». Новые современные технологии особенно привлекают молодежь.

Чтобы завершить знакомство с профессией, педагог провел экскурсию по швейным мастерским смежных профессий «швея» и «портной», рассказывая о сходстве этих профессий и их различии.

Мастер-класс по профессии «обувщик по ремонту обуви» провела А.Е.Косачева, мастер производственного обучения. Ее помощниками были обучающиеся 1-2-го курсов.

Учащиеся слушали рассказ о профессии, на каких предприятиях города выпускники ГПОУ г. Кемерово могут работать, какие виды работ выполняет обувщик по ремонту обуви. А затем подростки попробовали себя в роли подмастерья. Под руководством обучающихся выполняли некоторые виды ремонта обуви: замена набоек, постановка профподметки, замена молнии. Самые смелые работали на рукавной машине — вшивали застежку «молния» в сапог. И получилось...

Ребята познакомились с работой творческой студии «Башмачок». Анна Евгеньевна рассказала о различных видах кожи, чем они отличаются друг от друга, где применяются и для чего.

Учащиеся изготавливали специальными сапожными ножами шнурки из натуральной кожи, замши, нубука, а затем плели из них браслеты в техниках «девичья коса» и «афганская плетка». Не сразу все получалось, помогали «кураторы»-

- профориентация -

обучающиеся, объясняя очередность выполнения плетения.

Некоторые учащиеся решили, что хотят обучаться профессии обувщика по ремонту обуви. Среди них были и девочки.

В классе-мастерской по профессии «столяр строительный» приятно пахло свежим деревом, потому что на рабочих местах лежали заготовки из дерева, спилы, мелкие ветки для оформления.

В. Б. Авдеева, преподаватель профессионального цикла, провела мастер-класс по профессии «столяр строительный» с привлечением обучающихся. Педагог рассказала о так необходимой профессии в наши дни, о рабочем-столяре, без которого не обойтись даже в компьютерный и атомный век. Обучающиеся-второкурсники делились своими впечатлениями о профессии. А затем в процессе мастер-класса с удовольствием помогали учащимся в освоении умений и навыков:

— по нанесению рисунка на деревянную заготовку;

— выжиганию рисунка;

— выполнению резьбы по дереву;

— изготовлению панно из спилов дерева.

Конечно, в рамках мастер-класса невозможно

выполнить столярное изделие, поэтому обучающиеся показывали свои готовые столы, табуреты, полки, раскладные шезлонги и т. д. А также изделия, которые на разных областных конкурсах профессионального мастерства были отмечены дипломами.

В классе на полках много готовых изделий, и не просто изделий, а произведений искусства: резные разделочные доски, шкатулки и панно, кружевные блюда, картины на спилах дерева и многое другое.

Валентина Борисовна познакомила ребят с оборудованием столярной мастерской, с видами работ на станках.

Беседа и мастер-класс были настолько интересными, что к концу встречи у Валентины Борисовны уже был почти целый класс будущих первокурсников.

После фестиваля учащиеся делились впечатлениями и показывали друг другу готовые работы.

Методический материал, представленный на мастер-классах, был адаптирован к возможностям учащихся с ОВЗ. Использовались различные формы работы по отработке профессионально значимых навыков, позволяющие «примерить» ту или иную профессию. Фестиваль помог многим подросткам определиться с профессиональным выбором, а также познакомиться с классами, мастерскими, будущими педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.