Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОНКУРСАМ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОНКУРСАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ / ПОДГОТОВКА К КОНКУРСАМ / АЛГОРИТМЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ / КОМАНДНАЯ РАБОТА / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / STUDENTS WITH DISABILITIES / DISABLED STUDENTS / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / METHODOLOGICAL APPROACHES / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / PROFESSIONAL CONTESTS / PREPARATION FOR COMPETITIONS / TEAMWORK ALGORITHMS / TEAMWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютюева Ирина Анатольевна, Филютина Татьяна Николаевна, Костылева Анастасия Сергеевна

Статистические данные показывают, что около 50 тысяч инвалидов в возрасте 18-30 лет являются потенциальными абитуриентами, однако только 11% поступают в вуз в возрасте 17-18 лет и 1% - после 18. Несмотря на имеющиеся возможности поступления, процент лиц с ОВЗ и инвалидностью, получающих высшее образование, остается крайне низким. В данной статье говорится об актуализации трех методологических подходов в работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в высшей школе: инклюзивный, субъектно - деятельностный, персональный подход. Ядром всех подходов является ценность конкретного человека и каждой персональной личности. Данные подходы важно реализовывать не только в повседневном профессиональном обучении, но и при эпизодическом сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в период подготовки к профессиональным конкурсам «Абилимпикс». На основе анализа научных статей, посвященных задачам движения «Абилимпикс», авторы дифференцировали задачи согласно уровню, на котором функционируют субъекты и объекты движения «Абилимпикс». Авторами статьи были выделены уровни задач функционирования движения «Абилимпикс»: международный, социальный, предпрофильный, профессиональный (СПО и ВО), индивидуальный. В статье проанализирован опыт командной работы по подготовке и сопровождению студентов к конкурсам «Абилимпикс» в Шадринском государственном педагогическом университете. Авторы представляют алгоритм командной работы, в котором выделены этапы (сбор базы данных, ориентировочный, этап подготовки к конкурсу, основной (участие в конкурсе), аналитический, задачи, соответствующие каждому этапу, содержание и формы работы с конкурсантами). При подготовке к профессиональным конкурсам «Абилимпикс» в вузах работает команда сопровождения. Это специалисты - психологи, юристы, преподаватели с разных факультетов по сопровождению и организации студентов с инвалидностью и ОВЗ, на всех этапах подготовки и участия их в конкурсе. Качество выступления обучающегося на конкурсе - это совместный результат командной работы. Этот результат зависит от качества отработки любой задачи: организационной, психологической, педагогической, конкурсной, аналитической. Участие в конкурсах «Абилимпикс» разного уровня способствует не только личностному росту обучающихся и определению вектора их профессионального развития в будущем, но и расширяет перспективы развития команды специалистов сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тютюева Ирина Анатольевна, Филютина Татьяна Николаевна, Костылева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES IN PREPARING STUDENTS WITH DISABILITIES FOR PROFESSIONAL COMPETITIONS

Statistics show that about 50 thousand disabled people aged 18-30 years are potential applicants, but only 11% enter the university at the age of 17-18 years and 1% - after 18. Despite the available admission opportunities, the percentage of people with disabilities who receive higher education remains extremely low. This article discusses the actualization of three methodological approaches in working with students with disabilities in higher education: inclusive, subject - activity, personal approach. The core of all approaches is the value of a particular person and each individual. These approaches, it is important to implement not only in daily training but also for occasional support of students with special needs and disabilities in the period of the preparation of the professional competitions “Abilympics”. Based on the analysis of scientific articles devoted to the tasks of the movement “Abilympics”, the authors differentiated tasks according to the level at which there are subjects and objects of the movement “Abilympics”. The authors of the article highlighted the levels of tasks for the functioning of the Abilimpix movement: international, social, pre - professional, professional (SPO and he), individual. The article analyzes the experience of teamwork in preparing and accompanying students to the Abilimpics competitions at the Shadrinsk State Pedagogical University. The authors present a team work algorithm that highlights the stages (database collection, indicative, preparation stage for the competition, main (participation in the competition) analytical, tasks corresponding to each stage, content and forms of work with the contestants). When preparing for a professional competition “Abilympics” in the universities has a team of support. These are specialists - psychologists, lawyers, teachers from different faculties who support and organize students with disabilities and disabilities at all stages of their preparation and participation in the competition. The quality of the student’s performance at the competition is a joint result of teamwork. This result depends on the quality of working out any task: (organizational, psychological, pedagogical, competitive, analytical). Participation in Abilimpix competitions of various levels contributes not only to the personal growth of students and the determination of the vector of their professional development in the future, but also expands the prospects for the development of a team of specialists who support students with disabilities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОНКУРСАМ»

