Психологическое сопровождение обучающихся
Psychological Support for Students
УДК 377.2
DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.6
И. М. Яковлева«, В. А. Галкина^2), Е. В. Скира^
(1, 2 3) Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-8306-0866
(1)
(2)
(3)
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-9840-9386
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-4100-2275
Профессиональная социализация и трудоустройство выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями
Аннотация. В статье обсуждается состояние профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями, раскрываются современные тенденции их профессионального обучения, в числе которых: расширение спектра осваиваемых профессий, в том числе для лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями; увеличение количества молодых людей с умственной отсталостью, продолжающих обучение в колледжах; появление новых форм профессиональной ориентации и трудоустройства. Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются в статье как инструмент совершенствования профессиональных навыков и успешного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), привлечения внимания работодателей к профессиональным возможностям обучающихся с ОВЗ, в том числе лиц с интеллектуальными нарушениями.
Цель статьи: проанализировать эффективность современных инструментов трудоустройства выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями, в частности на примере чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс».
Методология и методы. Методологическим основанием данной статьи является системный подход, поскольку профориентация, профессиональное обучение
© Яковлева И. М., Галкина В. А., Скира Е. В., 2023
и трудоустройство лиц с интеллектуальными нарушениями взаимосвязаны, решаемые ими задачи тесно переплетены. В качестве метода использовано анкетирование администрации и ответственных сотрудников по профориентации и трудоустройству десяти колледжей Москвы, в которых обучаются лица с ОВЗ, включая молодых людей с интеллектуальными нарушениями.
Основные результаты исследования. В статье подвергнута анализу частотность профессий, получаемых обучающимися с интеллектуальными нарушениями в колледжах; компетенции, в которых они участвуют в чемпионате «Абилимпикс»; длительность их участия в конкурсе. Проведен сравнительный анализ количества участников и победителей чемпионата «Абилимпикс» среди обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями и без интеллектуальных нарушений. Изучены предложения рабочих мест работодателей для лиц с интеллектуальными нарушениями и проведен сравнительный анализ числа трудоустроенных на эти места с количеством победителей с интеллектуальными нарушениями.
Научная новизна. Впервые подвергнуты анализу результаты профессионального конкурса «Абилимпикс» в плане его эффективности для участников с интеллектуальными нарушениями; выявлено недостаточное количество участвовавших в конкурсе лиц с интеллектуальными нарушениями, неравные условия участия, недостаточное количество предложений от работодателей для призеров конкурса и т. д.
Практическая значимость. В результате проведенного исследования авторы внесли предложения, позволяющие повысить эффективность профориентационной работы и трудоустройства выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: профессиональная социализация; конкурс профессионального мастерства; лица с умственной отсталостью; обучающиеся с интеллектуальными нарушениями; трудоустройство; профориентация.
UDC 377.2
DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.6
I. M. Yakovleva ), V. A. Galkina2), E. V. Skira«
с1. 2> 3) Moscow City University,
Moscow, Russian Federation
(i)
(2)
(3)
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-8306-0866
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-9840-9386
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-4100-2275
Professional socialization and employment of college graduates with intellectual disabilities
Abstract. The article discusses the state of vocational training and employment of persons with intellectual disabilities, reveals current trends in their vocational training, including: the expansion of the range of professions being mastered, including for persons
with severe intellectual disabilities, an increase in the number of young people with mental retardation continuing their studies at colleges, the emergence of new forms of vocational guidance and employment. Professional skill contests are considered in the article as a tool for improving professional skills and successful employment of persons with disabilities, attracting the attention of employers to the professional opportunities of students with disabilities, including persons with intellectual disabilities.
The purpose of the article: to consider the effectiveness of modern tools for the employment of college graduates with intellectual disabilities, in particular, by the example of the Abilimpics Professional Skills Championship.
