мы и методы в учебно-воспитательном процессе, помогают студентам категории «дети-сироты» успешно адаптироваться, реализовывать себя в разнообразной деятельности. Классные часы, праздничные мероприятия, спортивные соревнования, экскурсии, встречи с различными специалистами, работа волонтерского движения, работа кружков, секций, участие в конкурсах, акциях — все это способствует формированию и восстановлению тех человеческих качеств, которые были утеряны в виду зачастую сложных судеб наших обучающихся. Ведь достаточно часто воспитанникам данной категории свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки из данной категории испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками.
Специалисты службы постинтернатного сопровождения, используя данные формы и методы постинтернатного сопровождения, добиваются положительных результатов работы: наблюдается положительная динамика социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышается уровень их правовой и профессиональной грамотности, происходит оказание социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.
Организация постинтернатного сопровождения обучающихся из числа детей-сирот в условиях профессионального образования является одной из форм решения проблем сирот, а комплекс условий в ГПОУ г. Кемерово помогает студентам данной категории успешно подготовиться в личностном и профессиональном плане к самостоятельной жизни.
МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Н. И. Подберезина, преподаватель ГПОУ «Мариинский политехнический техникум» И. Ю. Пустынская, преподаватель
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, проф-консультации, профотбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.
Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма. Из этого следует, что очень важно молодым людям четко представлять не только плюсы, но и минусы выбранной профессии, специальности. Очень важно получать такую информацию либо от тех, кто обучается профессии, специальности, либо имеет опыт работы.
Основной целью профориентационной работы Мариинского политехнического техникума является привлечение преподавательского соста-
!
^^^ N
ш
Н. И. Подберезина
И. Ю. Пустынская
ва, а также обучающихся техникума к активному участию в работе по профессиональной ориентации молодежи района, выпускников общеобразовательных школ, т.е. создание творческой, работоспособной команды.
Система профориентационной работы техникума осуществляется по следующим направлениям:
- профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию;
- предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление инте-
ресов и способностей личности к той или иной профессии;
- профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специ-алистов-профконсультантов;
- профессиональный отбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию, специальность и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;
- профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у обучающихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;
- взаимообмен профессиональной информацией о рынке труда и потребности в квалифицированных кадрах;
- участие в профессиональных консультациях для групп населения (безработных гра>кдан, школьников);
- ориентация совместных выездных рейдов на территории Мариинского, Тяжинского, Че-булинского, Тисульского, Ижморского районов с цепью профориентационного консультирования, агитации к поступлению в техникум;
- участие учебного заведения по профессиональной подготовке и переподготовке незанятого населения по профессиям «вальщик леса», «электромонтер», «повар, кондитер».
- заключение договоров с работодателями по профессиональной подготовке кадров по профилю профессий, специальностей, подготовка по которым осуществляется в техникуме.
В работе по профориентации мы выделяем несколько необходимых этапов:
- организационный;
- информационно-аналитический;
- встреча со старшеклассниками общеобразовательных школ;
- работа приемной комиссии.
На организационном этапе происходит утверждение перечня профессий и специальностей, по которым будет проводиться подготовка в текущем году, определяются школы, производится закрепление инженерно-педагогических работников за каждой конкретной школой, а также создаются агитационные группы обучающихся техникума, в основном из числа старшекурсников, прошедших производственную практику.
На втором этапе происходит сбор информации о количестве выпускников в 9-х классах школ города и района, их распределении по половому признаку, определяется для каждой школы количество выпускников, которые планируют
поступить в техникум (т.е. закладываются плановые цифровые ориентиры). Полученная информация анализируется, изучается. В ходе бесед с классными руководителями школ, преподавателями, анкетирования старшеклассников. Выясняются планы выпускников относительно выбора будущей профессии, специальности, учреждения, где они хотели бы обучаться.
На третьем этапе происходит непосредственные выезды инженерно-педагогических работников техникума в школы. Мастера и преподаватели встречаются с выпускниками школ, в ходе бесед дают им необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума. На таких беседах очень важно донести до школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям и специальностям, требования к работникам, где и как эти профессии и специальности можно освоить. На этом этапе необходимо дать не только устную информацию о плане приема на текущий год, хорошо поможет и листовка, информационный листок, бюллетень и т. п.