УДК 378.147:376.1 ББК Ч448.44

DO110.26170/po20-05-19 ГРНТИ 14.29.41

Код ВАК 13.00.01; 13.00.03

Тютюева Ирина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, Россия, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3; e-mail: medvedeva452010@mail.ru

Филютина Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, Россия, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3; e-mail: filyutina1960@mail.ru

Костылева Анастасия Сергеевна,

бакалавр 4 курса, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, Россия, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3; e-mail: nastushkitushki@gmail.com

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ограниченные возможности здоровья; студенты с ограниченными возможностями здоровья; студенты-инвалиды; инклюзивное образование; инклюзия; инклюзивная образовательная среда; особые образовательные потребности; методологические подходы; субъектно-деятельностный подход; профессиональные конкурсы; подготовка к конкурсам; алгоритмы командной работы; командная работа.

АННОТАЦИЯ. Статистические данные показывают, что около 50 тысяч инвалидов в возрасте 18-30 лет являются потенциальными абитуриентами, однако только 11% поступают в вуз в возрасте 17-18 лет и 1% - после 18. Несмотря на имеющиеся возможности поступления, процент лиц с ОВЗ и инвалидностью, получающих высшее образование, остается крайне низким. В данной статье говорится об актуализации трех методологических подходов в работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в высшей школе: инклюзивный, субъектно-деятельностный, персональный подход. Ядром всех подходов является ценность конкретного человека и каждой персональной личности. Данные подходы важно реализовывать не только в повседневном профессиональном обучении, но и при эпизодическом сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в период подготовки к профессиональным конкурсам «Абилимпикс». На основе анализа научных статей, посвященных задачам движения «Абилимпикс», авторы дифференцировали задачи согласно уровню, на котором функционируют субъекты и объекты движения «Абилимпикс». Авторами статьи были выделены уровни задач функционирования движения «Абилимпикс»: международный, социальный, пред-профильный, профессиональный (СПО и ВО), индивидуальный.

В статье проанализирован опыт командной работы по подготовке и сопровождению студентов к конкурсам «Абилимпикс» в Шадринском государственном педагогическом университете. Авторы представляют алгоритм командной работы, в котором выделены этапы (сбор базы данных, ориентировочный, этап подготовки к конкурсу, основной (участие в конкурсе), аналитический, задачи, соответствующие каждому этапу, содержание и формы работы с конкурсантами). При подготовке к профессиональным конкурсам «Абилимпикс» в вузах работает команда сопровождения. Это специалисты - психологи, юристы, преподаватели с разных факультетов по сопровождению и организации студентов с инвалидностью и ОВЗ, на всех этапах подготовки и участия их в конкурсе. Качество выступления обучающегося на конкурсе - это совместный результат командной работы. Этот результат зависит от качества отработки любой задачи: организационной, психологической, педагогической, конкурсной, аналитической. Участие в конкурсах «Абилимпикс» разного уровня способствует не только личностному росту обучающихся и определению вектора их профессионального развития в будущем, но и расширяет перспективы развития команды специалистов сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Тютюева, И. А. Реализация методологических подходов при подготовке студентов с ОВЗ к профессиональным конкурсам / И. А. Тютюева, Т. Н. Филютина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 5. - С. 162-169. - DOI: 10.26170/Р020-05-19.

Tyutyueva Irina Anatolievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Shadrinsk

State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia

Filyutina Tatiana Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Professor of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology,

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia

Kostyleva Anastasia Sergeevna,

4 year Bachelor, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОНКУРСАМ

IMPLEMENTATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES IN PREPARING STUDENTS WITH DISABILITIES FOR PROFESSIONAL COMPETITIONS

KEYWORDS: limited health opportunities; students with disabilities; disabled students; inclusive education; inclusion; inclusive educational environment; special educational needs; methodological approaches; subject-activity approach; professional contests; preparation for competitions; teamwork algorithms; teamwork.

