Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 4. С. 83-94.
УДК 377.6+376.2
ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИИ В СИСТЕМЕ СПО ЧЕРЕЗ КОНКУРС «АБИЛИМПИКС»
Романовский С. А.
Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат,
Новокузнецк; Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены процессы адаптации и профориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях среднего профессионального образования. Изложена структура конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» в системе современного образования. Показана связь между конкурсом профессионального мастерства «Абилимпикс» и инклюзивной образовательной средой. Показаны возможны риски и описаны пути их решение при интеграции в образовательную систему конкурса «Абилимпикс». Сделан вывод, что дальнейшая интеграция подобных конкурсов будет являться неотъемлемой частью современного инклюзивного образования, позволит решать проблемы адаптации, профориентации, трудоустройства и социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе, будет способствовать их профессиональному и личностному росту.
Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; адаптация; среднее профессиональное образование; профориентация; конкурсы профессионального мастерства; Абилимпикс.
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, реализация прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в области образования является одной из приоритетных задач. В современном образовании одним из основных направлений является организация оптимальных условий и осуществление образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для этого создаются безбарьерные образовательные среды и специальные образовательные условия. Данные требования регламентируются следующими основными международными и федеральными законами:
• Конституция российской федерации;
• Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.;
• Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
• Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
83
• Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Образовательные условия для организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья прописаны в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 79.
Общий контингент инвалидов в нашей стране по данным Федерального реестра инвалидов на сентябрь 2021 года составляет 10,7 млн человек, что составляется примерно 13,5% от общего числа населения страны. Доля работающих инвалидов в общей численности - 26,33%. Одним из возможных факторов увеличения доли работающей части инвалидов является формирование специальных условий для получения профессионального образования.
Обеспечение доступности среднего профессионального образования означает, что любой человек, независимо от состояния ее здоровья и личностных особенностей, имеет право принимать участие в образовательном процессе среднего профессионального образования при подтверждении соответствующего уровня образования, необходимого для поступления (основное общее образование или среднее общее образование).
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями, которые, как правило, обучаются в системе среднего профессионального образования, являются субъектами с особым правовым статусом в сфере образования. В правовых положениях, касающихся развития и обучения таких лиц, существуют особенности в связи с необходимостью предоставления им дополнительных гарантий в виде особых условий для получения образования. Без этих гарантий образование больше не будет доступным. Требования к специальным условия отображены в статье 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Цель статьи, изучение формирования инклюзивной образовательной среды средствами конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс».
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме и, в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии [1].
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2]. Одним из необходимых условий реализации принципов инклюзии в средних профессиональных образовательных организациях является создание адаптивной (инклюзивной) среды, которая подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3].
Одной из целей инклюзивного образования является формирование способности адаптации к образовательной среде. Адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении [4]. Адаптация к обучению в
84
профессиональных учебных заведениях характеризуется изменениями условий и специфики учебного плана. Эффективность адаптации напрямую связана со здоровьем, возможностью психического состояния, а также способностью воспринимать и обрабатывать информацию. Особо остро стоит адаптация обучающихся с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья. Многие вчерашние школьники из-за особенностей здоровья находились на домашнем или дистанционном обучение. В таких условиях их социальные и коммуникативные навыки являются минимальными. В моменты обучения отсутствовали, или сводились к минимуму, личные контакты с другими учениками и педагогами. Формирование правильной инклюзивной образовательной среды позволит упростить и ускорить процесс адаптации. Инклюзивная образовательная среда должна реализовывать социальную модель инвалидности. Социальная модель предполагает, что существуют физические и организационные барьеры, стереотипы и предрассудки, которые не позволяют инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья жить и учиться в полную меру. Надо создавать такие условия, которые помогли бы в преодоление вышесказанных проблем и формировали общественное сознание таких людей как равных. При правильном формирование общественного сознания процесс адаптации будет успешнее. Как правило над адаптацией обучающихся с инвалидность или ограниченными возможностями здоровья совместно работают различные службы образовательной организации, в которые входят педагоги-предметники, мастера, кураторы, социальные педагоги, психологи, воспитатели и педагоги дополнительного образования.
