DOI 10.23859/1994-0637-2019-5-92-16 УДК 340.132
Дрозденко Ирина Григорьевна
Директор,
Мультицентр социальной и трудовой интеграции (Всеволожск, Россия) Е-mail: [email protected]
Логинова Екатерина Тофиковна
Доктор педагогических наук, профессор, Мультицентр социальной и трудовой интеграции (Всеволожск, Россия) Е-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ И ТРУДОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СРЕДУ
© Дрозденко И. Г., Логинова Е. Т., 2019
Drozdenko Irina Grigoryevna
Director,
Multicenter for social and labor integration (Vsevolozhsk, Russia) E-mail [email protected]
Loginova Ekaterina Tofikovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Multicenter for social and labor integration (Vsevolozhsk, Russia) Е-mail: [email protected]
SOCIAL AND LABOR INTEGRATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND PERSONS WITH DISABILITIES INTO THE SOCIAL AND PROFESSIONAL ENVIRONMENT
Аннотация. В статье представлены принципы и основные направления работы инновационного для нашей страны учреждения, обучающего и трудоустраивающего инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые ранее не рассматривались как трудовые ресурсы. Основными направлениями работы являются: адаптация программ профессиональной подготовки к возможностям обучающихся, профессиональная подготовка с учетом реального рабочего места, предоставляемого работодателем, формирование у обучающихся навыков самостоятельной жизни, помощь в трудоустройстве, изменение отношения общества к инвалидам и лицам с ОВЗ.
Ключевые слова: инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное дуальное обучение, социальная адаптация, трудоустройство
Abstract. The article reveals the principles and main areas of work at an innovative for our country institution that trains and employs people with disabilities, who were not previously considered as labor resources. The main areas of work are: adaptation of vocational training programs to students' capacities, vocational training with a workplace provided by the employer, development of students' independent life skills, job placement assistance, and a change of the public attitude towards people with disabilities.
Keywords: disabled people and persons with disabilities, professional dual education, social adaptation, employment
Введение
В 2015 г. в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области создано Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (далее - Мультицентр). Основополагающей целью деятельности Мультицентра является апробация модели нетипового государственного учреждения профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе эффективных алгоритмов взаимодействия профильных ведомств, отработка «модульного подхода» профессиональной подготовки инвалидов для трудоустройства в открытый рынок труда.
Основная часть
Ключевой особенностью Мультицентра является комплексный системный подход к организации образовательной и социально-развивающей деятельности с учетом всех факторов, обусловливающих качество подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ к самостоятельной трудовой деятельности. Результатом работы данной организации является социальная и трудовая интеграция обучающихся в социальное окружение, профессиональную среду. Сама идея создания Мультицентра социальной и трудовой интеграции для лиц с ОВЗ, инвалидов с их централизованным трудоустройством и последующим сопровождением на рабочем месте является инновационной для большинства регионов России.
В настоящее время учреждение оказывает следующие государственные услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья:
- подбор профессии (с учетом степени ограничений инвалида и условий труда по выбранной профессии);
- профессиональная подготовка (обучение) работников из числа инвалидов по заявке работодателей (обеспечивающих последующее адресное трудоустройство);
- сопровождаемое трудоустройство, предполагающее системное взаимодействие специалистов Учреждения с работодателем в период адаптации работника-инвалида на рабочем месте;
- юридическое и социальное сопровождение обучающихся инвалидов и выпускников Учреждения в части взаимодействия с государственными службами и последующего получения ими государственных услуг;
- сопровождаемое проживание с целью получения опыта самостоятельной жизни, приобретения и развития навыков самообслуживания и деловой коммуникации.
Работа Мультицентра строится на основе определенных базовых принципов, положений и ценностей. Первым из них является гуманистическая направленность работы. Этот подход проявляется в искусстве уважения, понимания, помощи и поддержки, договора и сотрудничества1. Искусство уважения заключается в принятии обучающихся ценностью, готовности признавать его свободу и права, т. е. признавать его равноценность окружающим и равноправие, вступить с ним в равноправные отношения. Искусство понимания заключается в сочетании
1 Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. Психологические аспекты - Москва: Смысл, 1999. - 144 с.
рационального понимания, основанного на знании особенностей лиц с ОВЗ, эмпатии и педагогической интуиции. Искусство помощи и поддержки предполагает опору на сильные стороны обучающегося, отказ от подчеркивания его промахов, позволение решать самому проблемы и проявлять оптимизм и веру в его возможности.