ABSTRACT. Statistics show that about 50 thousand disabled people aged 18-30 years are potential applicants, but only 11% enter the university at the age of 17-18 years and 1% - after 18. Despite the available admission opportunities, the percentage of people with disabilities who receive higher education remains extremely low. This article discusses the actualization of three methodological approaches in working with students with disabilities in higher education: inclusive, subject-activity, personal approach. The core of all approaches is the value of a particular person and each individual. These approaches, it is important to implement not only in daily training but also for occasional support of students with special needs and disabilities in the period of the preparation of the professional competitions "Abilympics". Based on the analysis of scientific articles devoted to the tasks of the movement "Abilympics", the authors differentiated tasks according to the level at which there are subjects and objects of the movement "Abilympics". The authors of the article highlighted the levels of tasks for the functioning of the Abilimpix movement: international, social, pre-professional, professional (SPO and he), individual. The article analyzes the experience of teamwork in preparing and accompanying students to the Abilimpics competitions at the Shadrinsk State Pedagogical University. The authors present a team work algorithm that highlights the stages (database collection, indicative, preparation stage for the competition, main (participation in the competition) analytical, tasks corresponding to each stage, content and forms of work with the contestants). When preparing for a professional competition "Abilympics" in the universities has a team of support. These are specialists-psychologists, lawyers, teachers from different faculties who support and organize students with disabilities and disabilities at all stages of their preparation and participation in the competition. The quality of the student's performance at the competition is a joint result of teamwork. This result depends on the quality of working out any task: (organizational, psychological, pedagogical, competitive, analytical). Participation in Abilimpix competitions of various levels contributes not only to the personal growth of students and the determination of the vector of their professional development in the future, but also expands the prospects for the development of a team of specialists who support students with disabilities.

FOR CITATION: Tyutyueva, I. A., Filyutina, T. N. (2020). Implementation of Methodological Approaches in Preparing Students with Disabilities for Professional Competitions. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 162-169. DOI: 10.26170/po20-05-19.

Введение. В настоящее время регистрируется в России 587 тысяч инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. Из них около 50 тысяч являются потенциальными абитуриентами высших образовательных учреждений, но только 11% реально поступает в вуз в возрасте 17-18 лет и 1% - после 18 лет [8]. Фактически, в каждом учреждении высшей школы в России в настоящее время имеют возможность обучаться и обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью. В Шадринском государственном педагогическом университете обучается всего 15 студентов с ОВЗ и инвалидностью по направлениям бакалавриата, магистратуры и аспирантуры: на очном - 9 человек, заочном - 6. Приведем статистику обучающихся по видам нарушений: нарушения двигательной сферы - 2/2, нарушения зрительного аппарата -3/2, соматические нарушения - 4/2.

Статистика свидетельствует о повышении доступности инклюзивного образования, но одновременно о плохой осведомленности подростков с ОВЗ и инвалидностью о возможностях поступления в вуз. В связи с дистанционным обучением в конце 2019-2020 учебного года и усилением цифровизации образования обозначилась проблема отсутствия у 20% обучающихся с

ОВЗ выхода в интернет [8]. Что осложняет профессиональное инклюзивное и дистанционное образование.

Результаты исследования. Методология образования детей с ОВЗ и инвалидов опирается на инклюзивный, субъектно-деятельностный и персонализированный подходы, которые формируют гуманистическую парадигму современного образования и новую модель построения образовательных отношений [7].

Идеология инклюзии основана на идее включающего общества. Она означает изменение общества и социальных институтов для того, чтобы они способствовали толерантности к людям другой расы, национальности, вероисповедания, культуры, с ограниченными возможностями здоровья [11]. Готовность общества к изменениям массового сознания - главная предпосылка к инклюзии, которая должна воспитываться в образовании. Инклюзивный подход отражает методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в

© Тютюева И. А., Филютина Т. Н., Костылева А. С., 2020

обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выигрывают все дети (не только дети с особыми потребностями) [7]. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [7].

В настоящее время субъектная проблематика также актуальна в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития студентов. Субъектом, носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект в философии и психологии определяется конкретная личность. Таким образом, субъект в психологии тесно связан с деятельностью [14].

