Уровневая классификация задач движения «Абилимпикс» и подготовка студентов-инвалидов и с ОВЗ к участию в чемпионатах
0
сч
в)
01 Z
Тютюева Ирина Анатольевна
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры кор-рекционной педагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», [email protected]
Филютина Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», [email protected]
В статье на основе анализа структурных компонентов профессиональной реабилитации и состояния целевого компонента движения «Абилимпикс». предпринята попытка систематизации и дифференциации задач для специалистов управленческих структур, образовательных учреждений, работодателей и лиц с инвалидность и ОВЗ участвующих в движении «Абилимпикс», предложен уровневый подход к определению задач международного некоммерческого движения «Абилимпикс». Разработанный алгоритм командной работы по подготовке студента с инвалидностью и с ОВЗ к конкурсам по профессиональному мастерству основан на практическом опыте сопровождения студентов инвалидов и лиц с ОВЗ преподавателями кафедры коррекционной педагогики и специальной психология ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Определены задачи, содержание и формы командной работы в процессе сопровождения на этапах подготовке и участия в конкурсе. Впервые выделены задачи предпрофильного уровня движения «Абилимпикс».
Ключевые слова: Абилимпикс, конкурс профессионального мастерства, подготовка к конкурсу, профессиональное мастерство, категории, компетенции, люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, задачи, этапы работы.
Статья публикуется при поддержке внутривузовского гранта «Консолидация усилий специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с разными вариантами развития в условиях цифровизации образования - как ответ на большие вызовы времени»
Abilympics (сокращение от анг. Oliympics of Abilities «олимпиада возможностей) - это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. 1981 год ООН объявил годом инвалидов. Первый Международный чемпионат Абилипикс был проведен в 1981 году в Японии (Токио). [2,3]. Второй Международный чемпионат был проведен в Колубии (Богота) (1985) и была создана Международная Федерация Абилимпикс (International Abilympic Federation) для развития Международного движения Абилимпикс и проведения Международных чемпионатов Абилимпикс. [4,5].
К движению «Абилимпикс» Россия присоединилась в 2014 году. В 2015 году прошли первые региональные чемпионаты и первый национальный чемпионат. В марте 2016 года команда России приняла участие в международном чемпионате, который проходил во французском городе Бордо. В России четвертый национальный чемпионат Абилиммпикс» в 2018 году по четырем возрастным группам (школьники, студенты, мастера). Возрастные границы участников варьировались от 14 до 65 лет. Впервые в нем приняли участники школьники с ограниченными возможностями здоровья. [1]
В настоящее время перед всем мировым сообществом стоит задача успешной социализации лиц с ОВЗ и с инвалидностью. Решение этой задачи не мыслимо без профессиональной реабилитации этих людей. Структурно профессиональная реабилитация включает в себя следующие компоненты: [11]
1. Учет состояния здоровья, потребностей и интересов личности;
2. Профессиональная ориентация с учетом ограниченный возможностей здоровья;
3. Профессиональное обучение;
4. Трудоустройство;
5. Адаптация на рабочем месте, а при необходимости переобучение.
Кроме этого профессиональная реабилитация взаимодействует с социальной, физической и духовной, что способствует повышению качества жизни.