Главный принцип - отказ от патерналистской модели, в рамках которой акцент делается на дефекте, «особенности», вследствие наличия которого человек воспринимается окружающими как недееспособный, зависимый, физически и умственно ограниченный, т. е. неполноценный член общества.
Вторым ключевым моментом является формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, проявляющиеся в стремлении людей развивать потенциал через самоактуализацию и следовать в своем общении и поведении гуманистическим ценностям. Необходимым условием выступает формирование психолого-педагогических ситуаций, позволяющих удовлетворить потребности личности: познавательные, социальные (в общении), психологические (в уважении к достоинству, чувствам, интересам и способностям в учебной и внеучебной деятельности), т. е. создание адекватной среды жизнедеятельности. Это предполагает реализацию в работе с обучающимися их возможностей, резервов, развитие индивидуальности: интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др. Важным компонентом такой работы является создание ситуаций успеха в личностно значимой деятельности. Необходимо также создание благоприятного для развития психологического климата, определяемого организацией общения обучающихся с сотрудниками учреждения и между собой.
Для обеспечения вышеперечисленных психолого-педагогических условий в Мультицентре разработаны авторские учебные и методические материалы, дидактические и наглядные пособия, раздаточный материал и оценочные средства, адаптированные для конкретного вида функционального расстройства.
Отличительной особенностью адаптации образовательных программ является наличие двух взаимосвязанных и взаимообусловленных целевых компонентов. С одной стороны, это адаптация образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей лиц с ограниченным возможностями здоровья и инвалидностью в зависимости от вида нарушения (слуха, речи, опорно -двигательного аппарата, интеллекта), с другой - активизация ресурсов самой личности обучающихся посредством развития и повышения мотивации к обучению.
Неотъемлемой частью адаптационного процесса является формирование компетенций педагогических работников в области адаптации образовательных программ обучающихся. Педагогический состав учреждения должен знать:
- особенности разработки различных вариантов программ профессионального образования, предназначенных для людей с различными видами нарушений;
- возможности и ограничения обучающихся с конкретным дефектом развития;
- способы и специфику адаптации образовательных программ для обучаю -щихся с различными нарушениями развития.
Первый целевой компонент адаптации программ профессионального обучения предполагает создание универсального дизайна образовательной среды и специальных обучающих технологий преподавания дисциплин профессионального и
адаптационного циклов, организации практики проведения промежуточной и итоговой аттестации:
- доступная безбарьерная среда учебно-производственного отделения и отделения «Учебное проживание»;
- оснащение учебных классов и мастерских индивидуально адаптированными рабочими местами;
- разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных календарных графиков обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- специальные методы и приемы обучения с учетом специфики восприятия и переработки информации лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- разработка учебных и демонстрационных пособий и материалов;
- расширение содержания образования за счет включения в учебный план дисциплин адаптационного цикла;
- адаптация оценочных средств и процедуры проведения промежуточной и итоговой аттестации для каждой нозологической группы обучающихся;
- разделение программ профессионального обучения на модули;
- подбор мест прохождения производственной практики с учетом требования их доступности для каждой нозологической группы обучающихся (особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья).
Второй целевой компонент - активизация адаптационных ресурсов самого обучающегося, учитывающий образовательный и социальный стартовый уровень, включает:
- формирование основ финансовой, правовой грамотности, социальной адаптации на рынке труда, безопасности жизнедеятельности, основ изучения персо -нального компьютера, этики и психологии делового общения, навыков самостоятельного и независимого проживания (дисциплина адаптационного цикла «Домоводство»);
- оптимизацию межличностного общения в образовательной среде;
- содействие профессиональному самоопределению и индивидуальному трудоустройству обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Значительное разнообразие категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью определяет и широкую вариативность адаптационных условий, распределенных по различным ресурсным сферам: материально-техническое, кадровое, программно-методическое, информационное обеспечение.
Идея максимального приближения поведения обучающихся к общепринятым нормам и правилам поведения, приобретения положительного опыта трудовой и общественной деятельности, полноценного включения обучающегося в открытое социальное общество является ведущей в воспитательной работе. Целью данной работы является создание благоприятных эмоциональных и психологических условий для мотивации обучающихся к самостоятельной жизни и самоопределению, их готовности к самостоятельным решениям и ответственности в сфере профессиональной деятельности и в организации личной жизни.
