Научная статья на тему 'Профориентационная работа в Челябинской области: состояние и перспективы'

Профориентационная работа в Челябинской области: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котовская Любовь Васильевна

Сложившийся дисбаланс между уровнями образования и группами специальностей не соответствует потребностям экономики Уральского региона, что свидетельствует о существовании ряда проблем в системе профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в Челябинской области: состояние и перспективы»

Профориентационная работа в Челябинской области: состояние и перспективы

Сложившийся дисбаланс между уровнями образования и группами специальностей не соответствует потребностям экономики Уральского региона, что свидетельствует о существовании ряда проблем в системе профориента-ционной работы.

Проблема организации и содержания профориентационной работы рассматривалась на заседании Межрегионального совета профессионального образования Уральского федерального округа в 2012 году. По итогам заседания Челябинским институтом развития профессионального образования был издан сборник материалов, в котором обобщен опыт работы субъектов Уральского федерального округа по профори-ентационной работе.

Дисбаланс на уровне профессиональных предпочтений

Результаты мониторинга образовательных предпочтений выпускников школ, который проводил Челябинский институт развития профессионального образования, хотя и показывают определенные изменения в пользу технических специальностей, однако остаются весьма неутешительными. 70 % выпускников планируют учиться в вузе, из них 60 % — по специальностям гуманитарного направления, 40 % выбирают технические специальности. Потребности же рынка труда в специалистах высшего звена ограничиваются 40 % от планируемого выпуска. 25 % выпускников планируют обучиться по программам среднего профессионального образования, и только 5 % связывают свои профессиональные планы с получением рабочей профессии. 35 % выпускников школ Челябинской области планируют работать за пределами РФ, а 70 % из них желают работать в Московской или Ленинградской областях.

В данной ситуации даже открытие технических специальностей и увеличение плана набора на них не решат в полной мере проблему, поскольку открываемые специальности могут оказаться невостребованными.

концепция профориентационной работы в Челябинской области

С целью консолидации усилий всех органов государственной и исполнительной власти, а также образовательных организаций всех типов 28 мая 2013 года состоялось заседание кол-

легии Министерства образования и науки Челябинской области, на которой рассматривался вопрос «О Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы».

Проекты Концепции профориентацион-ной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 гг. и Комплексного плана по ее реализации были подготовлены Челябинским институтом развития профессионального образования, обсуждались на трех круглых столах и заседаниях рабочей группы, а затем были утверждены приказом Министерства образования и науки Челябинской области.

Основная идея Концепции заключается в том, что профессиональные образовательные организации должны обеспечить как потребности личности, общества, так и государства в целом. Для совпадения этих потребностей необходимо направить выбор личности в сторону инженерно-технических специальностей, профессий рабочих и специалистов среднего звена. В этом и заключается основная цель профессионального образования сегодня.

Целевыми группами профориентационной работы являются все обучающиеся: дети старшего дошкольного возраста; учащиеся общеобразовательных школ; студенты образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования; взрослое население, столкнувшееся с проблемой профессионального выбора. Субъектами профориента-ционной работы являются образовательные организации всех уровней (детские сады, школы, организации дополнительного образования детей и взрослых, профессиональные образовательные организации), работодатели и их объединения, а также центры по труду и занятости населения. Координаторами этой работы в Челябинской области обозначены Дворец учащейся молодежи «Смена», на базе которого создан областной центр профориентации «формула успеха», и областные педагогические колледжи.

котовскдя

Любовь васильевна,

кандидат педагогических наук, первый проректор Челябинского института развития профессионального образования, член президиума Межрегионального совета профессионального образования УрФО, Челябинск

70 % выпускников планируют учиться в вузе. Потребности же рынка труда в специалистах высшего звена ограничиваются 40% от планируемого выпуска.

