Соединение интересов работодателей, компаний и образовательных организаций в части обучения кадров способствует обеспечению успешной профессиональной социализации студентов еще на этапе обучения, сформированное™ личностных качеств и высокого уровня профессиональной подготовки.
Одним из основных показателей эффективной профессиональной социализации является доля выпускников образовательного учреждения, трудоустроившихся по специальности. Показатели трудоустройства выпускников Новокузнецкого горнотранспортного колледжа за прошедшие годы свидетельствуют об их конкурентоспособности на рынке труда:
большинство из них трудоустроены. При этом работают по специальности 53 % выпускников, продолжили обучение на следующей ступени профессионального образования — 10 %%, призваны в ряды российской армии — 8 %%, трудятся не по специальности — 15 %%, находятся в отпуске по уходу за ребенком — 4 %%, остальные — в трудовом поиске.
Таким образом, мероприятия, направленные на эффективную профессиональную социализацию выпускников колледжа, способствуют повышению заинтересованности в работе по специальности, а также формируют готовность к постоянному саморазвитию, что отвечает запросам современного рынка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Е. Н. рылова, педагог-психолог Осинниковского горнотехнического колледжа К. А. Карасева, социальный педагог
Проблема постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день актуальна как для самих интернатных учреждений, так и для большинства профессиональных образовательных учреждений, поскольку, согласно статистическим данным, количество таких детей не уменьшается. Так, в нашем колледже отмечается рост абитуриентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ряд социологических, психологических и педагогических исследований показывает, что проблемы данной категории обучающихся многообразны и имеют сложный, системный характер. Решению этих проблем в Осинниковском горнотехническом колледже уделяется большое внимание.
С 2016 года колледж является базовым учреждением КРИРПО и соисполнителем программы федеральной экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально- профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского и Юргинского городских округов Кемеровской области)». Администрацией колледжа проведена работа по организации сетевого взаимодействия. Заключены договоры и ведется тес-
Е. Н. рылова К. А. Карасева
ное сотрудничество с Индустриально-судостроительным лицеем г. Санкт-Петербурга, детским домом-школой № 95 г. Новокузнецка, Проко-пьевским горнотехническим техникумом. В рамках экспериментальной площадки организуется межведомственное взаимодействие в городе Осинники, сотрудничество с органами опеки и попечительства, социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, комиссией по делам несовершеннолетних, школами города и детским домом Осинниковского городского округа.
В колледже создана и реализуется программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Школа жизненных навыков. Цель программы заключается в организа-
ции и обеспечении постинтернатного сопровождения (социально-психолого-педагогической поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках программы решаются следующие задачи: обеспечение духовно-нравственного развития личности студента; профилактика алкогольной и наркозависимости; формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом; выработка умений организовывать и культурно проводить досуг; обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, содержание дома, приготовление пищи и др.); развитие коммуникативных навыков; побуждение к трудовой деятельности; формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем; формирование активной жизненной позиции.
Программа реализуется через организацию социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сопровождение начинается с работы социального педагога, классного руководителя и педагога-психолога по сбору информации о каждом таком ребенке, устанавливается взаимодействие с кураторами детских домов. Формируется пакет документов, включающий информацию по статусу, сведения о состоянии здоровья, социальном окружении, индивидуально-психологических особенностях, определяется объем необходимой помощи и составляется индивидуальный образовательный маршрут. В рамках сопровождения оказываются следующие виды помощи: социально-информационная, социально-правовая, социально-реабилитационная, социально-экономическая, медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая.
Одним из приоритетных направлений программы является организация помощи обучающимся в период социально-профессиональной адаптации. В общежитии колледжа организована работа Школы жизненных навыков, направленная на формирование социально-бытовых навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для проведения занятий по отработке практических навыков ведения домашнего хозяйства в общежитии колледжа была создана «Гостиная» — тренировочная квартира с условиями, приближенными к домашним. В настоящий момент это только одна комната, в дальнейшем в наших планах расширение данного пространства и создание полноценной двухкомнатной квартиры, где наши
обучающиеся могли бы получить опыт организации собственного домашнего очага. Опыт реализации постинтернатного сопровождения через обучение детей-сирот самостоятельной жизни в условиях, приближенным к домашним, погружение их в независимую от интернатного учреждения атмосферу мы переняли у МКОУ «Детский дом-школа № 95» г. Новокузнецка. Мы познакомились с работой их центра постинтернатного сопровождения, и у нас появилась идея создания на базе общежития Осинниковского горнотехнического колледжа подобной тренировочной квартиры. Дом — это не просто место нашего физического существования, это еще и место, где формируются человек, его отношение к миру, жизненные перспективы. Поэтому для воспитания гармоничной, духовно богатой личности необходимо, чтобы дом и обстановка вокруг была эстетичными, уютными, радующими глаз. В ремонте и оборудовании комнаты активное участие приняли сами студенты, проживающие в общежитии, наши социальные партнеры, администрация колледжа, социально-психологическая служба, воспитатели и педагоги. Совместными усилиями был проведен капитальный ремонт помещения, заменены окна, пол, двери. Благодаря слаженной совместной работе удалось организовать современное, по-домашнему теплое и комфортное пространство для формирования социально-бытовых навыков, обучения ребят кулинарному искусству, рукоделию, правилам этикета и прочим хитростям будущей самостоятельной жизни. Уютная домашняя атмосфера помогает формировать у обучающихся бытовые навыки по уборке жилых помещений, организации личного пространства, дизайна будущего собственного жилища, по сервировке обеденного стола и др.
