Научная статья на тему 'Особенности содействия профессиональному становлению обучающихся регионов Сибири'

Особенности содействия профессиональному становлению обучающихся регионов Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности содействия профессиональному становлению обучающихся регионов Сибири»

- путь в профессии -

оценки, человек сам лучше других способен осознать свои сильные и слабые стороны. Поэтому он может принять наиболее эффективное решение для увеличения своих шансов на успех в построении карьеры.

Таким образом, данная форма работы (ивент-игра) активизирует размышления участников о понятии карьеры, формирует осознанное отношение к выбору и построению профессиональной карьеры.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РЕГИОНОВ СИБИРИ

н. В. Козырева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Прокопьевск

Современные социально-экономические условия актуализировали проблемы профессионального становления личности. Отмечается тенденция безработицы, частой смены работы среди выпускников профессиональных образовательных организаций. Сегодня необходимо уделить особое внимание профессиональному становлению обучающихся, разработать новые подходы по содействию профессиональному становлению, способствующие подготовке инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов.

Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности А. Г. Асмолова, Н. Н. Нечаева, В. Д. Шадри-кова. В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления: получение общего представления о профессии, осознание собственных потребностей и способностей, получение профессионального образования, приобретение знаний, умений, навыков, начало профессиональной деятельности, этап совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. Именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности [1, с. 33].

Опыт работы педагогов по содействию профессиональному становлению показывает, что сознательный выбор профессии обучающимися рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения. Процесс выбора профессии состоит из нескольких этапов. Решение приступить к выбору профессии, возникновение проблемы — первый этап. Вто-

рой этап связан с решением вопроса о том, кто поможет в разреше -нии поставленной проблемы. На этой стадии определяется круг компетентных лиц, кому можно доверить право принимать решение. Третий этап — это сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора. На четвертом этапе формируется представление о профессии, создается концепция видения проблемы. Далее следует поиск вариантов решений, их оценка и, наконец, выбор оптимального решения [3, с. 73].

Профессиональное образование отвечает за качественное профессиональное становление выпускников, ориентированных на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, обладающих знанием новых информационных технологий, способностью самостоятельно контролировать этапы своего интеллектуального развития.

Во многих регионах Сибири имеется положительный опыт системной работы по реализации планов поэтапного профессионального становления обучающихся посредством применения различных подходов, направленных на формирование системы обучения и развития будущих специалистов, отвечающих требованиям современного производства, устройству инфраструктуры регионов. Каждый регион отличается особенностями региональной экономики, кадровой и социальной политики и имеет свой уникальный компонент профориентационной работы.

«образование. карьера. общество» № 2 (61) 2019

37

Так, например, в Красноярском крае под руководством Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификации с 2007 года реализуется проект «Профориентационное добровольческое движение «Твои горизонты», в котором принимают участие около 280 тыс. школьников, добровольцев-профориентаторов. Центр профориентации и развития квалификации объединяет волонтерские профориентацион-ные отряды всего края и обеспечивает их методической помощью и поддержкой. Основной площадкой популяризации движения и обмена опытом является организация и проведение ежегодного межрегионального фестиваля «ПрофYESия: ориентиры молодым», который развивает профессиональные компетенции добровольцев-про-фориентаторов по профессиональному самоопределению молодежи и привлекает внимание общественности к вопросам занятости и профессионального становления молодежи. Добровольцы проходят три уровня подготовки: вступление в движение и участие в профориентацион-ных мероприятиях, обучение технологиям проф-ориентационной работы и работа в комплексных проектах, разработка и реализация авторских профориентационных проектов. Выполнение профориентационных проектов позволяет обучающимся познакомиться с выбранной профессией, осознать себя как будущего профессионала, самоутвердиться, сформировать свою жизненную позицию, образ «Я», приобрести умение решать проблемы. Тематика проектов различна: «Наше завтра», «Первые шаги», «Твоя профессиональная перспектива» и др.

Участие в движении «Твои горизонты» способствует получению навыков самостоятельного выбора профессиональной области с учетом личностных интересов, способностей и требований рынка труда, расширению спектра метаком-петенций и повышению уровня социально-профессиональной активности, что является важным моментом для профессионального становления личности.

