Научная статья на тему 'ПРОФИЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОФИЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) / ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ. ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД" / ПРОФИЛИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY / VOCATIONAL TRAINING / METHODS OF VOCATIONAL TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / MODEL ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAM FOR CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY / EDUCATION AREA "TECHNOLOGY. PROFILED LABOR" / PROFILES OF VOCATIONAL TRAINING / EDUCATION INSTITUTION REALIZING ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зак Галина Георгиевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы профильной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью с точки зрения истории, современности и перспектив. В разделе «История» дана краткая ретроспектива взглядов отечественных и зарубежных ученых на роль профессионально - трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью. Дана характеристика методики профессионально - трудового обучения и представлены результаты исследования 2010-2012 гг., направленного на изучение ситуации в системе профильной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью. В разделе «Современность» обозначены требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к профильной трудовой подготовке, в том числе к перечню профилей, их содержанию и планируемым результатам освоения профилей. Обозначен спектр проблем профессионально - трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталость в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В разделе «Перспективы» предложены пути повышения эффективности профильной трудовой подготовки указанной категории обучающихся. Обращается внимание на необходимость обновления содержания рабочих программ по профильной трудовой подготовке обучающихся с умственной отсталостью с учетом современных учебно - методических комплектов (например, «Технология. Цветоводство и декоративное садоводство»); совершенствования профессиональной ориентации обучающихся с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся; необходимость оптимизации работы по реализации потенциала внеурочной деятельности, разнообразия и совершенствования ее форм в аспекте профессиональной ориентации на начальной ступени образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зак Галина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATRIONAL TRAINING OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY: HISTORY, MODERNITY, PROSPECTS

The article discusses urgent issues of specialized vocational training of students with intellectual disability in terms of history, modernity and prospects.The section History provides a brief retrospective of the views of domestic and foreign scholars on the significance of vocational training for students with intellectual disability. The section characteristics the methods of vocational and occupational training and presents the results of a 2010-2012 study aimed at exploring the situation in the system of specialized vocational training of students with intellectual disability.The section Modernity outlines the requirements of the Federal State Educational Standard for the education of students with intellectual disabilities in the sphere of vocational training, including the list of profiles, their contents and planned results of mastering these profiles. The section outlines the spectrum of the problems of vocational and occupational training of students with intellectual disability in education institutions that realize adapted basic general education programs.The section Prospects suggests ways to improve the effectiveness of specialized vocational training of this category of students. Special attention is drawn to the need to update the content of the work programs of specialized vocational training of students with intellectual disability, taking into account modern learning and methods support materials (for example, Technology. Floriculture and decorative gardening); improvement of the professional orientation of the students and their parents (legal representatives); optimization of the work to realize the potential of extracurricular activities, diversity and improvement of its forms in the aspect of vocational guidance at the initial stage of education.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 616.899 DOI 10.26170/sp20-02-04

ББК Ч455.3 ГСНТИ14.29.21 Код ВАК 13.00.03

Г. Г. Зак G. G. Zak Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

ПРОФИЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы профильной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью с точки зрения истории, современности и перспектив.

В разделе «История» дана краткая ретроспектива взглядов отечественных и зарубежных ученых на роль профессионально-трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью. Дана характеристика методики профессионально-трудового обучения и представлены результаты исследования 2010—2012 гг., направленного на изучение ситуации в системе профильной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью.

В разделе «Современность» обозначены требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к профильной трудовой подготовке, в том числе к перечню профилей, их содержанию и планируемым результатам освоения профилей. Обозначен спектр проблем профессионально-трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталость в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

В разделе «Перспективы» предложены пути повышения эффективности профильной трудовой подготовки указанной категории обучающихся. Обращается внимание на необходимость обновления содержания рабочих программ по профильной трудовой подготовке обучающихся с умственной

VOCATRIONAL TRAINING OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY: HISTORY, MODERNITY, PROSPECTS

Abstract. The article discusses urgent issues of specialized vocational training of students with intellectual disability in terms of history, modernity and prospects.

