сти к планированию карьеры являлись: наличие четко сформулированных целей; видение этапов достижения жизненных и профессиональных целей; представление о внешних и внутренних условиях достижения цепей; непротиворечивые ценностные ориентации. Абсолютное большинство (98 % опрошенных) имеют четкие жизненные и профессиональные цепи. Данный результат позволяет говорить об эффективности реализации программы «Мое становление».
Таким образом, процесс личностного профессионального становления обучающихся из числа детей-сирот будет эффективен при обеспечении определенными педагогическими условиями. В первую очередь это обеспечение возможности осуществления обучающимися комплекса познавательной, проектно-исследовательской
и практической деятельности по планированию карьеры, коррекция личностной сферы, выявление уровня готовности к планированию карьеры, дифференциация образовательных траекторий обучающихся в зависимости от их уровня готовности к планированию карьеры.
1. Жива га А. Ю. Теоретико-методологические особенности исследования системы профессиональной ориентации молодежи // Социология власти. — 2007. — № 2. — С. 78-80
2. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Педсовет. огд.2011. — Режим доступа: http://old.portalopen.ru/
3. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: Иад-во УРАО, 2002. — С. 160-71.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
Н. В. Потапова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово
В настоящее время проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа достигли в нашей стране предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно важным и необходимым. Семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним их стратегических приоритетов государственной политики в России.
Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот является актуальной проблемой, поскольку для данной категории молодого поколения переход от детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве.
Данное направление деятельности является важной частью учебно-воспитательного процесса в Государственном профессиональном образовательном учреждении г. Кемерово.
В настоящее время в Государственном профессиональном образовательном учреждении г. Кемерово обучается 135 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это около половины всего контингента образовательного учреждения. Из них — 47 несовершеннолетние, 22 прибыли к нам из детских домов, остальные
находятся под опекой или в приемных семьях. В общежитии учреждения проживает 104 обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В каждой учебной группе обучается от 3 до 9 детей из данной категории.
Подросткам данной категории необходима помощь и поддержка при переходе из довольно упрощенного и специфического мира сиротских учреждений в сложный современный мир, чтобы найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Роль «сопровождающих» ложится в целом на весь педагогический коллектив образовательного учреждения. Одна из особенностей и одновременно сложность сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашем образовательном учреждении заключается в том, что все они являются детьми с ограниченными возможностями эдоро-
вья, а именно страдают умственной отсталостью различной формы.
Обучающиеся данной категории имеют специфические особенности здоровья, которые еще более усугубляют процесс их адаптации в профессиональном образовательном учреждении и процесс социализации в дальнейшем. Поэтому организация любых форм работ с такими обучающимися требует от педагогического коллектива дополнительных знаний о специфике умственного, психического, психологического и физического развития обучающихся с нарушением развития интеллекта.
Поступив в наше образовательное учреждение после детских домов и школ психолого-пе-дагогической поддержки, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, попадают на вторую ступень постинтернатного сопровождения, на этом этапе имеются реальные возможности для осуществления защиты, поддержки личного и профессионального становления обучающихся сирот, их дальнейшей интеграции в общество и профессиональную деятельность. Для осуществления работы по всем этим направлениям в нашем учреждении была создана служба постинтернатного сопровождения, в состав которой в обязательном порядке вошли заместитель директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог и мастера производственного обучения. Целью деятельности службы является организация и обеспечение социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов. Также разработана и утверждена программа постинтернатного сопровождения «На пороге взрослой жизни». Данная программа реализуется по четырем направлениям: социальное воспитание, психолого-педагогическое сопровождение, социально-профессиональная адаптация, подготовка выпускника к самостоятельной жизни. Реализацию мероприятий по каждому из направлений осуществляют специалисты службы постинтернатного сопровождения. Так, социальным и правовым воспитанием занимается социальный педагог, психолого-педагогическое сопровождение осуществляет педагог-психолог, соци-апьно-профессиональная адаптация — это основная задача мастеров производственного обучения, которые в то же время исполняют роль наставников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально-профессиональная адаптация в нашем образовательном учреждении являет-
ся одной из проблемных сторон постинтернатного сопровождения. Связано это с тем, что большинство наших обучающихся не выбирали профессию, а поступили туда, куда их приняли с их особенностями здоровья. Зачастую абитуриенты данной категории мечтают совсем о других профессиях, других образовательных учреждениях. Но выбор у них слишком мал. Поэтому уже с первых учебных занятий каждый мастер производственного обучения обязан завлечь, заинтересовать, привить желание получать ту профессию, которую им есть возможность получить. Таким образом, мастер производственного обучения — это не только наставник для обучающихся, но и главный «профориентатор» на время всего периода обучения в образовательном учреждении.