Помимо создания безбарьерной среды и условия адаптации обучающихся, целью инклюзивного образования в системе СПО также является профессиональная подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Современный выпускник образовательных организация среднего профессионального образование должен обладать сформированными профессиональными компетенциями, уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям и быть конкурентоспособным на рынке труда, а также иметь высокую социализацию. Традиционная система образования, не справляясь с подобной задачей, нуждается в значительном преобразовании, отвечающем новым цивилизационным вызовам [5]. Одним из таких преобразований является интеграция конкурсов профессионального мастерства в образовательный процесс. Конкурсы профессионального мастерства являются одними из эффективных форм самореализации и самосовершенствования обучающихся [6].
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья крайне важно найти свой собственный трудовой путь, чтобы успешно интегрироваться в современное общество, поэтому необходимо включить этот тип населения в систему мер профессиональной ориентации.
Профориентацию в широком смысле слова следует трактовать как ряд мер общественного и педагогического воздействия на обучающихся с целью их подготовки к сознательному выбору профессии, основанных на системе государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор
85
трудовой деятельности. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии [7]. Основными направлениями профориентации и профориентационных услуг можно отметить:
• профессиональное информирование - знакомство с различными профессиями, представленными на рынке труда;
• профотбор - определение степени соответствия и пригодности специалистов на конкретном рабочем месте или должности на основе должностных инструкций и нормативных требований;
• профессиональное консультирование - большое количество предлагаемых видов помощи человеку в профессиональном определении для принятия им самостоятельного решения в вопросе выбора профессии, помогает определить дальнейшие направления профессионального обучения и трудоустройства с учётом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических возможностей наряду с предъявляемыми требованиями рынка труда;
• тест на профессию - прохождение специальных тестов, направленных на расшифровку личностных особенностей в профессиональном плане;
• государственная служба занятости - часто оказывает услуги профориентации, направляет на переобучение (если это необходимо) и владеет всей полнотой информации о рынке труда;
• дни открытых дверей - помогают познакомиться с внутренней, скрытой стороной профессий и сделать осознанный профессиональный выбор.
Одним из новых направлений профориентации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является активная деловая и профориентационная программа с участием руководителей профессиональных образовательных организаций, социальных партнеров, представителей Центров занятости и общественных организаций на чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс».
Конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс» как движение, в своей концепции ставит целью эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе [8], развитию новых профессий и трудовой занятости для людей с инвалидностью. Конкурс «Абилимпикс» является участником автономной некоммерческой организации, созданной в 2018 году по инициативе Президента РФ - «Россия страна возможностей».
Конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс» способствует повышению качества подготовку будущих выпускников, помогает формировать профессиональные компетенции, навыки и умения, развивает креативные подходы к решению нестандартных ситуаций в стрессовых условиях, максимально приближенных к работе на производстве. Проведение чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс» строиться по принципу выполнения модульных заданий, на которые отводиться определённое время. Конкурсанты должны уметь оценивать свои силы, правильно распределять предоставленное им
86
время на те задания, которые не вызывают трудностей. Ведь зачастую задания построены таким образом, чтобы полное волнение задания за отведенное время было крайне затруднительным. Участник должен оценивать себя как профессионал, уметь ориентироваться в рабочей обстановке.
Выполнение конкурсного задания проводится в форме практико-ориентированного задания, функцией которого является определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. На VI Национальном чемпионате представлены 79 компетенций, разделенные на категории:
• 1Т - технологии;
• питание;
• промышленные профессии;
• сфера услуг, сервис;
• творческие профессии;
• медицинские профессии;
• декоративноприкладное искусство;
• сфера образования;
• экономика и финансы.
Многие компетенции, представленные на конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс», входят в «ТОП-50 наиболее востребованных и перспективных профессий» в соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями. Список 50 наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей подготовлен на основе «Национального справочника профессий, востребованных на рынке труда, а также списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования», который был разработан по поручению Президента РФ.
Задание для каждой компетенции разрабатывается в соответствие с образовательными или профессиональными стандартами, указываются требования к квалификации, где прописаны умения и знания по профессиональным компетенциям, а также указываются профессии и специальности, по которым участники смогут трудоустроиться после освоения данной компетенции. Модули задания соответствуют модулям ФГОС по ТОП-50, образовательные результаты которых представляют собой компетенции специалистов, соответствующие мировому уровню качества подготовки.