The section History provides a brief retrospective of the views of domestic and foreign scholars on the significance of vocational training for students with intellectual disability. The section characteristics the methods of vocational and occupational training and presents the results of a 2010-2012 study aimed at exploring the situation in the system of specialized vocational training of students with intellectual disability.

The section Modernity outlines the requirements of the Federal State Educational Standard for the education of students with intellectual disabilities in the sphere of vocational training, including the list of profiles, their contents and planned results of mastering these profiles. The section outlines the spectrum of the problems of vocational and occupational training of students with intellectual disability in education institutions that realize adapted basic general education programs.

The section Prospects suggests ways to improve the effectiveness of specialized vocational training of this category of students. Special attention is drawn to the need to update the content of the work programs of specialized vocational training of students with intellectual disability, taking into account modern learning and methods support materials (for example, Technology. Floriculture and decorative gardening); improvement

отсталостью с учетом современных учебно-методических комплектов (например, «Технология. Цветоводство и декоративное садоводство»); совершенствования профессиональной ориентации обучающихся с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся; необходимость оптимизации работы по реализации потенциала внеурочной деятельности, разнообразия и совершенствования ее форм в аспекте профессиональной ориентации на начальной ступени образования.

Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью; профессионально-трудовая подготовка; методика профессионально-трудового обучения; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); образовательная область «Технология. Профильный труд»; профили трудовой подготовки; образовательная организация, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.

Сведения об авторе: Зак Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогиче-

of the professional orientation of the students and their parents (legal representatives); optimization of the work to realize the potential of extracurricular activities, diversity and improvement of its forms in the aspect of vocational guidance at the initial stage of education.

Keywords: students with intellectual disability; vocational training; methods of vocational training; Federal State Educational Standard for children with intellectual disabilities; Model adapted basic general education program for children with intellectual disability; education area "Technology. Profiled Labor"; profiles of vocational training; education institution realizing adapted basic general education programs.

About the author: Zak Galina Georgievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University.

скии университет.

Контактная информация: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26. E-mail: galina.zak@mail.ru.

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» указывает на то, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют полноценное право на получение образования [8]. Это право распространяется на обучающихся с умственной отсталостью, в том числе при получении ими профильной трудо-© Зак Г. Г., 2020

вой подготовки. Это закономерно, в связи с тем что на всех этапах развития олигофренопедагогики профессионально-трудовая деятельность рассматривалась как обязательное средство коррекции недостатков, становления личности, способствующее социальной интеграции обучающихся с умственной отсталостью [7; 4].

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых-дефекто-логов (Э. Сеген, Е. К. Грачева, А. Н. Граборови и др.) с середины XIX в. убедительно доказывалось, что обучающиеся с умственной отсталостью обладают способностями и возможностями, которые позволяют им при соответствующей поддержке вносить достойный вклад в социальное окружение. Э. Сеген сформулировал основную цель воспитания обучающихся с умственной отсталостью, которое, по его мнению, должно быть направлена на развитие их способностей и формирование навыков производительного труда [5]. В трудах Л. М. Шипицыной указывалось на то, что основная цель образования обучающихся с умственной отсталостью — максимально возможная социализация, которая включает раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу), обучение (школьное и профессиональное), социальную зрелость (трудовую активность) [15]. В исследованиях В. В. Коркунова убедительно доказывалось, что в процессе профессионально-трудового обучения у обучающихся с умственной отсталостью формируются коллективные отношения, на основе совместной общественно-трудовой и производственной деятельности значительно расширяется опыт делового и личного сотрудничества [6].

Благодаря трудам отечественных ученых (Г. М. Дульнев, Е. А. Ковалева, С. Л. Мирский и др.) с 80-х гг.