В узком смысле деятельность - сущностная характеристика человеческой жизнедеятельности, она всегда субъектна, у всякой деятельности есть автор. Стать субъектом определенной деятельности - значит освоить эту деятельность, определенным образом относиться к ней, определять для себя смыслы и ценности деятельности, выбирать способы деятельности, контролировать ход и результаты, творчески ее преобразовывать. В таком контексте использовал категорию «субъект» Б. Г. Ананьев. Понятия «субъект» и «деятельность» являются взаимосвязанными. Быть субъектом - значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. И в то же время деятельность не может быть успешно реализована без выхода ее автора, творца в субъектную позицию [1].

Однако понятие субъекта рассматривается в психологии и в более широком значении. Человек как субъект становится способным «превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования».

Начало разработки субъектно-деятельностного подхода связано с именем известного отечественного философа и психолога С. Л. Рубинштейна [1], основная идея которого состоит в том, что человек и его психика формируется, развивается и проявляется в деятельности. Он указывал на необходимость строить «процесс и всю систему образования на основе творческой самодеятельности субъекта (как педагога, так и ребенка)». Согласно мнению С. Л. Рубинштейна, субъектность - «внутренний стержень» личности - предопределяет особую - событийную представленность человека в мире: не только человек вступает в отношения с миром, но и мир не может не учитывать наличия в нем челове-

ка как субъекта познания, преобразования, общения, творчества. Человек способен менять мир и себя вместе с ним, оценивая последствия этих изменений. Именно субъектность позволяет личности, самоопределяясь в имеющихся условиях и адаптируясь к ним, создавать свое пространство деятельности, адекватно собственным качествам выделять в нем фрагменты, задачи, периоды, согласуя их с предъявляемыми требованиями (как внешними, так и внутренними). Она побуждает перестраивать всю систему личностной организации и качеств (включая способности, притязания, мотивы, цели). Вопросами развития в человеке его субъектности в образовательном процессе занимается субъектно-ориенти-рованная дидактика.

Любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности. Результаты исследований (А. В. Брушлинский, В. А. Петровский, А. А. Реан, В. И. Слободчи-ков, У. В. Ульенкова и др.) показывают, как разные типы личностей и группы становятся субъектами [14]. Исходя из анализа данных подходов, можно акцентировать внимание на определении персонализации в подготовке студентов с ОВЗ и инвалидностью. Остановимся на сути понятия персонализации в психологии и педагогике.

Термин «персонализация» получил распространение в науке сравнительно недавно благодаря развитию гуманистическо-антропологических учений, а также философии и психологии персонализма, признающей личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. В этих ориентациях под персонализацией понимается процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность. Персонализация (лат. persona -личность) - процесс осознания субъектом собственной личности как общественно значимой, результатом чего выступает его активная деятельность, нацеленная на трансляцию другим своей индивидуальности [4].

Персонализация - процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с разными людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

Персонализированное образование (или персонализированный подход в образовании) - способ проектирования и реализации образовательного процесса, в кото-

ром учащийся выступает субъектом учебной деятельности. Персонализированный подход базируется на положении, что ребенок учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и если учитываются его индивидуальные особенности. Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Указанные параметры определяются по большей степени самим учащимся, в индивидуализированном обучении - педагогом с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. При этом персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не на усвоение определенного объема знаний. Ученые А. Г. Асмо-лов, Е. И. Казакова подчеркивают: «персонализация - это всегда развитие личности» [1]. Целью персонализации в школах является максимальное развитие образовательного и личностного потенциала каждого учащегося [1]. Подобное понимание персонализации (лат. persona - личность) раскрыто в трудах психологов А. В. Петровского и В. А. Петровского, у которых персона-лизация предстает осознанием субъектом собственной личности и ее значения для общества [7].

Иногда под персонализированным подходом понимают любые педагогические действия, учитывающие индивидуальные и личностные потребности обучающихся. Именно такое понимание персонализации развивает член парламента Великобритании Д. Милибанд в докладе «Choice and Voice in Personalised Learning» (ОЭСР, 2006). Предполагается, что предоставление учащемуся высокой степени автономии при учете его индивидуальных особенностей приведет к повышению качества учебного процесса.

В некоторых моделях персонализированный подход сочетается с методикой полного усвоения. Иными словами, помимо персонализации образовательного процесса предполагается, что учащийся переходит к следующей учебной цели (модулю, теме) только после освоения текущей. Такой подход иногда называется персонализированным компетентностным образованием.

