Научная статья на тему 'Современные профориентационные технологии'

Современные профориентационные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4057
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATION / OCCUPATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL COUNSELING / PRE-INSTITUTIONAL EDUCATION / CONCEPTION / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аханов Б. Ф., Исаева К. А., Утебаева А. Т.

В статье современные профориентационные технологии рассматриваются на основе системно-комплексного подхода, где они всесторонне анализируются как элементы самостоятельного выбора специальности выпускников средних школ. При рассмотрении проблемы профориентационной работы учащихся, авторы приходят к выводу, что процесс профконсультационной работы состоит из четырёх этапов: подготовительного, основного, завершающего и уточняющего. Как показало исследование, одним из важнейших звеньев системы профориентации является профессиональная консультация. Профконсультационная работа направлена на усиление внимания школьников к изучению наук, особенно тех, которые лежат в основе избираемой ими профессии. Определены и научно обоснованы основные типы профконсультации, как справочноинформационная, диагностическая, медицинская, корректирующая. В процессе исследования проблемы грамотной организации работы по профориентации школьников авторами взята на вооружение методика организации месячника «Профессиональный компас», в рамках которой проходят встречи с работодателями, представителями различных профессий, рабочих династий. Делается вывод о том, что подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аханов Б. Ф., Исаева К. А., Утебаева А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary occupational guidance of technology

The article speaks on contemporary occupational guidance of technology based on the systemic and comprehensive approach, where they are thoroughly analyzed as an element of self-selection during choosing the career by the graduates of high schools. Studying the issue of occupational guidance of the students the author comes to the conclusion that the process of the occupational guidance consists offour stages. These stages are: preparatory stage, main stage, final stage and specializing stage. The research has shown that one of the main links in the system of occupational guidance is professional counseling. Professional counseling is directed at strengthening the attention of the students toward learning the science, especially the ones that are foundation of the chosen career. The article mentions about the types of professional counseling. The types of professional counseling are: referencesinformation type, diagnostic type, medical type and correcting type. By studying the issues of arranging occupational guidance with the high school students the authors have chosen the method of organizing a month of “Professional compass ”. Within the framework of this program there were organized meetings with employers and representatives of different professions. The author notes that choosing career is very important as it is an integral part of diversified development of an individual.

Текст научной работы на тему «Современные профориентационные технологии»

УДК 371 ББК 74,00

Б.Ф.АХАНОВ, К.А. ИСАЕВА, А.Т. УТЕБАЕВА

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Концепция развития профессионально-педагогического образования предусматривает качественное обновление корпуса профессионально-педагогических работников, занимающихся вопросами подготовки и воспитания квалифицированных кадров, как в системе начального профессионального образования, так и вне ее. Все это выполнимо лишь при условии самостоятельного выбора специальности, основанного на осознании своего призвания к данной профессии и ответственности за принятие такого решения. Поэтому повышение качественной профориентационной работы по данному направлению является задачей высокой ответственности, искренности к слушателям элективных до вузовских курсов и объективности в определении подготовленности учащихся к выбору своего профессионального будущего.

Одним из важнейших звеньев системы профориентации является профессиональная консультация. В нашем исследовании мы исходим из утверждения, что профессиональная консультация - это система мер по оказанию действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности. Учащиеся получают информацию о социальных и производственных условиях, в которых они будут находиться, выбрав соответствующую профессию. Такого рода профконсультационная работа направлена на усиление внимания школьников к изучению наук, особенно тех, которые лежат в основе избираемой ими профессии. В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами трудового законодательства, с перспективами трудовых условий, относящихся к специфике избираемой ими трудовой сферы. Таким образом, профконсультирование служит решению триединой задачи: учащиеся получают ответы на вопросы, кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор (1).

В ходе профессиональных консультаций выделяются показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить эту процедуру. Процесс профконсультационной работы состоит из этапов: подготовительного, основного, завершающего и уточняющего. На подготовительном этапе организуется работа по организации самостоятельного обдумывания учащимися ответа на вопрос «кем быть?». На основном этапе осуществляется осознанный и аргументированный выбор профессии. Работа проводится в течение всего периода обучения в профильной школе (11-12 кл.). На завершающем этапе организуется квалифицированная помощь специалистов в знакомстве с особенностями профессии, выбранной в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими особенностями выпускника. Уточняющий этап может быть выведен за рамки школы и организован в вузе.