Methodology and methods. The methodological basis of this article is a systematic approach, since career guidance, vocational training and employment of persons with intellectual disabilities are interrelated, the tasks they solve are closely intertwined. As a method, we used a questionnaire of the administration and responsible employees for career guidance and employment at ten colleges in Moscow, where people with disabilities, including young people with intellectual disabilities, study.
The main results of the study. The article analyzes the frequency of professions that students with intellectual disabilities receive in colleges, the competencies in which they participate in the Abilimpics, the duration of their participation in the competition. A comparative analysis of the number of participants and winners of the Abilim-pics among students with disabilities with intellectual disabilities and without intellectual disabilities was carried out. The proposals of employers' jobs for people with intellectual disabilities were studied and a comparative analysis of the number of people employed in these places with the number of winners with intellectual disabilities was carried
The scientific novelty lies in the fact that for the first time the results of the professional competition Abilimpics were analyzed in terms of its effectiveness for participants with intellectual disabilities; insufficient number of persons with intellectual disabilities who participated in the competition, unequal conditions of participation, insufficient number of proposals from employers for the winners of the competition, etc. were revealed.
Practical significance. The conducted research allowed the authors to make proposals to improve the effectiveness of career guidance and employment of college graduates with intellectual disabilities.
Keywords: professional socialization; professional skills competition; persons with mental retardation; students with intellectual disabilities; employment; career guidance.
Проблема профессиональной социализации и трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями не нова, она волновала общество всегда и в настоящее время является одной из самых обсуждаемых среди ученых-дефектологов и практиков, поскольку напрямую связана с процессами интеграции человека с интеллектуальным нарушением в обществе и качеством его жизни.
В международных и российских нормативно-правовых документах закреплен принцип: умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, в частности «имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.
Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей»1.
Вопросы профессиональной подготовки и последующего трудоустройства лиц с умственной отсталостью обсуждались в работах Б. В. Белявского, Г. В. Васенкова, Г. М. Дульнева, В. Ю. Карвялиса, Е. А. Ковалевой, В. В. Кор-кунова, А. Р. Маллера, С. Л. Мирского, У М. Муртузалиевой, О. В. Титовой и др.
Ученые признают, что для людей с интеллектуальными нарушениями роль труда так же велика, как и для других членов общества: он способствует их самореализации, поскольку в труде они могут развивать свою активность, осознавать полезность обществу; труд обеспечивает им средства для ведения самостоятельной жизни; в процессе трудовой деятельности, в повседневном общении с коллегами происходит их личностное развитие, расширяется круг общения, появляются новые интересы и потребности.
Исследования Г. М. Дульнева являются основополагающими для современной системы трудового обучения умственно отсталых школьников. Он одним из первых показал значение и пути реализации коррекционно-развивающих задач в процессе трудового обучения умственно отсталых детей [4].
В настоящее время разработаны психолого-педагогические и методические основы профессиональной подготовки [2, 4-6, 7, 9], организационные формы и технологии [1, 2, 10-13, 15-16], пути реализации индивидуального и дифференцированного подходов к обучающимся с умственной отсталостью в профессионально-трудовом обучении [7, 9-10]. Поставлен вопрос о необходимости сопровождаемого трудоустройства для лиц с интеллектуальными нарушениями [7-8].
Школы, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, ориентированы на профессиональную трудовую подготовку учащихся по доступным им профессиям [14]: слесаря, столяра, плотника, переплетчика, штукатура-маляра, озеленителя, санитарки; по профессиям, связанным с сельскохозяйственным трудом, и др. Перечень предлагаемых профессий может расширяться в зависимости от потребностей города, местности, где они проживают, и их возможностей.
Трудовая подготовка учеников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (АООП, вариант 2, специальная индивидуальная программа развития (СИПР)) направлена на овладение ими простейшим обслуживающим трудом (уборщик производственных помещений, машинист уборочных машин и др.), ремеслами [14]. Они учатся работать в столярной, керамической, ткацкой, валяльной, свечной и других мастерских.
