ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Специальное образование. 2023. № 2 (70). Special Education. 2023. No 2 (70).
УДК 376.42:37.048.45
ББК Ч455.200.536 ГСНТИ 14.29.21 Код ВАК5.8.3
Галина Георгиевна Закш Татьяна Владимировна Козик2н
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
1,2 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Аннотация. В статье раскрыто понятие «профессиональная ориентация». Представлено обоснование необходимости совершенствования содержания и форм организации профессиональной ориентации, способствующей правильному выбору профессии выпускниками с умственной отсталостью. Актуальность проблемы обосновывается важностью подготовки выпускников с умственной отсталостью к самостоятельной жизни. Проведен анализ работ зарубежных и
© Зак Г. Г., Козик Т. В., 2023
Galina G. Zak1H Tat'yana V. Kozik2H
PROFESSIONAL ORIENTATION AS A CONDITION FOR THE CORRECT CHOICE OF PROFESSION BY STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY: METHODS OF RESEARCH AND PRELIMINARY CONCLUSIONS
1,2 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Abstract. The article explores the concept of "professional orientation". It substantiates the need to improve the content and forms of organization of professional orientation, which contributes to the correct choice of profession by school leavers with intellectual disability. The urgency of the problem is due to the importance of preparing students with intellectual disability for independent life. The article analyzes the works of foreign and domestic scholars in various historical periods of formation and
отечественных ученых в различные исторические периоды становления и развития олигофренопедагогики, доказывающий актуальность данного вопроса. Сформулирована современная проблема профессиональной ориентации. Ядром проблемы является противоречие между потребностью выбора будущей профессии для дальнейшей профессиональной подготовки или трудоустройства и ограничениями выбора спектра профессий, которые обусловлены психофизическими особенностями выпускников с умственной отсталостью.
Обоснованы методы и методика исследования по выявлению профессионального выбора выпускников с умственной отсталостью, проведенного в образовательных организациях г. Екатеринбурга и Свердловской области, описано его содержание, сформулированы предварительные выводы исследования. На обсуждение результатов исследования представлены современные формы профори-ентационной работы с выпускниками с умственной отсталостью, способствующие, по мнению авторов исследования, их правильному выбору профессии.
Материалы статьи могут быть полезны педагогам-дефектологам, воспитателям образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и инклюзивную практику, родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью.
Ключевые слова: олигофренопедагогика, умственная отсталость, умственно отсталые дети, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, выбор профес-
development of olygophrenopedagogy, proving the urgency of this issue. The authors have formulated the modern problem of professional orientation, the core of which consists in the contradiction between the need to choose a future profession for further professional training or employment and significant limitations in choosing a range of professions accessible to the school leavers with intellectual disability because of their psychophysical characteristics.
The study employs special methods and techniques aimed to of identify the professional inclinations of students with intellectual disability in various education institutions of Ekaterinburg and Sverdlovsk region. The authors describe the content of the research and outline the preliminary conclusions. The discussion of the results of the study includes modern forms of professional orientation work with students with intellectual disability, which, according to the authors of the study, contribute to their correct choice of profession.
The materials of the article can be useful to teachers-defectologists, teachers of education institutions implementing adapted basic general education programs and inclusive practice, and parents (legal representatives) of students with intellectual disability.
Keywords: olygophrenopedagogy, intellectual disability, children with intellectual disability, professional orientation, professional self-determination, choice of profession, senior school-
сии, старшеклассники, методики выявления профессиональных склонностей, профориентационная работа, формы профориентационной работы.
Информация об авторах: Зак Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.
Козик Татьяна Владимировна, аспирант кафедры специальной педагогики и специальной психологии 4 года обучения, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.
Для цитирования: Зак, Г. Г. Профессиональная ориентация как условие правильного выбора профессии обучающимися с умственной отсталостью: методы и методика исследования, предварительные выводы / Г. Г. Зак, Т. В. Козик. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 2 (70). — С. 133-145.
Введение
В истории олигофренопедагогики можно найти множество примеров освещения вопросов профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Большой вклад в развитие идей профессиональной ориентации лиц с умственной отсталостью в начале XX в. внесли представители немецкой лечебной педагогики Б. Меннель, А. Фукс, Р. Вайс. Они настаивали на том, что обучение детей с умственной отста-
children, methods of discovery of professional inclinations, professional guidance, forms of professional orientation.
