Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Ф. Р.

важнейшим компонентом трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является профориентация. Изучая особенности развития обучающихся с ОВЗ, было выявлено, что существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. В решении данной проблемы значительную роль может сыграть система организационных, методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению обучащихся, которая направлена не только на предоставление информации о мире профессий, но и способствует личностному развитию учеников, формированию у них умения соотносить свои возможности с требованиями профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеева Ф. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE WORK OF A LABOR EDUCATION TEACHER WITH STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

the most important component of the labor training of students with mental retardation (intellectual disabilities) is vocational guidance. Studying the peculiarities of the development of students with disabilities, it was revealed that there are a number of serious problems, the unresolvedness of which prevents the professional integration of persons with intellectual disabilities into society. In solving this problem, a significant role can be played by the system of organizational, methodological and practical measures for vocational guidance, professional self-determination of students, which is aimed not only at providing information about the world of professions, but also contributes to the personal development of students, the formation of their ability to correlate their capabilities with the requirements of the profession.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ»

2. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. Санкт-Петербург, 2012.

3. Ларсон К. Наука развития сознания и мозга. Москва, 2013.

4. Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя. Москва, 1991.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Елисеева Ф.Р. Email: [email protected]

Елисеева Флюза Ригатовна - учитель технологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа № 27, г. Абакан

Аннотация: важнейшим компонентом трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является профориентация. Изучая особенности развития обучающихся с ОВЗ, было выявлено, что существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. В решении данной проблемы значительную роль может сыграть система организационных, методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению обучащихся, которая направлена не только на предоставление информации о мире профессий, но и способствует личностному развитию учеников, формированию у них умения соотносить свои возможности с требованиями профессии.

Ключевые слова: профориентация, обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальное нарушение, трудовое обучение.

CAREER GUIDANCE WORK OF A LABOR EDUCATION TEACHER WITH STUDENTS WITH INTELLECTUAL

DISABILITIES Eliseeva F.R.

Eliseeva Fluza Rigatovna - Technology Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION COMPREHENSIVE SCHOOL № 27, ABAKAN

Abstract: the most important component of the labor training of students with mental retardation (intellectual disabilities) is vocational guidance. Studying the peculiarities of the development of students with disabilities, it was revealed that there are a number of serious problems, the unresolvedness of which prevents the professional integration ofpersons with intellectual disabilities into society. In solving this problem, a significant role can be played by the system of organizational, methodological and practical measures for vocational guidance, professional self-determination of students, which is aimed not only at providing information about the world of professions, but also contributes to the personal development of students, the formation of their ability to correlate their capabilities with the requirements of the profession.

Keywords: vocational guidance, students with disabilities, intellectual impairment, labor training.

Важнейшим компонентом трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является профориентация, под которой понимается комплекс целевых мероприятий (психологических, медицинских, психофизиологических), направленных на профессиональное самоопределение личности с учетом ее склонностей, интересов, возможности и потребности рынка труда.

К вопросу профориентации обучающихся обращаются многие педагоги и психологи: Виноградова М.Д., Турчинская К.М., Дульнев Р.М., Чистякова С.Н., Синев В.Н. и др. Изучая особенности развития обучающихся с ОВЗ, было выявлено, что существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. В решении данной проблемы значительную роль может сыграть система организационных, методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся, которая направлена не только на предоставление информации о мире профессий, но и способствует личностному развитию учеников, формированию у них умения соотносить свои возможности с требованиями профессии. Поэтому профориентационная работа в школе для детей с ограниченными возможностями должна быть направлена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Согласно современным представлениям, основная задача профориентации при нарушениях интеллектуального развития - максимально учесть особенности адаптации к труду и работоспособности в условиях рационального напряжения функциональных систем (т. е. работа должна быть физически и психологически комфортной, без значительного стресса).

Труд - один из главных факторов, способствующих развитию ребенка. Работа учителя трудового обучения направлена не только на развитие у детей необходимых педагогических знаний, навыков и умений, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в обществе. Важную роль в решении проблемы подготовки школьников к самостоятельной жизни играют уроки профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся коррекционных школ. Наличие отклонений в психическом развитии сказывается на том, что выбор профессии для умственно отсталых обучающихся сужается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому основным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам работы с учетом их потенциала, реализация которого обеспечивается коррекционным характером образования [1].

Трудовое воспитание и профориентация - важное средство всестороннего развития учащихся с умственной отсталостью. Изучением вопросов трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных образовательных учреждений занимались такие дефектологи, как: Ю.Н. Щербакова, И.М.Бажнокова, Г.Б. Картушина, В.А. Генкина, В. Гладкая.

В отечественной специальной педагогике и специальной психологии накоплен большой опыт социально-трудовой адаптации детей с различными нарушениями развития (Л.С. Выготский, Л.Р. Маллер, Е.М.Мастюкова, А.А. Дмитриев, Н.П. Павлова, В.З. Денискина и др.). Эти авторы исследовали: аспект психологических особенностей умственно отсталого ребенка в профессиональном самоопределении и механизмы социальной адаптации.