XX в. профильная трудовая подготовка обучающихся с умственной отсталостью в 5—9 классах осуществляется с учетом изучения профессиональных возможностей обучающихся на раннем этапе профессионально-трудового обучения [1] и с использованием специальной методики трудового обучения [3]. По своей направленности методика является коррекционно-развивающей, так как позволяет осуществлять коррекцию и развитие мышления, эмоционально-волевой сферы, саморегуляции деятельности, общения и поведения обучающихся с умственной отсталостью. Данная методика предполагает формирование общетрудовых умений (ориентировка в задании, планирование и контроль деятельности), что способствует развитию у обучающихся интеллектуального компонента в трудовом обучении. На основании методики профильная трудовая подготовка обучающихся с умственной отсталостью осуществляется на профессиональном оборудовании и позволяет формировать у них первичные рабочие навыки по одному из профилей труда (обработка материалов, строительство, сфера услуг и т. д.).

Для реализации профильной трудовой подготовки составлен и выпущен сборник программ по профессионально-трудовому обучению для 5—9 классов под редакцией В. В. Воронковой (2000 г.). В сборник вошли следующие программы: слесарное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала (автор программ — С. Л. Мир-

ский); столярное дело (авторы программы — С. Л. Мирский, Б. А. Журавлев); швейное дело (автор программы — Л. С. Иноземцева); сельскохозяйственный труд, цветоводство и декоративное садоводство (автор программ — Е. А. Ковалева); переплетно -картонажное дело (автор программы — Г. В. Ва-сенков). В 2011 г. сборник дополнили программы по следующим областям: скорняжное дело (автор программы — А. Ф. Шепетчук); штукатурно-малярное дело (авторы программы — С. В. Бобрешова, Я. Д. Чекайло) [11]. В программах данного сборника представлена примерная последовательность тем и содержание практических работ. Образовательная организация имела возможность выбора профилей трудовой подготовки и уточнения содержания базовых программ с учетом местных условий обучения и трудоустройства выпускников с умственной отсталостью. Также организации могут по образцу существующих программ разрабатывать новые для иных видов труда.

В 2010—2012 гг. научным коллективом под руководством профессора В. В. Коркунова (С. О. Брызгалова, А. А. Гнатюк, Г. Г. Зак, В. В. Кор-кунов) было проведено исследование, направленное на изучение ситуации в системе профильной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью, обобщенное и представленное в виде монографии. Результаты исследования (проводившегося на примере Свердловской области) позволили

утверждать, что в образовательных организациях профессионально-трудовая подготовка обучающихся с умственной отсталостью осуществляется по разнообразным профилям. На обозначенный период времени в целом насчитывалось более 21 профиля, к числу которых относились не только вышеуказанные (столярное дело, слесарное дело, швейное дело, картонажно-переплетное дело, сельскохозяйственный труд, младший обслуживающий персонал, штукатурно-малярное дело), но и такие, как технология парикмахерских работ, кулинария, обувное дело, обслуживающий труд, помощник воспитателя детского сада и др.

Авторы указывают на то, что «в 84 % образовательных организаций количество профилей трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью в разных образовательных организациях варьировалось от 2 до 6 профилей. В ряде образовательных организаций открыты до 8— 9 профилей профессионально-трудового обучения, но профессиональная подготовка обучающихся осуществляется лишь по некоторым из них.

Наиболее распространенными являются такие профили профессионально-трудового обучения, как швейное дело (91 % учреждений), столярное дело (91 % учреждений), младший обслуживающий персонал (67 % учреждений), слесарное дело (48 % учреждений)» [7, с. 170].

В то же время уточненный анализ показал, что за последние десять лет снизилась численность

обучающихся, осваивающих такие профили трудового обучения, как швейное дело, слесарное дело, поскольку они являются достаточно сложными для освоения обучающимися с умственной отсталостью. Только 6 % образовательных организаций планировали открывать новые профили трудовой подготовки.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

Вступивший в силу с 1 сентября 2016 г. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями; далее — ФГОС) актуализировал вопросы их профильной трудовой подготовки. В Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями; далее — Примерная АООП) делается акцент на то, что среди различных видов деятельности человека важное место занимает труд [13; 10]. Именно труд является средством развития духовных, нравственных и физических способностей обучающихся с умственной отсталостью, способствует формированию у них социальных (жизненных) компетенций, овладению социокультурным опытом, позволяет адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

На основании ФГОС в Примерной АООП выделена образовательная область «Технология», в которую входит учебный предмет

«Профильный труд». На изучение данного предмета отводится от 6 (в V классе) до 8 часов (в IX классе).