1 Декларация о правах умственно отсталых лиц (принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года) // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения: 13.12.2022).
Выпускники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут продолжить профессиональное обучение в обычных или коррекционных группах профессиональных образовательных организаций.
В последнее десятилетие можно отметить следующие изменения в профессиональном обучении лиц с интеллектуальными нарушениями: расширение перечня профессий, предлагаемых для освоения лицам с интеллектуальными нарушениями; получение профессиональной подготовки в колледже выпускниками школ с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, в то время как ранее их образование ограничивалось лишь школьным обучением; появление новых форм профориентации и привлечения внимания общества к проблемам трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями (чемпионат «Абилимпикс», конкурс «Лучший по профессии», фестиваль профессий и др.).
В международном конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» участвуют инвалиды и люди с ОВЗ, в том числе лица с интеллектуальными нарушениями. Задачи «Абилимпикса»: помощь участникам в поиске будущего места работы; демонстрация профессиональных возможностей лиц с ОВЗ; обмен опытом в сфере адаптации лиц с ОВЗ и инвалидов.
В конкурсе принимают участие представители трех возрастных категорий: школьники (с 14 лет); студенты; специалисты (выпускники, нуждающиеся в трудоустройстве).
В данной статье приведены результаты изучения компетенций, в которых принимают участие лица с интеллектуальными нарушениями, и трудоустройства выпускников колледжей Москвы с интеллектуальными нарушениями благодаря конкурсам «Абилимпикс».
Методы исследования: анкетирование администрации и педагогов колледжей, ответственных за работу с обучающимися с ОВЗ, в том числе за их трудоустройство и участие в конкурсах «Абилимпикс».
Была разработана анкета для образовательных организаций, реализующих адаптированные программы профессионального обучения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В нее включены следующие вопросы:
1. Наименование образовательной организации.
2. С какого года обучающиеся вашей организации с ОВЗ и/или инвалидностью участвуют в чемпионате «Абилимпикс»?
3. Какие профессии получают обучающиеся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) в вашей образовательной организации?
4. В каких компетенциях чемпионата «Абилимпикс» принимают участие обучающиеся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)?
5. Сколько всего было призеров (с момента начала участия вашей организации), занявших 1, 2, 3-е места в чемпионате «Абилимпикс»?
6. Были ли среди них обучающиеся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)? Если да, то сколько (можно примерно).
7. Были ли предложения по трудоустройству участников чемпионата «Аби-лимпикс» с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)? Если да, то от каких организаций?
8. Сколько обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью), принимавших участие в чемпионате «Абилимпикс», трудоустроены? Где и кем они работают?
9. Сколько обучающихся принимали участие в VIII Московском чемпионате «Абилимпикс-2022» от вашей организации?
10. Сколько из них лиц с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)?
Выборку исследования составили десять московских колледжей, обучающих студентов с интеллектуальными нарушениями и принимающих участие в чемпионате «Абилимпикс»: колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Московский техникум креативных индустрий им. Л. Б. Красина, колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23, колледжи сферы услуг № 3, 10, 32, колледж малого бизнеса № 4, Московский образовательный комплекс им. Виктора Талалихина, образовательный комплекс градостроительства «Столица», технологический колледж № 21.
Анкетирование проводилось в ноябре 2022 года. Анализ результатов опроса показал, что колледжи имеют разный опыт участия в чемпионате «Абилимпикс». Например, образовательный комплекс градостроительства «Столица» первым среди российских колледжей включился в это движение, на его базе был организован презентационный чемпионат «Абилимпикс-2014». В 2015 году к участию в конкурсе присоединился технологический колледж № 21, в 2016 году — еще четыре учебные организации: колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, колледж сферы услуг № 10, Московский образовательный комплекс им. Виктора Талалихина, колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23, в 2017 году — Московский техникум креативных индустрий им. Л. Б. Красина, колледж малого бизнеса № 4, колледж сферы услуг № 32, в 2019 году — колледж сферы услуг № 3.
