Научная статья на тему 'Деятельность службы постинтернатного сопровождения в техникуме как условие успешной социальной адаптации выпускников учреждений интернатного типа'

Деятельность службы постинтернатного сопровождения в техникуме как условие успешной социальной адаптации выпускников учреждений интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность службы постинтернатного сопровождения в техникуме как условие успешной социальной адаптации выпускников учреждений интернатного типа»

профессиональная ориентация

деятельность службы

постинтернатного сопровождения в техникуме

как условие успешной социальной адаптации

выпускников учреждений интернатного типа

М. А. Чикилева, социальный педагог ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»

Начало взрослой самостоятельной жизни — непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказаться на всей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудной ситуации, который поддержит и покажет правильный выход. Выпускники учреждений интернатного типа сталкиваются со взрослой жизнью раньше, чем дети из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. При поступлении в образовательное учреждение для получения профессионального образования оказывается, что отсутствуют навыки необходимые для самостоятельной жизни: выпускники не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. Поэтому воспитанники нуждаются в постинтернатном сопровождении.

В сентябре 2015 года в ГПОУ ЛКПТ среди обучающихся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, число выпускников учреждений интернатного типа составило 20 %. Чтобы они успешно адаптировались к условиям обучения в техникуме, было принято решение создать службу постинтернатного сопровождения. Основными задачами службы стало сопровождение обучающихся, в том числе достигших возраста 18 лет, в виде оказания им консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, а также содействия в получении ими профессионального образования и дальнейшем трудоустройстве, защиты их прав и законных интересов. В данную службу вошли заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог. Была разработана и апробирована Программа постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа с опорой на примерное положение о деятельности куратора постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных организациях Кемеровской области, утвержденное решением коллегии департамента образования и науки

Кемеровской области от 28 ноября 2013 года.

Задачи программы:

1. Охрана, защита прав и законных интересов выпускников интернатного типа — студентов техникума.

2. Обеспечение преемственности в работе по подготовке выпускников к самостоятельной жизни в постинтернатный период.

3. Обеспечение индивидуального комплексного сопровождения выпускников, в том числе в форме кураторства (наставничества).

4. Формирование и развитие у выпускников жизненно важных ценностных установок, социальных умений и навыков.

5. Оказание выпускникам необходимой помощи и поддержки в решении проблем жизнеустройства, преодолении трудных жизненных ситуаций.

Для организации эффективной работы специалисты службы разработали этапы сопровождения. Так, на первом — диагностическом — этапе социальный педагог и психолог техникума собирают и анализируют информацию о психолого-педагогических особенностях студента — выпускника учреждения интернатного типа, социальном статусе, уровне адаптации к условиям учреждения в первый месяц обучения. На основе данных составляется социальный паспорт студента. Полученная информация определяет формы, методы и приемы индивидуальной работы с ним. Разрабатывается карта психолого-педагогического сопровождения. Особое внимание отдается консультативному этапу, основная задача которого — оказание консультативной помощи куратору по вопросам организации работы со студентом и составлению эффективного индивидуального плана его сопровождения. Куратором может быть назначен классный руководитель группы, где обучается выпускник, мастер производственного обучения, воспитатель об-

щежития или любой преподаватель техникума. Отличительные черты плана — ориентация на создание с выпускником устойчивых, открытых, поддерживающих отношений, которые основываются на признании за выпускником приоритета в принятии решений, касающихся его жизни. Куратор не создает специальных учебных ситуаций, а оказывает помощь в повседневной жизни, обучает в конкретных жизненных условиях. Куратор берет на себя ответственность за оказание студенту поддержки и помощи — забота о здоровье, решение эмоционально-психологических проблем, проблем поведения и обучения, организации досуга, содействие решению жилищных вопросов и так далее. Основной рекомендацией для организации успешного взаимодействия куратора и подопечного является учет их индивидуально-возрастных особенностей. Деятельност-ный этап предполагает совместную реализацию намеченного плана: мероприятия по ознакомлению и освоению подопечным системы жизнедеятельности в техникуме, оказание ему помощи в решении социально-бытовых проблем, беседы и консультации по вопросам проведения свободного времени и др.

Для оценки результативности проведенных мероприятий очень важно на заключительном — рефлексивном — этапе проводить анализ и корректировку плана сопровождения.

профессиональная ориентация -

При реализации программы сопровождения используются в основном следующие методы:

— теоретические: анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел), методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

— практические: психологическое консультирование, мини-лекции, практические семинары, круглые столы, групповые дискуссии, тренинги личностного роста, развития коммуникативной компетентности, повышения самооценки и уверенности в себе, занятия с психологом по снятию психоэмоционального напряжения и формированию навыков самоконтроля внутреннего состояния.

Программа постинтернатного сопровождения рассчитана на реализацию в течение всего периода обучения в техникуме. Конечным ее результатом является готовность выпускников учреждений интернатного типа к самостоятельной жизни, важнейшими показателями которой для выпускника являются готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты, принятие моральных норм и требований общества, умение выстраивать реальные жизненные планы, способность адаптироваться к изменяющимся условиям, адекватное профессиональное самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.