И. Г. Дрозденко, К.А. Ваховская, В.А. Мелехин
(Ленинградская область, г. Всеволожск)
СПЕЦИФИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ
АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОВЗ
SPECIFICITY OF METHODOLOGICAL WORK IN CONDITIONS OF AUTONOMOUS PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION FOR DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH HIA
В статье представлены цели деятельности автономного профессионального образовательного учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), главными из которых являются: профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; выявление склонности к определенному роду работы; осуществление образовательной и воспитательной деятельности по реализации основных образовательных программ, направленных на социальную и трудовую интеграцию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в экономическую и социальную сферу общества и др. Ключевые слова: автономное профессиональное образовательное учреждение для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), профессиональное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, методическая работа, адаптированная образовательная программа, дидактические принципы
The article describes the goals of the autonomous professional educational institution for disabled people and persons with disabilities (HIA), the main of which are the following: vocational guidance of disabled people and persons with disabilities; identification of a propensity for a particular type of work; educational activities for implementation of basic educational programs aimed at the social and labor integration of disabled people and persons with disabilities into the economic and social sphere of society, and others.
Keywords: autonomous professional educational institution for disabled people and persons with HIA, vocational training for disabled people and persons with HIA, methodological work, adapted educational program, didactic principles
Стратегической задачей развития российского общества и системы профессионального образования является включение в активную трудовую и социальную деятельность такого специфического контингента, как инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тем более, что система профессионального образования одной из своих целей ставит
необходимость профессионального и социального развития человека, подготовки его к участию в жизни современного общества.
По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации на 1 января 2016 г. из числа инвалидов насчитывалось свыше 2,3 миллиона мужчин и 1,4 миллиона женщин трудоспособного возраста (18-59 лет и 18-54 года со-
ответственно). При этом доля работающих инвалидов (из общего числа инвалидов) составляла всего 20,5%! [сайт Федеральной Службы Государственной Статистики]. Причинами такого положения являются, по нашему мнению, отсутствие четкой взаимосвязанной системы профессионального образования, трудоустройства и последующего сопровождения инвалидов на рабочих местах, недостаточная заинтересованность (в том числе материальная) работодателей в устройстве на работу данной категории работников.
Решению большей части этих задач призвано способствовать образованное в 2015 году Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (далее - Мультицентр, Учреждение). Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Главными целями деятельности Учреждения являются:
^ профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях выявления склонности к определенному роду деятельности, профессии и оказание помощи в профессиональном самоопределении;
^ осуществление образовательной и воспитательной деятельности по реализации основных образовательных программ, направленных на социальную и трудовую интеграцию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в экономическую и социальную сферу общества;
^ содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, освоивших программы профессионального обучения;
^ последующее отслеживание «судьбы» выпускников Мультицентра в профессиональной и социальной сфере общества, оказание помощи в разрешении сложных жизненных ситуаций.
Для достижения основных целей Учреждение осуществляет профессиональное
обучение и проводит воспитательную работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, выполняет работы по оказанию услуг в социальной сфере и сфере трудоустройства.
И еще одна специфическая особенность Мультицентра - Учреждение «заточено» под конкретные требования работодателей - отсюда и сроки обучения дифференцированы - от нескольких недель до нескольких месяцев.
Специфические физические, психофизиологические, личностные особенности рассматриваемой категории населения требуют поиска инновационных, нестандартных подходов к решению возникающих проблем по различным аспектам деятельности Мультицентра - в сфере образовательного и воспитательного процесса, в сфере трудоустройства и др.
Проанализируем основные направления и специфические особенности методической работы.
Методическая работа определяется в научной литературе как важная составляющая системы непрерывного образования педагогов и ориентирована на достижение высокого качества образовательного процесса [1]. Учитывая перечисленные выше специфические особенности Учреждения, методическая служба решает ряд актуальных проблем, связанных с созданием учебно-программного обеспечения. Это разработка адаптированных образовательных программ по различным профессиональным направлениям, оказание помощи преподавателям в создании календарно-тема-тических планов, поурочных разработок и других методических материалов и др.
Каждая из образовательных программ профессиональной подготовки адаптируется относительно конкретного основного дефекта, что предполагает разработку адаптированного УМК (наглядных пособий, раздаточного материала, методических рекомендаций), создание тех условий реализации учебного процесса по программе, которые позволят достичь максимального освоения учебного материала, сделают данный процесс комфортным для обучающихся профессии инвалидов и педагога.
Организуя учебный процесс для определенной категории, в первую очередь, выстраиваем безбарьерное пространство помещений, обеспечиваем доступную среду для перемещения инвалидов, повышаем комфортность их жизнедеятельности. Вместе с тем в учреждениях образовательного характера необходимо обеспечивать доступность самого процесса обучения: адаптировать конспекты, визуализировать алгоритмы действий, использовать максимум наглядности, обеспечивать необходимым сопутствующим оборудованием и гад-жетами для инвалидов.
Сложность методической работы заключается в необходимости учета особенностей контингента и специфических требований работодателей. При этом пакет учебно-программного обеспечения не должен слепо копировать аналогичные разработки для других уровней профессионального образования и другого контингента обучающихся (студентов), обязательно нужно учитывать требования федеральных нормативно-правовых документов, в том числе ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Письма Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» и др. [2, 3].
Уже в Пояснительной записке к адаптированным образовательным программам четко обозначаем целевой контингент обучающихся, для которого предназначается та или иная программа, например, «Программой могут овладеть обучающиеся со следующими особенностями психомоторного развития:
1. При ДЦП в форме спастической дипле-гии (при сохранном интеллекте и нормальном функционировании верхних конечностей).