Технологии Международной Федерации «Аби-лимпикс» при их актуализации в России необходимо рассматривать как одно из направлений профессиональной реабилитации инвалидов различных нозологий. [9]
В концепции проведения конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Аби-лимпикс» на 2018 -2020 годы выделена следующая цель: создание в Российской Федерации системы конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.[11,12]
Анализируя научные статьи, мы пришли к выводам, что задачи движения «Абилимпикс» важно дифференцировать, т.к. объектами этого движения являются обучающиеся школ, средних профессиональных и высших учебных заведений и работающие инвалиды; субъектами этого движения являются не только специалисты образовательных организаций, но и работодатели и политики многих стран. Исходя из этого, мы сделали попытку систематизации и дифференциации задач согласно уровню, на котором функционируют конкретные субъекты и объекты «Абилимпикс». Нами были выделены 4 уровня задач функционирования движения «Абилимпикс»: международный, социальный, профессиональный (СПО и ВО), индивидуальный. [10]
Таблица 1
Классификация^задач движения «Абилимпикс»
Международный уровень
1. Развивать мировые гуманистические тенденции, формирования толерантности и организация сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в разных регионах планеты;
2. Способствовать вовлечению соответствую-щих правительств в процесс улучшения профессионального образования и карьерного роста инвалидов;
3. Обмениваться инновационными
Социальный уровень
1. Совершенствовать законодательные акты в области профессиональной ориентации, инклюзивного профессионального образования и адаптации на рабочем месте и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;
2. Поднять на новый уровень общественное восприятие профессиональных возможностей инвалидов и их участие в социально-
экономической жизни;
3. Поддерживать полную интеграция инвалидов в жизнь
Профессиональный уровень (ВО, ПО,НПО)
1. Совершенствовать стандарты профессиональной подготовки для лиц с инвалидностью и ОВЗ;
2. Устранить факторы и условия, блокирующие получение качественного профессионального образования лицами с инвалидностью и ОВЗ;
3. Создать экспертное сообщество в рамках развития про-фессиональ ной подготовки лиц с
Индивидуальный уровень
1. Формировать адекватное отношение к дефекту и компенсаторным возможностям организма;
2. Формировать адекватную самооценку и уровень притязаний, и проектировать индивидуальный жизненный сценарий'
3. Мобилизовать собственные волевые усилия и интеллектуальные ресурсы для осознания профессиональных за-
практиками между странами участниками международного движения «Аби-лимпикс» и актуализировать передовой зарубежный опыт;
4. Способствовать международному обмену и дружбе между участниками;
5. Контактировать на уровне организации по всему миру занимающихся про-фессиональ-ным обучением
Распространять информацию о мировых стандартах квалификации 7. Обмениваться молодыми специалистами между членами «Абилимпикс».
общества, уделяя особое внимание их профессиональному развитию;
4. Развивать стратегическое партнерство с государственными, неправительственными организациями, предприятиями, и образовательными организациями в рамках профориентации и трудоустройства инвалидов;
5. Популяризировать среди детей и родителей широкого спектра возможностей в области профессионального развития людей с инвалидностью;
Участвовать в чемпионатах «Абилим-пикс» регионального уровня с целью создания новых оборудованных рабочих мест для инвалидов;
7. Работодателям содействовать трудоустройству выпускников и специалистов с инвалидностью.
инвалидностью; 4.Создать систему дистанционного обучения экспертного сообщества; 5.Обмениват ься новациями и опытом в профессиональном обучении обучающихся инвалидов через индивидуальное психолого-
педагогическое сопровождение через семинары, конкурсы профессионального мастерства;
6.Формирова ть инклюзивную культуру в профессиональном образовании.
7.Профессион ально-
психологическое сопровождение обучающегося инвалида. в.Социализац ия и трудоустройство
дач, и овладения профессиональными компетенциями;
4. Развивать умение презентовать себя как специалиста на современном рынке труда и при необходимости повышать квалификацию.
Анализирую собственный подход мы пришли к выводу, что в данной классификации необходимо выделить еще один уровень задач - предпрофиль-ный. Предпрофильный уровень охватывает этап школьного обучения детей с ОВЗ и инвалидов, и он имеет свои частные задачи. Перечислим их:
1. Формирование адекватного отношения к труду, к людям труда и результатам труда.
2. Медико-психолого-педагогическая диагностика обучающихся: возможности, способности, интересы,компетенции.
3. Ранняя профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью.
4. Ознакомлением с профилями обучения в школе.
5. Профильная подготовка и обучение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по направлениям школы.
6. Сопровождение семьи обучающегося с инвалидностью и ОВЗ по выбранному профилю.
7. При необходимости создание условий для индивидуальной профессиональной подготовке на конкретное рабочее место.
Как мы видим, выделение этих уровней способствует конкретизации и структурированию задач
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
для специалистов и лиц с инвалидностью и ОВЗ, включенных в движение «Абилимпикс». Важно подчеркнуть, что данные задачи необходимо решать при условии медико-психолого-педагогического, а также юридического сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ на всех уровнях движения «Абилимпикс».
Являясь представителями третьего уровня (Профессионального уровня (ВО, СПО, НПО) мы преподаватели Шадринского государственного педагогического университете выработали для себя следующий алгоритм работы при подготовке к конкурсам «Абилимпикс» и предлагаем обсудить наши подходы внутри заинтересованного профессионального сообщества.
Подготовка к участию лиц с инвалидностью и ОВЗ в профессиональном конкурсе строится по 5 этапам. Для каждого этапа мы определили задачи, содержание и формы работы со студентами - инвалидами и ОВЗ.
Таблица 2.