Примерной АООП определен перечень профилей трудовой подготовки: столярное дело, слесарное дело, переплетно-картонажное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд, младший обслуживающий персонал, цветоводство и декоративное садоводство и др. При этом образовательная организация имеет право выбора профиля обучения [6].

Профиль профессионально-трудового обучения может быть реализован исходя из эффективности профессионально-трудовой подготовки, условий и концентрации усилий специалистов на повышении уровня социализации обучающихся с умственной отсталостью как целостном процессе, оптимизации механизмов взаимодействия педагогических коллективов в образовательных организациях, реализующих АООП, и начального профессионального образования.

В Примерной АООП не представлено содержание программного материала, при этом указывается на то, что структуру программы должны обязательно составлять следующие содержательные линии:

1) материалы, используемые в трудовой деятельности;

2) инструменты и оборудование;

3) технологии изготовления предмета труда;

4) этика и эстетика труда. Примерная АООП четко формулирует требования к предмет-

ным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью, выделяя минимальный и достаточный уровни. Формулировки предметных результатов представлены на момент завершения обучения в IX классе. Это требует уточнения их формулировок в зависимости от выбранного профиля трудовой подготовки и конкретного класса.

В то же время проведенный в 2016—2018 гг. констатирующий мониторинг, направленный на выявление востребованности реализуемых профилей трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью, показал снижение востребованности и численности обучающихся, осваивающих такие профили, как швейное дело, слесарное дело, столярное дело и др. Анализ сложившейся ситуации позволил выявить лишь некоторые возможные причины, связанные:

- с отсутствием или недостаточностью кадровых ресурсов в образовательных организациях;

- отсутствием или недостаточностью материально-технических ресурсов;

- сложным содержанием программ профессионально-трудового обучения, вызывающем затруднения при усвоении у значительного количества обучающихся с умственной отсталостью;

- частичной (не полной) обеспеченностью учебно-методическими комплектами, включая учебники;

- повышением требований рынка труда и социального заказа к выпускникам с умственной отсталостью;

- отсутствием преемственности обучения по профильной трудовой подготовке в образовательной организации и учреждениях начального профессионального образования.

В результате к моменту окончания образовательной организации выпускники оказываются растерянными, не осознают своих планов, интересов, возможностей, прав, испытывают затруднения при работе в новом трудовом коллективе.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время назрела потребность актуального выбора профилей, пересмотра содержания и организации процесса профильной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью, ориентированного на современные требования рынка труда и социальный заказ. Это возможно при решении ряда задач.

1. Обновление содержания рабочих программ по профильной трудовой подготовке обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» [9] и обновленными учебно-методическими комплектами (например, «Технология. Цветоводство и декоративное садоводство» [12]).

2. Практико-ориентированный характер профильной трудовой подготовки обучающихся с умствен-

ной отсталостью, акцент на процессы социализации.

3. Системное взаимодействие субъектов трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью на начальном и последующих этапах образования.

4. Преемственность обучения по профилям трудовой подготовки в образовательной организации по отношению к профилям, реализуемым в учреждениях начального профессионального образования.

5. Совершенствование содержания работы по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью и их родителей (законных представителей). Профильное трудовое обучение в 5—9-х классах решает важную задачу, связанную с проведением профессионально-ориентационной работы, подведением обучающихся с умственной отсталостью к выбору профессии. Задача педагогов заключается в том, чтобы каждый обучающийся осуществил обоснованный выбор будущей самостоятельной трудовой деятельности, профессии для завершения профессиональной подготовки и трудоустройства [14].