В ходе проведения занятий в общежитии нами было отмечено, что у студентов, особенно сирот-первокурсников, отсутствуют навыки самостоятельного приготовления пищи, они покупают в магазине полуфабрикаты или бутерброды. Для изменения сложившейся ситуации и повышения их интереса к здоровому питанию было предложено обучение навыкам приготовления разнообразных блюд. Каждое наше занятие сопровождается совместным приготовлением блюд по выбранным студентами рецептам, затем их коллективной дегустацией. Постепенно обучающиеся стали проявлять интерес к самостоятельному приготовлению пищи и даже к различным кулинарным изыскам. Мы прививаем им навыки соблюдения гигиениче-
«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 4 (59) 2018
37
ских требований, рассказываем о разных способах приготовления блюд из определенных продуктов. Такая форма позволяет нам лучше понять каждого студента, увидеть своими глазами уровень сформированности тех или иных навыков. Формирование социально-бытовых
навыков невозможно без погружения в процесс, просто рассказ о том, что и как правильно делать, не может дать стойкий положительный результат, только непосредственное выполнение определенного вида деятельности закрепляет правильные привычки и умения.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е. А. Ярославцева, директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», г. Ленинск-Кузнецкий
Ежегодно из нашей школы выпускаются десятки девятиклассников. Часть из них поступают в профессиональные образовательные организации, часть продолжает обучение в 10-11-х классах школ города. Так, 100 % обучающихся поступают в учреждения для продолжения дальнейшего образовательного маршрута.
Изучив путь выпускников, которые окончили школу два, три, четыре года назад, мы узнали, что лишь 70 %% из них продолжают следовать по выбранному образовательному и профессиональному маршруту, остальные 30 %% — бросают обучение и трудоустраиваются, меняют одно, а то и два учебных заведения. Опросив ребят и проанализировав их ответы, мы выяснили, что часть из них имели лишь поверхностные знания о выбранной профессии. Часть обучающихся не смогли адаптироваться к условиям профессиональной образовательной организации, что позволяет сделать вывод о недостатке личностных ресурсов для успешной адаптации. Некоторые из ребят пояснили, что на смену профессиональной организации повлияло то, что у них нет достаточных знаний и навыков по предметам, требующим углубленного изучения для освоения профессии.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что в выборе профессии, будущего места работы, учебы важную роль играет социально-профессиональная адаптация. Создание условий для раз-
вития потенциальных возможностей выпускников, формирование интересов и потребностей, важных качеств, позволяющих адаптироваться к новым условиям, — неотъемлемая часть организации работы с обучающимися в условиях общеобразовательной организации.
Под социальной адаптацией понимают постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса [1].
В качестве самостоятельного предмета исследования социально-профессиональная адаптация представлена в работах А. Л. Жена-ева, Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой, рассматривающих эксперименты по данной проблематике, возможности самой личности, особенности среды, различных видов деятельности в образовательном учреждении и их влияние на процесс социально-профессиональной адаптации.
Проанализировав результаты научных исследований и собственный опыт, мы пришли к выводу, что для успешной социально-профессиональной адаптации выпускников необходимо организовать работу по следующим направлениям:
• развитие когнитивной сферы (знания, представления о будущей профессии, возможностях ее получения, востребованность на рынке труда);
• развитие адаптивно-ресурсной сферы (качества, позволяющие решать возникающие проблемы, преодолевать трудности);
• формирование мотивации и ценностного отношения к выбору будущей профессии, к дальнейшему обучению и трудовой деятельности;
• формирование и развитие практических умений и навыков.