Алгоритм командной работы по подготовке и сопровождению студента с инвалидностью и ОВЗ _
Этапы Задачи Содержание и формы
1. Сбор базы данных 1. Взаимодействие с деканатами факультетов по созданию базы данных об обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. 2. Анализ анамнестических данных, выявление степени инвалидности, уточнение диагноза, выбор конкурсного направления. - индивидуальные беседы с деканами факультетов и подразделений курирующих студентов с инвалидностью и ОВЗ; - анализ документов, индивидуальных программ реабилитации и адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ.
2. Ориентирово 1. Определение уровня мотивации и профиля конкурсных заданий. 2. Определение общего куратора и конкретных специалистов сопровождающих студентов с ин-ваидностью и ОВЗ. 3. Оформление заявки на участие в конкурсе «Абилимпикс». - сбор данных о студенте для оформления заявки для участия; - ознакомление с программой конкурса; - взаимодействие с кураторами и педагогами по сопровождению по ориентировке в программе конкурса; - индивидуальные занятия со студентами, кураторами и сопровождающими; - отбор для конкурса наиболее эффективных упражнений в обозначенных временных рамках.
3. Этап подготовки к конкурсу 1. Анализ кураторами и студентами конкурсных заданий по выбранному профилю. 2. Подбор и анализ рекомендуемой литературы при подготовке к конкурсным заданиям. 3. Тренинг практических навыков для выполнения конкурсных заданий. 4. Мотивация к качественной подготовке к конкурсу. - индивидуальное сопровождение. - выполнение конкурсных заданий.
4. Основной. Участие в конкурсе 1. Демонстрация профессиональных компетенций по направлению «Психология». 2. Мобилизация личностных ресурсов для выполнения конкурсных заданий. 3. Воспитание нравственно-этических, профессиональных качеств личности будущего специ- Выполнение конкурсных заданий по модулям конкурса. Модуль 1. Психологическое просвещение. Разработать мероприятие (родительское собрание, тренинг, беседа, игра, круглый стол, диспут, интерактив) для родителей старшеклассников по теме: «Как
алиста. помочь своему ребёнку при подготовке и сдаче экзамена». Модуль 2. Психологическая диагностика. Разработать вопросы для анкеты изучения мотивации к учению у обучающихся 3-4 классов; пропаганда ЗОЖ. Модуль 3. Психологическая коррекция или развитие. Подобрать и провести 12 тренинговых упражнения на выбранную экспертами темы: 1. «Как выбрать профессию»; 2 «Способы для снятия эмоционального напряжения». Форма любая
5. Этап осознания 1. Анализ результатов участия при выполнении конкурсных заданий. 2. Рефлексия участников. 3. Определение вектора профессионального развития в ближайшем будущем. 4. Мотивация к получению профессионального образования. - сочинение «Что изменилось во мне после конкурса» «Как на меня повлиял конкурс». - аналитическое подведение итогов со стороны куратора и команды сопровождения и экспертов для совершенствования.
Подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить следующее:
1) При подготовке к профессиональным конкурсным «Абилимпикс» в вузах должна работать команда специалистов - психолога, юриста, преподавателей, с разных факультетов по сопровождению и организации студентов с инвалидностью и ОВЗ, на всех этапах подготовки и участия их в конкурсе.
2) Качество выступления на конкурсе - это совместный результат командной работы. Качество отработки любой задачи: организационной, психологической, педагогической, конкурсной, аналитической при профессиональной подготовке к участию в конкурсе по профессиональному мастерству «Абилимпикс» все работают на результаты конкурса и развитие профессиональных компетенций и личностное развитие студента с инвалидностью и ОВЗ.
Литература
1. Белявский Б. Два конкурса, два разных подхода // Воспитание и обучение с нарушениями развития. 2019 . № 1. С. 3-4.
2. Бикбулатова, А.А. История развития движения Абилимпикс. // Режим доступа: http://www.omkpt.ru/sites/omkpt.ru/files/public/istoriya _razvitiya_abilimpiks.pdf
3. Богинская Ю.В. Образовательная интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 7-8. С. 117-120.
4. Иванов С. А., Алексеевских Д.Ю. Всероссийское общество глухих в движении «Абилимпикс». // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 2. С. 47-52
5. Исследование и исторический анализ деятельности Международной Федерации Абилим-
пикс (International Abilympic Federation). // Режим доступа: http://www.fizkultika.ru/issledovanie-i-
istoricheskij-analiz-deyatelenosti-mejdunarodno.html
6. Мартынова Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями : дис... доктора пед. наук : 13.00.01 / Мартынова Е.А. - Челябинск, 2003. -353 с.
