Научная статья на тему 'Особенности организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ / SPECIFIC PERSONALITY DEVELOPMENT OF THE STUDENTS WITH PHYSICAL DISABILITIES AND INVALIDS / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ / FORMS AND METHODS OF ARRANGING THE SPECIAL NEEDS EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиванькаева В. В.

Создание условий для профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов в ПОО одно из приоритетных направлений деятельности педагогических коллективов техникумов и колледжей. В статье рассматривается проблема организации учебной деятельности лиц с ОВЗ и инвалидов в рамках освоения ими программ профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиванькаева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENTS PECULIARITIES OF THE SPECIAL NEEDS EDUCATION

Creating the conditions for the special needs vocational training is the work priority of the technical colleges teaching staff. The article examines the problem of arranging the special needs vocational training.

Текст научной работы на тему «Особенности организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 377/376 В. В. Сиванькаева, мастер п/о Копейского

политехнического колледжа (КПК) им. С. В. Хохрякова, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: sivankaevavv@ mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Создание условий для профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов в ПОО — одно из приоритетных направлений деятельности педагогических коллективов техникумов и колледжей. В статье рассматривается проблема организации учебной деятельности лиц с ОВЗ и инвалидов в рамках освоения ими программ профессиональной подготовки.

Ключевые слова: инклюзивное образование, особенности развития личности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, формы и методы организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Одним из важнейших направлений современного профессионального образования является создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Сегодня инклюзивное образование имеет достаточно обширное нормативно-правовое обеспечение. Федеральный закон «Об образовании в РФ» дает спектр базовых определений в данной области деятельности, в частности даны определения терминов «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа». Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» определяет термин «специальное образование», под которым понимается образование, для получения которого человек нуждается в специальных, индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и (или) психического недостатка. В условиях специального образования обучающиеся с ОВЗ получают профессиональную подготовку, что является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, успешной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [1].

В ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» обучаются выпускники VIII вида коррекционной школы-интерната № 1 г. Копейска по профессии «каменщик». Обучение организовано в обособленной группе, состав которой неоднороден. В нее входят обучающиеся с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного ап-

парата, задержкой психического развития, интеллекта.

При организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ важно понимать, что уровень их психического развития зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (дошкольного и школьного). Поэтому педагогическим работникам необходимо соотносить уровень и качество сформиро-ванности познавательных способностей и социальных качеств личности обучающихся [2]. А в процессе решения задачи развития профессионально и социально важных личностных качеств у обучающихся с ОВЗ необходимо превратить их из пассивных потребителей знаний в активных творцов, умеющих сформулировать проблему, анализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Такой подход предполагает ориентацию педагога на активные методы обучения, развитие творческих способностей обучающихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

В начале обучения обязательно проводится анализ личностных особенностей обучающихся, на основе которого выделяются «проблемные точки» развития, обусловленные недостатком внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, а также проблемы, связанные с недоразвитием отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления), недостатками речи, нарушения-

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

ми моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Анализ позволяет определить методы обучения, возможность использования индивидуальных и коллективных форм обучения в соответствии с профессиональными интересами обучающихся, а также направления коррекции и развития профессионально важных личностных качеств у обучающихся [2].

В профессиональном обучении лиц с ОВЗ и инвалидов основной формой учебной работы являются уроки производственного обучения, которые имеют свою специфику. Выделим основные обобщенные требования к организации учебного занятия:

- четкая и понятная для обучающихся постановка цели урока;

- определение задач урока с учетом возможностей обучающихся;

- оптимальный объем содержания урока;

- рациональный выбор методов, дидактических и технических средств обучения;

- многообразие видов самостоятельной работы;

- положительный психологический климат на уроке, обстановка комфорта.

Урок должен быть одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим [3]. При этом необходимо учитывать следующее: к профессионально важным личностным качествам, формируемым в процессе производственного обучения, можно отнести: словесно-логический интеллект, организаторские способности, устную речь, общительность, самоконтроль [4]. У обучающихся с ОВЗ данные качества развиты не в полной мере. Поэтому в процессе обучения, на наш взгляд, целесообразно использовать такие приемы, как:

- усложнение креативной направленности практических заданий;

- введение индивидуального инструктирования;

- разработка дидактического материала с учетом индивидуальных способностей обучающихся, формирование для занятий вариативных наборов заданий;

- создание ситуации успеха и психологического комфорта на занятиях;

- создание атмосферы сотрудничества и неформального общения обучающихся друг с другом и с мастером производственного обучения.