Основные типы профконсультации: справочно-информационная, диагностическая, медицинская, корректирующая. Справочно-информационная профконсультация проводится с целью глубокого ознакомления человека с особенностями интересующей его профессии (требованиями к личным качествам, путями получения профессии, возможностью трудоустройства, перспективами профессионального роста).

Диагностическая консультация ориентирована на выявление интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств личности на основе всестороннего изучения высококвалифицированными специалистами-профконсультантами с применением специальных методов исследования и психодиагностической аппаратуры. Цель такой консультации - предварительно определить, в каких областях деятельности человек может трудиться наиболее успешно. Медицинская профконсультация выявляет соответствие состояния здоровья человека требованиям того или иного типа профессий. Врач-консультант

может порекомендовать наиболее соответствующую состоянию здоровья профессию из числа избираемых.

Корректирующая профконсультация проводится в тех случаях, когда по каким-либо причинам профессиональные намерения человека оказываются неосуществимы и его профессиональный тип нуждается в пересмотре и уточнении.

Проведение консультаций, занятий и экскурсий на оснащенной современными компьютерными средствами обучения базе окажется эффективным в том случае, если в качестве основного потенциала образовательной системы выступят подготовленные педагогические кадры. Это могут быть школьные учителя и вузовские преподаватели, работающие в рамках имеющихся научных школ и овладевшие приоритетными педагогическими технологиями. Использование информационных и образовательных Шегпе^ресурсов реализует задачи обмена информацией с внешней средой, своевременного реагирования на преобразования в области педагогики, техники и социальной жизни. Знание и прогнозирование тех или иных направлений современных образовательных программ, умение общаться со студентами и выпускниками базовых школ создают тот коммуникационный сервис, который позволяет существенно повысить качество педагогической деятельности в профориентационной работе.

В разработанной нами концепции результат рассматривается в одном ряду с другими компонентами системы, однако все остальные компоненты функционируют, именно для его получения. Индивидуальное отношение к выбору профессии является результатом всего образовательного процесса - совокупность учебной деятельности старшеклассника в научно-производственной среде вузовского комплекса, самостоятельной активно-поисковой деятельности в мире профессий и творческим потенциалом личности. Обобщенные данные наших исследований констатируют факт успешного развития интегрированной подготовки учащихся старших классов в системе довузовского образования, которая рассматривается как концептуальная модель нового современного направления профориентационной работы в системе «школа - вуз».

В процессе исследования проблемы грамотной организации работы по профориентации школьников нами взята на вооружение методика организации месячника «Профессиональный компас». В рамках месячника проходят встречи с работодателями, представителями различных профессий, рабочих династий. Большую роль в расширении представлений о профессиях играют экскурсии на предприятия, во время которых школьники знакомятся с организацией работы в разнопрофильных учреждениях. В рамках месячника планируются и проводятся олимпиады «Перспективный экономист», «Современный бухгалтер», «Товароведение в современных условиях», «Юный турист», «Юный руководитель». С целью активизации профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений, получения ими необходимых и актуальных знаний в области профессиональной ориентации может быть организована областная акция волонтеров-профориентаторов «Твой выбор профессии». Акция включает проведение классных часов, тренингов, выставок литературы о профессиях, встречи с представителями различных профессий, КВНы, профориентационные игры и викторины, расширяющие знания школьников о мире профессий.

Возможны также следующие мероприятия: день открытых дверей «Моя будущая профессия», акция «Сегодня - мечта, завтра - профессия», дни профориентации с участием в мероприятиях общественных организаций. Интересный опыт проведения профориентационной работы накоплен в городе Усть-Каменогорске. Здесь на базе КГУ Ресурсный центр-школа дистанционного и профильного обучения при акимате провел обучающий семинар для заместителей директоров по профильному обучению на тему «Система профориентационной работы в школе». Цель семинара - представление основных направлений и особенностей организации профориентационной работы в школах; знакомство заместителей директоров школ с основными принципами работы профконсультанта.