6. Оптимизация работы по реализации потенциала внеурочной деятельности, разнообразие и совершенствование ее форм в аспекте профессиональной ориентации на начальной ступени образования [2], в том числе расширение информирования о чемпионате «Абилим-пикс», который проводится с целью повышения эффективности профессиональной ориентации и

мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью к получению профессионального образования, содействия их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.

7. Повышение квалификации педагогов профильного трудового обучения при работе с обучающимися, имеющими умственную отсталость.

Таким образом, в современных социально-экономических условиях профильная трудовая подготовка, подготовка к самореализации человека в трудовой деятельности становится центральной в контексте интеграции обучающихся с умственной отсталостью в общество. В настоящее время назрела потребность совершенствования процесса подготовки обучающихся с умственной отсталостью в части приведения содержания профильной трудовой подготовки обучающихся в соответствие с требованиями ФГОС на основе мониторинга социально-экономических условий и особенностей регионального рынка труда.

Литература

1. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. — Москва : Педагогика, 1969. — Текст : непосредственный.

2. Зак, Г. Г. Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : мо-ногр. : в 2 ч. / Г. Г. Зак [и др.] ; под общ. ред. О. В. Алмазовой ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2016. — 263 с. — Текст : непосредственный.

3. Зак, Г. Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения

самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития : 13.00.03 : дис. ... канд. пед. наук / Зак Г. Г. ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2001. — 194 с. — Текст : непосредственный.

4. Зак, Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома / Г. Г. Зак. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2013. —№ 3 (31). — С. 56—62.

5. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века : учебное пособие / Х. С. Замский. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 363 с. — Текст : непосредственный.

6. Коркунов, В. В. Формирование коллективных отношений учащихся в процессе профессионально-трудового обучения / В. В. Коркунов. — Текст : непосредственный // Совершенствование учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе : сб. науч. трудов / В. В. Коркунов ; Свердл. пед. ин-т. — Свердловск : [б. и.], 1983. — 72 с.

7. Коркунов, В. В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта : моногр. / В. В. Коркунов, С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, А. А. Гнатюк ; под ред. В. В. Коркунова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2012. — 208 с. — Текст : непосредственный.

8. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 ноября 2012 г. № 273-ФЗ / Рос. Федерация // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». — URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazo vanie-dok.html (дата обращения: 28.02.2019). — Текст : электронный.

9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». — URL: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 28.02.2019). — Текст : электронный.

10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — URL: http://mscou119.ucoz.ru/ (дата обращения: 28.02.2019). — Текст : электронный.

11. Программы специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений VIII вида. 5—9 классы. Сборник 2 / под ред. В. В. Воронковой. — Москва : Гума-нит. изд. центр «Владос», 2011. — 304 с. — Текст : непосредственный.

12. Технология. Цветоводство и декоративное садоводство. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. М. Карман, Е. А. Ковалёва, Г. Г. Зак. — Москва : Просвещение, 2019. — 159 с. — Текст : непосредственный.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — URL: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 28.02.2019). — Текст : электронный.

14. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы : учеб. пособие / В. А. Шинкаренко. — Минск : Университетское, 1990. — 144 с. — Текст : непосредственный.

15. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — Санкт-Петербург : Дидактика Плюс : Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 496 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Dul'nev, G. M. Osnovy trudovogo obu-cheniya vo vspomogatel'noy shkole / G. M. Dul'nev. — Moskva : Pedagogika, 1969. — Tekst : neposredstvennyy.

2. Zak, G. G. Aspekty psikhologo-pedago-gicheskogo soprovozhdeniya lits s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : monogr. : v 2 ch. / G. G. Zak [i dr.] ; pod obshch. red. O. V. Almazovoy ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg : [b. i.], 2016. — 263 s. — Tekst : neposredstvennyy.

3. Zak, G. G. Vneklassnye formy raboty kak dopolnitel'noe uslovie povysheniya sa-mostoyatel'nosti pri formirovanii sotsial'no-trudovykh navykov u mladshikh shkol'nikov s narusheniyami intellektual'nogo razvitiya : 13.00.03 : dis. ... kand. ped. nauk / Zak G. G. ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2001. — 194 s. — Tekst : neposredstvennyy.