Разработкой задний занимается совет компетенций. Председатель совета должен удовлетворять следующим требованиям:
• иметь опыт работы в разработке КИМов, образовательных программ;
• участвовать в работе федеральных учебно-методических объединений (ФУМО);
• участвовать в работе советов по профессиональным квалификациям (СПК);
• иметь законченное высшее образование, подтвержденное документом государственного образца, и/или документально подтвержденная специальная
87
подготовка в профессиональных областях, соответствующих его направлению деятельности и компетенции;
• и/или предшествующий, не менее чем пятилетний, документально подтвержденный, стаж работы в заявленной области профессиональной деятельности соответствующей компетенции конкурсов «Абилимпикс»;
• владение методиками обучения и работы с инвалидами различных нозологий;
• иметь опыт обучения и подготовки людей с инвалидностью в заявленной области профессиональной деятельности, подтвержденный документально.
Для правильной и грамотной оценки выполненных заданий конкурсантами на площадке компетенции работают эксперты. В их число входят представители работодателей и преподаватели, которые занимались подготовкой обучающихся к данному конкурсу профессионального мастерства. Вовлечение в конкурсное движение работодателей позволяет им оценить уровень сформированности профессиональных компетенций [9]. Все эксперты обязаны пройти курсы повышения квалификации подготовки региональных (национальных) экспертов по программам, которые включают в себя содержательно-методические и технические основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Всего прошло обучение 16586 региональных экспертов в 85 субъектах.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что председатель совета компетенций, а также эксперты площадок, не только профессионалы в той компетенции, в которой проводят свою работу, и имеют опыт обучения и подготовки людей с инвалидностью в заявленной области профессиональной деятельности, а также и педагоги, формирующий инклюзивную образовательную среду.
Национальный чемпионат «Абилимпикс» проводится в Российской Федерации с 2015 года. За шесть лет в России проведено 414 региональных чемпионата «Абилимпикс», в конкурсах приняло участие 39632 школьника, студента и специалиста в возрасте от 14 до 65 лет из 85 субъектов Российской Федерации.
Проведем сравнительный анализ национальных чемпионатов «Абилимпикс» (табл. 1).
Положительная динамика увеличения числа участников (табл. 1) указывает на востребованность конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс». В каждой компетенции задание предусматривает разные уровни сложности и требования к квалификации и делится на отдельные части для школьников, студентов и специалистов. Такая градация позволять формировать инклюзивную образовательную среду и профориентационную работу в непрерывной системе образования.
Стоит отметить и ежегодный рост компетенций, в число которых входят востребованные профессии в субъектах Российской Федерации. Постоянного изменяющиеся условия рынка труда требуют пополнения и расширения списка компетенций.
88
Таблица 1
Сравнительный анализ национальных чемпионатов «Абилимпикс»
Год чемпионата Количество субъектов РФ Количество компетенций Количество участников Нозологии
Нарушение зрения, % Нарушение слуха, % Нарушение опорно-двигательного аппарата, % Ментальные нарушения, % Соматические заболевания, о/ %
2015 29 30 295 - - - - -
2016 61 48 502 39 25 10 15 11
2017 73 67 890 11 29 14 18 28
2018 83 57 1251 12 24 17 21 26
2019 85 62 1292 7 20 18 31 24
2020 81 77 2000 8 21 15 31 25
Для того, чтобы показать своё мастерство на национальном чемпионате, участникам необходимо пройти несколько отборов: на уроне своей образовательной организации, на уровне региона, с 2021 года пройти отборочный этап, и только потом представлять свой регион в финале. Пройдя все этапы, обучающиеся становятся настоящими профессионалами в области той компетенции, в которой выступали. Такой опыт стимулирует выпускников к дальнейшему профессиональному и личностному росту.
Опыт участия является положительным примером для других обучающихся, за счет этого у многих первокурсников процесс адаптации будет проходить значительно быстрее. Мотивация участия даст стимул для обучения и получения профессии, совершенствования профессиональный качеств и навыков.