Единое воспитательное пространство Мультицентра обеспечивается также возможностью проживания обучающихся. На период обучения им предоставляется возможность проживания в стенах уютного отделения «Учебное проживание»,
которое максимально приближено к домашним условиям. Жилая зона оборудована на втором этаже здания и представляет собой учебно-тренировочную базу для отработки бытовых и социальных навыков самостоятельного проживания. Отделение рассчитано на 35 человек, имеет 2 гостиные: музыкальную и литературную, учебный буфет и медицинский кабинет, душевые и туалетные комнаты. За соблюдением правил наблюдают воспитатели и ночные дежурные, которые в большей степени выступают в роли наставников и помощников для проживающих.
Кроме того обеспечено место и время для личного пространства и отдыха, возможности общения с друзьями и родственниками, свободный доступ к интернет-ресурсам и масса интересных программ культурного и спортивного направления. В жилых помещениях имеется возможность беспрепятственного перемещения инвалидов-опорников за счет устранения порогов, установлены горизонтальные настенные поручни, облегчающие передвижение в ванной и туалетной комнатах, установлены поворотные зеркала, расширены дверные проемы, есть платформы, обеспечивающие подъем и спуск инвалидов-колясочников и т. д.
Отделение «Учебное проживание - 1» предоставляет возможности проживания молодым людям от 16 до 28 лет. Первостепенной задачей воспитательной работы является подготовка к самостоятельной жизни, аккумулирование необходимых умений для эффективной социально-бытовой и трудовой адаптации (формирование устойчивых навыков самообслуживания, уборка жилого помещения, уход за личными вещами, выполнение ежедневных гигиенических процедур, планирование личных и семейных расходов, совершение покупок, приготовление пищи, осуществление платежей) в рамках реализации цикла адаптационных дисциплин и плана по воспитательной работе Учреждения.
Для обеспечения проживания с учетом привычного режима дня обучающихся и создания условий для адаптации к автономному проживанию в 2017 г. была разработана концепция и проведены работы по введению в действие отделения «Учебное проживание - 2».
Особенностью данного отделения является наличие «тренировочных квартир», поэтому оно в большей степени предназначено для людей среднего возраста (от 29 лет и старше), которые настроены на выход из психоневрологического интерната, успешную адаптацию и интеграцию в общество. Целевой ориентир воспитательной работы - приобретение опыта самостоятельного проживания (зачастую первичного), закрепление полученных ранее навыков, возможность практически отработать опыт, попробовать без стороннего контроля вести «домашнее хозяйство», планировать расходование денежных средств, адекватно соблюдать трудовую дисциплину на рабочем месте и др.
Третьим важным основанием работы Мультицентра является ориентация на существующее положение дел на рынке труда с целью адаптации программ к нуждам реальных работодателей и повышения вероятности трудоустройства выпускников. Реализация данного положения предполагает:
1. Формирование и реализацию программ профессиональной подготовки работника с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований работодателя к исполняемым функциональным обязанностям и с его участием. Обучение практико-ориентировано и направлено на максимальное приближение к условиям реального
производства. Оно включает в себя систематические выезды на производственные площадки потенциальных работодателей, практика обязательно проходит в условиях профильного предприятия / учреждения, в том числе на местах последующего трудоустройства. В процесс включается подготовка нормативно-правовой документации по трудоустройству и специальная оценка условий труда на потенциальном рабочем месте. Работодателю это дает возможность оценить качество подготовки работника, а обучающемуся - свои возможности в трудовой деятельности. Во время итоговой аттестации / квалификационного экзамена работодатель определяет уровень профессиональной подготовки и дает рекомендации по корректировке образовательной программы (при необходимости).
2. Создание специального рабочего места - специально организованного учебного пространства, повторяющего реальное рабочее место, максимально соответствующего требованиям работодателя и требованиям охраны труда.