Персонализированный подход часто связывают с использованием цифровых технологий, благодаря которым появляются возможности для его реализации в широкой образовательной практике.

Персонализированный подход рассматривают в числе «характерных акцентов успешных образовательных реформ» конца

1990-х - начала 2000-х. К примеру, К. Робинсон считает персонализацию одним из трех ключевых факторов успеха системы образования Финляндии. По мнению Р. Де Лоренцо, персонализированное образование является вектором для развития системы образования в мире. Персонализация иногда также рассматривается как «ядро» цифровой трансформации образования в России. Обсуждению персонализации в развитии школьного образования в России была посвящена конференция в рамках Восточного экономического форума (2019 г.) [15; 16].

У всех людей выражена разная степень потребности и способности к персонализации. Важным и эффективным средством удовлетворения потребности в персонализации является деятельность. Для студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузах такой деятельностью является учебно-профессиональная деятельность. В последние годы в учебно-профессиональной деятельности предлагаются профессиональные конкурсы различного уровня: олимпиады, различные квесты, игры, конкурсы профессионального мастерства, в том числе конкурс профессионального мастерства для людей с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс».

Эти важные задачи решают специалисты инклюзивного высшего образования по отношению к студентам с ОВЗ и студентам-инвалидам. Инклюзивный, субъектно-деятельностностный, персонализированный подходы в обучении студентов с ОВЗ и инвалидностью реализуются в международном движении «Абилимпикс» [5; 11].

Abilympics (сокращение от анг. Oliympics of Abilities «олимпиада возможностей») -это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. В концепции проведения конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» на 2018-2020 гг. выделена следующая цель: создание в Российской Федерации системы конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе [2].

Анализируя научные статьи и диссертационные исследования [6], мы пришли к выводам, что задачи движения «Абилимпикс» важно дифференцировать, т. к. объектами этого движения являются обучающиеся школ, средних профессиональных и высших учебных заведений и работающие

инвалиды; субъектами этого движения являются не только специалисты образовательных организаций, но и работодатели и политики многих стран. Исходя из этого, мы сделали попытку систематизации и дифференциации задач согласно уровню, на котором функционируют конкретные субъекты и объекты «Абилимпикс». Нами были выделены 5 уровней задач функционирования движения «Абилимпикс»: международный, социальный, предпрофиль-ный, профессиональный (СПО и ВО), индивидуальный. [12; 13]. Особое значение для персонализации студентов с ОВЗ и инвалидностью имеют задачи профессионального и индивидуального уровней.

Задачи профессионального уровня:

1. Совершенствовать стандарты профессиональной подготовки для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

2. Устранить факторы и условия, блокирующие получение качественного профессионального образования лицами с инвалидностью и ОВЗ.

3. Создать экспертное сообщество в рамках развития профессиональной подготовки лиц с инвалидностью.

4. Создать систему дистанционного обучения экспертного сообщества.

5. Обмениваться новациями и опытом в профессиональном обучении инвалидов через индивидуальное психолого-педаго-

гическое сопровождение посредством семинаров, конкурсов профессионального мастерства.

6. Формировать инклюзивную культуру в профессиональном образовании.

7. Профессионально-психологическое сопровождение обучающегося инвалида.

8. Социализация и трудоустройство выпускника.

Задачи индивидуального уровня:

1. Формировать адекватное отношение к дефекту и компенсаторным возможностям своего организма.

2. Формировать адекватную самооценку и уровень притязаний и проектировать индивидуальный жизненный сценарий.

3. Мобилизовать собственные волевые усилия и интеллектуальные ресурсы для осознания профессиональных задач и овладения профессиональными компетенциями.

4. Развивать умение презентовать себя как специалиста на современном рынке труда и при необходимости повышать квалификацию.

Решая обозначенные задачи, преподаватели кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского государственного педагогического университета выработали алгоритм работы при подготовке студентов к конкурсам «Аби-лимпикс» (табл.).