Регулярно проводимые чемпионаты способствуют развитию профессиональной инклюзии обучающихся, а также выпускников и молодых специалистов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [9].
Подготовка к проведению чемпионатов всех уровней требует значительной, серьезной работы как экспертов, так и преподавателей. Этот чемпионат является не только соревнованием умений и навыков, он является важным шагом на пути развития системы профессионального образования, профессиональной подготовки, трудоустройства для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Поэтому движение «Абилимпикс» является актуальным инструментом для социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [10].
Конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс» является эффективным инструментом мотивации к трудовой деятельности студентов и выпускников в условиях инклюзивного общества [9].
При интеграции конкурса профессионального мастерства в систему среднего профессионального образования необходимо учитывать следующие риски:
1. В описание каждого задания присутствует перечень используемого оборудования, инструментов и расходных материалов, которыми должны быть
89
оснащены площадки для выполнения конкурсного задания. Зачастую, это оборудование дорогостоящее и узкопрофильное. Не всегда бюджет образовательной организации позволяет себе такое оборудование приобрести. И не всегда есть в нем необходимость, когда участие происходит по смежным компетенциям основным профилям обучения. В таком случае для подготовки используют теоретические методы и различные симуляторы, но такой подготовки бывает недостаточно. Данную проблему можно решить договоренностью образовательной организации с площадкой проведения компетенции для подготовки конкурсантов.
2. Знания и умения образовательных стандартов не всегда успевают за динамикой современного мира, особенно это заметно для ГГ-сферы. Эксперт (преподаватель) не всегда может отслеживать все изменения, следовательно, при подготовке могут возникать пробелы, непонимание выполнения некоторых моментов в конкурсном задании. Чаще всего такая проблема возникает на смежных компетенциях основным профилям обучения. Возможными решениями данной проблемы будут:
• создание специализированных курсов по профилям компетенций;
• создание учебно-методических пособий в целях повышения уровня умений и знаний в области профессиональной деятельности и обеспечения подготовки к участию в конкурсе;
• реализация мастер-классов от более опытных экспертов.
3. Рынок труда постоянно находится в трансформации, адаптируясь под современные реалии. И даже не смотря на качественную подготовку, нежелание работодателя брать на работу молодого специалиста обуславливается отсутствием практического опыта и неактуальностью имеющихся базовых знаний [11]. Выходом из данной ситуации должна являться более активная вовлеченность представителей работодателей в формирование движения «Абилимпикс»:
• предлагать изменения в конкурсное задание;
• формировать новые, актуальные компетенции;
• предоставлять места для стажировок с возможным дальнейшим трудоустройством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях главной целью в образовательных организациях среднего профессионального образования становится не просто создание доступной, безбарьерной среды, а инклюзивной образовательной среды, которая должна способствовать развития и становлению личности обучающегося с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечить условия для успешной адаптации на начальных этапах обучения, обеспечить возможность самоопределение на рынке труда через профориентационную работу, для дальнейшей социализации. Одним из необходимы механизмов для достижения поставленных аспектов являются конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс ».
90
Однако, подготовка к чемпионату «Абилимпикс» не должна превратиться просто в «натаскивание» обучающегося по конкретным модулям заданий, необходимо содействовать максимальному расширению его профессионального кругозора, что позволит ему сориентироваться и правильно отреагировать на изменения внешней среды [10].
Дальнейшее развитие движения «Абилимпикс» может серьезно изменить ситуацию в сфере профориентации, мотивации и трудоустройства инвалидов, поскольку помогает эффективно решать проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья [7]. Внедрение элементов конкурса профессионального мастерства позволяет проводить направленную профориентацию. Проводимые социально значимые мероприятия позволяют погрузиться в жизнь людей, страдающих физическими или психическими ограничениями здоровья и помочь убрать барьеры, препятствующие их социализации и интеграции в социум [12]. Стоит также отметить, что конкурс «Абилимпикс» является площадкой для обмена опытом между его участниками
[13].
Проблемы социализации и трудоустройства людей с инвалидностью в современном обществе должны быть решены при взаимодействии всех членов общества, а чемпионаты профессионального мастерства «Абилимпикс» могут стать площадкой для такого сотрудничества и стимулировать работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [12].