Однако нельзя сказать, что реализация постинтернатного сопровождения ограничивается работой только специалистов службы сопровождения. Непосредственное участие во всех мероприятиях данного направления принимают преподаватели.
Специфика образовательной программы ГПОУ г. Кемерово позволяет осуществлять постинтернатное сопровождение непосредственно во время учебных занятий. Депо в том, что в образовательную программу по каждой профессии включен адаптационно-реабилитационный курс, который в свою очередь содержит такие учебные предметы, как «Социально-бытовая адаптация», «Социально-средовая адаптация», «Психология общения», «Социально-профессиональная адаптация», «Психология делового общения». В ходе занятий обучающиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться к условиям быта и социальной среды. Особо важное значение в данном курсе имеет социально-профессио-нальная адаптация, поскольку для обучающихся с нарушением интеллекта особо сложным и более длительным процессом является именно со-циапьно-профессиональная адаптация. Значимость данного учебного предмета состоит в индивидуально ориентированной адаптационной работе и ее влиянии на процесс быстрого и бесконфликтного вхождения подростков в учебную и производственную деятельность.
Кроме того, каждый преподаватель в нашем учреждении является классным руководителем группы, и в этой роли он также является активным участником постинтернатного сопровождения на протяжении всего периода обучения. Совместно с воспитателями общежития классные руководители, используя разнообразные фор-
мы и методы в учебно-воспитательном процессе, помогают студентам категории «дети-сироты» успешно адаптироваться, реализовывать себя в разнообразной деятельности. Классные часы, праздничные мероприятия, спортивные соревнования, экскурсии, встречи с различными специалистами, работа волонтерского движения, работа кружков, секций, участие в конкурсах, акциях — все это способствует формированию и восстановлению тех человеческих качеств, которые были утеряны в виду зачастую сложных судеб наших обучающихся. Ведь достаточно часто воспитанникам данной категории свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки из данной категории испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками.
Специалисты службы постинтернатного сопровождения, используя данные формы и методы постинтернатного сопровождения, добиваются положительных результатов работы: наблюдается положительная динамика социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышается уровень их правовой и профессиональной грамотности, происходит оказание социальной помощи в реализации их прав и законных интересов.
Организация постинтернатного сопровождения обучающихся из числа детей-сирот в условиях профессионального образования является одной из форм решения проблем сирот, а комплекс условий в ГПОУ г. Кемерово помогает студентам данной категории успешно подготовиться в личностном и профессиональном плане к самостоятельной жизни.
МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Н. И. Подберезина, преподаватель ГПОУ «Мариинский политехнический техникум» И. Ю. Пустынская, преподаватель
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, проф-консультации, профотбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.
Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма. Из этого следует, что очень важно молодым лкщям четко представлять не только плюсы, но и минусы выбранной профессии, специальности. Очень важно получать такую информацию либо от тех, кто обучается профессии, специальности, либо имеет опыт работы.
Основной целью профориентационной работы Мариинского политехнического техникума является привлечение преподавательского соста-
!
^^^ N
ш
Н. И. Подберезина
И. Ю. Пустынская
ва, а также обучающихся техникума к активному участию в работе по профессиональной ориентации молодежи района, выпускников общеобразовательных школ, т.е. создание творческой, работоспособной команды.
Система профориентационной работы техникума осуществляется по следующим направлениям:
- профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию;
- предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление инте-