НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2005, №1
ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Профориентационная работа в процессе преподавания предметов
естественнонаучного цикла
А.Е. Афанасьев
На основе анализа социологических исследований, опыта работы сельских школ Якутии по профориентации выявлены основные негативные моменты в организации профориентацион-ной работы, установлены специфические факторы, определяющие некоторые особенности работы учителей по профориентации, и раскрыто содержание опытно-экспериментальной работы как одна из форм осуществления профориентационной работы в процессе преподавания предметов естественнонаучного цикла в 1X-XI классах, в результате которой сделаны некоторые общие выводы, способствующие эффективному осуществлению развития и воспитания интереса старшеклассников к профессиям.
In this article main negative elements in the career guidance work organization are found on the base of sociological research analyses and the career guidance work experience of Yakut rural school. Specific factors determining some features of the teachers' work in the career guidance being discovered, a content of the experimental work is revealed as one of the forms of career guidance work in the process of teaching the subjects of natural sciences in the 9-11-th forms. As the result some common conclusions are made contributing the effective accomplishment of the development of senior pupils' interest to professions.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей степени, чем раньше, актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения, как показывают многолетние наблюдения, у значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремле-
АФАНАСЬЕВ Афанасий Егорович - к.п.н., доц., докторант ЯГУ.
ниями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности. Таким образом, профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, тем не менее в литературе определений данного понятия много и каждое из определений отражает те или иные ее аспекты, выделяет какую-либо ее функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.
Какие бы определения ни давались понятию «профориентация», ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире
ПРОФОРИЕНТАЦИОЙНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае скорее можно говорить о его ориентации на профессию. Если же он становится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию. Последнее точнее выражает суть дела. Однако в практике сложилась традиция говорить об ориентации и в том, и в другом смысле.
На наш взгляд, более точное определение профориентации как единства практической работы и теории следующее: «Профессиональная ориентация - это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы сучащимися»1.
Из этого определения следует, что для формирования у школьников умений выбирать правильный жизненный путь следует проводить целенаправленную, систематическую и комплексную работу по профориентации учащихся с учетом имеющихся возможностей. Профориен-тационная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, при анализе основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы видно, что профориентация и учение не являются параллельно идущими процессами. Это единые, диалектически взаимосвязанные процессы, дополняющие друг друга.
Изучение опыта работы сельских школ Якутии показало, что большинство выпускников средней школы при выборе профессии допускают ошибки. При анализе причин ошибок выявилось, что большинство учащихся выбрали профессии, не соответствующие их возможностям. Некоторая часть выпускников выбрала профессии по внешним признакам и конъектурным соображениям. При этом обнаружилось, что ошибки в выборе профессии в основном допус-
каются учащимися тех школ, где не проводится последовательная, систематическая профори-ентационная работа с учащимися по единой системе или она носит фрагментарный характер, план работы по профориентации, организованный кабинет по профориентации и другие мероприятия имеют чисто формальный характер; учителя, классные руководители, администрация школы не осознают значимости этой работы, не готовы к ней.
Результатом ошибок в организации профориентации учащихся является то, что в настоящее время около 60% выпускников школ не определились, где и каким видом деятельности они будут заниматься. В то же время эти выпускники также не смогли прочно овладеть знаниями по школьным предметам.
Мы считаем, что человек может прочно овладевать знаниями в том случае, если он осознает их сущность, использует эти знания на практике. Результаты наблюдений и бесед, проведенных с выпускниками некоторых школ северных улусов, отражены в табл. 1.
Таблица 1 Выбор выпускниками профессий
ШКОЛА Кол-во учащ-ся Выбравшие 1 профессию Меняющие 2 профессии Меняющие 3 профессии Меняющие 4 профессии
Сылгы-Ытарск. Среднеколымский 22 1 2 6 13
Батагайская, Верхоянский 63 3 7 11 42
Белогорская Абыйский 62 2 4 17 39
Чокурдахская Аллаиховский 45 3 5 14 23
Адычанская Верхоянский 14 - 3 2 9
ВСЕГО 206 9 21 50 126
Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов / Под. ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 1988. - С. 28.
Как видно, большинство учащихся, неправильно осознавая сущность выбора профессии и будучи не подготовленные к нему, во многих случаях желали работать одновременно в разных отраслях народного хозяйства.
Мы проследили жизненный путь некоторых из этих выпускников. Выявилось, что те учащиеся, которые называли несколько профессий, в жизни поступили также: меняли несколько профессий.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации специальной работы с учащимися по профессиональной ориентации. Содержание нашего подхода как одна из форм
осуществления профориентации во время уроков раскрыто в процессе опытно-экспериментальной работы.
Анализ литературы и передового педагогического опыта свидетельствует о том, что центром профориентационной работы может и должна стать школа, а главным профориентатором -учитель. Изучение основ наук на уроке открывает большие возможности для формирования склонностей, развития способностей и профессиональных интересов учащихся. При этом надо не деформировать их и не мешать осуществлению основных учебно-воспитательных задач. Мы считаем, что оптимальных результатов можно добиться при высоком качестве урока, на котором максимально активизируется мыслительная деятельность учащихся, возбуждается интерес к предмету.