4. Zak, G. G. Formy sotsial'no-bytovoy reabilitatsii detey s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu, vospityvayu-shchikhsya v usloviyakh detskogo doma / G. G. Zak. — Tekst : neposredstvennyy // Spetsial'noe obrazovanie. — 2013. —№ 3 (31). — S. 56—62.

5. Zamskiy, Kh. S. Umstvenno otstalye deti: Istoriya ikh izucheniya, vospitaniya i obucheniya s drevnikh vremen do serediny XX veka : uchebnoe posobie / Kh. S. Zamskiy. — 2-e izd. — Moskva : Akademiya, 2008. — 363 s. — Tekst : neposredstvennyy.

6. Korkunov, V. V. Formirovanie kollektiv-nykh otnosheniy uchashchikhsya v protsesse professional'no-trudovogo obucheniya / V. V. Korkunov. — Tekst : neposredstvennyy // Sovershenstvovanie uchebno-vospitatel'nogo protsessa vo vspomogatel'noy shkole : sb. nauch. trudov / V. V. Korkunov ; Sverdl. ped. in-t. — Sverdlovsk : [b. i.], 1983. — 72 s.

7. Korkunov, V. V. Professional'no-trudovoe obuchenie, vospitanie i adaptatsiya ucha-shchikhsya s narusheniem intellekta : mo-nogr. / V. V. Korkunov, S. O. Bryzgalova, G. G. Zak, A. A. Gnatyuk ; pod red. V. V. Kor-kunova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg : [b. i.], 2012. — 208 s. — Tekst : neposredstvennyy.

8. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Feder. zakon ot 29 noyabrya 2012 g. № 273-FZ / Ros. Federatsiya // RG.RU : internetportal «Rossiyskoy gazety». — URL: http:// www.rg .ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (data obrashcheniya: 28.02.2019). — Tekst : elektronnyy.

9. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 28 oktyabrya 2015 goda № 08-1786 «O rabochikh programmakh uchebnykh predmetov». — URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru (data obrashcheniya: 28.02.2019). — Tekst : elektronnyy.

10. Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma obrazo-vaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narushe-niyami). — URL: http://mscou119.ucoz.ru/ (data obrashcheniya: 28.02.2019). — Tekst : elektronnyy.

11. Programmy spetsial'nykh (korrektsion-nykh) obrazovatel'nykh uchrezhdeniy VIII vida. 5—9 klassy. Sbornik 2 / pod red. V. V. Voronkovoy. — Moskva : Gumanit. izd. tsentr «Vlados», 2011. — 304 s. — Tekst : neposredstvennyy.

12. Tekhnologiya. Tsvetovodstvo i deko-rativnoe sadovodstvo. 5 klass : ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizatsiy, realizuyushchikh adapt. osnovnye obshcheobrazovat. programmy / N. M. Karman, E. A. Kovaleva, G. G. Zak. — Moskva : Prosveshchenie, 2019. — 159 s. — Tekst : neposredstvennyy.

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazova-tel'nyy standart obrazovaniya obuchayu-shchikhsya s umstvennoy otstalost'yu (intel-lektual'nymi narusheniyami). — URL: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru (data obrashcheniya: 28.02.2019). — Tekst : elektronnyy.

14. Shinkarenko, V. A. Trudovoe obuchenie i vospitanie uchashchikhsya vspomogatel'-noy shkoly : ucheb. posobie / V. A. Shinka-renko. — Minsk : Universitetskoe, 1990. — 144 s. — Tekst : neposredstvennyy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Shipitsyna, L. M. «Neobuchaemyy» rebenok v sem'e i obshchestve. Sotsializatsiya detey s narusheniem intellekta / L. M. Shi-pitsyna. — Sankt-Peterburg : Didaktika Plyus : Institut obshchegumanitarnykh issle-dovaniy, 2002. — 496 s. — Tekst : neposredstvennyy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.