В перечисленных учебных заведениях обучающиеся с умственной отсталостью осваивают разные профессии. В пяти из них получают профессии рабочего зеленого хозяйства, швеи; в трех — слесаря по ремонту автомобилей, повара, столяра; в двух — кондитера, маляра, оператора ЭВМ. Кроме того, студентам с интеллектуальными нарушениями предлагаются профессии: переплетчика, брошюровщика, машиниста уборочных машин, слесаря механосборочных машин, мастера по бисероплетению, облицовщика-плиточника, лепщика архитектурных деталей, изготовителя художественных изделий из керамики, ткача, сборщика обуви, обувщика, садовника.
В конкурсе «Абилимпикс» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями принимают участие в более чем 30 компетенциях:
- слесарное дело, ремонт и обслуживание автомобилей;
- столярное дело, резьба по дереву, мебельщик;
- кирпичная кладка, облицовка плиткой, сухое строительство и штукатурные работы, малярное дело;
- ландшафтный дизайн, флористика;
- художественное вышивание, художественный дизайн, бисероплетение, дизайн плаката, изобразительное искусство, лозоплетение;
- брошюровка и переплетное дело;
- кондитерское дело, кулинарное дело, поварское дело, пиццайоло;
- швея, портной, закройщик;
- ремонт обуви;
- гончарное дело;
- клининг.
Анализ числа призеров чемпионата «Абилимпикс» показал, что наибольшее количество участников, занявших призовые места, было в колледже индустрии, гостеприимства и менеджмента (150 человек с ОВЗ, из них 50 с интеллектуальными нарушениями), технологическом колледже № 21 (73 и 20 соответственно) и образовательном комплексе градостроительства «Столица» (70 и 37 соответственно), в колледже малого бизнеса № 4 (50 и 10 соответственно). Значительно меньшее количество участников, занявших призовые места, было в колледже сферы услуг № 10 (32 человека с ОВЗ, из них 5 с интеллектуальными нарушениями), колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 (25 и 4 соответственно), колледже сферы услуг № 32 (17 и 1 соответственно), Московском образовательном комплексе им. Виктора Талалихина (14 и 6 соответственно), колледже сферы услуг № 3 (10 человек с ОВЗ, лиц с интеллектуальными нарушениями нет), Московском техникуме креативных индустрий им. Л. Б. Красина (8 и 6 соответственно).
На число призеров чемпионата «Абилимпикс» в колледжах оказали влияние следующие факторы: количество студентов с ОВЗ, обучающихся в колледже, и их состав (по тяжести нарушения); продолжительность участия в конкурсах чемпионата «Абилимпикс» (ранее указывалось, что некоторые колледжи участвовали уже в семи таких конкурсах, а другие — только в четырех, следовательно, педагогический состав колледжей имел разный опыт подготовки студентов к состязанию). Основной задачей на этом этапе было выявить соотношение участников с ОВЗ без интеллектуальных нарушений и участников с интеллектуальными нарушениями. По результатам подсчетов оказалось, что с 2015 по 2021 год призерами на Всероссийском этапе чемпионата «Абилимпикс» из десяти колледжей были 310 человек с ОВЗ, не имеющих интеллектуальных нарушений, и 139 человек, имеющих интеллектуальные нарушения. Эти числа показывают, что участники с ОВЗ, не имеющие интеллектуальных нарушений, более чем в 2 раза чаще получают призовые места, чем участники с интеллектуальными нарушениями.