Таблица

Алгоритм командной работы по подготовке и сопровождению студентов с инвалидностью и ОВЗ к конкурсам «Абилимпикс»

Этапы Задачи Содержание и формы

1. Сбор базы данных 1. Взаимодействие с деканатами факультетов по созданию базы данных обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. 2. Анализ анамнестических данных, выявление степени инвалидности, уточнение диагноза, выбор конкурсного направления. - индивидуальные беседы с деканами факультетов и подразделений, курирующих студентов с инвалидностью и ОВЗ; - анализ документов, индивидуальных программ реабилитации и адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ.

2. Ориентир овочный 1. Определение общего куратора и конкретных специалистов, сопровождающих студентов с инвалидностью и ОВЗ. 2. Определение уровня мотивации и профиля конкурсных заданий. 3. Оформление заявки на участие в конкурсе «Абилимпикс». - сбор данных о студенте для оформления заявки для участия; - ознакомление с программой конкурса; - взаимодействие с кураторами и педагогами по сопровождению и изучению программы конкурса; - индивидуальное консультирование студентов кураторами и сопровождающими; - отбор для конкурса эффективных упражнений в обозначенных временных рамках.

3. Этап подготовки к конкурсу 1. Подбор и анализ профессиональной литературы при подготовке к конкурсным заданиям. 2. Анализ кураторами и студентами конкурсных заданий по выбранному профилю. 3. Тренинг практических навыков для выполнения конкурсных заданий. 4. Мотивация к качественной подготовке к конкурсу. - индивидуальное сопровождение; - выполнение тренинговых конкурсных заданий; - самоанализ и анализ выполненных тренин-говых заданий.

4. Основной . Участие в конкурсе 1. Демонстрация профессиональных компетенций по выбранному направлению. 2. Мобилизация личностных ресурсов для выполнения конкурсных заданий. 3. Воспитание нравственно-этических, профессиональных качеств личности будущего специалиста. выполнение конкурсных заданий по модулям конкурса «Абилимпикс».

5. Аналити- 1. Анализ результатов участия при выполнении ческий этап конкурсных заданий.

2. Рефлексия участников.

3. Мотивация к получению профессионального образования.

4. Определение вектора профессионального развития в ближайшем будущем и трудоустройство._

- сочинение «Что изменилось во мне после конкурса» «Как на меня повлиял конкурс»;

- аналитическое подведение итогов со стороны куратора и команды сопровождения и экспертов для совершенствования;

- осознание и коррекция персонального профессионального сценария._

Данный алгоритм командной работы внедряется в практику подготовки студентов к конкурсам. С 2017 г. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Шадринского государственного педагогического университета принимают участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах. К движению «Аб-лимпикс» университет присоединился в 2017 г. и принял участие в компетенции «Учитель начальных классов». После победы на региональном чемпионате студентка представляла вуз и область на всероссийском чемпионате «Абилимпикс» в Москве.

В 2018-2019 учебном году была разработана и представлена к обсуждению экспертного сообщества компетенция «Психология». К участию в региональном чемпионате было подготовлено трое обучающихся. Преподаватели кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского государственного педагогического университета прошли повышение квалификации и получили сертификаты экспертов движения «Абилимпикс».

Заключение. Подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить следующее:

1. В практике профориентационной работы в современном высшем образовании важно учитывать низкую осведомленность подростков с ОВЗ и инвалидностью о возможности поступления в вуз и повышения доступности инклюзивного образования. Важным условием для решения этой проблемы является усиление профориентаци-онного взаимодействия вузов:

- с разными учреждениями (коррекци-онными школами, инклюзивными классами, реабилитационными центрами, службами социальной защиты, службами занятости населения);

- с разными аудиториями (профессиональное сообщество (дефектологи, психологи, тьюторы, логопеды), родители, обучающиеся с ОВЗ, СМИ). Разрабатываются: 1. Адаптированные образовательные программы высшего образования для лиц с различными нарушениями, включенные в инклюзивные группы. 2. Индивидуальное и

групповое сопровождение обучающихся с ОВЗ в процессе высшего профессионального обучения и личностного становления. 3. Дополнительные программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью через факультеты дополнительного образования.

2. Идеология трех подходов (инклюзивного, субъектно-деятельностного, персонализированного) основана на исключении любой дискриминации и обеспечивает равное отношение ко всем обучающимся, ориентировано на их успешность и индивидуальную образовательную траекторию. Для всех подходов образовательного процесса на первое место выходит ценность человека и каждой персональной личности. Введение ФГОС усиливает ответственность педагогического сообщества в плане обеспечения становления личностных (персонализированных) характеристик выпускника.