го at

План-карта выбора профессии девятиклассником

ТВОИ ДЕЙСТВИЯ

ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ СЕНТЯБРЬ

Шаг 1. Выбери направление предпрофипьной подготовки, курсы по выбору

Шаг 2. Выбери

образовательную организацию, на базе которой будешь проходить предпрофильную подготовку

Шаг 3. Согласуй

свой выбор с родителями

Шаг 4. Уведоми классного руководителя и заведующего учебной частью о своем выборе

1) учти результаты пройденного тобой тестирования на профпригодность

н

2) посещай все презентации курсов го выбору и учебных программ предпрофипьной подготовки в своей школе

ч>

; При необходимости пройди тестирование повторно (Интернет, образовательные организации СПО)

3) зайди в Интернет и посмотри «Атпас профессий» (www.chirpo.ru), загляни на сайт www.prof-74 com

. Прежде чем принять решение о прохождении предпрофипьной подготовки в школе, загляни в Интернет, посмотри «Атлас профессий» (www.chirpo.rj), зайди на сайт www.prof-74.com, сайты образовательных организаций среднего профессионального образования и узнай, какие курсы они предлагают пройти на своей базе

I *

• Имей в виду, что количество мест в группах предпрофильного обучения на базе образовательных организаций среднего профессионального образования а также в УПК ограничено

Шаг 5. Принимай участие во всех профориентацион-ных мероприятиях, которые проводятся в школе и за ее пределами

Шаг 6. Присутствуй на всех экскурсиях, выставках, конкурсах, которые могут дать тебе информацию о выбранном профиле (профессии), образовательной организации, где можно продолжить обучение после окончания девятого класса

Шаг 7. Во время экскурсий на промышленные предприятия области получи об этих предприятиях как можно больше сведений - возможно, на одном из них ты будешь проходить производственную практику (работать)

Шаг 8. Комлектуй Портфель индивидуальных образовательных достижений - портфолио

Шаг 9. Участвуй во всех профилю дальнейшего ной подготовки)

олимпиадах и конкурсах по обучения (профессиональ-

ШагЮ.

Проанализируй процесс

предпрофипьной подготовки и ответь на вопрос: хотелось бы тебе продолжить обучение по направлению предпроф ильной подготовки?

! Помни, что участие и победы в олимпиадах и конкурсах дадут дополнительные баллы и повысят рейтинг твоего портфолио

В зависимости от ответа определись с курсами по выбору и практиками на второе полугодие

Шаг 11. Выбери (при необходимости) подготовительные курсы, которые ты будешь посещать, чтобы хорошо сдать выпускной экзамен, и регулярно посещай их

Шаг 12. Посоветуйся

еще раз с родителями и окончательно определись с дальнейшей образовательной траекторией (одиннадцатый класс или техникум/колледж)

Шаг 13. Сдай хорошо экзамены, в том числе по предмету, который будет профильным в старшей школе или образовательной организации среднего профессионального образования

Г*

ф

. Помни, что при поступлении в образовательную организацию СПО возможен конкурс

Шаг 14. Окончательно

определись с образовательной организацией, где ты намерен обучаться по выбранному профилю или получить

профессиональное образование. Уточни требования и перечень документов, необходимых для поступления в выбранную тобой образовательную организацию

Ф

Еще раз посмотри «Атлас профессий» (www,chirpo.ru), загляни на сайт www.prof-74.com, сайты образовательных организаций среднего профессионального образования_

Шаг 15. Пересмотри (скомплектуй) портфолио для предъявления его при поступлении на следующую ступень обучения

Шаг 17. Начни обучение по выбранной профессии (профилю) и строго

придерживайся норм и

правил,

существующих

в образовательной

организации, где ты

продолжаешь

обучение

Шаг 16. Собери необходимые документы и подай заявление в школу на прием в десятый (профильный) класс или в образовательную организацию СПО на обучение по выбранному профилю или направлению профессиональной подготовки

комплексный план

Комплексный план реализации Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 20132015 годы позволит грамотно выстроить отношения с организациями как общего, так и профессионального образования, он структурирован по основным четырем разделам:

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Организационно-методические мероприятия.