С целью совершенствования профориентации учащихся и показа возможностей конкретного учебного предмета в выборе ими профессий в условиях сельской школы мы проводили эксперимент в средних общеобразовательных школах Среднеколымского, Усть-Алданского и Мегино-Кангаласского улусов. Он осуществлялся в процессе преподавания предметов естественнонаучного цикла в 1Х-Х1 классах, а также во внеклассной и внешкольной работе, проводимой учителями данных предметов. В решении данной проблемы мы опирались на данные научных исследований, лучший опыт работы учителей по профориентации, учитывали программные требования по предметам, возраст учащихся, потребность местных производств в кадрах. Изучив опыт работы 31 сельского учителя естественнонаучного цикла, мы, например, установили следующие негативные моменты: учителя не знакомы с научно-методическими вопросами профессиональной ориентации, в малой степени и эпизодически используют в преподавании сведения об основах производства, его технологии, слабо осуществляют взаимосвязь профориентации с обучением данных предметов.
Анализ социологических исследований, опыт работы школ по профориентации, собственные наблюдения позволили установить следующие специфические факторы, определяющие некоторые особенности работы учителя:
1) программный материал очень велик, часов же на изучение каждой темы дается очень мало (1-2 ч);
2) нет методической литературы, которая иллюстрировала бы применение предметных знаний в практике работы на производстве;
3) мало опубликованных разработок по проведению внеклассных и внешкольных мероприятий, которые учитель мог бы использовать для профориентации учащихся старших классов.
Эти факторы были учтены при организации профориентации в учебном процессе. Основное содержание опытной работы, внедренной в практику работы школы в процессе преподавания предметов естественнонаучного цикла в 1Х-Х1 классов, заключается в следующем:
1. Осуществлено календарное планирование профориентационной работы по предметам с предварительным анализом возможностей учебных программ, дооборудованы учебные кабинеты путем изготовления необходимых наглядных пособий (плакаты, стенды, уголки и т.д.) производственного и профориентационного содержания, организованы выставки книг, справочной литературы по различным профессиям, сбор нужных сведений о профессиях. Определены наиболее доступные формы и методы изучения учащимися профессий в соответствии с требованиями программ (беседы, рассказы о профессиях, экскурсии, наблюдения, лабораторно-практические работы производственного содержания и т.д.). Ход работы по профориентации планировался и обсуждался на заседаниях методических объединений учителей естественнонаучного цикла.
2. В пределах возможностей изучаемой по предмету темы учащиеся постоянно знакомились с научными основами производства, с ситуацией с трудовыми ресурсами и потребностями в кадрах.
3. Систематически углублялись представления и знания учащихся о характере труда различных профессий, о значении и структуре местного производства, о перспективах его развития.
4. Учителями в процессе объяснения и закрепления профориентационного материала регулярно использовался имеющийся у учащихся личный познавательный и практический опыт.
5. С учетом возможностей темы и возраста учащиеся знакомились со структурой организации и управления предприятиями, с экономическими категориями (хозрасчет, себестоимость, прибыль и т.д.).
6. Осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход к развитию интереса учащихся старших классов к труду, к различным профессиям.
7. Учителя проводили следующие предусмотренные задачами исследования работы: учащимся предлагались задания, содержащие национально-региональный компонент, они привлека-
ло
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2(Ю5, №1
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
лись к проведению практических работ производственного характера; используя дополнительную литературу, учащимся прививали умения рассчитывать производительность труда работника, определять экономические возможности предприятий, знакомили с производительностью техники, с профессиями; систематически давали учебные задания, которые составлялись так, чтобы учащиеся, изучая ту или иную техническую конструкцию на производстве, обращали внимания на применение обобщенных знаний к анализу производственных процессов (задания такого рода предлагались при повторении большого раздела, перед изучением сложной темы, при подготовке к обобщающим урокам); выявляли готовность учащихся к профессиональному самоопределению.
В опытной работе, ориентируя старшеклассников экспериментальных классов на профессии, учителя руководствовались такими критериями: определить ясные цели урока с установкой на помощь в выборе профессии; раскрыть значение и роль конкретного вида труда в преобразовании природы, в создании материальных и духовных благ; объяснить учащимся роль определенной профессии в развитии народного хозяйства; показать, где применяются в практической деятельности человека знания, получаемые учащимися на конкретном уроке; развить интерес, склонности учащихся к определенным профессиям; знакомить учащихся с морально-волевыми, духовными и другими качествами работников определенных профессий; пропагандировать достижения передовиков и новаторов производства своего села, улуса.