При объединении ресурсов профессиональных образовательных организаций Республики Карелия (автотранспортный техникум, колледж технологии и предпринимательства, техникум городского хозяйства, медицинский колледж, кооперативный техникум, филиал ПГУПС, колледж культуры и искусств) реализуется инновационный проект «Профи-парк». Целью проекта является создание принципиально новой площадки (проектных зон) с использованием ресурса образовательного пространства Петрозаводска для системной работы, направленной на развитие познава-

- путь в профессии -

тельного интереса у обучающихся образовательных учреждений Республики Карелия через включение их в процесс учебно-исследовательской, проектной деятельности и научно-технического творчества, повышающих уровень естественнонаучного и инженерного образования, содействующих гармоничному развитию и профессиональному становлению личности. «Профи-парк» — это принципиально новый для системы образования Республики Карелия профессионально ориентированный проект, в рамках которого была организована деятельность локаций различной тематической направленности, где обучающиеся получили новые знания и прошли профессиональные пробы для дальнейшего становления.

БОУ ДПО «Институт развития образования» Омской области осуществляет деятельность как федеральная инновационная площадка Министерства просвещения Российской Федерации в рамках проекта «Синхронизация профориен-тационной работы в общем и профессиональном образовании с учетом потребностей рынка труда». Особенностью их содействия профессиональному становлению является практика участия работодателей в деятельности образовательных организаций и оценке качества образования. Работодателям нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов высокой квалификации, способных сразу приступить к работе. Образовательные организации Омской области разрабатывают и реализуют программы, ориентированные на потребности работодателей, создают механизмы, позволяющие непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требования основных потребителей. К профессионально-общественной аккредитации образовательных программ привлекаются работодатели, активно «потребляющие» выпускников и заинтересованные в хорошо подготовленных специалистах. Такие работодатели затем могут объективно оценить, в какой мере молодой специалист ориентируется в современных технологиях, последних достижениях в сфере своей профессиональной деятельности, возможностях повышения конкурентоспособности предприятия.

В Кемеровской области центр профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования реализует региональную модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, которая способствует решению таких проблем, как проектирование образовательно-профессионального маршрута обучающихся во взаимодействии с ответственными

38

«образование. карьера. общество» № 2 (61) 2019

путь в профессии

за профориентацию в образовательных организациях разных типов и родителями, привлечение внимания со стороны взрослых, общественности к вопросам профессиональной ориентации, организация социального и частно-государственного партнерства в решении вопросов организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [2, с. 48].

Таким образом, каждый регион Сибири имеет свои особенности содействия профессиональному становлению обучающихся, в результате которого выпускники осознанно подходят к выбору профессии, впоследствии успешно осваивают ее, создают собственный бизнес в таких сферах, как парикмахерское искусство, фермерское хозяйство, строительство, торговля, юриспруденция и других, что свидетельствует не только об их успешном профессиональном становлении, но и об успешности их социализации в обществе.

Поскольку сегодня в регионах Сибири имеется положительный опыт содействия профессиональному становлению обучающихся, необходимо обобщать и масштабировать его, внедрять новые технологии, позволяющие развивать, формировать у обучающихся компетенции будущего.

1. Живага А. Ю. Теоретико-методологические особенности исследования системы профессиональной ориентации молодежи // Социология власти. — 2007. — № 2. — С. 78-80.

2. Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образовании в России и за рубежом. — 2014. — 2(14). — С. 47-48.

3. Ковалева Л. Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры: дис. канд. пед. наук. — Томск, 2000. — С. 174-177.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

н. А. Фесикова, методист Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово

С. А. Двалишвили, преподаватель С. А. Шауфлер, мастер производственного обучения

Одна из главных задач профессионального образования — подготовка обучающихся к дальнейшей самостоятельной жизни и их максимально полноценной интеграции в общество. Образовательные организации, занимающиеся профессиональной подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к трудовой деятельности, несут двойную ответственность. В данном случае профессиональное самоопределение — проблема не только для самих обучающихся, но и для учреждений. Подготовить квалифицированного рабочего для современного рынка труда не такая простая задача, как кажется. С каждым годом меняется характер труда, возрастает его

н. А. Фесикова

С. А. Двалишвили

С. А. Шауфлер

интенсивность, от рабочего требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Прогресс производственной сферы создает определенные трудности для лиц с ОВЗ.

Контингент обучающихся ГПОУ г. Кемерово — выпускники коррекционных школ и школ-интернатов VIII вида с интеллектуальным нарушением здоровья. Поэтому наш педагогический

«образование. карьера. общество» № 2 (61) 2019

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.