решают интеллектуальные задачи, выполняют практические работы по изготовлению макетов, наглядных пособий. Важно, что выполненные обучающимися работы в дальнейшем используются в образовательном процессе, а также представляются на выставках технического творчества различного уровня.
Степень развития личностных качеств обучающихся с ОВЗ прослеживается в удовлетворенности результатами учебно-производственной деятельности и проявляется в характере эмоционального переживания успехов и неудач в деятельности, критическом отношении к отдельным аспектам результатов деятельности [6]. О достижении обучающимися с ОВЗ опреде-
Библиографический список
ленных результатов в развитии профессионально важных и личностных качеств можно судить по результатам их учебной деятельности, это: осознанность и мотивированность интереса к профессии, проявление активности в учебно-производственной деятельности, высокие производительность и качество труда при выполнении практических заданий.
На основе опыта работы можно сделать следующее заключение: особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов определяют особую логику построения образовательного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании профессионального обучения.
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья : Психологические основы [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Акатов. — М. : Владос, 2013. — 368 с.
2. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья : основные положения [Электронный ресурс] / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. — Режим доступа: http://kamschoolinter.ucoz.ru/dokumenti/Pologenia/koncepcija_sfgos.pdf.
3. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] / В. А. Скакун. — М. : Инфа-М, 2014. — 84 с.
4. Абульханова-Славская, А. К. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / А. К. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. — М., 2010. — С. 10-14.
5. Титоренко, С. И. Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения для формирования профессиональной компетенции [Электронный ресурс] / С. И. Титоренко. — Режим доступа: http://zkoipk.kz/nisconf2s/630-confnis.html.
6. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина — М. : Высш. шк., 2013. — 208 с.
УДК 377 С. А. Соснина, преподаватель филиала
Аргаяшского аграрного техникума (ААТ) в п. Мирный, Челябинская обл., п. Мирный, e-mail: [email protected]
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В АРГАЯШСКОМ АГРАРНОМ ТЕХНИКУМЕ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА ПРОФЕССИЙ
В статье обсуждается практический аспект проблемы профориентационной работы Аргаяш-ского аграрного техникума, приводятся примеры проведенных мероприятий по профессиональной ориентации для школьников, анализируются факторы, усложняющие профориента-ционную деятельность образовательных организаций в целом.
Ключевые слова: труд, профессия, профориентация, школьник, самоопределение.
Выбор профессии — очень серьезный шаг тересы, способности и соответствие этих инте-в жизни каждого. Нужно учитывать личные ин- ресов и способностей тем качествам, наличия
которых требует выбранная профессия. Очень часто молодые люди теряются в огромном мире профессий и не могут остановить свой выбор на чем-то определенном. Для того, чтобы помочь учащимся в профессиональном самоопределении, и существует профориентационная работа.
Дополнительные социальные проблемы создают ситуацию несоответствия между высокими требованиями работодателей к квалификации специалиста и неготовностью молодежи к выбору профессии, а значит, к труду в новых экономических условиях.
Именно поэтому профессиональная ориентация является одним из важных направлений в работе педагогического коллектива техникума. Необходимо постоянно информировать население и привлекать его внимание к возможностям оказания образовательных услуг профессиональным учебным заведениям на рынке труда.
От качества проводимой работы зависит, каким будет контингент студентов в техникуме, с каким объемом знаний и какой мотивацией придет выпускник школы в профессиональное учебное заведение. Также от этого зависит его дальнейшее обучение, его квалификационные характеристики, конкурентоспособность и возможности адаптации на рынке труда.
Необходимо отметить, что особенностью регионального рынка труда является то, что наряду с ростом численности незанятого населения наблюдается кадровый дефицит по рабочим профессиям.
В связи с этим важное место в работе педагогических коллективов уделяется профессиональному информированию, которое отвечает следующим требованиям:
- достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
- актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
- перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
- обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
- доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
- привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).
Сложность организации профессиональной ориентации среди подростков требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда [1], с другой — соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.
Для формирования представления о мире труда и профессий командой Аргаяшского аграрного техникума проводятся следующие мероприятия:
- мониторинг профнамерений учащихся 911-х классов общеобразовательных школ;
- посещение общеобразовательных школ, индивидуальные беседы со школьниками;
- привлечение обучающихся техникума для агитации в образовательных организациях по месту их проживания;
- проведение классных часов, проектов, викторин, турниров, игр по профориентации;
- участие в родительских собраниях общеобразовательных школ и индивидуальные беседы с родителями учащихся;
- участие техникума в выпускных вечерах и последних звонках в школах;
- сотрудничество со школами для привлечения учащихся на мероприятия техникума, в систему дополнительного образования (спортивные секции), проведение спортивных соревнований;
- организация экскурсий для учащихся школ в техникум (филиалы);
- проведение дней открытых дверей по профессиям и специальностям;
- составление рекламных буклетов, презентаций, видеороликов о техникуме, специальностях;
- размещение объявлений об условиях приема в техникум и статей о профессиях и специальностях ААТ в СМИ;
- размещение информации на сайте в Интернете;
- реклама техникума на выездных смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках и др. мероприятиях;
- участие в областных мероприятиях по профориентационной работе;
- проведение массовых акций, флэшмобов в рамках Дня Аргаяша.
Приведем несколько примеров мероприятий по профессиональной ориентации. Одно из них — день открытых дверей.
В филиале ААТ с. Долгодеревенское день открытых дверей проводится с привлечением центра «Формула успеха».
Областной интерактивный центр профориентации «Формула успеха» создан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области в мае 2013 г. как структурное подразделение дворца учащейся молодежи «Смена» [2].