Author's information: Zak Galina Georgievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Kozik Tat'yana Vladimirovna, PostGraduate Student of Department of special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
For citation: Zak, G. G., & Kozik, T. V. (2023). Professional Orientation as a Condition for the Correct Choice of Profession by Students with Intellectual Disability: Methods of Research and Preliminary Conclusions. Special Education, 2(70), pp. 133-145. (In Russ.)
лостью должно носить практический характер. Б. Меннель рекомендовал применять оригинальный метод, заключающийся в знакомстве учеников старших классов с текстами газет для того, чтобы взрослые ученики могли составить себе некоторое представление о рабочем рынке, о спросе и предложении на рабочие руки [14].
В «Конвенции о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1979 г.) указывается на необходимость расширять освещение вопросов профориентации, обес-
печивать доступность информации, расширять ориентацию, включая программы для лиц с физическими и интеллектуальными нарушениями [1].
В современной олигофренопедагогике вопросы профессиональной ориентации остаются актуальными. В конце XX — начале XXI в. исследования отечественных ученых (В. В. Ворон-кова [8], Г. М. Дульнев [10], В. В. Коркунов [16], В. А. Шин-каренко [21] и др.) значительно обогатили содержание профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью. В работах В. В. Коркунова обосновывается, что «профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как комплекс научно-обоснованных социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и потребностям общества» [16, с. 167].
Проблема исследования
Необходимость организации профессиональной ориентации обучающихся с уровня начального образования была заявлена президентом Российской Федерации В. В. Путиным (2020 г.).
По словам президента, ребенок должен сначала получить общие знания, чтобы иметь возможность сориентироваться в дальнейшей жизни. Миссия педагога заключается в том, чтобы на раннем этапе образования обучающихся определить их склонности и помочь им развиться в том направлении, в котором они демонстрируют свои способности [4].
Становится очевидным, что профессиональная ориентация является важным звеном развития каждого человека и функционирования общества в целом. Подготовка к выбору профессии — неотъемлемая часть всестороннего развития личности, ее следует рассматривать в единстве урочной и внеурочной деятельности, сочетающей нравственное, трудовое, интеллектуальное, эстетическое и физическое совершенствование личности [6; 3]. Образовательной задачей становится организация необходимых условий, провоцирующих познавательное действие обучающихся [20], так как только собственное действие ребенка может стать основой формирования его способностей [2].
Вместе с тем требования, предъявляемые современным обществом к уровню подготовки квалифицированных кадров, вызывают потребность совершенствования организации профессиональной ориентации обучающих-
ся с умственной отсталостью. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, каждый обучающийся с умственной отсталостью должен осуществить обоснованный выбор будущей профессии для дальнейшей профессиональной подготовки или трудоустройства [9; 10]. Правильно выбранная данной категорией выпускников профессия во многом способствует их социальной адаптации, в ходе которой они интегрируются в общество, приспосабливаются к новой социальной среде, ее требованиям и условиям. В таком случае результат социальной адаптации — гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми и социумом [5].
С другой стороны, выпускники с умственной отсталостью имеют особенности психофизического развития, которые значительно ограничивают спектр профессий для их выбора. Организованная работа по профессиональной ориентации должна обеспечить не только их подготовку к самостоятельной жизни в обществе, но и овладение доступными для них видами профильного труда [17; 22], учитывая при этом потребность регионального рынка труда в кадрах определенной профессии [16].
Цель исследования
Выявить специфику выбора будущей профессии у выпускни-
ков с умственной отсталостью для их дальнейшей профессиональной подготовки или трудоустройства. На основе полученных материалов определить современные формы и составить рекомендации для педагогов, направленные на совершенствование процесса профессиональной ориентации выпускников с умственной отсталостью с целью оказания им помощи в правильном выборе профессии.