3. Кадровое обеспечение.

4. Информационное обеспечение.

Рассмотрим каждый раздел подробно.

Нормативно-правовое обеспечение. Главное в данном разделе — это подготовка и заключение договоров сетевого взаимодействия общеобразовательных и профессиональных организаций в целях совместной профориента-ционной деятельности, в том числе использование базы профессиональных образовательных организаций для проведения уроков технологии. Муниципальные органы управления совместно с образовательными организациями разработали и утвердили планы профориента-ционной работы в каждом конкретном муниципалитете.

Организационно-методические мероприятия. Данный раздел самый объемный, в нем важное место отводится муниципальным органам управления образованием и таким мероприятиям, как:

- организация встреч родителей с представителями предприятий, профессиональных образовательных организаций, центров занятости по вопросам профориентации, презентации профессий, востребованных на региональном рынке труда;

- проведение профориентационного анкетирования обучающихся выпускных классов;

- проведение в общеобразовательных организациях «Дня выпускника», «Дня службы занятости», «Дня открытых дверей», «Дня профессиональной образовательной организации СПО»;

- организация встреч обучающихся общеобразовательных организаций с работниками муниципальных центров занятости населения;

- организация профессиональной подготовки школьников старших классов на базе профессиональных образовательных организаций;

- организация и проведение конкурсов на лучший кабинет профориентации среди общеобразовательных организаций области, на лучшую презентацию для учащихся 8-11 классов по номинациям: «Профессия моей мечты», «Фестиваль профессий», «Время выбирать»;

- проведение научно-практической конференции «Личностно-профессиональное самоопределение молодежи и выбор профессии: опыт и проблемы»;

- участие в конкурсе между муниципальными образованиями области на лучшую организацию профориентационной работы с обучающейся молодежью.

Безусловно, без совместной четко выстроенной работы с областным министерством, управлением по труду и занятости населения Челябинской области, образовательными организациями и другими социальными партнерами выполнить все намеченное невозможно.

Кадровое обеспечение. Важным направлениям реализации Комплексного плана является работа по повышению квалификации и обучению руководящих и педагогических работников, которые будут выступать в роли профориентаторов. С этой задачей успешно справляются два института — Челябинский институт развития профессионального образования и Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. формирование заявок на обучение и создание условий для их проведения — задача муниципальных органов управления образованием. Чем больше руководителей и педагогов научатся правильно организовывать и осуществлять профориентационную работу, тем эффективнее она будет проводиться.

Информационное обеспечение. Интернет-ресурс «Атлас профессий», созданный Челябинским институтом развития профессионального образования, будет постоянно пополняться, корректироваться с учетом новых профессий и специальностей. «План-карта выбора профессии девятиклассником», спроектированная институтом, позволит каждому выпускнику пошагово выстроить свои действия при выборе профессии.

Значительный вклад в работу по профориентации вносят и средства массовой информации, которые всегда присутствуют на мероприятиях по реализации Комплексного плана и систематически публикуют материалы по профориентации династиях рабочих и успешных выпускниках профессиональных образовательных организаций.

***

Челябинской области, как и всей России, нужны высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена, инженерно-технические кадры с высшим образованием, а удовлетворить эти потребности возможно только при эффективно выстроенной профо-риентационной работе. Инструментами управления этой работой являются Концепция про-фориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 20132015 гг. и Комплексный план по ее реализации. Главным посылов в нашей работе являются слова Президента Российской федерации В. В. Путина «Необходимо разработать и утвердить комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, предусмотрев совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии» (Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года).

Челябинской области, как и всей россии, нужны высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена, инженерно-технические кадры с высшим образованием, а удовлетворить эти потребности можно только при эффективно выстроенной про-фориентационной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.