В круг вопросов, которые решаются в процессе реализации профориентационной работы, входят:

- профессиональное обучение умственно отсталых обучающихся (через расширение кругозора, знакомство с конкретными специальностями);

- знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий;

- продвижение профессий, наиболее востребованных обществом и освоение которых доступно выпускникам коррекционной школы;

- изучение школьниками своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей (за счет использования различных психодиагностических методик, адаптированных для детей с пониженным интеллектом);

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному ученику в выборе профессии;

- профессиональные тесты заключаются в выполнении обучающимися определенного вида деятельности, связанной с профессией.

В средних и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование учащихся с необходимым предметом профессиональных знаний и общих навыков различного профиля (столярное дело, шитье, сантехника, цветоводство).

Всем нам ясно, что каждый школьник знает о существовании таких профессий, как токарь, слесарь, плотник, швея, знает, в какой-то мере, и чем занимаются эти рабочие. Но одно дело знать, а другое - самому сделать продукт, который пригодится в будущем. Не с чем сравнивать чувства радости и гордости, которые возникают у человека, а особенно у подростка, от проделанной работы, от того, что он своими руками сделал то, что нужно для людей. Поэтому задача учителя труда - организовать работу таким образом, чтобы каждый ученик не только испытывал такие чувства, но чтобы они перерастали в желание, а затем в привычку работать, приносить пользу людям, чтобы было устойчивый интерес к выбору профессии.

На своих уроках учитель труда имеет возможность понаблюдать за каждым учеником, увидеть его отношение к выполняемой работе, выявить интересы, способности, что необходимо при проведении профориентационной работы. Результат наблюдения зависит от способности учителя наблюдать. А.С. Макаренко отличался высокой наблюдательностью. Он писал: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказывать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья» [2].

Учитель в обязательном порядке наблюдает за детьми, использует карты для изучения особенностей учащихся в процессе учебно-трудового обучения. Заполнение таких карточек способствует углубленному изучению школьников с целью оказания им практической помощи. Здесь важно все: основные черты характера, развитие моторики, состояние внимания и формирование предметного образа, предметно -практическое мышление, самооценка трудовой деятельности, утомляемость, преобладающее эмоциональное состояние.

Для занятий в мастерских преподаватель использует наглядный демонстрационный материал, оборудование и инструменты, раздаточные материалы, предметно-технологические карты, макеты, плакаты, образцы продукции и др. Обучающие учатся выполнять практическую работу, ориентируясь на образец и оперативную карту. Выполняют чертежи изделий, развивая пространственное и логическое мышление. Все эти навыки и умения необходимы в дальнейшей самостоятельной жизни и работе на производстве. Учащиеся должны знать, что их работа строго оценивается учителем и друзьями, а сам школьник должен иметь самооценку своей деятельности.

Итак, можно сделать вывод, что практическая направленность уроков трудового обучения определяет их задатки и интерес к тому или иному виду деятельности, помогает определить направление дальнейшего трудового пути, создает основу профессиональных возможностей обучающихся. Педагог на такой основе может более успешно вести профориентационную работу, так как его ученики уже морально и физически близки к осознанию того фактора, что полноценная жизнь в обществе не

рассматривается изолированно от производительного человеческого труда, что именно труд является мерилом человеческих ценностей и позволяет человеку заявить о себе и самоутвердится в обществе.

Список литературы /References

1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе // Школа - Пресс. М., 1994.

2. Макаренко А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма. // ООО «Издательство АСТ», 2016.

РАЗРАБОТКА СТАРТАП-ПРОЕКТОВ СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

Прокопец Е.В. Email: Prokopets [email protected]

Прокопец Елена Владимировна - магистр, старший преподаватель, инженерно-технологический факультет, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируется процесс разработки стартап-проектов как одной из методик дополнительного образования в высших учебных заведениях. Основной контингент разработчиков стартап-проектов — молодежь в возрасте от 18 до 34 лет, студенты или выпускники ВУЗов. В результате проведенной работы создается бизнес-план, который студенты впоследствии могут использовать как основу для своего собственного бизнеса.

Ключевые слова: стартап, высшее образование, зарубежный опыт, бизнес-идея, разработка, стартап-менеджер.

DEVELOPMENT OF STARTUP PROJECTS BY UNIVERSITY

STUDENTS Prokopets E.V.

Prokopets Elena Vladimirovna - Master, Senior Lecturer, FACULTY OF ENGINEERING AND TECHNOLOGY, INNOVATIVE UNIVERSITY OF EURASIA, PAVLODAR, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article analyzes the process of developing startup projects as one of the methods of additional education in higher educational institutions. The main contingent of startup project developers is young people aged 18 to 34, students or graduates of universities. As a result of the work carried out, a business plan is created, which students can later use as a basis for their own business.

Keywords: startup, higher education, foreign experience, business idea, development, startup manager.

УДК 378.184 DOI: 10.24411/2304-2338-2021 -10901

В высшем образовании на сегодняшний момент наибольшую популярность приобретают методики подготовки обучающихся, находящиеся в непосредственной взаимосвязи с производством. Это создает предпосылки к быстрой адаптации в рамках профессиональной деятельности для будущих специалистов. Одной из таких методик является процесс разработки стартап-проектов, направленных на создание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.