Методы и методика исследования
Для выявления специфики организации процесса профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью были задействованы две образовательные организации г. Екатеринбурга и Свердловской области (образовательная организация 1 и образовательная организация 2). Методами исследования являлись: анализ локальной документации образовательных организаций (АООП, Программ воспитания); анализ информации, представленной на сайтах образовательных организаций; личные беседы с администрацией и педагогами образовательных организаций; наблюдение, эксперимент.
Анализ имеющегося диагностического инструментария, направленного на изучение специфики профессионального выбора выпускников с умственной от-
сталостью, показал отсутствие единого подхода к его выбору в образовательных организациях. Авторы исследования на основе адаптации анкеты Н. В. Немовой «Анализ спроса учащихся на профильное обучение» [15] составили адаптированный вариант «Анкеты выбора профильного обучения» с учетом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью [11].
Респондентам была сформулирована инструкция и предложено самостоятельно заполнить анкеты в течение 40 минут. В экспериментальном исследовании принимали участие 24 обучающихся с умственной отсталостью 9-х классов из двух образовательных организаций, реализующих АООП.
Основные результаты исследования
В образовательной организации 1 в анкетировании принимали участие 12 обучающихся 9-х классов. В данной образовательной организации реализуется 3 профиля профессионально-трудовой подготовки: штукатурно-малярное дело (осваивают 6 человек), цветоводство и декоративное садоводство (осваивают 5 человек), кулинария (осваивает 1 человек).
Анализ материалов анкет показал, что большинство обучающихся (10 обучающихся) выбрали местом дальнейшей учебы учреждения среднего профессио-
нального образования, что говорит о потребности обучающихся в дальнейшем получении профессионального образования. Вместе с тем 2 обучающихся отметили, что не планируют дальнейшее обучение, а по окончании школы нацелены на трудовую деятельность.
В ходе проведения анкетирования был задан вопрос о самостоятельности принятия решения
0 дальнейшем обучении или трудоустройстве. Респонденты отметили, что решение о дальнейшем обучении в учреждениях среднего профессионального образования самостоятельно приняли 5 обучающихся, из них 1 выпускнику с выбором помогли определиться родители (законные представители). Из общего количества обучающихся 6 человек отметили, что прислушались к советам родителей и педагогов, но при этом считают, что это их самостоятельное решение. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выпускники с умственной отсталостью затрудняются в принятии решения о выборе дальнейшей траектории обучения, нуждаются в советах окружающих.
Из общего количества выпускников 6 человек планируют продолжить обучение по профилю образовательной организации;
1 обучающийся выбрал два профиля, один из которых соответствует получаемым профессио-
нальным знаниям в школе, второй — смежный профиль; 4 обучающихся выбрали профиль, который совершенно не соотносится с профилями обучения в школе; 1 обучающийся не выделил ни одного профиля.
Обучающиеся отметили, что определились с будущей профессией, чему во многом способствовали мероприятия, проводимые в образовательной организации. Обучающиеся узнали о возможностях получения профессии от родителей и учителей (10 обучающихся), посещая экскурсии в учреждения среднего профессионального образования (7 обучающихся), из Интернета (4 обучающихся), от знакомых или других взрослых (3 обучающихся), от друзей и справочной литературы (2 обучающихся).
Все обучающиеся указали, что владеют информацией о местах для дальнейшего трудоустройства и даже определились с местом возможного трудоустройства. После получения образования большинство выпускников (9 человек) хотели бы трудоустроиться в ЖКО; 6 человек — на завод или фабрику; 3 человека — на предприятия общественного питания; 1 человек — в больницу.
Материалы анкетирования, анализ сайта и собственные наблюдения авторов исследования показали, что обучающиеся 9 класса данной образовательной орга-
низации в достаточной мере осведомлены о выбранной профессии и знают об учреждениях среднего профессионального образования, в которых можно получить доступную для них профессию.
В образовательной организации 2 анкетирование проходили 12 выпускников с умственной отсталостью 9-го класса. В вышеуказанной образовательной организации реализуется 4 профиля профессионально-трудовой подготовки: штукатурно-малярное дело, швейное дело, столярно-плотничное и слесарное дела. Штукатурно-малярное дело осваивают 2 человека, швейное дело — 2 человека, столярно-пло-тничному делу обучаются 3 человека, 5 обучающихся овладевают слесарным делом.