Инклюзивная образовательная среда в среднем профессиональном образовании должна способствовать развитию у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья успешной адаптации, социализации, личностного и профессионального роста.
Анализ научной литературы показал, что в современных российских исследованиях мало отображена роль конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» на формирование инклюзивной образовательной среды, несмотря на присоединение РФ к международному движению в 2014 году. Тем не менее в рассматриваемых источниках авторы отмечают положительные качества движения «Абилимпикс», описывают личный опыт подготовки обучающихся и их непосредственное участие, как экспертов.
Список литературы
1. Усова А. С. Образовательная инклюзия как основа социальной инклюзии детей с инвалидностью / А. С. Усова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования : Сборник научных статей международной конференции, Барнаул, 20-24 октября 2015 года / Алтайский государственный университет. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. - С. 89-96.
2. Очирова Т. Л. Инклюзивное образование в СПО / Т. Л. Очирова // Проблемы развития экономики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях : сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Калмыцкого филиала ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», Элиста, 09 октября 2020 года. - Элиста: Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», 2020. - С. 295-296.
91
3. Соколов А. Е. Олимпиадное движение "Абилимпикс" - первый шаг к реализации профессиональной деятельности лиц с ОВЗ / А. Е. Соколов, Е. Г. Татаринова // Молодежь в меняющемся мире: векторы развития в глобальной современности : материалы X всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 29 марта 2019 года / Уральский государственный педагогический университет; Ответственный редактор В.А. Герт. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. - С. 199-203.
4. Кирилова Л. Г. Адаптация в современных условиях студентов в организациях СПО / Л. Г. Кирилова // Вестник магистратуры. - 2015. - № 6-1(45). - С. 132-133.
5. Казимирова Е. В. Инклюзивное образование в условиях образовательной организации СПО / Е. В. Казимирова // Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия : Сборник материалов региональной научно-практической конференции, Элиста, 31 января 2018 года. - Элиста: Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО "Московский государственный гуманитарно-экономический университет", 2018. - С. 54-57.
6. Романовский С. А. Формирования профессиональных компетенций лиц с инвалидностью и ОВЗ через конкурс "Абилимпикс" / С. А. Романовский // Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения : Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 29 октября 2021 года. - Ростов-на-Дону: ООО "Издательство ВВМ", 2021. - С. 283-285.
7. Сидоров В. В. Движение "Абилимпикс" как один из способов повышения мотивации к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Сидоров, О. С. Куницына // Инновационное развитие профессионального образования. -2016. - № 1(09). - С. 75-76.
8. Бюрчиева Б. Н. Конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс» как средство социализации и профориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ / Б. Н. Бюрчиева // Проблемы развития экономики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях : сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Калмыцкого филиала ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», Элиста, 09 октября 2020 года. - Элиста: Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», 2020. - С. 269-272.
9. Гареева И. А. Движение "Абилимпикс" как эффективный инструмент мотивации к трудовой деятельности выпускников / И. А. Гареева, О. Курякина // Проблемы высшего образования. - 2019. - № 1. - С. 317-320.
10. Колесникова В. И. Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / В. И. Колесникова, И. С. Борисов-Лавренов // Технологическое образование в системе "Школа-Колледж-Вуз": традиции и инновации : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 12 марта 2020 года / Отв. редактор Ю.Б. Ащеулов. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. - С. 101-104.
11. Грисман С. С. Конкурс профессионального мастерства Абилимпикс как инструмент профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / С. С. Грисман // Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения : Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 29 октября 2021 года. - Ростов-на-Дону: ООО "Издательство ВВМ", 2021. - С. 191-193.
12. Елгина Л. С. Движение "Абилимпикс" как один из способов социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Л. С. Елгина, И. М. Очиров, Н. В. Кондрашова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 5-4(107). - С. 8589. - DOI 10.23670ЛШ.2021.107.5.119.