Далее мы проследили соотношение студентов с ОВЗ и с интеллектуальными нарушениями на примере участия в VIII Московском чемпионате
«Абилимпикс-2022». Больше всего обучающихся было из колледжа индустрии, гостеприимства и менеджмента (88 человек с ОВЗ, из них 52 с интеллектуальными нарушениями), Образовательного комплекса градостроительства «Столица» (44 и 19 соответственно), колледжа малого бизнеса № 4 (40 и 5 соответственно). Несколько меньше — из колледжа сферы услуг № 10 (30 человек с ОВЗ, из них 2 с интеллектуальными нарушениями), технологического колледжа № 21 (28 и 5 соответственно), колледжа сферы услуг № 3 (22 и 2 соответственно). Самое низкое число участников было из колледжа сферы услуг № 32 (12 человек с ОВЗ, из них 1 с интеллектуальными нарушениями), колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 (10 и 1 соответственно), Московского образовательного комплекса им. Виктора Талалихина (4 человека с ОВЗ, из них все четверо с интеллектуальными нарушениями), Московского техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина (4 человека с ОВЗ, из них 2 с интеллектуальным нарушением).
По итогам подсчетов выявлено, что для участия в VIII Московском чемпионате «Абилимпикс-2022» от десяти колледжей было представлено 189 участников с ОВЗ без интеллектуальных нарушений и 93 участника с интеллектуальными нарушениями.
Таким образом, сопоставляя результаты, можно сделать следующие выводы: в среднем в чемпионате «Абилимпикс» участвует в два раза меньше студентов с интеллектуальными нарушениями, чем студентов с ОВЗ, не имеющих интеллектуальных нарушений, несмотря на известный факт, что число детей с интеллектуальными нарушениями значительно превышает количество детей с ОВЗ, не имеющих интеллектуальных нарушений. Наши наблюдения показывают, что если в компетенции участвуют лица с ОВЗ, не имеющие интеллектуальных нарушений, то, как правило, призовые мета занимают они.
Далее нами были подвергнуты анализу полученные данные с предложениями о трудоустройстве призерам с интеллектуальными нарушениями за весь период чемпионата «Абилимпикс» и количество трудоустроенных. Как показали результаты, победителям поступили предложения о трудоустройстве от кли-нинговых компаний, жилищно-коммунальных хозяйств (ООО «УПЦ «Кли-нинг-мастер», городская клиническая больница № 6, ГБУ «Жилищник Ивановского района», ООО «Чистый лист», ЖКХ микрорайонов Царицыно, Зябликово), строительных компаний (ООО «ФЛЭТ и Ко»; ООО «Су-93», АО «ПИК-Индустрия», ООО «Инстал»), организаций, производящих страховочное оборудование (ООО «Vento»), предприятий питания («Вкусно и точка»), организаций, занимающихся производством текстильных изделий (ООО «ДДС Экспорт и Импорт»), производством обуви (ЗАО МОФ «Парижская коммуна»). Также рабочие места были предложены Московским метрополитеном и ГУП «Автомобильные дороги».
Предоставляют рабочие места благотворительные фонды (БФ) и образовательные организации: БФ «Круг», БФ «Жизненный путь», Образовательный
комплекс градостроительства «Столица». Это свидетельствует об удовлетворенности профессиональной подготовкой студентов с интеллектуальными нарушениями, о том, что работодатели не боятся приглашать на работу лиц с ОВЗ, в частности с интеллектуальными нарушениями.
Сравнительный анализ показал, что из 139 человек с интеллектуальными нарушениями, продемонстрировавших свои таланты на чемпионате «Абилим-пикс», только 67 человек смогли трудоустроиться, то есть половина.
В разных колледжах ситуация с трудоустройством отличается. В лучшую сторону можно отметить Образовательный комплекс градостроительства «Столица» — из 37 победителей 32 трудоустроены. Однако в ряде колледжей трудоустроена только половина призеров чемпионата «Абилимпикс» (технологический колледж № 21, колледж малого бизнеса № 4, Московский образовательный комплекс им. Виктора Талалихина), а в большинстве — значительно меньше. Выявленный факт требует проведения дополнительного исследования, посвященного анализу причин такой ситуации, а также обмена опытом между колледжами по вопросам трудоустройства выпускников.
Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы.
В московских колледжах расширен спектр профессий, предлагаемых обучающимся с интеллектуальными нарушениями, которые они успешно осваивают, показывая высокие результаты на конкурсах, в частности на чемпионате «Абилимпикс» (где принимают участие в 30 компетенциях).
Работодатели проявляют интерес к участникам чемпионата «Абилимпикс» и предлагают им рабочие места по профессии, однако предложений недостаточно. Только половина победителей и призеров чемпионата «Абилимпикс», имеющих интеллектуальные нарушения, трудоустроены. Ситуация с разным количеством трудоустроенных с интеллектуальными нарушениями требует изучения причин, которые затрудняют поиск рабочих мест и препятствуют работе по профессии.
Количество участников конкурса с интеллектуальными нарушениями примерно в два раза меньше, чем студентов с ОВЗ без интеллектуальных нарушений. И количество победителей среди лиц с интеллектуальными нарушениями более чем в два раза меньше, чем победителей с ОВЗ, не имеющих интеллектуальных нарушений. Это можно объяснить тем, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями обладают меньшей конкурентоспособностью по сравнению с обучающимися с ОВЗ, не имеющими интеллектуальных нарушений. Особенно если принять во внимание то, что число детей с этим заболеванием обычно превышает количество детей с другими недугами.
Обучающимся с интеллектуальными нарушениями трудно конкурировать с иными участниками с ОВЗ, не имеющими интеллектуальных нарушений. Этим можно объяснить небольшое число победителей и призеров среди молодых людей с нарушениями интеллекта.
Таким образом, «Абилимпикс» обнажает проблему неконкурентоспособности лиц с интеллектуальными нарушениями в сравнении с лицами с ОВЗ, не имеющими интеллектуальных нарушений.
На деловой программе чемпионата «Абилимпикс» было внесено предложение об организации внутри него специального чемпионата для лиц с интеллектуальными нарушениями. Это поможет не только обеспечить равные условия участия для всех ребят, но и включить в состав участников лиц с более тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Введение специального чемпионата «Абилимпикс» позволит большему числу участников с интеллектуальными нарушениями участвовать в соревнованиях по профессиональному мастерству.
Подвоя итоги, нужно отметить, что участие в конкурсах профессионального мастерства — один из важных путей, обеспечивающих мотивацию лиц с интеллектуальными нарушениями трудиться по профессии, позволяющих осознать себя самоценным членом общества, продемонстрировать свои профессиональные качества. Важно повышение осведомленности социума о возможностях лиц с интеллектуальными нарушениями и привлечение работодателей к оценке сформированных компетенций обучающихся.
Список источников
1. Белявский Б. В. Вопросы трудового обучения и профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной образовательной организации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 8. С. 10-17.
2. Васенков Г. В. Организация начальной профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся на базе УВК № 102 г. Москвы // Инновации в российском образовании. 1999. С. 80-93.
3. Декларация о правах умственно отсталых лиц. (Принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года) [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения: 13.12.2022).
4. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе: психолого-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1969. 213 с.
5. Карвялис В. Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ (на примере Литовской ССР): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03. Шауляй: [б. и.], 1988. 369 с.
6. Коркунов В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание). М.: Мин-во образования РСФСР, 1990. 30 с.
7. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. 208 с.
8. Мануйлова В. В. Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в процессе их трудоустройства // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 59. Ч. 2. С. 199-203.
9. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: учеб. пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 183 с.
10. Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушением интеллектуального развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 7-8 ноября 2012 г. / под науч. ред. И. М. Яковлевой. М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. 256 с.
11. Мозговой В. М. [и др.]. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. М.: Академия,
2010. 224 с.
12. Муртузалиева У. М. Повышение роли производительности труда в целях совершенствования профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. М.: [б. и.], 1980. 15 с.
13. Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И. М. Яковлева [и др.]; под ред. И. М. Яковлевой. М.: ИНФРА-М, 2023. 382 с.
14. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2017. 365 с.
15. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта: монография / В. В. Коркунов [и др.]; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования; под ред. В. В. Коркунова. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т,
2011. 209 с.
16. Титова О. В. Механизм привлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в систему профессионального обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2019. № 5. С. 13-20.
References
1. Belyavsky, B. V. (2017). Questions of labor training and professional orientation of students with intellectual disabilities in the conditions of a special educational organization.
Education and Training of Children with Developmental Disabilities, 8, 10-17. (In Russ.).
2. Vasenkov, G. V. (1999). Organization of initial vocational training of mentally retarded students on the basis of the UVK No. 102 of Moscow. Innovations in Russian Education, 80-93. (In Russ.).
3. Declaration on the Rights of Mentally Retarded Persons. (1971). (Adopted by General Assembly resolution 2856 (XXVI) of December 20, 1971). UN. (in Russ.). Retrieved from https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml
4. Dulnev, G. M. (1969). Fundamentals of labor training in an auxiliary school: psychological and pedagogical research. Moscow: Pedagogy, 213 p. (In Russ.).
5. Karvialis, V. Yu. (1988). Social and labor adaptation of graduates of special schools (on the example of the Lithuanian SSR). Dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.03. Shauliai. 369 p. (In Russ.).
6. Korkunov, V. V. (1990). Social and labor adaptation of students and graduates of auxiliary schools (principles, organization and content). Moscow: Ministry of Education of the RSFSR. 30 p. (In Russ.).
7. Maller, A. R., & Tsikoto, G. V. (2003). Education and training of children with severe intellectual disability. Moscow: Academy. 208 p. (In Russ.).
8. Manuylova, V. V. (2018). Support of persons with disabilities and disabilities of young age in the process of their employment. Problems of Modern Pedagogical Education, release 59, part 2, 199-203. (In Russ.).
9. Mirsky, S. L. (1988). Methods of vocational and labor training in an auxiliary school. Textbook for teachers. Moscow: Enlightenment. 183 p. (In Russ.).
10. Modernization of pre-professional and primary vocational education of persons with intellectual disabilities. (2012). Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, November 7-8, 2012. Under the scientific editorship of I. M. Yakov-leva. Moscow: GBOU VPO MSPU. 256 p. (In Russ).
11. Mozgovoy, V. M., Yakovleva, I. M., & Eremina, A. A. (2010). Fundamentals of oligophrenopedagogics. Textbook manual for students of secondary educational institutions. Moscow: Academy. 224 p. (In Russ.).
12. Murtuzalieva, U. M. (1980). Increasing the role of labor productivity in order to improve vocational training in an auxiliary school. Abstract dissertations for the degree Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.03. Moscow. 15 p. (In Russ.).
13. Yakovleva, I. M., Bratkova, M. N., Karanevskaya, O. V., Titova, O. V., & Afanasye-va, Yu. A. (2023). Pedagogy and psychology of children with mental retardation (intellectual disabilities). Edited by I. M. Yakovleva. Moscow: INFRA-M. 382 p. (In Russ.).
14. Approximate adapted basic general education program for students with mental retardation (intellectual disabilities). (2017). Moscow: Enlightenment. 365 p. (In Russ.).
15. Korkunov, V. V., Bryzgalova, S. O., Zak, G. G., & Gnatyuk, A. A. (2011). Professional and labor training, education and adaptation of students with intellectual disabilities. Monograph. Ural State Pedagogical University, Institute of Special Education. Edited by V. V. Korkunov. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. 209 p. (In Russ.).
16. Titova, O. V. (2019). Mechanism of attracting persons with intellectual disabilities into the system of vocational training. Education and Training of Children with Developmental Disabilities, 5, 13-20. (In Russ.).