С целью ориентации старшеклассников на профессии квалиметрическим методом оценки была изучена готовность учащихся к профессиональному самоопределению как результат сформированной профессиональной направленности. Готовность к выбору профессии представляется многогранным психологическим явлением, состоящим из нескольких компонентов: устойчивого профессионального интереса, информативности о предполагаемой профессиональной деятельности, личной самооценки своего соответствия профессии, активности в получении избранной профессии. Оценки по этой методике можно, на наш взгляд, рассматривать как уровень сформированное™ профессиональной направленности учащихся. Для измерения готовности к профессиональному самоопределению, которая I по своей сути представляет собой количественно не оцениваемое явление, используется квалимет-
рическая методика, в основе которой лежит идея квалиметрии: любое качество можно измерить, переводя его в числовую функцию своих структурных компонентов, качество зависит от ряда свойств, образующих структуру качества: каждое свойство определяется двумя числами - относительным показателем и весомостью.
Метод количественной оценки включал в себя 13 вопросов с возможным набором конкретных ответов (от 2 до 7). Количественный показатель готовности к профессиональному самоопределению вычислялся следующим образом. Так как количественно все вопросы различны, т.е. существует различное число градаций, возникает задача перевода разнобалльной системы оценок в единую 5-балльную шкалу. Такой переход осуществлялся по правилу: Т=5 (M/N), где Т - преобразованная оценка; N - число возможных ответов на конкретный вопрос; М - номер конкретного ответа (от I до N). Весомости вопросов анкеты:
к{ =20%, к2 =5%, къ =20%, к4 =5%, к5 =5%,
к6 =10%, к7 =5%, ks =5%, к9 =5%, *10 =5%,
кп =5%, к12 =5%, fc,з =5%.
Общая сумма всех 13 весомостей равна 100%. Количественный результат каждого из 13 ответов равен: Ff = Т( •Kj, где i равен от 1 до 13. Общий балл анкеты равен сумме 13 количест-
13
венных показателей: F .
/=i
Как видно из табл. 2, данные по экспериментальным классам гораздо выше, чем по контрольным. Причину более высоких показателей в опытных классах можно объяснить усилением внимания к указанным выше аспектам обучения, так как акцентирование внимания учеников на важность профессиональной направленности способствует повышению не только качества знаний, но и формированию профессиональных интересов, устойчивых профессиональных намерений.
Таблица 2
Распределения по уровням подготовки учащихся к профессиональному самоопределению
Классы Количество учащихся Уровни, %
низкий средний высокий
Экспериментальные 193 21,3 34.1 44,6
Контрольные 516 43,7 36,7 19,6
В соответствии с возможностями уроков в 1Х-Х1 классах в экспериментальных классах профориентация проводилась через усвоение программного материала путем проведения бе-
сед, краткой информации, выполнения практических заданий и решения прикладных задач, показа кинофильмов, плакатов, чтения дополнительной литературы, подготовки рефератов и сочинений, выпуска бюллетеней о профессиях. В результате такой организации процесса обучения теоретические знания дополнялись информацией о применении получаемых на уроке знаний в трудовой деятельности работниками различных профессий, что способствовало развитию интереса к профессиям, в которых испытывают потребность предприятия улусов республики.
Программный материал 1Х-Х1 классов мало отвечает задачам и целям профориентации. Сведения учебников не охватывают все сферы трудовой деятельности людей и различные намерения учащихся. Поэтому возникла необходимость давать на уроках дополнительный материал о профессиях. При проведении вводных и итоговых уроков по теме, практических работ, экскурсий в опытной работе учителя в соответствии с программным материалом знакомили учащихся с профессиями, имеющими отношение к изучаемой теме, используя для этого 2-3 мин. урока.
Итак, в ходе эксперимента проводились комплексы мероприятий, в результате которых мы сделали некоторые общие выводы, способствующие эффективному осуществлению развития и воспитания интереса старшеклассников к профессиям.
1. Задача связи преподавания учебных дисциплин с жизнью не может быть решена путем
эпизодического ознакомления учащихся с отдельными вопросами, иллюстрирующими применение этих дисциплин в том или ином производстве. Вся система предметного обучения должна показывать практическое значение этой науки, развивать умение и навыки применять знания теории в решении конкретных вопросов и задач, с которыми учащиеся столкнутся в практической деятельности. Наряду с этим было бы неправильно понимать, что изучение всех вопросов учебных дисциплин, предусмотренных школьной программой, обязательно надо связывать с производством и практикой жизни. Здесь нужно учитывать специфику этих дисциплин как учебных предметов. Наоборот, привлекая практический материал, надо суметь раскрыть содержание понятий этих предметов.
2. Учебные занятия следует организовать так, чтобы учащиеся 1Х-Х1 классов смогли увидеть в учебе те стороны и особенности труда, которые необходимы для профессиональной деятельности работников.
3. Изучение учебного материала по возможности надо связывать с реальной жизнью и завершать выводами о потребности конкретных предметных знаний и умений в определенной трудовой деятельности человека.
Конечно, все сказанное не решает полностью основной проблемы ориентации старшеклассников на профессии. Но данные методические выводы в комплексе средств дают возможность вызвать у старшеклассников интерес к профессиям.