13. Смирнова Е. В. Социально-педагогическая функция национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" в Г. Кострома / Е. В. Смирнова // Стратегии социального партнерства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью : Материалы межрегиональной научно-практической конференции с
92
международным участием, Кострома, 05 июня 2019 года / Составитель Н.И. Мамонтова. Научный редактор О.Н. Веричева. - Кострома: Костромской государственный университет, 2020. - С. 70-72.
FORMATION OF INCLUSION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION THROUGH THE COMPETITION
"ABILYMPICS"
Romanovski S. A.
Novokuznetsk State Humanitarian-Technical boarding-college, Novokuznetsk, Russian Federation Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation E-mail: [email protected]
There is an acute problem of teaching people with special needs, observing their rights to study, and creating learning conditions for them at the present time. The article considers the processes of adaptation and career guidance of disabled people and persons with disabilities in educational organizations of secondary vocational education. The structure of the professional skills competition "Abilympics" in the system of modern education and the needs of the labor market has been studied. The goals and objectives of the competitive movement are analyzed. The conditions for the formation of competitive tasks, requirements for experts and stages of conducting are described. The analysis of national championships has been carried out and the positive growth of popularity and demand for this championship has been revealed. The connection between the competition of professional skills "Abilympics" and the inclusive educational environment is shown. The possible risks are shown and the ways of their solution are described when integrating professional skill competitions "Abilympics" into the educational system of secondary vocational education. It is concluded that the further integration of such competitions will be an integral part of modern inclusive education, will solve the problems of adaptation, career guidance, employment and socialization of disabled people and persons with disabilities in modern society, will contribute to their professional and personal growth. The following research methods were used: analysis-synthesis, generalization, methods of mathematical processing of research results.
Keywords: inclusion; inclusive education; adaptation; secondary vocational education; career guidance; competitions of vocational skills; Abilympics.
References
1. Usova A. S., Educational inclusion as the basis of social inclusion of children with disabilities, Lomonosov readings in Altai: fundamental problems of science and education, 89 (2015).
2. Ochirova T. L., Inclusive education in SPO, Problems of economic development at the federal, regional and municipal levels, 295 (2020).
3. Sokolov A. E., The Olympiad movement "Abilympics" - the first step to the realization of professional activity of persons with disabilities, Youth in a changing world: vectors of development in global modernity, 199 (2019).
4. Kirillova L. G., Adaptation in modern conditions of students in SPO organizations, Bulletin of magistracy, 6-1(45), 132 (2015).
93
5. Kazimirova E. V., Inclusive education in the conditions of the educational organization SPO, State and prospects of development of inclusive education in the Republic of Kalmykia, 54 (2018).
6. Romanovski S. A., Formation of professional competencies of persons with disabilities and hia through the competition "Abilympics", Development of science and education in conditions of world instability: modern paradigms, problems, solutions, 283 (2021).
7. Sidorov V. V. and Kunitsyna O. S., The Abilympics movement as one of the ways to increase motivation for professional self-determination of disabled people and persons with disabilities, Innovative development of vocational education, 1(09), 75 (2016).
8. Byurchieva B. N., Competition of professional skills "Abilympics" as a means of socialization and career guidance for students with disabilities and HIA, Problems of economic development at the federal, regional and municipal levels, 269 (2020).
9. Gareeva I. A., The movement "Abilympics" as an effective tool of motivation for graduates to work, Problems of higher education, 1, 317 (2019).
10. Kolesnikova V. I. and Borisov-Lavrenov I. S., "Abilympics" movement as an actual tool of socialization of disabled people and persons with disabilities, Technological education in the "School-College-University" system: traditions and innovations, 101 (2020).
11. Grisman S. S., Abilympics professional skill contest as a tool for professional development of students with disabilities and disabilities, Development of science and education in conditions of global instability: modern paradigms, problems, solutions, 191 (2021).
12. Yelgina L. S., Ochirov I. M. and Kondrashova N. V. "Abilympics" movement as one of the ways of socialization and employment of persons with disabilities and disabilities, International Research Journal, 5-4(107), 89 (2021).
13. Smirnova E. V., Socio-pedagogical function of the national championship on professional skills among the disabled and persons with disabilities "Abilympics" in Kostroma, Strategies of social partnership in the fields of education, employment and employment of youth with disabilities and disabilities, 70 (2020).
94