Обучающиеся с нарушением интеллекта испытывают, в силу структуры дефекта, эмоциональные или поведенческие трудности, поэтому в образовательном процессе используются формы и методы, направленные на формирование поведенческих навыков, расширение возможностей коррекции и развития основных качеств личности обучающихся. На основании вышесказанного мы определили формулу коррекци-онного обучения: многократное упражнение + такт + поощрение.

В практике реализации образовательного процесса для лиц с ОВЗ в колледже накоплен положительный опыт использования приема наставничества среди обучающихся при выполнении практического задания. Суть его заключается в следующем: успешно и быстро справляющиеся с практическим заданием обучающиеся привлекаются к оказанию помощи отстающим обучающимся, которые, в свою очередь, не против принять помощь товарища. В результате такого взаимодействия у обучающихся с ОВЗ развиваются коммуникативные навыки, формируется первоначальный опыт работы в коллективе, что в дальнейшем позволяет им более быстро и успешно адаптироваться в условиях производства [5]. При таком подходе к обучению обучающиеся начинают осознавать себя как полноценную часть общества, не испытывают дискомфорта при участии в массовых мероприятиях.

Необходимо отметить также важность реализации в процессе профессионального обучения лиц с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, которые направлены на обеспечение психического здоровья обучающихся, создание благоприятного психологического климата на уроке, приводят к предотвращению усталости и утомляемости обучающихся.

Мощным стимулом для саморазвития и стремления к профессиональному росту обучающихся с ОВЗ является привлечение их к участию в конкурсах профмастерства различного уровня. Как показал опыт участия в конкурсах профессионального мастерства по стандартам ^ОгЫ8кШ8 (2014, 2015 гг.) по ком -петенции «Кирпичная кладка», обучающиеся с ОВЗ справляются с конкурсным заданием по времени и объему наравне с остальными участниками.

Особую значимость для раскрытия и реализации способностей обучающихся с ОВЗ имеет организация дополнительного образования. В колледже действует творческое объединение «Пирамида», где в ходе занятий обучающиеся

решают интеллектуальные задачи, выполняют практические работы по изготовлению макетов, наглядных пособий. Важно, что выполненные обучающимися работы в дальнейшем используются в образовательном процессе, а также представляются на выставках технического творчества различного уровня.

Степень развития личностных качеств обучающихся с ОВЗ прослеживается в удовлетворенности результатами учебно-производственной деятельности и проявляется в характере эмоционального переживания успехов и неудач в деятельности, критическом отношении к отдельным аспектам результатов деятельности [6]. О достижении обучающимися с ОВЗ опреде-

Библиографический список

ленных результатов в развитии профессионально важных и личностных качеств можно судить по результатам их учебной деятельности, это: осознанность и мотивированность интереса к профессии, проявление активности в учебно-производственной деятельности, высокие производительность и качество труда при выполнении практических заданий.

На основе опыта работы можно сделать следующее заключение: особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов определяют особую логику построения образовательного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании профессионального обучения.

1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья : Психологические основы [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Акатов. — М. : Владос, 2013. — 368 с.

2. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья : основные положения [Электронный ресурс] / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. — Режим доступа: http://kamschoolinter.ucoz.ru/dokumenti/Pologenia/koncepcija_sfgos.pdf.

3. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] / В. А. Скакун. — М. : Инфа-М, 2014. — 84 с.

4. Абульханова-Славская, А. К. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / А. К. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. — М., 2010. — С. 10-14.

5. Титоренко, С. И. Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения для формирования профессиональной компетенции [Электронный ресурс] / С. И. Титоренко. — Режим доступа: http://zkoipk.kz/nisconf2s/630-confnis.html.

6. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина — М. : Высш. шк., 2013. — 208 с.

УДК 377 С. А. Соснина, преподаватель филиала

Аргаяшского аграрного техникума (ААТ) в п. Мирный, Челябинская обл., п. Мирный, e-mail: [email protected]

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В АРГАЯШСКОМ АГРАРНОМ ТЕХНИКУМЕ

В УСЛОВИЯХ РЫНКА ПРОФЕССИЙ

В статье обсуждается практический аспект проблемы профориентационной работы Аргаяш-ского аграрного техникума, приводятся примеры проведенных мероприятий по профессиональной ориентации для школьников, анализируются факторы, усложняющие профориента-ционную деятельность образовательных организаций в целом.

Ключевые слова: труд, профессия, профориентация, школьник, самоопределение.

Выбор профессии — очень серьезный шаг тересы, способности и соответствие этих инте-в жизни каждого. Нужно учитывать личные ин- ресов и способностей тем качествам, наличия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.