Исходя из показателей, полученных в ходе заполнения «Анкеты выбора профильного обучения», 8 обучающихся планируют продолжить профессионально-трудовое обучение в учреждениях среднего профессионального образования; 4 обучающихся отметили, что после окончания школы хотят устроиться на работу.
С дальнейшим местом обучения обучающимся помогли определиться учителя (4 обучающихся), основная масса обучающихся (8 человек) прислушивается к мнению родителей, 1 обучающийся сделал выбор самостоятельно.
Дальнейшие планы выпускников с умственной отсталостью соответствуют профилю их трудовой деятельности в образовательной организации, т. е. штука-турно-малярное дело — 2 обучающихся; швейное дело — 2 обучающихся; столярно-плотничное дело — 3 обучающихся; слесарное дело — 5 обучающихся.
У 10 обучающихся выбор будущей профессии точно совпал с советами родителей и педагогов образовательной организации (слесарь — 5 обучающихся; штукатур-маляр — 2 обучающихся; швея — 1 обучающийся; столяр — 1 обучающийся; плотник — 1 обучающийся). Двое обучающихся не до конца определились с выбором в связи с тем, что родители советуют им выбрать профессию повара, а учителя — швеи, соответствующую их профильной трудовой подготовке в школе. Из 12 обучающихся класса 10 считают, что для будущей самостоятельной трудовой деятельности им будет достаточно знаний и умений, полученных в образовательной организации; 2 обучающихся планируют продолжить профессионально-трудовую подготовку в учреждениях среднего профессионального образования. Определиться с будущей специальностью обучающимся помогли такие формы, как экскурсии в учреждения среднего профессионального образования, на пред-
приятия, классные часы. Все обучающиеся (12 человек) ответили, что о возможностях получения будущей профессии они узнают в большей мере от учителей образовательной организации.
Обучающиеся затрудняются в выборе будущего места работы, но отметили, что это может быть завод (6 человек), ЖКО (4 человека) и фабрика (2 человека).
Предварительные выводы исследования
Полученные в ходе проведенного исследования материалы показывают, что в настоящее время в образовательных организациях, реализующих АООП, обучающиеся с умственной отсталостью осваивают различные профили трудовой подготовки. При разнообразии форм профессиональной ориентации, большинство выпускников с умственной отсталостью хотят продолжить обучение именно по тому профилю или трудоустроиться по той специальности, который они осваивают в образовательной организации, реализующей АООП, тогда как некоторые из этих специальностей (например, обувное дело, швейное дело) уже не востребованы в регионе и местах проживания обучающихся.
Материалы для обсуждения
Спектр будущих профессий и вариантов получения образова-
ния выпускниками с умственной отсталость в г. Екатеринбурге и Свердловской области гораздо обширнее, чем перечень профилей трудовой подготовки в период их обучения в школе. Это вызывает потребность совершенствования работы по профессиональной ориентации выпускников указанной категории. Особую роль в этом направлении приобретает разработка и реализация комплексной научно обоснованной модели профессиональной ориентации, которая будет включать все необходимые этапы: подготовку, организацию, проведение и анализ эффективности профориентационной работы в образовательной организации. Необходимо учитывать, что профориен-тационная работа начинается в начальной школе и продолжается на протяжении всего обучения. Большим потенциалом для профори-ентационной работы обладает внеурочная деятельность. На 1 этапе получения образования (1-4 классы) профориентационная работа может быть реализована в рамках курса внеурочной деятельности [12]. На 2 этапе получения образования (5-9 классы) в часть учебного плана, реализуемую участниками образовательных отношений, целесообразно включить факультатив профориента-ционной направленности. В том и другом случае рабочая программа курса или факультатива может
быть наполнена актуальными формами профоринтационной работы:
1. На уровне школы (семинары, практикумы, оформление стенгазет, бюллетени и т. д.).
2. На уровне класса или группы (экскурсии в образовательные организации начального профессионального образования и на предприятия, элективные курсы, внеклассные занятия, тренинги, сюжетно-ролевые игры по профориентации, просмотр видеофильмов, дни открытых дверей на предприятиях, «ярмарки профессий», мастер-классы, организация встреч с представителями профессий и т. д.).