2. При нарушениях слуха ЫП степени тугоухости или 1-11 группы глухоты (по Л.В. Нейману) при условии бинаурального слухопротезирования и др.».
При раскрытии терминов, определений, используемых сокращений в программах даются четкие, емкие определения понятий, доступные для понимания обучающимися, позволяющие преподавателю использовать эти определения в последующих поурочных разработках. При этом данные термины, определения иллюстрируются фотографиями, рисунками, схемами, позволяющими наглядно представить то или иное понятие.
Обязательными элементами адаптированной образовательной программы являются подробный Учебно-тематический план, представляющий содержание профессиональных модулей программы, количество часов на изучение того или иного модуля и Технологический цикл программы (осваиваемые рабочие операции), детализирующий содержание профессиональных модулей, представляющий формы занятий (теоретические, практические, комбинированные) и формы текущего контроля знаний обучающихся (опрос, практическая работа, самостоятельная работа и др.).
Неотъемлемым элементом адаптированной Программы является блок «Условия реализации программы профессионального обучения», подробно раскрывающий (с использованием иллюстративного материала!) перечень рабочего оборудования, рабочих инструментов, расходных материалов, используемых в технологическом цикле обучения. Блок информационно-методических материалов включает подробный перечень учебно-методической и справочной литературы, учебно-наглядных пособий и дидактических материалов по тому или иному профессиональному направлению.
В планируемых результатах освоения программы четко фиксируются требования к знаниям и умениям обучающихся, а в разделе «Система оценки результатов освоения образовательной программы профессионального цикла» раскрываются процедуры текущего контроля знаний и умений обучающихся, рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Инновационной находкой адаптированной образовательной программы является
Пакет приложений (5-7 и более), подробно раскрывающий:
- правила техники безопасности и охраны труда по тому или иному профессиональному направлению,
- программы производственной практики с формулировкой целей, задач практики,
- учебно-тематическое планирование производственной практики,
- условия реализации практики,
- перечень необходимого оборудования для прохождения практики,
- перечень профессиональных навыков обучающегося, формируемых в результате прохождения производственной практики,
- рекомендации по оцениванию результатов прохождения практики.
Важными элементами Пакета приложений являются методические разработки вариантов экзаменационных материалов промежуточной и итоговой аттестации с раскрытием содержания данных важнейших этапов обучения. В приложениях находит отражение конкретный описательно-иллюстративный материал по отдельным важнейшим разделам программы, например, «Характеристика кормов для животных» (профессия «Коневод») или «Технологический цикл росписи изделий» (профессия «Изготовитель художественных изделий из керамики») и т.д.
Разработка адаптированных образовательных программ - главная, но не единственная работа, проводимая сотрудниками методического отдела Мультицентра. Важная ее черта - организационная и научно-методическая помощь преподавателям в составлении календарно-тематических планов и поурочных разработок с учетом дидактических принципов доступности и наглядности, индивидуальных особенностей обучающихся и др. Приведем несколько примеров.
Принцип доступности и наглядности подразумевает активное применение средств наглядности, образного представления учебного материала, в том числе с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (пре-
зентации, видеофильмы, инструкционные карты с «картинками») со строго дозированным и доступным учебным материалом. Например, на уроках при подготовке операторов ЭВМ, особенно в классах, оборудованных проекторами и интерактивными досками, целесообразно демонстрировать презентации «Внешняя архитектура персонального компьютера», «Устройство системного блока компьютера» и др. с включением иллюстраций, наглядно показывающих устройство тех или иных узлов, видеофрагментов, работу жесткого диска, оптического дисковода и др. При формулировке тех или иных определений следует придерживаться коротких, «емких» фраз, подкрепленных иллюстрациями и видеофрагментами.
Принцип интеграции заключается в тесной взаимосвязи теоретического и практического обучения, со значительным усилением роли последнего, во взаимосвязи образования и производства.
Обучающиеся-инвалиды, как отмечено доктором педагогических наук Е.М. Ста-робиной, обладают рядом ограничений в способности к обучению и последующему труду. В силу этого им крайне сложно найти работу в этом, подчас «жестоком», мире. Выход здесь видится в реализации двух позиций:
- подготовка (уже в стенах учебного заведения) высокопрофессиональных, конкурентных, востребованных на рынке труда специалистов, целеустремленных и настойчивых в достижении цели, не уступающих (в профессиональном плане) здоровым людям;
- организация специализированных мастерских для проведения производственных практик и последующего возможного трудоустройства выпускников.
Важным при подготовке инвалидов является принцип учета индивидуальных психофизиологических и социологических особенностей обучающихся. В организации образовательной деятельности обязательно должна учитываться специфика обуча-ющихся-инвалидов, постоянно сомневающихся, считающих, что они не справляются с заданиями, имеющих различные пробле-
мы со здоровьем, крайне низкий темп работы, но настойчиво стремящихся овладеть профессией. Соответственно, и в организации технологий обучения должны преобладать индивидуально-дифференцированные формы, когда более сильные обучающиеся помогают и «наставляют» (тьюторство) более слабых обучающихся, более сильные выполняют свой «пул» заданий и т. д. Это актуально для всех обучающихся, в том числе и «здоровых», но для обучающихся-инвали-дов особенно.
В данной работе обозначен круг проблем, стоящих перед учреждением нового типа, интегрирующим образовательные и профессиональные задачи, образовательную и социальную деятельность по интеграции и адаптации крайне «специфического» контингента - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - к профессиональной деятельности и жизни в современном обществе.
Литература
1. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М., 2013.
2. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ (с изменениями на 29 декабря 2015 года).
3. Письма Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 18.03.2014 г., № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».