В начале 2017 года между техникумом и Управлением образования Мариинского муниципального района заключены договоры об организации и осуществлении профессиональных проб для старшеклассников по профессии «повар, кондитер» и специальностям «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «технология деревообработки».
Важным звеном в профориентационной работе техникума является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения нередко являются следствием личностной незрелости подростков, в основе которой лежат трудности семейного воспитания — непонимание родителями своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности и мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Выбор профессии и определение путей образования — трудная задача как для самих учащихся, так и для их родителей.
Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или
иной профессии или специальности. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.
Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями. Данная работа реализуется через родительские собрания, где родителям предоставляется информация о новых профессиях и специальностях нашего техникума, об условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума.
С целью знакомства с техникумом ежегодно проводятся дни открытых дверей, где выпускники школ встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных специальностей и профессий. Организовываются мастер-классы и экскурсии по техникуму и по мастерским. Такие экскурсии эффективно влияют на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована цель такой встречи — подробное знакомство с профессией.
Этап создания привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие обучающихся техникума во всех районных и областных мероприятиях, будь то конкурсы профессионального мастерства, ярмарка вакансий, различные акции, выступление в местной прессе или спортивные соревнования.
На этапе работы приемной комиссии организовывается целенаправленная деятельность с абитуриентами.
В МПТ создана и функционирует служба содействия трудоустройству. Основной целью деятельности службы является формирование комплекса мероприятий, направленных на эффективное содействие трудоустройству выпускников техникума в соответствии с полученной специальностью.
Выпускники могут получить помощь в трудоустройстве после окончания техникума, информацию о положении на рынке труда возможностях временной занятости и познакомиться с банком данных вакансий на предприятиях района и области.
Работа по содействию трудоустройству выпускников техникума ведется по следующим направлениям:
- индивидуальная работа с обучающимися и выпускниками по вопросам трудоустройства и временной занятости;
- анализ рынка труда и взаимодействия с работодателями;
- своевременное обеспечение выпускников информацией по имеющимся вакансиям;
- участие в ярмарках вакансий и аналогичных мероприятиях, экскурсии на предприятия;
- сбор информации о результатах работы по трудоустройству выпускников;
- организация факультативных занятий по курсу «Основы поведения на рынке труда»;
- организация производственных практик во время обучения с последующим трудоустройством по месту прохождения практики.
Квалифицированные молодые кадры определяют успех предприятия. Сегодня в бизнесе побеждает тот, у кого лучше команда. Подготовка таких специалистов в нашем техникуме проходит при непосредственном участии социальных партнеров: ООО «МарлесПлюс», ИП «Гекк А. В.», АУ КО «Мариинский лесхоз», ИП Никитаев А. Г. «Лесной двор», ИП « Анисимов В. А.», ООО «Ремстойбыт», ГПАТП КО, ОАО «Маринскавто-дор», ООО «Благоустройство территории».
Большое значение в вопросе трудоустройства выпускников имеет создание имиджа грамотного и профессионального специалиста, которого готовят в техникуме, а доказательством выступают те награды, что зарабатывают наши выпускники на городских и районных конкурсах, прежде всего конкурсах профессионального мастерства.
Для выпускников техникума разработаны различные памятки и рекомендации по поиску работы. Они учатся правильно составлять резюме. Каждый выпускник имеет свое портфолио достижений. Если выпускник изъявил желание трудоустроиться в конкретную организацию, то первоначально он заполняет анкету и резюме выпускника, затем руководитель службы по трудоустройству отправляет эту анкету на сайт работодателя и следит за дальнейшим ответом. Огромное значение приобретает вопрос трудоустройства во время прохождения практики и защиты дипломного проекта. Представители предприятий, присутствуя на защите, получают возможность убедиться в возможностях и знаниях будущих специалистов. Нередко выпускники техникума выполняют реальные дипломные проекты под руководством представителей предприятий и уже сразу их предложения закладываются в банк технологий и инноваций предприятий.
Успешность профессионала на рынке труда складывается из множества факторов и во многом зависит от того, насколько был правильно сделан выбор учебного заведения профессионального образования. Роль профессиональной образовательной организации в становлении карьеры выпускника заключается в том, чтобы обучающийся утвердился в правильности сделанного выбора, и в содействии его трудоустройству.