3. На индивидуальном уровне (беседы, проектная деятельность, конкурсы, выставки, индивидуальное самообразование и т. д.) [11; 12; 13].
При организации профориен-тационной работы обучающихся с умственной отсталостью необходимо учитывать современные вызовы общества, потребности регионального рынка труда. Это, в свою очередь, обеспечит их подготовку к осознанному выбору профессии в соответствии с психофизическими возможностями, интересами и склонностями выпускников.
Источники
1. Конвенция о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов. —
URL: http://docs.cntd.ru/documen1/l900876. — Текст : электронный.
2. Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в части комплексного сопровождения детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах : методические рекомендации. — Москва : Мин-во образования и науки РФ ; Институт социальных технологий, 2017. — 80 с. — Текст : непосредственный.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. — Москва : Просвещение, 2017. — 365 с. — Текст : непосредственный.
4. Профориентация в школе должна начинаться с первого класса, считает глава государства. — URL: https://er.ru/ activity/news/proforientaciya-v-shkole-dolzh na-nachinatsya-s-pervogo-klassa-schitaet-pre zident. — Текст : электронный.
5. Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы. — URL: https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/social naya-adaptaciya.html. — Текст : электронный.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — Москва : Просвещение, 2019. — 78 с. — Текст : непосредственный.
Литература
7. Брызгалова, С. О. Социально-трудовая адаптация выпускников с нарушением интеллекта : учеб.-метод. пособие / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, О. А. Арапова, А. В. Зи-гарь, В. В. Родомазов ; под ред. Г. Г. Зак. — Екатеринбург, 2012. — 108 с. — Текст : непосредственный.
8. Воронкова, В. В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб. Сборник 2 / В. В. Воронкова ; под ред. В. В. Воронко-вой. — Москва : Гуманит. изд. центр
«ВЛАДОС», 2001. — 240 с. — Текст : непосредственный.
9. Гнатюк, А. А. Организация и содержание обучения учащихся 9-10 классов вспомогательной школы профессии «столяр (строительный)» : методические разработки / А. А. Гнатюк. — Свердловск : [б. и.], 1985. — 30 с. — Текст : непосредственный.
10. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование / Г. М. Дульнев. — Москва : Педагогика, 1969. — 216 с. — Текст : непосредственный.
11. Зак, Г. Г. Аспекты профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью : моногр. / Г. Г. Зак, Т. В. Ко-зик. — Екатеринбург : [б. и.], 2021. — 174 с. — Текст : непосредственный.
12. Зак, Г. Г. Профессиональная ориентация обучающихся с умственной отсталостью: концептуальные положения, траектория развития / Г. Г. Зак, В. Козик. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2020. — №3 (59). — С. 4051.
13. Зак, Г. Г. Современные подходы к профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью / Г. Г. Зак, Т. В. Козик. — Текст : непосредственный // Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми потребностями : материалы Все-рос. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию института специального образования / Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург : [б. и.], 2019. — С. 264-270.
14. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века : учеб. пособие для студентов вузов / Х. С. Замский. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 368 с. — Текст: непосредственный.
15. Козловская, С. Н. Технологии организации профориентационной работы в школе : практическое пособие / С. Н. Козловская. — Москва : Инфра-М, 2020. — 176 с. — Текст : непосредственный.
16. Коркунов, В. В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта : моногр. / В. В. Коркунов, С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, А. А. Гнатюк. — Екатеринбург : [б. и.], 2012. — 209 с. —Текст : непосредственный.
17. Кузма, Л. П. Системный подход к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью / Л. П. Кузма, Л. А. Клещева. — Текст : непосредственный // Кубанская школа. — 2016. — № 3. — С. 39-43.
18. Маллер, А. Г. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Маллер, Г. В. Цикото. — Москва : Академия, 2003. — 208 с.
19. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский. — Москва : Просвещение, 1980. — Текст : непосредственный. — 183 с.
20. Чащина, Т. В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью: содержание работы и подходы к мониторингу и оценке их сформированности / Т. В. Чащина. — Текст : непосредственный // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием «Наука и социум». — Новосибирск : [б. и.], 2019. — С. 93-99. — Текст : непосредственный.
21. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы : учеб. пособие / В. А. Шинкаренко. — Минск : Университетское, 1990. — 144 с. — Текст : непосредственный.
22. Яковлева, И. М. Новые требования к содержанию образования и учебным достижениям в соответствии с ФГОСом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И. М. Яковлева. — Текст : непосредственный // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник статей по материалам круглого стола (Москва, 17 фев-
раля 2016 г.). — Москва : Парадигма, 2016. — С. 41-46.
Materials
1. Konvenciya o professional'noj orientacii i professional'noj podgotovke v oblasti raz-vitiya lyudskih resursov [Convention on Vocational Guidance and Training in the Field of Human Resources Development] (n.d.). Retrieved from http://docs.cntd.ru/ document/1900876 (In Russ.)
2. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017). Metodicheskie rekomendacii po sovershenstvovaniyu deya-tel'nosti centrov psihologo-pedagogicheskoj, medicinskoj i social'noj pomoshchi v chasti kompleksnogo soprovozhdeniya detej-inva-lidov, obuchayushchihsya v municipal'nyh obshcheobrazovatel'nyh shkolah [Guidelines for improving the activities of centers for psychological, pedagogical, medical and social assistance in terms of comprehensive support for disabled children studying in municipal comprehensive schools]. Moscow, 80 p. (In Russ.)
3. Ministry of Education and Science of Russia (2017). Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma obuchayushchihsya s umstvennoj otsta-lost'yu (intellektual'nymi narusheniyami) [Approximate adapted basic general education program for students with mental retardation (intellectual disabilities)]. Moscow: Prosveshchenie, 365 p. (In Russ.)
4. Proforientaciya v shkole dolzhna nachi-nat'sya s pervogo klassa, schitaet glava go-sudarstva [Vocational guidance at school should start from the first grade, the head of state believes] (n.d.). Retrieved from https://er.ru/activity/news/proforientaciya-v-shkole-dolzhna-nachinatsya-s-pervogo-klassa-schitaet-prezident (In Russ.)
5. Social'naya adaptaciya: ponyatie, pri-mery, vidy, celi, etapy [Social adaptation: concept, examples, types, goals, stages] (n.d.). Retrieved from https://dnevnik-zna-niy.ru/obshestvo/socialnaya-adaptaciya.html (In Russ.)
6. Ministry of Education and Science of Russia (2019). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart dlya obuchayu-
shchihsya s umstvennoj otstalost'yu (intellek-tual'nymi narusheniyami) [Federal state educational standard for students with mental retardation (intellectual disabilities)]. Moscow: Prosveshchenie, 78 p. (In Russ.) References
7. Bryzgalova, S. O., Zak, G. G., Arapova, O. A., Zigar', S. A., & Rodomazov, V. V. (2012). Sotsial'no-trudovaya adaptatsiya vypusknikov s narusheniem intellekta [Social and labor adaptation of graduates with intellectual disabilities] [Teaching and method. manual] (Ed. G. G. Zak). Ekaterinburg, 108 p. (In Russ.)
8. Voronkova, V. V. (2001). Programmy special'noj (korrekcionnoj) obrazovatel'noj shkoly VIII vida: 5-9 kl. : v 2 sb. Sbornik 2 [Programs of a special (correctional) educational school of the VIII type, classes 5-9] (Iss. 2; under ed. of V. V. Voronkova). Moscow: VLADOS, 240 p. (In Russ.)
9. Gnatyuk, A. A. (1985). Organizaciya i so-derzhanie obucheniya uchashchihsya 9-10 klas-sov vspomogatel'noj shkoly professii stolyar (stroitel'nyj) [Organization and content of teaching students in grades 9-10 of an auxiliary school of the profession carpenter (construction)] [Methodological plans]. Sverdlovsk, 30 p. (In Russ.)
10. Dul'nev, G. M. (1969). Osnovy trudo-vogo obucheniya vo vspomogatel'noj shkole. Psihologo-pedagogicheskoe issledovanie [Fundamentals of labor education in the auxiliary school. Psychological and pedagogical research]. Moscow: Pedagogika, 216 p. (In Russ.)