3. Реализацию непрерывного взаимодействия образовательного учреждения с потенциальным работодателем. Организация процесса обучения в Мультицентре во многом зависит от результатов мониторинга отраслевой востребованности в рабочих кадрах и создания банка данных актуальных профессий из числа специалистов, имеющих статус инвалида по здоровью. Наиболее востребованными являются следующие профессиональные программы: 12483 «Изготовитель художественных изделий из лозы» для лиц с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с общим заболеванием; 13249 «Кухонный рабочий» для лиц с нарушениями интеллекта, с общим заболеванием; 16472 «Пекарь» для лиц с нарушениями интеллекта, с общим заболеванием; 12480 «Изготовитель художественных изделий из керамики» для лиц с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с общим заболеванием; 19258 «Уборщик служебных помещений» для лиц с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с общим заболеванием, с комплексным дефектом, с расстройством аутистического спектра, с нарушениями слуха; 16199 «Оператор ЭВМ»: для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с общим заболеванием, с нарушениями слуха; 15398 «Обувщик по ремонту обуви» для лиц с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с общим заболеванием; 12476 «Изготовитель художественных изделий из бересты» для лиц с нарушениями интеллекта, опорно -двигательного аппарата, с общим заболеванием; 19601 «Швея» для лиц с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с общим заболеванием, с нарушением слуха; 18103 «Садовник» для лиц с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с общим заболеванием; 16053 «Оператор стиральных машин» для лиц с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с общим заболеванием1.
Всего на данный момент разработано 20 адаптированных программ профессионального обучения.
1 Отчет о результатах самообследования ГАПОУ Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» за 2018 год. - URL: http://xn--e1afidiskdd7a4d.com/ about/docs (дата обращения: 14.08.2019).
Заключение
Мультицентр является развивающимся учреждением. В июне 2018 г. на базе Мультицентра открыт Многофункциональный центр. Данный факт способствовал решению целого ряда проблем инвалидов и лиц с ОВЗ (удаленность основных госучреждений, услугами которых пользуются инвалиды; отсутствие физической безбарьерной среды; отсутствие необходимых специалистов и подготовленных ассистентов, а также качественной инфраструктуры).
Текущий год посвящен созданию Производственного центра интеграции (ПЦИ) -центра по моделированию малых форм предприятий с работающими инвалидами в сфере услуг и производстве товаров для инвалидов. ПЦИ позволяет обучающимся пройти производственную практику для облегчения последующего трудоустройства выпускников.
В перспективе планируется расширение работы за счет формирования «Агро-технопарка» - комплекса территорий с монопрофильной экономикой, ориентированной на производственную и аграрную отрасли, включающий реабилитационную и жилую инфраструктуры с расширенными параметрами доступной среды.
Целью инновационных процессов в системе социально-трудовой интеграции обучающихся с ОВЗ, инвалидов в Мультицентре является разработка и внедрение новых технологий восстановления социального статуса таких людей на основе создания условий, позволяющих обучающемуся максимально использовать свои внутренние резервы для успешной интеграции в социальную среду. Таким образом, инновационные процессы носят юридический, ролевой, нормативный, адаптационный, интеграционный характер, создают новые возможности для успешной социализации лиц с ОВЗ, инвалидов, смягчая существующие условия и повышая качество их жизни.
Литература
Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. Психологические аспекты - Москва: Смысл, 1999. - 144 с.
Отчет о результатах самообследования ГАПОУ Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» за 2018 год. - URL: http://xn--e1afidiskdd7a4d.com/ about/docs (дата обращения: 14.08.2019).
References
Bratchenko S. L. Vvedenie v gumanitarnuiu ekspertizu obrazovaniia. Psikhologicheskie aspekty [Introduction to the humanitarian expertise of education. Psychological aspects]. Moscow: Smysl, 1999. 144 p.
Otchet o rezul'tatakh samoobsledovaniia GAPOULeningradskoi oblasti "Mul'titsentr sotsial'noi i trudovoi integratsii" za 2018 god [Report on the results of self-examination in the state autonomous professional educational institution of Leningrad region "Multicenter for social and labor integration", 2018]. Available at: http:// xn--e1afidiskdd7a4d.com/ about/ docs (accessed: 14.08.2019).
Для цитирования: Дрозденко И. Г., Логинова Е. Т. Социальная и трудовая интеграция обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальное
окружение, профессиональную среду // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - № 5 (92). - С. 201-208. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-5-92-16
For citation: Drozdenko I. G., Loginova E. T. Social and labor integration of students with disabilities and persons with disabilities into the social and professional environment. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 5 (92), pp. 201-208. DOI: 10.23859/1994-0637-20195-92-16