В содержании выступлений были отражены актуальные задачи организации профориентационной работы. В частности, отмечено, что профориентация - это научно

обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Участники семинара определили профессиональную ориентацию как составную часть всей учебно-воспитательной работы и, исходя из этого, рекомендуют определять цели, задачи планирования, а также подбирать мероприятия. Каждый день на рынке труда происходят различные изменения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся и их наставники были в курсе того, как обстоят сейчас дела на рынке труда, какие профессии востребованы на данный момент. Психологи и педагоги исследуют пути организации успешной профориентационой работы, которые позволят не только повысить эффективность профориентационой работы, но также избежать значительного количества ошибок в проведении профконсультаций. К этим принципам относятся следующие: организация взаимодействия в интерактивном ключе, построение диалога между участниками; постоянный и неизменный состав группы; ускорение; равновесие, или дозирование; образность; «проекция» (2).

По нашей концепции система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Интегрированную профориентационную деятельность в системе довузовского образования следует рассматривать как образовательную деятельность, способствующую самосовершенствованию и генерированию знаний, полученных в период всего предыдущего общеобразовательного процесса и созидательно, целенаправленно влияющую на профессиональное самоопределение выпускника и раскрытие его творческих способностей. Задачи, поставленные в профессиональной ориентации старшеклассников программой «школа - вуз», определяют необходимый уровень подготовленности преподавателей, привлеченных к работе на факультете довузовского образования.

На первом этапе работы с абитуриентами с целью оценки состояния их учебной деятельности возможно проведение срезовых контрольных работ, тестирования или собеседования по основам тех знаний, которые определяют содержательное наполнение избранной профессии. Однако полученные результаты должны быть тщательно проанализированы для выявления причин, повлиявших на недостаточно высокий оценочный балл. Например, в случае невыполнения старшеклассниками первого контрольного практического задания или неправильного его исполнения причиной может быть как несформированность самих структурных компонентов учебной деятельности, так и отсутствие какого-либо предыдущего трудового опыта, трудовых навыков и умений. Причиной может послужить также несоответствие материала (предметно-практического, наглядно-образного и словесно-логического), на котором строится диагностическое задание, преобладающему стилю учебной деятельности учащегося (визуальному, аудиальному, кинестатическому, синтетическому).

Дифференциация этих причин на входном этапе достаточно сложна. Здесь уместен индивидуальный подход, осуществляемый на предметно-практическом материале заданий, фронтальное обследование уровня сформированности структурных компонентов учебной деятельности учащихся. Способ построения такой работы предусматривает органичное включение в процесс практических действий системы побуждающих вопросов к обучаемым, адресуемым к ним с целью вызова и стимуляции исполнения. Педагогическая задача на данном этапе работы определяется целью научить учащегося планированию отдельных операций, этапов работы, осуществлять пошаговый контроль выполнения задания, понимания четкой программы практических действий.

Начальный этап работы (первый блок) выявляет определенное количество учащихся, неспособных самостоятельно выполнять предъявленные задания, теряющих цель деятельности, проявляющих хаотичность в действиях и не готовых самостоятельно оценить полученные результаты. Следующий этап работы покажет, что учащиеся «втягиваются» в самостоятельное выполнение задания, методом проб и ошибок находят частные способы решения поставленной задачи. На этом этапе отмечается логическое построение перехода отдельных операций от этапа к этапу, появление самостоятельных решений, адекватная оценка собственных результатов. Третий уровень демонстрации профессиональной осведомленности характеризуется рациональным и эффективным выполнением заданий, выявляющим наличие навыков планирования операционной деятельности.

Дидактической задачей построения учебного процесса по основам общетеоретических знаний о будущей специальности является построение учебного процесса, призванного позитивно повлиять на развитие самоконтроля, на механизм организации познавательной деятельности.

Второй образовательный блок интегрированной довузовской профессиональной подготовки составляет группа лекционных и научно-практических учебных мероприятий. Рекомендуется построить эту часть образовательной программы, в соответствии с указаниями А.А.Золотарева, на основных принципах, относящихся к дидактическому процессу и дидактической системе: соответствие дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения (учебно-познавательной деятельности обучающихся); ведущая роль теоретических знаний; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимулирование и мотивация положительного отношения обучающихся к учению; проблемность; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с использованием средств обучения; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли педагога; систематичность и последовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержанием обучения (знаниями, умениями и навыками) (3).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Москва: Академия, 2010.- 304 с.

2. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М.: МГУ, 1987. - 208 с.

3. Золотарев, А.А. Теория и методика систем интенсивного информатизированного обучения (Дидактические основы создания эффективных систем обучения): Учебное пособие / А.А. Золотарев. - М., 2009. - 170 с.

REFERENCES:

1. Klimov, E. A. Psychology of professional self-detremenation/ E.A. Klimov- Moscow: Academy, 2010-304 p .

2. Ivanova, E.M. the core of the psychological studies of professional activity/ E. M. Ivanova- M: MSU, 1987-208p.

3. Zolatarev, A.A. the theory and the method of the system of intensive technology implementation

into education( didactic core of crating effective system of education) course book/ A. A.

Zolatarev- M, 2009-170 p.

Современные профориентационные технологии

Ключевые слова: образование, профориентация, профессиональная консультация, довузовское образование, концепция, образовательная программа

В статье современные профориентационные технологии рассматриваются на основе системно-комплексного подхода, где они всесторонне анализируются как элементы самостоятельного выбора специальности выпускников средних школ. При рассмотрении проблемы профориентационной работы учащихся, авторы приходят к выводу, что процесс профконсультационной работы состоит из четырёх этапов: подготовительного, основного, завершающего и уточняющего. Как показало исследование, одним из важнейших звеньев системы профориентации является профессиональная консультация. Профконсультационная работа направлена на усиление внимания школьников к изучению наук, особенно тех, которые лежат в основе избираемой ими профессии.

Определены и научно обоснованы основные типы профконсультации, как справочно-информационная, диагностическая, медицинская, корректирующая.

В процессе исследования проблемы грамотной организации работы по профориентации школьников авторами взята на вооружение методика организации месячника «Профессиональный компас», в рамках которой проходят встречи с работодателями, представителями различных профессий, рабочих династий.

Делается вывод о том, что подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Contemporary occupational guidance of technology

Keywords: education, occupational guidance, professional counseling, pre-institutional education, conception, educational program.

The article speaks on contemporary occupational guidance of technology based on the systemic and comprehensive approach, where they are thoroughly analyzed as an element of self-selection during choosing the career by the graduates of high schools. Studying the issue of occupational guidance of the students the author comes to the conclusion that the process of the occupational guidance consists offour stages. These stages are: preparatory stage, main stage, final stage and specializing stage. The research has shown that one of the main links in the system of occupational guidance is professional counseling. Professional counseling is directed at strengthening the attention of the students toward learning the science, especially the ones that are foundation of the chosen career.

The article mentions about the types of professional counseling. The types of professional counseling are: references- information type, diagnostic type, medical type and correcting type.

By studying the issues of arranging occupational guidance with the high school students the authors have chosen the method of organizing a month of "Professional compass ". Within the framework of this program there were organized meetings with employers and representatives of different professions.

The author notes that choosing career is very important as it is an integral part of diversified development of an individual.

Сведения об авторах:

Аханов Бахтияр Файзуллаевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель университета «Сырдария»(Республика Казахстан, г. Жетисай), E-mail: ahanov_64@mail. ru

Исаева Кулайна Алихуловна, старший преподаватель университета «Сырдария», (Республика Казахстан, г. Жетисай), E-mail: [email protected]

Утебаева Алия Тулкибаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Казахского регионального социально-иновационный университета (Республика Казахстан, г. Шымкент), E-mail: [email protected]

Information about the authors:

Ahanov Bakhtiyar Faizulloevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior teacher of the University " Sirdarya"(Republic of Kazakhstan, Zhetisai) E-mail: [email protected] Isaeva Kulaina Alihulovna, Senior teacher of the University "Sirdarya"( Republic of Kazakhstan, Zhetisai). E-mail: [email protected]

Utebaeva Aliya Tulkibaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior teacher of Kazakh regional social and innovate University( Republic of Kazakhstan, Shimkent) E-mail: aabenova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.