3. При подготовке к профессиональным конкурсным «Абилимпикс» в вузах должна работать команда сопровождения. Это специалисты - психологи, юристы, преподаватели с разных факультетов по сопровождению и организации студентов с инвалидностью и ОВЗ, на всех этапах подготовки и участия их в конкурсе.

4. Качество выступления обучающегося на конкурсе - это совместный результат командной работы. Этот результат зависит от качества отработки любой задачи: организационной, психологической, педагогической, конкурсной, аналитической. При профессиональной подготовке к участию в конкурсе по профессиональному мастерству «Аби-лимпикс» все работают на результаты конкурса. Результаты конкурса - это не только балльные оценки, но и развитие профессиональных компетенций, а также личностный рост студента с инвалидностью и ОВЗ.

5. Участие в конкурсах разного уровня способствует не только личностному росту обучающихся и определению вектора их профессионального развития в будущем, но и расширяет перспективы развития команды специалистов сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А. Г. Избыточная конкретизация. Нельзя превращать стандарт в корсет / А. Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2019. - № 1-2. - С. 22.

2. Белявский, Б. Два конкурса, два разных подхода / Б. Белявский // Воспитание и обучение с нарушениями развития. - 2019. - № 1. - С. 3-4.

3. Богинская, Ю. В. Образовательная интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Богинская // Инновационная наука. - 2016. - № 7-8. - С. 117-120.

4. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т. Ф. Ефремова. - М., 2004.

5. Иванов, С. А. Всероссийское общество глухих в движении «Абилимпикс» / С. А. Иванов, Д. Ю. Алексеевских / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2018. - № 2. - С. 47-52.

6. Мартынова, Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Мартынова Е. А. - Челябинск, 2003. - 353 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллективная монография / отв. ред. С. В. Алехина. - М. : МГППУ ; ООО «Буки Веди», 2013. - 334 с.

8. Самсонова, Е. В. Ресурсное обеспечение инклюзивного образования / Е. В. Самсонова, М. М. Семаго, В. А. Горбунова. - М. : Эдитус, 2017. - 118 с.

9. Статистика инвалидности в России. - URL: http://specialbank.ru/2016/10/18/stats_russia. - Текст : электронный.

10. Тимохина, Т. В. Перспективы развития тьюторской деятельности в системе подготовки студентов образовательных организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства / Т. В. Тимохина, И. В. Енова, М. А. Горшкова // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6 (36). - С. 48-55.

11. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / И. В. Карпенкова, Е. В. Самсонова, С. В. Алехина [и др.]. - М. : МГППУ, 2017. - 174 с.

12. Тютюева, И. А. Уровневая классификация задач движения «Абилимпикс» и подготовка студентов-инвалидов и с ОВЗ к участию в чемпионатах / И. А. Тютюева, Т. Н. Филютина // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 9.

13. Тютюева, И. А. Аналитический подход к задачам движения «Абилимпикс» / И. А. Тютюева, Т. Н. Филютина, Н. В. Скоробогатова // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2018. - № 12-2. - С. 99-102.

14. Тютюева, И. А. Субъектно-деятельностный подход в высшем образовании студентов-инвалидов при включении в движение «Абилимпикс» / И. А. Тютюева, Т. Н. Филютина, В. А. Юдина // Субъектно-деятельностный подход в специальном и инклюзивном образовании : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Ульяны Васильевны Ульенковой. - Нижний Новгород, 2019.

15. Чижикова, Е. О. Государственная политика в сфере проведения конкурсов профессионального мастерства / Е. О. Чижикова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2018. - № 3 (77). - С. 86-89.

16. Шостырь, М. Н. Абилимпикс - территория равных возможностей / М. Н. Шостырь / / Профессиональное образование. - 2016. - № 12. - С. 27-28.

REFERENCES

1. Asmolov, A. G. (2019). Izbytochnaya konkretizatsiya. Nel'zya prevrashchat' standart v korset [Excessive specification. Can't turn a standard into a corset]. In Obrazovatel'naya politika. No. 1-2, pp. 22.

2. Belyavskii, B. (2019). Dva konkursa, dva raznykh podkhoda [Two contests, two different approaches]. In Vospitanie i obuchenie s narusheniyami razvitiya. No. 1, pp. 3-4.