7. Статистика инвалидности в России. // Режим доступа:
http://specialbank.ru/2016/10/18/stats_russia
8. Тимохина Т. В. Тьюторство в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 103-109. doi: 10.32744/pse.2018.5.11
9. Тимохина Т. В., Енова И. В., Горшкова М. А. Перспективы развития тьюторской деятельности в системе подготовки студентов образовательных организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 48-55. doi: 10.32744/pse.2018.6.5
10.Тютюева И.А., Филютина Т.Н., Скоробогато-ва Н.В. Аналитический подход к задачам движения «Абилимпикс» // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия гуманитарные науки. 2018. № 12-2. С. 99-102.
11.Черноскутова, И.А. О подходах к актуализации концепции конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» // Режим доступа
https://kpk.kss45.ru/attachments/article/
12.Чижикова, Е.О. Государственная политика в сфере проведения конкурсов профессионального мастерства // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. № 3 (77) . С. 86-89.
13.Шостырь М.Н. Абилимпикс - территория равных возможностей. // Профессиональное образование. 2016. № 12. С.27-28.
Level classification of mobile tasks "Abilimpix" and
preparation of disabled students and with hia to
participation in championships Tyutyueva I.A., Filyutina T.N.
Shadrin state pedagogical University
The article is based on an analysis of the structural components of vocational rehabilitation and the state of the target component of the Abilimpix movement. an attempt has been made to systematize and differentiate tasks for specialists of administrative structures, educational institutions, employers and persons with disabilities and disabilities participating in the Abilimpix movement, a level approach to defining the tasks of the international non-profit movement Abilimpix is proposed. The developed teamwork algorithm for preparing a student with a disability and with disabilities for professional skills contests is based on the practical experience of escorting students with disabilities and people with disabilities to teachers of the department of correctional pedagogy and special psychology of the FSBEI HE "Shadrinsky State Pedagogical University". The tasks, content and forms of team work in the support process at the stages of preparation and participation in the competition are determined. For the first time, the tasks of the pre-profile level of the Abilimpix movement are highlighted. Keywords: Competition, professional skill, Abilympics, category,
competence, people with disabilities and disabilities in health. References
1. Belyavsky B. Two contests, two different approaches // Education
and training with developmental disabilities. 2019. No. 1. S. 3-4.
2. Bikbulatova, A.A. The history of the development of the Abilimpix
movement. // Access mode:
http://www.omkpt.ru/sites/omkpt.ru/files/public/istoriya_razvitiya
_abilimpiks.pdf
3. Boginskaya Yu.V. Educational Integration of Students with Disabilities and Disabilities // International Scientific Journal "Innovation Science". 2016. No. 7-8. S. 117-120.
4. Ivanov S. A., Alekseevskikh D. Yu. All-Russian Society of the
Deaf in the Abilimpix Movement. // Education and training of children with developmental disabilities. 2018. No 2. S. 47-52
5. Research and historical analysis of the International Abilympic
Federation. // Access mode:
http://www.fizkultika.ru/issledovanie-i-istoricheskij-analiz-
deyatelenosti-mejdunarodno.html
6. Martynova EA. Theoretical foundations of the construction and
functioning of the higher education system for persons with disabilities: dis ... doctors ped. Sciences: 13.00.01 / Martynova EA - Chelyabinsk, 2003 .-- 353 p.
7. Disability statistics in Russia. // Access mode: http://specialbank.ru/2016/10Z18/stats_russia
8. Timokhina TV. Tutoring in a preschool educational organization //
Prospects for science and education. 2018. No. 5 (35). S. 103109. doi: 10.32744 / pse.2018.5.11
9. Timokhina T. V., Enova I. V., Gorshkova M. A. Prospects for the
development of tutoring in the system of preparing students of educational organizations for participation in professional skills contests // Prospects for science and education. 2018. No. 6 (36). S. 48-55. doi: 10.32744 / pse.2018.6.5
10. Tyutyueva I.A., Filyutina T.N., Skorobogatova N.V. An analytical approach to the tasks of the Abilimpix movement // Modern Science. Actual problems of theory and practice. Humanities Series. 2018. No. 12-2. S. 99-102.
11. Chernoskutova, I.A. About approaches to updating the concept of professional excellence contests among disabled people and people with disabilities "Abilimpix" // Access mode https://kpk.kss45.ru/attachments/article/
12. Chizhikova, E.O. State policy in the field of professional skills contests // Correctional pedagogy: theory and practice. 2018. No. 3 (77). S. 86-89.
13. Shostyr M.N. Abilimpix is a territory of equal opportunities. // Professional education. 2016. No 12. P.27-28.
о о и n m S m
О m n m й А
S £ m О
x О m
0
01 n А ы О и А X
s m