11. Zak, G. G., & Kozik, T. V. (2021). Aspekty professional'noj orientacii obucha-yushchihsya s umstvennoj otstalost'yu [Aspects of professional orientation of students with mental retardation] [Monograph]. Ekaterinburg, 174 p. (In Russ.)
12. Zak, G. G., & Kozik, T. V. (2020). Pro-fessional'naya orientatsiya obuchayushchikh-sya s umstvennoy otstalost'yu: kontsep-tual'nye polozheniya, traektoriya razvitiya [Professional orientation of students with mental retardation: conceptual provisions, trajectory of development]. Special Education, 3(59), 40-51. (In Russ.)
13. Zak, G. G., & Kozik, T. V. (2019). Sovremennye podhody k professional'noj orientacii obuchayushchihsya s umstvennoj otstalost'yu [Modern approaches to the professional orientation of students with mental retardation]. In Mezhdisciplinarnyj podhod v izuchenii i obrazovanii lic s osobymi potreb-nostyami (Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 55th anniversary of the Institute of Special Education, pp. 264-270). Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ. (In Russ.)
14. Zamskij, H. S. (1974). Istoriya oligofre-nopedagogiki [Mentally retarded children. The history of their study, education and training from ancient times to the middle of the XX century] [Textbook for university students]. Moscow: Prosveshchenie, 392 p. (In Russ.)
15. Kozlovskaya, S. N. (2020). Tekhnologii organizacii proforientacionnoj raboty v shkole [Technologies for organizing career guidance work at school] [Practical guide]. Moscow: Infra-M, 176 p. (In Russ.)
16. Korkunov, V. V., Bryzgalova, S. O., Zak, G. G., & Gnatyuk, A. A. (2012). Pro-fessional'no-trudovoe obuchenie, vospitanie i adaptaciya uchashchihsya s narusheniem intellekta [Vocational training, education and adaptation of students with intellectual disabilities] [Monograph]. Ekaterinburg, 209 p. (In Russ.)
17. Kuzma, L. P., & Kleshcheva, L. A. (2016). Sistemnyj podhod k formirovaniyu bazovyh uchebnyh dejstvij u obuchayu-shchihsya s umstvennoj otstalost'yu [A systematic approach to the formation of basic educational activities in students with mental retardation]. Kubanskaya shkola, 3, 39-43. (In Russ.)
18. Maller, A. G., & Tsikoto, G. V. (2003). Vospitanie i obuchenie detey s tyazheloy intellektual'noy nedostatochnost'yu [Education and training of children with severe intellectual disability] [Textbook for students of higher ped. institutions]. Moscow: Akade-miya, 208 p. (In Russ.)
19. Mirskiy, S. L. (1980). Metodika profes-sional'no-trudovogo obucheniya vo vspomo-gatel'noy shkole [Methods of vocational
training in auxiliary school]. Moscow: Prosveshchenie, 183 s. (In Russ.)
20. Chashchina, T. V. (2019). Formirovanie bazovyh uchebnyh dejstvij u obuchayu-shchihsya s umstvennoj otstalost'yu: soder-zhanie raboty i podhody k monitoringu i ocenke ih sformirovannosti [Formation of basic learning activities in students with mental retardation: the content of the work and approaches to monitoring and assessing their formation]. In Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdu-narodnym uchastiem «Nauka i socium» (pp. 93-99). Novosibirsk. (In Russ.)
21. Shinkarenko, V. A. (1990). Trudovoe obuchenie i vospitanie uchashchihsya vspo-mogatel'roj shkoly [Labor training and education of secondary school students] [Teach-
ing manual]. Minsk: Universitetskoe, 144 p. (In Russ.)
22. Yakovleva, I. M. (2016). Novye trebo-vaniya k soderzhaniyu obrazovaniya i ucheb-nym dostizheniyam v sootvetstvii s FGOSom obuchayushchihsya s umstvennoj otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami) [New requirements for the content of education and educational achievements in accordance with the Federal State Educational Standard for students with mental retardation (intellectual disabilities)]. In Problemy realizacii FGOS dlya detej s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya (Collection of articles based on the materials of the round table, Moscow, February 17, 2016, pp. 41-46). Moscow: Paradigma. (In Russ.)