Представители центра в рамках данного мероприятия провели:
- групповые и индивидуальные развивающие профориентационные консультации на тему «Правила выбора профессии»;
- диагностику профессиональных предпочтений;
- социологические исследования и тестирование для выявления профнамерений.
Любая профессия, в зависимости от того, с чем имеет дело работник, может быть отнесена к одному из пяти типов (по Е. А. Климову) [3]: техника, знаковая система, человек, художественный образ, природа. Представленные сотрудниками центра тесты помогли выбрать наиболее подходящий для учащихся тип. По результатам теста школьники узнали, какие профессии им больше подходят, а также какие качества требуются от человека, желающего их получить. Были протестированы 220 школьников Сосновского района.
Также ребят ждали увлекательные путешествия в мир профессий и специальностей. Заранее для школьников был разработан маршрут по кабинетам и лабораториям филиала, где их ждали в роли экскурсоводов преподаватели и мастера производственного обучения.
В Аргаяшском районе школьники в день открытых дверей посетили музей техникума, посмотрели, как работают студенты на тренажерах тракторов, комбайнов, посетили сельскохозяйственную выставку, где была представлена продукция нашего учебного хозяйства.
Следующим этапом экскурсии по учебному заведению было знакомство с профессиями товароведа и повара. На первом этаже второго корпуса были оборудованы витрины с различными товарами. Особенно ребятам понравилась дегустация конфет, хлебобулочных изделий и чая. Здесь же студенты второго и третьего курсов провели мастер-классы по созданию букетов из конфет и технике завязывания платков и шарфов. На втором этаже ребята познакомились с сервиров-
кой стола, складыванием салфеток и оформлением блюд, участникам были представлены основные принципы техники «карвинг».
Интересное знакомство с братьями нашими меньшими ждало ребят в кабинете ветеринаров. Школьники увидели кошку, морских свинок, кролика и экзотическую бородатую агаму. Студенты группы 210 рассказали об уходе за домашними животными, их содержании и профилактике болезней.
Последний пункт экскурсии был не менее интересным и увлекательным: школьники посетили практический этап областного конкурса профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», посмотрели, как проходят практические занятия студентов по фигурному вождению у мастеров производственного обучения. Было видно, что учащиеся школ заинтересовались обучением в нашем техникуме: задавали вопросы, участвовали в мастер-классах.
В филиале п. Мирный в рамках дня открытых дверей была организована выставка поделок, выполненных обучающимися второго курса по профессии «повар, кондитер»: изумительные букеты роз, корзиночки из теста, съедобные композиции из картофеля фри, торт-домик по мотивам популярного мультфильма «Смеша-рики» и многое другое. Также была проведена дегустация блюд.
Следующий пример. Командой нашего техникума в общеобразовательных школах Арга-яшского района дополнительно для подростков проводилась профориентационная игра «Тур-нир знатоков профессий». Школьникам представили информацию о мире профессий, оказали психолого-педагогическую поддержку, открыли перспективы дальнейшего личностного роста, помогли в определении жизненных планов. Мероприятие прошло увлекательно и результативно.
Филиал п. Мирный ежегодно проводит военизированную и туристическую эстафеты с привлечением учащихся общеобразовательных школ района.
В СМИ, например, на Аргаяшском телевидении, регулярно освещают мероприятия, проводимые в ААТ (день повара, конкурс иностранной песни Шегео^ и др.).
Наш район — сельскохозяйственный. Поэтому одна из задач, стоящих перед коллективом, — воспитание выпускника, способного к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового
к умелому сочетанию трудовой деятельности с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе. В формировании менталитета будущего сельского жителя
Библиографический список
особую роль играет то, что ребенок с молоком матери впитывает культуру крестьянства, ощущение красоты природы, деревенский уклад жизни, любовь к родному краю.
1. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2. — С. 9-12.
2. Зайцева, Т. М. Мониторинг реализации основных мероприятий концепции профориента-ционной работы в профессиональных образовательных организациях Челябинска и Челябинской области [Текст] / Т. М. Зайцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2. — С. 53-57.
3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. — М. : Изд. центр «Академия», 2004. — 304 с.
УДК 377 И. С. Тихомиров, мастер ПО Южно-Уральского
многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, е-mail: [email protected] А. А. Соколова, старший методист ЮУМК, г. Челябинск, е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОМ»
В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий, созданный для преподавания междисциплинарного курса студентам, обучающимися по программам строительного профиля.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, профессиональные компетенции, государственно-частное партнерство.
Интеграционные процессы, происходящие в системе образования, приводят к необходимости модернизации образования в средних профессиональных организациях на основе компетентностного подхода. Появление новых отраслевых предприятий в результате постоянно обновляющихся технологий, увеличение объема научно-технической базы требуют от современного специалиста высококвалифицированной подготовки, способности быстро осваивать новые технологические процессы, сформирован-ности профессиональных компетенций и умений
Мне всегда была невыносима мысль, что после проверки моей продукции кто-то скажет, что я сделал что-то низкопробное.
Поэтому я всегда старался выпускать только то, что сможет выдержать любую объективную проверку, то есть будет лучшим из лучшего.
Роберт Бош, 1918 г. применять полученные знания в процессе дальнейшей профессиональной деятельности [1].
Для формирования профессиональных компетенций обучающихся на качественно высоком уровне необходимо создание организационно-педагогических условий, поскольку именно они составляют ту образовательную профессиональную среду, в которой необходимые явления и процессы возникают, существуют и развиваются. Под условиями принято понимать те обстоятельства и факторы, которые влияют на какой-либо процесс действительности. В педагогике