3. Boginskaya, Yu. V. (2016). Obrazovatel'naya integratsiya studentov s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Educational integration of students with disabilities and disabilities]. In Inno-vatsionnaya nauka. No. 7-8, pp. 117-120.

4. Efremova, T. F. (2004). Tolkovyy slovar' slovoobrazovatel'nykh edinits russkogo yazyka [Explanatory dictionary of derivational units of the Russian language]. Moscow.

5. Ivanov, S. A., Alekseevskikh, D. Yu. (2018). Vserossiyskoe obshchestvo glukhikh v dvizhenii «Abilimpiks» [All-Russian society of the deaf in the Abilympics movement]. In Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. - No. 2, pp. 47-52.

6. Martynova, E. A. (2003). Teoreticheskie osnovy postroeniya i funktsionirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya dlya lits s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami [Theoretical foundations of the construction and functioning of the higher education system for persons with disabilities]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Chelyabinsk. 353 p.

7. Alekhina, S. V. (Ed.). (2013). Psikhologo-pedagogicheskie osnovy inklyuzivnogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical foundations of inclusive education]. Moscow, MGPPU, OOO «Buki Vedi». 334 p.

8. Samsonova, E. V. Semago, M. M., Gorbunova, V. A. (2017). Resursnoe obespechenie inklyuzivnogo obrazovaniya [Resource provision of inclusive education]. Moscow, Editus. 118 p.

9. Statistika invalidnosti v Rossii [Disability statistics in Russia]. URL: http://specialbank.ru/ 2016/10/18/stats_russia.

10. Timokhina, T. V., Enova, I. V., Gorshkova, M. A. (2018). Perspektivy razvitiya t'yutorskoy deyatel'nosti v sisteme podgotovki studentov obrazovatel'nykh organizatsiy k uchastiyu v konkursakh professional'nogo master-stva [Prospects for the development of tutoring in the system of training students of educational organizations to participate in competitions of professional skills]. In Perspektivy nauki i obrazovaniya. No. 6 (36), pp. 48-55.

11. Karpenkova, I. V., Samsonova, E. V., Alekhina, S. V., et al. (2017). Tyutorskoe soprovozhdenie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Tutoring support for children with disabilities in an inclusive education]. Moscow, MGPPU. 174 p.

12. Tyutyueva, I. A., Filyutina, T. N. (2019). Urovnevaya klassifikatsiya zadach dvizheniya «Abilimpiks» i podgotovka studentov-invalidov i s OVZ k uchastiyu v chempionatakh [Level classification of the tasks of the

Abilympics movement and preparation of students with disabilities and disabilities for participation in championships]. In Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. No. 9.

13. Tyutyueva, I. A., Filyutina, T. N., Skorobogatova, N. V. (2018). Analiticheskiy podkhod k zadacham dvizheniya «Abilimpiks» [Analytical approach to the tasks of the Abilympics movement]. In Sovremennaya nau-ka. Aktual'nyeproblemy teorii ipraktiki. Seriya «Gumanitarnye nauki». No. 12-2, pp. 99-102.

14. Tyutyueva, I. A., Filyutina, T. N., Yudina, V. A. (2019). Sub"ektno-deyatel'nostnyy podkhod v vysshem obrazovanii studentov-invalidov pri vklyuchenii v dvizhenie «Abilimpiks» [Subject and activity approach in higher education of students with disabilities when included in the Abilympics movement]. In Sub"ektno-deyatel'nostnyy podkhod v spetsial'nom i inklyuzivnom obrazovanii : sbornik statey po materialam Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 90-letiyu so dnya rozhdeniya Zasluzhennogo deyatelya nauki Rossiyskoy Federatsii, doktora psikhologicheskikh nauk, professora Ul'yany Vasil'evny Ul'en-kovoy. Nizhniy Novgorod.

15. Chizhikova, E. O. (2018). Gosudarstvennaya politika v sfere provedeniya konkursov professional'nogo masterstva [State policy in the field of professional skills competitions]. In Korrektsionnayapedagogika: teoriya i praktika. No. 3 (77), pp. 86-89.

16. Shostyr', M. N. (2016). Abilimpiks - territoriya ravnykh vozmozhnostey [Abilympics - the territory of equal opportunities]. In Professional'noe obrazovanie. No. 12, pp. 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.